Автор Тема: Балет: что первично - хореография или музыка?  (Прочитано 6522 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Это было сказано о балете "Татьяна" Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах, поводом для чего послужила премьера в МАМТ Станиславского и Немировича-Данченко:

А знаете, музыка на меня тоже не произвела впечатление... У  меня сложилось мнение, что музыка была функцией балета, а не наоборот. Может я не права, но мне до сих пор казалось, что музыка первична.

Но мне показалась интересной мысль о том, что в балете первично - хореография или музыка?
Этот вопрос я выношу в заголовок потока, открывая новую тему.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что скажете по этому поводу, коллеги?
Тема очень многогранная, и она меня давно интересовала, просто не было повода поговорить об этом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 385
Всё просто: будет ли называться просто музыка балетом? Или, всё-таки "музыкой БАЛЕТА"?
Конечно, балет только тогда балет, когда есть нечто, называемое хореографией.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё просто: будет ли называться просто музыка балетом? Или, всё-таки "музыкой БАЛЕТА"?
Конечно, балет только тогда балет, когда есть нечто, называемое хореографией.

:)) Нет! Вопрос поставлен по-другому: должна ли музыка подчиняться балету или балет должен следовать за музыкой? И в какой степени? Музыка, разумеется, балетная имеется в виду! Ну т.е. предназначенная для постановки под неё танцев.
Или же такая музыка, которая не была изначально предназначена для балета, но, тем не менее, взятая для использования хореографами. Последнее в наши дни - особенно часто с конца XX века - тоже случается.
Приведу крайние примеры: балеты Чайковского и Прокофьева. Что в них первично? По-моему, тут даже вопрос такой ставить неловко, ибо ясно, как белый день, что в них первична музыка, а танец должен к ней приспосабливаться, следуя как генеральной идее, так и структуре, смысловым и ритмическим частностям.
Не секрет, что постоянно случается так, что хореография имеет малое отношение к музыке - когда танцевальные штампы и чуть ли не готовые номера стремятся положить на подвернувшуюся под руку музыку. Чаще всего очевидно, что танцевальные движения и фигуры не имеют отношения к музыке, что особенно шокирует, если это великая музыка, интересная сама по себе и без хореографии. Вы же знаете, наверное, что в прошлом сезоне (я там, к сожалению, не был) Владимир Юровский ЦЕЛИКОМ исполнил в течение вечера всю "Спящую красавицу". Я давно мечтал о том, чтобы музыку балетов Чайковского (как и Прокофьева, и Глазунова) исполняли целиком как громадные симфонии. И это вполне возможно именно потому, что их музыка первична. Особенно очевидно это, пожалуй, в "Лебедином озере", где и черты симфонизма проявляются ярче всего. Это был первый балет Чайковского, в котором он совсем не связывал себя никакими балетными условностями. В последующих балетах он всё же прислушивался к советам хореографов, в частности, при организации номерной структуры, и сильнее обособлял сольные номера и т.д.
Но понятно же, что музыка ко многим балетам XIX века, не говоря уже о предыдущих веках, в т.ч. и музыка танцевальных оперных номеров, часто не была самодостаточной, а потому была интересна лишь вместе с танцами, но не отдельно от них. Т.е. она была в полной мере прикладной - не значит "плохой", но, так скажем, недостаточно самостоятельной именно в художественном плане, без человеческого тела, движения и жеста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712

Приведу крайние примеры: балеты Чайковского и Прокофьева. Что в них первично? По-моему, тут даже вопрос такой ставить неловко, ибо ясно, как белый день, что в них первична музыка, а танец должен к ней приспосабливаться, следуя как генеральной идее, так и структуре, смысловым и ритмическим частностям.


А как же постановочный план-сценарий "Спящей красавицы", который разработал балетмейстер М. Петипа? Как известно, он содержал не только необходимые для композитора указания о хореографии танцев, о времени, количестве тактов каждого номера, но также включал замечания об образности, музыкальной стороне танцев и отдельных пантомимных номеров. Вот свидетельство М.И. Чайковского: "Петр Ильич не только не сетовал на эти указания, но подчинялся им охотно и ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки двух последних балетов".
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 385
То , что часто музыка качественно превосходит любой вариант "осценичивания" (в виде пластики-танца, вокала и т.д.) - привычно.
Гениальная музыка Чайковского требует конгруэнтности.
Есть ли такая хореография, которая будет соответствовать бурям Лебединого озера? К каждой постановке балета можно придираться.
Но вот, скажем, со Щелкунчиком мне лично ясно все! Для меня нет иного сценического воплощения, абсолютно адекватного музыке, кроме хореографии Григоровича и декораций Вирсаладзе! (если я ничего не путаю))))).
Спящая Красавица, Лебединое .... В них очень много чисто балетной музыки, которую просто скучно слушать просто так. Многочисленные вариации фей, двоек, троек лебедей, главных героев - ну это только для ярых поклонников музыки ПИЧ.
Щелкунчик несколько иной. Он даже по объёму гораздо меньше Озера и Спящей. Это действительно очень красивая симфоническая сказка.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Или же такая музыка, которая не была изначально предназначена для балета, но, тем не менее, взятая для использования хореографами. Последнее в наши дни - особенно часто с конца XX века - тоже случается.

Последнее только в наши дни и случается, возможно, в связи с отсутствием композиторов соответствующего уровня. Или же это связано с нежеланием рисковать, не знаю.

Приведу крайние примеры: балеты Чайковского и Прокофьева. Что в них первично? По-моему, тут даже вопрос такой ставить неловко, ибо ясно, как белый день, что в них первична музыка, а танец должен к ней приспосабливаться, следуя как генеральной идее, так и структуре, смысловым и ритмическим частностям.

Музыка писалась для балета. И люди ходят именно на балет "Лебединое озеро". И обсуждают в первую очередь балетных. А те, кого интересует соло на скрипке, слушают эту музыку дома. В крайнем случае, на концерте. Про Чайковского Tantris уже написал. С Прокофьевым сложнее, так его балетные хуже и приняли в своё время, если верить рассказам.

То , что часто музыка качественно превосходит любой вариант "осценичивания" (в виде пластики-танца, вокала и т.д.) - привычно.

Так ведь это связано с талантом композитора, а не с конкретным жанром.

Вы же знаете, наверное, что в прошлом сезоне (я там, к сожалению, не был) Владимир Юровский ЦЕЛИКОМ исполнил в течение вечера всю "Спящую красавицу". Я давно мечтал о том, чтобы музыку балетов Чайковского (как и Прокофьева, и Глазунова) исполняли целиком как громадные симфонии. И это вполне возможно именно потому, что их музыка первична.

В какой-то теме приводили ссылку на статью о "Легенде о любви". Мол, музыка вторична, и всё такое. А я знаю, что любители балета в СПб с удовольствием на этот спектакль ходят. Любители симфонической музыки в том числе. Не музыку потому что ходят слушать, а балет смотреть.
Если же композитор талантлив, как Чайковский или Прокофьев, то музыка получает "вторую" жизнь, как симфоническая, только и всего. И что тут обсуждать?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712

В какой-то теме приводили ссылку на статью о "Легенде о любви". Мол, музыка вторична, и всё такое. А я знаю, что любители балета в СПб с удовольствием на этот спектакль ходят. Любители симфонической музыки в том числе.

Это здесь: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3963.msg146706.html#new
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712

Но вот, скажем, со Щелкунчиком мне лично ясно все! Для меня нет иного сценического воплощения, абсолютно адекватного музыке, кроме хореографии Григоровича и декораций Вирсаладзе! (если я ничего не путаю))))).

А я бы всё-таки отдал предпочтение В. Вайнонену.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
В какой-то теме приводили ссылку на статью о "Легенде о любви". Мол, музыка вторична, и всё такое. А я знаю, что любители балета в СПб с удовольствием на этот спектакль ходят. Любители симфонической музыки в том числе. Не музыку потому что ходят слушать, а балет смотреть.

Можно вспомнить и творческое кре­до Баланчина: "Видеть музыку, слышать танец".
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #10 : Ноябрь 11, 2014, 10:12:41 »
Вот что по теме данного потока думает Лера Ауэрбах:

Лера Ауэрбах
https://www.facebook.com/lera.auerbach?fref=ts

8 ноября в 23:59 ·

Интересно, а когда создавались новые балеты Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Чайковского, Равеля и пр. - о композиторах и их музыке тоже было принято ничего вообще не упоминать? Или же это явление нашего времени? Да и в самом деле, кому какое дело до того, что композитор потратил 7 лет жизни на создание этого балета? Что каждый музыкальный нюанс, внутренняя драматургия всего балета, да и каждая нота, каждая краска выстраданы, что в конце концов - балет целиком и полностью основан на муз. партитуре? Я всё чаще и чаще убеждаюсь, что в наше время, лишь умершие композиторы вызывают уважение.
http://www.1tv.ru/news/culture/271405
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 385
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #11 : Ноябрь 11, 2014, 11:23:56 »
Можно хоть всю жизнь потратить и сочинить такую музыку, что и упоминания не будет стоить.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #12 : Ноябрь 11, 2014, 21:34:20 »
Очень хорошо, что поилась такая тема. У меня как раз завтра планируется лекция о зрительной образности в музыке. и поговорить о балете как самом визуальном жанре музыкального искусства будет не лишне. Вынесенный в заголовок потока вопрос. что первично? подтверждает большую роль предметно-изобразительного музыкального содержания в жанре балета. Сразу скажу, что считаю в балете первичной музыку. Простой пример. Представьте себе. что смотрите по ТВ или видику балет, ну скажем. знаменитую картину "Тени" из "Баядерки". Сначала отключите изображение и оставьте одну музыку. Останется у Вас эмоциональное впечатление от произведения? Думаю, да. А потом сделайте, наоборот, отключите музыку и оставьте дивную хореографию М.Петипа. Не думаю, что красивое зрелище без музыки будет способно также волновать и  вызывать  сопереживание. как с музыкой. И возможен ли "душой исполненный полет" без музыки? Думаю. нет. Однако. поставленный уважаемым модератором вопрос, мне представляется отнюдь не праздным, ибо сама его постановка свидетельствует о том. что этот жанр находится где-то "на стыке" двух или трех искусств: музыки. театра. хореографии. И не удивительно, что мы не так много можем назвать серьезных музыковедов, которые бы специально занимались балетом. В первую очередь вспоминается конечно же В.Ванслов, есть отдельные разработки у В.Холоповой по музыкальным формам классического балета.  А в общем целом, этим жанром занимаются преимущественно театроведы из ГИТИСА, Академии хореографии, соответствующего сектора НИИ Искусствознания. Сравнительно недавно в консерватории появился спецкурс по истории балета. где его сегодня читает музыкант-теоретик А.П.Груцынова. защитившая докторскую на эту тему. Одно время был подобный курс в Ипполитовке, где его читала О.Астахова. Вот, пожалуй, и все.
И все же мне хотелось бы перевести вопрос несколько в иную плоскость. На мой взгляд, гораздо актуальнее будет звучать тема не "что первично", а каким образом взаимодействуют музыка и хореография? И тут каждый может привести немало примеров, где на первый план выступает музыка или хореографии или где эти два компонента слиты воедино. На мой взгляд, подобное единство в лучших постановках достигнуто Ю.Григоровичем, хотя и здесь визуальный ряд всецело подчинен музыке, а не наоборот. Вот, например. одна из начальных сцен балета "Спартак", где главный герой осознает свое предназначение возглавить восстание, и он словно освобождается от сковывающих его внутренних и внешних цепей, постепенно накапливая энергию и в кульминационный момент, словно прорезая пространство Вселенной каскадом высоких прыжков. Можно отдельно восхищаться мастерством Григоровича-хореографа, поставившего мужской танец на новую ступень своего развития, можно восхищаться феноменальным талантом Владимира Васильева, но не следует забывать, что вся драматургия этой и других подобных сцен исходит из музыки и ей обусловлена.
Хорошие примеры приведены выше в отношении "Лебединого озера" и"Спящей красавицы". Действительно, может сложиться обманчивое впечатление, что хореграфия М.Петипа "диктует" музыкальное решение, так как Чайковский в этом случае тесно работал с балетмейстером. И это конечно же идеальный вариант, когда композитор сотрудничает с хореографом, постигая своеобразную  специфику этого жанра. И что интересно. основной танцевальный материал именно этого балета Чайковского стал "хрестоматийным" и по сей день исполняется без каких-то существенных изменений, что не скажешь о "Лебедином озере" и "Щелкунчике", имеющих массу редакций и переосмыслений. Однако позволю себе высказать предположение. вряд ли Петипа смог сочинить столь трогательную хореографическую сказку, если бы рядом не было Чайковского, если б он не опирался бы на его музыку?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #13 : Ноябрь 14, 2014, 21:16:25 »
Инна Логунова

«Сама реальность превратилась в продукт потребления»

Композитор Владимир Мартынов о закате гомо сапиенс и актуальном искусстве

В этом сезоне в репертуаре театра «Балет Москва» после годичного перерыва вновь появился спектакль «Времена года», поставленный молодыми хореографами на музыку одного из самых современных известных российских композиторов Владимира Мартынова. Наш разговор с ним начался с обсуждения взаимодействия музыки и танца...

Далее:

Профиль. 14.11.2014
http://www.profile.ru/society/item/88710-sama-realnost-prevratilas-v-produkt-potrebleniya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Композитор Андрей Головин – о сюите «Бемби» и не только о ней

– Как получилось, что «Бемби» стал балетом? Как вы к этому относитесь?

– Это долгая история. Сочинение было написано в 1980 году, ему ровно 35 лет. Поводом к написанию стал заказ от фирмы «Мелодия», которая тогда выпускала серию пластинок с музыкальными сказками. Я начал работать и в итоге написал много музыки – сказка вышла на двух пластинках.

Я показывал эту работу многим коллегам, и все говорили, что музыка замечательная и жалко будет, если она пропадет. Как это обычно бывает, советовали сделать сюиту. Я последовал их совету – правда, не сразу, а через 12 лет. Что забавно, так это то, что у сюиты хорошая исполнительская история. Она три раза звучала во Франции, и вообще ее любят в этой стране. Один раз я дирижировал ею в Руане, а совсем недавно, в январе 2014 года, в Региональной консерватории Парижа был поставлен спектакль по сюите. Дети разыгрывали сказку Зальтена, и она периодически перемежалась музыкальными номерами. Получился большой двухчасовой спектакль.

У нас в стране музыка к «Бемби» также звучала неоднократно, и каждый раз я дирижировал сам.

Что касается балетной версии: после написания музыки у меня было одно предложение о ее использовании для постановки балета. Даже была начата работа, но по разным причинам не была доведена до конца.

Интересно, как это будет сделано сейчас. Дело в том, что сюита представляет собой последовательность небольших пьес, каждая из которых представляет собой небольшое самостоятельное произведение. Как все это будет реализовано на сцене – для меня большая интрига...

Полностью: http://www.mariinsky.ru/news1/news2/04_232march1/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
«Много смеемся, несмотря на то что ставим трагедию»

Раду Поклитару о своем балете «Гамлет»

А что у вас с музыкой? Ведь такого балета нет.

Очень долго шли переговоры с различными композиторами, не буду называть имена — с живыми композиторами. Все переговоры зашли в тупик, потому что хорошие композиторы расписаны надолго вперед, впрочем, как и хорошие балетмейстеры. В итоге мы решили брать уже написанную музыку. Первая мысль — Шостакович. Есть фильм "Гамлет", две сюиты из музыки к фильму, есть сюита для спектакля. Но сразу выяснилось, что все это не подходит именно из-за сюитности. Получается набор номеров, а "Гамлет" — это вещь, которая очень сложно развивается внутри себя самой, не хотелось бы мелкого дробления. И мы стали слушать симфонии Шостаковича.

С музыкой у вас часто накладки случаются. Говорят, ваши "Ромео и Джульетта" не идут в Большом из-за запрета наследников Прокофьева, которые чрезвычайно возбудились после того, как вы поставили "Золушку" где-то в Прибалтике — у вас там Золушка служила уборщицей в доме свиданий.

Насколько я помню, сначала попали под запрет "Ромео и Джульетта" — кажется, за "несоответствие духу партитуры и либретто". Что очень странно, потому что у Прельжокажа все гораздо круче завернуто — там вообще чуть ли не концлагерь, а его постановку никто и не думает запрещать. Налицо двойные стандарты, да бог с ними. Все в прошлом. А уж потом я ставил "Золушку", и ее за "несоответствие духу" запретили за неделю до премьеры. Но мы ее все-таки показали на свой страх и риск, три спектакля или два. Потом положили балет под сукно, а потом композитор Олег Ходоско написал новую партитуру. Делал он это так: выключил музыку Сергея Сергеевича, смотрел видео с премьеры и писал партитуру под готовую хореографию.

Полностью:

Журнал "Коммерсантъ Weekend" № 8 от 06.03.2015, стр. 34
http://www.kommersant.ru/doc/2675094
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Tantris, простите, но не могли бы Вы пояснить, каким образом эта публикация, «Много смеемся, несмотря на то что ставим трагедию», сопрягается с темой потока?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Вы, простите, только заголовки читаете? Может быть, попробовать хотя бы одним глазом заглянуть дальше и соотнести приведенный в потоке фрагмент публикации с темой потока?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Вы, простите, только заголовки читаете? Может быть, попробовать хотя бы одним глазом заглянуть дальше и соотнести приведенный в потоке фрагмент публикации с темой потока?
Прежде чем обращаться к Вам с вопросом,  я прочитала приведенный Вами отрывок. Сейчас еще раз перечитала. И опять не врубилась. Содержание отрывка освещает  то, что в оперном жанре  названо режоперой (с; Предлогов(?)). В отличие от меня, Вы связь с темой потока, по идее, видите. Вот я и обратилась к Вам с вопросом.
Что не так?  :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Этот поток о том, что первично - яйцо или курица, в нашем случае с балетом - хореография или музыка. Большой театр решил поставить новый балет по шекспировскому "Гамлету". Ни музыки, ни хореографии нет. Позвали постановщиков - хореографа и режиссера. Им для нового балета понадобилась музыка. И Раду в своем интервью "Коммерсанту" как раз и рассказывает о том, как они эту музыку искали, подбирали. Возможно, это тот пример, когда авторы балета шли от хореографии к музыке, т.е. тут первична хореография (хотя, как поговаривают, ее в "Гамлете" будет не так и много - драмбалет). На предыдущей странице есть другой пример: через пару дней после премьеры "Гамлета" в Большом Мариинка тоже выпускает совершенно новый балет - "Бемби". Но в этом случае ситуация может быть другой: у композитора А. Головина была сюита "Бемби", на музыку которой и решили ставить балет. Следовательно, есть основания предположить, что "Бемби" - это тот случай, когда постановщики балета шли от музыки к хореографии, т.е. в этом случае музыка может считаться первичной. А вот какое отношение к этому потоку про балет имеет режопера, я не понимаю. :)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 028
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Содержание отрывка освещает  то, что в оперном жанре  названо режоперой (с; Предлогов(?)).

Прошу прощения за злостный офф-топ, но я была уверена, что автором термина "режопера" является Дольчев (http://dolchev.livejournal.com/) Впрочем, я могу ошибаться.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
"Мы хотим рассказать о потере"


Хореограф Раду Поклитару рассказал Елене Кравцун, какого «Гамлета» он ставит для Большого театра

— Вы отталкивались от фильма Козинцева "Гамлет" 1964 года, где звучит музыка Шостаковича. Почему в таком случае именно Пятая и Пятнадцатая симфонии были выбраны для балета?


— Ну, естественно, что мы с Декланом Доннелланом, Ником Ормеродом (художник-постановщик балета.— "О") послушали всю музыку Шостаковича, которая была написана им специально для фильма "Гамлет". Почему именно эти симфонии, а не две сюиты, которые звучат в фильме? Потому что все-таки в сюитной форме в основе лежит дивертисментность, там маленькие номера. Когда же мы говорим о пьесе Шекспира, необходимо понимать, что она дышит более длинными отрезками времени. А в симфониях как раз есть это зарождение, развитие и так далее. Мы переслушали все симфонии Шостаковича, и у нас к этому времени уже было готовое либретто. И признаюсь вам честно, Большой театр искал композитора, который мог бы написать для нашего спектакля музыку, но в итоге, послушав симфонии, мы поняли, что Пятая и Пятнадцатая как будто специально написаны под наше либретто. Это такое удивительное совпадение, и стало ясно, что не надо искать другой музыки, что Шостакович абсолютно гениален, лучшего мы все равно не найдем и лучше вряд ли кто напишет.

— Но между Пятой и Пятнадцатой симфониями пролегает бездна времени, да и у автора мироощущение и музыка отличаются. Пятнадцатая и вовсе написана незадолго до смерти Шостаковича... 

— Мы все это знаем. Хочу сказать, что первая половина "Гамлета" и вторая тоже совершенно разные. Первая насыщена действием, она, если можно так выразиться, более экшен, там происходит много событий, а вторая более медитативная, это практически прощание. Такой, на мой взгляд, и является Пятнадцатая симфония, прощальной.

Полностью:


Журнал "Огонёк" № 9 от 09.03.2015, стр. 32
http://www.kommersant.ru/doc/2682567
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Посмотрел вчера, в пятницу, 13-го, мариинские балетные премьеры ("Бемби" и "В джунглях"), а сегодня - "Гамлет" в Большом. Не знаю, что первично в этих балетах - музыка или хореография, но, на мой взгляд, хореографии везде явно не хватало. И если в "Гамлете" ее в изобилии и не обещали, то в Мариинке могли бы как-то и расстараться на сей счёт. Тем более что в "Бемби" и "В джунглях" обнаружилось некоторое расхождение балетной картинки с тем, что слышалось в музыке. А оркестр под руководством маэстро был хорош. Получается, что в балете лучшим был оркестр и дирижёр. :) Кстати, Майя Михайловна, присутствовавшая на премьере вместе с Родином Константиновичем, сказала в антракте узнавшим ее зрителям, что "Бемби" ей понравился. В "Гамлете" танцовщики подавали голос. В балете это верный признак того, что скудость хореографии не позволяет постановщикам передать весь спектр настроений и эмоций. И за Шостаковича не спрячешься! Чтобы публика понимала, куда она попала и где ее вещи, в программке против обыкновения даже поместили краткое содержание балета.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
На предыдущей странице есть другой пример: через пару дней после премьеры "Гамлета" в Большом Мариинка тоже выпускает совершенно новый балет - "Бемби". Но в этом случае ситуация может быть другой: у композитора А. Головина была сюита "Бемби", на музыку которой и решили ставить балет. Следовательно, есть основания предположить, что "Бемби" - это тот случай, когда постановщики балета шли от музыки к хореографии, т.е. в этом случае музыка может считаться первичной.

Что вы подумали, когда вам предложили поставить балет «Бемби»?

Антон: Удивление. Но когда я послушал музыку, убедился, что ее нужно станцевать.

Анна: Все и началось с музыки Александра Локшина.

http://www.sobaka.ru/city/theatre/34832
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 405
Посмотрел вчера, в пятницу, 13-го, мариинские балетные премьеры ("Бемби" и "В джунглях"), а сегодня - "Гамлет" в Большом.
Вот это да! Как же вы успели?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
 ::) Приходится изворачиваться...  ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 028
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Гамлет не танцует, он в трауре

Екатерина Беляева, 25.03.2015 в 20:55

В Большом театре прошла мировая премьера балета на музыку двух симфоний Шостаковича

http://www.belcanto.ru/15032501.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Прочтение Лермонтова глазами человека XXI века

Мировая премьера балета "Герой нашего времени" в Большом театре

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"


Хореограф признается, что в своей работе он исходит прежде всего от музыки, музыка становится «главным началом в создании всего – и танца, и образа». Известно, что музыку к «Герою нашего времени» как раз по просьбе Посохова сочинил композитор Юрий Красавин, но в процессе работы партитура была отвергнута (на брифинге Посохов подчеркнул, что это не было его решением), и Кирилл Серебренников пригласил композитора Илью Демуцкого. Тем не менее и с новой партитурой хореограф, к счастью, нашел общий язык: «Сначала мне трудно было понять музыку Демуцкого с точки зрения профессионального подхода – она неквадратная, сложная. Тема за темой все время меняется. Поэтому одну линию держать тяжело, надо было находить компромисс и в этих разноплановых фразах искать какое-то общее начало. Но сейчас я могу сказать, что это одна из самых красивых музык, которые были написаны в балете».

Полностью: http://www.ng.ru/culture/2015-07-22/2_lermontov.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #28 : Апрель 27, 2016, 21:58:10 »
Объявлен конкурс на музыку к балету к 100-летию ЗИЛа

http://calendar.fontanka.ru/articles/3774/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #29 : Апрель 28, 2016, 10:08:02 »
Новая музыка машин

Объявлен конкурс на создание музыки балета к 100-летию ЗИЛа

Открытый конкурс на создание музыки балета к юбилею автозавода им. Лихачева, объявленный Культурным центром ЗИЛ, станет крупнейшим по размерам призового фонда композиторским соревнованием последнего времени в Москве. А партитура-победитель послужит основой спектакля, который покажут в новом сезоне «Балет “Москва”» и ансамбль «Студия новой музыки». Об идее и условиях конкурса рассказывает Юлия БЕДЕРОВА.

http://kommersant.ru/doc/2974890
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 009
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #30 : Апрель 28, 2016, 14:46:38 »
Открытый конкурс на создание музыки балета...
А сейчас есть еще композиторы, способные написать оригинальную мелодичную музыку в классическом стиле?

Оффлайн nilla

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 219
Re: Балет: что первично - хореография или музыка?
« Ответ #31 : Апрель 28, 2016, 15:31:05 »
БТ поставил балет на музыку Десятникова, музыка "мелодичная", но, на мой вкус, скучная.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 712
Балет считали низким жанром

Мало кто сейчас помнит о том, что классический балет, почитающийся нынче как элитарное искусство, в XIX столетии воспринимался как площадной, низкий штиль. Ни Шопен, ни Вагнер, ни Брамс, ни Му­соргский даже и не помышляли о том, чтобы писать музыку для балетов. Исключением был Чайковский. Об этом и о многом другом рассказал известный хореограф заведующий кафедрой режиссуры балета Петербургской консерватории Александр ПОЛУБЕНЦЕВ.

https://vecherka-spb.ru/2017/03/03/balet-schitali-nizkim-zhanrom/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау