Автор Тема: Татарский Академический Государственный Театр оперы и балета имени М. Джалиля  (Прочитано 18109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
26 августа 2014 года исполнилось 140 лет Казанской Опере!

http://kazan-opera.ru/news/9226/

В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни. Уже с начала XIX века в городе выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские. Постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева. 26 августа 1874 г. впервые артистами казанской оперной труппы была полностью дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

2014 год проходит под знаком 140-летия Казанской Оперы.

ПРЕМЬЕРЫ
Премьерой оперы «Любовный напиток» откроется новый сезон в ТАГТОиБ им.М.Джалиля 20 сентября. Над новым спектаклем работает отличная команда постановщиков: музыкальный руководитель и дирижер Винсент де Корт (Нидерланды), режиссер-постановщик Юрий Александров (Санкт-Петербург), художник-сценограф Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург), хормейстер Любовь Дразнина. Главные партии в спектакле исполнят солисты Венской Оперы, Московского музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Московского театра Новая Опера им.Е.В.Колобова, Геликон-Оперы, Камерного музыкального театра им.Б.А.Покровского и ТАГТОиБ им.М.Джалиля. 
Постановка Юрия Александрова сочетает в себе как классические, так и современные черты. Режиссер предложит зрителям поразмышлять на тему любовных отношений: как они развивались в прошлую эпоху и в наше время...

23 и 24 сентября казанские зрители смогут увидеть последнюю балетную премьеру театра – мистерию в 2 частях «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» в постановке Александра Полубенцева (Санкт-Петербург). Спектакль занимает особое место репертуаре театра: в постановке одновременно заняты и артисты балетной труппы, и оперные солисты, и хор, и оркестр театра. Критики назвали спектакль, премьера которого состоялась в мае 2014 г., «сагой о судьбе и о нас с вами».

РЕПЕРТУАР
27 сентября на сцене театра состоится показ оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга». 4 октября пройдет опера «Севильский цирюльник» Дж.Россини, а после оперная труппа театра отправится в гастрольное турне по странам Европы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ОПЕРНЫЙ ГОТОВИТ ПУБЛИКЕ «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК» И ТАНЦЫ ПОД БАХА

19.09.14 09:59 Айсылу КАДЫРОВА

Премьерой оперы «Любовный напиток» откроет завтра сезон театр имени Мусы Джалиля. А вчера журналистам показали фрагмент репетиции спектакля, который ставят режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев из Санкт-Петербурга, музыкальный руководитель постановки - дирижер из Нидерландов Винсент де Корт.

Александров и Окунев уже работали вместе над «Любовным напитком» - в 2007 году ставили шедевр Доницетти в московском театре «Новая Опера». Похоже, именно эту постановку они переносят сейчас на казанскую сцену. Сужу по первой картине первого действия: репетиция, как и столичная премьера в 2007 году, о которой писали все центральные СМИ, началась с ошеломляющего дефиле артистов в нарядах из роскошных перьев, блесток и парчи.

Если казанский спектакль будет повторять московский от начала и до конца, то после карнавальных эпизодов действие в «Любовном напитке» перенесется в наши дни, на окраину современного города. Публика увидит лавку с выцарапанным на ней русским матерным словом из трех букв, бочку с надписью «Пиво»... В спектакле Юрия Александрова артисты «Новой Оперы» даже частушки горланили: «Полюби меня, красотка, я известный депутат, у меня высокий рейтинг и внушительный мандат!»...

До репетиции о предстоящей премьере журналистам рассказывали на пресс-конференции. О том, что Александров и Окунев переносят в Казань постановку для «Новой Оперы», прямо не говорил никто. Но об этом можно было догадаться. Так, директор театра Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что является «приверженцем традиционных постановок», но в случае с «Любовным напитком» в театре «сознательно отошли от традиций». Потому что в этом произведении «смысловая нагрузка - не в эпохе».

Режиссер Юрий Александров заявил: «Любовный напиток» - один из лучших моих спектаклей». Он ставил его «всю жизнь - шесть или семь раз». Публика увидит в этой опере «две параллельно существующие истории: от театра красоты и от современного театра». Александров считает, что зрители после спектакля должны решить, какой театр им ближе. Ему самому и другим создателям казанского «Любовного напитка» ближе театр красоты. «Наш спектакль и начинается, и заканчивается красотой», - сказал он.

В театре имени Мусы Джалиля оперу Доницетти репетируют три состава исполнителей. Александров посоветовал обратить внимание на «потрясающую, совсем молоденькую» Гульнору Гатину: в одном из премьерных спектаклей она исполнит Адину, главную женскую партию. Гатина - выпускница Казанской консерватории (класс профессора Зили Сунгатуллиной), солистка оперной труппы театра имени Мусы Джалиля, буквально на днях на международном фестивале-конкурсе вокалистов Vissi D’Art в Праге она стала лауреатом второй премии...

«Любовный напиток» войдет в афишу XXXIII Международного оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина, который в этом сезоне пройдет в феврале 2015 года. Следующей после сочинения Доницетти оперной премьерой в театре Джалиля станет «Манон Леско» Пуччини, в планах на 2016 год - новые постановки вердиевского «Трубадура» и «Пиковой дамы» Петра Чайковского.

Полностью (далее в статье говорится про балет) http://www.evening-kazan.ru/articles/opernyy-gotovit-publike-lyubovnyy-napitok-i-tancy-pod-baha.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА ПОД ВЫВЕСКОЙ «БАХЕТЛЕ»

http://www.evening-kazan.ru/articles/italyanskaya-opera-pod-vyveskoy-bahetle.html

21.09.14 10:41 Айсылу КАДЫРОВА

Премьерой оперы Доницетти «Любовный напиток» открыли в субботу сезон в театре имени Мусы Джалиля. Публика приняла спектакль стоячей овацией. Однако аплодисменты стоя - не всегда свидетельство того, что сценическое действо - шедевр. Так же восторженно реагируют современные зрители и на концерты популярных юмористов из программы «Аншлаг»... Пожалуй, это был как раз тот случай.

... Копия [спектакля в "Новой Опере"], конечно же, не точная, а с местным колоритом. В казанском спектакле герои оперы Гаэтано Доницетти размахивают флагом Татарстана с эмблемой футбольного клуба «Рубин». И внушительную часть действия разыгрывают на фоне вывески магазина «Бахетле».

...Неспешное развитие сюжета, переливающаяся красота сцены и очаровательная музыка Доницетти не успевают навеять тоску: действие резко прерывает один из зрителей в партере. Он вдруг встает с места и голосит басом на чистом русском языке: «Хватит! Довольно! Товарищи, занудно, старомодно!». Это - Олег Диденко, в спектакле Александрова он играет лекаря Дулькамару. Пока Диденко идет к сцене, декорации успевают поменять. Теперь вместо огромных зеркальных, с золочеными виньетками, потолка и стен на сцене - тьма. И еле проглядывающийся сквозь нее серый многоквартирный дом.

Во дворе этого дома - бочка с надписью «Пиво», раздолбанная скамейка, песочница. Над одним из подъездов - вывеска магазина «Бахетле». Возле дома шатаются одинаково неухоженные бабы и мужики, которым лекарь Дулькамара начинает впаривать под видом целебных напитков сомнительного качества алкогольную продукцию...

В спектакле Александрова герои оперы не раз переходят с итальянского на русский. В сцене помолвки красавицы Адины (Евгения Афанасьева) с сержантом Белькоре (Илья Кузьмин) даже поют частушки: «Полюби меня, девица, я народный депутат. У меня высокий рейтинг и внушительный мандат!». Девица в ответ: «С депутатом я не против, с депутатом - все мы «за», но боюсь, что только рейтинг у него и поднялся!»...

Самый узнаваемый шлягер этой оперы - романс ««Una furtiva lagrima...» («Одна слезинка украдкой...»)- бритый наголо Неморино исполняет в солдатском ватнике, с папиросой во рту. Впрочем, эту солдафонскую брутальность перебивает красота: завораживающий, мягко падающий с колосников сцены снег.

По режиссуре Александрова непонятно, почему же красавица Адина вдруг проникается любовью к Неморино. В поведении этой девушки вообще немало забавного: в минуты волнения она начинает танцевать «Умирающего лебедя», например. А в момент признания Неморино в любви стягивает с себя юбку...

Самый сильный игрок в фантазиях Юрия Александрова на тему «Любовного напитка» Доницетти - хор театра имени Мусы Джалиля (хормейстер - Любовь Дразнина). Это не безликая масса, не армия статистов, не фон. Это - вышколенная команда острохарактерных и умных актеров. Они обыгрывают каждую групповую сцену, причем так, что любого можно снимать крупным планом. А главное - хор в этой опере прекрасно поет. Чисто, легко, чарующе.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Казанскую публику угостили суррогатом вместо «Любовного напитка»

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ, ОТКРЫВШАЯ СЕЗОН В ТГАТ ИМ. ДЖАЛИЛЯ, ОСТАВИЛА СТРАННОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

http://www.business-gazeta.ru/article/114959/

После просмотра «Любовного напитка», представленного казанской публике в минувшую субботу в версии режиссера Юрия Александрова, становится ясно, что испортить комическую оперу довольно легко — достаточно прочесть сюжет через призму серьезных социальных проблем. Зрителям вместо поселян из солнечной Италии было предложено любоваться гопниками и шпаной, прекрасная фермерша превратилась в девчонку с нашего двора, шарлатан Дулькамара стал депутатом, а сержант Белькоре — наглым казаком. Неразгаданной загадкой остался главный герой Неморино, который поначалу был вроде японским туристом, а потом вдруг надел красные семейные трусы в горошек и пошел служить в советскую армию. В итоге режиссер Александров начисто затмил композитора Доницетти, чья музыка, по мнению наблюдавших за зрелищем корреспондентов «БИЗНЕС Online», в этом перенасыщенном тяжелом коктейле выглядела неуместной вишенкой.
 
НАПИТОК 7-ЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ

Премьера оперы «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти в постановке режиссера Юрия Александрова была проанонсирована еще год назад. Тогда на пресс-конференции директор ТГАТ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов сделал довольно яркое заявление, предложив вести отсчет в истории татарского оперного театра не с 1939 года, как это было принято, а с 1874 года, когда состоялся первый спектакль постоянной оперной труппы, собранной стараниями антрепренера Петра Медведева . Таким образом театр сразу же почти удвоил свою историю.

И хотя «Любовный напиток» вовсю ставился уже во времена Медведева, легендарный антрепренер вряд ли узнал бы оперу в версии питерского режиссера.

Стоить сказать, что Александров считается спецом по Доницетти и уже поставил в разных театрах 80 спектаклей по его операм. А всего в его багаже более 200 оперных постановок. Для Казани оперный стахановец уже поставил «Аиду» и «Севильского цирюльника», показанного на Шаляпинском фестивале в этом году. Судя по всему, режиссер пришелся по душе руководству театра, и можно предположить, что «Любовным напитком» дело не ограничится. Ведь известно, что в театре им .Джалиля в почете постоянство. Так, и другие участники постановочной группы хорошо у нас известны: и петербургский художник-постановщик Вячеслав Окунев, и музыкальный руководитель Винсент де Корт (Нидерланды).

Сразу уточним, что в полной мере считать постановку «Любовного напитка» премьерой нельзя. Режиссер перенес на казанскую сцену спектакль, поставленный им еще в 2007 году для московской «Новой Оперы» в обычной для себя новаторской манере. Что ж, история знает немало примеров переноса спектаклей, хотя вряд ли театр, претендующий на попадание в топы лучших, может себе такое позволить. Тем более что 7 лет назад спектакль был принят критиками очень холодно. Так чем же он так пленил руководство казанского оперного театра? Вероятно, возможностью от души повеселить публику.

СЕРПОМ ПО ДОНИЦЕТТИ

Перед началом спектакля зрителям рассказали, что режиссер искал ответа на вопрос о том, чем сегодня является любовь для людей. Тут уж не до смеха. Да и прежде чем смеяться, надо было разобраться что к чему. Вместо итальянских пасторалей на сцене буйствовал карнавал, метались японские туристы, а главная героиня Адина, по сюжету богатая фермерша, восседала на каком-то вычурном агрегате, этаком гигантском яйце Фаберже, вся в перьях и блестках. Над ней висела не менее красивая конструкция, отдаленно напоминающую астролябию.

Неморино (по замыслу автора либретто Феличе Романи — простой деревенский парень) в джинсах и олимпийке катал японскую бабушку в инвалидной кресле и без конца фотографировал.

Однако дело было не в Бразилии. Это стало ясно после того, как доктор Дулькамара заговорил на «чисто конкретном» русском языке, выйдя на сцену прямо из публики. Карнавальный фейерверк сменили совковые трущобы, населенные сплошь шпаной и легкомысленными девицами.

Ну, а далее все повороты были более или менее предсказуемыми. Вояка Белькоре в тельняшке, казацких штанах с лампасами и шашкой на боку. Вместо кокетливой умницы фермерши Адины — пошловатая девчонка с нашего двора. Дулькамара — алчный прохиндей, к тому же депутат, что проясняет специально сочиненный для спектакля текст куплетов на русском языке («Полюби меня, красотка, я народный депутат»). Вместо вина, выдаваемого им за любовный напиток, — горькая. Вместо поселян — тучи маргиналов, которые, к слову, практически не покидают сцены, и даже лирические метания героев происходят на глазах и при активном участии этих неприятных «групп общественности».

Ну и любовь находит соответствующую трактовку. Адина, разумеется, выкупает у Белькоре солдатский контракт Немороино не за деньги, а сами понимаете за что, финал поет в неглиже, а любовное воссоединение героев происходит на садовой лавке. Итальянские комические сюжеты, прямо скажем, далеки от целомудрия и тоже порой грубоваты, но тут в ход пошел юмор даже не народный, а маргинальный. А режиссерские приемы неприятно удивляли своей брутальной прямолинейностью.

РОМАНС С ПАПИРОСКОЙ

Главным для Александрова является непрекращающееся действие, продуманное до мельчайших деталей. Фонтаны его режиссерских находок просто неиссякаемы. На сцене полно придуманных им персонажей: старуха в кимоно, ребенок, не менее получаса усердно играющий в песочнице, продавщица пива, девицы в мини. Были отсылы и к Казани — надпись «Бахетле», флаг с эмблемой футбольного «Рубина». Причем со старой эмблемой, за возвращение которой сейчас «воюют» с клубным руководством фанаты.

Главные герои тоже все время крутятся-вертятся. Адина поет свои арии, выделывая балетные па а-ля умирающий лебедь, Неморино исполняет свой знаменитый романс с папироской во рту. Всю лирику Александров выкорчевывает на корню. Не видит он ей места в российских реалиях.

Учитывая, что исполнители пока еще в пути к вершинам бельканто, эта режиссерская нагрузка была им плохим помощником. Большую выдержку продемонстрировала солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева (Адина), показавшая качественное, хотя и довольно однообразное пение. Нурлан Бекмухамбетов временами задыхался (этим, вероятно, и объясняется тенденция к занижению), а к высоким нотам в своем романсе Una furtiva lagrima готовился прямо как спортсмен к прыжку.

Нелегко пришлось и баритону Илье Кузьмину (Белькоре), частенько расходившемуся с оркестром в скороговорках, которыми Доницетти щедро снабдил его партию. Настоящую буфонную стилистику продемонстрировал лишь харизматичный бас Олег Диденко (Дулькамара). К слову, и Кузьмин, и Диденко пели на премьерных спектаклях в «Новой Опере» в 2007-м.

Надо отдать должное и дирижеру Винсенту де Корту, который весьма аккуратно вел этот феерический корабль. Где надо — помогал певцам, замедляя темпы, а где-то компенсировал царящую на сцене камарилью изяществом музыкальной стилистики. Однако звучание оркестра оперного театра заметно уступало в стройности Государственному симфоническому оркестру РТ, открывшему сезон двумя днями ранее.

... В спектакле планировалось участие Альбины Шагимуратовой, но оказалось, что певица готовится стать матерью, хотя режиссер готов ввести ее в спектакль в любой момент. Вопрос в том, готова ли она к пению в неглиже.

По ссылке продолжение статьи и фоторепортаж http://www.business-gazeta.ru/article/114959/

Наталья Титова, Айрат Нигматуллин
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фотоотчет с закулисья оперного театра: Перевоплощение артистов в пьяниц и гуляк, и веселые шутки «за кадром»

http://prokazan.ru/news/view/95193 По ссылке фото.

В предверии открытия сезона в Театре оперы и балета Муса Джалиля ProKazan.ru  не только побывал на репетиции премьерной оперы "Любовный напиток", но и пробрался за кулисы театра.

За кулисами театра во время репетиции царило полное спокойствие: актеры весело шутили друг с другом, поправляли костюмы и подпевали выступающим на сцене.

Удивительно, но по словам режиссера "Любовного напитка" Юрия Александрова, на постановку оперы ушло всего несколько недель (что же тут удивительного, если это перенос постановки, идущей в Новой Опере? - Papataci). Сюжет оперы немного изменен: с подачи Юрия Исааковича, действие спектакля разделено временными рамками. Часть повествования проходит в добром, можно сказать сказочном мире. Другая часть оперы перенесена в современность. Здесь во всей красе показана распутная жизнь, а герои этого времени - пьяницы и гуляки.

Одним из падших героев, артист оперного театра Алексей Толстик рассказал ProKazan.ru, что он играет бывшего моряка. Его герой - безработный, но еще не потерявший вкус к жизни, опустившийся человек.

-  Роль незамысловатая, поэтому особых сложностей не возникло. К тому же, за примерами далеко ходить не надо: похожий контингент я каждый день наблюдаю и на улицах Казани.

Артистка хора Эльвира Гафурова испробовала на себе роль вульгарной девушки. Готовилась она к ней основательно.

- Я смотрела сериалы, фильмы - наблюдала там за игрой актеров. Какой-то опыт и из современной жизни брала. Кстати, по словам режиссера, мы еще должны выглядеть в стиле 60-х годов. Поэтому, готовясь к постановке, я смотрела в Интернете какие прически носили в то время, какой макияж, как они одевались. - Я сама по себе скромный человек, но на сцене - девушка легкого поведения. Это не просто - раскрепоститься для роли. Нужно провести это через себя и вжиться в нее.

Благодаря режиссеру Юрию Александрову, произведение Гаэтано Доницетти получило необычную интерпретацию, а артисты оперного театра перевоплатились (!!!) в героев двух абсолютно разных миров.
Che mai sento!

Онлайн notabene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2014, 17:55:53 от notabene »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ТВ-репортаж - по ссылке http://kzn.tv/kzntube/koktejjl-iz-ljubovnogo-napitka-prepodnesli-zritelju/

В центре внимания - надменная капризная принцесса Адина. Евгения Афанасьева поёт эту партию в своём театре - в классической постановке "Любовного напитка". В Казани ей удалось примерить на себя образ совсем другой Адины.

Евгения АФАНАСЬЕВА - солистка Московского музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: "Я современная девонка с улицы, которая знает, чего хочет от жизни - выйти замуж и быть счастливой, но материальный аспект для нее не на последнем месте. Но любовь к простому парню Неморино побеждает - в каком бы времени ни происходило действие, любовь одна и та же, когда приходит любовь - наше сердце тает".

Венецианский карнавал неожиданно прерывает вполне себе современный жулик Дулькамара.

На месте Венецианской площади из-под земли вырастают грязные серые дома и подворотни, бочка с пивом, алкоголики-картёжники. Сцена наполняется множеством событий и персонажей. На переднем плане Дулькамара и его подельники "впаривают" простому люду чудодейственные средства от всех болезней.

Олег ДИДЕНКО - солист Камерного музыкального театра им.Б.А.Покровского: "И в те времена, и сегодня пользуются одними и теми же приемами. Берет товар ненужный и начинает его впаривать общественности под видом панацеи от всех болезней. Здесь интересная задача поставлена режиссером, сталкивается театр классический и театр современный, все штампы современного театра высмеяны".

Балансируя на грани между пошлостью и юмором, режиссёр стремится показать эволюцию любовных отношений - сравнить прошлое с настоящим, где-то помочь зрителю узнать себя и напомнить, как прекрасны романтические приключения и ухаживания прошлых эпох. Юрий Александров создал 80 постановок опер Доницетти, и конечно, у него есть собственный рецепт "Любовного напитка".

Юрий АЛЕКСАНДРОВ - режиссёр-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ-Опера»: "Через несколько дней исполнится 40 лет моих супружеских отношений. Я считаю, это великое завоевание, когда ты понимаешь, что нашел избранницу на всю жизнь. Понимание друг друга, уважение, желание сделать что-то хорошее своим близким - вот рецепт любовного напитка".

"Любовный напиток" Доницетти в постановке Юрия Александрова превратился в коктейль классики и современности, грубоватого фарса и изящных нарядных сцен, примитивности -и прекрасного бельканто и вечной музыки. Режиссёр предлагает зрителю выбрать, что ему ближе, а в конце спектакля намекает, что ему самому по душе романтика - на сцене вновь появляется старинная Венецианская площадь. В конечном счёте всё это - одна большая шутка, а немного хулиганства в классике допустимо, ведь, как в финале заверяет зрителя хор, "Сам маэстро Доницетти был влюблен и пьян бывал".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А вот еще-   http://enter.kazanfirst.ru/feed/643

Вот часть статьи, а по ссылке фото и оставшийся текст:

Казалось бы, ну что тут мудрить? Классика есть классика. Но режиссёр нашёл крайне интересный способ показать, что за 200 лет человеческие отношения не изменились ни на йоту. Поэтому он создал настоящий маятник: действие начинается в удивительных декорациях, где дамы в кринолинах изящно танцуют, и «покачивая перьями на шляпах», поют о великой любви Тристана и Изольды. На них венецианские маски, шелка и драгоценные камни; вокруг роскошь, цветы и галантные кавалеры. Адина восседает на расписной полусфере, такая недоступная и дразнящая одновременно. Неморино же словно проваливается в этот великолепный век из нашего времени, а вместе с ним «падает» стайка вездесущих японских туристов с фотоаппаратами. Но никто не замечает этого несоответствия эпох.

Поэтому маятник снова качается, когда из зала доносится крик: «Хватит! Довольно! Товарищи, занудно, старомодно!». И нас тут же переносят в рабочий квартал современного города (естественно, Казани — где ж ещё может быть вывеска «Бахетле» и торчать из окна флаг Татарстана со старой эмблемой «Рубина»?) И сразу парчовые платья сменяются выцветшими халатами, эполеты заменяют застиранные тельняшки, а великолепные бальные залы становятся обшарпанными многоэтажками. Во дворе стоит огромная бочка с надписью «Пиво» и, конечно, её непременные симбиотики — дедушки, играющие в домино и периодически кричащие: «Рыба!».


Но в этих неприглядных декорациях по-прежнему есть любовь, и там всё так же поют оперу, только теперь уже не только на итальянском. В сценах народного веселья есть даже частушки на великом и могучем: «Полюби меня, девица, я народный депутат. У меня высокий рейтинг и внушительный мандат!» Само же действие становится многослойным: герои выходят из партера, прямо из оркестровой ямы незаметно появляются подмостки и скамеечки, на которых разворачивается настоящий базар, а сцена на какое-то время становится дальним планом! Каждая деталь продумана, каждый персонаж на своем месте, и глаза разбегаются от приятного удивления. А хор в этот раз просто превзошёл сам себя. Каждый артист не просто исполнял арии — все до единого играли получше многих драматических актёров.


Да, Юрий Александров просто порвал все шаблоны, связанные с оперой. Вот как вы себе представляете диву? Толстая тётка в розовом платье у рояля? А тут оказалось, что у солисток бывают длинные стройные ножки и идеальная фигура. Адина (Евгения Афанасьева) танцевала на столе в коротком платье, была неуклюжей и забавной, но при этом пела, как божество.  Под конец и вовсе произошло невозможное: в сцене признания в любви она практически полностью разделась, оставшись в одной крошечной комбинации.

- Слава Богу, моя фигура это позволяет. Я решила, что стоит быть смелой, потому что это очень хорошее для артиста качество. Если кто-то подумал, что это чересчур — что поделаешь? - смеясь, призналась Евгения Афанасьева, солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. - Этот спектакль не похож на классическую постановку, которую я пою у себя в театре. Он такой жёсткий, яркий, на грани, перчёненький! Но я очень полюбила его.


А тенор, он что, всегда должен быть похож на Чайльд Гарольда или идеального мистера Дарси? Нет уж! В Казани мы увидели Нимерино (Нурлана Бекмухамбетова) и на медкомиссии в «красных труселях», и «забритого» в армию, и на снегу в папахе. Но когда он поёт знаменитую «Una furtiva lagrima...» маятник снова качается, и в серый, заснеженный город возвращается Красота: кринолины, шелка и Венеция.


Режиссёр наглядно показал, какой может быть любовь: галантной и романтичной или же грязной и приземлённой. А ведь, казалось бы, чувство одно и то же! Но только смотрится, в зависимости от эпох и декораций, совершенно по-разному. Он будто бы ткнул нас всех носом в огромное зеркало: смотрите, насколько в наше время опошлены высокие чувства. Вспомните свадьбы с выкупами в грязных подъездах, похотливых медсестёр в военкоматах и своё маниакальное стремление «срубить бабла». Мир за двести лет изменился, а люди — нет. Только наряды стали попроще, да и ухаживания – примитивнее.


При этом, Александрову каким-то чудом удалось сохранить непрерывность действия и не превратить постановку в балаган. Бытовые сцены не вызывали отвращения, потому что были сделаны очень тонко и с глумливой иронией, а не грубой «петросянщиной». Поэтому в сочетании с дивной классической музыкой всё смотрелось очень органично. И, конечно, от костюмов «красивой» части спектакля кружилась голова. Как от искрящегося, дорогого, холодного шампанского, которое куражит, веселит и оставляет медовое послевкусие.

В общем, троекратное:«Браво!» всем: режиссёру Юрию Александрову и дирижёру из Нидерландов Винсенту де Корту, который заставил оркестр играть так легко и воздушно. Художнику Вячеславу Окуневу из Санкт-Петербурга, который создал эти невероятные костюмы и декорации. Но, главное, солистам и хору. Именно они заставили зазвучать это великолепие и подарили всем нам настоящий праздник.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Казанцы испили "Любовный напиток"

Полный текст по ссылке http://info.tatcenter.ru/article/140045/

В театре оперы и балета имени Мусы Джалиля 20 сентября открылся новый театральный сезон. По традиции, открылся премьерой, которая переносит зрителей из средневековой Италии в современную Казань.

...

Для Москвы и Санкт-Петербурга подобные новаторские постановки уже стали традицией, но для Казанской оперы — это довольно смелый шаг. Что бы ни говорили и ни писали критики об этой трактовке итальянской оперы, важно то, что режиссер Юрий Александров поднимает актуальную на сегодняшний день проблему — как ставить оперу, имеющую многовековую сценическую историю? Использовать ли традиционный или современный подход? Делать ли из оперы "волшебную костюмированную сказку" или переносить действие в наши реалии, дабы подчеркнуть актуальность сюжета? В своей постановке режиссер задает этот вопрос зрителям, предоставляя им  самим выбрать, что ближе по духу.

Постановка Александрова, безусловно, эпатирует и дразнит зрителя, привыкшего к благородному обращению с классикой. Тем не менее такой спектакль, безусловно, должен был появиться в Казани, хотя бы для того, чтобы понять, что опера может не только дарить слуховое и эстетическое наслаждение, но и побуждать к размышлению и дискуссиям.

Екатерина Вербицкая
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Открытие нового сезона в театре им. М.Джалиля посвящено 140-летию казанской оперы

http://efir24.tv/all-news/culture/43315_the_opening_of_the_new_season_in_the_theatre_jalil_is_dedicated_to_140_anniversary_of_the_kazan_oper/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Московский карнавал переехал в Казань

Юрий Александров клонирует "Любовный напиток"
 
Александр Матусевич http://www.ng.ru/culture/2014-09-25/8_kazan.html

В августе музыкальная Казань отметила круглую дату: 140 лет назад здесь состоялось первое исполнение оперы. С того момента экзотический итальянский цветок прочно обосновался на волжских берегах, и вот уже почти восемь десятилетий эту традицию поддерживает Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Юбилейный сезон Казанская опера намерена провести ярко: премьерными спектаклями, гастролями в Европе, грандиозным Шаляпинским фестивалем. Начать же решили с веселья: инаугурационным спектаклем был выбран «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти, поставить который пригласили из Петербурга маститого Юрия Александрова.

Доницетти написал около 70 опер, а Александров поставил около 80 спектаклей по их мотивам, многие впервые в России (в созданном им театре «Санкт-Петербург-опера» и на других сценах страны), некоторые  не по одному разу, за что и получил памятную медаль пропагандиста творчества Доницетти в Бергамо, на родине композитора.

...Таким образом, спектакль не вполне нов сам по себе, но для Казани  это новация: сегодняшняя мировая практика переносов и возобновлений успешно применяется и в Татарстане. Порадовало то, что на сей раз Александров никого не стал вводить в заблуждение, как бывало не раз прежде, а сразу честно сказал, что казанский вариант – клон московского.

Комическая опера, а «Напиток» является безусловным шедевром именно этого жанра, в силу своей природы допускает многое, не терпит лишь скуки. Александров, чьи постановки серьезных опер нередко вызывают недоумение (таковыми были его «Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь» или «Дон Жуан» на разных сценах пост-СССР), в буффонной стихии чувствует себя лучше всего. Его казанский «Напиток» – лишнее тому подтверждение: он сверх меры насытил спектакль движухой всякого рода, и, несмотря на кажущуюся на первый взгляд избыточность оной, в целом выиграл.

...

Спектакль полон пусть порой нелогичных (как кажется на первый взгляд) и иногда непонятных, но занимательных гэгов, его интересно смотреть. Чего только стоит фигура уморительной Чио-Чио-сан – мимической старушки в инвалидной коляске, периодически откалывающей на сцене совершенно невообразимые номера.

Казанский «Напиток» украсили московские вокалисты. Евгения Афанасьева из Театра Станиславского предстала сексапильной красавицей, поющей нежным и искусным лирическим сопрано. Хорош был и Нурлан Бекмухамбетов из «Новой оперы»: его тембр не отличается сногсшибательной красотой, звук резковат и узковат, но владение голосом достойное и хит Una furtivа lagrima убеждает. Качественный вокал продемонстрировал и солист того же театра Илья Кузьмин (Белькоре): ровный, стабильный, даже красивый баритон с хорошей школой и весьма артистичный. Ярким комизмом наполнил роль Дулькамары Олег Диденко из Театра Покровского.

Голландец Винсент де Корт ведет оперу с несвойственной северянину темпераментностью, но держит все под контролем: ансамбли собраны, хоры (хормейстер Любовь Дразнина) звучат, солисты при максимуме свободы вокализации строго вписаны в темпоритмическую сетку. Оркестр Казанской оперы чутко отзывается на жесты маэстро и музицирует с настроением: импульсы позитива, идущие со сцены и из ямы, счастливо совпадают с реакцией зала.   

Казань–Москва
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
То, что доктор прописал

29.09.2014 в 20:45, Анна Наумова.

«Любовный напиток» в Казанской опере

Новый сезон в ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля открыли традиционно премьерой – на этот раз это была комическая опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» в постановке Юрия Александрова. Спектакль вызвал шквал аплодисментов и несколько выкриков прямо противоположного толка. Но, без сомнения, эта та простановка, о которой будут говорить, и на которую будут стремиться попасть. Режиссер отдал в ней дань и гламуру, и нонконформизму.
http://www.operanews.ru/14092906.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Почему в казанскую оперу невозможно достать билеты?

http://www.kp.ru/daily/26295/3173520/

Театр оперы и балета им.М.Джалиля прошел путь от пустых залов до очередей в кассы за месяц до премьеры. Как удалось достичь такой популярности "Комсомолке" рассказал Юрий Ларионов, замдиректора удивительного казанского театра
В этом году казанской опере исполнилось 140 лет. И, несмотря на обилие современных развлечений и стремительное развитие технологий, она не потеряла свою популярность в век 5d-кинотеатров и виртуальных игр. Чтобы попасть на спектакль, купить билет нужно минимум за 3 недели до нужной даты, а на премьеру вообще за месяцы. Замдиректора театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Юрий Ларионов, сидя в уютной гостиной «Комсомолки», раскрыл секреты неугасаемой популярности театра.

- Расскажите, пожалуйста, когда у театра были сложные времена?

- Я здесь работаю уже 32-й год, а директор театра Рауфаль Мухаметзянов пришел на 3 года раньше. Я пришел в оперу из ТЮЗа, играл там кота в сапогах, королей в детских спектаклях, а потом настало время заняться административной деятельностью. И я был поражен после прихода из детского театра, что в зале оперы сидело всего лишь процентов 30 зрителей... А, бывало, что 1-2 человека в зале всего. Однажды дирижер начал играть, оборачивается, а в зале никого. Спрашивает у директора: "Где зрители?", тот отвечает: "Посмотрите в буфетах" - раньше брали билеты и сидели в буфетах пили пиво... Тогда в театре сменили все руководство, и постепенно год за годом театр восстановил былую популярность и завоевал мировую известность... В 1984 году Тамара Синявская пела титульную роль в «Кармен», так люди ломали двери, чтобы попасть на премьеру. Билетера, помню, снесли...

- Как же удалось «реанимировать» оперу?

- Факторов много, это же «многослойный пирог». Во-первых, театр вкладывает значительные ресурсы в обеспечение качественных декораций и костюмов, в приглашение мировых знаменитостей — как исполнителей, так и постановщиков. Во-вторых, у нас работают самоотверженные люди, мастера своего дела. У нас отличный цех по пошиву костюмов, например. Его начальник Лилия Маслова, ей уже 70 лет, а она, как молоденькая работает, шьет изумительные наряды, многие даже не верят, что их изготавливают в Казани! В-третьих, у нас шикарная база еще со времен дореволюционной оперы. В итоге сейчас наши спектакли поставлены в лучших европейских традициях, что неоднократно подтверждали критики и зрители из разных стран мира.

У нас замечательная балетная труппа, хор и оркестр. Мы не имеем своей большой оперной труппы (зато в ней два солиста мирового уровня — Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков), а на текущие и фестивальные спектакли приглашаем лучших артистов со всего света, и они к нам тянутся. Немаловажно, что и цена у нас "не кусается" в отличие от театров Москвы, Питера, Вены... Уникальное зрелище за 750 рублей хотя бы раз в год может позволить себе каждый.

- Кто сегодня посещает постановки? Есть мнение, что в залах, в основном, сидят пожилые люди…

- Это стереотип. Публика абсолютно разная, много молодежи. А вот за рубежом, действительно, в залах сидят, в основном, пенсионеры, поэтому нам приятно, конечно, что у нас 50 на 50 молодежи и людей бархатного возраста. С другой стороны, по статистике, в оперу ходят всего 3% населения. Мне жалко остальные 97%! Они такое в жизни пропускают, ведь искусство - это такой духовный катарсис, очищение... Опера и балет - это уже давно не элитарные жанры, а демократичные. Опера - дитя любви, с равнодушным сердцем ни написать, ни сыграть ее нельзя. А любовь - чувство, доступное каждому, поэтому она близка всем. А сейчас театр переживает эпоху ренессанса, вот увидите, об этом еще напишут в учебниках!

- Возможно, вы и правы. Но сегодня некоторые СМИ негативно относятся к экспериментальным современным оперным постановкам на сцене нашего театра, например, «Любовный напиток» вызвал сильный резонанс...

- Понимаете, это делается специально. Когда пишется о чем-то плохо, это сразу привлекает внимание, у издания растет рейтинг просмотров. Если журналисты плохо разбираются в теме, это сразу видно, статьи выглядят однобоко... Ну, а истинные ценители нашей оперы, зрители, из года в год в финале постановок стоя аплодируют, что и есть главный показатель достойности выступления артистов. Зрителя не обманешь!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Тридцать три жемчужины

Репортаж с гастролей Казанской оперы в Амстердаме
Иван Фёдоров, 28.11.2014 в 21:07

http://www.belcanto.ru/14112804.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
XXXIII Шаляпинский фестиваль будет посвящен в этом году 140-летию Казанской оперы

http://www.kzn.ru/news/46425-xxxiii-shalyapinskij-festival-budet-posvyaschen-v-etom-godu-140-letiyu-kazanskoj-opery

(Город Казань KZN.RU, 11 декабря). XXXIII Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина пройдет в Казани с 1 по 17 февраля на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля. Программу старейшего в России оперного форума составят 11 спектаклей и 2 гала-концерта с участием приглашенных исполнителей из 10 стран мира. В рамках фестиваля состоятся праздничные мероприятия, посвященные 140-летию Казанской оперы.

Откроет программу форума опера Дж.Пуччини «Турандот» (1 февраля) в постановке Михаила Панджавидзе. Последний шедевр Пуччини воплотят певцы из Украины, Казахстана и России. 3 февраля состоится концертное исполнение оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» - ее на сцене театра исполнят темнокожие певцы Деррик Лоуренс (США), Мириам Кларк (Германия), Лестер Линч (США), Нейл Нельсон (США), Рональд Самм (Великобритания), Мельба Рамос (Австрия), Индра Томас (США).

«Свежая» премьера театра - опера Г.Доницетти «Любовный напиток» - пройдет 4 февраля. В спектакле заняты солисты московских театров – Евгения Афанасьева (Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), Алексей Татаринцев (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова), Олег Диденко (Московский Камерный музыкальный театр им.Б.А.Покровского). Не менее яркий состав исполнителей ожидает зрителей в опере «Аида» (6 февраля) – главные партии исполнят Сусанна Бранкини (Италия), Дарио ди Виетри (Италия), Аннунциата Вестри (Италия), Лестер Линч (США), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им.М.Джалиля), Сергей Ковнир (Национальная Опера Украины им.Т.Шевченко).

В роли Кармен в одноименном спектакле 7 февраля выступит Елена Максимова (Московский театр им.Станиславского и Немировича-Данченко), партию Хозе исполнит любимец казанской публики Ахмед Агади (Мариинский театр). 8 февраля состоится показ комической оперы «Севильский цирюльник» с солистами из России и США. 9 февраля впервые в Казани выступит Оксана Шилова (Мариинский театр) в партии Виолетты в опере Дж.Верди «Травиата».

11 февраля в опере П.Чайковского «Евгений Онегин» в главных партиях выступят знаменитый баритон Василий Ладюк (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова) и одна из лучших исполнительниц партии Татьяны в настоящее время Екатерина Гончарова (Мариинский театр). Их партнерами по сцене в этот вечер станут солисты Мариинского театра Екатерина Сергеева, Сергей Семишкур и Лариса Шевченко. Опера Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» состоится 12 февраля, в партии Чио-Чио-сан – Сишенг Йи (Германия), в партии Пинкертона Георгий Ониани (Германия).

13 февраля, в день рождения Федора Шаляпина, пройдет опера «Борис Годунов», в которой выступят три выдающихся баса: в партии царя Бориса – Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им.М.Джалиля), Пимен – Алексей Тихомиров (Большой театр России), Варлаам – Михаил Светлов-Крутиков (США). В партии Марины Мнишек впервые на фестивале выступит солистка Большого театра России Агунда Кулаева. 14 февраля в роли Риголетто в одноименной опере выступит солист из Германии Борис Стаценко, в партии Джильды на фестивале дебютирует солистка ТАГТОиБ им.М.Джалиля Венера Протасова.

За дирижерским пультом фестивальных спектаклей будут Ренат Салаватов, Винсент де Корт (Нидерланды), Марко Боэми (Италия), Стефано Романи (Италия), Василий Валитов (Московский театр Новая Опера им.Е.В.Колобова) и Алла Москаленко (Национальная Опера Украины им.Т.Шевченко).

16 и 17 февраля фестивальная программа завершится двумя гала-концертами, в которых выступят звезды мировой оперной сцены – Альбина Шагимуратова, Алексей Тихомиров, Агунда Кулаева, Василий Ладюк, Оксана Шилова, Рональд Самм, Мельба Рамос, Сергей Скороходов, Ахмед Агади, Георгий Ониани. На концертах также выступит победительница проекта «Большая опера» на телеканале «Россия-Культура» Салтанат Ахметова (Астана-Опера) и знаменитый пианист Даниил Крамер.

Билеты на спектакли поступят в продажу 18 декабря, сообщает пресс-служба театра.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
Заместитель директора ТАГТОиБ им.М.Джалиля Юрий Ларионов рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о том, как распространяются билеты.

«Все билеты театра в течение всего сезона и во время фестивалей продаются через нашего партнера – компанию «Билетти», – сказал он. При этом он добавил, что около 25-30 процентов билетов направляется в кассу театра, порядка 5 процентов реализуется через интернет, остальная часть распространяется через уполномоченных представителей. Распространители работают в том числе с коллективными заявками, принимая заказы от предприятий и организаций.

«У нас прозрачная, понятная, удобная система продаж билетов. Практика показывает, что мы ведем правильную политику. Продажи билетов на Шаляпинский фестиваль начались сегодня с утра. С 7 утра возле кассы уже начала формироваться очередь из покупателей. Всего продается 950 билетов на один спектакль, из них примерно треть – через кассу театра. Думаю, что билеты на грядущий Шаляпинский продадутся за один день. Люди ждут фестиваля целый год, им нравится качество спектаклей. Раз зрители идут на фестиваль, значит они считают, что он стоит того. Мы шли к этому успеху 30 лет. Наверное, успех достигнут за счет того, что мы знаем как работать», – рассказал Юрий Ларионов.

ИА «Татар-информ». 18 декабря 2014 г., 16:12
http://www.tatar-inform.ru/news/2014/12/18/435107/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
«Шаляпин» стал самым дефицитным товаром Казани

70 человек! Очередь из такого большого количества человек выстроилась у казанского Театра оперы и балеты им.М.Джалиля в первый день продажи билетов на Шаляпинский фестиваль. Фестиваль пройдет с 1 по 17 февраля, но поклонники оперы позаботились о билетах заранее в буквальном смысле этого слова, ведь хотя касса открылась только в 10 утра, очередь начала выстраиваться даже раньше 5-и часов…

Полностью:

КП - Казань. 19.12.2014, 11:12
http://www.kp.ru/online/news/1928798/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Шаляпинский – это слишком мейнстримовый фестиваль»

НА ФОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ НАЧАЛО ПРОДАЖ БИЛЕТОВ НА ТРАДИЦИОННОЕ ГЛАВНОЕ ОПЕРНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА В КАЗАНИ НЕ ВЫЗВАЛО ПРИВЫЧНОГО СВЕРХАЖИОТАЖА

http://www.business-gazeta.ru/article/121915/

Сегодня в оперном театре и электронных ресурсах стартовала продажа билетов на Шаляпинский фестиваль, который пройдет в Казани с 1 по 17 февраля. Как и обычно, из года в год, несколько десятков людей пришли к кассам задолго до их открытия, причем среди покупателей преобладали те, кто не слишком хорошо себе представлял афишу феста и имена певцов, которые ожидаются в столице Татарстана в последнем месяце зимы. Расслаблено было и руководство Оперного, которое так и не дало за целый день официального комментария «БИЗНЕС Online». Между тем вряд ли бренду «Шаляпинский фестиваль» грозят в ближайшее время пустые кресла на спектаклях, хотя профессиональные критики теряют к нему интерес.
 
«Я ПРИЕХАЛА СЮДА БЕЗ ПЯТИ СЕМЬ»

Половина девятого утра рабочего дня. Возле казанского оперного театра толпится около трех десятков человек. Внутрь пока не пускают. Знающему человеку несложно определить — или начали продавать билеты на Шаляпинский фестиваль, или на Нуриевский. С поправкой на время года догадываемся, что страждущие желают попасть на февральский фест имени великого оперного баса.

Тех, кто пришел к кассам с «первыми петухами», можно определить по пританцовывающей походке и красным щекам. Таких было не очень много. Большинство мирно и одиноко стояли недалеко от театра, кто-то спокойно разговаривал с друзьями по очереди. «Давно пришли?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у четверки молодых людей, разливавшей чай из термоса и угощавшейся шоколадками. «О, в пять утра!» — смеясь и подпрыгивая, ответила одна девушка.

«Я — в шесть, они — в пять, — подтвердила ее слова краснощекая подруга. — Лично я сюда пришла в первый раз. Хочу купить 6 билетов — с родителями, всей семьей хотим пойти на «Кармен», а с подругой —на «Бориса Годунова». Я  в первый раз прихожу в оперный театр, поэтому не знаю каких-то конкретных исполнителей. Просто очень хочется побывать на спектакле, поэтому мы пришли так рано. Потом билеты будет не достать. Разве что у перекупщиков, а это очень дорого». Удивительно, но на такие жертвы готовы пойти люди, даже не представляющие, кто будет исполнять заглавные партии в операх Бизе и Мусоргского.

«А вы тоже пришли сюда в шесть утра?» — задала вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online» прогуливающимся вдоль оперного театра двум женщинам. «Я приехала сюда без пяти семь. Да и то только потому, что живу далеко. Была бы возможность, приехала бы раньше, — рассказала свою историю пенсионерка Елена Александровна. — Я уже десять лет на пенсии и в пятый раз прихожу вот так с утра покупать билеты».

На вопрос, на какой спектакль и какого певца или певицу она хочет послушать, женщина ответила, что программу еще не видела и не знает, кто будет петь, но поинтересовалась, примет ли участие в фестивале Ильдар Абдразаков, очень хотелось бы его послушать. Ради справедливости стоит отметить, что если самый известный в мире оперный бас из России и выступал в Казани, то прошлым летом во время событий культурной Универсиады. Зато услышав, что в одном из гала-концертов примет участие главная татарская прима Альбина Шагимуратова, недавно ставшая матерью, Елена Александровна и ее спутница заметно оживились.

«А в какой из дней она будет выступать, гала-концерт же будет проходить два дня? Очень она нравится», — сообщили дамы. Увы, такой информацией корреспондент «БИЗНЕС Online» не владел. «Еще я люблю Анну Нетребко, — продолжила наша собеседница. — На ее концерте в Казани не была, но у меня есть записи, и я смотрю ее по телевизору. «А я обожаю Аиду Гарифулину, — вступила в диалог ее спутница, с которой они познакомились сегодня в очереди. — Вообще, у нас много хороших татарских певцов. Только почему-то про них особо ничего не пишут».
 
ОПЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕПКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА

Из этих разговоров стало понятно, что большинство из желающих попасть на февральские спектакли плохо себе представляют и сам репертуар театра им. Джалиля, не говоря уже о самих певцах. Шаляпинский фестиваль — это бренд, уже давно живущий своей жизнью, часто не особо пересекающейся с реальным положением вещей. Часто руководство самого Оперного представляет фест как едва ли не как крупнейшее событие на культурной карте страны, чем он, безусловно, не является, что, впрочем, отнюдь не отменяет значимость мероприятия для самой Казани.

К сожалению, судя по составу солистов, который можно обнаружить на сайте театра, каких-то неожиданностей и сюрпризов нам ждать не стоит. Здесь нет и неожиданных мегазвезд вроде Рене Папе или Владимира Маторина, нет, кстати, и премьер, которые обычно готовили в столице Татарстана именно к первым числам февраля, нет и Мариинского театра, который привозил сюда спектакли несколько лет подряд. В 2012-м «Дон Кихот» Жюля Массне из Петербурга выглядел на Шаляпинском этаким оперным мадридским «Реалом» на фоне текущего казанского репертуара.

Но это не означает, что фестиваль-2015 будет так плох. Нет, это по-прежнему «парад голосов», и Михаил Казаков ничуть не хуже в партии Бориса Годунова, чем заезжий Папе, а имена Сергея Семишкура, Бориса Стаценко или Алексея Татаринцева прекрасно известны в музыкальном мире. Но этих же певцов можно увидеть в Казани и в текущих спектаклях, не приуроченных ни к каким большим событиям. Так что Шаляпинский фестиваль сейчас — это просто две недели оперных представлений крепкого регионального театра, не более...

«ФЕСТИВАЛЬ ВСЕГДА ПРОХОДИТ РОВНО»

Согласно расписанию на дверях оперного театра, свою работу касса начинала в 10 часов. К этому времени народу прибавилось, но назвать всеобщим ажиотажем общее количество присутствующих было нельзя. За 10 - 15 минут до начала двери оперного были открыты, «отмороженная» с раннего утра небольшая толпа поспешила войти в помещение. Все довольно спокойно стали в очередь, дабы получить заветный билет. Очередь двигалась довольно быстро. «Просто спросить» пропускали без проблем, публика собралась нескандальная, но видно, что действия «просто спрашивающих» держали под контролем.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему не стали бронировать электронный билет, чтобы избежать ранних прогулок, одна девушка ответила, что на карточке у нее закончились деньги: «Да и если забронировать, разве не придется также стоять в очереди?» Услышав, что бронь билета на сайте, специализирующемся на подобных услугах, действует сутки, девушка лишь грустно вздохнула: «Ну вот, а ведь можно было нормально поспать».

Любопытно, но за весь день нашей редакции так и не удалось получить никаких комментариев от самого театра — ни о продаже билетов, ни о звездах или их отсутствии на Шаляпин-фесте. Директор Рауфаль Мухаметзянов находится на гастролях вместе с балетной труппой, телефоны его заместителей не отвечали, помощник директора попросила обратиться в пресс-службу, в последней обещали ответить на все вопросы в ближайшее время, но трубку больше не брали. За официальную часть пришлось отдуваться Ираде Аюповой — первому заместителю министра по культуре РТ: «Я думаю, что все пройдет хорошо. Нельзя забывать, что этот фестиваль посвящен 140-летнему театральному сезону оперного фестиваля. Поэтому будем надеяться, что пройдет гладко. В целом фестиваль всегда проходит ровно, на высоком уровне», — лаконично сообщила она.

Нет и привычного билетного ажиотажа. По состоянию на 15:00 в кассе театра нам сообщили, что билеты еще есть, так же как и очередь из желающих их приобрести. Правда, на kassir.ru они уже закончились, хотя ответственные сотрудники сайта, продающего заветные квитки на культурно-зрелищные мероприятия, отказались сообщить, какое именно количество билетов для них было выделено оперным театром. Но в целом очевидно, что такого суперажиотажа, как в прошлые годы, не наблюдается. Возможно, что это связано с экономическими событиями этой недели, которые отвлекли людей в том числе и от культурной жизни. Хотя в том, что на Шаляпинском не будет свободных мест, вряд ли кто-то сомневается — бренд есть бренд...

«СЕЙЧАС ИНТЕРЕСНЕЕ КАКАЯ-ТО КУРАТОРСКАЯ ИСКРА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили нынешний интерес к фестивалю в профессиональном мире.

Екатерина Бирюкова — музыкальный обозреватель Colta.ru (Москва):

— Я бывала несколько раз на Шаляпинском фестивале, правда, мимолетно, но бывала. Последний раз я была там, когда Гергиев привозил свой спектакль, а Рене Папе пел Годунова. Для меня он, скорее, из каких-то таких прошлых лет важный, ему ведь много лет.

Это, на мой взгляд, Шаляпинский — это слишком мейнстримовый фестиваль. У него более традиционная продукция. Мне же последнее время больше нравится поехать куда-нибудь и послушать то, что я больше нигде не услышу. «Борис Годунов» у нас и свой есть примерно такой же, в тех же шапках.

Да, есть набор голосов и сейчас, просто этот набор перемещается по разным сценам мира и России в том числе. И поэтому уже сейчас интереснее какая-то кураторская искра, а не просто набор голосов. Хочется каких-то новый названий, новых поворотов. Просто туда приехал Казаков, сюда приехал Казаков — это уже не так интересно. Понятно, что Михаил Казаков — это некое качество, но мне интереснее искать какие-то другие точки.

Петр Поспелов — музыкальный обозреватель газеты «Ведомости» (Москва):

— Есть такой фестиваль, да. Правда, я на нем был очень давно... Но был, и отношение у меня к нему очень заинтересованное. Вообще, такие фестивали нужны, они есть в Европе, например, в Мюнхене, в Риге, да даже в Петербурге.

В какой-то момент сезона лучшие спектакли театра, в котором проходит фестиваль, ставятся в афишу и заполняются гастролерами, певцами. Так что принцип простой и правильный. Это всегда привлекает публику, повышает уровень, интересы. Проблемы тоже есть, и они лежат на поверхности. Одна — это то, что певцы приезжают насколько впритык, что не успевают толком отрепетировать в тех постановках, которые идут, они их просто не знают. Буквально на дисках смотрят, когда ему нужно выходить, и сразу на сцену. Вторая проблема — сами постановки могут быть не такие уж интересные. И третья — акустика в самом казанском театре оставляет желать лучшего. Так что проблемы есть.

Что касается репертуара, то умный руководитель, директор знает, что для афиши нужна некая культуртрегерская составляющая, где на фоне хитов хотя бы одно какое-то произведение редкое или современное обязательно нужно ставить. В коммерческом смысле пусть будет «Аида», а в культурном пусть работает какая-нибудь современная опера. Кстати, национальную оперу тоже не надо забывать. Жаль, что их нет в этом году в афише. Но это то, чем каждая республика богата, есть своя культура, а уж в Татарстане она такая красивая. Так что про нее тоже надо помнить.

Фарит Мухамедъяров — директор концертного агентства «Сабантуй»:

— Говорите, что на Шаляпинском не будет больших звезд? Сейчас очень сложно говорить о том, что нас ждет в экономическом плане. Все же видят, что творится. Так что я даже не веду переговоров с иностранными исполнителями, они гонорары берут в валюте, а наши — в рублях. За Шаляпинский фестиваль мне говорить сложно, у них там свои тараканы.

А на самом фестивале я не был. Там у них вечно нет билетов, а с утра приходить, стоять мне как-то не хочется.

Айрат Нигматуллин, Эльвира Самигуллина
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
Один из лучших российских теноров закрыл год в Казани под звуки борьбы за раскладные стулья

Новогодний концерт ГСО РТ: Ренат Салаватов — 30 лет спустя

В минувший weekend Государственный симфонический оркестр РТ выступил с заключительным концертом в уходящем году. Гвоздем программы и причиной небывалого ажиотажа у публики стал один из самых востребованных в мире российских теноров Дмитрий Корчак. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вместе со зрителями услышала знаменитые арии и узнала, почему спустя 30 лет оркестром вновь дирижирует маэстро Ренат Салаватов и какое впечатление произвела Казань на оперного солиста, постоянно проживающего в Вене.

...

«Я ПОСТАРЕЛ НА 30 ЛЕТ, ОРКЕСТР ПОМОЛОДЕЛ НА 30 ЛЕТ»

По приглашению худрука Александра Сладковского оркестром в тот вечер дирижировал маэстро Ренат Салаватов, который в начале 80-х был главным дирижёром ГСО РТ. Сегодня Салаватов — главный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и руководитель Государственного академического симфонического оркестра Казахстана. Спустя 30 лет он вновь встал за пульт во время выступления знакомого ему коллектива.

Беседа корреспондента «БИЗНЕС Online» с Салаватовым проходила в предконцертной спешке и суматохе, отчего больше напоминала блиц-опрос.

— Ренат Салаватович, какие эмоции вы испытываете от того, что вернулись к дирижированию этим коллективом 30 лет спустя?

— Я постарел на 30 лет, оркестр помолодел на 30 лет. Где-то, может быть, есть еще два-три «ветерана», а остальные все молодые, новые, сильные, грамотные.

Как сложилась наша работа? Замечательно. Все-таки у нас одно пространство — город Казань, они к нам приходят в театр выступать.... Так что какой-то взаимообмен идет.

— В выборе номеров на сегодняшний концерт есть какая-то концепция или это просто желание подарить зрителям хорошее новогоднее настроение узнаваемыми оперными хитами?

— Мы исходили из того, что поет солист. Например, он поет Гуно, мы тоже предлагаем Гуно. Перед тем, как он споет Ленского, мы решили сыграть русскую музыку, вальс Свиридова — пусть он советский композитор, но все-таки дух один.

...

— В музыкальном мире Казани частенько пытаются сравнивать ГСО РТ и оркестр оперного театра. Вы сами ощущаете подобную конкуренцию?

— Не ощущаю. Музыканты между собой все равно все знакомы, кто-то вместе учился в музыкальной школе, кто-то — в консерватории. Все друг с другом общаются. Я думаю, все это надумано.

— Чего ждете для себя в профессиональном плане от 2015 года, в каких новых проектах собираетесь принять участие?

— Мне уже ничего ждать не надо, я уже пять лет как пенсионер (смеется). Мне предстоит активная работа в моем дорогом театре Джалиля и в симфоническом оркестре Казахстана — поскольку я там рожден, я тоже должен вносить какую-то лепту. У меня есть гастроли за рубежом — сейчас еду в Голландию, потом еду в Стокгольм посетить своих внуков, которых у меня пять. Так что полно дел.

— Помнится, что ваш «однокашник» Валерий Гергиев здесь в Казани заявлял, что хочет пригласить Салаватова дирижировать спектаклями в Мариинском театре...

— Я хорошо знаю этот театр, я уже неоднократно делал у них постановки. В прошлом сезоне дважды у них дирижировал, сейчас просто мало времени. Это чисто рабочий момент. Было бы здоровье, а так — это не проблема.

Анастасия Карабанова

Полностью:

БИЗНЕС Online. 29.12.2014
http://www.business-gazeta.ru/article/122687/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В театре оперы и балета им.М.Джалиля поставят национальную оперу «Сююмбикэ»

http://www.kzn.ru/news/46686-v-teatre-opery-i-baleta-immdzhalilya-postavyat-natsionalnuyu-operu-%C2%ABsyuyumbike%C2%BB

(Город Казань KZN.RU, 30 декабря, Аделя Галиева). В начале 2017 года Татарский академический государственный театр оперы и балета им.Джалиля представит масштабную постановку - национальную оперу «Сююмбикэ». Об этом сегодня на брифинге в Кабмине РТ рассказал директор театра Рауфаль Мухаметзянов.

Он сообщил, что работа над постановкой уже стартовала. Авторами «Сююмбикэ» являются лауреаты Государственной премии РТ им.Тукая: поэт Ренат Харис и композитор Резеда Ахиярова. Спектакль будет представлен в начале 2017 года, поскольку работа, по словам директора театра, предстоит кропотливая и масштабная. «Либретто уже создано – достаточно острое, актуальное, немножко «с перцем», но представляет собой историческую правду!» - рассказал Р.Мухаметзянов, отметив, что в постановке будет задействована практически вся казанская труппа.

Директор театр оперы и балета им.Джалиля отметил нелегкую судьбу героини, и намекнул, что зрители смогут увидеть не только личные переживания казанской правительницы, которая потеряла любимого сына, но и борьбу за власть над Казанским ханством между турками, крымчанами. Р.Мухаметзянов также добавил, что значительную поддержку этому проекту оказал Президент РТ Рустам Минниханов.

В театре оперы и балеты им.Джалиля запланирована еще одна премьера – будет поставлено музыкальное произведение И.Баха «Месса си минор», хореографом выступит выдающийся артист балета, народный артист СССР Владимир Васильев. «Она будет представлена 18 апреля 2015 года в Большом театре - в день рождения Владимира Викторовича. В Казани ее увидят чуть раньше – 14, 15 апреля», - сообщил Р.Мухаметзянов.

По его словам, подобная постановка - нелегкая задача, поскольку требуется совместить работу над сложнейшим музыкальным произведением с хореографией, т.е. провести «синтез жанров». Строиться танцевальная часть постановки будет на классической основе, при участии танцоров казанской труппы – Аманды Гомес и Кристины Андреевой.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«ЧЕРНАЯ ПАЛАТА», ИЛИ ПОЖАР НА СЦЕНЕ ТИНЧУРИНСКОГО ТЕАТРА

Исторический оперный спектакль в Казани логично было бы ставить с труппой театра им. Мусы Джалиля. И на его же сцене. Но по объективным причинам (у главного музыкального театра республики план работы расписан на годы вперед) этого не случилось, что, пожалуй, к лучшему. Потому что новый спектакль дал возможность ярко заявить о себе молодым вокалистам, стал этапной работой для оркестра «Новая музыка» и превратил зал и сцену Тинчуринского театра в экспериментальную площадку. Да-да, зал и сцену: только небольшая часть из 22 музыкантов оркестра поместилась в левом углу сцены, оставшиеся расположились в партере. Для этого из зрительного зала убрали четыре ряда кресел.

http://www.evening-kazan.ru/articles/chernaya-palata-ili-pozhar-na-scene-tinchurinskogo-teatra.html

И ещё одна статья http://www.tatar-inform.ru/news/2015/01/19/438596/
« Последнее редактирование: Январь 20, 2015, 22:49:52 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о выделении грантов в размере 241,3 млн. рублей на развитие культуры, искусства и кинематографии. В 2015 году гранты получат театр оперы и балета им. Джалиля, театр им. Камала, театр им. Качалова, ансамбль песни и танца РТ, филармония им. Тукая, Государственный симфонический оркестр РТ и ГБУ «Татаркино».

http://www.business-gazeta.ru/article/123855/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Понятнее не стало. Логика странная. Видимо, на казанские афиши вместе с ФИО певцов размещают и налоговые декларации о доходах солистов. Другими способами, получается, казанского зрителя не заманишь.  :o

В продолжение темы. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9952.msg153621.html#msg153621

В спектакле "Любовный напиток" Адину поёт Евгения Афанасьева
http://kazan-opera.ru/afisha/9439/. Нашли кого приглашать. И тут дело не в том, что она, скорее всего, не миллионерша :)), а в том, что уж если кого приглашать из Москвы, то гораздо лучше позвать Терехову, Гайсину или Е.Терентьеву. Афанасьева последний раз спела Адину в МАМТе в октябре 2013 года. И больше не поёт - по объективным причинам, голос не позволяет насладиться этой партией во всей красе.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
А может, она подпольная милльёнщица?  ;D Директору декларацию предъявила, выписку с банковского счета показала, он на радостях и позвал. У него же критерий для приглашения не голос, а доходы певца.  ;D ;D ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау