Автор Тема: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ (февраль 2015 г.)  (Прочитано 58738 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ (февраль 2015 г.)
« Ответ #275 : Ноябрь 22, 2016, 08:08:50 »
...и машут театру ручкой.
Но при этом продолжают находиться на особом положении?

Конечно.

В Мариинке свои приколы - там солистов часто не оповещают о том, что они заняты в спектакле, и солисты узнают об этом с сайта театра или как-то ещё, в общем, случайно :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наш читатель Ш-н пишет, что, по его мнению, некоторым людям показалось, что в МАМТе в «Хованщине» есть любовная сцена между Досифеем и Марфе, по причине дурного вкуса или дурных мыслей этих людей. Или это фантазии, которые непонятно откуда берутся. Очень интересно, как совпали "фантазии" множества разных людей (см. цитаты ниже). Мнения и описания совпали потому, что люди посмотрели спектакль и написали правду об увиденном:

Цитата:  Екатерина Кретова
Титель в свою очередь наделил героиню бьющим через край эротизмом. И это убеждает, потому что совпадает с характером музыки и с текстом. Вполне логичным и отнюдь не шокирующим выглядит эпизод, когда Досифей (еще одна выдающаяся вокальная и актерская работа в этом спектакле — Денис Макаров) на словах «терпи, голубушка, люби, как ты любила» удаляется с раскольницей явно не для совместной молитвы.

Полностью материал по ссылке http://www.mk.ru/culture/2015/02/19/armyanskiy-duduk-zazvuchal-v-opere-khovanshhina.html

Цитата:  Сергей Бирюков
Впрочем, вряд ли режиссеру Тителю стоило доводить этот смысловой мотив до степени пошлости: его Досифей-Гапон даже не делает вид, что духовно окормляет мятущуюся Марфу, а впрямую лапает ее, раздевает и тащит за сцену.

Полностью материал по ссылке http://www.trud.ru/article/23-02-2015/1322497__xovanschinu_lishili_slova.html

Цитата:  Екатерина Бирюкова
А Досифей, за которым ходит послушное стадо борцов за духовность, воровато озираясь, по-быстрому мутит интрижку с Марфой. Времени-то совсем мало, впереди костер (извините за цинизм). Та, в свою очередь, как-то нетрадиционно пылка с товаркой Сусанной. Но что это за история, какой в ней смысл, какое она имеет к нам отношение, где зло, есть ли добро, что делать и кто виноват — все эти вопросы висят в воздухе, красиво подсвеченные, вот и всё.

Полностью материал по ссылке http://www.colta.ru/articles/music_classic/6399

Цитата: Антон Долин
https://www.facebook.com/permalink.php?id=1119919729&story_fbid=10205184780275323

…а Досифей (в этой постановке, по меньшей мере) явно неравнодушен к Марфе.

Цитата:  Майя Крылова
Марфу и Досифея гложет не только старая вера: она для них – и сублимация похоти.

Полностью материал по ссылке http://newizv.ru/news/culture/24-02-2015/215386-vremja-mraka.html?format=html&slug_for_redirect=culture%2F2015-02-24%2F215386-vremja-mraka

И, наконец, портал "Голос публики", автором которого является указанный в начале моего поста господин :))

Цитата:  Голос публики
...без особого протеста мной был проглочен намек режиссера на то, что Досифей таки утешил Марфу: пара недвусмысленно уединяется, непосредственно перед появлением Шакловитого, а Досифей — чтобы не осталось сомнений, оглядывается, с присущей Денису Макарову спокойной и внятной выразительностью. Здесь, на этом месте святе, я вспомнил, что в недавней европейской постановке Додина Марфа и Досифей — так просто любовники. Психологически это оправданно. Династически — тоже, ведь она в миру — княгиня Сицкая, он — князь Мышецкий. Вспомню и про склонность Александра Тителя усиливать сексуальные подтексты в своих спектаклях.

Полностью материал https://golos-publiki.ru/opera/premiera-hovanschiny-v-mamt-18-02-2015/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интересная рецензия «"Хованщина". Почему трудно?» о спектакле театра им. Станиславского 8 декабря 2016 г.:

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Александр Лазарев
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — Андрей Валентий
Князь Андрей Хованский — Николай Ерохин
Князь Василий Голицын — Валерий Микицкий
Боярин Шакловитый — Алексей Шишляев
Досифей, глава раскольников — Дмитрий Степанович
Марфа, раскольница — Наталья Зимина
Эмма, девушка из Немецкой слободы — Елена Гусева
Сусанна, старая раскольница — Наталья Мурадымова
Подьячий — Чингис Аюшеев
Кузька — Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев — Дмитрий Кондратков

Ссылка на рецензию
http://musicseasons.org/xovanshhina-pochemu-trudno/
____________

Автор рецензии смотрел спектакль в первый раз и в достаточно мягкой форме выражает недоумение – как режиссёрскими решениями, так и темпами Лазарева и подбором певцов. А я выскажусь весьма категорично, ибо считаю это нужным – ну а если кому не нравится мой стиль или кто хочет смотреть на мир через розовые очки, пожалуйста, не читайте.

Премьерный состав «Хованщины» в театре. им. Станиславского был так расхвален, что многие наблюдатели, не утруждающие себя глубиной анализа или частым посещением этого театра, делают помпезный вывод о том, что это лучший оперный театр Москвы. Так вот, я им всем шлю лучи бурного негодования, ибо один состав во главе с Ксенией Дудниковой не показателен. А вот я слушала состав, указанный выше, и по окончании спектакля в течение суток не могла успокоиться от возмущения. Возмущение было связано с тем, что мне нравится музыка Мусоргского, но слушать её в таком исполнении невозможно. Мне как будто налили известной субстанции в уши.

В опере много персонажей, но основной массив пения относится к Марфе, Досифею и кн. Ивану Хованскому.

Валентий в роли кн. Хованского продемонстрировал самодовольство, бьющее через край. В вокале главным было ощущение, будто поёт удавленник. Зажатый звук, как из тюбика, и закрытый рот. Очень странная школа вокала Г. Селезнёва, которой Валентий так гордится.

В партии Досифея непонятно откуда взялся Степанович (который, вообще-то, уволен из театра после известной скандальной публикации http://classicalforum.ru/index.php?topic=9307.msg185214#msg185214). Степанович поначалу держал себя в руках, но далее, как обычно, начал орать, извиваться, кривлялся и актёрски, и вокально, и чуть ли не кидался на партнёров. Хотелось вызвать скорую психиатрическую помощь. Я уж молчу про, мягко говоря, несоответствие увлечений артиста образу благородного старца Досифея.

Если про этих двоих мне всё было понятно и раньше, то относительно пения Н. Зиминой у меня сохранялись иллюзии. Но необработанный, неровный, слишком громкий, грубоватого тембра звук в лучших традициях печально знаменитой Л. Кузнецовой, да ещё фальшь оставили ужасающее впечатление. Я оставляю при себе более грубые сравнения. Правда, Александр П. в ответ на мои жалобы сказал, что нечего было ждать от Марфы, ведь и Полина в ноябрьской «Пиковой даме» была ужасна http://classicalforum.ru/index.php?topic=12269.msg184306#msg184306

Я знала, что эти трое каждый по отдельности поют плохо, каждый со своими проблемами. Но такое сочетание меня добило (накануне, 7 декабря 2016 г., я слушала «Дон Карлоса» в Большом, и хотя И. Абдразаков не произвёл сногсшибательного впечатления, но после него слушать Степановича и Валентия оказалось вдвойне невыносимо). На фоне этого ужоса даже Гусева показалась ничего. Остальные пели нормально, а особенно понравился Алексей Шишляев.

Хочу отдать должное публике. Несмотря на всякие премии и похвалы, на этом спектакле было менее половины зала. Вот и не надо ходить на всякую муть (отношу эти слова и к себе). Моё дальнейшее возмущение и публикация этого мнения связаны с тем, что в июльской афише вновь появилась «Хованщина». https://stanmus.ru/schedule/2017-07

Опять Зимина будет петь Марфу, и это будет выдаваться за оперу Мусоргского? Это профанация. Как говорится, не умеете – не беритесь. Не хватает мозгов или совести приглашать нормальных певцов или ставить своих нормальных – не делайте вид, что это «Хованщина». А Лазарев так и просто превратился в циничного собирателя денег, ни за что не отвечающего в музыкальном плане.

Есть классическая "Хованщина" в Мариинке - лучше там отлавливать хорошие составы http://classicalforum.ru/index.php?topic=12037.0, а в Москве от "Хованщины" одно название.
« Последнее редактирование: Май 01, 2017, 11:25:14 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Александр Лазарев
14 июля 2017 года, пятница, 19:00, Основная сцена

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — Дмитрий Ульянов
Князь Андрей Хованский — Николай Ерохин
Князь Василий Голицын — Валерий Микицкий
Боярин Шакловитый — Антон Зараев
Досифей, глава раскольников — Денис Макаров
Марфа, раскольница — Наталья Зимина
Эмма, девушка из Немецкой слободы — Мария Макеева
Сусанна, старая раскольница — Наталья Мурадымова
Подьячий — Чингис Аюшеев
Кузька — Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев — Дмитрий Кондратков
« Последнее редактирование: Июнь 06, 2017, 14:53:18 от Александр П. »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Хованщина» Мусоргского в МАМТ
« Ответ #279 : Июль 28, 2017, 19:14:44 »
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Александр Лазарев
14 июля 2017 года, пятница, 19:00, Основная сцена

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — Дмитрий Ульянов
Князь Андрей Хованский — Николай Ерохин
Князь Василий Голицын — Валерий Микицкий
Боярин Шакловитый — Антон Зараев
Досифей, глава раскольников — Денис Макаров
Марфа, раскольница — Наталья Зимина
Эмма, девушка из Немецкой слободы — Мария Макеева
Сусанна, старая раскольница — Наталья Мурадымова
Подьячий — Чингис Аюшеев
Кузька — Дмитрий Полкопин
Боярин Стрешнев — Дмитрий Кондратков

Insolitaria
http://www.diary.ru/~wr/p213248599.htm?oam#more1

"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Поход в театр, к сожалению, превращается для меня в большое событие, случающееся в буквальном смысле слова раз в год (хотя не обязательно по праздникам), так что начнём, благословясь, основательно, издалека.

...Так вот, с месяц назад нечто сподвигло мня лихорадочно шерстить сайт любимого театра в поисках знакомых букв и фамилий. Первым делом попалась вездесущая "Тоска", и я уже почти совсем было собралась гарантированно поднят себе настроение, полюбовавшись на г-на Поликанина, но оказалось, что нынешние цены любоваться на него в шестой раз в приложении к неизвестным науке в моем лице сопрано и тенору не располагают, так что, рассудив, что если уж душить жабу, то хотя бы по делу, я пустилась на поиски чего-нибудь новенького. И в результате на повестке дня у нас "Хованщина".

"Хованщина" хороша, во-первых тем, что я в принципе очень люблю русскую оперу: не в смысле Чайковского (хотя куда ж без него), а именно Могучую Кучку. Кроме того, в отличие от первостепенно любимых мною "БГ" и "Князя Игоря", в "Хованщине" толком нечего ставить. Опера словно начинается с кульминации: когда Хованские уже оговорены пред государем, Андрей уже оставил Марфу и испоганил жизнь Эммы; когда интрига - что политическая, что любовная - уже может только катиться по наклонной; а учитывая, что, с момента написания оперы и по сей день, Пётр I - это, вроде как, хорошо, а раскол - вроде как против "линии партии", бунтующих против первого и поддерживающий второй вроде как даже и не жалко. Короче, суть в том, что, как сказал кто-то из критиков, имени которого я, как обычно, не помню, "Хованщина" - не столько опера, сколько серия картин, и испортить её, если нормально спеть, практически невозможно.

Надежду в "нормально спеть" в меня вселили - и не разочаровали - знакомые фамилии в большом количестве.

Аюшееву досталась скучная партия подьячего, и он порой пытался искусственно подбавить в неё излишнего драматического сопливого пафоса, но в целом был ровно хорош.

Зараев актёрствует как-то обреченно-неохотно: мол, ну да, вот, я как бы злорадствую, а тут, вроде бы, искренне возмущен, - но по-прежнему радует с вокальной точки зрения. Большая ария Шакловитого в начале второго акта (ну, второго действия, формально являющегося III актом) меня в самом лучшем смысле этого слова загипнотизировала.

Бас Макарова как обычно прекрасен, словно океан, и спокоен, словно Гималаи: иногда я отрывалась от пускания радостных слюнок, чтобы побеспокоиться, хватит ли ему страсти на аутодафе, но аутодафе у Мусоргского вышло медленным и очень занудным скорее печальным и торжественным, чем экстатическим, так что было в самый раз.

У Микицкого, черт возьми, красивый тембр: и его достойные выступления в приличных партиях не перестают меня удивлять, хотя, если вдуматься, в нашу первую с ним "встречу" он был вполне себе Водемоном, и, если бы я не была так занята фанатением по Степановичу и Батуркину, может, я уже тогда бы его заметила?

Кстати, эти двое (Макаров и Микицкий) единственные, кто все ещё по большей части внятно произносит текст в театре, отчаявшемся настолько, что пустил к русской опере русские же субтитры :facepalm3:.

К голосу Ульянова я дышу довольно ровно (нет, он хорош, просто меня лично не вставляет), но как прекрасно он отыграл высокопоставленное быдло/декадентствующего аристократа гибнущего царства! :inlove: Собственно, сцена Голицына - Хованского - Досифея единственная оставила впечатление уверенного со всех трех сторон сценического взаимодействия, а не просто делания чего-то, что сказал режиссёр, чтобы мы просто так не стояли. Тенор Ерохин по-прежнему вроде ничего (но у меня нет вакантного места любимого тенора, так что пусть таковым и остаётся :tongue: ), и подозрительно похож на своего сценического пращура Ульянова: интересно, это грим? Надо поискать фотки.

Наконец, справедливости ради и чтобы не обделять прекрасный пол (пусть даже я не поняла, которая же это из двух, а к составу именно сегодняшнего спектакля сайт перестал пускать меня еще до начала), меня неожиданно впечатлил образ Марфы: именно весь целиком, и партия, и типаж актрисы, и костюм, и внешний рисунок роли, пусть даже знающие (?) люди в фойе говорили, что у неё "не то" сопрано, да и самою меня слегка коробило изменение качества звука при переходе в нижний регистр. Зато роковая женщина, похлеще Кармен, почему я раньше об этом не задумывалась? {Пела Наталья Зимина. Прим. Papataci.}

Так, у меня ещё были умные мысли про цветовую гамму, фоновое действие и неизменный тителевский секс, но завтра мне рано вставать и долго трястись в маршрутке, так что корпеть над продолжением сейчас было бы нерационально. Ждите и надейтесь, что я, как это в последнее время часто бывает :shuffle:, просто не забью на вторую часть :-D

http://www.diary.ru/~wr/p213271283.htm?oam#more1

...Я вообще-то вполне себе готовилась забить на вторую часть, ибо "все равно никто не читает", но, поскольку некто заверил меня в обратном и поскольку писать то, что мне следовало бы сейчас писать, мне тем более лень, продолжим.

У меня такое ощущение, что я это использую это словосочетание не в первый, и даже не в пятый раз, но "лаконичные утилитарные декорации" - то, что всегда подкупает меня в сценографическом решении оперы, особенно если там много народу, мало внешнего действия и описанные события подбивают аляповато изобразить на заднике "рассвет над Москвой-рекой". Но нет, простые деревянные павильоны и условно-исторические, без фанатизма и выпендрежа, костюмы очень удачно делают главным и, по сути, единственным действующим лицом оперы Русь-Матушку во всех ее неожиданных и порой странных проявлениях. Даже кафтаны стрельцов равномерно растворяются в этом умеренном фоне, прилежно вливаясь в сдержанный черно-серо-красный, как плакат "Родина-Мать зовет!", мирок, унылую монохромную гармонию которого нарушают не мелкие стычки все равно уже обреченных на смерть персонажей, а лишь переливчатые голубые платья призванных разгонять тоску Хованского "персидок" да зеленые мундиры петровских солдат.

От несостоявшейся эпичности (ибо, несмотря на равномерно разбросанные по тексту массовые сцены, что стрельцы и раскольники, что положение Хованского и Досифея как их соответственных лидеров в опере лишь для антуражу) и редуцированного, чтобы не сказать отсутствующего, конфликта, Титель, видимо, делал спектакль про то "как они просто сидят и пьют чай, пока у них за спиной рушатся их судьбы": что, разумеется, звучит впечатляюще, вот только Мусоргский еще не Чехов, и ему подавай на металлолом не какие-то жалкие отдельно взятые судьбы, а судьбу всего по-гамлетовски подгнившего московского царства, последовательно закатываемого в фундамент будущей петровской Империи. И, когда через всю оперу красной нитью протянуто "Какие вам плотские радости, когда грядет Судный День???", почти постоянное наличие на заднем плане массовки, упорно продолжающей есть, пить (отнюдь, правда, не чай) и мыться (sic!), с одной стороны, наверное, логично, но с другой - заставляет вспомнить, что писал Шаляпин о таскающих мешки с мукой работниках в "Русалке": жизненная правда далеко не всегда тождественна художественной. Иными словами, хорошо, что, если сфокусировать бинокль на главных действующих лицах, все это бесконечное застолье по большей части проходит мимо тебя.

Ну и наконец, про неизменный тителевский секс, который из действенного инструмента превращается у него в этакий логотип.

Я не питаю иллюзий относительно того, что в оперном театре, где все сплошь про любовь, нет места сексу. И буду продолжать утверждать, что в пресловутой "Травиате", например, зритель остро нуждается в напоминании, что вот это дамочка в офигенно красивом платье и с офигенно красивыми ариями - про-сти-тут-ка, и любить ее большой чистой любовью, возможно, не самая лучшая идея. Но "Хованщина" ни разу не про любовь, и, если старший Хованский, пьяно лапающий своих "персидок", очень удачно приплетает вставной балетный выход к общей ткани повествования, то "Отдайся мне!" и так звучит предельно ясно, и "брать" Эмму, предположительно прямо на улице, младшему Хованскому было совершенно ни к чему. Про прозрачные намеки на Марфу с Досифеем вообще молчу.

В общем, не ожидала я такого от Тителя, но "Хованщина", по ходу, еще одна постановка любимого театра, где мне понравилось все, кроме режиссуры. Но наслаждаться спектаклем мне это не помешало, так что и вы при случае тоже насладитесь :song:
Che mai sento!