Автор Тема: Pink Floyd «30 лет спустя»: воспоминания и разочарования  (Прочитано 1848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Pink Floyd «30 лет спустя»: воспоминания и разочарования
May. 17th, 2010 at 7:33 PM
http://predlogoff.livejournal.com/6428.html

Всплывают в памяти забавные обстоятельства, в которых я впервые услышал альбомы группы Пинк Флойд – "Обратную сторону Луны" и "Стену". Это было на рубеже 70-80-х, когда альбомы этой группы получили распространение в СССР.
Со смехом сейчас вспоминаю, как я в составе небольшой компании был приглашён в гости специально для ритуального заслушивания дисков Флойда в обстановке какого-то жуткого фетишизма ! Меня усадили в кресло посередине комнаты, тщательно настроили стереодинамики и заставили прослушать всё от начала и до конца. Не дозволялось пить чай, читать и разговаривать во время этого действа – это воспринималось хозяевами фонограммы как богохульство ! Надо было сидеть и "внимать гениальному" ! :)) Я честно "отсидел", что мне было назначено судьбой, но удовольствия не получил. Помню момент, когда после 1-го номера с его финальными завываниями и ревущими моторами в фонограмме раздался детский плач: тот, кто меня пичкал этой дребеденью, благоговейно произнёс: "Какой неожиданный эффект". Я пожал плечами, но юродствовать не стал. В конце концов, если люди фанатеют, то зачем их обижать ?
Когда я попросил посмотреть виниловый диск, мне его показали из чужих рук - даже в руки не позволили взять, вероятно, полагая, что неча всякому проходимцу хватать своими грязными руками такие драгоценности ! :)) Вспоминаю сейчас об этом и смеюсь ! :))
Надо сказать, получив академическую музыкальную закалку, я не принадлежал к поклонникам этой группы и никогда не фанател над нею. Но вообще-то, я не только над ней не фанател: я вообще не фанател над ширпотребом. Вспоминая сейчас музыкальную сторону моей жизни, я с некоторым даже удивлением констатирую, что меня совершенно не затронули тогдашние музыкальные моды. Нет, я не беру, конечно, бронтозавров сталинской эпохи, вызывавших если только исторический интерес, но даже если взять 60-70-е годы, которые, казалось бы, должны были оставить во мне более глубокий след, выясняется, что всё это прошло мимо меня.
Я интересовался классической музыкой и знал в ней толк, а вся остальная музыка - в т.ч. и современная эстрада наша и зарубежная, и зарубежные псевдофилософские рок-направления, и их советские эпигоны - мне казалась примитивной: я честно старался понять, что может вызывать в ней интерес, и когда мне предлагали что-то послушать "из современного зарубежного", всегда делал заинтересованный вид, но в глубине души отчаянно скучал.
Вообще, в этом плане я был какой-то "несоветский" ! :)) Все мои знакомые были настоящими совками: они фанатели сначала над Битлами, потом над Флойдом, а из наших группёх - над "Машиной времени", а потом над "Аквариумом" – они и меня тоже пытались мучить этими поделками, но я упорно отбивался ! :)) Но иногда приходилось слушать это всё – всё ж друзья просили "заценить", не кто-нибудь посторонний. Ох, как же я мучился……..
Пожалуй, больше всего я ненавидел бардовские песни под гитару: от этого меня просто тошнило - я считаю их вершиной советско-интеллигентской пошлости. От одного лишь взгляда на виниловую пластинку Окуджавы мне становилось дурно – а кто-то ведь крутил её и даже млел от неё ! Вспоминаю фильм "Июльский дождь": в ответ на вопрос героя, что именно он для неё мог бы сделать приятного, героиня просит его НЕ ПЕТЬ под гитару ! :)))))) Надо же, кое-кто уже ТОГДА понимал всю пошлость этого мероприятия, особенно же когда его начинают любительски и неумело тиражировать.
Как ни странно, я любил слушать Высоцкого – но теперь-то я понимаю, в чём тут дело: Высоцкий не музыкант, он поэт. В общем массиве его творчества мне нравились именно его мысли, стихи и варварские рифмы, а уж его манера интонирования и музыкальная подзвучка его стихов – это уже дело десятое, я воспринимал это как "способ подачи материала" и не более того.
Вообще, любопытный момент: что и как нас духовно формирует ? Что для нас важно, а что неважно ? Вспоминая свою непосредственную реакцию на многие музыкальные явления, я прихожу сегодня к выводу, что реакция моя была, так сказать, "генетической": отторжение исходило не столько даже "от головы", сколько от всего организма, взятого в целом. Советская эстрада меня не затрагивала абсолютно: ни официальная, ни неофициальная, ни даже запрещённая: "запретный плод" не был для меня "сладок", потому что я отчётливо видел его гнилость уже тогда. Но меня не затрагивали и западные веяния: я многое слушал – частью из любопытства, по бОльшей части случайно. Помню, рок-опера Уэббера "Иисус Христос" сразу произвела впечатление и мне сразу было ясно, что это талантливое и даже гениальное произведение. Но ведь не всегда же первое впечатление бывает самым верным ? Мюзиклы "Кошки" и "Призрак оперы" произвели фурор и чрезвычайно нравились мне с музыкальной стороны. К постановкам и эффектам для "удара по зрительным анализаторам" я всегда был более-менее равнодушен – мне это казалось и кажется дешёвкой. Никакой приезд никакой Мадонны или кривлянье какого-нибудь Джексона не способны меня впечатлить: эта показуха на меня не действует.
Пинк Флойд тоже никогда не казался мне заслуживающим внимания: "философия" его примитивна и даже ущербна, потому что слишком зациклена на специфически западных мелких проблемках, а меня этот инфантильный междусобойчик не волнует. А уж эти флойдовские стенания и рыдания вокруг проблем системы западного образования, слёзки по несчастному ребёночку, которого шлёпают по попке мерзкие учителя, не позволяя, дескать, ему выражать свои нетленные великие мысли и наслаждаться "свободой", вызывали во мне лишь едкую иронию: в этом плане Пинк Флойд недалеко отстоит от AC\DC, солист которой школьные штанишки на себе рвал. Мне кажется, с Флойдом это уже тогда было ясно, но у нас-то тут все млели от английского языка, полагая, что уж на иностранном-то языке произносится что-то исключительно гениальное и нетленное. Блажен, кто верует.
Во всём этом было что-то неисправимо инфантильное, и меня это смущало и мешало серьёзно отнестись к флойдовским "откровениям". Звуковые эффекты казались дешёвкой и притом случайной и плохо продуманной дешёвкой. И дело даже не в том, что сегодня каждый может сделать их дома на своём компьютере, дело в другом: в смысле всего этого – был ли смысл ?
Псевдофилософские тексты Флойда и других тогдашних групп, как ни странно, упали в СССР на благодатную почву: выяснилось, что псевдофилософский туман импонирует аудитории, двинутой на поисках "скрытых смыслов": в самых банальных текстах людям мерещилось чёрт знает что "крамольное". Привет Хрущёву Никите Сергеевичу – великому борцу за мир: он тоже вечно искал во всём подвох. Чувствуется, что эту его паранойю унаследовали отечественные группёхи. Впрочем, туману тогда все любили нагнать – это считалось высшим шиком, так что вообще невозможно было понять, о чём речь в песне.

- О чём этот фильм ?
- Да ни о чём.

С другой стороны, мне совершенно непонятна реакция тогдашних наших властей на всё это творчество: им тоже мерещился в этом всём какой-то капиталистический подвох против советской власти. Полагаю, что из-за того, в частности, что советским детишкам не давали заниматься той фигнёй, которой им хотелось развлекаться, детишки эти спустя несколько десятилетий спокойно наблюдали, как рушилась эта власть, и даже палец о палец не ударили, чтобы её спасти. Власть подсидела саму себя: пока она заботилась о "великом", "нужды низкой жизни" подъели её, и она рухнула.
Я обратил внимание, что все великие проекты рушатся из-за ерунды: по-видимому, в этом есть какая-то закономерность ! :)

Сижу вот сейчас и пишу это под записи Пинк Флойда: "Обратную сторону Луны" я переслушал вчера, а сейчас слушаю "Стену", так сказать, "30 лет спустя". Что изменилось для меня в восприятии этой музыки за те десятилетия, что прошли с рубежа 70-80-х годов ? Да ничего ! Я окончательно убедился, что всё это не для моих ушей: для меня это пустой звук.
Я уж не знаю, что у меня с головой – вероятно, лишние знания мешают ! :)))))) Но я выше говорил, что не только знания мешают, мешает что-то на органическом, генетическом уровне: эта музыка для меня примитивна, я от неё не млею. Она для меня банально малоинформативна: тексты тупы, музыкальный тематизм банален, исполнение убого. К тому же я в ней улавливаю несомненные признаки музыкального минимализма, и меня это раздражает.
Вообще, меня всё бесит в "модных течениях": плыть по воле волн, конечно, спокойнее, но разве это интересно ?

Валентин Предлогов

Оффлайн tab

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 79
К сожалению, музыкальная закалка отца-основателя, действительно, не позволила ему оценить гениальность этой музыки. И хороши "друзья", которые акцентируют внимание на крике ребенка на стыке In The Flesh? и The Thin Ice, а не на том, что творится вокруг, до и после, например, на страхе разрушающейся вселенной, равном которому в музыке есть только в 13 квартете и 4-й ДДШ, или великой лирике Comfortably Numb.