Автор Тема: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ (февраль 2015 г.)  (Прочитано 52279 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Состав замечательный!

Вольфрам, а Вы уже где-нибудь слушали эту оперу?
К сожалению, нет, не получалось. Но очень хотел ещё тогда, когда Марфу пела Агунда Кулаева.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 459
Состав замечательный!

Вольфрам, а Вы уже где-нибудь слушали эту оперу?
К сожалению, нет, не получалось. Но очень хотел ещё тогда, когда Марфу пела Агунда Кулаева.

А как можно делать вывод о замечательности состава, никогда не слышав оперы? :o
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
 ;D
Состав замечательный!

Вольфрам, а Вы уже где-нибудь слушали эту оперу?
К сожалению, нет, не получалось. Но очень хотел ещё тогда, когда Марфу пела Агунда Кулаева.

А как можно делать вывод о замечательности состава, никогда не слышав оперы? :o
Из того, что я слышал и люблю почти всех заявленных солистов. Я бы с удовольствием пошёл на музыкальное мероприятие с любой классической программой, если бы знал, что в нём участвует этот состав. При условии, конечно, что Ващенко споёт немного.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 459
Лариса КИРИЛЛИНА

Между историей и современностью

«Хованщина» Мусоргского – опера о Москве, но в Москве она не ставилась очень давно (последней постановкой был спектакль Большого театра 2002 года). Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко решил восполнить этот зияющий репертуарный пробел, в очередной раз бросив вызов собратьям по ремеслу. Концепцию спектакля создали музыкальный руководитель и дирижер Александр Лазарев, режиссер-постановщик Александр Титель, художник-постановщик Владимир Арефьев, художник по костюмам Мария Данилова и художник по свету Дамир Исмагилов
 
Московская «Хованщина» предлагает другую метафору: образ наглухо замкнутой, огромной, пустой и страшно неуютной деревянной постройки, напоминающей то ли амбар, то ли ангар. За этой метафорой стоит не «белокаменная Москва», а, по выражению поэта Николая Клюева, «избяная, дремучая Русь». Наш общий дом, из которого никуда не вырвешься, который невозможно по-человечески обустроить, и в котором всё на миру: жизнь и смерть, казни и трапезы. Нельзя сказать, что это решение очень смелое, однако оно отрывается от привычных представлений о том, какой должна быть русская историческая опера.

В «Хованщине» на сцене почти всегда едят или пьют.

Но, если с символикой еды и пира в «Хованщине» можно как-то разобраться и примириться, толкуя ее на разные лады, то другие детали вызывают гораздо больше вопросов.

Другие привнесенные детали, наоборот, выглядят художественно точными, хотя поначалу могут шокировать своей неожиданностью. Так, в пятом акте среди готовящихся принять свой страшный конец раскольников бродит Андрей Хованский с пакетиком орешков (или леденцов), периодически то лакомясь сам, то угощая окружающих. Эта деталь заставляет по-иному взглянуть на его образ: князь Андрей, несостоявшийся русский царь – всего лишь большой ребенок, потерявшийся в жестоком мире взрослых страстей, и Марфа любит его, в том числе за эту беззащитную детскость.

Присутствие в труппе театра певцов экстра-класса позволило создать в «Хованщине» выдающийся ансамбль, который держит внимание публики в неослабном напряжении.

Полностью:

Музыкальная жизнь. - 2015. - № 3
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-02/r-hovanschina.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
15 апреля, среда, 19:00
Премьера
Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Денис Макаров
Марфа: Ксения Дудникова
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Елена Гусева
Сусанна: Ирина Ващенко
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Евгений Либерман

Позже на сайте театра появился состав и на спектакль 16 апреля

16 апреля, четверг, 19:00
Премьера
Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Дмитрий Степанович
Марфа: Наталья Зимина
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Мария Макеева
Сусанна: Наталья Мурадымова
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Евгений Либерман
Che mai sento!

Онлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 210
Замена!

16 апреля
(Сусанна) Наталья Мурадымова → Ирина Ващенко

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
15 апреля, среда, 19:00
...
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
...
Марфа: Ксения Дудникова
Вот как раз Мавлянова и Дудникову хотел услышать!
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
 С понедельника по четверг у меня аврал, нужно будет работать до позднего вечера, на Хованщину не попадаю никак, к сожалению. Несмотря на то, что очень хотел именно на эту Хованщину.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
С большим опозданием, но всё же выполняю обещание написать о двух (почти двух) составах исполнителей «Хованщины» по итогам прогона 17 февраля и премьеры 18 февраля. Просто когда я начинала писать отклик (а было это по очень свежим следам), то получила известие о смерти родственника. Потом из-за этого не хотелось возвращаться к этому тексту или не было времени. Теперь деваться некуда, надо дописать, пока не прошли следующие спектакли. :) Сюда же соберу свои отдельные реплики из этого потока, для целостности отклика. И ещё раз приношу извинения за такую задержку с публикацией.

Кирилл Чернышов выражал сомнения, получится ли у А.Б. Тителя «Хованщина» сколь-нибудь достойной после провального «Дон Жуана». http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10902.msg154283.html#msg154283 Кирилл, Титель определённо в «Дон Жуане» «нащупал дно» и оттолкнулся в «Хованщине». Так как я опираюсь на аналогии, скажу по-простому, что «Хованщина» – это нечто среднее между «Войной и миром» и «Чародейкой». Также в «Хованщине» есть столь любимые Тителем элементы, как голуби («Богема»), ребёнок («Евгений Онегин»), корыта и вёдра (как в «Кози» – ванны и в «Севильском» дети с горшками).

К сожалению, я угадала http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10902.msg154284.html#msg154284, как именно Досифей будет утешать Марфу. Он её очень конкретно хватает за разные места и уводит за сцену, озираясь по сторонам (ровно как Бомелий утаскивает Любашу). Более того, во время дуэта Марфа и Сусанна начинают друг друга оглаживать, что, по моему оценочному суждению, совершенно ни к чему. Они что, лесбиянки? К слову, я вот здесь прочитала следующее: «Стасов хотел сделать Марфу любовницей Голицына (влюбленной и в Андрея!), хотел, чтобы она маялась в сознании своей греховности, чтобы раскольники клеймили ее позором. Мусоргский уперся: его героиня должна быть чистой». http://lib.rmvoz.ru/bigzal/irm/7/musorgskij/st

Я ничего не имею против того, чтобы на сцене обнимались Ромео и Джульетта http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10389.msg154847.html#msg154847 или когда обнимаются возлюбленные в «Так поступают все женщины» (хотя я знаю, что за это мнение меня Renato будет порицать :)) ). Но с какой стати делать любовниками или даже любовницами персонажей – раскольников, которые готовы пойти за идею, за веру – на костёр? Это как в «Норме» в Новой Опере вместо античной трагедии на сцене показывают бытовые разборки! http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4205.msg146087.html#msg146087 Это не тот масштаб! Кроме того, то, что Марфа отдаётся Досифею, противоречит либретто, ведь Марфа была влюблена в Андрея Хованского! Это противоречит замыслу композитора! Это грубый и неприкрытый цинизм со стороны режиссёра!

Также меня удивило, что у И.Хованского девушки беременны – от него что ли, причём практически все сразу, только на разных сроках? Что за «штрих к портрету», зачем это? А сцену с персидками, на мой вкус, лучше было бы сделать в виде отдельной классической балетной зарисовки, без участия в ней Хованского. Ну и дудук и армянские музыканты тоже ни к чему, по-моему.

Фото декораций, наверное, все уже видели, но я согласна с автором вот этого ЖЖ http://reznikers1.livejournal.com/37701.html, что художник Арефьев повторяет свои приёмы (как в «Борисе Годунове» в Екатеринбургском театре). И такая цветовая гамма у Арефьева явно любимая :)) Да, здесь нет пышного убранства, это не Федоровский, а эконом-вариант. Зато большой плюс спектакля в том, что нет перерывов на смену декораций. Да и в общем-то важнее не декорации, а как поют и играют.

По прошествии времени у меня в памяти осталось яркое впечатление от работы Александра Лазарева. Оркестр звучал очень слаженно и управляемо по динамике. Класс работы дирижёра очень заметен. Правда, я прочитала в ФБ одного пылкого любителя музыки, что выбранная Лазаревым редакция Шостаковича дальше от замысла Мусоргского, чем редакция Римского-Корсакова. В частности, что малый барабан в хоре стрельцов в третьем акте – примета XX века и слушается инородно в опере XIX века. И что у Лазарева слишком быстрые темпы. С этим мне ещё предстоит разобраться, пока не хватает знания материала и интерпретаций. Но моё изначальное ироничное отношение к этой опере совершенно опрокинуто, я прониклась музыкой, и мне эта опера стала очень интересна. В этом, конечно, заслуга Лазарева. Также хорошо и слаженно звучал хор.

Но я не прониклась сюжетом. Мне не хватило глубины в постановке и в характерах действующих лиц. Если после «Дон Карлоса» я задумалась и вникла, кто все эти люди и что происходило в Испании в тот период, то «Хованщина» таких раздумий или каких-то исторических аналогий не вызвала, хотя темы для размышлений напрашиваются гораздо более близкие, чем в «Дон Карлосе». Также не было яркого эмоционального впечатления, по сравнению, скажем, со спектаклем «Война и мир» (хотя музыка Мусоргского мне значительно ближе, чем музыка Прокофьева).

На прогоне я слушала следующих солистов: князь Иван Хованский – Андрей Валентий, князь Андрей Хованский – Нажмиддин Мавлянов, князь Василий Голицын – Валерий Микицкий, боярин Шакловитый – Алексей Шишляев, Досифей – Дмитрий Степанович, Марфа – Наталья Зимина, Эмма – Елена Гусева, Сусанна – Ирина Ващенко, Подьячий – Чингис Аюшеев, Кузька – Артем Сафронов.

В прошлом году возникла бурная дискуссия из-за двух рецензий на концерт Андрея Валентия относительно его природных данных и исполнительской манеры http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9773.msg133315.html#msg133315 В связи с этим было интересно послушать Валентия в спектакле. В случае с «Хованщиной» это был прогон, то есть почти спектакль, но всё-таки репетиция. 26 февраля я послушала Валентия в астраханском «Евгении Онегине», он пел Гремина. Так что мои впечатления основаны на двух выступлениях, что всегда достовернее и лучше, чем судить по единственному спектаклю. У Андрея Валентия нормальный (хотя, на моё ухо, не слишком индивидуальный) тембр, однако зажатость голоса очень портит впечатление. Голос не летит в зал, а словно выдавливается из тюбика. Из-за общей зажатости у певца при произнесении слов возникает неприятная мимика, он как будто гримасничает. В «Хованщине» Валентия было слышно, но объёмом голоса он не поразил. В Гремине голос звучал громче, но в этой арии очень ярко проявилась тягуче-скрипучая манера произнесения слов и растягивания звуков. Мне такая манера расстановки акцентов во фразах и в целом исполнения не понравилась.

Я с недоумением прочитала, что, оказывается, выступление Валентия – это прямо-таки целое событие для МАМТа. Интересно, почему выступление Валентия – якобы событие? С тем же "успехом" можно объявить событием приезд из Минска певца примерно такого же уровня, Эдуарда Мартынюка (он пел Пинкертона в МАМТе и княжича Юрия в «Чародейке» в БТ). Но мы же всё-таки не в деревне…

Как всегда, применю свой любимый метод – сравнение. Что есть событие? Событие – это, к примеру, приезд в Москву Альберто Дзедды и его работа на двух «Севильских цирюльниках» в МАМТе (это было в апреле 2013 года). Если сравнивать басов, то есть такой английский бас Роберт Ллойд, с его участием сделано множество записей разных опер https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_(%D0%B1%D0%B0%D1%81). Ллойд пел Бориса Годунова в Мариинском театре, и это выложено на youtube целиком, можно посмотреть. Или, для примера, ария Филиппа II https://www.youtube.com/watch?v=GfPZu3RrVDE

Так вот, Ллойд в 2005 году участвовал в концертном исполнении оперы «Фиделио» с солистами и оркестром МАМТа http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=14208. Зная оперу «Фиделио», партию Рокко и этого замечательного баса, я могу с уверенностью сказать – вот это было событие!!! Я сожалею, что в тот период не интересовалась оперой и не послушала моего любимого певца живьём.

Ещё про сравнения. В МАМТе есть бас Феликс Кудрявцев. Вот мне Валентий по вокалу отчасти напомнил Кудрявцева, только у Кудрявцева голос более яркий, свободный, объёмный, полётный, и играет Кудрявцев более органично и без налёта провинциальности. Мой слушательский опыт показывает, что в театре все штатные басы обладают более интересными вокальными данными и лучшей школой, без дефекта пения «на горле». Кроме того, в партии И.Хованского Ульянов явно сильнее, хотя по идее, если кого-то приглашают, то более сильного, чем свои. То есть в чём сермяжный смысл приглашения, я не очень поняла. И тем не менее для второго состава «Хованщины» Валентий сойдёт, к тому же в составе есть и более значительные недостатки в виде Марфы и Досифея (особенно Досифея). Но уж кого и нужно было приглашать в эту постановку, то вторую Марфу – вместо Натальи Зиминой.

Понятно, что Наталья Зимина поёт Марфу, потому что больше петь некому. В театре группа меццо – не самая сильная. Мне нравится голос Зиминой – я слушала её Розину. В Розине ещё много чего нужно дорабатывать, но объём и подвижность голоса впечатлили. Но Марфа Зиминой вообще не по голосу. По сравнению с лучшими образцами на записях, когда Марфы выдают сплошной мощный и плотный поток звука, вкладывая туда всю силу и страсть, у Зиминой дрожащий голос. И абсолютно непонятная дикция, вообще ничего не понятно. Мне будет очень жаль, если перспективное колоратурное меццо-сопрано будет загублено партиями типа Марфы и Кармен. То есть и голосом певица рискует, и Марфы во втором составе фактически нет. И это не исправится с опытом.

На прогоне Нажмиддин Мавлянов пел князя Андрея Хованского. Из актёрских проявлений – было заметно, что Мавлянову-Хованскому очень не хочется задирать юбку Эмме. Этот момент выглядел крайне неубедительно. В остальном это было обычное для Мавлянова выступление с качественным вокалом и с хорошим понятным русским языком. Но с таким лирическим голосом Хованский звучал слишком по-юношески, без агрессии.

Князя Василия Голицына пел Валерий Микицкий. Я с симпатией отношусь к Микицкому, который, не обладая выдающимся голосом, всегда делает на сцене максимум возможного, чтобы его персонаж остался в доброй памяти у зрителя. Так было и на этот раз.

Мне понравился боярин Шакловитый в исполнении Алексея Шишляева. Шишляев – певец опытный, надёжный, с очень качественным голосом. Спел ровно, добротно, красиво. Да, Шишляев не силён в актёрском мастерстве, но Шакловитый не такой уж подвижный персонаж, и здесь умений Шишляева вполне достаточно. Но самое главное, что Шишляев хорошо и очень качественно спел всю партию, и эта партия именно для его голоса.

Эмму на прогоне и на премьере пела Елена Гусева. На прогоне всё прозвучало очень визгливо. На премьере получше, комфортнее для уха, и на том спасибо. Внешне и актёрски Гусева-Эмма очень напомнила свою же Донну Эльвиру – такое же истеричное перемещение по сцене и заламывание рук, кажется, даже платье похожее, в общем, дежавю :)) Сусанну в обоих спектаклях пела Ирина Ващенко. Если ориентироваться сугубо на мои слуховые ощущения, то вокальный образ, который остался у меня в голове, ассоциируется с драной кошкой. Хорошо, что партия небольшая. Но так как Алексей Парин сказал, что Ващенко выдала вагнеровскую энергетику в образе Сусанны, я, пожалуй, буду переосмысливать своё впечатление. Но я-то по незнанию, неразумение даже!, ориентировалась на голос Натальи Мурадымовой, которую мне в этом спектакле так и не довелось послушать (к сожалению). Два тенора, Чингис Аюшеев хорошо спел и подвижно сыграл Подьячего, а Артём Сафронов – Кузьку.

В этом потоке есть отклик Арлекина, в котором Степанович получил положительную оценку по принципу «внушает». Также я уже слышала и читала несколько отзывов, в которых Степановича в очередной раз назвали гением, в том числе за Досифея. Ну-ну. Я стараюсь проявлять толерантность к чужим мнениям, но тут хочется спросить… Ну ладно, не стану грубить, а напишу о своих впечатлениях. На прогоне Степанович вёл себя относительно спокойно. Почти не кривлялся, разве что весь вывернулся на словах «что сказал царь ПЕтр» (именно ПЕтр, а не ПЁтр). На прогоне Степанович проговорил (а не пропел) всю партию таким громким сухим звуком, что у меня в горле першило от него. Слова «И ноет грудь... и сердце зябнет...». Степанович произнёс с такой интонацией, что я не удержалась от смеха и заметила, что люди вокруг тоже смеялись.

У меня до того, как я послушала оперу живьём, была заготовлена циничная фраза – мол, я не люблю «Хованщину», поэтому мне не жалко Досифея, типа, пущай Степанович резвится. Но так как я прониклась этой оперой, моё мнение изменилось. Мне очень жалко «Хованщину» и Досифея!!! Нельзя с ним так поступать!!!

Александр Лазарев – известный приверженец дисциплины, чётко организованного процесса подготовки спектаклей и множества репетиций. Этот спектакль он готовил в одиночку и будет один вести его в дальнейшем. Но Лазарев очень заблуждался, если считал, что Степанович подчинится его воле и будет петь нормально. Нет, не подчинился и, думаю, не подчинится. Судя по отзывам о февральском спектакле со Степановичем, он там устроил. Зимянина писала, что Степанович чуть не пошёл проповедовать в зал. Как он при этом пел, можно себе представить. Да что там Лазарев, если Степанович не подлежит уголовной ответственности! И в апрельском весеннем спектакле, я уверена, Степанович ещё всем покажет.

Имеет ли эта клоунада отношение к Досифею? Вопрос. Я прочитала следующее: «Досифей, бывший «в миру» князем Мышецким, постригся в монахи в надежде обрести душевный покой и найти в вере путь к спасению святой Руси. Но видя гибель всего, что связано со старой верой, Досифей понимает свое бессилие и принимает решение погибнуть всем вместе в огне. Он охарактеризован разносторонне: его ариозо в первом действии — «Приспело время» — это скорбное предчувствие умного, много видевшего человека; в разговоре с единомышленниками Досифей полон мудрости и достоинства; он сурово упрекает Голицына и Хованского в мелочной чванливости, но необыкновенно нежен и бережен с послушницей Марфой, сочувствуя ее душевным страданиям, неразделенной любви.

В последнем, пятом действии, где Досифей принимает решение погибнуть, но не сдаваться петровцам, его ариозо образует как бы репризную арку с ариозо из первого действия. Образ лишен динамического развития, но обрисован Мусоргским глубоко и любовно» http://www.mussorgsky.ru/mus051.html

Марк Рейзен пишет в своей книге о Досифее, в частности, следующее: «Для меня оказалась новой сцена Досифея с Марфой и Сусанной, которая в Харькове не шла. Я считаю эту сцену, которую обычно опускают, очень важной и в драматургическом отношении, и особенно для характеристики Досифея. В столкновении с фанатичной раскольницей Сусанной Досифей еще более обнаруживает свою человечность, казалось бы противоречащей аскетичности, суровости и воле вождя раскольников. Эта сцена делает сложную фигуру Досифея многогранней».

Антон Гопко пишет вот здесь http://ezhe.ru/ib/issue1197.html, что в "Хованщине" в  Большом театре ему понравился «замечательный бас Вячеслав Почапский, и его Досифей был необыкновенно убедителен: юркий, с мелкими, суетливыми движениями, насквозь поражённый вирусом религиозного фанатизма». Думаю, что многие видели Почапского в текущем репертуаре Большого театра и понимают, что это за певец. ОК, есть вариант, что Досифей – это фанатик, но одно дело фанатик в исполнении прекрасного артиста Почапского, а другое – нечто в исполнении Степановича!..

Другой Досифей, выступавший в первом составе Денис Макаров, вызывает большую симпатию, хорошо поёт и оставляет благоприятное впечатление внешне. Я встречала разные мнения в прессе и на форумах, в частности, что Досифея не было вообще – или что это был какой-то сильно не такой Досифей. Или вот Кирилл Чернышов писал, что Макаров мог бы стать Шакловитым. Нет, лично я с первого момента определила для себя, кем был Макаров, а он, безусловно, в спектакле присутствовал: это прекрасный Пимен. Но Досифей более значительная и важная фигура, и у Макарова не хватило эмоций, темперамента и в общем масштаба. И поэтому особого впечатления он не произвёл. Пимен – это не Досифей.

Также получается, что два Досифея в этом спектакле по сути разные до противоположности. Спокойный, даже смирный Макаров, служитель скорее не раскольнической, а основной церкви, – и буйный Степанович, ярый сектант-самоубийца. Тут нет никакой логики.

В этом потоке, а также в прессе, и на форуме встречались мнения, что Досифея должен был петь Дмитрий Ульянов. Об этом писал, в частности, Томский, а также Предлогов:

Как теперь стало понятно, главной работой в этом сезоне станет "Хованщина".

Несмотря на большие сложности, я постараюсь принять участие в этом проекте в роли Ивана Хованского

Я тоже желаю вам, чтобы всё было хорошо, но не могу не высказать своего удивления по поводу того, что вам не поручили Досифея! Эта роль ВАША! Как мне представляется, этот типаж хорошо ложится на ваши возможности и особенности, и я крайне удивлён, что вам эту партию не поручили.
Считаю, что это ошибка тех, кто проводил кастинг. Это ваша партия.
Возможно, такое решение коренится в представлениях о "Хованщине" и её героях, исповедуемых руководителями, подбирающими артистов, но тогда можно поспорить об адекватнсти таких представлений, если бы только они были явно высказаны. А этого мы, я так понимаю, не дождёмся.
На мой взгляд, Досифей статичный, величественный, ибо именно так автор желал подчеркнуть возвышенность этого персонажа. Возможно, в целом этот образ несколько надуманный.
Хованский - это совершенно другое дело.

В вашем представлении Досифей - это как Командор в "Дон Жуане"?

Нечто общее в обоих образах, несомненно, имеется. Конечно, это абсолютно разные фигуры, действующие в разных обстоятельствах, но в художественном плане и в плане типажности они во многом родственны. Мне кажется это очевидным.

Мне кажется, Хованский для исполнителя интересней

Безусловно!
А зло и прелюбодеяние всегда сценически значительно более выигрышны и интересны :)) Но в этом и сложность таких ролей, ибо они требуют и психологической, а иногда и физической подвижности.
К примеру, в ролевом плане сопоставляются Дон Жуан и Командор, а у Мусоргского - Хованский и Досифей.

Я абсолютно согласна: если Досифей – это статуя, то, конечно, Ульянов статую сыграет успешнее всех певцов не только в МАМТе, но и во всех театрах вместе взятых. Но вообще такого противостояния аля «Командор и Дон Жуан», о котором писал Предлогов, в этой постановке я не ощутила. К сожалению, наверное и потому, все персонажи немного «никакие».

Я уже писала об этом в потоке, но для целостности отзыва повторю, что если мыслить Досифея как более живую фигуру, то Роман Улыбин мог бы сделать Досифея более масштабным и темпераментным, чем Макаров, и без лишних вокальных и актёрских эффектов, в отличие от Степановича. И хотя Улыбин, вероятно, более известен как исполнитель комических партий, его возможности не ограничиваются этим амплуа. В частности, он создаёт очень убедительный образ Раймондо в «Лючии ди Ламмермур». Кроме того, Улыбин в этом году впечатляюще исполнил цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9177.msg153988.html#msg153988

Окончание в следующем посте
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2015, 22:44:48 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Окончание

Теперь переходим к князю Ивану Хованскому в первом составе. «Хованский – спесивый воевода-крепостник — представлен как отрицательная фигура» http://www.mussorgsky.ru/mus051.html. Дмитрий Ульянов в роли Хованского – опять же, если оперировать аналогиями, то это уменьшенный по масштабу вариант его же Кутузова, только Кутузов в большей степени командор командир. Получился очень убедительный образ – недалёкий мужик с громким голосом. Образ, как и обычно у Ульянова, неглубокий, но тут особой глубины или тонкости и не требуется, так что годится. По голосу и тембру партия тоже подошла, в отличие от Дон Жуана http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg151230.html#msg151230. И тембр тоже подходящий для Хованского. Правда, Александр П. на «Ромео и Джульетте» 19 февраля слышал, как два седовласых джентельмена обсуждали «Хованщину», и один высказал мнение, что Ульянов – не Хованский. К сожалению, Александр П. не услышал обоснования такого суждения. А было бы любопытно – что не так? К чему придрались более опытные зрители? На мой взгляд и слух, всё было удачно, солист как раз на своём месте, ибо глубоких задач перед персонажем не стоит.

Князь Андрей Хованский – Николай Ерохин – напомнил своего Левко, так что на момент премьерного спектакля образа, пожалуй, не сложилось. Ерохин тоже не злобный персонаж, хотя очень старался изобразить агрессию. Мне его было очень жалко, когда он шёл в огонь, единственного из всех. Пел нормально.

В партии князя Василия Голицына в исполнении Нажмиддина Мавлянова я не увидела особых оттенков, которые бы отличали его от спетого накануне А.Хованского. Хотя и это выступление было качественным. Наверное, эта партия ему больше подходит по голосу. Но вообще что касается менее масштабных партий/ролей в этой опере, то я не возьмусь их досконально оценивать, потому что пока не очень в них разобралась.

Антон Зараев внешне очень подходит на роль боярина Шакловитого – уверенный, хорошо держится на сцене, и голос прекрасный, правда, возможно, пока ещё недостаточно заматеревший (хотя мне и так очень нравится). Прекрасно слышны и ноты, и понятны все слова, и ощущается отношение артиста к тому, о чём он поёт. Но концовку своей арии почему-то и зачем-то запорол. Вдруг растерялся на ровном месте, с трудом удерживал тесситуру. Кое-как допел, но эффект был смазан (а я собиралась даже «браво» кричать… :) ). Я заметила, что в некоторых других отзывах это волнение выдано за какой-то особый эмоциональный эффект в финале арии. Нет, это было именно волнение и потеря контроля над звуком. Вообще если Зараев уже поёт премьеры, то волноваться негоже. Ведь не стажёр, а взрослый певец.

Марфа Ксения Дудникова мне понравилась, наверное, больше всех из участников двух спектаклей. Можно придраться, кое-где неаккуратно менялись регистры, но это наверняка исчезнет в ближайших спектаклях. Парин сказал в радиопередаче, что Марфам не хватило значительности. К Дудниковой это относится в меньшей степени, но это следствие того, что исполнительница молодая. Вообще, по-моему, Парин к ней придрался. Дудникова - хорошая Марфа.

Подьячий Валерий Микицкий – опять же, молодец, отрабатывает и выжимает 100% из всех своих возможностей. В небольшой партии Кузьки после очень длительного перерыва впервые на сцене появился Дмитрий Полкопин. Эту партию спел нормально (делать прогнозы на большие партии не возьмусь). И очень здорово сплясал, это запомнилось.

В общем, в итоге я сходила на два состава и об этом не жалею, мне было интересно, но больше всего понравился оркестр. Постановка, несмотря на отдельные придирки, не самая плохая. Мне не было скучно. В общем, один раз можно сходить, даже если пугает длительность оперы. Музыка очень хорошая, и эту красоту вы услышите.

Но вот идти второй раз (в моём случае третий)… Да, Лазарев хорошо поработал, но, пожалуй, для многонаселённой оперы идти на дирижёра нелогично. В этом спектакле мне не хватило хотя бы одной шедевральной, глубоко сделанной роли/партии. Каким был Безухов Николая Ерохина в «Войне и мире» – попадание не только внешнее и по голосу, но и по характеру на 100% (к тому же он был внешне и по пластике очень похож на С.Бондарчука). Или вот как Белосельский – Филипп II (мне не все остальные участники «Дон Карлоса» нравятся, но ради Белосельского я их терпела и ходила на спектакль много раз). Работ такого уровня, масштаба в «Хованщине» я не увидела и не услышала. Так что мне пока не хочется и на первый состав. А на второй состав идти за свои деньги – надо очень долго думать (прогон-то – бесплатное мероприятие). Марфы нет, а Досифей сошёл с ума, совсем не комплект.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2015, 17:13:24 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Теперь я знаю, зачем я два года ходил на оперу.
Чтобы услышать "Хованщину".
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
15 апреля, среда, 19:00
Премьера
Основная сцена

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Александр Лазарев
Князь Иван Хованский: Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский: Николай Ерохин
Князь Василий Голицын: Нажмиддин Мавлянов
Боярин Шакловитый: Антон Зараев
Досифей: Денис Макаров
Марфа: Ксения Дудникова
Эмма, девушка из Немецкой слободы: Елена Гусева
Сусанна: Ирина Ващенко
Подьячий: Валерий Микицкий
Кузька: Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев: Евгений Либерман

Елизавета Корягина

http://vk.com/wall13383917_8808

после недавнего просмотра Хованщины в Немировича-Данченко хочется сказать:
- о, дайте, дайте мне клавир от оперы, убедиться, что Мусоргский такого не писал!!!!
================

-например, что Марфа после своей знаменитой арии про младешеньку (кстати, параллельно купая милого ребеночка!) соблазняла Сусанну реально, а не духовно! Крупным планом, на лавочке. То ли гипнозом, то ли "провоцирующим поведением". Сзади меня какой-то зритель восхищенно прошептал "ну ничего себе!..."

Потом через минуту она столь же бесцеремонно вела себя с Досифеем. Но там номер не прошел, хотя я уже не уверенна.

Досифей имеет вид латинянина, или аптекаря...ну или эти пуговки и укороченный халат имели в ввиду моду подрясников того времени! В образе ни любви к вере, ни харизмы духовника.

- если немецкую девушку князь Андрей действительно преследует, это не значит, что ее надо класть на стол перед зрителем и показывать, какого цвета у нее нижнее белье. В конце-концов, домыслить интереснее, чем увидеть!

- я конечно, не специалист по заговорам, но по-моему, было очень весело, когда Марфа искала "силы потайные" шаря руками по-плечи опущенными в ведро с водой)). Такое ощущение, что она их оттуда сейчас вытащит за волосы...

- понимаю гордость Хованского-отца, но очень занятно было, как тот пел "В моем дому и в вотчине моей... мне грозит беда неминучая?" тоном "а у меня в Одинцово все спокойно в натуре..."

И вообще, Хованский по внешности и поведению напоминал чем-то члена средневекового Тайного совета и фюрера одновременно, чем дал возможность сильно выиграть князю Андрею и потрясающе спевшему Шакловитому (Антон Зараев, я его помню когда еще ходила на все Госы в Консу слушать хор). У него и образ потрясающе подходящий для оперы, и голос.

А в остальном, хоры превосходные, особенно мужские, музыка на уровне)). Если как художнику закрыть глаза и слушать было, забыв о декорациях и всем остальном...то Мусоргский великолепен... как бы его ни поставили.

Дирижеру отдельное человеческое спасибо!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Саид Гафуров

https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004087846593&story_fbid=658984354247820

Посмотрели Хованщину в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Титель - режиссер заслуженный и плодовитый, но Хованщина - безусловно и с большим отрывом, лучшее, что я у него видел. Он любит осовременивание, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности. Первый акт (а опера сама по себе длинная) смотрится просто на одном дыхании - интересно, что будет дальше - Мусоргский был помимо прочего и первоклассным драматургом, во втором ритм так не держит, но там много хитов. Лесбийская сцена между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной мой пуританизм слегка шокировала, но ведь весь замысел Тителя в отношении Марфы - это ее сверх-чувственность, и странность сцены (которую я раньше относил на сумасшествие Сусанны) становится понятной. Да и она решена по брехтовски, без порно (беспорно). Неожиданно очень полезной оказывается бегущая строка.

И очень актуально в части киевского путча.

Рекомендую.
Che mai sento!

Онлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 210
С большим опозданием, но всё же выполняю обещание написать о двух (почти двух) составах исполнителей «Хованщины» по итогам прогона 17 февраля и премьеры 18 февраля.

Да... наконец мы дождались! Надо признать, что не зря ждали! Вышел просто шедевр и пример для подражания всем нам, как надо писать отзывы! Удивительная продуманность, обоснованность многих мнений, обилие ссылок... и ещё много чего полезного и интересно, на заметку, так сказать! Так что спасибо огромное, Papataci, за труд!

Складывается очень обстоятельное мнение о спектакле у любого читателя, т.е. форум такими отзывами служит во благо всех неравнодушных к опере, БРАВО!

Я ничего не имею против того, чтобы на сцене обнимались Ромео и Джульетта http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10389.msg154847.html#msg154847 или когда обнимаются возлюбленные в «Так поступают все женщины» (хотя я знаю, что за это мнение меня Renato будет порицать :)) ). Но с какой стати делать любовниками или даже любовницами персонажей – раскольников, которые готовы пойти за идею, за веру – на костёр?

Очень хочется попорицать, но не буду!  ;D
Если серьёзно, то это просто возмутительно! Что сеют в умах людей горе-Тители такими вещами? Ну разве это допустимо?
Я всем чем только можно "за", если уместны обнимания-целования. Пусть они будут, это правдоподобно... Но если это тошнотворно... Увольте!

Таким образом, даже думать не буду о посещении этой постановки, поскольку это русская опера, раз... да и бардак постановочный-два!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да... наконец мы дождались! Надо признать, что не зря ждали! Вышел просто шедевр и пример для подражания всем нам, как надо писать отзывы! Удивительная продуманность, обоснованность многих мнений, обилие ссылок... и ещё много чего полезного и интересно, на заметку, так сказать! Так что спасибо огромное, Papataci, за труд!

Складывается очень обстоятельное мнение о спектакле у любого читателя, т.е. форум такими отзывами служит во благо всех неравнодушных к опере, БРАВО!

Ренато, спасибо, но мне неловко читать это, потому что я (пока) не большой знаток оперы "Хованщина". И даже будь я знатоком этого произведения, всё равно мой отзыв - не истина в последней инстанции :)

Таким образом, даже думать не буду о посещении этой постановки, поскольку это русская опера, раз... да и бардак постановочный-два!

И всё же напрасно, опера того заслуживает. Мусоргский!!! Я просто остановилась именно на этих моментах, потому что многие критики о них вообще умолчали. А так постановка в общем и целом ничего, смотреть можно, так что сходите, но именно на первый состав.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Виталий Третьяков (v_tretyakov)

Выдающийся оперный спектакль Александра Тителя. "Хованщина"

http://v-tretyakov.livejournal.com/1718157.html

Вернулся из Театра им. Станиславского и Немировича - с премьеры оперы "Хованщина" в постановке Александра Тителя. На первых премьерах (в феврале, кажется) не смог быть из-за занятости, но сегодня послушал и не пожалел.

Выдающийся спектакль, выдающийся!

Читал рецензии на него, но не видел такого определения... Всё-таки странноватая у нас критика.
Повторяю: выдающаяся постановка (художник Владимир Арефьев, художник по костюмам - а они там очень важны - Мария Данилова), одна из лучших в багаже Александра Тителя, а у него практически не бывает плохих спектаклей (хотя его "Борис Годунов" мне не понравился).

Я никогда не думал, что казавшаяся ещё с детства мне скучной (в том числе и по музыке) исторической костюмной оперой "Хованщина" может быть столь захватывающей. 3 часа увлекательного динамичного действия, а вторая часть спектакля (после антракта) - просто шедевр. Пересказывать невозможно - надо слушать и смотреть.

Сегодня выступал первый состав солистов - все отлично пели. И внятно (слова понятны).

Гениальные хоровые партии Мусоргского, гениальные. И великолепно исполнены и женским, и мужским хорами театра. Был ещё и детский хор. Зал аплодировал после некоторых хоровых партий. Аплодировал бы чаще, да музыкальные переходы этого не позволяли.

Танцы замечательные и остроумные. Массовые сцены, как всегда у Тителя, мастерски выстроены. Настоящая драматургия, а не хождение по сцене. Ещё раз - захватывающий спектакль, а второе действие - просто шедевр. В том числе и сцена несостоявшейся казни. И замечательный по глубине и изяществу финал.

Обязательно пойду ещё раз. И всем советую - при первой же возможности идти. Ближайшие спектакли в июне.

Из комментариев
Степанович не переигрывал?

v_tretyakov
15 апреля 2015, 21:53:50 UTC
А его в этом спектакле (по крайней мере в этом составе) нет. Да для его амплуа в "Хованщине" и партии, думаю, нет. Если только самого Хованского, но только в некоторых сценах.

berkeleyan http://v-tretyakov.livejournal.com/1720216.html?thread=222811800#t222811800

Виталий Тоевич,
вчера [16 апреля] посмотрел Хованщину в театре Станиславского и Немировича-Данченко.
впечатления такие
женские голоса и роли - отлично!
мужские - так себе.
шакловитый - хорошо
андрей хованский слишком похож на филиппа киркорова
досифей - невидный, одет как бурсак из повестей гоголя, вместо бороды -- усы и бритый подбородок (((
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2015, 19:29:28 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 459
Если "Бориса" я слушал в разных редакциях и постановках и в разных театрах, то эта "Хованщина" была первой другой, т.е. не мариинской. Спектакль мне понравился. Ничего крамольного я там не обнаружил. Ну, ведра, ну, тазики, ну, утешают, ну, беременные... Почему бы и нет? Беременные, кстати, во-первых, не все поголовно, а во-вторых, впервые они появляются как стрелецкие жены. Разве в этом есть что-то противоестественное? Только потом часть этих беременных участвует в увеселении Ивана Хованского. Разве этого не могло быть? Пели замечательно все (за исключение  Эммы и Сусанны). Абсолютная удача - Шакловитый А. Зараева. Стопроцентное попадание в роль. Из солистов он единственный удостоился аплодисментов по ходу спектакля. Иван Хованский в исполнении А. Валентия никакой не князь, а белогвардеец, предводитель белогвардейского отряда. ;D Кроме того, внешне Хованские как-то  не очень были похожи на отца и сына. :D После премьеры говорили о проблемах с дикцией у некоторых солистов и хора. Вчера таких проблем почти не было. Как оказалось, в титрах не полный текст либретто, а "избранные места из переписки с друзьями". Кобекинское завершение совершенно лишнее и инородное. По-моему, напрасно спектакль начинают при освещенном зале. Так же начинается после антракта и вторая часть. Если наша "замечательная" публика не может угомониться и в темноте, то где же ей при ярком свете заметить уже звучащую музыку и понять, что опера началась. Зал был почти под завязку, побеспокоиться о билетах в момент начала продажи не удосужился, а они разошлись почти сразу, поэтому искренне благодарен добрым и отзывчивым людям, поделившимся своими стратегическими запасами. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ничего крамольного я там не обнаружил. ...ну, утешают... Разве этого не могло быть?

Обсудите эту тему с потомками староверов, что они ответят про подобные "утешения"? К тому же в либретто этого нет!!! С тем же "успехом" Жермон-старший может "утешить" Виолетту прямо на сцене, предложив себя вместо Альфреда. В соответствии с логикой "почему нет". Я невольно продолжила тему, которую начал Евгений Крашенниников, "Предложения для "режиссёрской оперы" http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11138.0.html

А как Вам оркестр? Кто кого сборет, Лазарев или Гергиев?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 459
Ничего крамольного я там не обнаружил. ...ну, утешают... Разве этого не могло быть?

Обсудите эту тему с потомками староверов, что они ответят про подобные "утешения"? К тому же в либретто этого нет!!! С тем же "успехом" Жермон-старший может "утешить" Виолетту прямо на сцене, предложив себя вместо Альфреда. В соответствии с логикой "почему нет". Я невольно продолжила тему, которую начал Евгений Крашенниников, "Предложения для "режиссёрской оперы" http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11138.0.html

Вы знаете, в старых фильмах (совестких, не могу, к сожалению, назвать конкретные примеры, и они, конечно, не про староверов, а про жизнь в разное время) очень часто вречались драматические сцены, когда одна дама обнимает и поглаживает другую, пытаясь ее успокоить. И, по-моему, ни тогда, ни даже сейчас (даже Милонов, не к ночи будь помянут! ;D) никого в лесбийстве (лесбиянстве?) не упрекали.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 459
А как Вам оркестр? Кто кого сборет, Лазарев или Гергиев?

Гергиев!!! :D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Теперь я знаю, зачем я два года ходил на оперу.
Чтобы услышать "Хованщину".

Ждём Ваших более подробных впечатлений!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дольчев о спектакле 15 апреля, по ссылке рассказ и обсуждение.

https://www.facebook.com/aleksandrs.dolchev/posts/884670084905118?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ксения Дудникова: «Я ЖИВУ НА СЦЕНЕ НЕИСТОВО»

Меццо-сопрано Ксения Дудникова – восходящая звезда Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-­Данченко. Культура ее исполнения, выразительное актерское решение роли уже успели обратить на себя внимание взыскательных театральных критиков, номинировавших Ксению на «Золотую маску».

http://gazetaigraem.ru/a17201503

...Е.А.: Какие были различия вашей трактовки образа Марфы и видения его режиссером?

– Мне хотелось идти по традиционному пути восприятия Марфы: она живет с верой, с Богом. Почему она уходит из мира в монастырь? Только из-за большой любви. Мусоргский как бы дает «люфт» певцу, актеру, дает ему свободный воздух, который позволяет представить разные варианты развития образа. Поэтому мне было очень важно знать, каким будет контекст. Когда я спросила Александра Борисовича, в чем опора, стержень моей Марфы, он сказал: «Любовь к Андрею». И я все подчиняла этому. Сначала я думала, что Марфе хочется тихой и мирной жизни, что она хочет спрятать себя и Андрея в один «кокон», утешить и успокоить Андрея, который рвет и мечет, кидается во все тяжкие. Но нет. Александр Борисович думал иначе. Марфа испытывает не чистую, созидательную любовь, она любит со страшной страстью, к ее любви примешивается и вожделение, и обида за то, что Андрей взял ее честь, но не ценит ее, что он полюбил другую женщину, Эмму. В процессе репетиций он говорил: Марфу посещают и такие мысли – сейчас я эту Эмму за угол заведу и шею ей сверну. Конечно, к жертвенности и православию это уже никакого отношения не имеет.

О.Б.: Вообще для образа Марфы это в какой­то мере, может быть, естественно. Больше удивляет сцена Марфы и Сусанны. Как ее объясняет Александр Борисович и как вы ее понимаете?

– Сцена Марфы с Сусанной в нашей постановке – это момент, когда одна женщина пытается объяснить другой, что такое чувственное наслаждение. В какой-то момент в сознании Марфы происходит подмена, и она уже видит не Сусанну, а Андрея. После этого понятны слова Сусанны о том, что Марфа ее искусила. И понятно, почему Сусанна говорит, что созовет всех на суд и Марфу сожгут. Но она не понимает, что для Марфы умереть – это счастье, лишь бы не гореть постоянно во внутреннем огне, в страсти. Я знаю, что сцена эта выглядит двусмысленно. Но я прекрасно ее понимаю, и оправдываю решение режиссера.

О.Б.: Есть ли исполнение партии Марфы, которое кажется вам эталонным?

– Эталоном для меня остается Ирина Константиновна Архипова. Я очень люблю тембр ее голоса. Он аккуратный, сфокусированный и выразительный, он не отвлекает от сути, от того, что она хочет сказать.

О.Б.: Партия Марфы, по сути, написана для контральто. Насколько она вам удобна?

– Она очень сложная. Одно дело – петь в нюансе forte, fortissimo в верхнем регистре, который сам «летит» в зал. Другое дело – в центральном и грудном регистре, который по физике глуше. Очень сложно прозвучивать в грудном регистре драматические фрагменты.

О.Б.: Думаю, многим, кто слышал вашу сцену гадания Марфы, необычным показался открытый звук в грудном регистре, особая краска – практически «народное» звучание, которое в этой сцене я больше ни у кого не слышала. Вы сами это придумали?

– Да. Я считаю, что так ярче передается страх перед потусторонними силами. Может быть, даже в какой-то момент эти силы в Марфу вселяются. Конечно, можно петь более культурным звуком, но это не будет так выразительно. Я понимаю, что сейчас, когда стандартом является «европеизированный», нивелированный звук, такая краска не может не «броситься» в уши. Но окраска звука, вокальная интонация должны выражать состояние героя.

Е.А.: Какие впечатления у вас от общения с дирижером постановки Александром Лазаревым?

– Александр Николаевич – потрясающий эрудит и очаровательный в общении человек. Во время репетиций с ним создается замечательная, легкая атмосфера. Он дает понять: мы вместе делаем и без того трудное дело, музыка драматически очень наполненная, тяжелая и для исполнения, и для понимания. Но сейчас, когда мы репетируем, мы немножечко и пошутим. Много у Мусоргского классных словечек, которые мы потом в обычной жизни употребляли по отношению друг к другу. Это здорово!
Александр Николаевич – уникальный музыкант, которому я полностью доверяю как профессионалу. Понятно, что, когда работаешь с таким дирижером, никаких вопросов относительно музыкального текста оставаться не должно, все должно быть точно. У него абсолютно понятный жест. Второе – это стабильность, логичное последовательное развитие музыкальной мысли. Он ведет эту музыкальную мысль, и ты идешь вместе с ним. Если есть объединяющий все посыл, мысль, то работать очень легко.

О.Б.: На ваших спектаклях возникает впечатление абсолютного погружения в образ. Трудно ли выходить из этого состояния?

– Отдых для меня – вещь очень условная. Вообще период погружения в работу над ролью тяжелый и для меня, и для моих домочадцев. В случае с Марфой я начала мистифицировать все, события в обычной жизни казались особым образом связанными между собой. Ночами мне снилось, что я горю, мне не было больно, но я чувствовала отвратительный запах опаленной плоти. Никак не могла отделаться от этого сна…

Я живу на сцене неистово. Может быть это и «перебор», но, на мой взгляд, это единственный способ развиваться. Чем интенсивнее ты работаешь на сцене, тем больше ты «раздуваешь» свое энергетическое поле. Хотя для кого-то важно только хорошо спеть, приняв для этого удобную позу…

Читайте полностью http://gazetaigraem.ru/a17201503
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
РЕЖИССЕРСКИЕ ВАРИАЦИИ НА ОПЕРНЫЕ ТЕМЫ

Игорь Корябин

Премьера «Хованщины» состоялась в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-­Данченко, премьера «Пиковой дамы» – на исторической сцене Большого театра России. В обеих постановках театр и музыка не образуют взаимодополняющих внутренних параллелей, однако музыка по отношению к театру возводит свои художественно значимые перпендикуляры.

АМБАРОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ…

Русские оперы, требующие масштабно-исторического подхода к своему театральному воплощению, по отношению к современным постановочным тенденциям наиболее уязвимы. Среди них «Хованщина» Мусоргского, зиждущаяся на историческом контексте конца XVII века, пожалуй, наиболее сакральна. Но в новой постановке Александра Тителя вся сакральность, весь психологизм в прорисовке подлинно русских, давно ушедших в небытие архетипов, отступают на второй план, а на первом – лишь внешний фасад сюжета.

Пять актов оперы практически нон-стоп предстают перед зрителем всего лишь с одним антрактом в форме монотонно сменяющих друг друга пластических этюдов с элементами заученно шаблонного сценического движения, но по форме подхода к такому сложному и многоплановому материалу режиссура А. Тителя все же довольно любопытна. Правда, это осознаешь лишь тогда, когда знаешь, что такое «Хованщина» на самом деле, в отличие от предложенного на сей раз ее суррогата. Эффект – примерно тот же, когда вы пьете чай с заменителем сахара, ощущаете сладкое, но понимаете, что имеете дело лишь с имитацией.

Возможно, сие не было бы столь очевидно, если бы сценограф Владимир Арефьев проявил немного больше изобретательности. Но хватило ее лишь на дощатый двускатный амбар, который заполнил собой все пространство сцены и разрез которого мы вынуждены были созерцать на протяжении спектакля, домысливая все его сюжетные локализации, – Красную площадь, покои Голицына, Стрелецкую слободу и терем Хованского. Лишь скит финального акта домысливать было не надо: местом самосожжения раскольников во главе с Досифеем этот амбар и стал. При этом белыми нитками шита не только режиссура и сценография: ничем не примечательные костюмы Марии Даниловой даже на историческую стилизацию тянут с трудом. При таком раскладе и роль художника по свету Дамира Исмагилова – также из разряда номинальных.

Создавая либретто на основе первоисточников, Мусоргский исторически достоверным оказался не во всем, но от этого архетипы его музыкальной драмы менее значительными не стали. И уж вряд ли он предполагал, что все они на протяжении его оперы будут «встречаться» в этом амбаре за одним длинным столом и со стрельцами, и с их женами, и с пришлыми людьми, и с раскольниками, – за столом, «окормляющим» всех и вся. Из этого амбара отправляется в ссылку и «поезд» опального Голицына. Стрельцам же, для которых лишь в опере все заканчивается хорошо, амбарный стол служит также потенциальной плахой, а большая балка, подвешенная у ребра потолка, опускаясь вниз, дважды становится ружьем, «выстреливающим на театре».

Сначала это столб с надписями о стрелецких расправах, затем в финале, когда самими же стрельцами стол-плаха растаскивается по домам, словно на дрова, это уже гигантский подсвечник, вокруг которого и «затепливаются» раскольничьи души. Но если Россию – вспомним известное четверостишие Ф. Тютчева – даже умом не понять, то и аршином общим – нашим театральным амбаром – не измерить уж точно! И если, продолжая тему, в Россию при ее особенной стати можно только верить, то поверить этой постановке нелегко. Однако музыкально-психологический перпендикуляр, с лихвой искупающий это неверие, обстоятельно-вдумчивый дирижер Александр Лазарев выстраивает впечатляюще красочно и подчеркнуто глубоко.

Истинно музыкантское препарирование русской оперной партитуры на сей раз связано с редакцией и оркестровкой Д. Шостаковича. В гармонии с полновесно «говорящим» оркестром выступает и одухотворенная мощь народных хоровых страниц (хормейстер – Станислав Лыков). Однако из всего лишь номинально собранного ансамбля солистов в наиболее важном цехе низких мужских голосов «сакрального катарсиса» не возникает вовсе (Иван Хованский – Дмитрий Ульянов, Досифей – Денис Макаров, Шакловитый – Антон Зараев). Разнохарактерные теноровые типажи воспринимаются гораздо благочиннее (Голицын – Нажмиддин Мавлянов, Андрей Хованский – Николай Ерохин, Подьячий – Валерий Микицкий). В партии Марфы музыкально точна, стилистически аккуратна, но абсолютно бесконфликтна Ксения Дудникова: главному женскому архетипу этой оперы в интерпретации высокого меццо-сопрано певицы заметно недостает вокального драйва.

Далее по ссылке - продолжение статьи, а именно рецензия на "Пиковую даму" в Большом http://gazetaigraem.ru/a3201503
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 993
Дольчев о спектакле 15 апреля, по ссылке рассказ и обсуждение.

https://www.facebook.com/aleksandrs.dolchev/posts/884670084905118?pnref=story

Интересный отзыв. Блестяще написано про Архипову.
Цитата: Дольчев
Для меня идеальной Марфой была и остается Ирина Архипова.
В Большом театре здорово пели Марфу все, но Архипова стояла особняком, к ней не могла приблизиться ни одна певица. И не понять чем именно она брала... выходила уже достаточно грузная женщина (иногда даже при первом ее появлении в зале хихикали), но как только она открывала рот, все мгновенно менялось : это такая силища была, такое достоинство («слыхала, княже, и навыворот»), такая грандиозная мощная вокальная фигура... И пела она вроде просто, ничего не утрируя, не пережимая нигде, но в ее Гадании было что-то мистическое, сосредоточенное; в «Исходила младешенька» именно вокально проигрывалась боль за себя, за свою любовь; а в финале, в сцене прощания с князем Андреем голос подымался до эпических высот. Не повторяется такое никогда...

Конечно, на фоне Архиповой и других мощных русских меццо, Марфа-Дудникова действительно отходит на далекий второй план. Но с другой стороны, если вспомнить, что речь идет о «Хованщине» не в БТ СССР, а в современном МАМТе, и если перенести систему координат для оценки исполнителей именно в эту ситуацию, то я бы не стал вот прям уж совсем сбрасывать  Дудникову со счетов (как это делает Дольчев). Думаю, что в рамках сегодняшней оперной Москвы (а спектакли МАМТа, я так понимаю, на иные масштабы и не претендуют) и тем более в рамках труппы своего театра, Ксения Дудникова  — вполне достойная молодая исполнительница Марфы. По крайней мере, уж в конкретную тителевскую-то «Хованщину» она — и по голосу, и по внешним данным — вписалась довольно органично. Так что я бы сказал, что, пусть и с оговорками, но главная героиня этого спектакля все-таки состоялась. Просто образ получился не мощный, как у великих, а своеобразный, как и все у Тителя.

Также своеобразным, но состоявшимся главным героем постановки можно признать Ивана Хованского. Про Валентия, правда, ничего не скажу, но Ульянов, при своей актерской  непластичности, яркого персонажа сыграть сумел.

А вот такой персонаж, как Досифей, он на мой взгляд, потонул в своеобразии и не «выстрелил» — ни в добротном исполнении (Макаров), ни тем более в сумасшедшем (Степанович).
В любом случае силой духа Досифей не поразил ни в том, ни в другом случае, а кто он такой — так никто и не понял. И у Мусоргского здесь ответ искать напрасно. Ибо куда автору угнаться за полетом мысли режиссера. Умнее режиссера только критики, но, кажется, и они здесь бессильны. :)


«Ерохин, тенор в сторону характерного» — не готов назвать его характерным, но дурачка с кульком конфет он в финале сыграл хорошо. :)

Цитата: Дольчев
Не могу разделить всеобщий восторг по поводу Зараева-Шакловитого, образ получился простецким, даже каким-то проходным; да к тому же вокал преимущественно на открытых гласных.
Пожалуй соглашусь, что образ Шакловитого у Зараева получился простоват. Виной тому, думаю, во-первых, возраст, а во-вторых, слишком уж Зараев на вид добродушен для прожженного политика Шакловитого, про которого Антон Долин хорошо подметил:
Цитировать
И как же убийственно точно, что самая красивая, завораживающая ария о сильной руке, так нужной бедной-несчастной России («Спит стрелецкое гнездо…»), исполняется именно боярином Шакловитым, который в начале оперы строчит донос, а в финале совершает подлое убийство.