Автор Тема: 2008-07  (Прочитано 36616 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #50 : Август 01, 2008, 09:39:10 »
Номер ссылки| 2008073105
Тема| Опера, МТ, Персоналии Щедрин Р.
Авторы| Клыков А.
Заголовок| «Странник» дошел до театральной сценыМариинский театр подготовил сценическую версию оперы Родиона Щедрина
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20080727
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/07/27/135330.html
Аннотация|
Спустя год после российской премьеры оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина Мариинский театр подготовил премьеру сценической версии этого произведения. Премьера состоится завтра. Режиссер-постановщик спектакля - Алексей Степанюк, сценограф - Александр Орлов, музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев.
 <...>
Жанр «Очарованного странника» Родион Щедрин определил как «опера для концертной сцены», придав тем самым этому произведению схожесть с ораторией. Ораториальное начало выражается и в самом изложении сюжета: солисты одновременно являются и рассказчиками, и главными действующими лицами, огромную роль играет хор.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #51 : Август 01, 2008, 09:46:43 »
Номер ссылки| 2008073106
Тема| Опера, Германия, Вагнер Р.
Авторы| Парин А.
Заголовок| Кукольный дом валькирий-школьниц. Опера Вагнера на сцене Фрайбургского театра
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20080725
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/133/10/209034.html
Аннотация|

В Германии каждый уважающий себя оперный театр хочет иметь в репертуаре вагнеровскую тетралогию «Кольцо нибелунга». Времена, когда лучше всех на свете Вагнера ставили в Байройте, увы, прошли, интересные прочтения «Кольца» рождаются необязательно на самых больших сценах. Фрайбургский театр себя уважает, здесь издавна обосновываются молодые перспективные дирижеры, которые прыгают отсюда, как с трамплина, в большую международную карьеру. Достаточно назвать успешных Доналда Ранниклса и Кваме Райяна. И режиссеров здесь привлекают зачастую не столько раскрученных, сколько перспективных, с новыми идеями.

<...> 

В третьем акте оставшаяся видной нам стена оказывается гранью куба, завешанного непрозрачным пластиком. Что там, внутри, до поры до времени не показывают. Пока что полет валькирий -- это динамичные, озорные игры злых девочек с «матюгальниками» и куклами в человеческий рост, подозрительно похожими на холеного отца. Но вот является беглая Брунгильда с еле живой Зиглиндой, и мы видим внутреннее пространство этого куба. Здесь по периферии лежат матрасы, на которых ночуют валькирии-гимназистки (все как одна в тех же платьицах в цветочек, все как одна с беленькими косичками), а в центре, на постаменте, свалены в кучу тела героев -- «ремейков» любимого и неповторимого папочки. Валькирии (все восемь как одна внятно и стильно поющие) в сцене спора показывают свою личностную незрелость -- они в отличие от повзрослевшей у нас на глазах, распустившей косы Брунгильды не готовы преступить правила поведения, предписанные отцом. Злые девочки блюдут свое миропостроение по законам мультиков -- феномен, хорошо нам знакомый.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #52 : Август 01, 2008, 09:53:45 »
Номер ссылки| 2008073107
Тема| Опера, МТ, "Братья Карамазовы", Персоналии  Смелков А.
Авторы| Чишковская Е.
Заголовок| С миру по нотке. В Санкт-Петербурге сыграли "Братьев Карамазовых"
Где опубликовано| Российская газета
Дата публикации| 20080728
Ссылка| http://www.rg.ru/2008/07/28/karamazovy.html
Аннотация|
Мариинский театр представил премьеру оперы-мистерии, написанной на сюжет романа Достоевского петербургским композитором Александром Смелковым. Спектакль стал одним из финальных событий фестиваля Валерия Гергиева "Звезды белых ночей" и последней премьерой театра в юбилейном 225-м сезоне.
Опера, написанная специально по заказу театра, да еще на столь знаковый для русской и петербургской культуры сюжет, априори рассматривалась как событие масштаба даже не российского, а мирового (недаром еще до премьеры было известно, что следующий пункт назначения "Карамазовых" - Гергиевский фестиваль в Роттердаме, где оперу представят осенью). Однако ожидаемого художественного прорыва не случилось - ни литературно, ни музыкально опера до объявленного заранее высокого статуса "мистерии" так и не поднялась. Хотя обвинять в этом следует скорее авторов, нежели высококлассную команду постановщиков во главе с режиссером Василием Бархатовым, художником Зиновием Марголиным, художником по костюмам Марией Даниловой и художником по свету Дамиром Исмагиловым. И конечно, не исполнителей.
<...>
Впрочем, такая версия текста оказалась созвучной написанной Александром Смелковым музыке, отсылающей к эстетике русских опер рубежа прошлых веков. Лирические сцены композитор решает в духе Чайковского, злая ирония с использованием водевильных кадрилей и галопов недвусмысленно апеллирует к раннему Шостаковичу, острая мелодика монологов главных героинь заставляет вспомнить о Прокофьеве, а сам принцип сквозного развития (в опере очень мало замкнутых арий и ансамблей, в основном речитативы и действующая в оркестре система лейтмотивов) исполнен в полном соответствии с заветами Мусоргского. Обилие аллюзий в современной опере - не порок, если они являются не самоцелью, а средством для передачи новых смыслов. Но в данном случае они работают лишь на один результат - создание винтажной национальной оперы, выдержанной в любимых зрителем традициях.
<....>
Сил и средств в постановку вложено немало - задействована вся возможная "тяжелая артиллерия", начиная от литературного консультанта, главного "достоевсковеда" России Игоря Волгина, объяснявшего артистам, как и для чего действуют герои романа, и крепкой постановочной команды до ведущих солистов труппы и самого Валерия Гергиева за дирижерским пультом. Благодаря их усилиям спектакль смотрится и слушается недурно, а сценография Зиновия Марголина, тонко воссоздающая ауру Петербурга (главного героя этой оперы), выше всяких похвал. Возможно, работа режиссера Василия Бархатова не столь продумана и тонка, как могла бы быть, но все мизансцены логичны, а характеры столь ярки и выпуклы, что в данном конкретном случае Мариинский театр мог бы вполне посоревноваться с ведущими драматическими труппами.

Великолепные вокальные и актерские работы Николая Гассиева (Федор Павлович), Алексея Маркова (Иван), Кристины Капустинской (Грушенька), Андрея Зорина (Смердяков), Андрея Попова (Черт) и других заслуживают высшей оценки, практически каждый исполнитель - готовый претендент на "Золотую маску". Обидно только, что сам спектакль на премию вряд ли потянет.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #53 : Август 01, 2008, 09:58:32 »
Номер ссылки| 2008073108
Тема| Опера, Вагнер Р. Фестиваль в Байройте
Авторы|
Заголовок| Правнучку Вагнера второй год освистывают в Байрейте
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20080728
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/07/28/wagner/
Аннотация|


Вольфганг и Катарина Вагнеры на открытии Байрейтского фестиваля 2008 года. Фото AFP

Катарина Вагнер, правнучка Рихарда Вагнера, чья постановка оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" открыла Байрейтский фестиваль, была освистана слушателями. В 2007 году их реакция на этот спектакль в постановке Катарины была точно такой же, отмечает агентство France Presse.Катарина Вагнер - первая женщина, самостоятельно поставившая "Мейстерзингеров". В ее спектакле критики находят как добротные новаторские элементы, так и эпатирующие эпизоды. В оригинальной опере герои состязаются в пении, и действие происходит в XVI веке. У правнучки композитора действие перенесено в наше время и разворачивается оно в современной художественной академии, стены которой уставлены бюстами великих немцев - Дюрера, Гете, Шиллера, Баха, Генделя и самого Вагнера. Один из главных героев - франконский рыцарь Вальтер фон Штольцинг - не певец, а авангардный перформансист, другой центральный персонаж - Ганс Сакс - не башмачник, а писатель-нонконформист. В финале третьего акта у Катарины Вагнер появляются снабженные гигантскими фаллосами фигуры с головами Бетховена, Баха, Моцарта и Вагнера.
Вольфганг Вагнер, внук Рихарда, весной 2008 года оставил пост директора Байрейтского фестиваля. Катарину Вагнер называют одной из наиболее вероятных претенденток на эту престижную должность.

В 2008 году организаторы Байрейтского фестиваля, одного из самых консервативных мероприятий в классической музыке, позволили себе нововведение: интернет-трансляции спектаклей. Немецкие СМИ отмечали накануне открытия фестиваля, что в "Парсифале", одной из самых известных опер Вагнера, впервые появится каскадер.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #54 : Август 01, 2008, 10:04:10 »
Номер ссылки| 2008073109
Тема| Опера, Фестиваль в Зальцбурге
Авторы| Фихтенгольц М.
Заголовок| Экспансия дебютантов. Зальцбургский фестиваль делает ставку на оперную молодежь
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20080728
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/134/10/209146.html
Аннотация|

Открывшийся с помпой в выходные крупнейший музыкальный фестиваль мира, несмотря на участившиеся в последние годы неблагоприятные прогнозы, по-прежнему диктует вкусы и определяет моды. Выступить на родине Моцарта в жаркое летнее время считается почетным для любого музыканта, как и для любого слушателя столь же почетным, хоть и малоприятным занятием считаются в удушающее зальцбургское лето прогулки во фраках и вечерних платьях к фестивальным площадкам. Когда-то здесь бушевал скандалист Жерар Мортье, после чинной и глянцевой эпохи Герберта фон Караяна учинивший здесь настоящую революцию и впустивший в священные пенаты режиссерский авангард и неомодерн. Его в кресле интенданта сменил более осторожный Петер Ружичка, который в свою очередь уступил место вполне респектабельному консерватору-режиссеру Юргену Флимму. Но кто бы ни «рулил» фестивалем, интерес к нему не угасает -- здесь происходит все самое интересное и актуальное.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #55 : Август 01, 2008, 10:11:05 »
Номер ссылки| 2008073110
Тема| Опера, МТ, "Братья Карамазовы", Персоналии Смелков А.
Авторы| Гайкович М.
Заголовок| В гробу или без него? Мировая премьера оперы Александра Смелкова "Братья Карамазовы" в очередной раз похоронила надежды на светлое будущее современной музыки в России
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20080728
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-07-28/7_opera.html
Аннотация|
<...>
Что же являет собой опера? В 25 фрагментах уложена канва романа: любовный многоугольник, переплетающейся с еле намеченной теологической линией. Пунктиром через сочинение идет легенда о Великом инквизиторе, правда, уяснить для себя это можно только с помощью программки. Дискуссию о том, отражает ли либретто Юрия Дмитриева всю грандиозность колосса русской литературы и о целесообразности оперы по Достоевскому вообще, оставим за скобками текста. Боюсь только, что дискуссия будет неравной: на стороне защитников этой идеи выступят только ее инициаторы и исполнители. Скажем о музыке. Партитура оперы насквозь ретроградна, вся она соткана из интонаций Чайковского, Мусоргского и Шостаковича, причем сама стилизация безобразно плохая, на грани неприличия в обращении с великими мастерами прошлого. Опера воспринимается примерно так же, как фольклорные образцы сегодняшнего дня. Деревенский фольклор в чистом виде умирает: народ не создает, он допевает по памяти то, что перешло от старшего поколения, но только память коротка, а потому в веснянки вплетаются интонации городского романса или песен про Ленина, и еще через десять лет косу у невесты будут расплетать под плач с оборотами былых хитов Димы Билана. Инструментовка Смелкова крайне банальна: если тема рока – обязательно равномерное бум-бум-бум у литавр, если любовь – скрипочки и пошлая тема с секундовыми интонациями (дуэт Грушеньки и Мити), если гротеск (Черт) – балалайки, водевиль (Федор Павлович) – духовые. К современной музыке это сочинение не имеет ни малейшего отношения (если ориентироваться не по дате написания). К хорошей музыке – тоже, в ней нет ничего индивидуального, авторского: только кондовый микс чужих стилей.

Постановка режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина оригинальностью и свободой не отличалась. И дело, наверное, не только в конфликте с авторами: последние, видите ли, хотели, чтобы девочка вставала из гроба, а режиссер не хотел гроба – уровень конфликта только обнажает неопытность и неготовность молодого Бархатова освоить масштабность романа Достоевского.


Осенью Гергиев повезет оперу в Роттердам. Ни один западный критик не будет рассматривать это сочинение в терминологии современного искусства, исключительно как экзотику: в отношении России – это уровень медведей, балалайки и шапки-ушанки.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #56 : Август 01, 2008, 10:16:33 »
Номер ссылки| 2008073111
Тема| Опера, фестиваль музыки в Инсбруке
Авторы| Парин А.
Заголовок| По меркам королей. В Инсбруке открылся фестиваль старинной музыки
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/135/10/209248.html
Аннотация|


Фестиваль старинной музыки в Инсбруке -- приманка для многих любителей музыки барокко со всей Европы. Город, в котором в XVII--XVIII веках творилась история европейской музыки, способен и сейчас быть законодателем барочной моды. Уже в сорок пятый раз фестиваль открывается концертом в Испанском зале Амбраса, и всякий раз подтверждается привычно высокий уровень исполнительского мастерства

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #57 : Август 01, 2008, 10:22:45 »
Номер ссылки| 2008073112
Тема| Музыка, Персоналии Попов В.
Авторы|
Заголовок| В Москве скончался хормейстер Виктор Попов
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/07/29/popov/
Аннотация|


В Москве в понедельник скончался народный артист СССР, основатель Академии хорового искусства Виктор Попов, сообщает РИА Новости. Попов умер в возрасте 73 лет после продолжительного пребывания в Боткинской больнице, где он находился с мая.
Виктор Попов родился в 1934 году, учился сначала в Московском хоровом училище, а затем в Московской государственной консерватории, которую закончил в 1958 году. После окончания Консерватории Попов вел педагогическую деятельность, в 1970 году создал Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (сейчас Большой детский хор Российской государственной телерадиокомпании), пользовавшийся большой популярностью.

В 1991 году Попов на основе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова создал Академию хорового искусства (АХИ), которой руководил до 1997 года. Хоровые коллективы АХИ неоднократно выигрывали международные конкурсы и пользуются признанием у московской публики.


Виктор Попов был отмечен множеством российских и международных премий, в числе которых премия мэрии Москвы в области литературы и искусства, государственная премия Российской Федерации и титул командора французского ордена Искусств и Литературы.
После того как стало известно о госпитализации Попова, его ученики открыли специальный благотворительный счет, а также дали благотворительный концерт, чтобы собрать средства на лечение. Однако, несмотря на все усилия, спасти жизнь музыканта не удалось.



Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #58 : Август 01, 2008, 10:46:03 »
Номер ссылки| 2008073113
Тема| Опера, фестиваль в Юрмале
Авторы| Бабалова М.
Заголовок| Опера без респекта
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3118939/
Аннотация|

Схлынула очередная юрмальская "Новая волна" и не только, по обыкновению выбросила на эстрадный берег очередную партию "нюш", "клуш" и прочих персонажей с кликухами вместо имен, но и, что удивительно, прокатила на своем гребне звезд оперы - как родных, так и заморских.
<...>
Зато Елена Образцова, которая всегда ищет от жизни новых впечатлений и зачастую делает это публично (вспомнить хотя бы ее участие в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба", где в роли стареющей оперной дивы приходилось материться, курить и исполнять рок-н-ролл), полностью ассимилировалась в предлагаемых обстоятельствах гульбы доморощенного бомонда. И даже "отбила" парный конферанс с рэпером Тимати. Слова "круто" и "отпад" из ее уст к концу вечера уже не удивляли, но, честно сказать, и не восхищали. Хотя текст конферанса был написан не без юмора. Например: "Чтобы любить оперу надо не рэп читать, а книжки". Но вот Тимати не выказал стремления хотя бы сымитировать исполнение какой-нибудь арии, а оперная дива всячески старалась опуститься до уровня своего напарника и покинула сцену в нелепой кепке, с аппликацией на руке и в новоприобретенном статусе "дружок Тимати по имени Ленок". Жаль... Так хотелось почувствовать разницу  породы
<...>
Финальный вечер в Юрмале принес еще более комичную картинку. На сцену зала "Дзинтари", тяжело опираясь на руку Николая Баскова, вышла великая испанка Монтсеррат Кабалье, удостоенная чести быть представленной лично Ксенией Собчак. Сеньора Сопрано не спела ни одного соло - она была лишь на "подпевках" в двух номерах ("Застольная" из "Травиаты" и "Очи черные") у своей дочери, также оперной певицы Монтсеррат Марти и экс-солиста Большого театра и собственного ученика Николая Баскова, который никак не может определиться со своим амплуа, отчего он и в опере чужой, и на эстраде не свой. Особого восторга увиденное и услышанное у собравшихся не вызвало. Телекамера вырывала из партера сплошь недоуменные лица. Кабалье оказалась явно чужой на этом празднике жизни и чувствовала это, нервно подхихикивая в паузах. Так что соразмерного своей славе респекта она не получила. Но зато теперь "ВИА ГРА", Глюкоза и Дима Билан честно смогут рассказать своим внукам, что выступали в одном концерте с Монтсеррат Кабалье.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #59 : Август 01, 2008, 11:00:30 »
Номер ссылки| 2008073114
Тема| Опера, Персоналии Пуччини Дж.
Авторы| Сорокина И.
Заголовок| "Тоска" в гиньольном стиле. Оперу Джакомо Пуччини показали на фестивале "Арена ди Верона"
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20080731
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/07/31/223008.html
Аннотация|

В Италии на сцене амфитеатра "Арена ди Верона" к 150-летию со дня рождения Пуччини показали его оперу "Тоска". В этом году из-за 20-миллионной дыры в бюджете веронский фестиваль не предлагает публике новых постановок.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #60 : Август 01, 2008, 11:08:43 »
Номер ссылки| 2008073115
Тема| Опера, МТ, "Братья Кармазовы", Персоналии Смелков
Авторы| Раннев В
Заголовок| Достоевским навеяло. "Братья Карамазовы" Александра Смелкова в Мариинке
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 200807
Ссылка| http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=916292&NodesID=8
Аннотация|


Мариинский театр представил на фестивале "Звезды белых ночей" последнюю премьеру сезона — оперу Александра Смелкова "Братья Карамазовы". ВЛАДИМИР Ъ-РАННЕВ присоединился к заинтригованным масштабом события зрителям.
<...>
Все это, видимо, досужая химия для Александра Смелкова. Уровень его отношений с текстом Достоевского не выходит за рамки пресловутого творческого кредо композитора — "охранение великой традиции" от химер модернизма.

Охраняет он ее самым убийственным для традиции образом — консервацией. Причем композитор полагает, что это оправдывает беззастенчивую эксплуатацию традиции. Вся музыка соткана из оперных штампов девятнадцатого века: если что-то значительное — удары литавр и медь гремит минором, нервное — тремоло у струнных, а задушевность — звучит английский рожок. Композитор методично экспонирует слушателям одну тривиальность за другой, склеив из них трехчасовую консерваторскую задачу по гармонии и инструментовке. Одного лишь не займешь у "великой традиции" — мелодизма. Потому что это добро напрокат не выдается. По ходу действия автор постоянно борется с текстом, не зная, что делать с потоком слов: музыкальных мыслей на всех даже по закромам оперной классики не насобирать. В результате композитору удалось разжаловать "роман романов" в заурядное бытописание с кое-как прилаженными "высокими мыслями".
<...>
Автор музыки не ограничился нотами и дополнил партитуру сценическими ремарками, что спровоцировало его конфликт с постановщиком Василием Бархатовым — тот не принял доморощенной патетики режиссерских идей Александра Смелкова. В результате болезненных притирок работа молодого режиссера получилась невнятной и несамостоятельной. Сценография Зиновия Марголина — лаконична и точна, солисты сработали крепко, а выше всяких похвал были Николай Гассиев (Федор Павлович) и Кристина Капустинска (Грушенька). Признаться, Мариинский оркестр умеет быть лучше, чем был в этот вечер, при том что за пультом работал Валерий Гергиев.

По окончании публика рукоплескала — ей показали классический русский оперный театр. Непонятно только, почему для этого нужно заказывать новоделы, или наша оперная традиция недостаточно велика и богата, чтобы обойтись первоисточниками?


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #61 : Август 01, 2008, 11:13:13 »
Номер ссылки| 2008073116
Тема| Опера, Вагнер Р. Байройтский фестиваль
Авторы| Ходнев С
Заголовок| Вагнера выставили на улицу
// Байрейтский фестиваль решился на демократические перемены
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 200807
Ссылка| http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=917277&NodesID=8
Аннотация|
 

В баварском Байрейте в 97-й раз открылся ежегодный фестиваль опер Рихарда Вагнера. Им в последний раз руководит внук композитора Вольфганг Вагнер, после многолетних уговоров все-таки согласившийся оставить свой пост ввиду преклонного возраста. Кроме того на этот раз фестиваль удивил общественность решением вести трансляцию своих спектаклей на большом экране под открытым небом, а также в интернете. О том, почему эта новация выглядит со стороны фестиваля шокирующей, рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.<...>
Впрочем, возможно, что дух обновления очень хочет продемонстрировать и новое руководство фестиваля. Многолетние распри Вагнеров за фестивальное наследство — сами по себе эпос, куда там "Песни о нибелунгах" — наконец-то завершились этой весной компромиссным решением. Вольфганга Вагнера сменит дуумвират двух его дочерей от двух браков — Катарина Вагнер и Эва Вагнер-Паскье. У правнучек Вагнера солидная разница в возрасте, но на стороне Эвы — профессионализм и многолетний опыт (она работала программным директором фестиваля в Экс-ан-Провансе), а на стороне Катарины, похоже, энтузиазм и решительность, так что очень возможно, что техническими инновациями добрые плоды их "правления" не ограничатся.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #62 : Август 01, 2008, 11:24:06 »
Номер ссылки| 2007083117
Тема| Опера, МТ, "Очарованный странник", Персоналии Щедрин Р.
Авторы| Веселаго К.
Заголовок| «Очарованный странник»: паломничество в страну Востока
Где опубликовано| Сайт Фонтанка
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://www.fontanka.ru/2008/07/29/032/
Аннотация|
 
В концертном зале Мариинского театра прошла сценическая премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Это не первое обращение Щедрина к творчеству своего любимого писателя: в 1988 году состоялась премьера «Запечатленного ангела» – хоровой музыки в девяти частях. В «Страннике» хор также играет значительную роль (недаром приобщение к музыке юного композитора в своё время началось с Московского хорового училища А. Свешникова, и именно с хором были связаны первые композиторские опыты Щедрина).

«Очарованный странник» написан композитором, который уже давно отошёл от экспериментаторства: отзвуки православных песнопений, строгого контрапункта, знаменного распева, жёсткого «авангардного» конструктивизма и народной песенной лирики образуют дивный, ни на что не похожий сплав, в котором роскошно оркестрованные, почти кластерные кульминационные моменты и сонорные tutti, рождают ассоциации с духом композиций Мессиана и Жоливе, а прозрачные, изложенные сжато и даже аскетично звучания как будто берут начало «в стране Востока» – древнеяпонской музыкальной традиции гагаку. Результатом стало некое надмирное, планетарного масштаба сочинение, в котором без труда «прослушиваются» национальные корни Щедрина.

Опус был заказан Щедрину Нью-Йоркским филармоническим оркестром, и его мировая премьера состоялась в 2002 году в Нью-Йорке под управлением Лорина Маазеля, Сам композитор на партитуре сочинения, в котором всего три солиста исполняют партии нескольких героев, написал: «опера для концертной сцены». Во-вторых, сцена концертного зала театра без кулис и занавеса, открытая публике с четырёх сторон, для театральных постановок подходит плохо – недавние попытки оперных постановок в этом зале стали этому невольным подтверждением.

Однако на сей раз опасениям сбыться было не суждено: залогом успеха постановщика Алексея Степанюка в этой работе стало не следование некой «режиссёрской концепции», но внимательное (и даже трепетное) отношение к сочинению; режиссёр сумел не просто расслышать музыку – по мере действия он как будто вслушивается в неё вместе со зрителем, бережно переворачивая страницы партитуры. Сцена (художник-постановщик – Александр Орлов) оформлена лаконично: на большой, во всю сцену крестообразный подиум, как бы «заросший» камышом, сверху по центру спускается толстый двойной канат… Сценическое воплощение оперы скупо и каллиграфично; неспроста в древнекитайских трактатах говорится, что «в основе каллиграфии лежит природа, в которой всё рождается от превращений Инь и Ян: именно в этих превращениях скрытая энергия выкристаллизовывается в изящные и красивые формы».

Тем не менее, когда того требует музыка, зрительный ряд буквально взрывается мятежной и тяжёлой лесковской страстью. Удивительно, как много можно «сказать в немногих словах», когда режиссёр владеет профессией, при этом полностью, как говорится, погружается в материал и чувствует не только «букву» музыки, но и её дух. За счёт экспрессивной пластики артистов балета и игры света (художник по свету – Евгений Ганзбург) сценическое действо достигает такого накала, который и во сне не мог бы привидеться разным «мастерам по видеоэффектам» или «гениям драмы», не отягощённым музыкальным образованием. Я неспроста вспомнил восточную каллиграфию: в ряде кульминационных моментов высочайший градус экспрессии достигается абсолютно статичными позами актёров, образующих своими телами какие-то мистические иероглифы.

Хор для Щедрина – не только юношеская любовь, но и ресурс удивительных красок: певцы в его сочинении могут и изобразить колокольный звон, и сплести удивительное полифоническое кружево; пропеть-проговорить тишайшую молитву или «повесить» долгие гармонические доминанты, вокализируя с закрытым ртом. («Звукоизобразительные» возможности хора композитор позднее развил ещё более в своей опере «Боярыня Морозова». Подобно античной драме, хор в сочинении порой выступает и в качестве рассказчика. По большому счёту, Щедрин успешно и ярко воплотил мечтания композитора Андре Жоливе, говорившего: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». Блестящая работа хора под началом Андрея Петренко не могла не вызвать восхищение.

Солистов в опере всего трое – и каждый из них, помимо основной своей роли, в различные моменты выступает ещё и рассказчиком (прямая параллель и дань традиции по отношению к баховским «Страстям»). Больше всех «досталось» тенору: он и Засечённый монах, и Князь, и Магнетизер, и Старик в лесу. И здесь то ли случилось маленькое чудо, то ли (как в известном анекдоте) «просто повезло»: тенору Андрею Попову, обладающему столь же специфическим по тембру, сколь и уникальным по тесситурным возможностям голосом, его удивительная актёрская одарённость позволяла мгновенно перевоплощаться из одной роли в другую с лёгкостью необыкновенной. Бас Сергей Алексашкин подтвердил репутацию великолепного поющего актёра: в его исполнении Иван Северьянович Флягин (иногда обращавшийся в Рассказчика) пленил зал не только виртуозным владением роскошным голосом, но и глубиной постижения образа русского человека, нашедшего свой трудный путь к Богу через тернии мирских соблазнов и искушений.

Если бы слово «звезда» в нынешнем оперном мире не было бы так истрёпано и девальвировано, то меццо-сопрано Кристину Капустинскую, без сомнения, можно было бы назвать звездой. Певица с ровным и сильным голосом, прекрасным чувством сцены и безусловной харизмой стала событием ушедшего сезона – это подтвердила не только её блестящая работа в «Очарованном страннике», но и минувшая премьера «Братьев Карамазовых».

Удивительным и даже в чём-то забавным стал тот факт, что лучшая режиссёрская работа ушедшего сезона была представлена Мариинским театром на сцене концертного зала – причём в «опере для концертного исполнения». Говорить об успехе оркестра даже как-то неуместно: коллектив под управлением Валерия Гергиева исполнял эту партитуру (поначалу – под строгим присмотром композитора) уже не в первый раз, и «проколов» здесь просто быть не могло.



Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #63 : Август 01, 2008, 11:31:28 »
Номер ссылки| 2008073118
Тема| Опера, МТ, "Братья Карамазовы"
Авторы| Веселаго К
Заголовок| «Братья Карамазовы»: мировая премьера в Мариинке
Где опубликовано| Сайт Фонтанка
Дата публикации| 20080725
Ссылка| http://www.fontanka.ru/2008/07/25/056/
Аннотация|
<...>
Александр Смелков не новичок в оперном жанре: его «Пегий пёс, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова ставился в Петербурге, Алма-Аты и Новосибирске; «Пятое путешествие Христофора Колумба» шла на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера», также в Петербурге ставились его одноактные оперы «Станционный смотритель» и «Выстрел». Однако для того, чтобы положить в основу оперы такое масштабное сочинение, как «Братья Карамазовы», нужно обладать определённой решительностью. Кстати, в истории российского музыкального театра - это не первое обращение к роману Достоевского «Братья Карамазовы»: в 1981 году одноименную оперу написал Александр Холминов, и она с успехом прошла в Камерном театре Покровского, затем была показана в Кишиневе, Дрездене и Берлине, а чуть позже поставлена на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета имени Мусоргского.
<...>
Очень трудно, почти невозможно, говорить о музыке словами – недаром существует поговорка, что музыка начинается там, где смолкает слово. Однако тем проще говорить о режиссуре, ибо её в спектакле просто нет. В который раз «наступая на грабли», Мариинский театр вновь пригласил юного режиссёра Василия Бархатова (напомню, поставленный им в конце 2007 года «Отелло» выдержал одно (!) представление в Мариинке, затем был просто уничтожен американской критикой на гастролях театра в США и после этого навсегда исчез из репертуара). Бархатов просто, как иногда говорят в театре, сделал «географию»: то есть сообщил, кому из какой кулисы выходить, куда и когда уходить, в общем – «развёл» артистов по декорациям. Сложно говорить о его профессионализме, и совсем уж неуместно – о какой-либо режиссёрской «концепции».

Оформление спектакля (художник-постановщик Зиновий Марголин) поначалу смотрится довольно эффектно, хоть и незамысловато: на небольшом подиуме (сооружённом, видимо, в силу того, что Мариинка не оборудована вращающейся сценой) расположены попеременно поворачивающиеся к зрителю три фасада небольших домов а-ля «Петербург Достоевского» и огромные монастырские ворота. Гиперреалистичность декораций заставляет обратить внимание на множество странных деталей: «севильский» угловой балкончик, нехарактерный для России, пристроенные к каменным домам деревянные сени или жестяные прямоугольные трубы общепитовской вытяжной вентиляции, «прописавшиеся» в стране уже в середине ХХ века. Особое опасение вызывали массивные деревянные ворота – несмотря на исполинские размеры, их створки были подвешены всего на паре петель. И точно: ближе к финалу оперы сначала сорвало с петли одну створку (к счастью, она не рухнула, и её вернули на место с помощью ваг и ломиков); затем при закрытии заклинило и вторую. Под стать декорациям вполне ординарным оказался и свет (художник по свету – Дамир Исмагилов).


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #64 : Август 01, 2008, 11:38:01 »
Номер ссылки| 2008073119
Тема| Опера, МТ, "Братья Карамазовы"
Авторы| Изотов Д.
Заголовок| Все люди - братья
Где опубликовано| Утро Петербурга
Дата публикации| 20080724
Ссылка| http://www.utrospb.ru/article/60926?PHPSESSID=17d0a5b010fe377d639a817844e99cc7
Аннотация|
 
Уникальность этой постановки в том, что впервые за долгое время театр вернулся к исторической практике заказа опер современным композиторам. Премьера Мариинки выглядит ответом Большому театру с его премьерой оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (либретто Владимира Сорокина). Но если перед скандальной премьерой в Большом настроенные против Сорокина оперные фанаты устраивали протестующие митинги, то в Петербурге все должно пройти в «интеллигентном» ключе, ведь опера написана на сюжет Достоевского.
<...>
Режиссер из новаторовГергиев не боится рисковать. Сценическое воплощение новой русской оперы поручено 24-летнему режиссеру Василию Бархатову. На сцене Мариинского он уже поставил оперы «Енуфа», «Бенвенуто Челлини» и «Отелло». Бархатов — выпускник отделения музыкальной режиссуры московской Академии театрального искусства, которое закончили ведущие отечественные оперные режиссеры Дмитрий Бертман, Георгий Исаакян и Дмитрий Черняков. Бархатов как режиссер действует смело и решительно, избавляясь от оперных штампов и условностей. В этом смысле с «Братьями Карамазовыми» будет одновременно сложно и просто. Так как это оперная новинка, никакой сценической традиции она не имеет, и сражаться тут не с чем. С другой стороны, ставить современную русскую оперу, на которую возлагают большие надежды, — отдельный экстрим. Как и в предыдущих постановках Бархатова, за сценографию отвечает художник Зиновий Марголин. На макете декораций — кривой двухэтажный домик желтого цвета с трубами и башнями, по ходу развития сценического действия он будет трансформироваться, открывая средневековые картины. В постановке задействованы ведущие артисты Мариинского театра, а за дирижерским пультом, разумеется, Валерий Гергиев, который еще в начале своей карьеры, будучи студентом Консерватории, неоднократно дирижировал произведениями Александра Смелкова.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #65 : Август 01, 2008, 11:41:57 »
Номер ссылки| 2008073120
Тема| Опера, МТ, Персоналии Шимановский К.
Авторы| Морозов Д.
Заголовок| Очарованный Рогер. Российская премьера оперы Кароля Шимановского на "Звездах белых ночей
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080729
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=785&rubric_id=207
Аннотация|
<...>
Автору этих строк, неоднократно видевшему прежнюю версию и являющемуся большим ее поклонником, принять новое прочтение удалось далеко не сразу, однако в финале стало ясно, что в целом, пожалуй, его воздействие даже сильнее. Тем более что современные реалии здесь вовсе не педалируются и начисто лишены каких-либо конкретных политических аллюзий. Ведь опера Шимановского, хоть и посвящена реальному историческому персонажу, менее всего опера историческая, а уж тем более - политическая. Все здесь носит, скорее, экзистенциально-философский характер. На него-то и делают упор Трелиньский с Кудличкой в своей новой, гораздо более жесткой версии оперы. Не только в сравнении со своей же прежней, но, пожалуй, в значительной мере даже и с самим творением Шимановского. Последний, судя по всему контексту, склонялся все же к тому, чтобы принять дионисийство, персонифицируемое в опере фигурой Пастуха, за истину. В спектакле это - такой же обман, как и все остальное. Истины нет, а все духовные поиски и метания свершаются лишь в воображении умирающего героя. 
« Последнее редактирование: Август 01, 2008, 15:27:49 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #66 : Август 01, 2008, 15:34:42 »
Номер ссылки| 2008073121
Тема| Опера, Персоналии Флорес
Авторы| Беляева Е.
Заголовок| ХУАН ДИЕГО ФЛОРЕС: Бельканто - мой океан
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080717
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=782&crubric_id=100423&rubric_id=209&pub_id=963129
Аннотация|

Очередной россиниевский фестиваль пройдет в Пезаро с 9 по 23 августа. Открывает его знаменитый тенор Хуан Диего ФЛОРЕС. В Пезаро он не просто дорогой заморский гость, он тут практически свой, совсем как сам Россини. В 1996 году Флорес влетел по замене в "Матильду ди Шабран" - спел большую партию. Двадцатитрехлетний перуанец так удачно выступил, что на следующее утро проснулся знаменитым. С тех пор все театры, и особенно лондонский Ковент Гарден, не мыслят постановок опер Россини без Флореса. Флорес даст концерт, составленный из россиниевских арий. В этом году он не будет распыляться - споет только из "Вильгельма Телля" и "Девы озера". В феврале у певца были проблемы с горлом (он проглотил рыбную кость), из-за которых отменился ряд важных спектаклей. В настоящий момент все более-менее в норме, но оперные СМИ волнуются. Флорес заверяет журналистов в том, что абсолютно здоров и в его намерения входит исполнение всех обязательств перед фестивалями. Мы предлагаем нашим читателям ту часть беседы с певцом, которая имеет отношение к исполнению опер Россини.
<....>
- Что значит выражение - провалиться в опере бельканто? Не взять нужные высокие ноты, сорвать фиоритуры, сфальшивить? Или эти недостатки легко возмещаются хорошей актерской игрой?
- Все наоборот. Отсутствие игры возмещается роскошной техникой. Не уверен, что во времена Россини вообще нужно было играть. А провал исполнителя бельканто однозначно связан с невзятыми нотами, сиплыми верхами и слабой техникой.
<.....>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #67 : Август 01, 2008, 15:48:03 »
Номер ссылки| 2008073122
Тема| Опера, МТ, Вагнер Р.
Авторы| Садых-Заде Г.
Заголовок| Синтез оперы с видеоартом. Парижский "Тристан" на "Звездах белых ночей"
Где опубликовано| Культура
Дата публикации| 20080703
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=780&crubric_id=100431&rubric_id=204&pub_id=958502
Аннотация|
 <...>
В этом году главной приманкой стал спектакль Питера Селларса и Билла Виолы "Тристан и Изольда". Предыстория такова: "Тристан", поставленный четыре года назад в Опера Бастий, произвел фурор и породил отчаянные дискуссии в среде французских интеллектуалов. Необычайно красивый - аж сердце щемит - тотально метафоричный видеодизайн Виолы открыл эру "новой театральности", где визуальный комментарий не просто раскрашивал и оживлял действие оперы, но попросту перестраивал все приоритеты синтетического, по определению, оперного жанра. "Картинки" Виолы доминировали, преодолевали театральную природу зрелища, переводя его в иную, виртуальную реальность.Черные фигуры на черном фоне - лишь лица и ладони белели в сплошной черноте - проживали свою, психологически интенсивную, насыщенную мелкими, но верными деталями жизнь. А над ними, на огромном экране бушевало море, застывали в беге волны, светила луна сквозь переплетенные ветви леса, и призрачные, светящиеся фигуры любовников бродили по тропинкам дикого рая неведомой страны, по ту сторону ночи и смерти.

<....>
Партию Тристана исполнял два раза кряду (!) замечательный американский тенор Гари Леман, восходящая звезда оперной сцены. Леман выглядел неплохо - благородный вид, прямой взгляд, классический профиль, светлая саксонская бородка. И пел очень здорово: искренне, экспрессивно, абсолютно вжившись в роль. Притом обнаруживал редкостную выносливость голоса - даже в конце спектакля тембр его не потерял красок. Леман составил достойную пару неистовой Ларисе Гоголевской - Изольде. Впервые на территории Мариинского театра "Тристан" прошел на таком подъеме. Оркестр, дирижер, солисты казались охвачены единым высоким порывом - устремлением в неведомое, в кристальные сферы чистого духа. После финального аккорда выглядели потрясенными и слегка даже ошарашенными все присутствующие: и в зале, и на сцене.

Главные исполнители были так выразительны и убедительны, что не сразу и вспомнишь, что рядом с ними мощным грудным сопрано блистала Екатерина Губанова - Брангена. Молодая певица, с непринужденной легкостью завоевавшая ведущие оперные сцены мира, полнотой звука, техникой, ровностью диапазона во всех регистрах, пожалуй, превосходила Гоголевскую, у которой экспрессия всегда превыше красоты пения. Зато у нее есть бесценный дар: бросаться в образ, как в омут, с головою; предаваться роли истово, входя в нее плотно, как рука в перчатку. Ее бешеный темперамент, ее ярость и сила заводили зал, придавали импульс игре оркестра, ошеломляли.
<....>
Первый спектакль стал уникальным эстетическим и эмоциональным переживанием еще и благодаря работе Билла Виолы. Гуру американского видеоарта, он мыслит понятиями и символами, опертыми на первичные матрицы нашего подсознания: инь-ян, солнце-луна, мужчина-женщина, вода-огонь. Визуальная симфония - со своими темами, разделами, лейтмотивами, трансформацией, развитием, контаминацией визуальных мотивов (подобно строительству музыкальной формы) - разворачивалась на экране. Экран оттягивал, раздваивал внимание слушающих: объяснял, углублял, расширял базовые, метафизические смыслы, само художественное пространство оперы. Виола пытался передать в образах практически невербализуемый духовный опыт дзен, открывая новые горизонты "внутреннего зрения".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-07
« Ответ #68 : Август 01, 2008, 16:31:03 »
Номер ссылки| 2008073123
Тема| Опера, МТ, "Братья Карамазовы"
Авторы| Добрякова Е.
Заголовок| «Скотопригоньевск лезет из всех щелей!»
Где опубликовано| Невское время
Дата публикации| 20080724
Ссылка| http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/5065/skotoprigonievsklezetizvsehshe/
Аннотация|
<...>
Гергиев рискнул доверить столь серьезную постановку молодому (но уже успевшему зарекомендовать себя в Мариинке яркими оперными спектаклями «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича, «Енуфа» Леоша Яначека) Василию Бархатову. На вопрос корреспондента «НВ», насколько интересен для него Достоевский, Василий ответил, что Федор Михайлович, как и Шекспир, будет современен всегда: «Посмотрите, Скотопригоньевск и сегодня из всех щелей лезет. И в Питере тоже…» Безусловно, ставя это сложнейшее произведение на оперной сцене, Бархатов решал и свои личные задачи как режиссер. Насколько все получилось, будет судить зритель, и не только в Петербурге  – Гергиев собирается осенью везти оперу в Голландию.

…На сцене (выразительная работа художника-постановщика Зиновия Марголина) предстанет собор без купола, дом почти без окон, зато с широкими воротами, которые будут затворяться за людьми, как за скотом, а паперть будет превращаться то в место для инквизиции, то в судилище над отцеубийцей, то в место для похоронной процессии, и сюда же явится Господь, которого схватят и уведут стражники… Ощущаешь самой кожей, как и вправду современен Достоевский…