Автор Тема: Электротеатр «Станиславский» (Московский драм. театр им. К.С. Станиславского)  (Прочитано 8756 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
http://www.colta.ru/articles/music_classic/3870

«Буду водить группы, чтобы учиться слушать»

КОМПОЗИТОР ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ ЭЛЕКТРОТЕАТРА ПОД УПРАВЛЕНИЕМ БОРИСА ЮХАНАНОВА

Текст: Екатерина Бирюкова

С недавних пор Дмитрий Курляндский — не только один из ключевых персонажей современной российской композиторской сцены, не только глава Международной академии в Чайковском, но еще и музыкальный руководитель электротеатра «Станиславский», который привычнее пока называть Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского. Этой осенью отремонтированный театр открывает первый сезон своей головокружительной новой жизни под руководством Бориса Юхананова.

— Итак, в театре повышается статус музыки, если сочли нужным взять на работу композитора?

— Это полностью была Борина (Юхананова. — Ред.) инициатива. Он всегда проявлял интерес к композиторам. Сначала были Ираида Юсупова, Сережа Загний, то есть наши концептуалисты — того замеса, что и сам Боря. А несколько лет назад ему стала интересна музыка более молодого поколения — ну, от Филановского и моложе. Я бы ее назвал «постпостмодернистская». Когда игровое постмодернистское сознание уже пережевано и обретается какая-то новая целостность высказывания и целостность языка.

На конкурс «кто возглавит театр Станиславского» Боря шел с уже сформированной командой, где я был заявлен в качестве музыкального руководителя. Он сразу спросил меня, готов ли я, помимо того чтобы делать музыку к спектаклям, еще отвечать и за идеологию.

Я хочу протянуть мост между актуальной композиторской сценой и театром. Нам готовы предоставить абсолютную свободу. У нас будут в том числе и концертные программы. С Сережей Красиным идет разговор о регулярном фестивальном проекте FancyMusic в рамках театра. Но, конечно, Боре в первую очередь интересна опера — как работа одновременно музыкальная и театральная. И наш оперный старт — постановка романа-оперы «Сверлийцы». Собственно, моя часть «Сверлийцев» уже дважды дебютировала, сейчас третий раз будет дебютировать, потому что я опять новую версию делаю. А так это — вместе с моей — пять новых опер, от 70 до 120 минут. Авторы: Курляндский, Филановский, Сюмак, Невский, Раннев. То есть на самом деле это СоМа (композиторская группа «Сопротивление материала») — в очередной вариации состава. И так совпадает, что в 2015 году будет 10 лет образования СоМа. Именно весной 2005 года Гюляра Садых-заде написала разгромную статью под названием «Вопли, сопли и икота», которая оказалась программной (смеется). Это было по поводу нашей первой программы «Орфография».

Музыка для «Сверлийцев» сейчас пишется, в сентябре — дедлайн, в октябре начинаем ее записывать, чтобы Боря мог уже разрабатывать постановку и сценографию, и с середины марта заходим в 70-дневный репетиционный период. В закрытом режиме выпускаем по очереди каждую оперу — примерно раз в 12 дней. И к июню мы дойдем до открытых показов. Сначала они будут через день, а потом — в ежедневном режиме. И затем планируем, что это будет регулярно появляться в репертуаре такими пятидневными блоками.

Состав исполнителей в «Сверлийцах»: Московский ансамбль современной музыки, дирижер — Филипп Чижевский, хор Questa Musica, солисты — из ансамбля N'Caged Арины Зверевой.

— В последнее время подобное движение театральных институций в сторону современной композиторской музыки уже перестало быть чем-то уникальным. Но набор композиторских имен уж больно одинаков. Пару лет они фигурировали на «Платформе», теперь там все сворачивается — перемещаемся в электротеатр «Станиславский»…

— Не совсем так. У Бори же есть курс молодых режиссеров — в Мастерской индивидуальной режиссуры, — которые на базе театра довольно много делают: спектакли, лабораторные работы. Я их познакомил с молодыми композиторами, еще учащимися в консерватории. И они пытаются что-то делать вместе. На данный момент это 8 композиторов, довольно разных в эстетическом плане, а будет, я думаю, 10—12. Некоторые из них через «Платформу» прошли, конечно. Но часть — совсем новые имена. В Большом зале пойдут «Сверлийцы». А в Малом, который строится, пойдет эта лаборатория молодых режиссеров и молодых композиторов. Мы хотим это сделать на постоянной основе. И чтобы эти работы входили потом в репертуар.

— И все-таки: вот ты говоришь — СоМа, как будто это такой единый ком. Но вы ведь совершенно разные люди…

— …и с каждым годом все разнее и разнее. Ну, можно сказать, что мое имя на какое-то время — надеюсь, долгое — связано с театром Станиславского. Раннев сейчас рифмуется с Александринкой — он там регулярно делает какие-то проекты. Маноцков — с Серебренниковым. Невский — с лабораторией в ЦИМе, которую он ведет.

— Новая музыка совсем уже переместилась с филармонических площадок на театральные…

— Именно так. Филармонические площадки иногда просто открыто отказываются от новой музыки!

— И из-за этого совершенно непонятно, что значит для нее «подготовленный слушатель», о ком так все стонут. Потому что тот слушатель, который, например, ходит в БЗК и даже имеет музыкальное образование, запросто может оказаться к ней категорически не готов.

— А не надо быть готовым к какой-то конкретной музыке! Это вопрос доверия. Вот такой пример. В начале января, сразу после Нового года, у меня было три концерта в Бельгии. Провинциальный городок. Послепраздничные дни. Довольно большой зал — на 600 мест. Там такой любительский оркестр, который состоит из студентов местной музыкальной академии и бывших выпускников. То есть возраст — от 13 до 69 лет. Такой очень странный оркестр. Моя пьеса оказалась между двумя увертюрами Верди. А во втором отделении — концерт для арфы с оркестром, в котором солировала выпускница академии, теперь солистка Венской филармонии, то есть — гордость города. Они за полгода начали репетировать. За месяц меня пригласили. Я встречался с каждым оркестрантом! Показывал, как надо скрипеть. При этом присутствовал дирижер. Потом они все это отрабатывали и в итоге сделали блестяще.

Так вот. Пришла совсем неподготовленная публика. Три раза по 600 человек. С детьми, с бабушками и дедушками, очень красиво одетая — для них это выход в свет, немножко глинтвейном подзаправленная — зал рядом с рыночной площадью. Чем дальше от Нового года — тем тише был зал. Но в первый день было немножко шумно. Ну, дети переговаривались, перешептывались. Но это нормально, потому что музыка далеко не демократичная, резко-шумовая — это был концерт для двух автомобилей с оркестром. На сцене стояло два Mini.
И после концерта директор академии ко мне подошел, поблагодарил, я ему сказал, что это я его должен благодарить. А он сказал, что нет, он недоволен публикой. Слишком шумная и невнимательно отнеслась к моему произведению. Я говорю: «Что вы, я и не с таким сталкивался!» «Нет, — отвечает, — они должны нам доверять».

Понимаешь, о чем я говорю? Нужно, чтобы человек, приходя в зал, просто доверял программному директору. Потом ты его переизберешь, если захочешь. Но он тебе что-то показывает, имея на то какие-то свои соображения. Соответственно, входя в какую-то внутреннюю дискуссию с тем, что ты видишь или слышишь, ты на самом деле дискутируешь вот с этим директором. А если у человека в принципе есть доверие к тому, с кем он вступает в диалог, то даже если он выслушивает противоположную точку зрения, он ее оценивает и каким-то образом принимает или не принимает. Это и есть единственно возможное правильное слушание.

Нельзя понять музыку. Я сам не понимаю музыку, когда ее слушаю. Ее нельзя объяснить. Правильный слушатель — это не тот, кто пытается ее понять, а тот, кто пытается вступить с ней в диалог и разобраться с самим собой.

А для этого в рамках театра со следующего года мы затеваем «Школу современного зрителя и слушателя». Это такой сложный проект, который включает и лекции, и мастер-классы, и встречи с философами и представителями разных искусств. И в том числе я вот что хочу сделать — я буду водить группы, чтобы учиться слушать. Мы будем собираться и куда-нибудь выезжать. Это может быть общественное пространство, загородное открытое пространство, закрытое пространство, метро, все что угодно. И мы договариваемся — что сейчас, с этой минуты, мы выключаем мобильные телефоны и на 45 минут оказываемся слушателями. Слушателями города, слушателями загорода.

— То есть это не концертное слушание имеется в виду?

— Нет-нет. Это не концертные площадки. Но стараемся концентрировать все свое восприятие на слушании — как в концертной ситуации. У меня есть определенные разработки и предложения. Допустим, вот сейчас мы с тобой общаемся в кафе, я слушаю музыку, которая звучит из динамика. А могу так настроиться, чтобы ловить те тихие звуки, которые с улицы доносятся. Можно переключиться на ближний план, услышать собственное дыхание. Или на дальний — постараться услышать походку человека, идущего где-то далеко. То есть звуковой пейзаж имеет очень много планов — динамических, пространственных. И пытаться переключаться между этими планами, концентрируясь исключительно на звуке, — это очень интересный опыт. Опыт вслушивания как квест, как поиск и нахождение собственной траектории.

— Это ты сам придумал?

— Наверняка такое уже было (потому что все уже было), но я нигде про это не читал.
Итак, те, кто слушает, — это одна группа. А другой группе, наоборот, надо только смотреть. Просто наблюдать. Отмечать эмоции, краски, смещения теней. И вот такой зритель-слушатель, который пройдет через опыт раздельного слушания-вИдения, оказавшись в театре, будет видеть и слышать совсем иначе. Для него театр в принципе перестанет быть ситуацией направленного слушания и смотрения. А станет ситуацией тотального внимания и открытости к восприятию. Восприятие становится активной творческой деятельностью. Зритель-слушатель оказывается не просто пассивным приемником, а приемником автора, который начинает со-творить происходящее уже внутри себя. Это та идеология, с которой я прихожу в театр.

— Будет ли место в вашем театре золотому набору классики? Может ли у вас прозвучать Брамс какой-нибудь?

— Может. А какая разница, что слушать — пешехода или Брамса? Могу сказать, что уже рассматривается один проект с музыкой Шопена. Вообще сезон открывается 22 октября спектаклем Терзопулоса. Я буду звать композиторов его посмотреть. Потому что Терзопулос — когда он сам сочиняет спектакль, а не работает с предложенной музыкой (как у нас было с «Носферату»), — на мой взгляд, сам такой тотальный композитор. Поскольку он занимается организацией времени и распределением в нем акцентов, это как раз и есть композиторская работа. И попробовать посмотреть на спектакль Терзопулоса как на музыкальную историю — это очень полезно.

Потом — постановка Огарева. Потом — копродукция Кастеллуччи. И в декабре-январе — наша с Борей премьера, трехдневный спектакль «Синяя птица», каждый день по три-четыре часа. Почти 12 часов звука. Ну, это в полтора раза длиннее, чем наш с ним «Стойкий принцип» (спектакль «Школы драматического искусства», 2013 г. — Ред.).
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
"Постановка может быть совершенно разной в разных местах"

Москву посетил Хайнер Геббельс

Выдающийся немецкий композитор и театральный режиссер Хайнер Геббельс приехал в Москву, чтобы познакомиться с труппой Электротеатра "Станиславский", где он собирается восстанавливать свой спектакль "Макс Блэк" 1998 года. ХАЙНЕР ГЕББЕЛЬС рассказал ГРИГОРИЮ ДУРНОВО о своих музыкальных и театральных опытах, включая постановку нескольких революционных современных опер.

— Терпят ли изменения ваши спектакли, когда вы показываете их в разных странах, в разных театрах? Сами ли вы придумаете, как их изменить, или это происходит после контакта с театром непосредственно?

— Когда я гастролирую с одной постановкой, она не меняется. Но, поскольку я очень часто работаю по принципу открытой сцены, то есть принимая и уважая пространство, в котором мы играем, постановка может быть совершенно разной в разных местах. Например, в одном месте зал темный, в другом — белый. Часто различается акустика. Спектакль «Вещь Штифтера» меняется полностью: хотя происходит то же самое, характер постановки меняется в зависимости от характера пространства. Здесь, в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева, она выглядела совсем не так, как в огромном «Парк-авеню Армори» в Нью-Йорке, или в старой часовне в Авиньоне, или в промышленном здании в Осло. Так что постановки очень гибкие с точки зрения пространства и акустики, они должны подстраиваться под место, и свет в спектакле тоже.

«Макс Блэк» будет сильно отличаться от того, что было. Я не гастролирую с ним, это воссоздание. Я выбрал этот спектакль по нескольким причинам, как это бывает всегда, что бы я ни делал. Во-первых, благодаря идее Бориса Юхананова назвать Театр имени Станиславского Электротеатром: в этом названии я увидел возможность использовать в театре все средства, использовать плоды технической революции (пусть даже он выбрал это название из других соображений). Думаю, «Макс Блэк» — самая моя «электрическая» (в кавычках) вещь, потому что это история исследователя в лаборатории, и какой бы эксперимент он ни проводил, все звуки, сопровождающие его, записаны живьем, проиграны и трансформированы. В ходе своего исследования он создает свой собственный саундтрек, который, в свою очередь, организует хореографию его движений, ритм его действий. Это очень сложные взаимоотношения между работой актера и технических последствий того, что он делает. Во-вторых, в Электротеатре прекрасные актеры, и у меня была возможность найти замечательного партнера. В-третьих, Макс Блэк, можно сказать, родом из России, он родился в Баку, откуда уехал в Великобританию, а потом в Америку. Он не так уж известен, но в определенных научных кругах можно найти много интересующихся им. Он занимался логикой, но также и философией искусства, понятием метафоры. Этот спектакль не биографическое произведение, это собрание текстов других мыслителей, которые работали в похожем русле: Поля Валери, Лихтенберга, Витгенштейна.

— Используется ли в «Максе Блэке» чужая музыка?

— Да, фортепианное трио Мориса Равеля.

— Почему?

— Почему? Я считаю его одним из самых интересных композиторов XX века, особенно ценю его фортепианное трио и струнный квартет, который, в свою очередь, лежит в основе другого моего произведения — «Эраритжаритжака», я его показывал на Чеховском фестивале много лет назад. Мне интересна композиторская стратегия Равеля. Это произведение Равеля в спектакле — что-то вроде паузы после того, как звучит множество разных объектов, после шумов лаборатории. Это момент облегчения, когда можно ненадолго вернуться к классической инструментовке.

— Вы по-прежнему будете использовать машины и конструкции, которые были в этом спектакле раньше?

— Да, будем стараться, но, может быть, изобретем и что-нибудь новое, пока не знаю.

— Сколько актеров вам понадобится?

— Один. Это моноспектакль. Но есть другие «актеры», так сказать, которые работают за кулисами: звукорежиссер, человек, работающий с пультом для живой электроники. Их работа так же важна, как то, что происходит в поле зрения публики. Они отвечают за звучание.

— Проходил ли кастинг?

— Я имел возможность познакомиться с несколькими актерами, чтобы принять окончательное решение. Это был потрясающий процесс, я их до этого не знал. Это не был кастинг в классическом понимании, это была по-настоящему творческая встреча с несколькими партнерами. Я уже принял решение, кто будет играть.

— Когда начнется работа над постановкой?

— Репетиции будут в июне, а премьера, возможно, состоится в октябре следующего года.

— Могли бы вы сказать что-нибудь о ваших последних театральных работах?

— Они отличались от моей обычной практики. Обычно я делаю один спектакль раз в два-три года. На создание работы уходит много времени, поскольку я считаю свою работу прежде всего исследованием, а не повторением того, как, по-моему, надо делать. Но последние годы я был художественным руководителем Рурской триеннале — это большой международный фестиваль в Германии. Для него я сделал одну новую вещь, которую я подготовил раньше, она называется «Когда гора поменяла одеяние», в ней участвуют 40 певиц из словенского хора. На прошлой неделе я показывал эту работу в Австралии, на фестивале в Мельбурне, а перед этим возил ее по Европе. Но кроме этого я впервые поставил три оперы других композиторов — по опере в год. Я поставил революционное произведение Джона Кейджа «Европеры». Я поставил также столь же революционное, потрясающее произведение Гарри Парча «Бред ярости» конца 1960-х. В нем используются изобретенные им самим инструменты. До этого оно исполнялось всего дважды, и моя постановка была первой в Европе, последние годы мы занимались воссозданием этих инструментов. А последней постановкой в этом году была опера голландского композитора Луи Андриссена «Материя», которая до этого ставилась всего один раз — 25 лет назад. Я был весь поглощен работой с этими произведениями, которые имеют важнейшее значение для развития музыкального театра, но не имеют никакого шанса быть поставленными в современных репертуарных, институционализированных оперных театрах. Я воспользовался тем, что этот фестиваль предлагает открытую форму для постановок, поскольку спектакли здесь идут в промышленных помещениях. Я попытался вновь посмотреть на идеи музыкального театра, о которых стоит поразмышлять, когда думаешь об опере будущего. Речь идет не только о звучании, но и о структуре. Теперь, после всего этого, я отдыхаю.

— Что за музыканты участвовали в этих постановках?

— В произведении Кейджа участвовал симфонический оркестр Бохума, очень хороший. Оперу Парча я делал с ансамблем musikFabrik, одним из ведущих ансамблей современной музыки. А оперу Андриссена — с Ensemble Modern, еще одним ведущим ансамблем современной музыки. Эти сочинения невозможно ставить с обычным оркестром.

— А какие певцы?

— В опере Андриссена участвовали потрясающая русская сопрано (Евгения Сотникова.— “Ъ”), она пела необыкновенно легко и без вибрато, что очень важно для эстетики этого произведения, и ирландский тенор (Робин Тричлер.— “Ъ”). В этой опере, кроме хора, не так уж много пения. Андриссен как-то сказал: «В этой опере есть сопрано и тенор, но они не влюблены друг в друга, и здесь нет ревнивого баса». Это не опера о человеческих отношениях, она затрагивала вопрос материи и наших взаимоотношений с неконтролируемыми силами за пределами доступного. В произведении Гарри Парча есть идея, очень близкая моим собственным работам: музыканты там делают все. Меня поразило, что Парч уже в 1940-е, в 1950-е, в 1960-е разработал идеи организации сценических концертов, которые, как я полагал, я сам придумал только в 1980-е. Его интересовали все аспекты. Он не хотел дирижера, он думал об освещении, он разрабатывал собственные шкалы, он обсуждал возможность использования в музыке всего тела исполнителя. У него был совершенно новый подход, он сильно опередил свое время. В «Европерах» другая концепция. Американец Кейдж сказал: «Вы, европейцы, за последние три века передали нам оперы, я передам их все обратно». И он, можно сказать, передал их обратно одновременно, так что можно было услышать несколько опер в одно и то же время. С помощью компьютерной программы, основанной на методе случайных действий, он выбрал фрагменты из репертуара певцов, которые включил в это произведение. Мы выбрали десять прекрасных исполнителей из разных европейских стран со своим репертуаром: норвежский бас, итальянский бас, литовская сопрано и так далее. Мы хотели внедрить в это произведение богатство европейской оперной культуры, которая оказалась не такой уж богатой. Опера сама по себе как институционализированная эстетика имеет очень узкие границы. Таким был важный опыт, полученный в ходе этого процесса.

— Привнесли ли вы какие-то новые принципы в работу фестиваля по сравнению с предыдущими годами?

— Да, я попытался исключить все, что может быть связано с репертуарным театром. На фестивале вообще почти не было театра, а было неожиданно много изобразительного искусства, участвовали Дуглас Гордон, Марина Абрамович, Рёдзи Икэда.

— По каким принципам вы выбираете музыкантов для постановки спектаклей? Почему вы выбрали, например, Арто Линдси и Дона Черри для «Мужчины в лифте», Hilliard Ensemble — для «Я пошел к дому, но не вошел»?

— Чаще они выбирают меня. Так было с Hilliard Ensemble. С Арто Линдси мы дружили, и однажды он сказал: «А может, нам сделать что-то вместе?» Так что скорее я искал хорошее произведение, подходившее для него, чем наоборот. Конечно, с Доном Черри мы перед этим знакомы не были. Но у меня был богатый жизненный опыт, связанный с его выступлениями еще в начале 1970-х. Я подумал, что в его лице я найду подходящий музыкальный голос и темперамент, учитывая его любопытство к новому. Это было потрясающий опыт сотрудничества. К несчастью, он умер вскоре после выхода спектакля.

— Имело ли место в группе Cassiber, в которой вы играли, распределение идей: один участник отвечает за что-то одно, за такой-то тип звуков, другой — за что-то другое, за такой-то вид идей?

— Можно так сказать. Это был пример сосуществования четырех разных музыкальных миров. У Альфреда Харта — джаз, у Кристофа Андерса — новая волна, у Криса Катлера — история с rock in opposition, я тоже занимался импровизацией, но мой опыт был также связан с классической музыкой. Думаю, сила Cassiber была в столкновении вкусов и культур и в возможности сформировать из этого один язык, не умаляя всего богатства этих составных частей и их разнообразия. Интересно здесь то, что мы не пытались найти какой-то один стиль, но нам это каким-то образом удалось. Кстати, мы недавно издали коробку DVD с фильмами и концертами Cassiber 1980-х годов.

— В чем заключалась идея создания целых произведений путем импровизации? Обменивались ли вы какими-то идеями до того, как начинали играть?

— Мы действительно сочиняли произведения прямо в студии, спонтанно. Так было в первые три года существования группы. Мы импровизировали и таким образом разрабатывали структуры. Многие произведения с первых двух альбомов были сочинены в реальном времени, в процессе записи. У нас почти не было наложения, почти не было репетиций. А на концертах, поскольку мы никогда не репетировали перед ними, действительно никогда, мы старались вспомнить, что было на записях. Каждый помнил разное. Так что это был очень живой процесс. С другой стороны, на концертах всегда бывали моменты, когда мы начинали с чистого листа. Кто-то что-то придумывал, остальные продолжали. Здесь было много риска. Я помню много концертов, когда такие вещи у нас не получались и мы с радостью вместо этого вспоминали наши записи. Но бывало много хороших идей, родившихся на концертах, которые мы продолжали разрабатывать впоследствии. У нас было богатая коллекция звуков, фрагментов записей, любимых чужих произведений, которые мы исполняли. У Кристофа было множество кассет, материал с которых он структурировал. То, что получалось, бывало непредсказуемо и для нас самих.

— Играете ли вы сейчас на каких-либо инструментах?

— Только на фортепиано, когда у меня есть свободное время. Только для себя. Я играю Баха, Брамса. Недавно я внезапно стал играть Моцарта, не знаю, почему. Последние три года, во время работы над фестивалем, я редко этим занимался. А вот в прошлые пятницу и субботу я играл несколько часов.

— То есть вы не выступаете как музыкант?

— Нет, я прекратил этим заниматься 15 лет назад.

— Что представляли собой ваши последние выступления?

— Это было произведение «Освобождение Прометея», которое я исполнял в дуэте с Дэвидом Моссом с участием одного актера, мы выступали по всему миру, у нас были сотни выступлений. С тех пор у меня был один-единственный концерт в 2005 году, мы импровизировали с Крисом Катлером. Но я был недоволен, мне не нравилось, как работают мои пальцы, я понял, что надо либо репетировать, либо больше этим не заниматься.

Далее:

Газета "Коммерсантъ" № 201 от 07.11.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2604293
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Инна Логунова

Приключения в театре света

Репортаж из готовящегося к открытию Электротеатра Станиславский

На смену Московскому драматическому театру им. К.С. Станиславского пришел Электротеатр Станиславский, который в прошлом году возглавил новый художественный руководитель Борис Юхананов. В преддверии открытия, намеченного на 26 января, мы побывали в театре, в котором завершается масштабная реконструкция и понаблюдали за его скрытой пока от посторонних глаз жизнью.

Далее:

Профиль. 09.11.2014
http://www.profile.ru/society/item/88385-priklyucheniya-v-teatre-sveta
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
«Театр вне закона любви существовать не может»

Борис Юхананов рассказал «Газете.Ru» о том, чем откроется новый «Электротеатр Станиславский»

Николай Берман

Худрук «Электротеатра Станиславский» Борис Юхананов рассказал «Газете.Ru» о том, во что он превратил Драматический театр им. Станиславского, спектакле «Синяя птица» с Владимиром Кореневым и Алефтиной Константиновой в главных детских ролях и открытых репетициях европейской звезды режиссуры Ромео Кастеллуччи.

...

— Сейчас главным музыкально-драматическим проектом вашего театра станет опера «Сверлийцы». Что это будет?

— «Сверлийцы» — роман-опера. Работая над ним, я ощутил призыв совершенно другой, параллельной реальности. Той, где происходят невероятные вещи, в том числе со временем. Страна Сверлия живет одновременно в прошлом, настоящем и будущем. И все время гибнет, но погибнуть никак не может.

— Чем-то это напоминает одну вполне реальную страну.

— Да. И это ощущение гибели, которая не может никак состояться, наполняет остротой прекрасную жизнь сверлийских сибаритов. Не буду подробно говорить об истории образования Сверлии. Скажу одно: я вдруг понял, что сам я — последний сверленыш. Легионер, у которого есть миссия — писать оперы, романы и ставить спектакли для пропаганды Сверлии в нашей реальности.

Вот этим я и занимаюсь. Призвал для этого шесть композиторов — Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Сергея Невского, Алексей Сюмака, Алексея Сысоева, Владимира Раннева. Каждый из них пишет оперу на одну из частей романа. Так мы создаем оперный сериал, который будет идти пять вечеров (один из вечеров отдан двум операм). Сейчас идет работа по подготовке партитур.

Первый эпизод мы уже сделали как спектакль, часть увертюры — у нас только увертюра состоит из целых двух опер. Это огромная работа.

...

Полностью:

Газета.Ru. 07.11.2014, 16:21
http://www.gazeta.ru/culture/2014/11/07/a_6292237.shtml
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Борис Юхананов: каждый сегодня должен найти вектор в тумане

Художественный руководитель электротеатра «Станиславский» о стройке, неравнодушных и отношениях с труппой

Сегодня состоится открытие электротеатра «Станиславский» — пережившего за последние полтора года ребрендинг и реконструкцию Московского театра имени Станиславского. Инициатор обоих процессов и художественный руководитель театра БОРИС ЮХАНАНОВ начал разговор с РОМАНОМ ДОЛЖАНСКИМ с рассказа о своей первой премьере в обновленном театре — «Синей птице» по мотивам пьесы Метерлинка.

— Сегодня планировать непросто. В чем вы уверены — что точно будет в ближайшее время в «Станиславском»?

— Мы открываемся «Вакханками» в постановке Теодора Терзопулоса. Потом будет трилогия «Синяя птица», о которой мы уже говорили. Еще спектакль Александра Огарева и оперный сериал — шесть опер современных композиторов. Из мастеров мирового театра — Ромео Кастеллуччи и Хайнер Гёббельс. Остальное пока в стадии становления.

Полностью:

"Коммерсантъ" от 26.01.2015, 00:03
http://www.kommersant.ru/doc/2654112
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Юхананов ставит роман-оперу "Сверлийцы" — оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах, премьера состоится в июне-июле.

Журнал "Огонёк" № 3 от 26.01.2015, стр. 42
http://www.kommersant.ru/doc/2649605
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
"Сейчас многие художники уйдут на дно"

Говорит художественный руководитель Театра имени Станиславского Борис Юхананов

Что вы планируете делать после "Синей птицы"?

У меня, признаюсь, тяжелый год: одновременно с "Синей птицей", премьера которой намечена на февраль, я ставлю роман-оперу "Сверлийцы" (вымышленная Сверлия чем-то напоминает Россию.— "Власть"). Мы с Дмитрием Курляндским планируем такой оперный сериал в пяти вечерах — все это я буду делать весной, а премьера состоится в июне-июле.

Полностью:

Журнал "Коммерсантъ Власть" № 3 от 26.01.2015, стр. 36
http://www.kommersant.ru/doc/2643866
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Фоторепортаж

Пять вечеров: Оперный сериал «Сверлийцы» в электротеатре «Станиславский»

http://www.the-village.ru/village/city/picture-story/215651-drill
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Кто такие "Сверлийцы": в электротеатре "Станиславский" покажут оперный сериал

08.06.2015 11:05

Электротеатр "Станиславский" запускает дерзкий проект, не имеющий аналогов на российской сцене: цикл опер, объединенных одним названием "Сверлийцы". Как оперный жанр проник в театр, кто такие сверлийцы и чем же так интересна задумка одного из самых оригинальных российских режиссеров Бориса Юхананова – в материале М24.ru.

http://www.m24.ru/articles/74144
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дмитрий Курляндский: «Союз композиторов — это клуб по интересам»

Музыкальный руководитель «Электротеатра» — об оперном сериале «Сверлийцы» и судьбе русской композиторской школы

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/587286#ixzz3caQmIxIR
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 457
Цитата: Курляндский
Но в первый день было немножко шумно. Ну, дети переговаривались, перешептывались. Но это нормально, потому что музыка далеко не демократичная, резко-шумовая — это был концерт для двух автомобилей с оркестром. На сцене стояло два Mini.
И после концерта директор академии ко мне подошел, поблагодарил, я ему сказал, что это я его должен благодарить. А он сказал, что нет, он недоволен публикой. Слишком шумная и невнимательно отнеслась к моему произведению. Я говорю: «Что вы, я и не с таким сталкивался!» «Нет, — отвечает, — они должны нам доверять».

Понимаешь, о чем я говорю? Нужно, чтобы человек, приходя в зал, просто доверял программному директору. Потом ты его переизберешь, если захочешь. Но он тебе что-то показывает, имея на то какие-то свои соображения. Соответственно, входя в какую-то внутреннюю дискуссию с тем, что ты видишь или слышишь, ты на самом деле дискутируешь вот с этим директором. А если у человека в принципе есть доверие к тому, с кем он вступает в диалог, то даже если он выслушивает противоположную точку зрения, он ее оценивает и каким-то образом принимает или не принимает. Это и есть единственно возможное правильное слушание.

Чтобы доверял! Сказал тебе программный директор - ешь, радуйся, и неважно, что подсунутая тебе субстанция уже несколько раз побывала едой! И ведь директор не дурак, засунул эту дурь между увертюр Верди, чтобы не разбежались слушатели, а потом лебезил перед композёром, очевидно, боясь показаться несовременным и отсталым.

Сдается мне, очередной Керосин-Бензин нам пытается доказать свою оригинальность.  Не выйдет - потому что не бывает музыки без мелодии и гармонии. У Гласса - видимо, последнего из достойных - в лучших вещах в наличии и та, и другая.

А публика всегда имеет право на мнение. Тем более, когда ей дают слушать новое - она имеет право освистать "Травиату" и превознести какую-нибудь банальность, но если ей вместо музыки подсовывают непонятно что, она тем более имеет право на неуважение.   

Цитата: Курляндский
Нельзя понять музыку. Я сам не понимаю музыку, когда ее слушаю. Ее нельзя объяснить. Правильный слушатель — это не тот, кто пытается ее понять, а тот, кто пытается вступить с ней в диалог и разобраться с самим собой.

И точно - Керосин-Бензин. Музыку можно и нужно понимать! А задача композитора - сделать так, чтобы слушатель мог понять его музыку.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
В оперном сериале «Сверлийцы» – целая галактика слов

А музыка обходится малым

Петр Поспелов

09.06.2015

http://m.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/06/10/595869-v-opernom-seriale-sverliitsi-tselaya-galaktika-slov
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Первый сверленыш увидел свет

Премьера оперного сериала в пяти эпизодах и шести композиторах

Марина Гайкович   

http://www.ng.ru/culture/2015-06-11/8_opera.html
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 457
Заметьте, нам это все теперь будут хвалить - потому что никто из адекватных в плане музыкального восприятия и активных в плане описания своих впечатлений людей на ЭТО не пойдет. А записные критики обойдутся, как минимум, дежурной вежливостью.

Вот сходил Журбин на "Носферату" - и все написал, больше про Курляндского знать ничего надо. Потому что не бывает так, чтобы сегодня он Бетховен, а завтра пишет соло для бензопилы и ночного горшка.

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
...никто из адекватных в плане музыкального восприятия и активных в плане описания своих впечатлений людей на ЭТО не пойдет.
Господа-товарищи с сайта!
Может, кто-то всё-таки ходил туда или пойдёт? Поделитесь впечатлениями! Есть ли там что-то всё-таки от искусства?! С точки зрения рядового зрителя-слушателя...
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Господа-товарищи с сайта!
Может, кто-то всё-таки ходил туда или пойдёт? Поделитесь впечатлениями! Есть ли там что-то всё-таки от искусства?! С точки зрения рядового зрителя-слушателя...

Не с сайта, а с форума :) Удивлена, что Вы не ходили туда - ведь Вы любите посещать разные экспериментальные площадки. :)
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
 :) Ну, тут даже моей любви к новенькому маловато, чтобы попробовать это блюдо первым...  :o  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
9 Июнь в 22:19 ·

Си-лы и си-ля
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=894152570643383&set=a.170283786363602.42176.100001459445287&type=1&theater

"Сверлийцы 1", Электротеатр

Опера по эпосу-фэнтази Бориса Юхананова в 5 вечерах, да 6 композиторах

Тритоны, русалки, куропатки, рогатые олени. Телекинез, путешествия по снам, инициация принца сверлом (и вовсе не та, о которой вы тут-же подумали).

Вой магии, писк миража

Си-лы, о которых речь в тексте, пока еше по большей части за горизонтом. Вместо них сцену рассекали венецианские гондолы на фоне красочного витражного задника

А вот си-ля, особенно последняя, были явлены вполне стараниями композитора Курляндского. Одно тональная музыка совершенно непохожа на все, что он писал ранее. Собственно это "ля" и несется над лагуной, пустыней и горами, пока последний из землян не впадет то ли в транс, то ли в сон

Продолжение следует
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
9 Июнь в 0:29 · отредактировано ·

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/690503517745434?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.

Современный оперный сериал: первая серия.

«Сверлийцы I» Курляндский Дмитрий композитор. Электротеатр Станиславский. Реж. Юхананов Борис. 08.06.2015 (премьера 08.06.2015)

Сверлийцы I; 5

В этом театральном сезоне у меня сложился редкий по разнообразию оперный сезон. И вот под занавес сезона еще одна оригинальная оперная премьера. В обновленном Электротеатре Станиславского стартовал оперный сериал из пяти опер. К тому же оригинальных опер, к тому же написанных по заказу театра современными российскими композиторами. Все оперы написаны на сюжеты книги Бориса Юхананова, где рассказывается про жизнь параллельной цивилизации - Сверлии. Сверлия от слова «сверло». Сериал обещает рассказать о жизни сверлийского принца Сверленыша. Этакая сверлийская Рамаяна

Музыку первой части оперного сериала сочинял Дмитрий Курляндский. Радикальное начало. В этом сезоне я уже слушал его «Носферату» Пермской оперы. За один сезон две оперы Курляндского, так скоро позабудешь, кто такой Чайковский.

Первая часть вышла прологом. Содержание обсуждать трудно. Это только первый эпизод Сверлийских войн, и он не имеет законченного самостоятельного сюжета. Из музыки и действия получилась большая медитация. Она тебя поглощает, убаюкивает, впадаешь в транс от картинок и от звуков. Все ярко, все пронзительно, бюст русалки протыкает сознание. Маленького сверлийского принца баюкают и начинают рассказывать ему сказки-истории. Назад в Сверлию. Продолжение следует.



Сергей Рощин

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/694296760699443?pnref=story

Современный оперный сериал: вторая серия.
«Сверлийцы II» Филановский Борис композитор. Электротеатр Станиславский. Реж. Юхананов Борис, дирижер Чижевский Филипп. 15.06.2015 (премьера 15.06.2015)


Сверлийцы II; 3

Вторая часть современного оперного сериала. Вторая часть гораздо более обязывающая чем первая. В первой части можно было удивить новизной идеи, и в прологе можно было музыкально медитировать. Это же вступление, пролог, он не обязывает к действию. Медитировать во второй части уже нельзя, это повтор, и подтверждение отсутствия действия. А если действия нет, а только медитация, то не стоило этот проект разбивать на отдельные самостоятельные спектакли, и надо было устроить сплошную медитацию на семь часов.

Вот в эти ловушки вторая часть в общем и попала. Меньше всего вопросов к музыке. Борис Филановский, не слушая музыки Курляндского в первой части, сумел также создать свои медитирующие эпизоды, но и написал куски более напряженной музыки, с элементами оратории, со сложным музыкальным сопровождением слов, когда отдельные звуки слов распадаются на разные голоса. Эта музыка даже могла бы сопровождать действие, если бы оно было. И вот тут начинаются главные проблемы спектакля. Нет действия, бедность сюжетного замысла и бедность режиссуры.

Рассказ про особую сверлийскую цивилизацию через игры в складывания слов из букв иврита начинает все больше пересекаться с упоминанием про другой особый избранный народ. Недалеко ушла идея про особость сверлийцев. В затейливой и красочной видеопроекции задника сцены начинают навязчиво порхать птички с головами Бродского, Дягилева, Галича, Бунина, Шаляпина и многих других, как бы обеспечивая связь сверлийской цивилизации с текущей историей творцов. Но при этом действия практически не возникает. Оно настолько отсутствует, что музыку в конце первого действия второй части приходится сопровождать видеозаписями репетиций с мыслями вслух, диалогами и пояснениями режиссера Бориса Юхананова и композитора Бориса Филановского. Таким образом, творцы спектакля как бы невзначай соотносятся со сверлийцами. В этом эпизоде столько же режиссерского самолюбования, сколько и режиссёрской беспомощности. Второе действие практически без произносимых слов, построенное на титрах из текстов про философию сверлийцев и на движении под музыку, в чем-то напоминающее «Илиаду. Песнь двадцать третью» Анатолия Васильева (но только напоминающее и не более) также не создало действия. История сверлийской цивилизации оказывается все больше без истории. Психоделическая основа всего проекта становится все более явной, а психоделические сны все более повторяющимися. При этом интерес к этим снам за пределами группы творцов, впавших в психоделическое состояние, начинает стремительно пропадать.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Вадим Рутковский

Сверлия в Москве: Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ вступил в контакт с внеземной цивилизацией

Каждый понедельник и вторник вплоть до 7 июля на сцене Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ идет оперный сериал «Сверлийцы» — цикл спектаклей Бориса Юхананова, основанный на одноименном романе-опере и музыкальных текстах современных композиторов. Ничего подобного в отечественном театре никто прежде не предпринимал

Далее:

Сноб. 17.06.15
http://snob.ru/selected/entry/93996
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Оперный сериал «Сверлийцы»: соло на пиле и пена на голове

http://mir24.tv/news/culture/12879294
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин

Театральное. Записки Созерцателя.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=700841806711605&set=a.226726987456425.52447.100003573757955&type=1

Густота пустоты. Современный оперный сериал: четвертая серия.

«Сверлийцы IV». Невский Сергей, Сысоев Алексей композиторы. Электротеатр Станиславский. Реж. Юхананов Борис, дирижер Чижевский Филипп. 30.06.2015 (премьера 29.06.2015)

Четвертая часть сценического эксперимента. Эта часть оперного сериала была написана двумя композиторами, что позволяет сказать – пять частей и шесть авторов. К четвертой части стало окончательно ясно, что обсуждать и понимать сюжет надо перестать. Эта опера не про сюжет. Надо только смотреть картинку и слушать музыку. Музыку первой половины четвертой части сочинял Сергей Невский. Получилось как-то все предельно минималистично и по времени, и по выразительности. «Погрузиться» не успеваешь, да и не во что. Зато вторая половина четвертой части, написанная Алексеем Сысоевым, искупила невыразительность первой. Вторая половина была пронзительной и медитативной одновременно. Она встраивается в общий ряд, начиная с первой серии оперы, написанной Курляндским. К тому же во второй половине четвертой части были применены новые сценографические технологии, покрытие пола начало надуваться, поглощая певцов. Трансформации сцены даже вызвали в моей памяти картинки Филиппа Жанти.

Вторая половина пробудила зрительский интерес.

В пустоте немного сформировалась густота.

Впереди заключительная серия оперного сериала. Два любопытства. Любопытство зрителя сериала – чем и как закончат. Второе любопытство – будут ли еще показывать этот сериал и удастся ли на него продать билеты.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Утес в sosцах

«СВЕРЛИЙЦЫ» В ЭЛЕКТРОТЕАТРЕ: ЧТО ЭТО БЫЛО?

Текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/7883
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Оперный сериал «Сверлийцы» завершился музыкальным шедевром

Перед опусом композитора Владимира Раннева искусство театра почтительно ретировалось

Петр Поспелов

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/07/09/599831-opernii-serial-sverliitsi-zavershilsya-muzikalnim-shedevrom
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Елена ЧЕРЕМНЫХ

Превращение библейского в сверлийское

В Электротеатре «Станиславский» стартовал оперный сериал

Далее:

Музыкальная жизнь. - 2015. - № 6.
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-06/r-sverliycy.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Ярослав Тимофеев 

В Электротеатре исполнили мыльную оперу

Оперный сериал «Сверлийцы» ввинчивается в новейшую историю русской музыки

Читайте далее:

Известия. 9 июля 2015 г., 16:25
http://izvestia.ru/news/588636#ixzz3fSHw8xsS
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Коллектив авторов - «Сверлийцы» (литературная опера на текст Б.Юхананова)

CD. Fancymusic, 2015
Жанр: авангард, литературная опера


Для своего «Электротеатра» авангардный режиссер Борис Юхананов задумал создать литературную оперу на свой текст «Сверлийцы». «Увертюра» Курляндского уже существовала, так что были призваны дописать музыку еще 5 современных композиторов, сотрудничающих с лейблом Fancymusic.

Сразу после окончания оперного сериала вышла качественно сделанная студийная запись.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Полностью: http://newsmuz.com/news/2015/kollektiv-avtorov-sverliycy-literaturnaya-opera-na-tekst-byuhananova-34579
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/703886229740496

Театральное. Записки Созерцателя.

Сериал закончен - забудьте.
«Сверлийцы V». Раннев Владимир композитор. Электротеатр Станиславский. Реж. Юхананов Борис, дирижер Чижевский Филипп. 07.07.2015 (премьера 06.07.2015)

Сверлийцы V; 1

Необычный эксперимент завершился. Попытка поставить оперный сериал, представить пять спектаклей в рамках единого сюжета и оперного замысла состоялась. Последняя серия оказалась по-прежнему в ярких цветах оформления, но музыка и полное забвения смысла сюжета сделали ее непривлекательной.

Главное достоинство последней пятой части в том, что она последняя. Зритель отпущен на свободу после пяти недель сериального оперного существования. Теперь можно осмыслить весь замысел.

Главный итог этого эксперимента – привлечение современных 30-40-летних композиторов к современной опере. Но эффект оказался очень скромным, и с музыкальной стороны, и, главное, с режиссерской стороны. Практически отсутствие смысла (а в данном случае режиссер еще и автор текста, на который писались оперы), бедная режиссура, в основном выплеснувшаяся в яркой цветовой сценографии. Сериал страшная сила. Распространенный на разные жанры он выгрызает смысл любого жанра и подменяет его только одним смыслом – сериал ради сериала. Для творчества Бориса Юхананова это становится главной угрозой. В этом сезоне уже две сериальные постановки – одна в трех вечерах, одна в пяти. В следующем сезоне анонсирована еще одна постановка в двух частях. Торжество театрального графоманства. Перефразируя классика, можно сказать «При чем тут зрители, когда такие дела на кухне-сцене».
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Опера в пяти неделях

"Сверлийцы" в Электротеатре

В Электротеатре прошли премьерные показы оперного сериала "Сверлийцы". Одноименный роман Бориса Юхананова разделили между собой шесть композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев. Получилось шесть оперных сочинений-спектаклей, по сути независимых, но составляющих единый цикл. О продолжении вагнеровской традиции оперного сериала в наши дни рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

Подробнее:

Газета "Коммерсантъ" № 123 от 14.07.2015, стр. 11
http://www.kommersant.ru/doc/2767325
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
СВЕРЛИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЮХАНАНОВА

Премьера оперного сериала «Сверлийцы» в пяти вечерах и шести композиторах по одноименному роману Бориса Юхананова была показана в электротеатре «Станиславский» в течение месяца – с 8 июня по 7 июля

http://gazetaigraem.ru/a10201508
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Борис Юрьевич Юхананов и оперы в электротеатре

Радиопрограмма: И музыка, и слово
Алексей Парин
Время выхода: Суббота, 17.00
Дата выпуска: 12.09.2015

Сегодняшний выпуск программы построен в форме беседы. И в гостях у Алексея Парина российский режиссёр, теоретик театра, видео, кино и телевидения; писатель, педагог, а так же художественный руководитель электротеатра Станиславский, Борис Юрьевич Юхананов.

На данный момент в Электротеатре Станиславский осуществляется работа по созданию нового образа театра, связанная с фундаментальной трансформацией уклада художественной жизни.

Активно идут репетиции новых спектаклей. С приходом на пост художественного руководителя Юхананова театр вернул в своё название понятие «электротеатр» как напоминание о столетней истории, которая начиналась с электротеатра «Арс». К тому же это понятие может быть интерпретировано и как «театр света». А вместе с новым названием театр обрёл и новую жизнь. В частности эта новая жизнь связана с тем, что драматический театр выпускает оперы. И именно по этому поводу и состоялась беседа Алексея Парина и Бориса Юхананова.

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicword/17564-boris-yurevich-yukhananov-i-opery-v-elektroteatre
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дирижер Филипп Чижевский: "Мне нравится музыка с оттенком темноты"

Фестиваль-премия "Золотая маска" близится к завершению. Предпоследние показы музыкальной программы проходят в Электротеатре Станиславский. Среди номинантов два из пяти эпизодов оперной эпопеи Бориса Юхананова "Сверлийцы". За музыкальное воплощение всего цикла отвечает Филипп Чижевский, для которого актуальная академическая музыка – привычное пространство. Он полон решимости и готов решать задачи любой трудности. Журналист m24.ru Юлия Чечикова побеседовала с дирижером о работе над партитурой оперы-сериала, об участии в фестивале "Другое пространство" и о том, почему барокко воспринимается современным слушателем лучше, чем симфонии Мясковского.

Подробнее: http://www.m24.ru/articles/102638?utm_source=CopyBuf
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
В октябре зрителей ждет камерная опера «Маниозис» по текстам Спинозы, композиторский и режиссерский дебют Александра Белоусова.

http://www.teatral-online.ru/news/16525/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Открылась малая сцена Электротеатра «Станиславский»

http://www.the-village.ru/village/city/city/246083-stanislavskiy
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Театр непрерывного действия: Борис Юхананов открыл новую сцену

http://www.m24.ru/m/articles/117328

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Маленький Нью-Йорк в Москве. Почему стоит посмотреть на новую сцену Электротеатра «Станиславский». Экскурсия от художественного руководителя Бориса Юханова

https://tvrain.ru/teleshow/artificial_selection/small_electrotheatre-417690/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Александр Белоусов написал и поставил в Электротеатре «Станиславский» оперу «Маниозис»

Ему удалось превратить каталог приемов современного театра в гармоничное произведение

Петр Поспелов

http://m.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/10/16/661139-spinotstsa-vinovata
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
20, 21, 24, 25 ,28, 29 января, 1, 2, 5, 6 февраля в 20:00

Основная сцена

Сверлийцы

Оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах

http://electrotheatre.ru/events/sverliycy
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Все части "Сверлийской" саги Электротеатра выпущены на дисках

Презентация "Сверлийского кирпича", полного издания оперы "Сверлийцы" Бориса Юхананова и разговор с создателями уникального оперного сериала состоится 1 февраля в Электротеатре Станиславский.

Участниками встречи станут все шесть композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Владимир Раннев. К ним присоединится сам инициатор сверлийской идеи, автор либретто и режиссер, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов. Гостями также станут художник, автор дизайна "Сверлийского кирпича" Степан Лукьянов и Сергей Красин, представляющий FANCYMUSIC.

"Сверлийский кирпич" – первое подарочное издание современной академической музыки в России. Оно является одновременно уникальным арт-объектом и частью большого проекта, осуществленного Электротеатром.

Одной из тем дискуссии собравшихся деятелей культуры станет востребованность физически существующего диска в современной индустрии звукозаписи.

http://www.m24.ru/m/articles/128634

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дмитрий Курляндский представит Россию на 57-й Венецианской биеннале

https://daily.afisha.ru/news/6054-dmitriy-kurlyandskiy-predstavit-rossiyu-na-57-y-venecianskoy-biennale/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
20, 21, 24, 25 ,28, 29 января, 1, 2, 5, 6 февраля в 20:00

Основная сцена

Сверлийцы

Оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах

http://electrotheatre.ru/events/sverliycy

И как Вас угораздило на эту гадость?  ;D

Любопытство не порок, а... ;D

Через полтора года после премьеры любопытство довело меня и до "Сверлийцев". Был на спектаклях 21, 24 и 28 января; 2 и 5 февраля.

Всё, конечно, очень необычно. Ну, например, в "Сверлийцах-IV" в оркестре отчётливо слышны гранёные стаканы, а хлысты не только слышны, но и видны. ;D Но, как оказалось, даже такая музыка может оставаться в головах слушателей: выходя из зала, некоторые из них по дороге в гардероб что-то из услышанного пытались напевать. Может быть, это что-то современных "Нибелунгов"? ;) Даже предвечерие, как у Вагнера, есть, причём предвечерие в двух вечерах. ;D

Публика довольно разношёрстная - от единичных бабушек до молодых людей, которых большинство. Удивительно, что были и филармонические штатные завсегдатаи, привыкшие втираться на концерты на халяву и не сумевшие почему-то прошмыгнуть 24 января на Башмета в день его рождения в КЗЧ. Видимо, от безысходности, чтоб уж совсем вечер не пропал бездарно, после фиаско в филармонии пошли на "Сверлийцев-II". В электротеатре начало на час позже по сравнению с КЗЧ. Удобно для таких халявщиков. Но мне это показалось не очень удобным. Тем более что ни один из пяти спектаклей не начинался вовремя - задерживали на 15-20 минут.

Во время спектаклей публика вела себя вполне прилично: тишина, никаких телефонов, опозданий и демонстративных уходов (со "Сверлийцев-V" уходили). На двух спектаклях с антрактами публики после перерыва становилось немного меньше.

Зал полный, но небольшой, человек на 150. Правда, подозреваю, что наполняемость обеспечивается не успешной продажей  билетов. Мне показалось, что таких зрителей с купленными билетами, как я, чуть ли не меньшинство. У многих - приглашения. Ну, и плюс шнырялы типа филармонических.

Кстати, фойе электротеатра открыто весь день, а не только по случаю спектакля, как обычно в наших театрах, и там, по-моему, уже сложилась своя особая тусовка. В этом пространстве был замечен перед спектаклями и Б. Юхананов, общавшийся с завсегдатаями.

В фойе можно посмотреть и это:

Пятимерная видеопроекция

Кейти Митчелл в электротеатре

Электротеатр "Станиславский" отметил двухлетие своего ребрендинга и открытия после реконструкции под руководством Бориса Юхананова видеоинсталляцией знаменитого британского режиссера Кейти Митчелл "Пять истин". Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

http://kommersant.ru/doc/3207124
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Онлайн Alevtina

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 27
Мне вот показалось, что с 5 сверлийцев вчера ушло много народу из-за нецензурных слов в тексте. Где-то во втором ряду чуть не  половина именно в этот момент.
Ну, и грохот этот. Никогда не думала, что такое небольшое количество людей может производить столько шуму.
Хотя вот что касается текста - лично мне он был неприятен на 3 части.
Я тоже посмотрела (не знаю, насколько уместно сказать "послушала") весь цикл в этот раз.   
« Последнее редактирование: Февраль 06, 2017, 21:06:15 от Alevtina »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Мне вот показалось, что с 5 сверлийцев вчера ушло много народу из-за незензурных слов в тексте.

Мне тоже так показалось.

Я тоже посмотрела (не знаю, насколько уместно сказать "послушала") весь цикл в этот раз.   

Здорово! Но для меня это всё-таки довольно экстремально. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2017-02-06 01:14:00

"Сверлийцы. Эпизод V" В.Раннева в "Электротеатре "Станиславский", реж. Борис Юхананов

Итак, в подобных случаях теперь принято говорить done - я прошел полный "сверлийский" цикл, по крайней мере оперную его пенталогию, потому что есть еще и "романная", и разные побочные, вплоть до т.н. "мерчандайзенга". Если предыдущие четыре эпизода еще можно по некоторым формальным признакам считать "спектаклями", то пятый - в чистом виде аудио-музыкальный перформанс, абсолютно "статичный", если брать происходящее на сцене, лишенный какой-либо внешней "театрализации", за исключением пространственного решения и видеооформления, но и они сведены к минимуму: ландшафтом "призрачной Венеции" под космическим видом звездного неба на видео, трехцветного ряда религиозных символов на электронном табло (красная шестиконечная звезда, желтый крест и зеленый полумесяц вместо составляют "свято-фор"), параллельных рядов поднимающихся и опускающихся электролампочек на шнурках да вращающихся горизонтальных "сверл", имитирующих по технологиям старинного барочного театра волны с боков подиума для исполнителей, а также костюмам и парикам музыкантов.

Читайте полностью http://users.livejournal.com/-arlekin-/3519728.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_) о других эпизодах в этом блоке "Сверлийцев":

Эпизод II - http://users.livejournal.com/-arlekin-/3511734.html

Эпизод III - http://users.livejournal.com/-arlekin-/3514162.html

Эпизод IV - http://users.livejournal.com/-arlekin-/3517090.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Амстердамский Holland Festival выпустит копродукцию с Электротеатром «Станиславский»

На фестивале будет сыграна мировая премьера спектакля режиссера Бориса Юхананова и композитора Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация»

Дмитрий Ренанский
 
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/02/09/676761-holland-festival
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 143
Объединяй и властвуй

Дмитрий Ренанский о «Сверлийцах» Бориса Юхананова

Электротеатр "Станиславский" и лейбл FANCYMUSIC выпустили "Сверлийский кирпич" — полное издание оперного сериала "Сверлийцы", включающее в себя его аудио- и видеоверсии и сопроводительный буклет, завершает самый значительный проект отечественной академической музыки последних лет, который стал продюсерской победой нового русского театра

http://kommersant.ru/doc/3214282
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау