Автор Тема: 2014-09  (Прочитано 3943 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
2014-09
« : Сентябрь 03, 2014, 06:08:02 »
2 сентября 2014 г.

Владимир Раннев представит запись оперы по Пригову

Композитор Владимир Раннев представит в Москве и Петербурге диск со своей оперой «Два акта» на либретто Дмитрия Александровича Пригова.

Текст либретто был написан специально для композитора и прежде нигде не издавался. Премьера оперы «Два акта» состоялась в ноябре 2012 года в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа в рамках Года Германии в России 2012/13 в исполнении немецкого ансамбля Mosaik под управлением дирижера Энно Поппе, солисты — Наталья Пшеничникова, Райнер Киллиус и Гуннар Брандт-Зигурдсон.

«Два акта» — лауреат Гран-при премии Сергея Курехина 2013 года, опера была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска – 2013» в категории «Работа композитора в музыкальном театре».

Презентация диска и лекция Владимира Раннева «Как написать оперу с Приговым» пройдут 18 сентября в коференц-зале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу (Москва) и 20 сентября в медиа-центре Новой сцены Александринского театра (Петербург).

COLTA.RU. 16:04 2 СЕНТЯБРЯ 2014 Г.
http://www.colta.ru/news/4461
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #1 : Сентябрь 03, 2014, 06:14:19 »
3 сентября 2014 г.

В Нагорном Карабахе премьеру оперы "Огненное кольцо" посетили три тысячи человек

В городе Шуши состоялась премьера оперы "Огненное кольцо" армянского композитора  Авета Тертеряна. На премьере присутствовало около трех тысячи человек, передает корреспондент "Кавказского узла".

Премьера состоялась 1 сентября на площадке около средневековой Шушинской крепости и прошла в рамках празднования 23-й годовщины независимости Нагорного Карабаха. Премьера также, по словам организаторов, была посвящена 85-летнему юбилею композитора.

Либретто оперы "Огненное кольцо" написал Владимир Шахназарян по рассказу Бориса Лавренева "Сорок первый" и поэм Егише Чаренца "Безумные толпы" и "Сома".

В постановке были задействованы творческие коллективы из Армении - симфонический оркестр Национального академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна, балетная группа театра, а также хоровые коллективы - молодежный хор "Спегани", государственный камерный хор Армении, государственный камерный хор "Овер", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель министерства культуры и по делам молодежи Нагорного Карабаха.

Художественные коллективы из Нагорного Карабаха в постановке оперы участия не принимали, отметил представитель министерства.

Автор проекта постановок опер в честь провозглашения Нагорного Карабаха Сарине Автандилян напомнила, что "в прошлом году в полуразрушенном здании Шушинского реального училища в исполнении творческих сил Армении и Нагорного Карабаха состоялась премьера оперы Андрея Бабаева "Арцваберд", которая произвела на зрителей сильное впечатление".

"В этом году широкомасштабный проект вновь осуществлен. И "Арцваберд", и "Огненное кольцо" знаменуют этапы развития армянского оперного искусства. Эти постановки - дань уважения памяти погибших за независимость", - сказала Автандилян корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, место для постановки выбрано не случайно, "события в опере происходят в крепости". "Кроме того, тема оперы очень актуальна. Это время войны и революций, о том, как война меняет судьбы, историю. Сам композитор в свое время сказал об опере, что она о войне, мире и любви", - поделилась автор проекта.

В полиции Нагорного Карабаха заявили, что точного подсчета людей на премьере оперы не проводилось, но с учетом количества мест и территории крепости, а также того, что было множество стоячих мест, можно констатировать, что на премьере присутствовало примерно три тысячи человек. "Несмотря на то, что мероприятие началось в 20.00, когда стемнело, нарушений правопорядка до, во время, и после не зафиксировано", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель полиции.

Автор: Алвард Григорян

Полностью:

Кавказский узел. 03 сентября 2014 г., 05:33
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/248523/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #2 : Сентябрь 03, 2014, 06:17:52 »
В Инсбруке открывают оперы барокко

На фестивале старинной музыки в Инсбруке сыграли давно не исполнявшееся — барочные оперы «Оронтея» и «Нарцисс»

Алексей Мокроусов

В этом году фестиваль старинной музыки в Инсбруке сфокусировался на цифре «1685»: в этом году родились Бах, Гендель и Доменико Скарлатти. Вокруг их наследия и строилось большинство концертов. ...

Здесь показали и «Любовную дуэль» — автором оперы указан Гендель, но у него такого сочинения нет. «Дуэль» составили сегодня из арий разных лет, скрепив их простым сюжетом (двое мужчин добиваются сердца красавицы), — опыт из числа любопытных, но необязательных. Зато в «Дуэли» поют финалисты прежних конкурсов Чести — он проходит во время фестиваля и позволяет молодым певцам получать ангажементы. В этот раз бывшие честианцы показали и оперу самого Пьетро Антонио Чести — «Оронтею», впервые сыгранную именно в Инсбруке в 1656 году и ставшую популярнейшей оперой XVII века: больше 20 постановок в Европе. В режиссуре Стефано Вициоли «Оронтея» идет легкомысленно, но с подтекстом. История из жизни египетского двора (Оронтею поет Джузепина Бриделли), чье спокойствие нарушает появление беглого художника Алидоро (португальский тенор Фернандо Гимараеш), — явный предвестник сложных любовных построений Лоренцо да Понте.

Несмотря на успех, «Оронтея» была забыта на многие годы, как и «Нарцисс» (1720) Доменико Скарлатти, еще одна премьера фестиваля. На примере этой постановки видно, что может сделать хорошая режиссура с барочной музыкой. Туринец Давид Ливермор, отвечавший и за оформление, поставил визуальную сказку (отдельное спасибо туринской дизайн-группе D-WOK) о том, как именитые охотники пытаются спасти королевство от злого кабана. Заодно принцы Нарцисс (Мейт Бомонт), Аристео (Валентино Буцца) и Чефало (Федерика Альфано) соперничают в любви, но все дамы изначально без ума от Нарцисса. За что вы, девушки, красивых любите? Вопрос уже давно интересует человечество.

Читайте далее:

Vedomosti.ru. 03.09.2014, № 162 (3666).
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/32919351/kabany-i-korolevstvo#ixzz3CDOHcGcQ
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #3 : Сентябрь 05, 2014, 01:30:45 »
Любите ли вы Брамса и Шумана?

Юрий Векслер

В Берлине в десятый раз открылся грандиозный музыкальный фестиваль "Музыкфест", который продлится три недели. В отличие, например, от Зальцбурга – это чисто концертный фестиваль. Оперы если и звучат на "Музыкфесте" в виде исключения, то только в концертном исполнении.

У фестиваля нынешнего года несколько акцентов. Главный – на творчестве Шумана и Брамса, двух крупнейших представителей немецкого музыкального романтизма. Фестиваль открыл исполнением первого и второго фортепианных концертов Брамса Даниэл Баренбойм в сопровождении руководимого им оркестра Берлинской государственной капеллы. Не перестаю удивляться работоспособности этого выдающегося музыканта. Он руководит берлинской оперой и театром "Ла Скала", а также израильско-палестинским оркестром молодых музыкантов и при этом умудряется сохранять блестящую форму как пианист, и не только форму, но и большой репертуар.

Завершат фестиваль четыре вечера Берлинского филармонического оркестра под руководством Саймона Рэтла. Будут последовательно исполнены первые, вторые, третьи и четвертые симфонии Шумана и Брамса. Фестиваль, который в последние годы посвящал большую часть программы современной музыке, в этом году повернулся лицом к классике, но не забыты Бах, Моцарт и Шуберт, Рихард Вагнер и Рихард Штраус, Антон Брукнер, Густаф Малер и Антон Веберн, а также и современные композиторы.

Музыкальный фестиваль в Берлине очень просто и точно назван. Это праздник музыки, искусства абстрактного, политизировать которое по-настоящему не удавалось ни нацистам, ни коммунистам. Они лишь приписывали ему содержание, которого на самом деле не было. Tак было, например, с 7-й симфонией Шостаковича, в которой тема подавления может быть интерпретирована сегодня как тема любого тоталитаризма – хоть гитлеровского, хоть сталинского, хоть путинского, если угодно. Шостакович же писал свои симфонии, следуя завету любимого им Малера о том, что "в симфонии должен быть отображен весь мир".

На больших музыкальных фестивалях по-настоящему понимаешь, что музыка всемирна, то есть она национальности не имеет, хотя и имеет, конечно, происхождение. И большая семья музыкантов интернациональна. В программе нынешнего фестиваля русской по происхождению музыки немного, и я оставляю специалистам объяснить, по каким именно причинам в связях с немецким романтизмом ими уличены именно Чайковский, Шнитке, Уствольская и Губайдулина, произведения которых прозвучат в Берлине. Мне очень нравится мысль Софьи Губайдулиной, высказанная в нашей с ней беседе: композитор убеждена в том, что любую, даже сложную музыку, способен воспринять самый неподготовленный слушатель, но при одном условии – он не должен приходить в концертный зал после трудового дня. Слушание музыки, по мнению Губайдулиной – тоже душевный труд, требующий как эмоционального пространства для вмещения музыки в себя, так и энергетики восприятия.

Фестиваль в какой-то мере посвящен и 200-летию революционных изменений в медных духовых инструментах после изобретения механизма вентилей, резко изменивших технику исполнения и увеличивших возможности использования медных духовых инструментов композиторами.

О приглашенных в Берлин оркестрах и о программе фестиваля рассказывает его художественный руководитель Винрих Хопп...

Полностью:

Радио Свобода. 03.09.2014, 23:55.
http://www.svoboda.org/content/article/26562931.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #4 : Сентябрь 09, 2014, 06:01:00 »
8 сентября 2014 г.

Чайковского сыграют на русских и китайских народных инструментах

В рамках Фестиваля китайской культуры в России в Московском Доме Музыки пройдет совместный концерт китайского камерного оркестра «Запретный город» и ансамбля русских народных инструментов «Россия» имени Людмилы Зыкиной. «Времена года» на музыку Чайковского сыграют в транскрипции для русских и китайских народных инструментов. Об этом «Ленте.ру» сообщила пресс-служба фестиваля.

Фестиваль китайской культуры в России открылся 6 сентября 2014 года в московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко современным балетом с элементами боевых искусств «Врата Шаолиня».

Полностью:

Лента.ру. 16:12, 8 сентября 2014 г.
http://lenta.ru/news/2014/09/08/chinafest/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #5 : Сентябрь 19, 2014, 17:55:57 »
19 сентября 2014 г.

В Кремле опере приказали стать балетом

В Кремле открывается III Международный фестиваль балета

Анна Гордеева

Премьерой «Волшебной флейты» Андрея Петрова в Кремле открылся III Международный фестиваль балета — и между спектаклем открытия и его дальнейшей программой сразу обозначился разительный контраст.

«Волшебная флейта» Андрея Петрова — это по-прежнему Моцарт, но его уже не поют, а танцуют. Хореограф, четверть века руководивший созданной им самим труппой Кремлевского балета, в конце прошлого сезона был передвинут с позиции худрука на почетный пост президента компании. Влияние на актуальный процесс он потерял, теперь в театре все решает Андрис Лиепа, но последнюю премьеру, которую он готовил в течение сезона, ему дали выпустить.

И «Волшебная флейта» стала спектаклем — подведением итогов не только для самого Петрова, но и для театра в целом.

...

И этот авторский спектакль оказывается составлен из воспоминаний о той классике, что он резал и перешивал 20 лет.

Его собственный язык (ну некоторый язык у него все же был) пропадает, тушуется, становится совсем незаметным. И принц Тамино (Михаил Мартынюк) выпрыгивает, будто из «Корсара», ближе к финалу кордебалет кружит вокруг влюбленной парочки, как лебеди в «Лебедином озере», а птички, которых поймал птицелов, уж слишком напоминают кур из «Тщетной предосторожности» Фредерика Аштона (постановка Лондонского Королевского балета 1960 года).

Все 150 минут балета становятся каким-то гигантским дайджестом, причем в тексте отражается не только Мариус Петипа, но и Юрий Григорович, пара спектаклей которого значится в репертуаре Кремлевского балета.

Петров оставил моцартовский сюжет (в программке либреттистом указан Эмануэль Шиканедер, который покинул этот мир 200 лет назад и протестовать уже не может), но сделал вид, что зашифрованная опера Моцарта (с воспроизведением обряда посвящения в масоны) таковой вовсе не была.

История принца, которого Царица ночи отправляет искать похищенную дочь, превращена просто в сказку.

И артисты Кремлевского балета (роль Памины досталась Ирине Аблицовой, Папагено стал Кирилл Ермоленко, Папагеной — Алиса Асланова) так и играют в сказку, в детский утренник — с утрированными эмоциями и простодушным комикованием. При этом собственно танцевальный текст, уж какой есть, они воспроизводят старательно и не без блеска. Текст же музыкальный (партитуру приспособил к танцам композитор Владимир Качесов) обрел качество служебной, не претендующей ни на что музыки.

Впрочем, на эффект сопровождения поработала и специфическая акустика Кремлевского дворца.

Полностью:

Газета.Ру. 19.09.2014, 15:56
http://www.gazeta.ru/culture/2014/09/19/a_6221933.shtml
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #6 : Сентябрь 20, 2014, 19:57:05 »
20 сентября 2014 г.

Композиторы из России, Швеции и Канады стали лауреатами конкурса имени Андрея Петрова

Первой премии удостоен петербуржец Игорь Друх

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 сентября. /Корр.ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. Петербуржец Игорь Друх удостоен первой премии на Восьмом всероссийском открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова, завершившемся в Петербурге. Победу в номинации "Симфоническая музыка" принесла россиянину фантасмагория "Бетельгейзе" для большого симфонического оркестра. Шесть произведений финалистов прозвучали в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича в исполнении Академического филармонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта.

48-летний победитель - воспитанник Санкт-Петербургской консерватории. В 1990-е годы он входил в круг Эдисона Денисова и сотрудничал с ним в области киномузыки. Многие произведения созданы им по мотивам произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Экспериментирует во многих жанрах - от камерной музыки до джаза, выступая и как пианист. В 1995 году Игорь Друх был удостоен Гран-при на конкурсе ЮНЕСКО в Париже за фортепианную сюиту "Фрески капеллы Скровеньи". Лауреат неоднократно представлял свои опусы на фестивалях современной музыки в Австрии, Бельгии, Польше, США и других странах.

Лауреатом второй премии за произведение "Kings of clouds" стала композитор из Швеции Катарина Лейман. Она активно сотрудничает с оркестрами, написала много музыки по заказу известных коллективов, участвует в фестивалях. В настоящее время Катарина является штатным композитором Симфонического оркестра Норрландской оперы (Швеция).

Тройку лауреатов замкнула Фарангис Нурулла-Ходжа, уроженка Таджикистана, живущая ныне в Канаде. Третью премию ей принес Концерт "Ravishi nur" для саксофона и симфонического оркестра.

Зрители отдали свои симпатии и соответствующий диплом недавнему выпускнику Казанской консерватории 28-летнему Эльмиру Низамову, представленному в финале симфонической картиной "Небесное движение".

"Произведения финалистов обогатили наше представление о современной симфонической музыке, порадовали разнообразием форм и художественных идей", - сказала корреспонденту ИТАР-ТАСС председатель жюри народная артистка Азербайджана, профессор Франгиз Ализаде. Она обратила внимание на то, что музыку композиторов-лауреатов объединяет "небесная, космическая тематика", связанная с прорывом в неизведанное. Всего на конкурс поступило 120 заявок из 32 городов России и шести зарубежных стран. Авторство всех произведений было зашифровано девизами.

Полностью:

ИТАР-ТАСС. 20 сентября 2014 г., 15:13 UTC+4
http://itar-tass.com/spb-news/1456524
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #7 : Сентябрь 22, 2014, 04:19:10 »
21 сентября 2014 г.

Гарри Поттера и Ко пригласили познакомить школьников с симфоническим оркестром

Привести третий класс на концерт симфонического оркестра – это для учителя почти самоубийство. Но по школьной программе знакомство с симфоническим оркестром положено. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр нашел волшебный выход – прибег к фильмам о Гарри Поттере. Точнее, к музыке, написанной к «Поттериане» американским композитором Джоном Уильямсом.

Во дворце Белосельских-Белозерских прошло уже три таких урока музыки – с успехом. Говорить об аншлаге нельзя, поскольку Зеркальный зал специально заполняют лишь на треть: приглашают не больше трех-четырех классов, потому что это все-таки не концерт, а урок. «Аншлаг» у них по телефону: шквал звонков-заявок из школ, тем более что всё – бесплатно.
На сцене – дирижер (в тот день был собственно автор идеи, директор оркестра Юрий Серов). Справа от сцены – большой экран: когда смотрим фильм, музыка скользит по периферии сознания, а тут наоборот, музыка с оркестром в главной роли, а видеоряд – так, фоном.

- Я сегодня буду учителем, а слова «директор» я всегда боялся, так что не называйте, меня, пожалуйста, директором, – сообщает со сцены Юрий Серов. Говорит, что по-английски его должность звучала бы забавно, «кондуктор», и довольно быстро переходит на обращение «коллеги» – поскольку в зале, как выяснилось, добрая половина занимается в музыкальных школах.

По очереди на сцене появляются группа струнных; деревянных духовых; ударные («Они играют очень громко, поэтому мы задвигаем их в угол»)…

Джон Уильямс плохого не напишет. У него пять «Оскаров» и вообще весомый вклад не только в кинематограф («Челюсти», «Звездные войны», приключения Индианы Джонса, «Список Шиндлера» и многое другое), но даже в спорт – музыкально оформил четыре Олимпиады.

Юрий Серов уверен: как в 1936 году Сергей Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк» для знакомства с симфоническим оркестром, так сюиту Уильямса, написанную в XXI веке для «Гарри Поттера», можно использовать для детей XXI века.

Девять пьес, по 3-4 минуты. И тебе на пальцах объясняют, что «Полет Букли» (на экране летит полярная сова – почтальон, знающий, куда доставить письмо, даже если указано только имя получателя) замечательно исполняется скрипками, а звучащие колокольчики – это клавишный инструмент челеста сообщает о присутствии феи.

Гимн Хогвартса должен быть, разумеется, торжественным – и на передний край выходят четыре валторны. «В переводе это «лесной рог» – когда-то рыцари скакали на охоту и такими рогами давали сигналы собакам. Это закрученная труба длиной в 3,5 метра!». На экране в это время появляется весь педсостав Хоргвартса.

- А эта пьеса носит имя того, чье имя произносить нельзя, – таинственно шепчет дирижер. Дети вопят: «Волан-де-Мо-о-орт!».

- Какому инструменту вы поручили бы исполнить тему темного сверхсильного мага?

Кто-то догадался: «Фагот!»

Джоном Уильямсом отдельно рекомендовано музыкантам – тему Волан-де-Морта «играть зловеще». И вот, под вкрадчивые, ничего хорошего не предвещающие звуки фаготов на экране появляется главный антагонист. В следующей пьесе оказывается, что фаготу можно поручить и храп – издаваемый огромным трехглавым псом Флаффи. А чтобы исполнить тему «Нимбус-2000» (тему метлы, на которой Поттер гонял в квиддич), понадобилась вся мощная группа деревянных духовых инструментов – кларнеты, гобои, фаготы, флейты.

- В 1991 году, когда вас еще не было, и ваши родители только в школу ходили, английская компания создала скоростные метлы Нимбус, а самая лучшая была подарена Гарри Поттеру, – со знанием дела комментирует дирижер. Урок рассчитан на час, но занимает чуть дольше: пока наградишь грамотами тех, кто правильно ответил; пока дашь необходимые комментарии («Когда летаем самолетами, для тубы берем отдельное пассажирское место»; «А «фагот» по-итальянски – «вязанка», «пучок», потому что раскладывается на 4 части, и в футляре напоминает вязанку хвороста»).

Идея у Юрия Серова возникла довольно давно – он уже много лет дает не только «взрослые» концерты, но и «детские», в разных городах и странах.

- Когда решили организовать уроки музыки для детей, возникла идея начать с детской сюиты из «Гарри Поттера» как с доступного материала – а потом переходить на более сложное.

...

Анастасия Долгошева, специально для «Фонтанки.ру»

Полностью:

Фонтанка.ру. 21 сентября 2014 г., 21:48
http://calendar.fontanka.ru/articles/1814/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #8 : Сентябрь 24, 2014, 19:50:26 »
24 сентября 2014 г.

«Музыка — это интеллектуальное приключение»

Руководитель ансамбля The Tallis Scholars в интервью «Ленте.ру»

В эти дни в Москве проходит международный фестиваль «Пять столетий английской духовной музыки», посвященный памяти британского композитора Джона Тавенера (1944-2013). В фестивале приняли участие всемирно известный британский вокальный ансамбль The Tallis Scholars и российский вокальный ансамбль Intrada.

«Лента.ру» побеседовала с основателем и руководителем The Tallis Scholars Питером Филлипсом, главным редактором старейшего в мире музыкального журнала The Musical Times.

«Лента.ру:» Полжизни вы руководите ансамблем The Tallis Scholars. Почему 40 лет назад вы заинтересовались именно вокальной музыкой Возрождения?

Питер Филлипс: Я начал свою музыкальную карьеру как органист со специализацией по Иоганну Себастьяну Баху, но вскоре заинтересовался музыкой эпохи Возрождения, причем по очень простой причине — она звучала слишком непохоже на привычный мне академический репертуар. Исполнять такую музыку оказалось не так просто, и это стало в некотором смысле вызовом самому себе. Я создал The Tallis Scholars в 1973 году, и на первых порах моя затея выглядела совершенно антикоммерческой. Исполнение музыки эпохи Возрождения тогда казалось эксцентричной причудой, никак не связанной с современностью и с концертной деятельностью. Не скрою, было сложно найти артистов на такой репертуар, да и самому приходилось нелегко: ведь я хотел создать коллектив, который позволил бы его участникам не искать сторонней работы. Чтобы люди зарабатывали себе на жизнь концертами, а не пением в церкви.

...

Почему вы назвали коллектив в честь не самого известного английского композитора Томаса Таллиса (Thomas Tallis, 1505-1585)?

С названием я не мог определиться до 1976 года. В ту пору наш репертуар состоял из произведений именно английских композиторов, так что Таллис пришел мне в голову естественным образом: его творчество охватывало все стили музыки XVI века, не то что у более известных композиторов той эпохи. Спустя 40 лет я продолжаю думать, что название выбрано правильно — мы действительно исполняем самую разную музыку Возрождения, столь же многообразную, как и творчество Томаса Таллиса.

В 70-е годы исполнение музыки Ренессанса было делом новым и рискованным с точки зрения успеха. Ощущали ли вы себя первопроходцем?

Безусловно, я считаю себя первопроходцем. Дело в том, что в начале 70-х предпочитавшие классический репертуар слушатели были убеждены в том, что вокальная манера существует только одна, а именно — оперная. Мы же с самого начала подчеркивали, что наш стиль ничего общего с оперой не имеет. Я очень хотел, чтобы наша аудитория была максимальной, чтобы наши концерты посещались широкой публикой, а записи были всем доступны. Именно поэтому я вместе со Стивом Смитом (Steve Smith) основал фирму грамзаписи Gimell Records. Сейчас я могу точно сказать, что нынешний общемировой интерес к музыке Возрождения в какой-то мере и моя заслуга. По существу, я создал новый рынок еще и для классических вокалистов, которые теперь видят перед собой и другие пути, помимо пения в опере. От былой оперной монополии освобождены и наши слушатели.

Массовый интерес к музыке Возрождения и барокко возник в Британии в 90-е годы — в то самое десятилетие, когда популярные формы музыки в вашей стране переживали не лучшие времена. Случайное ли это совпадение?

Я не специалист по современной музыке, но могу сказать, что в 90-е годы в отношении к музыке барокко действительно произошла революция — не в последнюю очередь потому, что приемы барокко в предыдущие два десятилетия активно использовали рок-музыканты. Вокальная музыка Возрождения по своей сути не может оказывать столь быстрого и, что ли, наглядного воздействия на вкусы аудитории. Если наш материал уже достаточно популярен в Великобритании, то в континентальной Европе пока еще воспринимается как диковинка, несмотря на давние музыкальные традиции европейских стран.

Что вы считаете более важным в интерпретации музыки эпохи Возрождения — придерживаться аутентичного звучания хора или адаптировать его для современных ушей?

Мне лично — да и никому вообще — неизвестно, что такое аутентичное звучание хора эпохи Возрождения. Конечно, у меня есть представления об идеальном исполнении в ту эпоху, но не более того. И если бы мы каким-то образом услышали настоящий хор тех времен, то наверняка бы удивились — уверен, что хоровое пение тогда подчинялось иным канонам и было более мягким, нежели сейчас. Но ни в коем случае не походило на оперное пение, было чистым и простым. Именно такую простоту мы и пытаемся воссоздать, и я не могу назвать этот процесс адаптацией или интерпретацией, потому что никто не знает, каково было звучание первоисточника. Полагаю, что прежде всего нужно проявлять уважение к первоисточнику — только так исполнитель и сам получит удовольствия, и аудиторию порадует.

Вы — редактор старейшего в мире музыкального журнала. В чем вы видите сверхзадачу печатного издания о музыке при современном изобилии СМИ?

The Musical Times — серьезный академический журнал, посвященный мировой музыкальной культуре, и в его задачи входит не предсказание будущих путей развития музыкального искусства, а спокойный анализ уже достигнутого. Я хочу сказать, что и в нашу эпоху интернета многие покупают журналы и книги — согласитесь, печатные издания производят куда более серьезное впечатление на человека, нежели публикации в сети. Полагаю, что аналитические статьи и академические исследования, размещаемые в The Musical Times, — не самое подходящие тексты для чтения в интернете… Можно сказать, что задача печатного музыкального журнала в наше время — служить источником серьезной аналитической информации, справедливой не только для сегодняшнего или завтрашнего дня, но и для будущего.

То есть это профессиональное издание для узкого круга, а широкой публике остается читать легкие тексты в интернете и смотреть концерты на YouTube?

Мне представляется очень важной фигура музыкального журналиста, и прежде всего потому, что он не принадлежит к кругу академических авторов, а пишет именно для широкой аудитории, для массового слушателя. Другое дело, что музыкальный журналист должен знать о своем предмете куда больше, чем его читатели, прекрасно в нем разбираться — как раз затем, чтобы уметь объяснить все происходящее в музыке простыми словами, без громоздких музыковедческих терминов. Мне и самому интересно работать таким образом — я пишу не только для The Musical Times, но и для массового The Spectator. Полагаю, там я выполняю очень важное дело: выступаю посредником между своей любимой музыкой и британцами!

А что лично вам нравится в музыке Возрождения?

Красота ее звучания, достигаемая минимальными средствами. Такое противоречие, как мне кажется, интересно любому исполнителю и аранжировщику. А если мы говорим о слушателях, то совершенно очевидно, что невозможно жить и не знать собственной истории, истории человечества, истории Европы и, в конце концов, Великобритании. Музыка Возрождения — очень важное звено в нашей общей истории.

Беседовал Всеволод Баронин

Полностью:

Лента.ру. 15:49, 24 сентября 2014 г.
http://lenta.ru/articles/2014/09/24/phillips/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #9 : Сентябрь 27, 2014, 11:04:14 »
26 сентября 2014 г.

Неистовый ликбез

Ensemble Matheus в концертном зале Чайковского

Французский барочный ансамбль Жан-Кристофа Спинози открыл абонемент Московской филармонии «Вершины мастерства. Барокко», предсказуемо обрадовав публику фирменным запалом неакадемических манер. За тем, как музыканты ансамбля «Матеус» топали, пританцовывали и хватали друг друга за рукав, наблюдала Юлия БЕДЕРОВА.

Ансамбль «Матеус», известный отнюдь не только любителям старинной музыки, но и тем, как легко он переходит с хлесткой барочной речи на игривый язык crossover, привез в Москву высоколобую программу из музыки Вивальди, Генделя и Телемана, своего рода дайджест приметных ансамблевых работ. Действительно, зал Чайковского при всем гостеприимстве и многообразии возможностей — не арена рок-фестиваля, на каких ансамбль играет регулярно и с удовольствием. Тем не менее «Матеус» из тех аутентистов, чей рецепт успеха — это большое количество редкой музыки и свободные исполнительские нравы и кто ценит в старом репертуаре, низком строе и терпком тембре жильных струн рок-музыкальный драйв. Поэтому его Вивальди и Гендель — это музыка равно изящная и откровенно популистская, ее звучание и внешний вид в концерте отличаются неформальным азартом и эстрадной игривостью. Жан-Кристоф Спинози на сцене чем-то напоминает молодого Спивакова (с поправкой на софистицированность эстетики барочного аутентизма), дирижирует со скрипкой в руках, общителен с музыкантами и заражает зал оптимистическим подходом даже к самым печальным страницам старых партитур, звучащих в его артистичной интерпретации как что-то новое.

...

Главной героиней «Матеуса», в том числе в музыке Вивальди, стала Чечилия Бартоли, вместе с ней ансамбль из города Брест (регион Бретань) — уже мегазвезда мирового аутентистского движения.

Но в Москву Спинози привез другого героя, тоже прошедшего с ансамблем огонь и воду больших турне,— канадского контртенора Дэвида Дикью Ли. Его известности в здешних небарочных местах не хватило, чтобы имя было написано на афишах большими буквами, но Ли все же один из самых востребованных контратеноров мировой сцены. И он тоже принадлежит тому артистическому поколению, которое часть технических задач решает мультижанровым драйвом, сокрушительным обаянием и свободной манерой, когда тени барочных аффектов меркнут на блестящем свету эстетики современного театрального шоу, а стиль одновременно грациозен и густо закрашен открытой проникновенностью. Ли — комик и трагик барокко, Джим Керри при случае мог бы пожать ему руку, увидев стремительность перевоплощений контратенора.

Преображаясь прямо на сцене, игриво поглядывая на часы, танцуя и подмигивая публике, Ли вдруг принимал страшно трагическую позу, мгновенно переходил с иронии на драму (как с сопрановых верхних нот на баритоновые) и спел в Москве генделевских Ксеркса и безумного Орландо (Ли выпевает сумасшествие садистски подробно, как мало кто решается), неистового Роланда (если не манерного, то витиевато-роскошного), а заодно и Руджеро, и Лотарио из Вивальди. Не скупясь, сыпал бисер зубодробительных колоратур и для грустной музыки выбирал из своего арсенала особенно мягкие краски.

Голос Ли вкупе с шикарной бретонской небрежностью «Матеуса» зал принимал с удовольствием (это был один из тех редких филармонических вечеров, когда во втором отделении публика не редела, торопясь к далекому ужину, причем концерт начался в эксклюзивное время, на час позже обычного), и в этом смысле в программе не было ничего необычного.

«Матеус» выглядел прекрасной иллюстрацией собственных идей, но все-таки сделал сюрприз и по ходу дела открыл московской публике еще одного совсем не знакомого стоящего музыканта — французского флейтиста Алексиса Косенко. Вместе с Жан-Марком Гужоном Косенко сделал Концерт для блок-флейты, флейты, струнных и basso continuo Телемана самым чудесным номером, проговорив с инструментальной точностью тему разницы между ансамблевым топотом в сильную долю и деталями барочного письма. А в изысканном дуэте с Ли сумел сделать так, что флейта оказалась главным голосом концерта, звучавшим с той особой красотой, пластичностью и утонченностью, какой ждешь в гастрольной аутентичной программе.

В барочных «Вершинах» от филармонии в этом сезоне весной еще намечен концерт Les Arts Florissants Уильяма Кристи, этим абонемент исчерпывается. А между тем он мог бы звучать не так лаконично. Вот, например, у Алексиса Косенко, играющего со всем миром старинщиков в качестве солиста и ансамблиста, есть свой собственный ансамбль Les Ambassadeurs. Рамо, Вивальди, Тушмулен и Гайдн у них чудесны и тоже удостоены разнообразных призов. А дело заполнения белых пятен в образовании москвичей с понятной опорой на известные имена не отменяет интриги узнавания новых музыкальных чувств и мыслей.

Полностью:

"Коммерсантъ" от 26.09.2014, 17:44
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 141
Re: 2014-09
« Ответ #10 : Октябрь 01, 2014, 07:29:18 »
30 сентября 2014 г.

В московской акции «Ночь музыки» примут участие выпускники телешоу «Голос»

...
Как отметили в пресс-службе акции, различные музыкальные мероприятия состоятся в 250 учреждениях культуры и торговых центрах, в том числе в Доме музыки, Московской консерватории имени Чайковского и Московской академической филармонии.

Для поклонников классической подготовлены концерты Большого симфонического оркестра в консерватории, пианистов Полины Осетинской и Антона Батагова в Доме музыки и камерного оркестра «Гнесинские виртуозы». Современные музыкальные направления представят, в частности фолк-музыкант Инна Желанная, электрофанк-оркестр Guru Groove Foundation и коллектив Jekebox Trio.

Отдельно будет представлена детская программа. Организаторы предусмотрели бесплатные музыкальные уроки более чем в 140 московских школах, дневные концерты в библиотеках. Для учащихся детской музыкальной школы имени Балакирева мастер-класс проведет певец Дмитрий Маликов.

Лента.ру. 19:00, 30 сентября 2014 г.
http://lenta.ru/news/2014/09/30/musicnight/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау