Автор Тема: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов  (Прочитано 16422 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Предлагаю вниманию форумчан статью Геннадия Старостенко:

http://zavtra.ru/content/view/oklevetannyij-genij/

Геннадий Старостенко

ОКЛЕВЕТАННЫЙ ГЕНИЙ

15.02.2012



Чашу терпения переполнил разудалый треп известного телеведущего, любящего обрядиться в диктаторский френчик и мнящего себя Сократом. (24-го ноября 2011 года в утреннем эфире «Вестей FM»). А через три дня, 27-го, уже и дива растления Лолита голосила на НТВ — в поддержку сексуальных извращенцев, что Чайковский тоже был из их числа. И никто в энтэвэшной студии не вступился, увы, за честь великого композитора…

Господа из либерального племени давно уже атакуют память о Петре Ильиче Чайковском слухами о его гомосексуальности, но в последнее время адресованное этой памяти мозгоблудие превысило все мыслимые  пределы.

Эта массированная атака на культурную память страны в ряде случаев достигает цели. Доходит до того, что и в стане традиционалистов едва ли не готовы принять эти наветы, лишенные доказательной основы, как горькую правду, как данность. Так обширна сфера вещательного воздействия на наши умы,  так велико желание внушить нам это безумие. 

Обратимся за поддержкой к авторитету профессора Михаила Буянова, президента Московской психотерапевтической академии. Он убежден, что «нетрадиционная ориентация» Чайковского — мстительные измышления, пошедшие от консерваторок, сестер Пургольд, одна из которых истерично преследовала композитора. Отвергнутая им, она и принялась распространять эти выдумки.

«Чайковский был несчастным человеком, — Буянов подтвердил в телефонной беседе то, что писал и высказывал раньше, — но не был гомосексуалистом». По мнению психиатра, нельзя вместе с тем отрицать и того, что Петр Ильич страдал серьёзными неврозами и фобиями,  был выраженным ипохондриком. По причине сверх-мнительности и рефлексии, свойственной сложной душевной организации, он и называл себя самым никудышным человеком на свете.

Известно, в какую депрессию привела молодого композитора рецензия Ц. Кюи на его кантату «К радости» (1866). Кюи безмятежно писал: «…если б у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы». Композитор вспоминал, что по прочтении этого приговора у него потемнело в глазах, голова закружилась, и он, как безумный, целый день бесцельно бродил по городу, повторяя: «Я пустоцвет, я ничтожность…»

«Зимние грезы», навеянные путешествием на Валаам, композитор писал и по ночам, поскольку днем был загружен преподавательской работой. Это привело к страшному нервному расстройству, и с того времени от ночных бдений пришлось отказаться.

Наложила негативный отпечаток и скоропостижная женитьба на Антонине Милюковой, страдавшей шизофренией и впоследствии более двадцати лет проведшей в психиатрической клинике.

На протяжении всей взрослой жизни композитору сопутствовало повышенное внимание журналистов, людей искусства и культурной публики вообще, под контролем был каждый его шаг. Однако ничто не выдавало его порочных наклонностей.

На свете есть немало радетелей духа либо людей отшельнического склада, которым не дано в этой бренной жизни создать семью и продлить свой род, — так что же, по этой причине всех их надо огульно причислять к извращенцам? Но ведь и женоненавистником он не был — и увлекался женщинами пламенно, о чем свидетельствуют современники и биографы. Г.А. Прибегина в своей выдержавшей несколько изданий книге о жизни и творчестве Петра Ильича свидетельствует, например, и такое: «С одним из своих увлечений — Соней Переслени — он решает окончательно расстаться. С.В. Переслени, по стечению обстоятельств, была пятой Софьей из девушек, привлекавших его внимание…»

А какое сильное чувство испытывал он к Дезире Арто, певице из итальянской труппы в Москве, которой посвящал свои произведения! Женитьбе помешали Н. Рубинштейн и мать певицы.

Предваряя попытку разобраться в личностной драме Чайковского, вернемся к разговору с доктором Буяновым. Он призывает осторожней относиться к творению Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Ни в результатах собственных трудов, ни у коллег он не находил подтверждения тезису Ломброзо о том, что гениальности непременно сопутствуют какие-либо серьезные психические или сексуальные отклонения. Напротив — физическое, психическое и нравственное здоровье человека, как правило, и образуют базис, способствующий развитию природного дара.

И главное — где факты? В качестве фактов сторонники «нетрадиционной ориентации» приводят письма Петра Ильича. «Хрестоматийным» в своем роде стало уже и письмо к брату с упоминанием «педерастической бордели» — и прочие «покаянные» эпистолы. Но, господа — откуда эти письма и сохранились ли оригиналы?

Оказывается, нет ни оригиналов, ни копий таких писем ни в частных коллекциях, ни в музейных. Зато обильна печатная продукция на эту тему, появившаяся у нас и за рубежом в последние 20–30 лет. Америка и множит ряды «исследователей», «пакующих» великого русского композитора в новомодные «лейблы педерастии». Там живёт и Александр Познанский, которому удобней сочиняется о Чайковском в отрыве от исторической почвы…

Многие считают, что такого рода «письма» — целиком на совести А.А. Орловой (Шнеерсон), эмигрировавшей из СССР в 1979-м. Самым комплиментарным образом ее характеризует книга «Евреи в культуре русского зарубежья», однако знающие тему пишут, что в ее статьях зачастую не было ссылок на источники и присутствовали подлоги. Она же предложила публике и версию «самоубийства» композитора, якобы не выдержавшего «собственной порочности».

Заслуживает внимания мнение Артема Новицкого в ЖЖ, на которого так окрысилась за правду публика из лагеря извращенцев. Приведем несколько выдержек из его статьи: «Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова — выпускника училища правоведения — которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби». Точнее выражаясь, «одна бабушка сказала».

Вот пример типичного якобы «письма»: «28. 09. 1876 г. Брату Модесту. »Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! «.

Автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню к стилю композитора. Не говоря уже о том, что и само »письмо« никто и никогда не видел. Да и стал бы писать такое родному брату человек, тонко понимающий меру приличиям? Человек глубоко религиозный, чему есть несметное число свидетельств. Безнаказанность позволяет ненавистникам множить число фальшивок — но оно же, в свою очередь, и разоблачает фальсификаторов. Несостоятельность подобных инсинуаций обнаруживается простейшим лингвистическим анализом.

Приведем несколько таких »писем« — не имеющих под собой оригинала, но распространяемых посредством интернета и печатного станка.  Например, из »работы« В.С. Соколова, ссылающегося на некие архивные источники. В интересах дела преодолеем естественную брезгливость. Если будем молчать, то зло распространится далее.

Вот »эпистола« брату Модесту (якобы в 1877 г) : »Моя любовь к известной тебе особе возгорелась с новой силой! Причиной этого ревность. Он связался с Эйбоженкой, и они (…нецензур. слово) по 5 и 6 раз в день…«

Через год тому же адресату якобы пишется следующее: »От скуки согласился познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословья. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь…«

После женитьбы на Милюковой композитор »отписывает« другому брату — Анатолию: »Просидели одно отделение и поехали домой. По части лишения девственности не произошло ровно ничего…« То же самое — чуть не слово в слово — он »пишет« другому брату в тот же день — опять, что »лишения девственности« не случилось…

Или вот еще (»Петр — Анатолию«, будто бы в 1871 г) : »Что у тебя шанкр, меня нисколько не удивляет, ибо с кем его не было? Вспомни, какой шанкр мне насадила Гильда в Петербурге…«

То он будто бы состоял в половой связи со слугой Алексеем…

Ну и »семейка Симпсонов«! Да что же он за гениальный композитор, что за извращенец такой, что способен безо всякого стыда сообщать подобное всей своей родне… Такого ведь и нынешние отморозки с зоны не напишут, а все »датируется« временем, когда в людях жил и божий страх, и нравственный самоконтроль присутствовал, и особенно в дворянстве — и уж тем паче в эпистолярном отношении… Да сколько перьев предшественники нынешних либералов поломали, описывая и критикуя »мракобесное пуританство« XIX века…

Такие, с позволения писать, »эпистолы« мог сочинить только некто, не уважавший ни себя, ни других. Некто без чувства собственного достоинства. И напротив — человек, столь глубоко и всеохватно постигший гармонию мира и духа, просто не может проявиться нравственным уродом — хотя бы и в одной какой-то случайности. Есть некая »точка развития« или нравственная детерминанта, за которой такое просто невозможно по определению.

