Автор Тема: «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича в Большом театре (премьера — февраль-2016)  (Прочитано 33959 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
Туминас - художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова (с 2007 года).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999)

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Туминас - художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова (с 2007 года).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999)
Да знаю я это. Но даже лавреат Гос премии РФ должен с уважением относиться к творчеству великого композитора (на мой взгляд). И уж совсем странно, если ты заявляешь, что тебе не нравится главная героиня оперы и ты (в отличие от Шостаковича) считаешь её злодейкой, то может не стоило браться за постановку этой оперы. И уж совсем непонятно то, что считая, будто именно во второй редакции композитор стал сочувственно относиться к главной героине, ставить именно эту редакцию. Логичнее было бы тогда выбрать первую редакцию - хотя это и противоречит воле композитора.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
А странно, чего никто не возмущается восстановлением якобы авторской версии " Ундины", если сам композитор её уничтожил?

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 458

Наверное, слово "помойка" обидно для главного театра страны. Я бы назвала это состояние "тренировочной площадкой".


А вот не надо было "Детей Розенталя" ставить ;)  Там, по сюжету, клоны великих композиторов жили на помойке - получилось пророчество. Это было, кажется, или во время реконструкции, или незадолго до нее...

Справедливости ради - Любимов был до Урина. А вот по поводу Писарева - я рада такой оценке с вашей стороны, потому что вы почему-то сравниваете всех режиссёров с Уго де Ана, а Писарева ни с кем не сравнивали. А если бы вы посмотрели "Итальянку в Алжире" Дарио Фо (ROF 2006), то Писарева отправили бы туда же - в помойку т.е. :))


Я не сравниваю, я считаю де Ану лучшим из ныне действующих мастером большого оперного стиля - и на этом основании убежден, что Большой просто обязан его пригласить. Он умеет делать красиво, богато, но при этом небанально и увлекательно.

Писарев в опере проявил себя, по крайней мере, не слишком деструктивно по отношению к музыке. Но "Свадьба" получилась слабее "Итальянки", не говоря уж про совершенно блестящую постановку "Cosi" голландца Виссера.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 458
Тем не менее. Ещё никто не видел этого спектакля, он даже не поставлен.
Кстати, мне, например, показалась интересной режиссура Додина в " Пиковой даме". Устарела слегка, потому что поздний перенос.
А почему надо абсолюзировать свои вкусы? Это странно  считать свой вкус эталонным. Давайте всё-таки подождём, когда выпустят спектакль. Хотя именно в Туминаса в этой ситуации я не очень верю, я заметила, что прибалтийские режиссёры воспринимают русскую классику как-то очень отстраненно, как что-то чужое.

Я не о вкусах, я о принципах - что, во-первых, опера есть самостоятельное произведение искусства и не дело режиссера копаться в литературных первоисточниках и тем более привносить что-то свое в либретто и, упаси господи, партитуру, а во-вторых, что партитура есть та печка, от которой пляшет постановщик. И принципы эти сформулировал не я, а Б.А.Покровский. В его книжках все расписано подробно и понятно - что такое удачная оперная постановка, и у меня ни разу не возникло сомнений в эталонности его суждений.

А что творит Додин? Он копает Пушкина, меняет сюжет (а у Чайковских Герман самоубился, и это важно - у них страсти кипят посильнее, чем у Пушкина), да еще и партитуру корежит. Чайковский Додину неинтересен! По-моему, совершенно четкий переход грани вмешательства в оперу. Для сравнения - постановка "Капулети и Монтекки" Беллини Арно Бернаром (показывали во многих итальянских театрах). Там все действие происходит в некоем обобщенном итальянском музее в процессе реэкспозиции, и герои, пользуясь паузами в работе музейщиков, сходят с картин и разыгрывают свою историю. В итоге - интереснейшая и очень деликатная постановка, без малейшего вмешательства в сюжет, и как же эта игра в "ночь в музее" позволила обыграть все условности бельканто и примитивность либретто (оно там не по Шекспиру, а по итальянским первоисточникам истории). Потом Бернар ставит уже Гуно на тот же сюжет - и тут уже другой спектакль, серьезный. И сразу все видно - и качество работы режиссера, и уровень его кругозора, и любовь к ренессансной живописи.

А работа Туминаса будет очень предсказуемой - по моему строгому убеждению, вся эта поздне- и постсоветская драмрежиссура, за редким исключением как раз в виде Писарева, оперу не очень любит и плохо понимает.


Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
 Ну уж заведите отдельную тему тогда, там можно будет писать о том, что не видел.  О том, что не поставлено пока. О том, что пока существует в виде замысла.
Бесспорно, литературная основа и либретто разные вещи.  Практически всегда литературная основа сильнее либретто. В художественном смысле.
Ну тут опять мы переходим в область вкусов.
Вот вы пишете: "Он умеет делать красиво, богато". Для меня это именно то, что называется пошлостью. Я даже не поверила, подумала, что вы пошутили. Перечитала, вижу - не пошутили.
Для меня важно, чтобы режиссёр не ставил поперёк сюжета. Понимаете, когда у Чернякова Дон Жуан женат, то пиши пропало. Это не просто поперёк сюжета. Это разрушение одного из ключевых образов европейской культуры.
И дальше Черняков просто вынужден нести  отсебятину. ОДин из самых скучных спектаклей, которые я видела в своей жизни - это "Дон Жуан" Чернякова в Большом.
Ну а про " Катерину Измайлову" у нас будет ещё возможность поговорить. Ну хотелось бы напомнить, что она имела большой успех при появлении своём. При разных интерпрертациях.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 458
Ну уж заведите отдельную тему тогда, там можно будет писать о том, что не видел.  О том, что не поставлено пока. О том, что пока существует в виде замысла.
Бесспорно, литературная основа и либретто разные вещи.  Практически всегда литературная основа сильнее либретто. В художественном смысле.
Ну тут опять мы переходим в область вкусов.
Вот вы пишете: "Он умеет делать красиво, богато". Для меня это именно то, что называется пошлостью. Я даже не поверила, подумала, что вы пошутили. Перечитала, вижу - не пошутили.
Для меня важно, чтобы режиссёр не ставил поперёк сюжета. Понимаете, когда у Чернякова Дон Жуан женат, то пиши пропало. Это не просто поперёк сюжета. Это разрушение одного из ключевых образов европейской культуры.
И дальше Черняков просто вынужден нести  отсебятину. ОДин из самых скучных спектаклей, которые я видела в своей жизни - это "Дон Жуан" Чернякова в Большом.
Ну а про " Катерину Измайлову" у нас будет ещё возможность поговорить. Ну хотелось бы напомнить, что она имела большой успех при появлении своём. При разных интерпрертациях.

Я видел живьем "Трубадура" де Аны - это впечатляющее зрелище. Все, что доступно на видео ("Дон Карлос", "Сила судьбы") - тоже смотрел. Пошлости не разглядел. Какие его постановки видели Вы, где у него пошлость?

Я же дополняю - "но при этом небанально и интересно". Я думаю, что если красиво и богато - это пошлость, то тогда Большой надо снести к чертовой бабушке насовсем и выстроить на его месте Большой Бетонный Ангар им. заслуженного грека всея Руси Курентзиса, например. Ну, или что-то в этом духе. Есть категория деятелей искусства, которые так и думают.

С Черняковым все хуже - он ставит поперек партитуры. Посмотрите видео "Травиаты" из Скала - там все по сюжету, но сценическое движение противоречит музыке чуть ли не на всем протяжении спектакля! Как там Альфред огурец рубит, например. Хоры в "Трубадуре" - большие, открытые, многолюдные, энергетические! У Чернякова они все за сценой.

"Дон Жуана" я как раз не видел, но он же вроде и был женат на Эльвире, просто быстро сбежал - допустимая вольность. И вообще, сдается мне, Дон Жуан был женат два-три десятка раз как минимум, не все дамы ему так просто сдавались, а отступать он не привык )

В общем, пошел уже жестокий оффтоп, умолкаю в смиренном ожидании вердикта модераторов.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я вот человек музыки - в драмтеатре был один раз в жизни, в юношестве, и больше меня туда не тянет как-то. А уж тем более не тянет критиковать драматические театры и их публику за невнимание к музыке.

Я когда-то пробовала ходить в драмтеатры. Например, «попала» на «Чайку» в постановке Богомолова (соблазнилась на Хабенского…). В последнее время я хожу в драмтеатры в режиме «раз в год на любой спектакль Малого театра в удобную дату». В предыдущий раз это было «Село Степанчиково и его обитатели» с гениальным Василием Бочкарёвым в главной роли. Но у меня в голове роли в этом спектакле автоматически, сами собой разделились на партии по голосам. Главный герой – конечно же, баритон (типа Риголетто). Старшее поколение – меццы и басы. Младшее – сопраны и тенора. То есть я сидела и думала, как бы это всё выглядело, будь это оперой :)) Вот такой неожиданный эффект :)

PS Пишите, а модераторы позже подумают, выделять это в спец. поток или нет. :)
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Мне представляется, что Катерину Измайлову лучше было бы ставить на Новой сцене, а не на исторической. Вот там, на мой взгляд, при должной постановке, она могла бы хорошо пойти.

Bartoli права, когда-то эта опера действительно произвела на публику сильное впечатление и имела большой успех. Причем настолько большой, что за год в двух театрах прошла больше 50-ти раз (считая вместе в Ленинграде и Москве). Но тогда её ставили такие режиссеры как Немирович-Данченко и Смолич.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 955
...то тогда Большой надо снести к чертовой бабушке насовсем и выстроить на его месте Большой Бетонный Ангар...
...по проекту, представленному на только что прошедшей премьере «Иоланты». :)

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
 to   Кирилл Чернышёв
Про    " красиво и богато" - это про концепт, а не про чьи-то спектакли.
Про Дон Жуан был женат два-три десятка раз, это вы хватили, если учесть, что брак был церковным, практически невероятно сложно было получить развод.  Как, впрочем, в некоторых католических странах и по сей день. Даже задумалась, что же вы имеете в виду под словом " женат". :o

Донна Эльвира (сопрано), дама из Бургоса, покинутая доном Жуаном
Там в синопсисе написано, что он её соблазнил, назвал женой и через три дня сбежал. Если это называется браком, то мне нечего сказать.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
Я, кстати, вчера перечитала статью " Сумбур вместо музыки". Навеяло форумом

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Люблю:
- оперу
- русскую
- двадцатого века
- Шостаковича
- "Леди Макбет" / "Катерину Измайлову".
 :)
Очень интересно будет посмотреть именно на Исторической сцене Большого.  :)
Перечитав, конечно же, вслед за Bartoli, "Сумбур вместо музыки". Потому что уже никуда не деться, но это произведение обросло контекстами, которые не замечать невозможно.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
"Сумбур вместо музыки".

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80_%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8

"Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер.

Некоторые театры как новинку, как достижение преподносят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Услужливая музыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьезной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей работе, выслушивает только восторженные комплименты.

Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно.

Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию. Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом. Музыкальный шум должен выразить страсть.

Это все не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная «шиворот-навыворот», — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.

Автору «Леди Макбет Мценского уезда» пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям.

В то время, как наша критика — в том числе и музыкальная — клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм. Однотонно, в зверином обличии представлены все — и купцы и народ. Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то «жертвы» буржуазного общества. Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет.

И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешаются все «проблемы». В таком же грубо-натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене.

Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики называют сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор старается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Катерины Измайловой.

«Леди Макбет» имеет успех у буржуазной публики за границей. Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой?

Наши театры приложили немало труда, чтобы тщательно поставить оперу Шостаковича. Актеры обнаружили значительный талант в преодолении шума, крика и скрежета оркестра. Драматической игрой они старались возместить мелодийное убожество оперы. К сожалению, от этого еще ярче выступили ее грубо-натуралистические черты. Талантливая игра заслуживает признательности, затраченные усилия — сожаления".

"Правда", 28 января 1936-го года.

Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 458
Я тоже перечитал. И почти во всем согласен с авторами.

Такая точка зрения не продиктована сверху, идеологически - она вполне обоснована и понятна, такую позицию вполне мог бы разделить Верди, например. Как раз в части идеологии они, по-моему, "плавают" - как левацкое может быть мелкобуржуазным, ума не приложу.

Ведь и про джаз очень любопытно подмечено. Нужно просто вспомнить, что в то же самое время творил Гершвин, который пошел по пути, прямо противоположном избранному Шостаковичем - вплетая джазовые элементы в классическую музыку очень деликатно и не отказываясь от благозвучности и понятности музыки для широких народных масс. Вот очень интересный материал для сравнительно-исторического анализа - "Порги и Бесс" против "Леди Макбет Мценского уезда".

Кстати, рискну предположить, что в свободных США, в отличие от тоталитарного СССР, Шостакович со своей оперой оказался бы не на главной сцене страны, а в глубокой нищете - такую музыку просто не стали бы массово слушать за деньги.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
....Кстати, рискну предположить, что в свободных США, в отличие от тоталитарного СССР, Шостакович со своей оперой оказался бы не на главной сцене страны, а в глубокой нищете - такую музыку просто не стали бы массово слушать за деньги.
Зачем рисковать - когда можно просто узнать, что:
премьера оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года она была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех театрах: в театре Немировича-Данченко, в Большом театре и в приехавшем на гастроли в Москву ленинградском МАЛЕГОТе.
« Последнее редактирование: Ноябрь 13, 2015, 11:15:34 от Читатель »

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 458
....Кстати, рискну предположить, что в свободных США, в отличие от тоталитарного СССР, Шостакович со своей оперой оказался бы не на главной сцене страны, а в глубокой нищете - такую музыку просто не стали бы массово слушать за деньги.
Зачем рисковать - когда можно просто узнать, что:
премьера оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года она была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех театрах: в театре Немировича-Данченко, в Большом театре и в приехавшем на гастроли в Москву ленинградском МАЛЕГОТе.

При этом конкретной информации, где, как и сколько раз в 30-х показали "Леди Макбет..." в Нью-Йорке, найти не удалось. А в Метрополитен премьера была только в 1994-м.

Ну и касательно успеха чего бы то ни было у московской публики - в наши дни, например, бешеным успехом пользуется спектакль Богомолова "Идеальный муж". Да и еще много сомнительных шедевров. Про премьеры опер сказать нечего - они все в театре Покровского для очень маленькой даже по московским меркам аудитории.

Исторический период похожий - 20 лет после революции.  :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 668
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
При этом конкретной информации, где, как и сколько раз в 30-х показали "Леди Макбет..." в Нью-Йорке, найти не удалось. А в Метрополитен премьера была только в 1994-м.

 Lady Macbeth generated heated debate as well—over the proper social ramifications of the drama, for instance, and the opera’s lack of a moral force for good—but it was debate animated by the underlying presumption of an operatic masterpiece.

Its extraordinary success quickly attracted attention from abroad. In the first of the dozen foreign productions mounted before the opera was condemned, an all Russian cast and chorus conducted by Artur Rodzinski performed Lady Macbeth twice in Cleveland’s Severance Hall before bringing the production to New York, where it was presented, amidst great fanfare and the frisson of political audacity, to a sold-out audience at the Met on February 5, 1935. Acknowledging the brilliance of the event, an otherwise unimpressed Olin Downes said: “On this occasion an opera with a musical score flimsily put together, full of reminiscences and obvious and shallow tricks, with almost no originality or creative quality, attached to a libretto of communistic hue, lurid, overdrawn, naive and sensational, had an immense success.” The uninhibited sexual naturalism of the opera (an aspect not embellished by either of the Russian productions) brought vehement protests from, among others, the Clean Amusement Association of America, which exacted a“black-out” of the most explicit sex scene (Act I, Scene 3) and the expurgation of its suggestive trombone slides when the opera played in Philadelphia in April 1935. …
http://metopera.org/PageFiles/41061/Nov%2013%20Lady%20Macbeth.pdf

A huge hit at its Leningrad premiere two years previously, Lady Macbeth had clocked up nearly 200 performances in the Soviet Union and been enthusiastically received in Copenhagen, Prague, New York and London. Such was its popularity that, in January 1936, there were three productions running concurrently in Moscow alone.
http://www.theguardian.com/music/2004/mar/26/classicalmusicandopera.russia

By the beginning of 1936 the opera had been running for two years in both Leningrad, where it had been performed 83 times, and in Moscow, where it had had 97 performances. It had also been performed in New York, Cleveland, Philadelphia, Buenos Aires, Zürich, Prague, Bratislava and Stockholm.

http://www.quartets.de/articles/Lady_Macbeth.html
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
Да, вот в чему приводит примат идеологии над фактами.
Спасибо Папатачи за ссылку на анг.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 352
Ну статья " Сумбур вместо музыки", как известно, написана после того, как товарищ Сталин со товарищи (Микоян, Жданов)  послушал оперу" Леди Макбет Мценского уезда" в филиале Большого театра. Статья была опубликована в "Правде" и не подписана, что по тогдашним временам означало, что она выражает т.зр. партии  и правительства.

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Если бы это была критическая статья в одном музыкальном журнале, а в другом могли появиться иные точки зрения, то, конечно, в статье, несмотря на её тон, нет ничего такого, с чем не мог бы согласиться какой-нибудь любитель музыки.
А в реальности - увы.
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Интересно, много ли сегодняшних критиков, опероманов и не-манов оперируют фигурирующими там понятиями "левацкий сумбур", "формалистические потуги", "грубейший натурализм", "судорожная, припадочная музыка" и т.д.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Оказывается, все оперы надо делить на достойные и недостойные золота, бархата и хрусталя! Понятно, что "Катерине Измайловой" как произведению натуралистическому и формалистическому не место среди такой "крысоты"! Ату её в маленький Большой, а лучше ещё дальше - в МАМТ. А вот в Мариинке как-то идёт, пусть и раз в сезон, "Леди Макбет Мценского уезда", и я старался не пропускать эти спектакли, ибо в этой опере и масштаб, и глубина, и высота, и всё что угодно. До недавнего времени в репертуаре была и "Катерина Измайлова", хотя в афише она уже сто лет не появлялась. Теперь и из репертуара исключили. Зато будет в Большом! Вместе с золотом, бархатом и хрусталём!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 153
Сезон у Большого просто летит в тартарары, провал за провалом, и делать в такое время ставку на очень непопулярную, чернушную и, я бы даже сказал, неприятную на слух оперу - это шанс только усугубить положение.

Причём усугубить не только в Большом театре, но и в стране в целом: поп в опере в таком неприглядном виде - оскорбление чувств верующих; звероподобные полицейские - искажение представлений об определенной социальной группе; неприкрытый половой акт на сцене и в музыке - Милонов тут же возбудится; свёкра отравила и мужа с помощью полюбовника извела - подрыв семейных ценностей Мизулиной. Если Римас Туминас решил обратиться к литературному первоисточнику либретто, то есть надежда на то, что он выведет на сцену и лесковского Федю Лямина - тут и Астахову применение найдётся. Welcome back "Сумбур вместо музыки" и "Балетная фальшь"! А там и 1937-й недалече!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау