Автор Тема: пианистка Мария Юдина (1899-1970)  (Прочитано 35040 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sergey

  • Гость
Re: Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #50 : Январь 23, 2012, 23:47:00 »
.....длительность 23-го концерта Моцарта в исполнении Юдиной - где-то около 23 минут. То есть для полной записи всего концерта на грампластинки требовалось не менее 3 пластинок даже в случае формата "Гигант".
Кстати, насколько я знаю, выражение "альбом" для комплекта пластинок ведет свое начало именно с тех времен, когда запись концерта Моцарта выпускалась в виде "альбома" из 3-х пластинок.

Оффлайн Catar

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 5
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #51 : Январь 23, 2012, 23:48:56 »
Среди слушателей не существует обывателей. Они бывают среди пианистов исполнителей, которые обивают пороги душ человеческих.
Цель музыки – раскрыть сердце, вызвать слезы, затронуть архетипическую струну, вибрирующую в замках подсознательного. Тогда возникает великая благодарность.
Музыка должна затрагивать глубочайшие смысло-жизненные категориалы – говорить человеку о чем-то большем его самого. Тогда только он потянется к ней, почувствует, что она ведет его, как некая путеводная звезда, очищает, облагораживает, освящает… Пришла из вечности, путеводит его всю жизнь и поведет в вечности.
Музыка – не что иное, как гармония сферы. В нее включены самые высокие философские концепции, которые могут быть выражены в слове, и больше того.
Истинный музыкант не столько играет по нотам или наизусть, сколько раскрывает таинственные шифры бытия посредством нотных текстов, наиболее адекватных его внутреннему состоянию. С их помощью транслируются универсальные категориалы бытия, глубочайшим образом затрагивающие человеческую душу, вызывающие в ней отклик, который ничто больше не может вызвать.
Откликаются самые глубинные архетипические начала – разрешаются вопросы жизни и смерти, любви, страдания. В истинной музыке слушатель получает ответы на вопросы, на которые ему не может ответить никакой светский философ, религиовед, священник, художник и т.п. Мария Юдина великая душа. Её музыка говорит и её музыка откликается в сердцах, даже таких тиранов как Сталин.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина
« Ответ #52 : Январь 24, 2012, 02:10:08 »
Мне встречались магнитные записи начиная с 1945 г. Более ранние записи были переписаны на магн. ленту с тонфильмов. Это относится и к записям Н. С. Голованова

Вот оно что ... Да, я вспомнил, вы уже говорили о таком варианте: перезапись с тонфильма на магнитную плёнку уже после войны ! Да, тогда военные и довоенные записи на тонфильм могли оказаться на магнитной плёнке именно таким путём.
Кроме того, коллеги, я ошибся: самые ранние скрябинские записи Голованова датированы всё же 1945-м годом, а 2-я симфония Бородина была записана на плёнку уже в 1947-м. Получается, что Максим прав ?
Но почему у того же Голованова имеются записи начала 1930-х и до 1939-го, почти отсутствуют записи 1940-41-42 гг. (единичные экземпляры, а за 1940 г. вообще ничего нет, хотя война, которой это можно было бы объяснить, в 1940 году ещё не началась), а в то же время наблюдается какой-то подозрительный (с т.з. гипотетического появления магнитной записи) всплеск активности Голованова в 1943-44 гг., не говоря уже о 1945-м и более поздних годах, когда записи пошли сплошным потоком ? Причём, полнометражные записи больших сочинений - Полонезы Лядова, номера из "Сорочинской ярмарки" Мусоргского, увертюра к "Майской ночи" Р-Корсакова, фрагменты из "Гаянэ" Хачатуряна, гимны союзных республик СССР, "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Норвежские танцы" Грига, 1-я симфония Калинникова сделаны в 1944 году, а "Гадание Марфы", "Песня Марфы" и ария Кащеевны с Преображенской, каватина Алеко, речитатив и песня Галицкого, ария Игоря с Пироговым - аж в 1943-м ! Всё это довольно странно выглядит, если только не предположить, что именно в эти годы Голованов взялся осваивать магнитную запись !
Правда, с воспоминаниями о "военной" записи рахманиновской "Франчески" Головановым ошибочка вышла: я уточнил, что ошибся мемуарист - написавшая этот текст замечательная наша певица Н.П.Рождественская перепутала даты. Она почему-то запомнила, что трагически "размагниченная" впоследствии запись "Франчески" была осуществлена Головановым (с её личным участием) во время войны, хотя это был уже декабрь 1945 года !
Получается, что Максим опять прав !
Но другие мои сомнения я изложил выше: не мог же Голованов, не опробовав магнитную запись, наброситься в 1945 году сразу на "Франческу" и симфонические произведения Скрябина ??
Это я всё к тому, чтобы понять: в каком году Голованов начал записываться на магнитофон ?
« Последнее редактирование: Январь 24, 2012, 02:26:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 416
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Мария Юдина
« Ответ #53 : Январь 24, 2012, 03:58:38 »
Это я всё к тому, чтобы понять: в каком году Голованов начал записываться на магнитофон ?

Обратите внимание, что и в приведенной выше ссылке (http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36463#177) автор тоже особо отмечает, что первые записи на магнитную ленту появились во второй половине 45 г.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Мария Юдина
« Ответ #54 : Январь 24, 2012, 11:21:52 »
Это я всё к тому, чтобы понять: в каком году Голованов начал записываться на магнитофон ?

Обратите внимание, что и в приведенной выше ссылке (http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36463#177) автор тоже особо отмечает, что первые записи на магнитную ленту появились во второй половине 45 г.

Да, действительно, вот цитата оттуда:

------------------------
Отметим две даты, важные для дальнейшего развития отечественной грамзаписи:
1945 г. (вторая половина) – первые записи на магнитную ленту, осуществлённые Всесоюзным радиокомитетом;
2 ноября 1951 г. – запись фонограммы на тондиск долгоиграющей пластинки стандарта 33 об\мин (Сюита №1 для оркестра П.И.Чайковского в исполнении БСО Всесоюзного радио [тогда он назывался оркестром Радиокомитета] под управлением Александра Гаука).  "Авторы" первой долгоиграющей пластинки в СССР – звукорежиссёр Барскова и звукоинженер А.И.Аршинов.
------------------------


Ну что ж, нашу историю с выяснением времени начала осуществления записи фонограмм на магнитную плёнку можно считать законченной, если только не всплывут какие-нибудь новые факты ! :)) Мы живём в такой стране, где всё возможно, поэтому я бы не зарекался !
Но на сей момент примем в качестве документированной данности, что первые записи классической музыки на магнитную плёнку были произведены Радиокомитетом во 2-й половине 1945 года. Все имеющиеся факты указывают именно на это.
Я хотел было выделить это интересное обсуждение в отдельный поток, потому что тема магнитной записи того заслуживает, но, перечитав переписку, я пришёл к выводу, что в этом случае поток о Юдиной будет разрушен. Поэтому пусть это обсуждение останется на своём месте, но ссылочку на него я организую вот отсюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5798.0

По этой ссылке будет обсуждаться история отечественной и мировой звукозаписи.
« Последнее редактирование: Январь 24, 2012, 16:24:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #55 : Январь 24, 2012, 11:33:15 »
Теперь любопытно, какой вывод можно сделать из этого обсуждения применительно к записи моцартовского Концерта Юдиной якобы специально для Сталина ? Поскольку фонограмма Концерта - на слух - воспринимается вовсе не как тонфильм с его характерными дефектами, искажениями, призвуками и шорохами, а именно как магнитная запись, можно сделать вывод, что она не была переписана с тонфильма, а сделана после войны, т.е. никак не раньше начала записей на магнитофон в Радиокомитете во 2-й половине 1945 года. В связи с этим датирование её 1948-м годом выглядит гораздо более обоснованным, нежели 1943-м ! Плюс-минус 2-3 года от 1945-го погружают нас в совершенно разные технологические эпохи ! И совершенно очевидно, что известная нам запись Юдиной принадлежит уже следующей эпохе, т.е. эпохе магнитной записи, которая в нашей стране началась во 2-й половине 1945 года. Никакой другой юдинской записи того же моцартовского Концерта мы не знаем: на пластинках или в виде матриц она не обнаружена, в описи имущества Сталина она не фигурирует.
В этом отношении легенда Сталин-Юдина не подтверждается ни с т.з. даты события, ни с т.з. наличия уникальной записи, сделанной в другое время.

О моём отношении к этой легенде я уже рассказал: подобная история могла иметь место в 1948 году, когда и был, собственно, записан Концерт на магнитную плёнку. Я не исключаю, что в эти годы Сталин, озаботившийся поддержанием своего имиджа лучшего друга всех музыкантов, мог инициировать подобную историю во вполне типичном для него стиле - вдруг обратить внимание на какое-нибудь мимолётное событие и, так сказать, увековечить его в истории ! :)) Товарищ Сталин обожал забавляться подобным образом. Из этой же "серии" - эксклюзивные сталинские телефонные звонки тем или иным творческим деятелям, философам, учёным, приглашение в Кремль артистов и режиссёров для задушевных отеческих бесед, абсолютно неожиданное появление в печати статьи о языкознании и т.п.
"Товарищ Сталин был большой учёный" (с) ! :)) И большой шутник: он прекрасно знал, какое впечатление производят его телефонные звонки [представьте, берёте вы телефонную трубочку, а там голос: "Здравствуйте, это Сталин говорит"] и какой трепет вызывает его внимание к той или иной персоне.
Я не исключаю, что нечто подобное имело место и в случае с моцартовской записью Юдиной -почему бы и нет ? Но и доказательств тоже нет. А её письмо тов.Сталину - это уже из области фантазий: подобные письма его секретари просто побоялись бы доставить Сталину из страха за свою шкуру, даже если бы они поступили. Да, вероятно, Юдина была способна и на такое - как знать ? Но было ли это в реальности ? Письма-то сегодня в архивах нет, конечно .....
Я думаю, что в подобной ситуации более вероятно следующее: что Юдина, даже если предположить, что она что-то рассказывала Шостаковичу, поведала ему о том, что мысленно вложила некий "тайный смысл" в свою игру – т.е. совершила нечто вроде того, о чём нам поведал Catar. Вот ЭТО – вполне в её духе ! Я читал её статьи и ныне публикуемую переписку и могу согласиться, что подобные рассуждения вполне укладываются в способ её мышления. И Шостаковичу она вполне могла рассказать нечто подобное.
Более того, они и деньги могла передать церкви, и даже молиться могла за Сталина, но ...... Сталин об этом ничего не знал, это уж точно ! :)))))
Мог ли додуматься до такого сюжета Волков ? Сомневаюсь .... Что-то всё-таки БЫЛО, но, конечно, совершенно не в том виде и не в том контексте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Мария Юдина
« Ответ #56 : Январь 24, 2012, 16:06:56 »
Это я всё к тому, чтобы понять: в каком году Голованов начал записываться на магнитофон ?

Обратите внимание, что и в приведенной выше ссылке (http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36463#177) автор тоже особо отмечает, что первые записи на магнитную ленту появились во второй половине 45 г.

Да, действительно, вот цитата оттуда:

------------------------
Отметим две даты, важные для дальнейшего развития отечественной грамзаписи:
1945 г. (вторая половина) – первые записи на магнитную ленту, осуществлённые Всесоюзным радиокомитетом;
2 ноября 1951 г. – запись фонограммы на тондиск долгоиграющей пластинки стандарта 33 об\мин (Сюита №1 для оркестра П.И.Чайковского в исполнении БСО Всесоюзного радио [тогда он назывался оркестром Радиокомитета] под управлением Александра Гаука).  "Авторы" первой долгоиграющей пластинки в СССР – звукорежиссёр Барскова и звукоинженер А.И.Аршинов.
------------------------


Ну что ж, нашу историю с выяснением времени начала осуществления записи фонограмм на магнитную плёнку можно считать законченной, если только не всплывут какие-нибудь новые факты ! :)) Мы живём в такой стране, где всё возможно, поэтому я бы не зарекался !
Но на сей момент примем в качестве документированной данности, что первые записи классической музыки на магнитную плёнку были произведены Радиокомитетом во 2-й половине 1945 года. Все имеющиеся факты указывают именно на это.
Я хотел было выделить это интересное обсуждение в отдельный поток, потому что тема магнитной записи того заслуживает, но, перечитав переписку, я пришёл к выводу, что в этом случае поток о Юдиной будет разрушен. Поэтому пусть это обсуждение останется на своём месте, но какую-нибудь ссылочку на него я организую.

Некоторые наверняка спросят, а зачем мы копаемся в таких мелких технических подробностях? Но именно из таких подробностей, на мой взгляд, слагается история, а не из красивых мифов и легенд. Честно говоря, я весьма неважно отношусь к красивым мифам и легендам. Может быть потому, что, как уже не раз писал, в том числе и совсем недавно (в теме о последних думских выборах), стараюсь по мере возможности причислять себя к членам партии здравого смысла и точных фактов!
Я готов понять, почему люди верят в легенду о Моцарте и Сальери, хотя современное моцартоведение её, насколько я знаю, отвергает. Я могу понять тех, кто готов поверить в то, что якобы Чайковский покончил жизнь самоубийством (см. хотя бы сравнительно недавно изданную в России биографическую книгу Энтони Холдена о Чайковском). Хотя компетентные специалисты по истории музыки отрицают и эту версию. Повторяю, я готов понять такие вещи. Хотя бы потому что Моцарт и Сальери жили более двух веков назад, поди проверь теперь - кто же кого отравил. Да и со дня смерти Чайковского прошло больше ста лет - поди докажи теперь, что он действительно умер от холеры, а не отравился. Свидетелей ведь не осталось.
Но когда мне начинают расписывать легенды о временах Юдиной или Шостаковича... Я встречал людей, которые слышали игру Юдиной, были знакомы с Шостаковичем, да и документов от тех времен осталось побольше, чем от Моцарта и Сальери. Да что там говорить Шостаковича я сам лично, своими глазами видел. Вот к таким легендам у меня несколько иное отношение. Нужно эти легенды проверять, пока еще это возможно. Как говорит у Пушкина Сальери: проверим алгеброй гармонию! И давайте следовать заветам английского монаха-францисканца Уильяма Оккама: «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости».
« Последнее редактирование: Январь 24, 2012, 17:45:05 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #57 : Январь 24, 2012, 16:26:34 »
Sergey, скопируйте, пожалуйста, этот пост параллельно вот сюда (отдельной точной копией):

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5798.0

Но здесь он пускай тоже остаётся.
Будем там обсуждать историю грамзаписи, потому что это отдельная и очень интересная тема, которую мы будем продолжать. Оттуда я уже дал ссылку на этот поток о Юдиной.
А здесь продолжим отдельно о Юдиной.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #58 : Январь 24, 2012, 17:51:25 »
Вашу просьбу выполнил, сообщение скопировал. А здесь продолжим про Юдину. В поисках источника легенды о пластинке для Сталина наткнулся в интернете на вот такую книгу: "Фортепианное Евангелие Марии Вениаминовны Юдиной". Автор: Блаженный Иоанн. Год издания: 2010, см. здесь.
Приведу здесь аннотацию к этой книге:
Цитировать
Серия богодухновенных очерков, посвященных тайной истории жизни Марии Вениаминовны Юдиной (1899—1970), великой пианистки и педагога… и в то же время катакомбной схимонахини, подвижницы и юродивой, не побоявшейся бросить вызов самому Сталину.

 Откровение Юдиной блаженному Иоанну внешне началось с фортепианных сонат в четыре руки, с концертов Бетховена и Моцарта... и однажды всплыла история, сама по себе феноменальная, похожая на греческий миф или трагедию Софокла: эпизод с ее игрой для Сталина. (Этот апокалиптический ее поединок с тираном стал притчей во языцех и упоминается во всех биографиях. Духовное измерение дуэли фортепианного Давида с кремлевским Голиафом вы найдете в очерке блаж. Иоанна “Игра для Сталина”, вошедшем в данную книгу).

 Однако для о.Иоанна, как ни странно, музыкальная встреча с Юдиной была не первой. Давным-давно, еще задолго до обращения в веру, в московском храме он однажды встретился с ней лично, глаза в глаза.

 “С этой женщиной у меня была мистическая связь не меньше 40 лет. Все эти годы я помнил о ней, и она оставалась для меня загадкой. В ней таился невыраженный Логос. При упоминании ее имени со мной что-то начинало твориться. Я чувствовал в ней одну из необыкновенно родственных душ, но ничего о ней не знал и боялся приближаться к этой тайне.

 Я на самом деле ее видел. Даже помню момент, когда глаза наши пересеклись, обменялись обжигающими взглядами...”

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #59 : Январь 24, 2012, 17:57:25 »
... однажды всплыла история, сама по себе феноменальная, похожая на греческий миф или трагедию Софокла: эпизод с ее игрой для Сталина. (Этот апокалиптический ее поединок с тираном стал притчей во языцех и упоминается во всех биографиях. Духовное измерение дуэли фортепианного Давида с кремлевским Голиафом вы найдете в очерке блаж. Иоанна “Игра для Сталина”, вошедшем в данную книгу)

А что же - Юдина рассказала об этом случае не только Шостаковичу, а ещё кому-то ? Или это перепевы всё той же истории, полученной всё из тех же рук - из волковских ? И, кстати, где упомянутый очерк ? Или его нет в сети ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #60 : Январь 24, 2012, 18:11:30 »
Естественно, я заинтересовался. Но поскольку книги этой у меня нет, я попытался найти упомянутый очерк в интернете. И, представьте себе, нашел - на персональной странице Блаженного Иоанна - см. здесь. Там сказано, что в миру его звали Вениамин Яковлевич Береславский и что он "еще до обращения в веру получил известность как музыковед, лингвист, писатель, философ (преподаватель философского факультета МГУ). Однако, ошеломив окружающих своим внезапным выбором, он вдруг порывает с привычным образом жизни, погрузившись в Божественную мистику, и духовность".
Ну а теперь можете прочитать его рассказ: "Великий подвиг маленькой пианисточки (по материалам книги блаженного Иоанна "Фортепианное Евангелие")" - см. здесь. Не знаю, нужно ли его копировать сюда, хотя в тексте имеется один интересный нюанс: автор утверждает, что "Из ее уст лично слышал, и вам передаю". Но при сопоставлении с текстом аннотации к книге последнее утверждение вызывает у меня определенные сомнения. Ведь в аннотациии четко сказано: "задолго до обращения в веру, в московском храме он однажды встретился с ней лично, глаза в глаза". То есть, как я понимаю, это была его единственная встреча с Юдиной, о которой в аннотации сказано буквально так: "Я на самом деле ее видел. Даже помню момент, когда глаза наши пересеклись, обменялись обжигающими взглядами..."
Но тогда, извините, встает вопрос, а когда же он успел услышать эту историю из её уст?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 416
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #61 : Январь 24, 2012, 18:50:49 »
Теперь понятно, откуда дровишки. Надо только иметь в виду, что  Иоанн Береславский (Янкельман) - основатель опасной тоталитарной секты "Богородичный центр". О ней можно прочитать в книге известного сектоведа проф. А. Л. Дворкина - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=925.

 Сама же Мария Вениаминовна, как известно, была глубоко верующим и церковным человеком. Жаль, что  ее имя используется в таком контексте.
« Последнее редактирование: Январь 24, 2012, 22:26:43 от Максим »

regards

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #62 : Январь 24, 2012, 19:03:56 »
Хоть бы мужик узнал сначала, как правильно пишется "схимонахиня", а потом вещал духновенно.
Мне кажется, надеяться найти сведения о Юдиной в таких источниках как-то оскорбительно, штоли, по отношению как к себе, так и Марии Вениаминовне.
Sergey, конечно откопал весьма забавный текст, но вряд ли он пригоден для большего, чем улыбки. Очевидная спекуляция на её имени.

Впрочем, это у них профессиональное. Помню, как-то во время частной экскурсии по ТС-лавре для 3 человек интеллигентного вида монах, который говорил сложными конструкциями интересные вещи в музее, в другом месте вдруг закатил глаза, и без малейшей паузы, как Рихтер, понёс бредятину в стиле "одна женщина, будучи слепой от рождения, подойдя к этой иконе, прозрела, и возблагодарила..." и далее со всеми остановками.
Я тогда был непривычный, и не сразу сумел закрыть рот.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #63 : Январь 24, 2012, 22:34:42 »
Теперь понятно, откуда дровишки. Надо только иметь в виду, что  Иоанн Береславский (Янкельман) - основатель опасной тоталитарной секты "Богородичный центр". О ней можно прочитать в книге известного сектоведа проф. А. Л. Дворкина - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=925.
Жаль, что имя М.В. Юдиной используется в таком контексте.  

Да уж. Оттуда вообще можно такие цитатки извлечь, что просто любо-дорого. Вот, к примеру.

Цитата:
---------------------------
...... Мария Вениаминовна была опальной пианисткой с репутацией жесткой и конченой: сектантка, иудейка, 'формалистка'. 'Любит современных авторов, значит враждебного нам направления…' Иначе, по всем статьям отвергнутая.
Неожиданно пригласили выступить в прямом эфире по первой программе радио – в вечернее время, когда вся страна приникает к радиоприемникам .......
---------------------------


Ну просто замечательно ! Вот-вот уже должны были расстрелять, как вдруг пригласили выступить в прямом эфире по 1-й программе.

И ещё там "откровения", ну просто блеск.

Цитата:
---------------------------
Как и подобает священнику мелхиседекову, отец Иоанн пришел с неба.
Жизнеописания святых показывают, как по-разному открывает себя Господь Своим будущим избранникам. Отцу Иоанну было суждено пройти опыт долгих поисков – от его мучительного пути и огненных кризисов, до преодоления бездны мира и прорыва к божественному свету.
---------------------------


Ни больше, ни меньше.
Кстати, вам это ничего не напомнило из писаний другого "мессии", который тоже с неба свалился, вернее, с самолёта ? :)))))

Цитата:
---------------------------
... я был вознаграждён сполна мистическим видением, где в белом столбе света, восхитившим меня (а не испугавшим) я увидел и услышал всё, скрытое доныне от всех ушей и глаз в мировой музыкальной литературе; темы с ключами от каждой из них и со знанием что именно композитор зашифровал в каждом такте того или иного произведения.
Это произошло в самолёте из Стокгольма в Цюрих после очередного концерта, где я играл, в который уже раз, 1-й концерт Чайковского.
Вскочив я бегал по коридору самолёта, не в состоянии сидеть на месте, и вдруг стал получать от пассажиров записки. Во всех был один вопрос – «Вы находитесь в состояние креативного экстаза?» – это была уже магия.
---------------------------


Ну и т.п.
Не правда ли, есть нечто общее во всех подобных "откровениях" ? :))

Что касается "рассказа Юдиной", то у старца он полностью списан с Волкова и дополнен его собственными домыслами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #64 : Январь 25, 2012, 03:04:35 »
Мне кажется, что теперь, когда страсти отгорели, надо признать за Волковым своеобразный талант. Он сумел почувствовать острые темы, собрать соответствующие сплетни, и преподнести их в таком виде, что не пропадут.
Я говорю о признании искренне. Меня не интересует моральный облик Волкова и нет желания его разоблачать. Он выполнил некую функцию, которая объективно существует в обществе, и дал повод для интереснейших постов в этом потоке.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #65 : Апрель 03, 2014, 01:01:04 »
Скрябин - 10 прелюдий из ор. 11
http://www.youtube.com/watch?v=-KIO9U8icBE

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #66 : Апрель 03, 2014, 10:36:59 »
Скрябин - 10 прелюдий из ор. 11
http://www.youtube.com/watch?v=-KIO9U8icBE

Скрябин в исполнении Юдиной очень суров и монументален!
Она ведь ещё играла 3-ю сонату, но соната, я так понял, не записана, хотя по её исполнению прелюдий можно понять, "что это было", что за Скрябин у неё.

Вот ещё один ещё шедевр, причём, я затрудняюсь назвать кого-либо, кто смог к ней в художественном плане приблизиться в исполнении этой вещи:

Liszt - Variations on Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen - Yudina
http://www.youtube.com/watch?v=YpuB2_d1Kjo

Совершенно потрясающе. Грандиозность листовского замысла просто "наваливается", так что не отвертишься! При всём при том Юдина - отнюдь не романтического склада пианистка, но вот такие масштабные романтические вещи у неё получались бесподобно.

И ещё вот это:

Maria Yudina plays Szymanowski - 9 Preludes, Op. 1 .
http://www.youtube.com/watch?v=td9s-7qgdTU

Как она выстраивает форму каждого номера! Это что-то!
Какие нагнетания, как она подходит к кульминации, как удерживается на гребне! В этом плане прелюдия c-moll смотрится чем-то необычайным даже среди остальных: форма её довольно развита, а сама она довольно протяжённа, но Юдина делает из неё целую симфонию! Сначала словно бы неспешно "повествуя", а затем постепенно нагнетая, она подходит к кульминации, затем довольно быстро достигает её, но выстраивает форму так, что не уходит с гребня, а очень долго удерживается на нём, обстоятельно "выигрывая" все детали и удерживая напряжение - да ещё с замедлением!! Когда слушаешь, то кажется, куда уж больше, куда уж дольше, куда уж напряжённее, но всякий раз это поражает, а последним усилием Юдина отталкивается от уже достигнутого уровня и поднимается к высочайшей точке, а затем "отпускает" музыку, после чего звучит отыгрыш.
Нечто похожее наблюдается и в других прелюдиях - долгое нагнетание и разрядка, как будто громадная волна сначала вздыбливается, а затем, поднявшись, разбивается о скалы и откатывается обратно.
И как звучит рояль! Каждая нотка отчётливо слышна, дискретна, "зерниста", а в звуковой панораме целого - передний, средний и задний план, как на картине великого мастера!
Не могу вообразить, чтобы эти прелюдии были сыграны более убедительно и рельефно. Исполнение находится на уровне гениальности композиторского материала и даже, да простят меня грешного, иногда превосходит его. Воистину, именно о таких исполнениях говорят, что сыграно лучше, чем написано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #67 : Июнь 10, 2014, 00:24:19 »
прочитал сейчас весь поток и хочу внести маленькое уточнение по поводу легендарной записи 23 концерта... таки он был изначально записан на воск...
у меня была еще в 90-х эта запись на магнитофонной кассете, переписанная (уже вторым или третьим копированием) с "исходников"... вся запись состояла из фрагментов, длительность которых, если сейчас правильно помню - минуты по три... слушать было довольно неудобно, но другого варианта тогда не было...

интересно, могли ли писать в 1948 году сразу на пластинки или уже совсем отошли от этого способа? если отошли, то запись должна быть более раннего времени... так что не исключено, что 1943 год все-таки верная дата...


Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #68 : Июнь 10, 2014, 01:50:25 »
еще, кстати, момент - в записи 23-го концерта дирижером везде указан Гаук, а 20-го - Горчаков... с Горчаковым у Юдиной есть еще запись "Фантазии" Бетховена op.80, сделанная в 1947 году... вроде бы логично, что и 23-й концерт она должна была записывать с Горчаковым, который именно в те годы работал с оркестром ВР...ну или с Головановым, который был главным дирижером этого оркестра до 53 года (после него как раз главным дирижером стал Гаук)...

если посмотреть на датировки вот в этом собрании записей Гаука:
http://intoclassics.net/news/2013-04-18-32233

видно, что ранее 50-го года с оркестром ВР записей как-то не наблюдается, зато можно найти с БСО в 48 году...

отсюда назревают вопросы - Гаук ли на легендарной записи с Юдиной? оркестр ли это ВР? какой все-таки год записи?.. мало что понятно...

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #69 : Июнь 10, 2014, 07:58:47 »
...вся запись состояла из фрагментов, длительность которых, если сейчас правильно помню - минуты по три... слушать было довольно неудобно, но другого варианта тогда не было...
   По три минуты - это, вообще говоря, объяснимо. Вероятно это были кусочки, приготовленные для издания на обычных, т.е. не долгоиграющих, пластинках на 78 оборотов в минуту. Там длительность звучания одной стороны диска как раз и есть примерно три минуты.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #70 : Июнь 10, 2014, 13:38:38 »
По три минуты - это, вообще говоря, объяснимо. Вероятно это были кусочки, приготовленные для издания на обычных, т.е. не долгоиграющих, пластинках на 78 оборотов в минуту. Там длительность звучания одной стороны диска как раз и есть примерно три минуты.

т.е. изначально запись была на ленту, а потом ее разделили на кусочки?.. наверное, это возможно, но я помню, что когда брал переписывать кассету, то Марина Дроздова (а я у нее брал) говорила, что запись изначально была на пластинках - поэтому и деление...

Sergey

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #71 : Июнь 10, 2014, 18:14:26 »
Возможно, что на ленту были переписаны пластинки на 78 об/мин. Но это никак не свидетельствует, что сама запись была сделана на "воск", а главное, что она была сделана в 1943 г.  Это говорит просто о том, что у Дроздовой были пластинки, выпущенные еще до появления микрозаписи, т.е. до появления долгоиграющих пластинок. Очевидно же, что запись 1948 г. в то время могла быть издана только на пластинках 78 об/мин, поскольку никаких догоиграющих пластинок в то время не выпускалось. Как вполне возможно, что оригинальная магнитная лента, на которой скорее всего была сделана запись в 1948 г., до наших дней просто не дошла - магнитная лента (особенно тех лет) - вещь весьма хрупкая. Между прочим, выпуск пластинок на 78 оборотов продолжался аж до начала 1960-х. гг.
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2014, 18:31:24 от Sergey »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #72 : Июнь 10, 2014, 18:33:17 »
Это говорит просто о том, что у Дроздовой были пластинки, изданные еще до появления микрозаписи, т.е. до появления долгоиграющих пластинок. Очевидно же, что запись 1948 г. в то время могла быть издана только на пластинках 78 об/мин.

да нет, у Дроздовой не было пластинок - этих пластинок вообще не было никогда :) A-dur'ный концерт не издавался, в отличие от d-moll'ного... у нее была кассета, а на кассету, как она говорила, запись была сделана с каких-то дисков-исходников по 3 минуты...

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #73 : Июнь 10, 2014, 19:02:53 »
виноват, оказывается была пластинка! как пишут здесь:
http://vk.com/wall-23727386_301024?&offset=40

"Мария Вениаминовна действительно записывала 23-й концерт Моцарта. Запись произведена в 1947 году. Ничем непримечательная, выпущенная совсем не в единственном экземпляре, а промышленным тиражом. Запись произведена на четырех пластинках формата гигант. Вот выходные данные: Моцарт. 23-й концерт для фортепиано с оркестром ля мажор. М.Юдина (ф-но). Гос. симф. оркестр СССР, дирижер А. Гаук.
1 пластинка (№№ матриц 014983 – 014984)
2 пластинка (№№ матриц 014985 - 014986)
3 пластинка (№№ матриц 014987- 014988)
4 пластинка (№ матрицы 014989) На обороте № 014990 – Моцарт. Соната № 14 до минор. Финал. М.Юдина (ф-но). Комплект из 4 пластинок."

теперь вроде все понятно... действительно, изначально была запись на пленку, вероятно...

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #74 : Июнь 11, 2014, 01:23:02 »
интересная, кстати, пластинка:
http://records.su/album/34074

частично можно послушать:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=22896
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=22899

P.S. стал слушать и вспомнил, что определенно знаю эту запись... токката c-moll  у меня есть на кассете тоже, целиком... надо будет оцифровать и выложить...
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2014, 02:41:34 от Sonore »