И главное: дневники композитора, существующие реально, доказывают, что ему был присущ совершенно иной стиль письма: краткий до односложности, с назывными, рублеными фразами.

Так что же это — глупость или измена? Радения скандалистов от СМИ, инсинуации извращенцев, пытающихся социализовать свой срам, как оно имеет место в утомленных демократией странах, или культурная война, инспирированная мировым либерализмом? И есть ли еще что-либо, за что можно было бы так жестоко мстить Чайковскому?

Да почему же нет — сколько угодно. Например, в сопоставлении с фигурой Антона Рубинштейна. Вот еще цитата из ЖЖ: »Деятельность Рубинштейна изобиловала конфликтами с придворными кругами, а также с композитором А.Н. Серовым и членами «Могучей кучки», предпочитавшими русское направление в творчестве. «Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание» («Электронная еврейская энциклопедия»).

Очевидно, смертельной обидой, по мнению Новицкого, стало и то, что в 1944 г. Ленинградской консерватории, у истоков которой стоял А. Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова. Московской же консерватории, где Н. Рубинштейн был директором и профессором по классу фортепьяно, было присвоено имя П. Чайковского«.

К тому же в части реально сохранившихся писем великого композитора кто-то усматривает брезгливое отношение к представителям еврейства. В одном из писем к брату Анатолию композитор скорее одобрил, чем осудил, »еврейский погром« в Смеле в 1881 г.  За несколько лет до этого он пишет ему же: »Если можешь, то скажи Антону Рубинштейну: «Брат велел вам передать, что вы сукин сын»…Никто так не оскорблял моего чувства собственного достоинства, как этот петергофский домовладелец. А теперь еще он лезет со своими паршивыми операми…«

Это тоже не могло не добавить мелких монет в копилку гнева…

Есть закон жизни: либерализм более чем терпимо относится к содомскому греху, опекает его и вербует в свой лагерь, используя в  войне с традиционализмом. И вместе с тем, по контрлогике вещей, когда желает очернить противника, то видит самое эффективное для себя средство в поношении его именно »по линии нетрадиционности сексуальной ориентации«.

Увы — массы редко слышат правду истории и доводы здравого смысла, информационные ресурсы у них украли еще до отъема собственности в начале 90-х. Того и гляди — народное большинство, основу любой демократии, заставят поверить, что перверсии и есть причина любого культурного достижения.

А ведь сам Петр Ильич и примечателен как композитор прежде всего тем, что черпал свое вдохновение в народном творчестве. Писал о неисчерпаемом богатстве, скрытом в народной песне. Вот его слова: »Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции…«

Говорил, что страстно любит не только русскую природу и народные песни, но и самого русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Признавался: »Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще…Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые со сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято« (Этим, видимо, и породил встречную ненависть, длящуюся и поныне).

Сказал однажды в апреле 1892-го — в утомлении от работы: »Лучше даже страдать, как это мне предстоит, в Москве, чем быть вне России«. Кто из нынешних »музыкантов« не осмеет эту фразу? Такое г-м либералам не просто непонятно — оно им оскорбительно. 

О высокой гражданственности и подлинном патриотизме композитора свидетельствуют и переписка, и взгляды, и творчество само. Его творения порождали патриотический восторг у русских — как это было, например, с исполнением Славянского марша.

Известен случай, когда и Лев Толстой заплакал в театре, слушая музыку Чайковского. Было и встречное признание гением Чайковского: »Одного Л.Н. Толстого достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа«.

Не будет преувеличением сказать, что и славянофильство с истинным народничеством в лучших проявлениях нигде так не утвердились в искусствах, как в музыке Глинки и Чайковского. Это подтверждают и письма Чайковского. Была, конечно же, »Могучая кучка« — но в ней все же не было гения абсолютной величины. Повторим, вслед за Г. Прибегиной, строки письма Петра Ильича родным: »Мы переживаем ужасное время… С одной стороны, совершенно оторопевшее правительство, до того потерявшееся, что Аксаков ссылается за смелое правдивое слово, с другой стороны, несчастная, сумасшедшая молодежь…« 

И еще: это был чрезвычайно работоспособный человек, по свидетельству близких, ценивший и научившийся распределять свое время еще в детстве. Он считал потерянным время, когда не мог сочинять. Из письма брату: »Транжирство времени есть самое безумное«. Осознав с возрастом силу и задачи своего вдохновенного дара, он боялся вверить его в руки женщины, которая бы не поняла его до конца, боялся повторить ошибку с Милюковой (а ей он, кстати, до конца жизни регулярно высылал деньги). Возможно, искал себе равную — и боялся ошибиться. К тому же, сам получая материальную поддержку от фон Мекк, влюбленной в его музыку, не спешил возложить на нее заботу еще и о женщине, которая была бы ближе к нему. Считал, что это был бы нонсенс…

В наш электронно-клеветнический век именно величию подлинного таланта и высокой героике достается больше всего. Уродство не терпит рядом с собой красоты. Уж таково времечко на дворе: все эпическое, героическое и подлинно прекрасное — в лучшем случае набор ненужных архаизмов, а в худшем — пища для грязных анекдотов.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #1 : Февраль 20, 2012, 10:36:15 »
Очевидно, смертельной обидой, по мнению Новицкого, стало и то, что в 1944 г. Ленинградской консерватории, у истоков которой стоял А. Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова. Московской же консерватории, где Н. Рубинштейн был директором и профессором по классу фортепьяно, было присвоено имя П. Чайковского«.

Честно говоря, я тоже считаю, что это безобразие, потому что по большому счёту, по факту и по справедливости Консерватория СПб, основанная Антоном Рубинштейном, должна носить ЕГО имя, а Консерватория Мск, основанная Николаем Рубинштейном, должна носить ЕГО имя. Или же возможен ещё такой вариант: что обе наши консерватории НИКАКИХ имён носить не будут. И никакие другие варианты я лично адекватными не считаю.
Конечно, трудно вообразить способ, которым сегодня можно было бы лишить Консерваторию Мск имени Чайковского, а Консерваторию СПб имени Римского-Корсакова, потому что оба эти музыканта являются гениями, в исторической перспективе сделавшими для русской музыки гораздо больше, чем братья Рубинштейны, несмотря на первенство братьев в организации профессионального музыкального образования в России, но я предложил бы найти со временем способ изменить официальное наименование обеих консерваторий, чтобы упоминать их без каких-либо имён, ибо к настоящему моменту с ними связано уже слишком много имён, чтобы выделять специально какое-либо из них, даже самое великое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #2 : Февраль 20, 2012, 23:00:45 »
... я предложил бы найти со временем способ изменить официальное наименование обеих консерваторий...

А мне хотелось бы, чтобы перестали, наконец, так или иначе сводить счёты с историей. Америку тоже в свое время в честь не того человека назвали, и ничего, живут, только нам всё неймется.

По поводу Чайковского: был, не был, что это меняет?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #3 : Февраль 20, 2012, 23:12:30 »
А мне хотелось бы, чтобы перестали, наконец, так или иначе сводить счёты с историей. Америку тоже в свое время в честь не того человека назвали, и ничего, живут, только нам всё неймется.

:)) Хорошая аналогия !
Поэтому и говорю, что не могу сегодня вообразить способ, которым можно было бы лишить ту или другую Консерваторию имени великого композитора.

С другой стороны, мне очень жаль утраченного нами культа великих братьев Рубинштейнов: сейчас его пытаются возродить, но, как мне кажется, сие вряд ли возможно, ибо если от старшего Рубинштейна остались его композиции, то от младшего не осталось ничего. Исполнительство их обоих осталось лишь в виде легенды.
Всё-таки имена творцов-композиторов более основательно подкреплены документально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #4 : Февраль 21, 2012, 01:00:30 »
С другой стороны, мне очень жаль утраченного нами культа великих братьев Рубинштейнов: сейчас его пытаются возродить, но, как мне кажется, сие вряд ли возможно, ибо если от старшего Рубинштейна остались его композиции, то от младшего не осталось ничего. Исполнительство их обоих осталось лишь в виде легенды.
Всё-таки имена творцов-композиторов более основательно подкреплены документально.

Можно ведь назвать в их честь что-то новое.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #5 : Февраль 21, 2012, 09:42:10 »
Можно ведь назвать в их честь что-то новое.

Да что теперь может быть "новое", что можно было бы связать с их именами ?? Всё это в прошлом: вовремя нужно было думать, но ни одна из эпох не располагала к тому, чтобы принять адекватное решение или хотя бы не принимать недальновидных.

А вот что касается Петра Ильича Чайковского, имя которого всё время полощут по всевозможным поводам, абсолютно не связанным с музыкой, то по этой части я, конечно, могу выразить лишь своё возмущение. И дело даже не в том, основаны ли на чём-то заявления людей, спекулирующих на имени великого человека, а в том, что за счёт гения стремятся возвыситься ничтожества, пытающиеся записать его жизнь и судьбу себе "в актив".
Тема эта очень сложна, а эпистолярным наследием можно манипулировать как угодно, тем более, если отрывать его от контекста. Вопросы подлинности и адекватности трактовки текстов стоят перед исследователями во всей остроте, поэтому мы могли бы ожидать от них большей тщательности и большей осмотрительности в высказываниях, но ..... Но наше смутное рыночное время, когда главным лозунгом эпохи является фраза "всё на продажу", вряд ли располагает ко взвешенным оценкам и объективным выводам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #6 : Февраль 21, 2012, 13:49:58 »
Да что теперь может быть "новое", что можно было бы связать с их именами ??

Для Колумба ведь нашли.

По теме:
Не тверди, что ты благ и духовен,
Приводя свой невроз как пример.
Если б каждый, кто глух, был Бетховен!
Если б каждый, кто слеп, был Гомер!
   ...
автора и продолжение, к сожалению, не помню

Оффлайн Алекса

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 108
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #7 : Сентябрь 27, 2013, 13:52:29 »
 В своё время о Петре Ильиче Чайковском  была сделана литературно-драматическая композиция по некоторым его письмам на протяжении всей его жизни, озвученная Юрием Яковлевым и другими известными актёрами.

Ранимость, утонченность Чайковского, его любовь к Дезире Арго, его боли и радости на протяжении всей его жизни и никакой пошлости, очаровывает и оставляет в душе неизгладимое впечатление о красоте души Петра Ильича.

Для тех, кто не слушал эту композицию, ссылка "Чайковский П. Письма" на "Старом радио":
http://www.staroeradio.ru/audio/10368

Оффлайн Sinoptik

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 158
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #8 : Сентябрь 27, 2013, 21:16:15 »
Радеют за Чайковского-извращенца безусловно не очень чистоплотные люди! И чем больше радения - тем больше гнили таится в них. Своего рода лакмус. Применительно к композиторам особенно!!

Потому что: Пинать мёртвого льва может даже осёл!
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Оффлайн Sinoptik

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 158
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #9 : Сентябрь 27, 2013, 23:54:36 »
Теперь плохие режиссёры будут снимать о нём фильм...

Да ещё ко всему играть его будет иностранный актёр! - Это для чего?!!
« Последнее редактирование: Сентябрь 28, 2013, 22:51:59 от Sinoptik »
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #10 : Июнь 23, 2014, 23:46:43 »
Опера под Москвой

Станет ли Клин Чайковского русским Зальцбургом?
Текст: Ирина Муравьева
23.06.2014, 18:41

http://www.rg.ru/2014/06/23/chaikovski-poln.html

Впервые в  Доме-музее Петра Ильича Чайковского в Клину развернулся фестиваль опен-эйр "Подмосковные вечера" с участием Национального филармонического оркестра (НФОР) под управлением Владимира Спивакова и Московской "Геликон-оперы" под руководством Дмитрия Бертмана. Новый фестиваль стал, по сути, "пилотом" будущих проектов, которые могут появиться в городе великого композитора.

В следующем году Петру Ильичу Чайковскому исполнится 175 лет. И вряд ли найдется в мире музыкант, оркестр, театр или балетная труппа, которые не почувствуют необходимости обратиться к его творчеству, к его трагической личности, изливающейся исступленным потоком исповеди в Шестой симфонии и в "Пиковой даме", в Фортепианном концерте или  "Лебедином озере". Все его партитуры созданы, словно "без кожи". И в этом - их особое воздействие, проникнуть к сути которого не так просто. Надо чувствовать жизнь Чайковского,  хотя бы раз увидеть своими глазами его надрывные рукописи с нервными перечеркиваниями и штриховками, с эмоциональными пометками и восклицаниями Богу, открыть его письма, дневники, записные книжки.

Ко всему этому можно прикоснуться в Доме-музее Чайковского в Клину, где он провел последние годы своей жизни. Здесь собраны ноты, архивы, личные вещи композитора - более двухсот тысяч единиц хранения. Здесь же - его знаменитый рояль, на котором приезжают играть лауреаты Конкурса Чайковского. Правда, на последнем XIV Конкурсе традиция, начатая Ваном Клиберном в 1958 году, прервалась. Впервые за полвека никто из лауреатов и участников Конкурса до Клина так и не добрался.

Зато сам Ван Клиберн прослезился, получив в Москве во время XIV Конкурса, где он был почетным председателем фортепианного жюри, архивный пакет из Клина с фотографиям и письмами, адресованными ему еще в советские времена. Клин для Клиберна остался одним из сильнейших переживаний жизни, и он рассказывал, как попав туда, не мог от волнения открыть ручку двери Дома Чайковского, не мог сесть за рояль. Умирая, он завещал посадить от своего имени дерево в Клину. И Ольга Ростропович две недели назад приезжала в Дом Чайковского, посадила на березовой аллее "дерево Клиберна" и опустила по завещанию музыканта в землю коробочку с прядью его волос. Это то, что значил Клин для великого пианиста.

Но что может значить Клин для страны, где родился Чайковский и где в следующем году будут отмечать его юбилей? Сегодня Клин - это город, в котором нет никакой инфраструктуры для проведения публичных мероприятий - ни концертных залов, ни гостиниц, ни кафе, ни парковок. На территории самого Дома-музея - старинный парк и здание фондохранилища,   построенного по распоряжению президента после знаменитого пожара 2004 года, когда сотрудницы музея вручную спасали реликвии, выбрасывая их из окон. Документы, связанные с Чайковским - от его первого автографа в 4-х летнем возрасте до последнего письма, написанного Чайковским через день после премьеры Шестой симфонии, хранятся теперь надежно. Но к 175-летию Чайковского в России так и не издано полное Музыкальное наследие композитора, а ценнейшая архивная исследовательская работа держится исключительно на подвижничестве отдельных лиц. Такой легендой Клина является Полина Ефимовна Вайдман, музыковед, крупнейший знаток творчества Чайковского.

Полина Вайдман: Я  многие годы поднимала вопрос: стыдно для страны до сих пор не иметь полного издания наследия Чайковского. Чайковский - лицо России. А главное, весь мир наполнен его текстами, в которых много неточностей, потому что во времена железного занавеса на Западе перепечатывали то, что имели. Сегодня Моцарта, Баха, Бетховена, Шумана никто не позволяет себе играть в других редакциях - только по оригиналу. А Чайковского все играют в редакциях. Например, Первый фортепианный концерт - глубоко трагическое произведение, написанное в си-бемоль миноре - в "черной" тональности. Из него сделали пионерский марш. То же самое и Вариации Рококо, которые постоянно играют на Конкурсе Чайковского во второй редакции. Но неужели Чайковский не заслужил права, чтобы исполняли его, а не чужую музыку? Однако Конкурс Чайковского нас даже в Оргкомитет не пригласил. Кроме того, на прошлом Конкурсе во втором туре резко сократили сочинения Чайковского. Из этого все и складывается. Нам наконец удалось добиться, чтобы мы начали работу над выпуском Полного собрания наследия Чайковского в 60-ти томах. Пока вышли 4 тома. Но  кто над этим работает: ты, да я, да мы с тобой? Сейчас почти нет людей, которые готовы к такому громадному труду.

Между тем, музыканты уже проявляют инициативу и продумывают проекты к юбилею Чайковского. Одним из участников торжеств в Клину станет, безусловно, "Геликон-опера", худрук которой Дмитрий Бертман неоднократно озвучивал идею создания в Клину международного музыкального фестиваля.

Дмитрий Бертман: Эта идея появилась, когда я еще стажировался в Зальцбурге, будучи студентом ГИТИСа. Я смотрел спектакли Зальцбургского фестиваля, занимался в Моцартеуме и думал: ну почему у нас в России этого нет? У нас есть Чайковский - наш русский Моцарт! И в Клину должны быть фестивальные залы, должна быть создана Академия Чайковского, в которую приезжали бы, как в Зальцбург, музыканты со всего мира изучать стиль Чайковского, его творчество. Это могло бы стать частью национальной идеи, потому что Чайковский - один из самых популярных в мире композиторов. И это рентабельный проект: Моцарт кормит Австрию.

Пока же артисты "Геликон-оперы" привезли в Клин гала-программу популярных оперных арий Чайковского, включив в концерт и фрагмент утраченной оперы Чайковского "Ундина". И это было сюрпризом для публики, когда в финале концерта, проходившего в сложных погодных условиях, зазвучала знакомая каждому тема знаменитого Адажио из "Лебединого озера" - дуэт Гульбранта и Ундины. А соловьи мокрого от дождя клинского парка хором "подхватили" голоса солистов. И все вместе слилось в особую целостность, доступную только искусству: Чайковский, птичьи трели, голоса солистов, оркестр, атмосфера опен-зала. Каждый, кто присутствовал на концерте, ощутил магию этого места, где рождалась музыка Чайковского.

Дмитрий Бертман: Я мечтал бы исполнить здесь еще программу "Неизвестный Чайковский", которую мы делали на фестивале "Радио Франс" в Монпелье, где были исполнены фрагменты неоконченных партитур Чайковского "Гамлет", "Севильский цирюльник", "Снегурочка", "Мандрагора", "Ундина". Еще у меня есть мысль поставить с "Геликоном" к юбилею Чайковского "Чародейку" под открытым небом - здесь, рядом с Клином, в Майданово, где опера была написана. Я уже посмотрел место, где можно было бы это сделать. Это будет абсолютное ноу-хау для Клина.

Полина Вайдман: А мы планируем с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского и Владимиром Федосеевым исполнение Увертюры "1812 год" и Кантаты "Москва" на Соборной площади в Москве, с колоколами, как это было написано. Обсуждаем сейчас исполнение "Снегурочки" в Малом театре, для сцены которого Чайковский написал эту музыку. Но, поскольку Малый театр будет на реставрации, проект, видимо, состоится на сцене Колонного Зала. Это историческая площадка Русского музыкального общества. В этом зале дирижировал Чайковский.

Итак

Подготовка к году Чайковского началась. Клин за оставшиеся полгода Зальцбургом, конечно, стать не успеет. Но, может быть, эта идея осуществится к 200-летию великого русского композитора? И, может быть, в России появятся, наконец, правильно изданные ноты сочинений Чайковского? Тема эта будет продолжена.
Che mai sento!

Sergey

  • Гость
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #11 : Июнь 24, 2014, 13:34:10 »
А можно узнать от музыкантов, что не так с полным собранием сочинений в 60-ти томах (если не ошибаюсь в количестве томов), выпущенным в советские времена? Насколько я знаю, оригинальные версии 1-го концерта и Вариаций на тему рококо там представлены.
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2014, 15:13:13 от Sergey »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #12 : Июль 01, 2014, 01:11:02 »
Юбилей Чайковского отметят с размахом

http://mosregtoday.ru/iskusstvo/yubiley-chaykovskogo-otmetyat-s-razmakhom/

175-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в Подмосковье отметят с международным размахом. В юбилейном 2015 году в области пройдет грандиозный музыкальный фестиваль, на который соберутся мировые звезды классической музыки. Зрелище обещает быть незабываемым.

Основные мероприятия назначены на 2015 год. Пока масштабную программу только начинают планировать, но планы это наполеоновские.

«Международный фестиваль имени Чайковского впервые пройдет в Московской области с таким размахом и с привлечением столь великих музыкантов, — отметил советник губернатора Московской области по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Игорь Чайка. — Мы ожидаем приезд Венского симфонического оркестра, звезд мирового уровня. Этот фестиваль станет самым запоминающимся событием в сфере классического исполнительского искусства для жителей Клина, а также для Московского региона в целом».

Чайке вторит программный директор мероприятия Андрей Головин. «В будущем году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича. Это событие нельзя проигнорировать не только в России, но и в мире, — заявил он порталу «В Подмосковье». — Чтобы отметить эту дату, мы проведем международный музыкальный фестиваль Петра Чайковского в доме, где он прожил последние годы своей жизни. Это придает фестивалю особый интерес и особую зрелищность».

На фестиваль, который пройдет в подмосковном Клину со 2 по 12 мая 2015 года, будут приглашены сильнейшие коллективы, посетителей ждут две сольные, одна камерная, две симфонические инструментальные программы, а также одна опера в концертном исполнении. «Эти шесть концертов, которые охватят все жанры, в которых работал композитор, — подчеркнул Головин. — В нем будут задействованы самые выдающиеся силы как зарубежные, так и российские».

Фото: РИА Новости
Кабинет-гостиная Петра Ильича Чайковского в доме-музее композитора в Клину. Фото: РИА Новости
Однако грандиозный фестиваль — не единственный пункт в программе. На весну будущего года запланирован конгресс пианистов Московской области, областной краеведческий проект «Библиотур», юбилейная выставка «Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима», посвященная жизни и творчеству П.Чайковского, фестиваль «Весна в Клину» и международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским», рассказала «Интерфаксу» пресс-секретарь Игоря Чайки Елена Рудовская. Кроме того, среди запланированных мероприятий — областной проект «Великие музыканты России» и конкурс «Русская музыка».

«Мы стараемся наполнить программу образовательными проектами, концертами высочайшего уровня и незабываемыми масштабными симфоническими выступлениями», - подчеркнул Игорь Чайка.

В течение года пройдет цикл концертных программ Московской областной филармонии, а летом гости и жители Московской области смогут посетить ряд тематических выставок. Запланированы межмузейные выставочные проекты с участием музеев Московской области и России в период с мая по декабрь 2015 года. В Центральном выставочном зале «Манеж» состоится межмузейный выставочный проект «Чайковский-Terra». Кроме того, в планах на будущий год организация выставки о Чайковском в Италии, Великобритании и в представительствах Россотрудничества в разных странах мира.

Первое заседание оргкомитета по подготовке и проведению юбилея великого музыканта состоялось на прошлой неделе. Оргкомитет, в состав которого вошли министр культуры Московской области Олег Рожнов, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Чайковского Галина Белонович, займется разработкой концепции и организационных вопросов, связанных с выбором праздничных площадок. Ориентировочно внутреннее наполнение праздников, сценарные планы и площадки для проведения мероприятий будут определены к сентябрю этого года, а подготовка к мероприятиям начнется осенью.

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в заводском поселке Воткинск (Вятская губерния). Уже в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои первые музыкальные опыты. Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах, он написал 10 опер, три балета, шесть симфоний и 104 романса. Дом-музей Чайковского в Клину был открыт в 1894 году по инициативе брата композитора Модеста Ильича. Там сохранены личные вещи и рояль композитора, а также его архив.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #13 : Июль 14, 2014, 12:52:21 »
Екатеринбург учредил фестиваль в честь Чайковского

Текст: Лариса Барыкина , Фото: Татьяна Андреева

http://www.rg.ru/2014/07/14/reg-urfo/fest-site.html

Музыкальный фестиваль в честь 175-летия Петра Ильича Чайковского
В самый разгар жаркого лета концертный зал филармонии в Екатеринбурге был заполнен до отказа. Здесь придумали и успешно провели новый фестиваль в честь П.И. Чайковского.

То, что будущий композитор родился в уральском городе Воткинске, - факт более или менее известный. А вот о том полтора года своего детства он провел в Алапаевске под Екатеринбургом, вспоминают гораздо реже. А между тем, именно в этом городе находится один из лучших региональных музеев страны: в сохранившемся доме воссоздана атмосфера быта большой семьи Чайковских. Желание екатеринбуржцев поднять на щит и по-новому осмыслить феномен великого русского композитора понятно: городу не очень повезло на выдающихся земляков, деятелей культуры прошлого. В преддверии большого юбилея - а в будущем году Петру Ильичу исполняется 175 - и возникла эта идея нового музыкального фестиваля.

Его программу открыл давний друг Свердловской филармонии Денис Мацуев, который признался, что в Екатеринбурге он уже в 28-й раз! Знаменитый пианист и лауреат Конкурса Чайковского прибыл не только дать концерт, но и принять участие в мероприятиях Иннопрома, проходившего параллельно фестивалю. На стенде Свердловской области 5-й международной промышленной выставки состоялась дискуссия о том, как культура может продвинуть имидж региона. Зашел разговор и новом концертном зале, который так необходим городу.

Кроме Мацуева и министра культуры Павла Крекова в разговоре неожиданно принял участие известный телеведущий и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев. Еще большее изумление он вызвал вечером, выйдя на филармоническую сцену в качестве конферансье - открыть сольный клавирабенд Мацуева. О композиторе он без обиняков выразился "наш и ваш земляк Чайковский", подчеркнув, что цель фестиваля - "сделать мир чуточку лучше". Любимый всеми цикл Чайковского "Времена года" прозвучал в текуче-прихотливом ритме сменяющих друг друга образов, еще была мечтательная "Крейслериана" Шумана и супервиртуозные пьесы Стравинского из балета "Петрушка". Публика зашлась в аплодисментах, и пианист щедро подарил ей пять бисов. В последнем - импровизации на темы джазовых стандартов - эллингтоновский "Караван" под пальцами Мацуева мчался со скоростью международного экспресса.

Следующий день принес встречу с еще одним лауреатом, на этот раз последнего Конкурса Чайковского - Даниилом Трифоновым. Не менее ожидаемым стало знакомство и с новым музыкальным коллективом: международный молодежный "Чайковский-оркестр", состоящий из юных музыкантов 15 стран - итог Летней оркестровой академии, проходившей в Екатеринбурге накануне. Наставником и худруком академии стал Олег Каэтани, дирижер с европейской известностью, сын выдающегося музыканта Игоря Маркевича, учившийся дирижерскому ремеслу у Кирилла Кондрашина и Ильи Мусина. Сложнейшую программу из произведений Чайковского ("Франческа да Римини", Вторая симфония, Торжественная увертюра "1812 год" и Первый фортепианный концерт) юные оркестранты осваивали в течение девяти дней. С ребятами занимались известные педагоги, как европейские, так и российские, мастер-классы сменялись индивидуальными занятиями и групповыми репетициями.

Завершал екатеринбургскую часть фестиваля Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, а солировал известный скрипач из Бельгии Борис Белкин. В прошлом, свердловчанин, он не забывает малую родину, но с момента его предыдущего выступления прошло почти пятнадцать лет.

Финал фестиваля был ознаменован выездом молодежного "Чайковский-оркестра" в Алапаевск и его выступлением на празднике open-air в Музее-заповеднике деревянного зодчества в селе Нижняя Синячиха. Для молодых людей, многие из которых приехали в Россию впервые, эта поездка стала настоящим приключением. Юные музыканты со всего мира не только штурмовали профессиональные высоты, но и знакомились с уральской столицей, представившей все варианты летней погоды, от жары до почти осеннего холода с дождем. А еще под руководством выходцев из Кубы и Венесуэлы они учились… танцевать сальсу! Подружившись, почувствовали себя единой командой, что для качественного оркестра - самое главное.

Первый опыт проведения летнего фестиваля в Екатеринбурге, прошедшего под девизом "Чайковский ближе, чем ты думаешь", подтвердил непреложный факт: любовь к музыке русского гения у нас по-прежнему неизбывна и беспредельна. И потребность в ней не исчезает даже в классическую пору каникул и отпусков.

Прямая речь
Как вы относитесь к идее фестиваля Чайковского на Урале?

Олег Каэтани: Хорошо отношусь. Чайковский был здесь счастлив. Может быть, это единственная пора его жизни, когда он был по-настоящему счастлив. И это время дало ему силы и вдохновение на будущее. Вы знаете, что, когда ему было 50 лет, он хотел сюда вернуться? Этому не суждено было осуществиться, но он не раз вспоминал об этом месте. Я часто думаю, что именно здесь, гуляя среди этой прекрасной природы, ему впервые начали приходить в голову его музыкальные идеи. Известно, что именно здесь он начал не только играть на фортепиано, но и импровизировать. Это меня глубоко трогает: я понимаю, что все начиналось не в Петербурге, а именно здесь, на Урале. Здесь жила их большая счастливая семья. У него была гувернантка Фанни Дюрбах. И эта француженка, с которой после смерти Петра Ильича встречался его брат Модест, тоже говорила, что на Урале с семьей Чайковских она была счастлива, как больше нигде. Так что новый фестиваль - это хорошо, и хотя ваша консерватория носит имя Мусоргского, мне кажется, все здесь дышит Чайковским.

Известно, что у вас особые отношения с музыкой Чайковского, и вы записали все его симфонии…

Олег Каэтани: Да, а еще и "Манфреда", и несколько опер. На Западе знают только "Евгения Онегина" и "Пиковую даму", а я дирижировал другими операми. Сделал первое исполнение "Орлеанской девы" во Франции - это ведь там национальная героиня. А вообще, он самый популярный композитор, наравне с Бетховеном. Если фамилия "Чайковский" стоит в программе концерта, то хоть где - в Америке, в Азии, в Японии - публика будет. Я как дирижер могу себе позволить исполнять любые его сочинения, даже недостаточно известные: Первую сюиту, Второй фортепианный концерт, "Бурю", балетную музыку из опер - организаторы концертов всегда согласны. Люди придут. Я знаю столько людей, которые его любят: простых, не имеющих отношения к искусству, интеллектуалов, которые, как Булез, относятся сложно… Может быть вы, русские даже до конца не понимаете, как Чайковский любим и популярен во всем мире. Больше, чем Шуман, Шопен, Гайдн или Равель… А еще Чайковский - универсален: он достиг вершин в каждом из музыкальных жанрах. У него нет неудач, он велик во всех формах, это же невероятно! Например, у Моцарта был отец, возивший мальчика по всей Европе. А Чайковский в том же возрасте жил в Алапаевске, в глуши, на природе. И стал таким великим. Для меня это - чудо.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #14 : Июль 21, 2014, 17:32:07 »
Выставка «Петр Ильич Чайковский и Москва» открылась в столице 19 июля

http://vm.ru/news/2014/07/19/vistavka-petr-ilich-chajkovskij-i-moskva-otkrivaetsya-v-stolitse-19-iyulya-258251.html

ЮЛИЯ АСТРАХАНЦЕВА

В экспозицию вошли материалы, посвященные творческим и дружеским связям русского композитора с поэтами и прозаиками, также представлены копии документов и писем.

Уникальные экспонаты, в частности, Библию великого русского композитора с многочисленными пометками гения на страницах и рукопись Второй симфонии, представят на выставке «Петр Ильич Чайковский и Москва». Экспозиция открывается в субботу, 19 июля, в столичном музее «П.И.Чайковский и Москва».
В выставочном зале можно увидеть фотографии членов семьи Чайковского, участников Артистического кружка, коллег композитора по консерватории, его друзей и учеников - Николая Рубинштейна, Сергея Танеева, нотоиздателя Петра Юргенсона, меценатки Надежды фон Мекк. В экспозицию также вошли материалы, посвященные творческим и дружеским связям Чайковского с отечественными поэтами и прозаиками, копии документов и писем Петра Ильича.

«К 175-летию со дня рождения Чайковского в музее «П.И.Чайковский и Москва» пройдет реконструкция и подготовка к выставке «Чайковский и мир»», - рассказала пресс-секретарь отдела по связям с общественностью Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Елена Котякова.

По словам пресс-секретаря, осенью Всероссийское музейное объединение организует международную научную конференцию «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве». К участию в форуме приглашены ведущие эксперты, ученые-исследователи, преподаватели и учащиеся творческих вузов, а также сотрудники музеев и издательских домов, отметила Котякова.
В рамках работы конференции будут обсуждаться вопросы исследования творческого наследия великого композитора и проблемы публикации наследия мастера в наши дни. Конференцию планируется провести в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И.Чайковского в Клину, передает ИТАР-ТАСС.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #15 : Июль 24, 2014, 15:12:34 »
СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ОБНОВЛЁННОГО ОРГКОМИТЕТА ПО ЮБИЛЕЮ ЧАЙКОВСКОГО

http://www.myudm.ru/news/2014-07-24/sostoyalos-zasedanie-obnovlyonnogo-orgkomiteta-po-yubileyu-chajkovskogo-foto

Сегодня исполняющий обязанности Главы Удмуртии Александр Соловьев провёл заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского.

В начале лета Александр Соловьев своим распоряжением утвердил обновлённый состав оргкомитета. Сегодня состоялось первое совещание в новом составе, сообщает пресс-служба Главы и Правительства УР.

Первым выступил и.о. министра строительства, архитектуры и жилищной политики Сергей Шикалов. Он сообщил, что изначально планировалось строительство и реставрация 38 объектов республики. По большинству из них подготовлена проектно-сметная документация, проведены торги, определены подрядчики. Но реальные работы пока ведутся лишь по десяти объектам. Руководитель отрасли сказал, что реконструкция Театра оперы и балета обойдётся в 650 миллионов рублей. Часть предусмотренных работ выполнена, есть небольшое отставание от графика, но обновлённое здание будет сдано в обозначенный срок — к Новому году.

И.о. министра культуры, печати и информации Владимир Соловьев рассказал о работе творческого коллектива театра. Артисты и режиссёры приступили к постановке балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Начались репетиции. Но не хватает средств на декорации и костюмы. Александр Соловьев поручил Министерству финансов УР изыскать необходимые финансовые ресурсы, чтобы обеспечить выполнение плана в части культурных мероприятий этого года.

Также в числе плановых задач — обновление здания общежития Республиканского колледжа культуры, где проживают более 300 учащихся. Строительные работы здесь намечено завершить к началу учебного года. Но для этого опять же не хватает средств. Руководитель республики предложил включить это общежитие в число приоритетных объектов с тем, чтобы студенты колледжа могли комфортно жить уже в этом году.

Много вопросов по реставрации и реконструкции Государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И.Чайковского». «Мы на днях побывали в музее вместе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. У меня сложилось впечатление, что за месяц здесь ничего не изменилось. Почему?» — с таким вопросом Александр Соловьев обратился к Сергею Шикалову.

«У нас возникли проблемы с подрядчиком, — объяснил глава ведомства. — Счета Ижевской строительной компании блокированы, мы не можем перечислить ей деньги. Из 130 миллионов рублей освоен 41 миллион рублей. Не исключено, что придётся проводить повторные торги и менять подрядчика».

Члены оргкомитета также детально обсудили ситуацию с ремонтом ДК «Юбилейный» в г. Воткинске, работами по реконструкции и благоустройству исторической части города, строительству детского сада на 190 мест.

Выступивший на заседании и.о. министра финансов Станислав Евдокимов доложил, что на начало года в республиканском бюджете средств на подготовку к юбилею композитора вообще не было предусмотрено. Усилиями руководителя республики и Министерства финансов удалось изыскать на этот год более 670 миллионов рублей. Сумма немаленькая, но и этих денег недостаточно для всех предусмотренных планом мероприятий. Работа будет продолжена, в том числе на федеральном уровне.

Член организационного комитета депутат Госсовета Юрий Бычков обратил внимание коллег на необходимость принятия решения по месту проведения основного юбилейного праздника. «Не только воткинцы, но и все другие жители должны прочувствовать свою сопричастность к предстоящему юбилею и огромному духовному наследию великого земляка», — заметил он.

С ним согласился и.о. руководителя Администрации Главы и Правительства УР Андрей Гальцин: «Безусловно, надо активизировать работу по продвижению предстоящего события. Необходимо более эффективно использовать Интернет, возможности средств массовой информации. Чтобы каждый человек, приезжающий в Удмуртию поездом или прилетающий самолётом с первых минут пребывания на нашей земле понял, что он находится на родине Чайковского».

Завершая заседание, Александр Соловьев попросил членов комитета подготовить протокол встречи и отправить его руководителю федерального оргкомитета министру культуры России Владимиру Мединскому. Подобные заседания теперь будут проходить не менее одного раза в две недели. «Такой режим позволит нам своевременно реагировать на ситуацию и решать все возникающие вопросы», — подчеркнул руководитель республики.

Моя Удмуртия
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #16 : Август 25, 2014, 12:18:04 »
Марш «Прощание славянки» на ж/д вокзале и в аэропорту хотят заменить на мелодии Чайковского

http://izhevsk.mk.ru/articles/2014/08/22/marsh-proshhanie-slavyanki-na-zhd-vokzale-i-v-aeroportu-khotyat-zamenit-na-melodii-chaykovskogo.html

22 августа 2014

На всех вокзалах города Ижевска встречать и провожать пассажиров будут теперь под музыку П.И. Чайковского. Под какую именно мелодию сейчас выбирает Удмуртская государственная филармония. Голосование идет на официальной страничке филармонии ВКонтакте , и на форумах народного интернета. Вот варианты предложенных мелодий Петра Ильича Чайковского:

1. Лебединое озеро -Танец с кубками (Действие 1, Сцена 8)

2. Полонез из оперы «Евгений Онегин»

3. Торжественный коронационный марш

4. Пляска скоморохов

5. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #17 : Август 25, 2014, 20:49:40 »
Ну я надеюсь, что то лишь к 175-летию, а затем вернут то, что было раньше :)) Чайковский не для вокзалов сочинял.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #18 : Август 26, 2014, 00:40:03 »
Любовь к Чайковскому — от Луары до Волги

http://mosregtoday.ru/iskusstvo/lyubov-k-chaykovskomu-ot-luary-do-volgi/

Уникальный российско-французский проект «От Луары до Волги» стартует в среду во Франции, где с 27 по 31 августа в замке Талси на Луаре пройдет музыкальный фестиваль с участием российских и французских исполнителей, на котором музей-заповедник П.И. Чайковского представит фотовыставку, посвященную жизни и творчеству великого композитора. Это будет своего рода анонс концертно-выставочных программ следующего юбилейного года, когда весь мир будет отмечать 175-летие со дня рождения Чайковского.

Проект, который проводится в рамках программы по формированию новой культурной политики Подмосковья, продолжится в конце сентября в подмосковном Клину, в дни проведения научной конференции «Композиторские музеи в культурном пространстве XIX-XXI веков», приуроченной к 120-летию музея-заповедника. Предполагается, что в это время в музее-заповеднике, который был открыт в 1894 году по инициативе брата композитора Модеста Ильича, будет показана ответная выставка из Франции, посвященная замкам Луары.

«Участие в этом международном проекте имеет особую ценность, ведь культура не имеет границ, и имя Петра Ильича Чайковского одинаково значимо во всем мире, — отметил советник губернатора Московской области по вопросам культуры, туризма, физической культуры, спорта, работы с молодежью Игорь Чайка. — Этот юбилейный год, посвященный 175-летию с рождения великого композитора, станет самым запоминающимся событием в сфере классического исполнительского искусства для жителей Клина, для Московского региона и для России в целом».

Как отметили в пресс-службе советника, среди партнеров музея — дирекция фестиваля La clé des portes, благотворительный фонд французских авиалиний AIGLE AZUR, Институт Франции, ООО «Газпром Трансгаз Москва».

Напомним, в юбилейном 2015 году в подмосковном Клину пройдет грандиозный музыкальный фестиваль, на который соберутся мировые звезды классической музыки — в частности, Венского симфонического оркестра. На фестиваль, который пройдет со 2 по 12 мая 2015, приедут сильнейшие коллективы. Посетителей ждут две сольные, одна камерная, две симфонические инструментальные программы, а также одна опера в концертном исполнении. Эти шесть концертов охватят все жанры, в которых работал композитор. «Этот фестиваль станет самым запоминающимся событием в сфере классического исполнительского искусства для жителей Клина, а также для Московского региона в целом», — подчеркнул Игорь Чайка.

Праздновать 175-летие Петра Ильича в Подмосковье будут с размахом. Помимо фестиваля, программа праздничных мероприятий будет включать областной проект «Великие музыканты России», областной конкурс «Русская музыка» для учащихся и студентов образовательных учреждений сферы культуры, Конгресс пианистов Московской области, краеведческий проект «Библиотур» и фестиваль «Весна в Клину».

«Мы стараемся наполнить программу образовательными проектами, концертами высочайшего уровня и незабываемыми масштабными симфоническими выступлениями», — отметил советник губернатора.

Кроме того, с мая по декабрь 2015 года запланированы межмузейные выставочные проекты с участием как музеев Московской области, так и всей России, а также Международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским». Организаторы предполагают, что проведут ряд мероприятий, приуроченных к столь знаковой дате и в Москве. Так, ожидается, что в Центральном выставочном зале «Манеж» состоится межмузейный выставочный проект «Чайковский-Terra».

Приготовления к основным мероприятиям начнутся уже с осени текущего года. Еще в июне под председательством Игоря Чайки прошло первое заседание Оргкомитета по подготовке знакового юбилейного фестиваля. В состав Оргкомитета, который займется разработкой концепции и организационных вопросов, связанных с выбором праздничных площадок, вошли министр культуры Московской области Олег Рожнов и директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского Галина Белонович.

Кроме того, в комплекс мероприятий войдет также реставрация музейных предметов в Государственном мемориальном музыкальном доме-музее им. П.И. Чайковского в Клину и приобретение музейных предметов и коллекций. А еще в планах на будущий год организация выставок о Чайковском в Великобритании, Италии, а также в представительствах Россотрудничества в разных странах мира.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #19 : Сентябрь 04, 2014, 05:36:36 »
Ирина ПЛОТНИКОВА

Знакомый незнакомец
          
В Клину в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» прошел Международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским», приуроченный к 120-летию со дня основания первого в России музыкального мемориального музея.

Именно здесь композитор провел последние восемь лет своей жизни. Он считал это место наделенным особой творческой атмосферой. «Клинский период» – время создания произведений, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу. В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата Модеста возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел помогли племянник Чайковского и наследник его авторских прав Владимир Давыдов и Алексей Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и в 1897 году поселились там. До наших дней сохранился полный облик дома. В комнатах подлинная обстановка, книги, рояль Чайковского, мебель, кровать, фотографии на стенах развешаны так, как их развешивал сам Петр Ильич. В 1918 году музей получил охранную грамоту. Во время Великой Отечественной войны все экспонаты музея были эвакуированы в город Воткинск, на родину композитора. 6 мая 1945 года музей пережил второе рождение.

В 1960-х годах построили новое административное здание с концертным залом. В 2007 году был произведен ремонт и построено фондохранилище. В 2014 году музей получил статус заповедника.

В фестивальной программе Ксения Раппопорт и Евгений Миронов читали переписку Чайковского с баронессой фон Мекк в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, а Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представил концерт «Чайковский-гала», подготовленный худруком театра Дмитрием Бертманом. Арии и дуэты из опер «Евгений Онегин», «Ундина», «Опричник», «Мазепа», «Орлеанская дева», «Иоланта», «Пиковая дама», из кантаты «Москва» исполнили ведущие солисты театра Наталья Загоринская, Лариса Костюк, Сергей Топтыгин, Елена Семенова, Елена Михайленко, Максим Перебейнос, Алексей Тихомиров, Илья Говзич и симфонический оркестр театра «Геликон-опера» под управлением главного дирижера Владимира Понькина.

Полностью:
Музыкальная жизнь.
http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2014-07/m-muzey-chaikovskogo.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #20 : Сентябрь 15, 2014, 14:26:38 »
Редкая опера Чайковского открыла сезон в венском театре

http://ria.ru/culture/20140915/1024156582.html

ВЕНА, 15 сен — РИА Новости, Андрей Золотов. Венский Театр-ан-дер-Вин представил в воскресенье вечером первую постановку сезона — оперу Чайковского "Чародейка", в которую постановщики — признанный немецкий оперный режиссер Кристоф Лой и главный дирижер петербургского Михайловского театра Михаил Татарников пригласили целую группу российских солистов.

В отличие от Венской государственной оперы, функционирующей как репертуарный театр, исторический Театр-ан-дер-Вин (театр на реке Вене), построенный в 1801 году товарищем Моцарта импрессарио Эмануэлем Шиканедером, действует сегодня как антрепризная оперная мастерская, приковывающая к себе внимание профессионалов и искушенной венской публики. Здесь стараются сочетать популярные оперы с малоизвестными, приглашают режиссеров-экспериментаторов, а каждая новая постановка идет здесь всего шесть-семь раз, уступая место следующей опере. Этот подход объясняет и выбор "Чародейки" — оперы, которую редко можно услышать даже в России, а европейской публике она практически не известна.

Режиссер Лой и сценограф Кристиан Шмидт создали динамичную условную постановку, заключенную в лаконичную фанерную коробку сцены и привязанную к Нижнему Новгороду XVI века, где происходит действие трагедии, лишь пейзажными задниками и непременными водкой и медведем, характеризующими едва ли не каждую постановку русской оперы в зарубежных театрах...

...Однако Лой добавил опере общественной злободневности. В первом акте очарованный Настасьей князь заставляет "борца за нравственность" чиновника Мамырова (яркий, узнаваемый образ создан замечательным российским басом с мировым именем Владимиром Огновенко) плясать со скоморохами, которые появляются в виде мужчин-танцовщиков в женских платьях с нарисованными на лицах бородами — явная аллюзия к скандальной австрийской победительнице "Евровидения" Кончите Вурст.

Режиссеру удалось держать зрителя в напряжении все четыре часа спектакля. Но массовые сцены, безусловно, получились у Лоя лучше, чем лирические, а некоторые образные решения остались плохо читаемыми.

В центре спектакля — сопрано из Вильнюса Асмик Григорян (Настасья). Певица, мастерски владеющая богатым голосом, обладающая прекрасными внешними данными, настолько полюбилась режиссеру, что он заявил в интервью австрийским СМИ: "Эта опера 130 лет ждала Асмик Григорян. Чайковский был бы счастлив". Известный солист Мариинского театра баритон Владислав Сулимский создал яркий образ страстного князя, в котором певческое и сценическое исполнения находились в редком единстве. У петербургского тенора Максима Аксенова (Княжич) и польской меццо-сопрано Агнес Звиерко (княгиня) был ряд досадных вокальных дефектов. В то же время воплощенный Звиерко персонаж стареющей начальственной жены, не чурающейся преступлений ради свой распадающейся семьи, оказался весьма узнаваемым.

Своим успехом премьерный спектакль был во многом обязан работе хора имени Арнольда Шенберга, отменно справившегося со сложнейшими номерами и обеспечившего львиную долю захватывающего сценического действия. А дирижер Михаил Татарников и оркестр австрийской телерадиокомпании ORF дали возможность музыке Чайковского говорить за себя даже в те моменты, когда режиссерская интерпретация не вполне этому способствовала.

Следующие спектакли оперы "Чародейка" пройдут в Театр-ан-дер-Вин 16, 19, 21, 23 и 26 сентября

Полностью - здесь http://ria.ru/culture/20140915/1024156582.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #21 : Октябрь 04, 2014, 15:52:22 »
Камерная опера в Вене поставила "Евгения Онегина" с почтением

Премьера новой постановки оперы Чайковского "Евгений Онегин" на сцене венской Камерной оперы в четверг вечером продолжила своего рода парад русской музыки, открывший новый сезон на оперных сценах австрийской столицы.

ВЕНА, 3 окт — РИА Новости, Андрей Золотов. Премьера новой постановки оперы Чайковского "Евгений Онегин" на сцене венской Камерной оперы в четверг вечером продолжила своего рода парад русской музыки, открывший новый сезон на оперных сценах австрийской столицы.

В минувшем месяце привлекающий постоянное внимание ценителей и профессионалов своими неординарными постановками Театр-ан-дер-Вин (Театр на реке Вене) открыл свой сезон концертом Венского филармонического оркестра с программой из произведений Мусоргского и Римского-Корсакова (за пультом был Густаво Дудамель). А затем с большим успехом дал премьеру редко исполняемой оперы Чайковского "Чародейка", в которой были задействованы несколько блестящих российских артистов, а за пультом стоял главный дирижер Михайловского театра из Петербурга Михаил Татарников.

В четверг Камерная опера — находящаяся в сердце Вены уютная малая сцена, административно относящаяся к тому же Театр-ан-дер-Вин — открыла сезон премьерой "Евгения Онегина". А в главном оперном театре города — знаменитой Венской государственной опере на этой неделе начинаются репетиции "Хованщины" Мусоргского, которую ставят выдающийся российский режиссер Лев Додин и всемирно известный американский дирижер, выпускник Петербургской консерватории Семен Бычков. Премьера "Хованщины" назначена на 15 ноября.

Постановка "Евгения Онегина" в Камерной опере, которая обычно дает возможность выступить молодым артистам, еще не обремененным громкими именами, сделана молодыми же по возрасту, но уже успешно работающими в разных театрах мира американским режиссером Тедом Хаффманом и дирижером из Словакии Петером Валентовичем. Притом сделана она малыми силами и с редким для современной оперной сцены почтением к оригиналу Пушкина и Чайковского.

Хотя опера и сильно сокращена (спектакль идет без антракта всего 1 час 45 минут) и из нее убраны хор и несколько персонажей (здесь нет Няни и Лариной-матери, а Зарецкий и Гремин объединены в одного персонажа), эту трактовку вполне можно считать находящейся в духе замысла Чайковского, который назвал свое произведение не оперой, а "лирическими сценами" и писал ее для студенческого театра, не претендуя на полноту отображения пушкинского романа в стихах. Однако давно в западных да и отечественных постановках "Евгения Онегина" не приходилось видеть костюмы начала XIX века, попытку передать обстановку тихой дворянской усадьбы пусть и очень экономными декорационными средствами и действительно малиновый берет на Татьяне в последнем акте, как это значится в тексте.

Молодость артистов также отсылает зрителя к оригиналу, от которого отходят крупные постановки на больших сценах со зрелыми артистами в главных ролях, кода трудно бывает поверить Онегину, поющему в финале, что он дожил "без цели, без трудов до двадцати шести годов".

"В нашей сокращенной версии "Евгения Онегина" Чайковского мы с Петером Валентовичем предприняли попытку насколько возможно придерживаться оригинального произведения, хотя для этой оперы, требующей 11 певцов и хор, в нашем распоряжении были только пять артистов", — написал режиссер Хаффман в аннотации к спектаклю. "Кроме того, для нас важна возможность поставить "Онегина" в интимной обстановке Камерной оперы с ансамблем молодых исполнителей, потому что наши певцы по возрасту гораздо ближе к представляемым ими персонажам, чем в большинстве других постановок этой оперы", — добавил он.

В партии Онегина с непосредственностью и энтузиазмом выступил молодой баритон из США Тобиас Гринхалг, лишь начинающий свою мировую карьеру после работ на нескольких провинциальных американских сценах. Певец из Белоруссии, выпускник Петербургской консерватории Владимир Дмитрук (Ленский) продемонстрировал богатый по звучанию тенор, который он не смог достаточно умерить для камерного театра. У сопрано из Литвы Виктории Бакан (Татьяна), уже выступавшей не только в театрах Прибалтики, но и в Цюрихе и Вене, вряд ли получилось захватить зал своими эмоциями и вокальными возможностями в сцене письма, но она оказалась несравненно убедительнее в финале оперы, где Татьяна предстает петербургской дамой. А польская меццо-сопрано Наталия Кавалек-Плевняк органично спела и сыграла лукавую и веселую Ольгу.

Единственным отходом от оригинального сюжета стало совмещение Зарецкого и Гремина в одном персонаже (австрийский бас Кристоф Зайдль). По замыслу режиссера, это вызвано не только экономией, но и желанием показать переменчивость любовных отношений между молодыми людьми. Зарецкий-Гремин здесь — тоже друг семьи Лариных, который танцует на именинах Татьяны, затем становится секундантом Ленского на дуэли, потом служит в армии и получает увечье в бою и в итоге женится на Татьяне.

...

Пожалуй, главным недостатком спектакля стал оркестр, сведенный до всего 12 музыкантов, которые смогли лишь обозначить музыку Чайковского, но никак не передать богатство его партитуры. А к его достоинствам стоит отнести великолепную работу с русским языком у не русскоговорящих певцов, какую редко можно увидеть при постановках русских опер на западных сценах.

Полностью:

РИА Новости. 16:46 03.10.2014 (обновлено: 16:49 03.10.2014)
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #22 : Октябрь 04, 2014, 15:55:20 »
Забавно :)))))))
Особенно объединение ролей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 364
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #23 : Ноябрь 06, 2014, 16:41:02 »
Ноты оперы "Евгений Онегин" для слепых музыкантов представили в Екатеринбурге

http://tass.ru/ural-news/1554625

Экспозицию приурочили к Дню памяти Чайковского

ЕКАТЕРИНБУРГ, 6 ноября. /ТАСС/. В Свердловской областной специальной библиотеке для слепых сегодня представили сборники нот Чайковского, напечатанные на языке Брайля (тактильный шрифт). Как сообщила ТАСС сотрудница библиотеки Татьяна Епишина, выставка посвящена Дню памяти Чайковского, который отмечается 6 ноября.

"Мы открыли выставку в нашей музыкальной гостиной. Здесь есть и обыкновенные плоскопечатные книги, и записи музыки Чайковского на виниловых пластинка и дисках. А "музыкальным" Брайлем - нотами опер "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" и нотными сборниками для аккордеона и баяна, в которых также есть музыка Чайковского, могут пользоваться даже абсолютно слепые музыканты", - сказала Епишина.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пётр Ильич Чайковский: без лжи и мифов
« Ответ #24 : Ноябрь 06, 2014, 16:53:52 »
Боже, как мне жаль этих людей! В нашем мире зрячему-то непросто жить, а уж слепому и подавно.
Безусловно, эта акция - знак внимания и заботы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица