Автор Тема: «Манон» Массне в МАМТ (январь 2016)  (Прочитано 28521 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Иван Орлов
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975939292480534&set=a.112684218806050.18773.100001934181220&type=3&theater
 
История Манон – вечная и противная до тошноты. В каком-то смысле она даже хуже Анны Карениной, хотя тут всё такое, что сравнивать глупо. У мужской части тема вызывает нездоровый отклик – что книжка, две оперы, балет, кино и ещё много-много всего наглядно и подтверждают. Жагарс перед последним показом в премьерной серии был измучен до черноты. Феликс Коробов, музыкальный руководитель постановки, напротив, был полон сил и спокоен. Тем интереснее было увидеть и услышать, что у них получилось. Скажу сразу – слушать было намного интересней, чем смотреть.

С визуальной частью спектакля команда Жагарса облажалась по полной. В первом действии плоская, серая, но чётко обрубающая четыре пятых сценического объёма, декорация вокзала приземляет взгляд зрителя к сцене – и в узкой полосе высотой метра максимум три мы и наблюдаем всю завязку проститутского сюжета. Никаких шестидесятых нет и в помине – на сцене визуально бушует эклектика с элементами и пятидесятых, и семидесятых, и восьмидесятых – очевидно, что воплощается свободный вымысел, не локализующий эпоху, а место действия обозначается маркерно – и тоже так неумело, что фу (например, силуэтом Эйфелевой во втором действии в окошке, и сама декорация ко второму – одно это окошко, диван и стол, который играет такую важную роль в либретто). В общем – и художнику, и Кристине Пастернака, создававшей костюмы, – чёткая такая жирная двоечка. Жагарс со своей командой, конечно, не стесняются признаваться в компиляции европейского опыта, но опыт опыту рознь – и всё это мы видели сотни раз не только за границей, но и, к примеру, в Геликоне, да и в самом Стасике.

Не спасают ситуации ни мотороллеры с маленькими кузовами – ария Манон из кузова – один из пошлейших моментов во всём спектакле, ну нельзя так со штампами, стыдно, ни прочие кунштюки. И даже когда во второй картине мы видим неплохо слепленный собор – всё портит огромный неоновый крест, который просто не даёт смотреть на героев, а всё время отвлекает внимание на себя. В общем – убогая работа, даже по сравнению с весьма спорным «Тангейзером» (сделанным там же и теми же) – налицо явная деградация. Я в антракте ещё умудрился ввязаться в бессмысленный спор – должна ли декорация в театре работать на замысел и создавать не только иллюстрацию и фон для действия, а ещё и эмоциональное состояние, и наполнение с дополнением сценическому объёму. Ругал себя потом – спор такой и сто лет назад был бы неприличен, а уж после революции сороковых в европейском театре – и смысла не имеет…

Но хватит о грустном – теперь о замечательном. Никто не смог бы обвинить меня в излишней симпатии к Феликс Палычу, даже в очень хорошей «Аиде» или «Вертере» с Корчаком мне слышалось громыхание и дисбаланс – в ущерб тонкости для достижения пущей выразительности оркестра (со всеми неуместными порой патетикой и шумом, возникающими при таком подходе). Но 31 января – Феликс Палыч, вдруг ты прочитаешь – это было великолепно, вот прямо с первых тактов совсем непростой увертюры. Это была работа мастера – чёткая, взвешенная, с великолепной детализацией и чутким деликатным руководством. Браво, маэстро! Мои уважение, любовь и благодарность!!

С пением поначалу было грустно… Да что там – Манон порой сваливалась просто в позор какой-то, но учитывая, что Жене Афанасьевой довелось за считанные дни эту огромную партию спеть три раза – как-то даже и желания нет её ругать. К третьему действию девушка показала на что она способна – а способна она вполне, и впереди у неё большое будущее – и довела свою партию до финала с успехом – пусть и не без недочётов.

А вот партнёры её мне понравились все – а Нестеренко - де Грие вообще покорил. Ансамбли – прекрасны, хоры – великолепны (сцена с прихожанками-фанатками в третьем действии и вообще блистательна). Миманс – самого высшего уровня. Всё звучало и вертелось так, что любо-дорого(и ещё раз привет и восхищение Феликс Палычу). Собственно – ну вот и вся история Манон Леско.

Разве – вспомнить ещё работу со светом, плюнуть, да и забыть про неё… Шоу это, не сомневаюсь, найдёт массу поклонников. Да и я, невзирая на всё визуальное убожество, с радостью окажусь в зале ещё раз. Впечатления неоднозначные, конечно, но театр настолько хорош, что никакие режиссёры не испортят его качества, а с таким Феликс Палычем – и вообще! Поздравления, в общем, и ура! Молодцы и герои, и всем спасибо!
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Для краткости обойдусь без цитат, хорошо?!  ;)
Вы правы в том, что ни одна постановка театра не будет на порядок выше самого среднего европейского продукта. Но, к примеру, «Медея» сравнение вполне выдержит. Говорят, очень достойная «Хованщина» - во многом благодаря Лазареву (сама не видела, увы). «Медея» в режиссерском смысле, конечно, мягко говоря, не шедевр, но главная идея оперы – трагическая судьба героини – выдержана. Кроме того, опера эта держится на главной героине. Есть Медея – будет спектакль, нет Медеи – будет пшик. И Герзмава, и Мурадымова сделали спектакль. Да, оркестр был топорным, но это более походило на итальянскую музыку, чем  в «Манон» - на французскую.
«Манон» одна героиня не сделает,  тем более что в 1 день ее и не было. С таким голосом, как у Афанасьевой, эту партию петь нельзя. Про плохой французский и отсутствие стиля у других певцов я писала. Про постановку тоже. Такая красивая идея – 60-е, Денев-Бардо – а смысл??? Героиня одной краской: ПРОСТИТУТКА. Впрочем, об этом я тоже писала. Вот у Вас героиня хоть на минуту вызвала жалость? У меня - нет…  А если в театре нет лирического сопрано с отменной техникой (партия все же, говорят, не для чистой лирико-колоратуры) – зачем браться за эту оперу?! И это самый главный вопрос к театру.
Про тенора, кстати, я тоже писала: такой голос – одна из приятностей спектакля. :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дискуссия о постановке Жагарса "Манон"
http://vk.com/wall-57323907_2768
Признаться, даже до середины не дочитала.
Я тоже. Потому что так и не понял, о чем идет разговор.

Хотя вынужден признать, что один из его участников (имя которого и тем более его ресурс мы здесь на форуме не упоминаем; тогда как он кроет нас последними словами) написал неплохую рецензию на спектакль (неплохую —  в том смысле, что она весьма обстоятельна и во многом созвучна моим ощущениям и от оперы, и от постановки, и от исполнения).

Ну почему же не упоминаем? Предлогов (кстати, в диалоге с вами :) ) упоминал:

Я ловлю себя на мысли, что читать отзывы компетентных любителей музыки(в том числе и здесь на форуме) подчас гораздо интереснее, нежели витиеватые рецензии производства «гильдии» профессиональных музыкальных журналистов.

И я согласен с вами! А почему так получается? Потому что рядовые слушатели высказываются сразу по сути, не размениваясь на мелочи, а главное, что они НЕ СЛЕДУЮТ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ, которую им внушают то представители театра, то какие-нибудь менеджеры, то деятели культуры, в силу личной дружбы симпатизирующие тем или иным артистам, режиссёрам или руководителям. Если почитать какой-нибудь "Голос буффона", то сразу становится ясно, чьи уши торчат из его якобы "личных мнений" :))

В упомянутой вами, Александр, заметке, проводится две генеральные мысли. Первая: постановщики правильно поставили на премьеру именно Афанасьеву. Второе: постановка хорошая (следовательно, театр сделал правильный выбор, пригласив этого режиссёра и его команду и вложив в это средства, а именно 28571.43 евро режиссёру-постановщику, 14285.71 евро художнику-постановщику, 11428.57 евро художнику по костюмам и 2160 евро педагогу по вокалу).
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Армянский тенор Липарит Аветисян включен в список постоянных ангажированных артистов театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. "Это значит, что оставаясь тенором Национального театра оперы и балета РА им Спендиаряна, у меня контракт с театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Только в одном сезоне десять раз состоится спектакль "Манон" и шесть раз я приглашен исполнять роль де Грие", - сказал он.

http://armenpress.am/rus/news/833898/armyanskiiy--tenor-vklyuchen-v-spisok--postoyanniykh-angazhirovanniykh.html
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
Вы правы в том, что ни одна постановка театра не будет на порядок выше самого среднего европейского продукта. Но, к примеру, «Медея» сравнение вполне выдержит.
А так уж ли далеки МАМТовские постановки от «среднего европейского продукта»?

Цитировать
Говорят, очень достойная «Хованщина» - во многом благодаря Лазареву (сама не видела, увы).
Пожалуй, да. Возможно, один лучших на сегодня спектаклей МАМТа. Хотя к постановочным решениям есть ряд вопросов, музыкальный уровень спектакля благодаря Лазареву и правильно подобранному составу (Дудникова, Макаров, Ульянов в главных партиях) весьма недурен.

Цитировать
«Манон» одна героиня не сделает, тем более что в первый день ее и не было.
Но другие-то герои были.

Цитировать
С таким голосом, как у Афанасьевой, эту партию петь нельзя.
Возможно, но в любом случае эта претензия не к Афанасьевой. Она со своей стороны сделала  всё, что смогла, а может даже и больше. :)

Цитировать
Про плохой французский и отсутствие стиля у других певцов я писала.
А откуда у них может быть стиль? Во Франции они не поют, дирижеры и коучи из Франции сюда не ездят.
Так что всё в меру индивидуальной гениальности.

Цитировать
Такая красивая идея – 60-е, Денев-Бардо – а смысл???
Чисто визуальный.

Цитировать
Героиня одной краской: ПРОСТИТУТКА.

Я такого не увидел. К этому образу ближе были т.н. «актрисы», но почему Манон?
Да и какая же она проститутка, если у нее за все действие было всего два мужчины, один из которых — большую часть времени — основной и единственный возлюбленный?

Цитировать
Вот у Вас героиня хоть на минуту вызвала жалость?
Конечно, всегда же жалко, когда герой/героиня умирает.
А до финала я даже и не знаю, в каком месте ее надо жалеть. Это и в романе до отправки в Америку довольно трудно сделать. Героиней больше возмущаешься, нежели жалеешь.

Цитировать
А если в театре нет лирического сопрано с отменной техникой (партия все же, говорят, не для чистой лирико-колоратуры) – зачем браться за эту оперу?! И это самый главный вопрос к театру.
Я согласен с такой постановкой вопроса. Но, мне кажется, он немного вне рамок данной дискуссии.
« Последнее редактирование: Февраль 04, 2016, 11:06:57 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
В упомянутой вами, Александр, заметке, проводится две генеральные мысли. Первая: постановщики правильно поставили на премьеру именно Афанасьеву. Второе: постановка хорошая...
Ну он их, по крайней мере, обосновал.
В частности, про Афанасьеву сказано, что она лучше попала в образ (да и сценический опыт у нее больше), но с вокальной т.з. пела хотя и приемлемо, но хуже Макеевой (это он сказал не напрямую, но дал понять).

А поскольку, как известно, высший приоритет в театре имеет постановочная часть, то, естественно, выбор постановщиков следует признать правильным: они хотели показать лучшие стороны именно постановки. а не музыкальной части. К тому же первый день премьеры — не обязательно показатель. Посмотрим, еще все ли свои шесть раз из десяти Аветисян будет петь именно с Афанасьевой.


Цитировать
...следовательно, театр сделал правильный выбор, пригласив этого режиссёра и его команду и вложив в это средства, а именно: 28571.43 евро режиссёру-постановщику...
А причем здесь эти цифры? Тем более что все равно непонятно, много это или мало. Т.е. режиссер более высокого уровня получил бы больше или сделал бы лучше за те же деньги? Что изменилось бы, если бы режиссер получил не 28572€, а, допустим, 18572€ или 8573€? Это было бы утешением? :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Классика легкого поведения
04.02.2016

Евгения КРИВИЦКАЯ

http://portal-kultura.ru/articles/opera/128266-klassika-legkogo-povedeniya/

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Манон» Массне.
..

В отличие от своего английского коллеги, латвийский режиссер Андрейс Жагарс не стал сохранять кринолины. «В своих постановках я стараюсь добиться того, чтобы зрители эмоционально воспринимали сюжет, могли узнать в героях оперы себя или своих знакомых, — отмечает Жагарс. — Слишком большой отрезок времени отделяет нас от XVIII века, когда была написана книга «История кавалера де Грие и Манон Леско». Но похожая история вполне могла бы произойти в XX веке, скажем, в 1960-е годы. Эта яркая эпоха запечатлена в фильмах Вадима, Годара, Трюффо и других французских режиссеров, мы знакомы с ней и чувствуем ее близость».

При первом появлении главной героини возникает состояние дежавю: Манон — блондинка с забранными в хвост волосами, в коротком белом пальтишке и полуботиночках. Словно сошла с киноэкрана Катрин Денёв времен «Дневной красавицы». Евгении Афанасьевой, певшей в первый вечер, удался образ легкомысленной девчонки — постоянно хихикающей, виснущей на шее у своего кавалера. Во втором составе Мария Макеева наделила Манон темпераментом и страстностью — за такую и жизнь сломать не жалко. Открытием постановки стал Липарит Аветисян — де Грие, прекрасный молодой тенор из Ереванской консерватории. Его мягко льющийся голос обретал силу в любовных дуэтах, пленял жгучей тоской, особенно в момент, когда герой на пороге рукоположения в сан вспоминал первую любовь. И, конечно же, душераздирающая финальная сцена: после драки в казино де Грие, сына богатого графа, выпускают, а Манон по этапу отправляют в Луизиану. По дороге ее возлюбленный подкупает охранников, но поздно: истощенная Манон умирает у него на руках...

Певцов идеально поддержал оркестр. На комплимент по поводу пластичности и прозрачности звучания дирижер Феликс Коробов иронично замечает: «Ужасная, тяжеловесная партитура». Оказывается, потребовалось сделать немало ретушей, специально выстраивать баланс, но результат того стоил: певцы купались в потоке сладких мелодий Массне, нигде не форсируя голос. Пришлось поджать и некоторые номера, сократить отдельные разговорные диалоги, убрать балет, зато большая пятиактная опера смотрится на одном дыхании.

Жагарс виртуозно работает с массовкой: вот сцена преображается в парижскую площадь — выезжают мотороллеры с прицепами, раскидываются прилавки, а вокруг снуют покупатели, гуляки, грустит одинокая дамочка, читает газету пожилой холостяк. Каждому придумана биография, намечен рисунок роли и сшит оригинальный костюм. Кристине Пастернака блестяще освоила винтажный стиль: маленькое черное платье от Шанель, брюки-раструбы, разноцветные колготки — все вместе складывается в пеструю импрессионистическую картинку.

Согласимся с режиссером: «Многие коллизии оперы выглядят на редкость современными. Столица всегда манит провинциалов и пьянит их мечтой об успехе, но одних она делает счастливыми и благополучными, а другим приносит опустошение. А выбор между любовью и деньгами стоит сегодня не менее остро, чем во времена Прево».

Читайте полностью http://portal-kultura.ru/articles/opera/128266-klassika-legkogo-povedeniya/
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
 Интересно, почему в балете " Манон" зрители совершенно нормально воспринимают исторический контекст, действие никуда не переносится. А в опере, по словам Жагарса, это необходимо. И зрители  непременно должны узнать в героях себя и своих знакомых.
Вероятно, такие режиссёры думают, что публика глуповата.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В упомянутой вами, Александр, заметке, проводится две генеральные мысли. Первая: постановщики правильно поставили на премьеру именно Афанасьеву. Второе: постановка хорошая...

Ну он их, по крайней мере, обосновал.
В частности, про Афанасьеву сказано, что она лучше попала в образ (да и сценический опыт у нее больше), но с вокальной т.з. пела хотя и приемлемо, но хуже Макеевой (это он сказал не напрямую, но дал понять).
А поскольку, как известно, высший приоритет в театре имеет постановочная часть, то, естественно, выбор постановщиков следует признать правильным: они хотели показать лучшие стороны именно постановки. а не музыкальной части. К тому же первый день премьеры — не обязательно показатель. Посмотрим, еще все ли свои шесть раз из десяти Аветисян будет петь именно с Афанасьевой.

Обосновать можно всё, что угодно, "бумага" всё стерпит. В случае с Манон автор обсуждаемой рецензии сделал вид, что у обеих певиц оперные голоса, и пошёл их сравнивать. А это не корректно, потому что из двух Манон только у Макеевой голос оперный. У Афанасьевой по качеству голос опереточный.

...следовательно, театр сделал правильный выбор, пригласив этого режиссёра и его команду и вложив в это средства, а именно: 28571.43 евро режиссёру-постановщику...
А причем здесь эти цифры? Тем более что все равно непонятно, много это или мало. Т.е. режиссер более высокого уровня получил бы больше или сделал бы лучше за те же деньги? Что изменилось бы, если бы режиссер получил не 28572€, а, допустим, 18572€ или 8573€? Это было бы утешением? :)

Вообще сейчас для любой организации, чей бюджет рассчитывается в рублях, валютные расходы, конечно же, очень обременительны. Так что это много.

Хорошо бы сравнить со Штайном :), но информации не нашлось почему-то. Игорь Ясулович за постановку «Тайный брак» (на Малой сцене МАМТа) в 2014 году, получил 500 тысяч рублей, это порядка 10 тысяч евро по тому курсу (кстати, я считаю, что это лучшая постановка комической оперы в Москве; под постановкой имею в виду не спектакль, т.е. совокупность режиссёрской работы, костюмов, декораций, оркестра и солистов, а собственно режиссёрскую работу, т.е. образы, отношения между персонажами, мизансцены и пр., за которую режиссёру платят деньги).

Сделать копию ранее вышедших постановок может любой профессиональный помреж. Думаю, что штатные режиссёры Ирина Лычагина или Людмила Налётова сделали бы такую копию не хуже, а может и лучше.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
В случае с Манон автор обсуждаемой рецензии сделал вид, что у обеих певиц оперные голоса, и пошёл их сравнивать. А это не корректно, потому что из двух Манон только у Макеевой голос оперный. У Афанасьевой по качеству голос опереточный.
Он не сравнивал их голоса. Он сравнивал выступление обеих певиц в одной партии. Все-таки это был спектакль (некое комплексное музыкально-сценическое мероприятие), а не прослушивание, когда в первую очередь интересует именно качество голоса. К тому же, он указал, что технических огрехов было больше именно у Афанасьевой.

Позволю себе все-тки процитировать:
Цитата: «Запрещенный оперный ресурс»
Убедила Манон и вокально, хотя в голосе было некоторое количество «канифоли» при движении вверх, а кое-где «бахрома» на пассажах выдавала небольшие недоработки. В целом партия прозвучала живо и интересно, а оглушительные «гвозди» были мощью забиты и стабильно удержаны с обезоруживающей легкостью.

«Убедила Манон вокально» — здесь немного дежурная фраза. Далее следует пассаж, что убедила с большой натяжкой (по крайней мере, так тоже можно понять). Он пишет завуалировано. Например: верхние ноты стабильно удержаны с легкостью. Ну наверное да. Но именованы-то они оглушительными «гвоздями». Я слабо себе представляю, чтобы «волшебные верхушки» выдающихся сопрано называли гвоздями, например: гвозди, мощно забитые в сегодняшнем спектакле сеньорой Кабалье, были просто восхитительны. :)

От себя скажу: в целом партия действительно прозвучала более или менее живо и небезынтересно. Может быть и опереточным голосом, но, по крайней мере, без особых проблем по звучности (как, например, в случае камерного голоса Томаса Баума).

Лукавит автор только в том случае, если Макеева спела и сыграла принципиально лучше — так, что Афанасьева, как говорится, рядом не стояла. Но из других рецензий я пока такого вывода не могу сделать. Может, со временем схожу на состав Макеева-Нестеренко-Батуркин — и мы решим это вопрос окончательно раз и навсегда. :)

Вообще сейчас для любой организации, чей бюджет рассчитывается в рублях, валютные расходы, конечно же, очень обременительны. Так что это много.
Много — это когда они запросили сумму, а им не дали. А раз дали, значит, не много. Приемлемо во всяком случае. ТЕатр же не сам руку в казну запускает.

Цитировать
Сделать копию ранее вышедших постановок может любой профессиональный помреж. Думаю, что штатные режиссёры Ирина Лычагина или Людмила Налётова сделали бы такую копию не хуже, а может и лучше.
А они уже делали? Есть примеры?

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 374
А забыли все про спектакль 27-го февраля. И про состав тоже! :)

27 февраля 2016 года, суббота, 19:00
Премьера
Основная сцена
Дирижер — Тимур Зангиев
Манон Леско — Мария Макеева
Леско — Андрей Батуркин
Шевалье де Грие  — Чингис Аюшеев
Граф де Грие — Феликс Кудрявцев
Гийо де Морфонтен  — Валерий Микицкий
де Бретиньи  — Дмитрий Кондратков
Пуссетта — Лилия Гайсина
Жавотта  — Дарья Муромская
Розетта — Анастасия Хорошилова
Хозяин гостиницы — Михаил Головушкин

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Цитировать
Сделать копию ранее вышедших постановок может любой профессиональный помреж. Думаю, что штатные режиссёры Ирина Лычагина или Людмила Налётова сделали бы такую копию не хуже, а может и лучше.
А они уже делали? Есть примеры?

Конечно, у обеих есть опыт самостоятельных постановок. Вот персональная страничка Людмилы Налётовой http://www.stanmus.ru/person/27, а вот - Ирины Лычагиной http://www.stanmus.ru/person/261.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 345
Это надо же иметь немалый "талант", чтобы умудриться так искромсать оперу! Просто сидели с ножницами и резали по живому. Художественная кройка и шитьё! >:(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Это надо же иметь немалый "талант", чтобы умудриться так искромсать оперу! Просто сидели с ножницами и резали по живому. Художественная кройка и шитьё! >:(

Вам просто завидно, что в Петербурге этой оперы нет!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 345
Мне незавидно, потому что я не жду милости от природы спб театров, а добываю с помощью добрых людей (кстати, спасибо им!) почти в последний момент билет на спектакль, т.к. пропускаю старт продаж, сажусь в поезд и еду слушать оперу в тот город, где она есть. Мне жалко изувеченную оперу. А если бы она была в Петербурге (в МТ), то такого изуродования точно бы не случилось!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
09.02.2016 АНДРЕЙС ЖАГАРС: И ЗРИТЕЛЬ, И КРИТИК ДОЛЖНЫ ТЕБЕ ПОВЕРИТЬ
Ирина Шымчак

-«Манон» -  Ваша вторая работа в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко. Осенью 2013 года Вы ставили здесь же вагнеровский «Тангейзер» ...Чем Вас привлекает этот театр?

-Здесь сильный ансамбль, много хороших певцов, есть возможность выбрать любого для подготовки спектакля. У меня мало опыта работы с другими российскими музыкальными театрами: из московских я еще работал с «Новой Оперой», из региональных – в Красноярске, в Перми. Это моя вторая постановка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, и, хотя у меня нет возможности сравнивать с другими театрами, мне нравится, что здесь все готовится заранее: и сдача макета, и представление идеи, и интерпретация концепции. В декабре, когда до премьеры оставалось пять недель, мы уже увидели декорации. К первой репетиции исполнители знали свои партии. Весь процесс был подготовлен очень профессионально. Организация, декорации, костюмы – на очень высоком уровне. Важно также то, что ансамбль солистов в театре состоит не из приглашенных певцов, и в основном все оперы делаются с привлечением своих. В «Манон» было три состава, на прослушивании мне дали возможность выбрать исполнителей, с которыми я хотел работать. Идеальные условия для режиссера: декорации вовремя, репетиционный план совпадает с твоей занятостью и планами, и еще мне всегда нравилось работать с молодыми певцами. В них есть потенциал, он помогает им развиваться. С молодыми мне даже интереснее работать, чем с более опытными певцами или «звездами», которые гораздо меньше времени могут выделить на репетиции. К тому же «звезды», как правило, обрастают штампами – как проявлять на сцене страсть, любовь, ненависть, предательство.

-Вы опередили мой вопрос, почему выбрали для постановки «Манон» молодых солистов Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко.

-Не только я, но и руководство театра тоже хотело, чтобы это был именно молодежный спектакль. Кстати, весной планируется еще один состав – Наталья Петрожицкая и Сергей Балашов, но сейчас мы работаем с молодыми.

-Почему пригласили армянского тенора, ведь в театре Станиславского с тенорами-то нет проблем?

-Это уже надо спрашивать у руководства театра. Липарит Аветисян – преуспевающий солист, с ним собирается заключить контракт Сиднейская опера, он будет там петь Альфредо в «Травиате». И у него начинается международная карьера. Мне кажется, что Липарит с большой радостью принимал участие в «Манон», чувствовалось, что он – часть ансамбля.

-Прошло две премьеры, сегодня – третья. Вы уже видели свою постановку из зала глазами зрителя. Ваши ощущения во время спектакля? Вы удовлетворены собственной работой или чем-то недовольны?

-Я доволен тем, что мне удалось реализовать свою идею интерпретации – перенести действие на конец 60-х годов во Францию. Да, это не XVIII век, как в оригинале у автора романа, но и все образы, и события, происходящие там, и взаимоотношения персонажей так же актуальны в наши дни, и понятны для современного зрителя. С этой точки зрения я доволен.

Сцена – это энергетическое поле, создание звука требует эмоции и энергии. Интересно, как в зависимости от состава певцов, от их вокальных способностей, тембров, красоты голоса, темперамента, мастерства, актерской игры создаются эти модели, вернее, пары. Конечно, это волнует и самих певцов, и очень убедительно, ярко они выступали на фортепианных прогонах, на прогонах без публики. Но бывает так, что на генеральной репетиции со зрителем или на премьере, увлеченные больше музыкой, чем актерством, они вдруг смущаются и теряют что-то из уже созданной работы – и это допустимо. Все-таки, когда певцы уже имеют опыт, они могут распределить силы на пять актов оперы, а у этих исполнителей такого опыта пятиактовой оперы, таких больших ролей не было, так что им, кроме создания образа и вокально-музыкального материала, пришлось еще проверить свои силы, не только вокальные и физические, но и эмоциональные, и прожить на сцене жизнь героев, которая длится в марафоне целых пять актов.

-Понимаю, что этот вопрос Вам надоел до оскомины, но, все же, почему Вы перенесли действие в 60-е годы?

-В моем воображении, в моей фантазии мне казалось, что образ Манон совпадал с образами женских героинь французско-итальянских фильмов конца 60-х. Эти образы «сладких блондинок» создавали такие великие французские актрисы, как Брижит Бардо и Катрин Денев. Они меня и вдохновили. И то, что в романе отец понимает, что сын мучается, и говорит, что «церковь и духовная жизнь – не то, что ты хотел делать, и, пожалуйста, выбирай себе девушку, ходи с ней в церковь, женись, я тебе дам средства финансовые, я тебе отдаю часть наследства маминого, и начинай другую жизнь», - так вполне может быть и в наше время. Автор дал много возможностей перенести это действие; мне кажется, что эстетически шестидесятые годы прошлого века – очень творческий, интересный период: интерьеры, мода, дух фильмов того времени вдохновили меня на эти образы, и стали причиной моего выбора времени. Я ненавижу кринолины и большие платья с пружинами, с этими металлическими каркасами, с огромными париками, где невозможно повернуть нормально голову, и где взаимоотношения между героями надо выстраивать, соблюдая нормы общения того времени, где много лишнего, скрывающего самое главное – человеческие отношения. Вообще, эстетика барокко, рококо мне не близка, и, если я делаю произведение, относящееся к этому историческому периоду, стараюсь найти другой, но так, чтобы это было аналогично и убедительно. Если ты делаешь перенос времени, ты должен не только удовлетворить свои амбиции, ты должен преподнести это так, чтобы и зритель, и критик могли тебе поверить.

-То есть мы, когда смотрим на сцену, не должны замечать тех же стрелок на глазах, как у Брижит Бардо, или каблуков, а чувствовать страдания героини?

-Ну почему, зритель же воспринимает все вместе. Я думаю, что он читает, он слушает, он смотрит. Кто-то любит читать титры, а кто-то любит просто наблюдать действие и мечтать. Зритель видит общую картину, которая создает переживание. Это разные компоненты одного целого: из музыки, из актерской игры, из визуального образа, который составлен не только из каблуков или колготок, но его «рисуют» декорации, свет, общий образ костюмов периода, и детали, Вами названные, конечно, тоже. Они говорят через образы наших главных героев, и вы должны поверить, что вот он, герой, и он именно такой.

-И все-таки, не возникает контрастного ощущения, разрыва между музыкой и сценографией?

-Для меня нет.


Помню Вашу пламенную речь на встрече жюри с финалистами «Нано-оперы» 29 мая, после завершения финального тура. Хочется верить, что перед ними большое будущее. Как думаете, смогут ли они пробить себе дорогу в нынешних условиях?  Как выжить молодым оперным режиссерам и не потерять свое лицо?

- … Есть отличия, конечно, работаешь ли ты с драматическими актерами, которые пять-шесть лет, или даже больше, провели в вузах и каждый день занимались специальностью (актерское мастерство – это их основная специальность), или с певцами, которые занимались вокалом в училище или в высшем учебном заведении, и актерское мастерство было для них второстепенным.

Значит, ты должен найти инструменты, способы, как с неопытными певцами, или с теми, у кого нет необходимого мастерства, добиться нужного результата, чтобы ты мог свою идею, свою концепцию, свою интерпретацию реализовать. Плюс воображение, отменный вкус. Воображение, фантазия вообще очень важны. Но, даже если ты имеешь яркое воображение и фантазию, но не знаешь, как это реализовать, и не знаешь, как добиться, чтобы зритель это почувствовал, без этого не получится, это очень сложный пункт. К сожалению, у меня, буду откровенным, ничего не осталось в душе от этих работ, никакого впечатления. Если бы я смотрел на них, как директор оперы (директором я был 17 лет, но уже 20 лет я слежу за всеми процессами в театральном мире разных стран, отслеживаю тенденции в драматическом театре, наблюдаю, как меняется театральный язык, режиссерский почерк и стилистика в оперном жанре), я был бы разочарован. У меня не остался в памяти ни один яркий талант, за деятельностью которого я хотел бы следить и думать, что через два-три года этот человек создаст удивительную вещь. Может быть, формат конкурса виноват – у них было очень мало времени на то, чтобы проявить свои способности, и это стало для них преградой.

-Вы к ним очень суровы.

-Ну, а критерии какие? Назовите мне сейчас несколько людей из Европы, из мира оперных режиссеров, человек десять. Я говорю о немцах, французах, итальянцах, голландцах. Если ты молодой специалист в любой сфере, ты же изучаешь мастеров в своей отрасли, в своей стране и за границей – во Франции, Италии, и так далее. Если ты строишь дороги, мосты, ты архитектор молодой российский, ты же будешь следить за мировыми авторитетами в этой области? Ты точно будешь знать имена десяти ведущих архитекторов мира. Так же – режиссеры. Все россияне куда-то ездят, страна уже давно открыта, железного занавеса нет. Да и не надо никуда ездить, есть же канал Mezzo, везде можно смотреть и следить за процессами. Зайди на youtube, посмотри постановки Кэти Митчелл! Я своих студентов всегда стараюсь убедить – сидите, смотрите, развивайте мировоззрение. Не всегда надо копировать. Если тебе не все понравится, не бери все. Я надеюсь, что они смотрят и следят за этим.

Читайте полностью http://muzklondike.ru/announc/174
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
reznikers1

Massenet: Manon / МАМТ, 29.01.2016

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик - Феликс Коробов
Режиссер-постановщик - Андрейс Жагарс
Художник-постановщик - Рейнис Сухановс
Художник по костюмам - Кристине Пастернака
Художник по свету - Кевин Вин-Джонс
Видеохудожник - Инета Сипунова
Главный хормейстер - Станислав Лыков

Манон Леско - Евгения Афанасьева
Шевалье де Грие - Липарит Аветисян
Леско - Антон Зараев
Граф де Грие - Денис Макаров
Гийо де Морфонтен - Валерий Микицкий
де Бретиньи - Илья Павлов
Пуссетта - Валерия Зайцева
Жавотта - Наталья Владимирская
Розетта - Екатерина Лукаш
Хозяин кафе - Максим Осокин
Приятели Леско - Юрий Колесников, Виктор Шведов
Служанка - Марина Третьякова

Унылая во всех отношениях премьера оперы "Манон" Массне прошла в Музыкальном театре. Режиссер Андрейс Жагарс никогда своими постановками не вдохновляет. В том же Музыкальном театре идет он ставил "Тангейзер" Вагнера, а в Новой опере идет "Набукко" Верди. В 2013 году в Большом театре были гастроли Латвийской национальной оперы, на которых были представлены его спектакли - "Лючия ди Ламмермур" Доницетти и "Евгений Онегин" Чайковского. "Манон" - еще одна проходная работа Жагарса. Действие перенесено в середину 20 века, т.е. режиссер сразу берется за отработанный материал (см., например постановку Патерсона в Берлине или Щербана в Вене). Более того, в режиссуре нет никакой проработки истории и взаимодействия персонажей в соответствии с переносом. У Жагарса простая иллюстрация происходящих событий без подводных течений. Художник Рейнис Сухановс выстроил на сцене универсальную коробку, которая легко видоизменяется в соответствии с местом действия каждого акта (вокзал, квартира (сравните с аналогичной
декорацией в прошлогодней "Богеме" в Новой опере ), рынок, церковь, игорный зал и площ

адь). Картинка временами режет глаз, но не настолько вампучная, как та же "Волшебная лампа Алладина". К слабой режиссуре добавляется слабое музыкальное сопровождение. Дирижер Феликс Коробов задает погребальные темпы. Музыка в спектакле постоянно провисает. Отдельно следует упрекнуть дирижера за легкость, с которой он купирует целые куски в партитуре. Главная пара солистов почти ничем не выделялась среди остальной серой массы. И если Липарит Аветисян (де Грие) хоть что-то показал на общем фоне, то Евгению Афанасьеву (Манон) нужно обходить стороной в этом спектакле во всех случаях.

По ссылке аудиозапись и фото с поклонов http://reznikers1.livejournal.com/99389.html
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
"Унылая во всех отношениях премьера..."
Очень точное определение!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 659
09.02.2016 АНДРЕЙС ЖАГАРС: И ЗРИТЕЛЬ, И КРИТИК ДОЛЖНЫ ТЕБЕ ПОВЕРИТЬ

-Я доволен тем, что мне удалось реализовать свою идею интерпретации – перенести действие на конец 60-х годов во Францию.

Вот и вся "интерпретация", вся концепция.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
09.02.2016 АНДРЕЙС ЖАГАРС: И ЗРИТЕЛЬ, И КРИТИК ДОЛЖНЫ ТЕБЕ ПОВЕРИТЬ

-Я доволен тем, что мне удалось реализовать свою идею интерпретации – перенести действие на конец 60-х годов во Францию.

Вот и вся "интерпретация", вся концепция.

Более того, это не Жагарса концепция :))

"Манон" - еще одна проходная работа Жагарса. Действие перенесено в середину 20 века, т.е. режиссер сразу берется за отработанный материал (см., например постановку Патерсона в Берлине или Щербана в Вене). Более того, в режиссуре нет никакой проработки истории и взаимодействия персонажей в соответствии с переносом. У Жагарса простая иллюстрация происходящих событий без подводных течений.
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Судя по отзывам, московский спектакль и впрямь почти копия венского, разве что чуть красочней- я делаю вывод по немногочисленным фотографиям, почему-то во всех статьях о московской премьере они подозрительно одни и те же. :)
...
Общее у обеих постановок лишь то, что действие в них перенесено в 20 век... Вот между "Манон" и "Вертером" Андрея Щербана действительно много общего: вполне возможно, что он задумывал дилогию.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Судя по отзывам, московский спектакль и впрямь почти копия венского, разве что чуть красочней- я делаю вывод по немногочисленным фотографиям, почему-то во всех статьях о московской премьере они подозрительно одни и те же. :)
Не знаю, что в московском, но венский спектакль очень скучный.

...Так что зря ругаете москвичей))

Сходите на московский спектакль, сможете сравнить и нам рассказать :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Тоже вот подумываю. Только мне музыка не очень, придется терпеть:))

Ближайший спектакль:

27 февраля 2016 года, суббота, 19:00
Премьера
Основная сцена
Дирижер — Тимур Зангиев
Манон Леско — Мария Макеева
Леско — Андрей Батуркин
Шевалье де Грие  — Чингис Аюшеев
Граф де Грие — Феликс Кудрявцев
Гийо де Морфонтен  — Валерий Микицкий
де Бретиньи  — Дмитрий Кондратков
Пуссетта — Лилия Гайсина
Жавотта  — Дарья Муромская
Розетта — Анастасия Хорошилова
Хозяин гостиницы — Михаил Головушкин
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
Я не знаю, в чем там было дело в тот вечер у певицы (Дианы Дамрау в партии Манон, Венская опера, февраль-2016 — прим. Александр П.), но я описала то, что услышала. Певица очень старалась играть, была энергичной и вся в вечном движении, но драматически меня даже это не убедило. Вообще по образу была не парижская куртизанка, а какая-то меркантильная перезрелая комсомолка-дурочка...
Если даже звезды мировой оперы не справляются ни с образом, ни с партией Манон, то какие тогда вообще могут быть претензии к Афанасьевой? :)
« Последнее редактирование: Февраль 27, 2016, 19:37:19 от Александр П. »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 616
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А забыли все про спектакль 27-го февраля. И про состав тоже! :)

27 февраля 2016 года, суббота, 19:00
Премьера
Основная сцена
Дирижер — Тимур Зангиев
Манон Леско — Мария Макеева
Леско — Андрей Батуркин
Шевалье де Грие  — Чингис Аюшеев
Граф де Грие — Феликс Кудрявцев
Гийо де Морфонтен  — Валерий Микицкий
де Бретиньи  — Дмитрий Кондратков
Пуссетта — Лилия Гайсина
Жавотта  — Дарья Муромская
Розетта — Анастасия Хорошилова
Хозяин гостиницы — Михаил Головушкин

Пишет Слава (_arlekin_ )

"Манон" Ж.Массне в МАМТе, реж. Андрейс Жагарс, дир. Тимур Зангиев
http://users.livejournal.com/_arlekin_/3298954.html

В отличие от условного и минималистичного "Тангейзера", первой работы Андрейса Жагарса в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2667834.html

- нынешняя "Манон" гораздо ближе по стилистике, по внешней форме к привычному Жагарсу: броскому, крикливому, и если не безвкусному, но по большей части, увы, бессодержательному.

На дворе у Жагарса - 1960-е, оттого на русскоязычные субтитры, как водится в подобных случаях, предпочтительнее глаз не подымать. Манон в первой картине отъезжает с Каннского вокзала, во второй из огромного окна их с де Грие комнаты открывается панорамный вид на огни ночного Парижа с Эйфелевой башней... Хорошо еще окно прямоугольное, а не круглое, как в "Богеме" Исаакяна в "Новой опере", где я был накануне:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3298417.html

Вообще европейское ретро 1960-1970-х, стилизация то под французское кино (а ля Роже Вадим в данном случае) или под итальянское (как в "Свадьбе Фигаро" у Писарева, который аккурат попался мне навстречу, когда я полз к метро по Дмитровке, а он выходил со служебки Большого после "золотомасочного" показа; а до этого - в "Летучей мыши" Бархатова там же в Большом и много где еще) - какой-то отдельный штамп в рамках современной оперной режиссуры. Нередко позволяющий выстроить симпатичную, зрелищную и стильную картинку - что в "Манон" безусловно удалось Рейнису Сухановсу (художник-постановщик) и Кристине Пастернака (художник по костюмам). Стационарная серая "бетонная" коробка из первой картины тем не менее легко позволяет трансформировать выгородку из вокзального пространства в церковь или игорный дом - технически, дизайнерски все придумано отлично, перестановки декораций требуют на редкость немного времени. Наряды посетителей и продавцов фермерского рынка (картина третья) не уступают туалетам и костюмам каннских курортников (из первой картины), а рядом с разноцветными трехколесными мини-грузовичками, уставленными лотками цветов и фруктов, смотрятся вдвойне празднично. Да что там курортники, если у прихожанок вынужденно подавшегося в священники кавалера де Грийе (четвертая картина) платья хоть и сплошь черные, но неповторимого индпошива, и у каждой - эксклюзивная шляпка!

Манон становится жертвой ретро-гламура - журналы с обложками прилагаются, хотя не совсем логично, что выросшее в курортном приморском местечке послевоенное дитя столь мало искушено в жизни до встречи с кавалером. Не вполне ясным для меня остался и антураж последней картины (5-й акт оперы): то ли полицейский участок, то ли портовый терминал, но главное - повсюду перевернутые вверх рукоятками плакаты - после какой-то протестной акции радикалов 1960-х остались, что ли? Так вроде Манон и Грие тут ни при чем, они в это время в казино деньги выигрывали себе на беду. В такой неочевидности и необязательности решения нет ничего отталкивающего - но и ничего содержательно значимого нет, по-моему, тоже.

Музыкальным руководителем постановки значится Феликс Коробов, но я ходил на спектакль, которым превосходно, по крайней мере что касается оркестра, продирижировал Тимур Зангиев. Звучание оркестра было рафинированным; за последние пару недель оглохнуть можно было от оркестрового грохота оперных и балетных спектаклей, а здесь - если б еще не публика (ну куда от нее денешься) - хотелось дышать в такт с музыкой, настолько все тонко и точно Зангиев сделал. И к певцам старался подстраиваться, под возможности их вокала, в некоторых случаях довольно ограниченные. Последнее не касается Марии Макеевой - при том что для партии Манон нужен все-таки голос поярче, но спела она героиню очень удачно. У Чингиса Аюшева тенор не самый сильный, но "культурный" и без провалов. В общем, центральный дуэт сложился, оркестр порадовал, картинка занимательная, массовка, подтанцовка. Чего еще? Ну лично мне еще много чего еще хотелось бы от оперного или любого другого спектакля.
Che mai sento!