Автор Тема: Чюрлёнис, Микалоюс Константинас (1875-1911, Российская империя), литовский универсальный гений  (Прочитано 2431 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис; лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis; польск. Mikołaj Konstanty Czurlanis; 10 (22) сентября 1875 — 28 марта (10 апреля) 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%FE%F0%EB%B8%ED%E8%F1,_%CC%E8%EA%E0%EB%EE%FE%F1_%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED%E0%F1

http://www.etheroneph.com/gnosis/284-mkchyurljonis-khudozhnik.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Европейский сайт, посвящённый Чюрлёнису:

http://ciurlionis.eu/

на русском:
http://ciurlionis.eu/ru/

Здесь много фотографий его картин и другая информация.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вспоминаю, как в 70-х годах я у кого-то в гостях случайно пролистал альбом с цветными иллюстрациями - альбом был целиком посвящён Чюрлёнису. На меня этот сборник произвёл столь потрясающее впечатление, что этот эффект я помню до сих пор.
Прежде всего, было ясно, что этот человек универсален - он не только музыкант, а и художник, пусть даже не владеющий в полной мере техникой живописи или графики, за что его всегда ругали при жизни, зато генерирующий потрясающие идеи, требующие визуального воплощения. Интересны, конечно, его идеи прежде всего.
Самое любопытное в его творчестве - совмещение и пересечение идей музыкальных и визуальных, отражение этих искусств друг в друге, выдающее общую их природу - ОБРАЗНУЮ!
Дело в том, что мозг человека - это "машина" мышления и памяти, оперирующая прежде всего образами. И от этого мы никуда не денемся, уж так мы созданы природой. И пускай мы преуспели в счётно-рациональных видах деятельности, это не отменяет нашей природной сущности. И вот творчество Чюрлёниса - это ярчайшая иллюстрация тезиса об образной природе нашего мышления. Также оно иллюстрирует, как одни и те же понятия, явления и настроения могут отражаться в произведениях разных видов искусств.
Важно подчеркнуть образную природу происхождения музыкальной формы, особенно крупной, а также очевидно, что чувство формы и пропорций совершенно одинаково проявляется как в визуальных искусствах, так и в искусстве звуковом - музыкальном, ибо имеет общий источник. Конечно, и в музыкальном искусстве тоже очень силён элемент рациональный, счётный, но без элемента интуитивного она тоже не существует, ибо при его гипертрофии превращается из искусства в науку: яркий пример - мастерство полифонии, вполне счётное по своему характеру. И вот этот синтез и равновесие интуитивного и рационального как раз и составляет ядро как музыки, так и любого другого искусства, в т.ч. и визуального.
« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 16:20:55 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Хочу рассмотреть некоторые его работы, чтобы на этих примерах пояснить некоторые его идеи и изобразительные приёмы:

Аллегро:




Скерцо:

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Видите, как интересно!
Меня, правда, смутило, что на этом сайте с картинами Чюрлёниса Скерцо из "Сонаты весны" попало в "Сонату лета", а Скерцо из "Сонаты лета" - в "Сонату весны" :))
В той книге, о которой я говорил выше, они находятс яна других местах! Функция вроде одинаковая, но впечатление от этой перемены мест всё же разное. Я не знаю, чем это объяснить - допускаю, что исследователи что-то уточнили и поменяли эти картины местами.

И всё же. Если рассмотреть Аллегро, но можно разглядеть главную и побочную его темы, далее разработку, где эти темы транформируются, а затем - репризу, где они опять, слегка видоизменённые, опять появляются. Разве это не очевидно??

Ну и Скерцо - тут, наверное, больше нужно опираться на настроение этой картины, нежели на какие-то структурные качества изображения :)) Этот порыв ветра, стремительно носящиеся птицы, задуваемые втром сцечи и тянущийся и летящий дымок от них - конечно, скерцо, лёгкость, полёт.

А вот здесь можно послушать музыку Чюрлёниса:

http://classic-online.ru/ru/composer/Czurlanis/1625
« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 16:21:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я разместил поток о Чюрлёнисе не в "Композиторах" именно потому, что он далеко не только композитор! И даже не столько композитор, сколько художник. А тем не менее, он же - основоположник профессиональной литовской музыки!
Вот такие парадоксы, такая необычная и невероятная жизнь гениального творца. Трагическая и увлекательная.
« Последнее редактирование: Ноябрь 09, 2014, 16:22:05 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Nika

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
 На самом деле ментально он скоре поляк. В семье говорили по -польски . Говорить  по -литовски  он научился уже  во взрослом возрасте . Музыкальное образованое он получил сначала в школе  Огиньского в родном городе Плунге,  а затем  в Варшавской консерватории.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На самом деле ментально он скоре поляк. В семье говорили по -польски . Говорить  по -литовски  он научился уже  во взрослом возрасте

Да, это любопытный факт: литовец не знал родного языка. Но любопытно, что в литовском городе в составе Российской империи говорили не только по-русски :)) Во какая была забавная империя! Всё национальное в ней цвело и колосилось, а если кто и влиял на литовцев, то прежние завоеватели - поляки. Надо же, даже в составе Российской империи Польша продолжала оказывать такое сильное влияние - и языковое, и общекультурное, что литовец не знал родного языка не потому, что его "тиранил" русский язык, а потому, что продолжал оказывать мощное воздействие польский фактор!
Это не может не поражать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица