Автор Тема: Музыковед Лариса Кириллина (профессор, доктор искусствоведения)  (Прочитано 4704 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова


ЖЖ Ларисы Кириллиной http://cleofide.livejournal.com/



Родилась в г. Москве. В 1976 г. окончила ДМШ № 1 им. С. С. Прокофьева, в 1980 г. – теоретико-композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории, в 1985 г. – историко-теоретический факультет Московской консерватории.

Обучалась по специальности в классе Ю. Н. Холопова (дипломная работа «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.»); изучала бетховенистику под руководством Н. Л. Фишмана; посещала факультатив по игре на органе (класс Б. А. Романова).

С 1987 г. работала в Государственном институте искусствознания (в настоящее время – ведущий научный сотрудник отдела классического искусства Запада). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.».

Участник ряда международных конференций и конгрессов (Германия, Великобритания, Россия), член Российского общества по изучению XVIII века при Академии наук РФ.

Дисс.: «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996).

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. начала преподавать историю музыки в Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных (до 1998 г.).

С 2000 г. – доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор. Периодически преподавала также в Российском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Музыкальная культура Италии»), в Академии музыки «Ино Миркович» в Ловране (Хорватия); читала спецкурсы на других факультетах Московской консерватории (Факультет повышения квалификации, аспирантура).

Под руководством Л. В. Кириллиной были написаны и защищены кандидатские диссертации Е. Ю. Матвеевой (ныне – доцент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова), А. П. Груцыновой (преподаватель Московской консерватории), Е. И. Максимова (старший преподаватель Московской консерватории), Н. В. Остроумовой (сотрудник Научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории), Ю. Д. Кажарской (преподаватель Центральной музыкальной школы).

Среди выпускников дипломного класса – Е. Ю. Матвеева, Н. В. Остроумова, Ю. Д. Кажарская, А. П. Груцынова, А. В. Русакова (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), Т. Ю. Колтакова, Е. В. Петрикова, Н. Н. Хохлова, М. А. Бирюкова, О. Ю. Пузько, А. В. Андрушкевич (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), М. В. Одинцова.

Основные области научных интересов: музыка XVII – XVIII веков; венская классическая школа; жизнь и творчество Бетховена; история музыкальной эстетики; музыкальный театр.

Научные труды. Издания. Публикации:

Монографии

Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007
Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996
Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика–XXI, 2006
Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Том I. Том II

Учебные пособия

Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008

Переводы, вступительные очерки и комментарии

Письма Бетховена: 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986
XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. М.: Классика–XXI, 2001; 2-е дополненное изд. – 2007
В. А. Моцарт. Сонаты для фортепиано. Т. 1, 2. М Русское музыкальное издательство, 2006 [переводы предисловий В. Плата и В. Рима с комментариями]

Главы и разделы в учебниках и коллективных трудах

Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор. 2, Две сонаты ор. 49, Три квартета WoO 36 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A. Riethm;uuml;ller, C. Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»)
История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»)
Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»)
Из истории мировой органой культуры XVI – XX веков. М.: МГК, 2007 (Раздел «На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков»)

Статьи в энциклопедиях, словарях и справочных изданиях

Большая российская энциклопедия («Бетховен»)
Католическая энциклопедия (ряд статей)
Православная энциклопедия («Австрия. Музыка»)
Исторический лексикон (ряд статей)
Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках, альманахах, выходящих в России и за рубежом

около 100, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Старинная музыка», The Beethoven Journal (ранее – The Beethoven Newsletter), ежегоднике «Гётевские чтения», альманахе «Мир искусств», электронном музыкальном журнале «Израиль XXI»

Некоторые наиболее важные статьи

Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987
Драматургический смысл гармонии в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» // 70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. Сб. научных трудов. М., 1988
Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка, 1991, № 12
Портрет Учителя // Laudamus. К шестидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Композитор, 1992 i>Бетховен и «религия искусства» // Laudamus. М.: Композитор, 1992 (опубликовано также на болгарском языке: Бетховен и «религията на изкуството» // Българска музика, 1990, № 9/10)
[Современные российские бетховенисты] Recent Russian Beethoven Scholars // The Beethoven Newsletter, 1992, Vol. 7, № 1
Орфизм и опера // Музыкальная академия, 1992, № 4 i>Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия, 1995, № 1
Бетховен и Французская революция // Мир искусств. М., 1995
Драма – опера – роман // Музыкальная академия, 1997, № 3
Творческие искания Луиджи Ноно: политика и поэтика // Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука, 1997
Бетховен ad libitum // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., Прест, 1999
Драгоценная находка [Об обнаружении авторизованной рукописи Увертюры Бетховена ор. 124 в Библиотеке Московской консерватории] // Старинная музыка, 1999, № 1 (3)
«Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. М.: Наука, 1999
[Иоганн Себастьян Бах и музыкальная культура позднего Просвещения] ohann Sebastian Bach und die Musikkultur der späten Aufklärung // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
[«Всеобщая теория изящных искусств» Иоганна Георга Зульцера и эстетические взгляды Людвига ван Бетховена] Johann Georg Sulzers «Ällgemeine Theorie der Schönen Künste» und Ludwig van Beethovens Ästhetische Anschauungen // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Mühlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
Бетховен и Петер фон Винтер (о загадке 32 вариаций) // Старинная музыка, 2000, № 1
Бетховен и Сальери // Старинная музыка, 2000, № 2
Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. 2000, № 1
Пасынок истории [К 250-летию А. Сальери] // Музыкальная академия, 2000, № 3
Бетховен: неосуществленные замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000
Русские переводы немецких трактатов XVIII в. // Русские и немцы в XVIII веке. Встреча культур. М.: Наука, 2000 (публикация на немецком языке: Russische Übersetzungen deutschen Musikschrifttums aus dem 18. Jahrhundert // Europa in der Frühen Nuezeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 3. Aufbruch zur Moderne. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1997)
Пустыни и миражи Эдгара Вареза // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000
Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство в XX веке. СПб: Дмитрий Буланин, 2001
К истории переписки Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [статья]. Переписка Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [первая полная комментированная публикация на русском языке] // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Сост. И. В. Брежнева и Г. М. Малинина. Вып. 2. М.: МГК, 2002
Бетховен и Гомер // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2002
Барочная опера и театр XX века // Театр XX века. Закономерности развития. Отв. ред. А. В. Бартошевич. М: Индрик, 2003
Рыцарский эпос и поэтика барочной оперы // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. СПб: Алетейя, 2003
Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003
Галантность и чувствительность в музыке XVIII века // Гётевские чтения 2003. М.: Наука, 2003
Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003
Завещание Учителя [рецензия на: Ю. Н. Холопов Гармония. Практический курс. Часть 1. М., 2003; Гармония. Теоретический курс. Часть 2. М., 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 1
Жизнеописание Альфреда Шнитке [рецензия на: В. Н. Холопова Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 2
От «Леоноры» к «Фиделио» // Музыкальная академия, 2005, № 4
К истории «Русских» квартетов Бетховена // Вестник истории, литературы и искусства. Том II. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: Знание, 2006
Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро // Музыкальная академия 2006, № 2
Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от Древности до XX века. М.: Комкнига, 2007
«Гейлигенштадтское завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гётевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007
Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга // Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга: каталог. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Философские, эстетические и исторические аспекты учения Ю. Н. Холопова // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
Ю. Н. Холопов и музыка венских классиков // AD MUSICUM. К 75-летию Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Стихи, проза и поэтические переводы Л. В. Кириллиной опубликованы в интернете на литературных порталах:

 Издательская система Литсовет
Журнал «Самиздат»
Стихи.ру
а также на личном сайте

Публикации о Л. В. Кириллиной (рецензии)

Е. И. Чигарёва Рецензия на: Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика (М., 1996) // Старинная музыка, 1998, № 2, c. 27-28
Е. М. Царёва Рецензия на: Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса (М., 2001) // Старинная музыка, 2002, № 2, с. 25
И. Сусидко, П. Луцкер Новое знакомство с кавалером Глюком. Рецензия на: Реформаторские оперы Глюка. М., 2006 // Музыкальная академия, 2007, № 3

http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9010
« Последнее редактирование: Декабрь 01, 2015, 12:21:58 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Спасибо, что завели поток - давно было пора, просто я как-то не обращал внимания на то, что Кириллина комментирует некоторые музыкальные события. И дело не в том, что она профессор и писатель, потому что мало ли на свете профессоров, а тем более, писателей, а в том дело, что она интересно пишет и делает интересные отклики.
Кроме того, послужной её список впечатляет, и я так понял, что особо ценны её отклики на концерты из произведений XVIII и рубежа XVIII-XIX вв. Она профессионально судит об этом, и её мнению можно доверять, потому что оно непредвзято и в теоретическом плане фундаментально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html

Я забыл предупредить уважаемых читателей, что Кириллина, как и вся наша интеллигенция, личность весьма своебразная :)) В частности, она не смотрит одни зомбоящики, зато смотрит другие :))
Но это ерунда рядом с её знаниями в профессии. В частности, её мнению о книгах, особенно же о книгах о Бетховене, о котором она сама написала 2-томную монографию, вполне можно доверять.
Кстати, на её примере хорошо видна унаследованная ею от советской музыкальной науки специфика - она не любит приёмы броской журналистики и "красное словцо" в серьёзных вопросах. К тому же она обстоятельно подготовлена по части фактов - в отличие от своих зарубежных собратьев по профессии, которые, как это давно уже было ясно, могут быть отнесены скорее к беллетристам, нежели к исследователям. Для зарубежных музыкальных - так и хочется сказать "околомузыкальных" - писателей музыкальная теория и история является предметом скорее искусства, нежели науки.
Так что я лично прощаю ей известную наивность в политических вопросах современности, как и некоторое ёрничество, которое, однако, никогда не касается её научного предмета. Я лично абстрагируюсь от всего, в чём она не разбирается или тенденциозна.
« Последнее редактирование: Октябрь 15, 2014, 22:54:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ЛЕКЦИЯ "УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ"
   
Дата проведения:
03.12.2015
Время начала:
19:00
Цена билета:
Вход свободный

Москва, ул. Б. Никитская, 47 стр. 2

Лекция "УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ"
Еврей по происхождению, католический священник, поэт, приятель Казановы, либреттист опер МОЦАРТА "Свадьба Фигаро", "Дон "Жуан", "Так поступают все".

Лектор - КИРИЛЛИНА ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА. Доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории.

http://www.jcc.ru/activity/cat-/item-841/?m=12
Che mai sento!

Онлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 899
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html

Лариса Кириллина (и не только она) рекомендует купить ее собственную книгу о Бетховене в серии ЖЗЛ, вышедшую буквально месяц назад.



В частности, её мнению о книгах, особенно же о книгах о Бетховене, о котором она сама написала 2-томную монографию, вполне можно доверять.

Цитата: Лариса Кириллина
Сразу же скажу: это - принципиально не тот же текст, что был в двухтомной монографии 2009 года.

Во-первых, совсем другой жанр. ЖЗЛ - биография, причем рассчитанная на широкий круг достаточно интеллигентных читателей, которые не обязаны знать, что такое " энгармоническая модуляция в однотерцовую тональность через увеличенное трезвучие" или "ритмический канон в увеличении". Поэтому заковыристых анализов музыкальных произведений тут нет совсем, хотя, когда пишешь о композиторе, совсем без терминологии не обойтись, в умеренных количествах кое-что попадается.

Во-вторых, тут другой материал. Притом, что текст - почти беллетристический, нарыто было очень много по самым разным источникам. Музыковеду совершенно не обязательно знать, кто чей брат, сват, двоюродный дядя и внучатый племянник, а биографу без этих знаний иногда совсем никуда.

Так что по замыслу это не очередная популярная биография классика, в которой пересказываются известные факты и мнения. Кое-что здесь вводится даже впервые, кое-что оспаривается, кое-что освещается совсем по-новому.

http://cleofide.livejournal.com/934247.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не революционер, но композитор

Кириллина Л. Людвиг ван Бетховен
М.: Молодая гвардия, 2015.
— 495 с., ил. Серия «ЖЗЛ»
Тираж 4000 экз.

В «Молодой гвардии» появился новый, исторически-достоверный «Бетховен», пришедший на смену идеологическому образу «ЖЗЛ» 1961 г.

Под занавес 2015 вышла монография о Бетховене в серии «ЖЗЛ». Видимо, понимая значительность книги, издательство широко продвигало новинку (презентация на московской ярмарке Non/Fiction; встреча с автором в «Молодой гвардии»).

Восторженные отзывы тех, кто прочитал новую книгу о Бетховене в серии «ЖЗЛ», написанную признанным ученым и знатоком, можно только поддержать и поставить модный тэг для этого издания «must have».

«Нужно иметь» — и потому, что каждый факт имеет здесь точные доказательства из новейших мировых источников; и потому, что книга увлекательно написана, как будто вся история далекого гения разворачивается воочию для читателя (необходимо отметить и несомненный литературный талант Л. В. Кириллиной).

http://muzobozrenie.ru/ne-revolyutsioner-no-kompozitor/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бетховен: факты против домыслов

Анна БУЛЫЧЕВА

http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2016-03/r-beethoven.htm

На первых страницах биографий Бетховена читателя, как правило, встречают нагромождения ужасов. «Людвиг родился в мрачной комнате с низким потолком и косой наружной стеной», – писал Арнольд Альшванг, чья книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1940 году. Через семь десятилетий Бернар Фоконье открыл свою книгу о Бетховене главой «Мрачное детство» и после повел речь о различных маниях и фобиях. Но французскому автору далеко до Бориса Кремнева, еще в 1961 году создавшего по мотивам книги Альшванга подлинный триллер: «В комнату заглянула луна. Серебристый луч, словно узкий, вздрагивающий клинок, врезался во тьму. Острие его уперлось в кровать. Голова спящего шевельнулась на подушке. Поднялись веки. Большие черные глаза уставились в темноту. В них была тревога. Мальчик привстал на постели и взглянул в окно... Крупноголовый, крутолобый, с глубоко посаженными злыми и боязливыми глазами, он походил на волчонка, который либо отчаянно ринется вперед, либо трусливо бросится наутек…»

Биография Бетховена, написанная Ларисой Кириллиной, открывается диаметрально противоположной картиной: «Маленький, уютный, провинциальный город Бонн, примечательный лишь тем, что в нем издавна находилась резиденция князя-архиепископа Кёльнского, был празднично украшен к Рождеству 1770 года. В домах горели свечи Адвента, на дверях и стенах висели венки остролиста, перевитые красными ленточками; взрослые запасались подарками для детишек. В воздухе уже разливалась ангельская музыка предстоящей святой ночи: музыканты всех церквей усердно готовились к торжественной мессе. И можно представить себе, как обрадовался Иоганн ван Бетховен, певчий придворной капеллы, когда из мансарды трехэтажного домика на Боннгассе, где рожала его любимая жена Мария Магдалена (для него – просто Лена), раздался резкий крик младенца. “Уж этот – будет жить!” – подумал, должно быть, Иоганн…»

Уже по первым строкам ясно: новая книга серии «Жизнь замечательных людей» не из числа так называемых «популярных биографий о Бетховене», авторы которых терзаются, как бы заполнить несколько сот страниц и чем бы ошарашить читателя. Здесь встречаются специально выделенные шрифтом беллетризованные вкрапления (вроде только что процитированного), но они тоже основаны на реальных фактах. И о факты, которым тесно на страницах, вдребезги разбиваются вымыслы и домыслы. Вместо выдуманных ужасов – реальные драмы, в которых герой мог быть прав или не прав, вместо разговоров (в зависимости от моды) о «певце революции» или об «упорном маньяке» – четко проявленные нравственные принципы героя.

Это далеко не первая книга Ларисы Валентиновны, целиком посвященная немецкому композитору. В 2001-м в ее переводе тиражом 2000 экземпляров вышли мемуары «Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса» – второе издание давно исчезло из продажи. В 2009-м появился двухтомник «Бетховен. Жизнь и творчество». Стоил он дороговато, но 500 экземпляров мгновенно испарились с прилавков, а книга, рассказывающая о большинстве сочинений композитора, ушла в народ, то бишь в интернет. В 2011-м тем же тиражом стало выходить новое издание писем Бетховена (вскоре должен появиться 4-й том, во многом состоящий из еще не печатавшихся на русском языке материалов). Новая биография – совсем в другом жанре. Даже язык здесь иной, нежели в двухтомной монографии. Объемная, с детально прописанными подробностями творческих и житейских обстоятельств композитора, характеров его родни и знакомых, исторических и топографических реалий, книга читается на одном дыхании.

Читайте далее http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2016-03/r-beethoven.htm
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

Бетховенский вечер
Концертный загул продолжается.

Вчера был дивный вечер в Рахманиновском зале - первый из серии концертов, в которых А.Б.Любимов и его единомышленники намерены исполнить все сонаты Бетховена на исторических фортепиано.

Естественно, в наших условиях речь может идти только о копиях этих инструментов, ибо кто же выдаст для концерта музейный экспонат. Но и то отрадно, что такие инструменты в Москве есть, и на них прекрасно играют прекрасные люди.

http://cleofide.livejournal.com/984348.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера: Инструкция по применению - "Орфей" (К. В. Глюк , редакция Г. Берлиоза)

Лекция доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Ларисы Валентиновны Кириллиной.
Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского, 10 декабря 2016 года.

https://www.youtube.com/watch?v=vuneWxG9qTE
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из ЖЖ Ларисы Кириллиной:

Прага бетховенская (1): дворец Кинских
http://cleofide.livejournal.com/999645.html

Прага бетховенская (2): в Старом городе
http://cleofide.livejournal.com/999813.html

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Продолжение:

Прага Бетховенская (3): Малый город

http://cleofide.livejournal.com/1000113.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из ЖЖ Ларисы Кириллиной:

Прага бетховенская (1): дворец Кинских
http://cleofide.livejournal.com/999645.html

Прага бетховенская (2): в Старом городе
http://cleofide.livejournal.com/999813.html

Прага бетховенская: дворец Лобковицев
http://cleofide.livejournal.com/1004806.html
« Последнее редактирование: Январь 21, 2017, 16:05:00 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
А вот где бы как бы достать большую, двухтомную монографию о Бетховене? В интернете я ее, понятно, скачал, но с большим (и бОльшим) удовольствием купил бы книги. По понятным причинам я очень нуждаюсь в этой книге. :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 575
Да, Петр, эту книгу, изданную в 2014 году, достать сейчас непросто, а может и невозможно. А что если Вам напрямую обратиться к автору? У нее, наверное, остались экземпляры. Кириллина ведет блог в ЖЖ, называется "Мыслильня Клеофиды".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 386
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Если в двух томах, то, видимо, речь идёт о книге 2009 года:

Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. Москва, 2009
Вот аннотация на сайте МГК.
http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=123102
http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=123368

Тираж 500 экз. Библиографическая редкость, получается...

А однотомное издание 2015 года из серии ЖЗЛ в продаже в книжных магазинах.
Che mai sento!

Онлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 899