Автор Тема: Рудольф Бухбиндер ( род. 1946, Чехословакия) австрийский пианист  (Прочитано 7859 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Рудольф Бухбиндер – один из наиболее ярких современных пианистов. Он регулярно выступает с известными оркестрами и участвует в музыкальных фестивалях по всему миру. Репертуар Бухбиндера включает в себя множество произведений ХХ века. Пианист уделяет особое внимание тщательному изучению музыкальных текстов. В его нотной библиотеке – 38 полных изданий сонат Бетховена, целая коллекция авторских партитур, первых изданий и оригинальных рукописей, а также копии авторских партитур и фортепианных партий обоих концертов Брамса.
Обширный репертуар Рудольфа Бухбиндера нашел свое отражение в его дискографии, состоящей из более 100 записей. В их числе – полное собрание фортепианных сочинений Гайдна, отмеченное премией Grand Prix du Disque, а также диск Waltzing Strauss с фортепианными переложениями музыки Штрауса. Особое место в дискографии музыканта занимают концертные записи, в том числе CD-диск с двумя фортепианными концертами Брамса (Королевский оркестр Концертгебау, дирижер Николаус Арнонкур) и два DVD-диска с записью шести фортепианных концертов Моцарта (Венский филармонический оркестр; исполнение состоялось в рамках Венского фестиваля в 2006 году). Еще одна концертная запись двух фортепианных концертов Брамса была сделана в 2010 году – в сопровождении Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.
В 2011 году Рудольф Бухбиндер исполнил одновременно как пианист и дирижер пять фортепианных концертов Бетховена в венском Музикферайн в сопровождении Венского филармонического оркестра. Запись была издана в форматах DVD и Blu-ray, а в октябре 2013 года вышла на нескольких CD-дисках под лейблом Sony Classical. В 2012 году была издана «живая» запись концертов Моцарта, сделанная с венским оркестром Concentus Musicus под управлением Николауса Арнонкура, а в 2013 году на студии Sony Classical вышел сольный диск Бухбиндера с музыкой Франца Шуберта.
Интерпретация концертов Бетховена, которые являются своего рода «Новым заветом» пианистического репертуара, принесла Рудольфу Бухбиндеру заслуженный слушательский интерес. Пианист исполнил все 32 сонаты Бетховена в 40 городах мира, в том числе в Вене, Берлине, Мюнхене, Цюрихе, Санкт-Петербурге, Буэнос-Айресе, Пекине и Милане.
В концертном сезоне 2010–2011 годов Бухбиндер тесно сотрудничал с оркестром Дрезденской государственной капеллы, став первым постоянным приглашенным исполнителем коллектива. В мае 2011 года студия Sony/RCA Red Seal выпустила на нескольких дисках полное собрание фортепианных сонат Бетховена, записанных музыкантом в дрезденской Земперопер. В 2012 году Бухбиндеру была присуждена престижная премия Echo Klassik в номинации «инструменталист года», а также премия «Шок года».
Рудольф Бухбиндер – основатель и художественный руководитель известного Международного музыкального фестиваля в замке Графенегг, который ежегодно проходит с 2007 года и на сегодняшний день является одним из крупнейших оркестровых фестивалей Европы. В своей автобиографии Da Capo (с предисловием немецкого музыкального критика Иоахима Кайзера) Рудольф Бухбиндер предстает перед читателями как один из наиболее выдающихся пианистов современности.   
http://www.mariinsky.ru/company/orchestra/piano/buchbinder

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Сегодня, 8 ноября и завтра, 9 ноября Рудольф Бухбиндер будет исполнять концерты Моцарта в КЗЧ вместе с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова.  Сегодня исполнит концерты 17, 20 и 21,  а завтра  22, 23, 24.  Кто-нибудь собирается?  Если у кого нет билетов, то планируется трансляция.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Liza, вы правильно поступили, проявив инициативу: такой поток давно пора было завести.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
В своей автобиографии Da Capo (с предисловием немецкого музыкального критика Иоахима Кайзера) Рудольф Бухбиндер предстает перед читателями как один из наиболее выдающихся пианистов современности.   
http://www.mariinsky.ru/company/orchestra/piano/buchbinder
   Это, однако, нескромно. В своей автобиографии пианист являет читателю себя " как один из наиболее выдающихся пианистов современности". Пианист должен являть себя не на страницах автобиографии, а за роялем.
   Я недавно прослушал с десяток сонат Бетховена в студийной записи Бухбиндера (с № 2 по № 25). Впечатление, в общем, приятное. Хороший профессионал европейского толка, как бы даже и не очень современный (это плюс). Но у меня осталось ощущение, что он сам задаёт себе планку исполнительского уровня, и уверенно берёт её. Хотя... планка эта отнюдь не заоблачного уровня.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
   Я недавно прослушал с десяток сонат Бетховена в студийной записи Бухбиндера (с № 2 по № 25). Впечатление, в общем, приятное. Хороший профессионал европейского толка, как бы даже и не очень современный (это плюс). Но у меня осталось ощущение, что он сам задаёт себе планку исполнительского уровня, и уверенно берёт её. Хотя... планка эта отнюдь не заоблачного уровня.
Пожалуй. Я его слышал живьём в Вене несколько лет назад и с тех пор ходить на его концерты желания не появлялось совсем, честно говоря.

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Я слушала этого пианиста и тоже на сцене.  Это  салонное исполнение в исторической трактовке этого понятия. У Бухбиндера идеально выдержаны стилистика, форма, темпы, что в  наше время многого стоит, когда не поймешь - вроде на афише написано, что пианист исполняет Моцарта, а слушаешь, и понимаешь, что никакой это не Моцарт, а скорее Равель или Сен-Санс. Интерпретация у пианиста потому что. А на деле просто не потрудился в ноты заглянуть или у человека полнейшая катастрофа с чувством стиля и пониманием формы..  поэтому у некоторых не Моцарт и не Бетховен..а степь да степь кругом и вечное заунывное умирание ямщика. Рефлексирует и интерпретирует пианист потому что. Понятно, что после такой моды на собственную интерпретацию когда на сцену выходит человек со здоровым академическим пониманием исполняемой музыки, то у многих это вызывает отторжение.

Что касается книги, то чтобы делать какие-то выводы о книге, то надо читать не аннотацию, а саму книгу. Мне не показалось, что Бухбиндер страдает манией величия, он достаточно много сделал для того, чтобы называться выдающимся пианистом современности.

« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 12:29:21 от Liza »

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
...у некоторых не Моцарт и не Бетховен..а степь да степь кругом и вечное заунывное умирание ямщика. Рефлексирует и интерпретирует пианист потому что. Понятно, что после такой моды на собственную интерпретацию когда на сцену выходит человек со здоровым академическим пониманием исполняемой музыки, то у многих это вызывает отторжение.
По-моему у Вас какая-то нездоровая бинарная оппозиция возникла здесь: либо выпендрёж, либо Бухбиндер. :)))
На самом деле, если я захочу послушать музыкантов со здоровым академическим пониманием, я могу обратиться к тем же Шиффу, Любимову, Вирсаладзе, Лупу, Утиде и многим другим, т.е. недостатка в музыкантах такого направления я не вижу.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Понятно, что после такой моды на собственную интерпретацию когда на сцену выходит человек со здоровым академическим пониманием исполняемой музыки, то у многих это вызывает отторжение.
   Давайте о хорошем. Давайте хвалить достойных музыкантов, например, академического толка, а "извращенцев" (извините за резкое слово) будем просто не замечать. Хотя иногда это и нелегко.

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
]По-моему у Вас какая-то нездоровая бинарная оппозиция возникла здесь: либо выпендрёж, либо Бухбиндер. :)))
На самом деле, если я захочу послушать музыкантов со здоровым академическим пониманием, я могу обратиться к тем же Шиффу, Любимову, Вирсаладзе, Лупу, Утиде и многим другим, т.е. недостатка в музыкантах такого направления я не вижу.


По-моему я говорила не о выпендреже, а о элементарном незнании материала и отсутствии чувства стиля и формы. 

   А вот если я захочу послушать венскую классику, то предпочту  исполнении хорошего австрийского музыканта исполнению пусть даже равновеликих грузинки или японки. Не стану углубляться в дебри их исполнительского уровня и знаний, тема все-таки о Бухбиндере.

Все, слушаю Бухбиндера.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Трансляция: Моцарт/Бухбиндер
« Ответ #9 : Ноябрь 08, 2014, 19:13:01 »
Трансляция
Видео: http://meloman.ru/webcasts/online/
Аудио: http://www.muzcentrum.ru/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
После концерта на радио Орфей (вдруг кому интересно, для контраста):

21:00 Иоганн Себастьян Бах Концерт для клавира с оркестром № 5, фа минор, BWV 1056 в 3 частях
"Симфонический оркестр "Коламбиа", дирижёр Владимир Гольшман"
Глен Гульд

Бухбиндер играл в СПб Бетховена, один год - сонаты, другой - концерты. Я, по техн. причинам, ходила только на концерты, хорошее исполнение.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
]По-моему у Вас какая-то нездоровая бинарная оппозиция возникла здесь: либо выпендрёж, либо Бухбиндер. :)))
На самом деле, если я захочу послушать музыкантов со здоровым академическим пониманием, я могу обратиться к тем же Шиффу, Любимову, Вирсаладзе, Лупу, Утиде и многим другим, т.е. недостатка в музыкантах такого направления я не вижу.


По-моему я говорила не о выпендреже, а о элементарном незнании материала и отсутствии чувства стиля и формы. 

   А вот если я захочу послушать венскую классику, то предпочту  исполнении хорошего австрийского музыканта исполнению пусть даже равновеликих грузинки или японки. Не стану углубляться в дебри их исполнительского уровня и знаний, тема все-таки о Бухбиндере.

Все, слушаю Бухбиндера.
А по-моему Вы, даже если и думали об ином, всё-таки писали о выпендрёже, ибо как повод для него указали "рефлексирует и интерпретирует пианист потому что", а не "не владеет материалом, стилем и формой потому что". ;)

В любом случае, владение материалом, стилем и формой -- условие, конечно, необходимое. Но достаточное ли -- большой вопрос. Те же Шифф и Любимов владеют стилем и материалом на мой взгляд гораздо полнее Бухбиндера, а если предполагать зачем-то у австрийских пианистов некое особое знание, то можно обратиться к Бадуре-Скоде и Бренделю.

Поймите правильно, я не то чтобы пытаюсь унизить Бухбиндера, но пытаюсь уяснить его художественный масштаб.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
а если предполагать зачем-то у австрийских пианистов некое особое знание, то можно обратиться к Бадуре-Скоде и Бренделю

Брендель тоже не всеми шибко любим, даже на этом форуме.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Брендель тоже не всеми шибко любим, даже на этом форуме.
...и я буду в первых рядах прохладно относящихся к Бренделю. Но это не отменяет того, что в стиле и материале он разбирается прекрасно; моё отношение к нему вызвано тем, что он делает, а не тем, чем и как он владеет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а если предполагать зачем-то у австрийских пианистов некое особое знание, то можно обратиться к Бадуре-Скоде и Бренделю

Брендель тоже не всеми шибко любим, даже на этом форуме.

Особенно мною.
Но дело не во мне, конечно, а в принципе.
Между прочим, Бадуру-Скоду тоже ругали ужасно, отказывали в таланте и даже называли слабаком. Но я думаю, значение его не в технологичности его личного пианизма, а в том направлении деятельности, которое он упорно пробивал.
Что касается Бухбиндера, то ему принадлежит одна из лучших слышанных мной трактовок Рондо-каприччио Бетховена ("т.н. "Ярость по поводу утерянного гроша"):

Бетховен Людвиг ван —op.129 Рондо-каприччио "Ярость из-за потерянного гроша" Соль мажор. Исполнитель: Рудольф Бухбиндер (фортепиано):
 
http://classic-online.ru/ru/listen/74158
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Но это не отменяет того, что в стиле и материале он разбирается прекрасно...

А Бухбиндер - нет?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Но это не отменяет того, что в стиле и материале он разбирается прекрасно...

А Бухбиндер - нет?

:)) В этом деле нужны конкретные примеры. Я вот выше привёл пример того, в чём он явно разбирается, но я допускаю, что есть примеры того, в чём он не разбирается.
Но давайте послушаем и решим, если это так важно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Абсолютно не важно. Но если ответ - да, разбирается, будет забавно...

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Спасибо за запись рондо, это действительно лучше всего, что я слышал у Бухбиндера прежде.

И всё же: первая же запись этого рондо, в которую я ткнул после Бухбиндера (Брендель, https://www.youtube.com/watch?v=gRTOMhcAQZk), мне кажется однозначно превосходящей бухбиндеровскую. В первую очередь оттого, что РБ играет рондо в распространённом ключе "наемся озверина, потеряв грош" (наверное, последний грош -- С.), в частности заколачивая повторяющиеся аккорды, играя одинаково мощным (можно, наверное, сказать и "агрессивным") звуком повторяющиеся фигуры (например, восходящие тематические арпеджио поочерёдно вразных руках) от начала к концу каждой фигуры, не меняя темп и очень мало меняя окраску звука на сменах тональностей, гармоний и фактуры.

 -- Напомню, что подзаголовок про "потерянный грош" приписал этой пьесе, если не ошибаюсь, Диабелли, издав её уже после смерти автора, а в оригинале она зовётся "Rondo alla ingharese a capriccio", т.е. "прихотливое рондо в венгерском вкусе". --

На этом же материале Брендель: играет всё рондо с несравненно бОльшим юмором и ритмическим нервом, оттеняя "венгерские" угловатости и интонационные неожиданности, придающие пряность и венгерскую харАктерность музыке, его фактура куда менее плотная (вертикаль лучше прослушивается); он гораздо больше интонирует те же тематические арпеджио, а не играет их одним звуком каждый раз от низа к верху; повторяющиеся аккорды он не вколачивает одинаково, а создаёт из них более живую ткань и так остаётся в рамках изящного вкуса (напомню, что по всей видимости рондо написано в конце 1790-х годов, т.е. ещё для совсем "вегетарианских" фортепиано); неожиданные смены гармоний он подаёт, меняя звук и -- где надо -- позволяет себе агогические изменения; внезапное вторжение PP в далёкой бемольной тональности он окрашивает радикально другим звуком, что совершенно правильно для того стиля, когда PP нередко предполагало использование педали una corda, на тех фортепиано создававшей очень сильно отличную от обычной звучность, да и тональная логика тогда становится более зримой; концы фраз на середине тактов, снабжённые точкой стаккато, Брендель играет легко, а не с акцентом, отсутствующим у Бетховена...
Густоватая педаль у Бренделя меня смущает в некоторых местах, но принципиально её использование в аналогичных местах с поправкой на иное звучание исторических фортепиано вполне уместно по стилю и кажется мне более подходящим, чем отсутствие оной.

Эти соображения, которые я сформулировал "на лету", слушая два исполнения, не призваны доказать, что Бухбиндер ничего не понимает (хотя с точки зрения владения материалом и стилем, если исполнитель знает, что название про "грош" не авторское -- а он наверняка это знает -- то надо уходить от штампов "озверения", навязших у нас в ушах, и расслышать массу интересных подробностей в этом тексте, которые я у Бренделя слышу, а у Бухбиндера, извините -- нет), но допускают предположение, что знание стиля и материала не тождественно исполнительской интуиции и внутреннему слышанию, рождающим у исполнителя идею о том, "как это может звучать".

Теперь о том, кто разбирается в материале. Это действительно неважно. Допущу даже, что Бухбиндер отлично во всём этом разбирается. Просто мне это было предложено как обоснование его замечательности, на что я возразил, что и другие тоже разбираются, вот, например, Брендель, но у того мне чудится ещё нечто сверх "разбирания". На это Вы (коллега rpb) возразили, что Бренделя не все любят, и уже на это я возразил, что и ладно, зато он "разбирается". Т.е., если мы хотим послушать знающего и разбирающегося в стиле и материале австрийского музыканта, то я не вижу преимущества  в выборе Бухбиндера: по-моему те же Бадура-Скода и Брендель тоже вполне могут послужить учебным пособием при изучении стиля, но доносят до меня и ещё нечто, что мною замечается, чаще оставляет меня холодным и скучающим, но всё же иногда и заставляет уважать и ценить как  творческих музыкантов.
« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 21:54:17 от Сергей »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сергей, благодарю за великолепную лекцию! Ей-богу, этот разговор стоило заводить хотя бы для того, чтобы вы столь развёрнуто и интересно высказались! Шикарно! Я получил истинное удовольствие от прочтения вашего текста.
Можно считать, что этот поток уже удался! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
коллега rpb

Смешно.

Теперь что до того, кто разбирается в материале. Это действительно неважно. Допущу даже, что Бухбиндер отлично во всём этом разбирается. Просто мне это было предложено как обоснование его замечательности, на что я возразил, что и другие тоже разбираются, вот, например, Брендель...

Брендель, оказывается, ещё жив. Извините. Мне почему-то казалось, что нет. В любом случае, речь шла о живом концерте, а не об учебном материале.
Мне же показалось забавным, что Вы предлагаете пианиста, разбирающегося в стиле, но не устраивающего Вас с художественной точки зрения (если я правильно поняла), вместо другого, обладающего схожими характеристиками. Про разницу я увидела только в последнем посте.
Пойти послушать, что ли, Рондо... В исполнении Соколова   :)

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Брендель - покойник, как я понимаю, а сравнивали Бухбиндера с ныне живущими пианистами. Т.е. речь не об учебном пособии, а о возможности послушать живую музыку.
Мне же показалось забавным, что Вы предлагаете пианиста, разбирающегося в стиле, но не устраивающего Вас с художественной точки зрения (если я правильно поняла), вместо другого, обладающего схожими характеристиками. Про разницу я увидела только в последнем посте.
Пойти послушать, что ли, Рондо... В исполнении Соколова   :)
Помилуйте! Брендель ещё, слава Богу, жив. :))))
Хотя я готов сравнивать даже и записи, т.к. они в ненулевой степени передают творчество музыканта.

Ну, если упрощать, то да, я предлагаю вместо одного пианиста с некими положительными качествами другого пианиста с предположительно этими же положительными качествами ПЛЮС ещё чем-то (художественная инициатива, идея, звук, да мало ли -- в данном случае неважно) как иллюстрацию моего тезиса о том, что одних лишь заявленных положительных качеств первого пианиста никак не достаточно для поставления его в ряд выдающихся, потому как качества эти не уникальны.

ЗЫ: Соколова с рондо я тоже послушал, но это не тот пример, который нельзя было бы подвергнуть сомнению по причине "интерпретации и рефлексии" музыканта, а заодно и его культурной принадлежности. ;)

Про разницу я увидела только в последнем посте.
Наверное, мои намёки до того были исчезающе тонкими. :)
« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 21:52:23 от Сергей »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Помилуйте! Брендель ещё, слава Богу, жив. :))))

Да, я уже посмотрела, пусть и дальше живёт и здравствует.

Наверное, мои намёки до того были исчезающе тонкими. :)

Скорее, я не очень внимательно читала.

Так а что с Моцартом? Или Вы не слушали?

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Рудольф Бухбиндер о главном
http://meloman.ru/news/rudolf-buhbinder-o-glavnom/


Рудольф Бухбиндер: «Моцарт в жизни был тот ещё фрукт»

— Господин Бухбиндер, вы уже во второй раз приезжаете в Москву с монографическим проектом. В прошлом сезоне вы исполнили здесь все концерты Бетховена, в этом нам предстоит услышать шесть концертов Моцарта. Мой первый вопрос касается формы, которую вы избрали для представления этой музыки. Как родилась потребность в одновременном с исполнением дирижировании? И что лично вам дает такой подход: чем он удобнее традиционного, а чем, быть может, проигрывает по отношению к нему?

Шесть концертов Моцарта, которые я исполню в Москве, для меня являются лучшими из всех изумительных концертов, когда-либо написанных Моцартом, и именно по этой причине я остановил на них свой выбор.

Что касается формата дирижирования/исполнения, то к настоящему моменту в такой манере я исполнил около 400 концертов. Кстати, идея подобного формата принадлежит не мне. Ещё Моцарт и Бетховен на своих фортепианных концертах одновременно выступали и в роли дирижёра, и в роли солиста, так что слава принадлежит им как авторам этой идеи.

Для меня одним из самых главных преимуществ концертов, где я одновременно дирижирую и исполняю произведения, является обострённое восприятие камерной музыки. У каждого отдельно взятого музыканта в оркестре в подобном формате проявляется совершенно иной подход к ответственности, все музыканты совершенно по-новому вслушиваются в друг друга, взаимодействуют и каждый максимально погружается в процесс исполнения.


— У вас возникало желание дирижировать симфоническими или оперными партитурами? Был ли подобный опыт?

— Нет, я слишком люблю фортепиано для того, чтобы отказаться от игры на нём в пользу дирижирования.

— В одном из интервью, рассуждая о Бетховене и Брамсе, вы называете Моцарта создателем самой драматической оперы – «Дон Жуана» и самым драматичным композитором. И отмечаете, что современный слушатель при упоминании имени Моцарта представляет себе что-то легкое и воздушное. Если сконцентрировать внимание на инструментальной музыке Моцарта, в особенности, на его фортепианных концертах, то как бы вы объяснили нашей аудитории, в чем заключается драматизм этих произведений? Ведь каждый композитор использует свойственные только его манере, технике, мировосприятию приемы создания/обозначения драматических коллизий. И, говоря совсем просто, это отнюдь не «громко, быстро, диссонантно».  Порой, тишайшая, растворяющаяся в акустике зала тоника, может символизировать самую большую боль. Как, по-вашему, говорит об этом Моцарт в своей музыке?

— Я полагаю, что мы действительно наблюдаем тенденцию в отношении классических композиторов, особенно Моцарта, романтизировать музыку и исполнять только те произведения, которые представляются нам милыми и приятными. И это весьма опасно. В музыке есть место красоте, а равно страхам и сомненьям, и нам следует познать и то, и другое.


— Вы – большой знаток и любитель киноискусства. Как вы относитесь к образу Моцарта, созданному Милошем Форманом в «Амадее»? Как вы полагаете, этот образ повлиял на слушателя? Стали ли люди, посмотревшие фильм, как-то иначе слышать его музыку?

— Повторяю, я уверен в том, что мы слишком увлеклись идеализацией композиторов-классиков и облечением их в образы безупречных гениев. Моцарт в жизни был тот ещё фрукт, и я бесконечно благодарен Милошу Форману за то, что он столь реалистично изобразил Моцарта, что, несомненно, повлияло на зрителей и заставило их перестать смотреть на композитора через розовые очки.

— Одна из «Маленьких трагедий» Пушкина носит название «Моцарт и Сальери». В советское время, это произведение было экранизировано, в роли Моцарта снялся наш великий актер Иннокентий Смоктуновский. Вы видели этот фильм? И если да, то можно узнать ваши впечатления об этом Моцарте?

— К сожалению, я этого фильма не смотрел, и, признаюсь, даже о нём не слышал, но я постараюсь найти его и посмотреть в ближайшем времени.

— Ваша работа над тем или иным сочинением всегда сопряжена с доскональным изучением многих и многих изданий, авторских пометок. Поделитесь, пожалуйста, что интересного вы открыли для себя за последнее время?

— Я сейчас гастролирую с концертами в Бостоне, и, не далее, как вчера, мой знакомый владелец магазина антикварных книг переслал мне из Нью-Йорка потрясающее первое издание партитуры Сонаты для фортепиано № 24 Бетховена, которое мне уже не терпится поскорее изучить.


— И мой последний вопрос к вам – человеку с огромным жизненным и творческим опытом, остроумному и мудрому. Скажите, какие вещи удивляют и изумляют вас? Чему вы искренне радуетесь в жизни?

— Я не перестаю изумляться тому, насколько, по-прежнему, современно звучит музыка Моцарта и Бетховена. Поле для интерпретации их произведений поистине безгранично, равно как и процесс поиска новых смыслов в самой музыке.


Беседовала Анна Ветхова, перевод — Иван Тимофеев







Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Определённо, меня лично Бухбиндер в бетховенском Рондо-каприччио устраивает больше, чем Брендель. Действительно, у Бренделя странно густая и даже затмевающая во многих местах музыку педаль, что трудно объяснить стремлением имитировать гулкость фортепиано бетховенских времён.
У Бухбиндера более "раздетое" звучание рояля, меньше изысков постмодернистского толка, он играет эту вещь "честно", как она есть. Брендель же всё время хитрит и эстетствует.
О нет, трактовку Бренделя браковать нельзя, но с бетховенским композиторским стилем она в моём представлении не слишком ассоциируется, а игра Бухбиндера - ассоциируется.
Я не хочу сказать, что у него "всё, за что берётся, гениально", но в данном конкретном случае мои симпатии на его стороне. Я уже несколько раз переслушивал его исполнение Рондо с тех пор, как нашёл его, и впечатление не ослабевает, а даже наоборот - мне его игра всё больше нравится с каждым прослушиванием.
Пожалуй, в чём я его мог бы упрекнуть, что он недостаточно индивидуализирует свою стилистику при подходе к каждому конкретному произведению, а ведь они у Моцарта и Бетховена весьма разные в пределах их композиторских стилей. Возможно, такую работу нужно проводить тоньше. Чтобы пояснить свою мысль, я возьму, к примеру, 1-ю и 32-ю сонаты Бетховена - разве можно их играть в одинаковой манере? Конечно, нет, но любой пианист будет их стилистически сближать хотя бы потому, что это играет именно он, т.е. один и тот же интерпретатор. Видимо, это неизбежно.
Но вывод из этого, пожалуй, вот какой: вероятно, одни произведения нужно слушать в исполнении одних исполнителей, а другие - в исполнении других. Се ля ви.
В Рондо-каприччио я предпочитаю Бухбиндера. Да, кстати, он ведь играет уже уточнённую редакцию, воссозданную в середине ХХ века по авторской рукописи. Брендель, впрочем, тоже :))
А ведь многие пианисты до сих пор мусолят редакцию XIX века, подретушированную теми, кто не имел на это никакого морального права. Чтобы с нею ознакомиться, можно послушать запись Шнабеля: когда он её делал, бетховенская рукопись ещё не была найдена.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Я самым внимательнейшим образом прослушала все 6 концертов Моцарта в исполнении Рудольфа Бухбиндера и могу кое что сказать, вот только духу наберусь.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я самым внимательнейшим образом прослушала все 6 концертов Моцарта в исполнении Рудольфа Бухбиндера и могу кое что сказать, вот только духу наберусь.

:)) Как только созреете морально, пожалуйста, излагайте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2968252.html

Рудольф Бухбиндер и ГАСО в КЗЧ: 22-й, 23-й, 24-й концерты В.А.Моцарта

Бухбиндер совсем недавно играл в Москве полный цикл из пяти фортепианных концертов Бетховена - я не ходил. Но все концерты Моцарта сыграть подряд - задача неподъемная, Бухбиндер остановился на избранных, из числа созданных композитором в период наиболее плодотворный для него в данном жанре, и собрал их в два вечера, из которых я пошел только на второй.

Начал Бухбиндер с концерта № 23 - вероятно, как с самого "шлягерного" из трех, составивших программу вечера, с его суперпопулярной проникновенной 2-й частью (стоит вспомнить, что в "Парке" Прельжокажа именно на нее поставлен важнейший, совершенно умопомрачительный дуэт). 23-й концерт действительно приходится слышать очень часто, и, например, Михаил Плетнев играет его совершенно иначе - ровно, без многозначительных пауз, сглаживая контрасты между частями, мне такой подход, признаться, гораздо ближе. Тем не менее версия Бухбиндера по-своему занятна, хотя для меня такой Моцарт чересчур нежный, "сопливый", причем это касается не только сольной фортепианной партии, но, в еще большей степени, оркестра - Бухбиндер же выступал одновременно и как дирижер, то есть руки заняты, особо не помашешь, и все же результаты репетиционной работы оказались налицо, понимание задач у солиста и оркестрантов было единым в каждом такте, а уже сами задачи можно задним числом со стороны оспаривать, пожалуйста.

Впрочем, впечатления от 24-го концерта у меня хорошие - это вершина зрелой концертной формы Моцарта, и в ней "романтическая" тенденция, свойственная манере Бухбиндера, уместнее, чем в более классическом 23-м, хотя темп финала можно было взять чуть поспокойнее, ну вот хотя бы на уровне первой части 22-го концерта во втором отделении, который я воспринял еще лучше, и особенно среднюю, контрастную до-минорную часть этого в целом духоподъемного (чем слегка раздражающего меня) произведения. Бухбиндеру с удивительной легкостью даются мелизмы, вместе с тем он точен в деталях - лично мне у него чуть не хватает, пожалуй, рационализма, строгости, сосредоточенности, и особенно в Моцарте, все же с головой принадлежащем к 18-му веку и классицизму. Но свой взгляд и на Моцарта, и на Брамса (это мне доводилось слышать раньше) Бухбиндер отстаивает со всей возможной творческой убедительностью.
Che mai sento!

Оффлайн Peer Gynt

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Чтобы немножко почувствовать атмосферу, в которой воспитывался маленький Рудольф, вашему вниманию предлагается несколько начальных страниц из автобиографии артиста Da Capo и подборка любопытных фотоснимков тех лет. :)

http://www.styriabooks.at/files/images/9783222132483_Leseprobe.pdf
Говорить о музыке, это все равно, что танцевать об архитектуре :)

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 240
Спасибо большое. Постараюсь найти эту книгу,  интересно. Фотографии замечательные!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

Гершвин, Эшпай, Бернстайн в БЗК: ГАСО, дир. Александр Сладковский, сол. Рудольф Бухбиндер

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3247603.html

Бухбиндер так прочно ассоциируется в венской классикой, ну в крайнем случае с немецким романтизмом, что связать его с Гершвиным мне было заранее очень трудно - но и любопытно, поэтому несмотря на свое полуживое состояние, я все-таки решил второй из его концертов (в первом он играл Брамса, а бухбиндерова Брамса я себе как раз неплохо представляю, слышал уже) не пропускать, в крайнем случае убежать в антракте поле того, как пианист отработает. Но в любом случае для начала пришлось выслушать оркестрового "Американца в Париже" Гершвина - симпатичную, не больше и не меньше музыкчу, оркестр у Сладковского прогрохотал без всякого толка, другой бы дирижер попытался, может, придать простодушию материала некоего изящества, но Сладковский вывалил "Американца" одним кусом, и как обычно, остался очень собой доволен.

С Бухбиндером все-таки дело пошло чуть иначе, тем более, что играл Бухбиндер не шлягерную Рапсодию, а куда менее затасканный фортепианный концерт Гершвина, и его манера не то чтоб радикально, но сильно отличалась от сухой и рациональной, свойственной его исполнению, скажем, Моцарта. Другой вопрос, что фортепианная партия в концерте Гершвина не слишком выигрышна, солисту там трудно показать себя во всей красе, а оркестр у Сладковского опять ревел, дирижер приглушал его лишь тогда, когда иначе совсем "провалился" бы рояль, и то не всякий раз. Звук у Бухбиндера в Гершвине оказался плотнее, жестче обыкновенного, но все равно - энергии ему для Гершвина, по-моему, не хватало, а об изысканности при таком дирижере все равно говорить невозможно.

Заранее в программе заявлялись только два автора - Гершвин и Бернстайн, но с какого-то момента добавился Эшпай. И в отсутствии дополнительных солистов возникла робкая надежда, что Эшпая тоже сыграет Бухбиндер - при всей маловероятности настолько увлекательная, что я плюнул на скверное самочувствие и отказался от желания сбежать. Однако кончерто гроссо для оркестра, солирующих фортепиано, виброфона, трубы и контрабаса, чего и следовало ожидать, играла Мария Эшпай и компания, мало того, всей компании я не припомню, но несколько лет назад в авторском вечере Эшпая, еще при жизни композитора, разумеется, и в его непосредственном присутствии та же Эшпай-внучка исполняла ту же вещь, мало того, мне почему-то кончерто гроссо запомнилось очень хорошо, при том что, казалось бы, и запоминать тут особо нечего: резкие окрики трубы, практически синхронизированные с однообразными фортепианными аккордами, общий джазово-маршевый строй с перерывом на затянутый средний как бы "лирический" эпизод, и бесконечное, кроме опять-таки середины, громыхание - хотя у Сладковского громыхает все.

Но оторвавшись и на Гершвине, и на Эшпае, Берстайна дирижер , как ни странно, подал чуть-чуть аккуратнее, по крайней мере в тех эпизодах дивертисмента (насколько я понял, посвященного Бостонскому филармоническому оркестру), где гром победы был бы совсем ни к чему - продолжая при этом приплясывать от всей души. Правда, музыка Бернстайна, тем более такого изначально попсового формата, и сама-то по себе пустая, а Сладковский уж точно не тот дирижер, который способен придать ей содержательности.
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Очень любопытно было услышать Бухбиндера в столь непривычном, во всяком случае, для нашего восприятия этого пианиста, репертуаре. На мой взгляд, Гершвин у него прозвучал очень по-европейски (сдержанно, даже изящно), у Сладковского же очень по-русски (не в самом хорошем смысле) - ни каили "тягучести", интриги для слушателя и максимум шумовых эффектов сомнительного толка. В обдем, совсем не Гершвин.

Эшпай взялся не из ниоткуда - в этот день был сороковой дерь его памяти. Зал исполнение кончерто гроссо встретил очень тепло.

Бернстайн у Сладковского пошел немного лучше, особенно самый конец ("Дивертисмент") - было видно, что сам дирижер эту музыку очень любит (хотя и не вполге понимает, особоенно тот культурный контекст, к котором она была написана) и получает огромное удовольствие от возможности ее исполнять в столь прекрасном зале. В общем, старался.

Приятно удивила публика - зал был полон, масса молодых, во всяком случае, нестарых людей, все внемлют музыке, никаких неуместных хлопков, ни одного мобильного, бурные искренние аплодисменты после каждого произведения. И, хотя концерт закончился в одиннадцатом часу, что теперь большая редкость, никто не срывался с мест и не мчался в гардероб.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 783
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2016-10-09 23:23:00

Вустин, Бетховен, Шостакович: ГАСО в КЗЧ, дир. Владимир Юровский, сол. Рудольф Бухбиндер

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3443448.html

И снова Александр "композитор в резиденции" Вустин, с опусом "Sine nоmine", менее свежим, чем в прошлый раз, 2000 года, намного более интересным, по крайней мере, разноплановым, нежели днями ранее прозвучавшая в БЗК на юбилейном концерте ГАСО "Песнь восхождения" -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3440254.html

- с замечательным эпизодом солирующего трио струнных (две скрипки и виолончель), с нарастающим валом неподдельной экспрессии к финалу, неожиданно опадающим в последних тактах - это довольно убедительные моменты, хотя в целом, как и "триптих", увенчанный "Песнью восхождения", это, по большому счету, все та же интеллигентская абстрактная duhovnost' навынос и по возможности на экспорт, лично на меня наводящая в лучшем случае тоску, если не вызывающая отторжение. Впрочем, Юровский дирижировал очень искренно и с такой эмоциональной, на физическом уровне проявляющейся отдачей, что выронил палочку из рук, благо сходу нашлась запасная на пульте.

Рудольф Бухбиндер, как он это не раз демонстрировал в Москве за последние годы, фортепианные концерты венских классиков способен исполнять и без дирижера, хотя с неодинаковым результатом, иногда успешно, но в некоторых случаях оркестру недостаточно подающего знаки из-за рояля пианиста и настоящей твердой руки не хватает. Здесь с руками проблем не возникло ни у кого, и очень интересно было наблюдать, что Бухбиндер, чья сухая манера кем-то воспринимается как "механическое пианино", а лично мне принципиально близка и понятна, взаимодействует с Юровским - превосходно. Другое дело, что сам по себе 3-й концерт Бетховена, хрестоматийный заигранный шлягер, давно уже встает поперек горла, и едва ли какое-нибудь новое содержание даже самый великий дирижер-мыслитель (к каковым Владимира Юровского уже сегодня можно без преувеличения причислить) сумеет в нем открыть или привнести в него от себя. Но вот формально, стилистически исполнение вышло неординарным, по-своему занятным: в крайних частях Юровский спрямлял линии, заострял углы, добиваясь какой-то прямо-таки геометрической чистоты и правильности, тем парадоксальное среди этой "графики" смотрелась (а сделано все было очень зримо, наглядно) полупрозрачная акварель медленной части, изумительное вступительное соло Бухбиндера, воздушный оркестр. При этом живая эмоция, по-моему, возникала разве что в репризе первой части, все остальное получилось точно, выверенно стилистически, мастерски - ну а впрочем, мне и того хватило. Народ под предводительством придурковатого патлатого энтузиаста из первого ряда, кричавшего Бухбиндеру "данке! данке!"" (хорошо не "их либе дих") безумствовал от восторга, и Бухбиндер на бис еще и феноменально сыграл финал "Патетической" сонаты, которую я тоже терпеть не могу, но в таком исполнении слушать готов.
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 657
11 февраля в КЗЧ состоится концерт Р. Бухбиндера.
В программе:       
И. С. Бах
Английская сюита № 3 соль минор, BWV 808
Бетховен
Соната № 23 фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)
Шуберт
Соната № 21 си-бемоль мажор, D. 960

 Обещана онлайн-трансляция. 

Оффлайн Flyette

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Высочайшая вершина фортепиано – Рудольф Бухбиндер
Австрийский пианист Рудольф Бухбиндер дал сольный концерт в зале им. Чайковского в рамках юбилейного тура. В декабре Мастер отметил 70-летие.
Автор: Елена Алексеева
Московская публика имела честь присутствовать на поистине историческом событии. Пропитанный великими традициями австро-немецкой культуры Рудольф Бухбиндер преподал урок "немецкой педантичности" в самом высшем понимании этого слова. Предельная скрупулезность в прочтении авторского оригинала, благоговейная внимательность ко всем композиторским ремаркам отличала исполнение мастера тем, что называется "как по школе". И этот академизм взметнулся до потрясения глубочайшей мощи.

http://www.rewizor.ru/music/reviews/vysochayshaya-vershina-fortepiano-rudolf-buhbinder/