Автор Тема: Режиссура "по партитуре" и "по клавиру"  (Прочитано 663 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Задумался над этим, когда смотрел оперу Прасоловой "Дом Бернарды Альбы" в учебном театре ГИТИСа (мастерская Михаила Кислярова).
Борис Александрович Покровский ставил оперы, идя к партитуре. То есть нельзя просто взять сюжет и придумать под него новую психологию или философствования; типа: тут у Моцарта Дон Жуан, про него многое есть в культуре - так давайте подадим его по-пушкински, по-мольеровски, по-тирсодемолиновски, по-моему... Нет, подавать его можно только по-моцартовски; учитывая всё в музыке: какие инструменты когда вступают и т.п.
По мне такая позиция самая логичная; да, это трудно осуществить во всей полноте, но стремиться к этому хорошо бы.
Так вот: в ГИТИСе все оперы (что я смотрел) идут под фортепиано (иногда электронное). "Не только любовь", "Каменный гость", "Несчастья Орфея" и другие оперы Мийо, теперь вот "Дом Бернарды Альбы".
Но композиторы же писали оркестровую партитуру (как минимум, Щедрин).
Учитывает ли постановщик то, что опера идёт под иной музыкальный вариант, не композиторский?
То, что технические моменты учитываются - думаю, наверняка (то, что оркестр перекрывать голосом не надо, а, значит, можно спокойно петь из любого места сцены и т.п.). А вот то, что краски музыкальные другие?
В этом отношении очень интересно было бы сравнить постановку оперы с полным составом оркестра и под фортепиано, сделанную одним режиссёром.
В Москве есть такая возможность - "Женитьба" Гречанинова в Сац идёт в двух вариантах: с оркестром и с флртепиано. Но что-то мне подсказывает, что отличаться они друг от друга по режиссуре не будут. Хотя интересно сравнить тогда впечатление - оно будет таким же или при разном сопровождении и режиссура в каком-то случае покажется менее соответствующей...
Ora pro nobis beate pater Dominice