Автор Тема: "Опричник" П.И.Чайковского в КЗ Мариинского театра, премьера 9 ноября 2015 года  (Прочитано 5243 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Концертный зал Мариинского театра

9 и 26 ноября 2015 г., 19:00

Опричник
Опера в 4-х действиях

К 175-летию Петра Чайковского

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Либретто композитора по одноименной трагедии Ивана Лажечникова

Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев

Режиссер-постановщик – Виктор Высоцкий
Художник-постановщик – Юлия Гольцова
Хореограф – Константин Чувашев

Мировая премьера – 12 апреля 1874, Санкт-Петербург, Мариинский театр
Премьера постановки – 9 ноября 2015, Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра
« Последнее редактирование: Февраль 24, 2016, 23:57:26 от Papataci »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Концертный зал Мариинского театра

9 и 26 ноября 2015 г., 19:00

Опричник
Опера в 4-х действиях

К 175-летию Петра Чайковского

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Либретто композитора по одноименной трагедии Ивана Лажечникова

Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев

Режиссер-постановщик – Виктор Высоцкий
Художник-постановщик – Юлия Гольцова
Хореограф – Константин Чувашев

Мировая премьера – 12 апреля 1874, Санкт-Петербург, Мариинский театр
Премьера постановки – 9 ноября 2015, Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра

http://www.classicalforum.ru/index.php?action=post;topic=11174.15;last_msg=163160

Партии готовят:

Князь Жемчужный – Михаил Кит, Владимир Феляуэр
Наталья, его дочь – Екатерина Гончарова, Виктория Ястребова, Евгения Муравьёва
Молчан Митьков, жених Натальи – Григорий Карасёв, Виталий Янковский, Федор Кузнецов, Олег Сычёв
Боярыня Морозова – Злата Булычёва, Ольга Савова, Надежда Сердюк, Наталья Евстафьева
Андрей Морозов – Сергей Семишкур, Александр Михайлов, Артем Мелихов
Басманов, молодой опричник – Екатерина Крапивина, Наталья Евстафьева
Князь Вязьминский – Сергей Алексашкин, Владимир Ванеев, Александр Морозов
Захарьевна, мамка Натальи – Надежда Васильева, Марина Марескина

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/11/26/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Меньше недели остается до первой премьеры сезона [в МТ] — оперы "Опричник". Концертный зал, 9 ноября, 19:00

Эта ранняя (1872) опера Чайковского считается слабой и недостойной его поздних шедевров, ставится крайне редко, и на сцене гостит недолго. Однако в несовершенной партитуре спрятаны настоящие жемчужины, которые за разговорами о "раннем" и "слабом" принято не замечать. Здесь немало трагических и даже страшных страниц: Чайковский "Пиковой дамы" и Чайковский "Опричника" не равны по мастерству, но думают и говорят — на одном языке

http://m.vk.com/wall81344132_89008
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Накануне премьеры оперы «Опричник» [в КЗ МТ] в студии mariinsky.fm режиссер спектакля Виктор Высоцкий расскажет о главных идеях постановки и загадках этой оперы.

ТРАНСЛЯЦИИ: 6 ноября в 17.00 и 21.00, 7 и 8 ноября в 01.00, 09.00 и 17.00 Мск

http://m.vk.com/wall81344132_89057
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Опричник

Опера в 4-х действиях
Музыка Петра Ильича Чайковского
Либретто композитора по одноименной трагедии Ивана Лажечникова



Музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев

Дирижер-ассистент – Павел Смелков
Режиссер-постановщик – Виктор Высоцкий
Художник-постановщик – Юлия Гольцова
Хореограф – Константин Чувашев
Видеодизайнер – Павел Сутковецкий
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хормейстер – Павел Теплов
Художник по свету – Михаил Голубков

Премьера постановки - 9 ноября 2015 года

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижер – Валерий Гергиев
Князь Жемчужный – Владимир Феляуэр
Наталья, его дочь – Екатерина Гончарова
Молчан Митьков, жених Натальи – Григорий Карасёв
Боярыня Морозова – Наталья Евстафьева
Андрей Морозов – Александр Михайлов
Басманов, молодой опричник – Екатерина Крапивина
Князь Вязьминский – Владимир Ванеев
Захарьевна, мамка Натальи – Надежда Васильева
Двойник Басманова – Антон Чейда

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/11/9/3_1900/

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
    Поделюсь первыми впечатлениями.
    Сначала о музыке. Я в очередной раз открыл для себя нового Чайковского. Первый раз это была "Чародейка" - после унылых нафталиновых "Онегиных" и "Пиковых дам" с престарелыми обрюзгшими Татьянами, Лизами и Германами, в исполнении каких-то заштатных составов "Чародейка" Тителя в Большом театре меня поразила живой интересной музыкой и вполне вменяемой постановкой.
    А сегодня - "Опричник". Впрочем, нет, не сегодня. Памятуя о предыдущих опытах, теперь я, перед тем как побывать на живом исполнении, прослушиваю произведение в записи. Запись "Опричника" 2003 года Г.Рождественского я за последние дни успел прослушать дважды. И третий раз - сегодня, на премьере, в исполнении Гергиева. Музыка - потрясающая. Исполнение - шикарное. В первый момент, во время увертюры звучание оркестра показалось несколько резким и не сбалансированным, но потом все стало просто прекрасно. Все время не покидало впечатление, что музыки просто слишком много для такого маленького зала, что она заполняет собой все пространство и уже выплескивается через край. В зале я сидел в 8 ряду партера, середина - это для ориентира, если кто знаком с особенностями акустики зала
    По вокалу - пели очень неплохо. Особенно хочу отметить шикарный бас Владимира Ванеева в роли Вязьминского. Также прекрасно провели свои партии главные герои - Екатерина Гончарова в роли Наташи, и Александр Михайлов в роли Андрея Морозова. Остальные держались на уровне твердого "хорошо", кого-то выделить с отрицательной стороны затрудняюсь.
    Да, впервые видел в этом зале работающее табло с субтитрами. Сегодня они были на английском и на русском.
По постановке: общая концепция постановки сильно напоминает "Хованщину" в МАМТ Станиславского и Немировича-Данченко. В середине сцены прямоугольный подиум, покрытый красной ковровой дорожкой, на нем и вокруг него все и происходит. На фото - вид на сцену во время антракта (все фотки раскрываются на полный размер, качество телефонное - извиняйте, другого не было)



    В постановке активно задействованы артисты балета - восемь бойцов-опричников со светящимися джедайскими мечами, балетный двойник Басманова, ну и девушки естественно. Хор, изображающий народ-поселян - не менее полсотни душ, и еще опричников-вокалистов десятка два, в общем постановка по-мариински масштабная.
Костюмы всех персонажей более-менее аутентичные, в пальто, трениках и кроссовках не было никого. Мать Андрея изобразили физически немощной старухой в черном одеянии, похожем на монашеское. Перемещалась она по сцене либо в инвалидной коляске, либо опираясь на две клюки. На фото - сцена объяснения Наташи со старухой, перед тем, как ее застанет там отец.



    По углам сцены - четыре песьи головы со светящимися красными глазами. Некоторых персонажей в течение действия выкатывают на сцену в железных клетках с подсветкой в потолке и распашными дверями - их хорошо видно на первом фото, они по углам расставлены.
    Публика была на редкость вменяемая, телефоны не зазвонили ни разу, после финального аккорда никто не ломился с места, в общем - "бурные и продолжительные аплодисменты".


 
    Следующие спектакли назначены на 26 ноября, 21 декабря и 18 января. У кого есть желание и возможность - настоятельно советую идти.

« Последнее редактирование: Ноябрь 10, 2015, 10:37:24 от kineskop »

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 204
Хорошо тем, кто живет в Питере, и может посетить спектакль! Может быть, последнее исполнение все-таки протранслируют по интернету.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Те, кто живёт в Питере, как раз скрыли свои впечатления от исполнения "Опричника" (правда, уважаемый Tantris? :) ). 8)
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Концертный зал Мариинского театра

9 и 26 ноября 2015 г., 19:00

Опричник
Опера в 4-х действиях

К 175-летию Петра Чайковского

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Либретто композитора по одноименной трагедии Ивана Лажечникова

Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев

Режиссер-постановщик – Виктор Высоцкий
Художник-постановщик – Юлия Гольцова
Хореограф – Константин Чувашев

Мировая премьера – 12 апреля 1874, Санкт-Петербург, Мариинский театр
Премьера постановки – 9 ноября 2015, Санкт-Петербург, Концертный зал Мариинского театра

http://www.classicalforum.ru/index.php?action=post;topic=11174.15;last_msg=163160

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/11/26/3_1900/

9 ноября

Дирижер – Валерий Гергиев

Князь Жемчужный – Владимир Феляуэр
Наталья, его дочь – Екатерина Гончарова
Молчан Митьков, жених Натальи – Григорий Карасёв
Боярыня Морозова – Наталья Евстафьева
Андрей Морозов – Александр Михайлов
Басманов, молодой опричник – Екатерина Крапивина
Князь Вязьминский – Владимир Ванеев
Захарьевна, мамка Натальи – Надежда Васильева
Двойник Басманова – Антон Чейда

Летний фестиваль "Опера - всем" с площадей, из садов и парков СПб явился в КЗ МТ в облике осеннего "Опричника". Условия для постановок, видимо, там и там сходные (и непростые!), поэтому Высоцкий решил не заморачиваться и притащить в зал всё то, чем он радовал "всех" на улице: тряпки разматывали и сматывали, домики игрушечные туда-сюда таскали, ку-клукс-клановские балахоны взад-вперед бродили, светящиеся палки под 2 м длиной в руках миманса включали-выключали и т.д. Но то, что на свежем воздухе и на халяву выдаётся народу за оперную режиссуру, на профессиональной сцене выглядит беспомощно, самодеятельно, ходульно, нелепо и безжизненно, зато продаётся публике уже за деньги. И про что спектакль поставили? А ни про что! Лишь бы что-то было, хоть какая-то картинка, чтобы не считали за к.и. Поэтому как же обойтись без подтанцовки (прямо как в шоу Филиппа Бедросовича) там, где танцы не предусмотрены ПИЧ. А там, где они ПИЧ предусмотрены (в четвертом акте), сделать оригинальненько - мальчик с мальчиком. Вообще, хореографией, хоть и какой-то примитивной, спектакль наполнили настолько, что у Басманова даже  есть хореографический двойник, который чего только ни вытворяет, вплоть до попытки изобразить итальянские фуэте, завершающие пред антрактом первую часть. Ещё из серии "голь на выдумки хитра" Басманов, царский кравчий и любимец, на коленях перед Морозовым и финальный хор третьего действия, призывающий идти к царю с жестами типа "venceremos". Это про постановку. Что касается оперы, то удивительно, что уходившие в антракте со "скучного и тягомотного", как они говорили, "Гамлета" Тома в КЗЧ вдруг решили положительно оценить "Опричника". А не одного ли они поля ягоды? Но не считающийся шедевром "Опричник" хотя бы в целости и сохранности, что же тогда ждать в пятницу  от "Ундины", которую сам композитор жизни лишил, оставив от неё рожки да ножки.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Повторю и тут.

Летний фестиваль "Опера - всем" с площадей, из садов и парков СПб явился в КЗ МТ в облике осеннего "Опричника". Условия для постановок, видимо, там и там сходные (и непростые!), поэтому Высоцкий решил не заморачиваться и притащить в зал всё то, чем он радовал "всех" на улице: тряпки разматывали и сматывали, домики игрушечные туда-сюда таскали, ку-клукс-клановские балахоны взад-вперед бродили, светящиеся палки под 2 м длиной в руках миманса включали-выключали и т.д. Но то, что на свежем воздухе и на халяву выдаётся народу за оперную режиссуру, на профессиональной сцене выглядит беспомощно, самодеятельно, ходульно, нелепо и безжизненно, зато продаётся публике уже за деньги. И про что спектакль поставили? А ни про что! Лишь бы что-то было, хоть какая-то картинка, чтобы не считали за к.и. Поэтому как же обойтись без подтанцовки (прямо как в шоу Филиппа Бедросовича) там, где танцы не предусмотрены ПИЧ. А там, где они ПИЧ предусмотрены (в четвертом акте), сделать оригинальненько - мальчик с мальчиком. Вообще, хореографией, хоть и какой-то примитивной, спектакль наполнили настолько, что у Басманова даже  есть хореографический двойник, который чего только ни вытворяет, вплоть до попытки изобразить итальянские фуэте, завершающие пред антрактом первую часть. Ещё из серии "голь на выдумки хитра" Басманов, царский кравчий и любимец, на коленях перед Морозовым и финальный хор третьего действия, призывающий идти к царю с жестами типа "venceremos". Это про постановку. Что касается оперы, то удивительно, что уходившие в антракте со "скучного и тягомотного", как они говорили, "Гамлета" Тома в КЗЧ вдруг решили положительно оценить "Опричника". А не одного ли они поля ягоды? Но не считающийся шедевром "Опричник" хотя бы в целости и сохранности, что же тогда ждать в пятницу  от "Ундины", которую сам композитор жизни лишил, оставив от неё рожки да ножки.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Хорошо тем, кто живет в Питере
Я вам открою секрет - я сам не из Питера.
Tantris
Пришел поручик Ржевский и все опошлил :D
И про что спектакль поставили? А ни про что! Лишь бы что-то было
Может, костюмированное представление "ни о чем" - это все же лучше Грэма Вика и прочих Черняковых?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Петр Ильич Чайковский – «Опричник»

Радиопрограмма: Бал
Ирина Кленская, Алексей Пензенский
Время выхода: Пятница, 15.30
Дата выпуска: 06.11.2015

И вновь авторы программы «Бал» обращаются к временам правления царя Ивана Грозного и буйств беспощадной опричнины – на этот раз вместе с оперой Чайковского, которая так и назевается – «Опричник»…

Алексей Пензенский: «На самом деле роль Чайковского, как своеобразного моста между двумя цивилизациями – крестьянской Россией и городской Россией – еще нуждается в должной оценке. С точки зрения современного человека, это выглядит абсурдно – как это так, народ в сельской местности поет песни, которые мы в городе не знаем? Да все сейчас, слава богу, одни и те же песни поют и слушают. Хотя, лучше бы, наверное, вообще никаких не слушали с учетом того, какие песни сегодня поют. Но, возвращаясь к Чайковскому, не побоюсь сказать, что он в данном случае был своего рода послом и посредником…»

А еще вы узнаете, как одевались опричники, для каких целей они были созваны и почему в конечном итоге разочаровали царя…

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/bal/17953-petr-ilich-chajkovskij-oprichnik
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Секира над оперой

На сцене Концертного зала «Мариинский-3» вспомнили «Опричника» Чайковского. Мрачное зрелище не пошло на пользу ранней опере композитора

10.11.2015
Для Ведомостей
Гюляра Садых-заде

...Вспомнить музыку «Опричника», безусловно, стоило. Хотя бы ради того, чтобы с радостью и приятным чувством угадывать в мелодических очертаниях фраз, в построении ансамблей, в композиции оперных сцен то, что окончательно обретет форму и ясный стиль в последующих оперных шедеврах композитора: «Евгении Онегине» и «Пиковой даме»....

В вечер премьеры за пультом стоял Валерий Гергиев, и это решало всё: стремительный и вольный мелодический ток музыки, романтическую приподнятость оркестра, воодушевление молодых солистов. Звонкий, сильный, яркий голос Екатерины Гончаровой – Натальи стал главным музыкальным событием в спектакле. Достойную пару ей составил статный, очень сценичный Александр Михайлов (Андрей Морозов), чей стабильный и ровный тенор без видимого труда справлялся с вызовами сложной партии. Хороша была и страстная, неистовая Наталья Евстафьева в партии боярыни Морозовой. Немного портил дело хор, то и дело вступавший невпопад, несмотря на вывешенные над сценой мониторы, на которых был ясно виден жест дирижера.

Однако музыка Чайковского и неплохое в целом исполнение не могли восполнить недостатки постановки... ...  Но когда танцовщики, изображающие опричников в красных камзолах, двигаются враскосец, когда хор ходит по сцене вперевалку, время от времени образуя «живые коврики» вокруг подиума, – смотреть на это и смешно, и жалко. Все остальное – и неуместная травестийность Басманова (Екатерина Крапивина в опереточном белом прикиде с танцующим двойником, старательно тянущим носок), и бесконечные белые простыни, которые девки носят по поводу и без, – лишь бессмысленные детали «режиссерского замысла».

Но зададимся вопросом: как может театр с таким высоким статусом, как Мариинский, приглашать к постановке очевидных непрофессионалов, которым не только нечего сообщить миру по поводу отданного им в руки материала, но которые к тому же совсем не умеют работать с массовкой, хором и артистами? Ответ на этот вопрос очевиден.

Санкт-Петербург

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/11/10/616308-sekira-operoi#/galleries/140737488848180/normal/1
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/11/10/616308-sekira-operoi#/galleries/140737488848180/normal/1

Но зададимся вопросом: как может театр с таким высоким статусом, как Мариинский, приглашать к постановке очевидных непрофессионалов, которым не только нечего сообщить миру по поводу отданного им в руки материала, но которые к тому же совсем не умеют работать с массовкой, хором и артистами? Ответ на этот вопрос очевиден.
И какой же ответ?
Просто Мариинский, видимо, решил взять равнение на Большой.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Летний фестиваль "Опера - всем" с площадей, из садов и парков СПб явился в КЗ МТ в облике осеннего "Опричника".

Ещё одна цитата из статьи Гюляры Садых-заде в "Ведомостях":

Цитировать
Ее доверили Виктору Высоцкому (композитору, тележурналисту, лектору, пианисту), он же привел в театр свою команду, с которой ему уже доводилось работать на телевидении и на различных проектах вроде летних open air «Опера всем».
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
   Мне одному показалось, что все эти записные критЕГи занимаются исключительно тем, что под микроскопом выискивают поводы зацепиться за недостатки, и обгадить в целом неплохую вещь?
   Вот лично я не имею отношения к театрам, обычный любитель оперы, простой российский ИТР, работающий в сфере охрано-пожарки и видеонаблюдения. Просто купил билеты на премьеру и на поезда туда и обратно. И ни секунды не жалею о потраченных деньгах и времени, мне все понравилось.
   А всяческие Бюльбюль-оглы-задэ газетные почему-то восторженно отзываются исключительно о всяком трэше типа "Царской невесты" или "Князя Игоря" Чернякова. "Руслана и Людмилу" в Большом, к счастью, не видел, судить не берусь

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
   Мне одному показалось, что все эти записные критЕГи занимаются исключительно тем, что под микроскопом выискивают поводы зацепиться за недостатки, и обгадить в целом неплохую вещь?

   Вот лично я не имею отношения к театрам, обычный любитель оперы, простой российский ИТР, работающий в сфере охрано-пожарки и видеонаблюдения. Просто купил билеты на премьеру и на поезда туда и обратно. И ни секунды не жалею о потраченных деньгах и времени, мне все понравилось.

Не совпали мнения - и это нормально. Кстати, Tantris, такой же обычный зритель и такой же любитель перемещаться между двумя столицами, как и вы, остался не очень доволен.

   А всяческие Бюльбюль-оглы-задэ газетные

Давайте всё-таки постараемся (хотя это бывает сложно, признаЮ :) ) уважительно относиться к именам наших драгоценных критиков (а также певцов, музыкантов, режиссёров, дирижёров и т.д. :) ).

почему-то восторженно отзываются исключительно о всяком трэше типа "Царской невесты" или "Князя Игоря" Чернякова. "Руслана и Людмилу" в Большом, к счастью, не видел, судить не берусь

Такие обобщения не срабатывают, если вы обсуждаете статью конкретного критика.

Я нашла статью Гюляры Садых-заде о не менее одизной, чем перечисленные вами режоперные спектакли, постановке "Евгения Онегина", Андрей Жолдак, Михайловский театр (нашумевшая постановка http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7149.0.html); критик ругает режиссёра, никаких восторгов нет http://www.belcanto.ru/12102902.html

Здесь собрано множество статей Садых-заде, по ним можно сделать выводы, является ли она сторонницей режоперы или нет.

http://www.musiccritics.ru/?from=0&showbyjour=228

Я пробежалась по верхам, и мне показалось, что скорее "когда как". :) 

Т.о., лично я не увидела "заказа со стороны режоперы" в том, что Гюляра Садых-заде раскритиковала "Опричника".

А вообще, к сожалению, в последнее время простых любителей оперы ставят перед выбором - либо режопера, либо статичный и бездарный "концерт в костюмах". Скажем, "Кармен" в ГАБТе в постановке А. Бородина - не режопера, в том плане, что там всё прилично, никто по сцене голым не бегает, но такая муть и скука (это моё оценочное суждение)!..
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Объявлены дополнительные представления "Опричника" 23 и 30 ноября.

По ссылке можно полюбоваться фото очередного постановочного шедевра: http://m.vk.com/wall81344132_89126
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Вот лично я не имею отношения к театрам, обычный любитель оперы, простой российский ИТР, работающий в сфере охрано-пожарки и видеонаблюдения.
   А всяческие Бюльбюль-оглы-задэ газетные почему-то восторженно отзываются исключительно о всяком трэше типа "Царской невесты" или "Князя Игоря" Чернякова. "Руслана и Людмилу" в Большом, к счастью, не видел, судить не берусь

"Руслана", к счастью, не видели, судить не берётесь...  А дозвольте полюбопытствовать - черняковскую "Царскую невесту" вы видели в Берлине или в Милане? Теперь понятен феномен 90 % поддержки Сами Знаете Кого! Счастлива страна, в которой простой российский ИТР, работающий в сфере охрано-пожарки и видеонаблюдения, может позволить себе слетать и на "Князя Игоря" Чернякова в Мет, и на его "Царскую невесту" в Берлин или Милан. Да и вообще Чернякову повезло с такими критиками-поклонниками, как kineskop: они его ненавидят, ругают, проклинают, но, не жалея ни времени, ни денег, не пропускают ни одной его постановки в загранице! 8)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Валяющаяся на полу в сцене бала Ларина в черняковском "Онегине" - это режопера, а би(гомо, транс)сексуальный Басманов и venceremos у москвичей XVI века в мариинском "Опричнике" - это просто торжество историзма, сценического реализма и традиционности! ;D Очень логично! ;D ;D ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А где рецензия на "Опричник" "болотного" критика Хакназарова? Или он прогулял это мероприятие? :)
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Ну были же вроде сведения, что Басманов у Иван Василича был не просто клевретом. Что же ему, двухметровым бородатым дядькой быть? Поющим меццо-сопрано, ага...
Этот персонаж вообще вызывает много вопросов, это же не режиссерский ход - мужскую роль отдать в исполнение женщине, это авторская идея. Поэтому противоречий не вижу.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
"Руслана", к счастью, не видели, судить не берётесь...  А дозвольте полюбопытствовать - черняковскую "Царскую невесту" вы видели в Берлине или в Милане? Теперь понятен феномен 90 % поддержки Сами Знаете Кого! Счастлива страна, в которой простой российский ИТР, работающий в сфере охрано-пожарки и видеонаблюдения, может позволить себе слетать и на "Князя Игоря" Чернякова в Мет, и на его "Царскую невесту" в Берлин или Милан. Да и вообще Чернякову повезло с такими критиками-поклонниками, как kineskop: они его ненавидят, ругают, проклинают, но, не жалея ни времени, ни денег, не пропускают ни одной его постановки в загранице! 8)
Постановка "Царской невесты" берлинская, с Кренцле
Ну вообще, для тех, кто до сих пор керосиновыми лампами освещается, открою секрет: МЕТовские, и не только, постановки доступны в трансляции по интернету, а также в кинотеатрах. Или если лично не присутствовал на живом исполнении - это не считается?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Ну были же вроде сведения, что Басманов у Иван Василича был не просто клевретом. Что же ему, двухметровым бородатым дядькой быть? Поющим меццо-сопрано, ага...
Этот персонаж вообще вызывает много вопросов, это же не режиссерский ход - мужскую роль отдать в исполнение женщине, это авторская идея. Поэтому противоречий не вижу.

А вот Ларина в своём собственном домУ не могла оступиться и на полу поваляться! ;D Сплошные противоречия! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 476
Валяющаяся на полу в сцене бала Ларина в черняковском "Онегине" - это режопера, а би(гомо, транс)сексуальный Басманов и venceremos у москвичей XVI века в мариинском "Опричнике" - это просто торжество историзма, сценического реализма и традиционности! ;D Очень логично! ;D ;D ;D

Отвечает Алексей Константинович Толстой:

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Или если лично не присутствовал на живом исполнении - это не считается?

Всё бы о блюдах мишленовских ресторанов судили да рядили по фото и описаниям в путеводителях! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Ну если по тарелке размазана некая бурая бесформенная масса, то я вполне допускаю, что это может восхитительно пахнуть и быть вкусным. Но выглядит все равно неаппетитно, и впечатление портит

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Да понятно, что аппетитнее (и, главное, изысканнее, утончённее!) выглядит турецкий или египетский "шведский стол". ;D Он и впечатлений не портит! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Валяющаяся на полу в сцене бала Ларина в черняковском "Онегине" - это режопера, а би(гомо, транс)сексуальный Басманов и venceremos у москвичей XVI века в мариинском "Опричнике" - это просто торжество историзма, сценического реализма и традиционности! ;D Очень логично! ;D ;D ;D

Отвечает Алексей Константинович Толстой:

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.

Так и наше всё Александр Сергеевич Пушкин Моцарта Сальерием настолько достоверно отравил, что народ в это до сир пор свято верит! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Так и наше всё Александр Сергеевич Пушкин Моцарта Сальерием настолько достоверно отравил, что народ в это до сир пор свято верит! ;D
Ну всё же про Сальери Пушкин не сам придумал, а, насколько я знаю, тот сам про себя это перед смертью говорил.
И про Басманова историки давно писали про его би(гомо)сексуальность (историки 19-го века). Думаю,это бралось не из психоанализа поведения, а из какой-нибудь переписки иностранцев.
Насколько это имеет отношение к Басманову у Чайковского, судить не берусь. :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Опричник» в современной обертке

Ольга Паршукова Оперный обозреватель

Пожалуй, первое, что в этом проекте бросается в глаза, – сходство построения спектакля с тем, как сейчас принято ставить популярные мюзиклы. Постановка перегружена движением. Кроме солистов и хора, задействованы мужская и женская танцевальные группы, их присутствие на сцене и танцы пластически обрамляют действие. Такой антураж можно считать своеобразной попыткой соответствовать духу времени, а также привлечь в театр того молодого зрителя, который сегодня предпочитает из всех спектаклей, предлагаемых музыкальными театрами, именно мюзиклы и довольно сложно воспринимает любой музыкальный материал без насыщенного динамичного видеоряда. Современный же мюзикл, как показывает практика, практически не обходится без инфернальной тематики. Это то, что сейчас исключительно востребовано публикой.

http://www.operanews.ru/15111604.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Ну всё же про Сальери Пушкин не сам придумал, а, насколько я знаю, тот сам про себя это перед смертью говорил.

Придумки на придумках. ;D Об этом можно почитать в книжке, о которой и на форуме писали: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,537.msg125822.html#msg125822
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Опричник» в Концертном зале

23, 26 и 30 ноября в Концертном зале продолжатся премьерные показы новой постановки оперы Чайковского «Опричник». Предлагаем отрывок из интервью с режиссером-постановщиком оперы Виктором Высоцким.

– Как давно вы обдумываете «Опричника»?

– Несколько лет назад я начал слушать записи «Опричника» – дирижера Александра Орлова с хором и оркестром Всесоюзного радио, запись Геннадия Проваторова, 1980 года, с Тамарой Милашкиной и Владимиром Маториным. Это монументальные массивные полотна с  медленными темпами, в стиле Большого театра, сейчас они звучат уже несколько архаично. Большее впечатление произвела запись Геннадия Рождественского 2003 года, сделанная после спектакля в театре города Кальяри на Сардинии. Там действие развивается живее, концентрированнее, ведь эта опера требует мощной дирижерской воли. И я поразился, сколько в этом произведении необыкновенных красот. Исполнители, правда, не всегда разделяют мой восторг, но я готов говорить об этой партитуре только в превосходных степенях.

– Что для режиссера самое сложное в этой постановке?
 
– Соединение солистов и хоровых сцен, ведь поскольку действие у нас происходит в Концертном зале, без кулис, – все на виду. Но время Ивана Грозного – это время театра Шекспира, так что минимум декораций это неплохо. В центре у нас подиум, четыре метра на шесть; сольные ансамбли и соло – все исполняются на нем, это аналог крупного плана. Толпа – внизу. Опричники разделены на поющих и танцующих. Поют – на балконе шестнадцать человек в черном, а внизу злодеи в красном решают задачу пластически.

– Как автор цикла лекций в Мариинском-2 «Литературный герой в кривом зеркале оперы», какие изменения характеров героев драмы у композитора вы отметите?

– Самое главное, изменились черты Наташи – они перешли к матушке. Перед боярином Молчаном Митьковым Чайковский ответственен как Пушкин перед Сальери. В опере он превратился в мелкого подлого купчика, в пьесе же он – благородный человек, готов жертвовать собой, спасая схваченных опричниками людей, он имеет смелость говорить правду в глаза царю. У Чайковского – это лишь ходульный соперник.

Третье: в опере Чайковского вообще нет царя. Но ему Иван Грозный не нужен. Эта опера не о царе. Поэтому он передает реплики Грозного его вассалу – князю Вязьминскому. И тогда этот персонаж получает объем: он величав, как царь, но пресмыкается. В обрисовке этой фигуры Чайковский ярче Лажечникова. Иван Грозный же становится у него закадровым персонажем, фигурой умолчания.

– Лажечников в тексте драмы не раз ссылается на «Историю государства Российского» Карамзина. Как вы собираетесь донести до публики реалии той эпохи?

– Мы не делаем историческую постановку. Власть и ее аппарат насилия всегда безнравственны. Во все времена существовал сыск. Можно понять, почему эту оперу редко ставили в советское время, уж слишком прямые аллюзии возникали бы – вступать в партию или нет.

– Опричник переводится на иностранные языки как oprichnik, вроде sputnik. Как бы вы объяснили западному зрителю нравственную дилемму главного героя?

– Главная проблема Андрея, да и не только его, и не только во время опричнины, – определить для себя, какую черту прислуживания власти переходить не надо. До какой границы можно сотрудничать со злом, есть ли оправдание конформизму и прагматизму? Если ты невольно вовлечен, но сам не соприроден злу, то зло тебя съест. Надо уметь быть злодеем, а главному герою оперы «Опричник» Андрею этого не дано.

Беседовала Анна Петрова. Полную версию интервью читайте в буклете, посвященном опере «Опричник» http://www.mariinsky.ru/news1/news2/19_233nov3/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
http://muzklondike.ru/events/premiera_opery_oprichnik_chaykovskogo_v_mariinskom_teatre

...Поставленная впервые в 1874 году в Мариинском театре, в 2015-м опера вернулась, к сожалению, не на его историческую сцену, где родилась 140 лет назад, а в Концертный зал театра, именуемый в обиходе Мариинкой-3. Его акустические характеристики превосходны, что сразу отразилось на звучании солистов – у всех без исключения была четкая дикция (хотя театр «подстраховался» субтитрами на русском языке) и в целом остродраматические партии этой оперы певцам в таких вольготных условиях оказались по силам. Однако Мариинка-3 все же не совсем театр – здесь много чего нет для полноценного спектакля, и, хотя нынешний постановщик «Опричника» Виктор Высоцкий имеет немалый опыт «вписывания» оперы в несвойственные ей пространства (прежде всего на петербургском open air фестивале «Опера всем»), все же определенная искусственность во всей постановке чувствовалась очень сильно. Она проявилась в обилии элементов шоу – словно режиссер боялся недостаточно заполнить «театральностью» пространство и время, и явно перенаселил спектакль: опера стала напоминать мюзикл с обилием «движухи» всякого рода.

Бесконечно пляшущие (к месту и не к месту) опричники в красных пальто (хореограф Константин Чувашев), раздвоившийся белоснежный Басманов – главный интриган оперы, которого не только поет певица-контральто (Екатерина Сергеева) в мужском костюме, но и танцует балетный премьер, люминисцентные палицы-рапиры, коими опричники грозят то Морозову, то Морозовой, «опричные маркеры» повсюду (волчьи-собачьи головы со светящимися красными глазами над сценой, собачьи поводки у опричников и пр.), словом, масса деталей, которые призваны отвлекать от музыки и сюжета, коих, кажется, постановщик считает скучноватыми и именно поэтому старается «оживить» по собственному разумению всеми доступными ему средствами.

Визуальный образ спектакля (художник Юлия Гольцова) – некий компромисс между современными прочтениями классики и попыткой все-таки не очень далеко уходить от первоисточника по скользкой дорожке актуализации. Боярских шуб, кокошников и теремов вы здесь не увидите – будь вы иностранцем, не знающим ни языка, ни истории Руси, вам было бы очень трудно понять – в каком веке и в каком обществе происходят события спектакля. Потому как опера просто о бесправии, жестокости и несправедливости власти – это, извините, ни о чем: подобного хватало в судьбах любой страны, что Европы, что Азии. Но конкретно-исторического в постановке Высоцкого совсем нет: его клетки, маски и пальто-пиджаки в принципе могут подойти к любому сюжету вообще, а наблюдая за боярыней Морозовой почему-то все время на ум приходила Дьячиха из «Енуфы» Яначека. Но в то же время в постановке нет переиначивания характеров, переписывания сюжета, изменения мотивов героев и прочих атрибутов современного режиссерского театра, поэтому с этой точки зрения ее можно считать вполне традиционной.

Тяжелые драматические партии в целом спеты хорошо. Особенно понравилась работа Надежды Сердюк (Морозова) – это было сделано на уровне лучших отечественных певиц-меццо с большой харизмой из нашего недавнего прошлого: мощно, властно, весомо. Порадовал молодой тенор Артём Мелихов в весьма затратной партии Андрея Морозова – красотой голоса и очевидной выносливостью. Сумела найти и свой рисунок Евгения Муравьева (Наталья) – ее спинтовому голосу партия несколько тяжеловата, но прочитав ее максимально лирично и не пережав нигде, молодая артистка с честью вышла из непростой ситуации. Хор, усиленный академистами Ларисы Гергиевой, демонстрировал столь необходимую здесь мощь (опера нехарактерно для Чайковского изобилует хоровыми сценами), а оркестр под управлением Павла Смелкова был деликатен по отношению к певцам, хотя, честно говоря, в столь звуково перегруженной автором партитуре это было сделать совсем не просто.

Александр Матусевич
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ

«Опричник» вернулся в отчий дом – в ноябре в Мариинском театре прошла первая оперная премьера сезона. Концертную постановку малоизвестного сочинения Петра Чайковского под музыкальным руководством Валерия Гергиева осуществил композитор и пианист Виктор Высоцкий.

http://gazetaigraem.ru/a4201512
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Цитировать
композитор и пианист Виктор Высоцкий
http://gazetaigraem.ru/a4201512

Он ещё и композитор и пианист! :o Если композитор и пианист он такой же, какой рассказчик в ново-мариинском "Воскресном предисловии" и режиссёр в "Опричнике", то персональные темы в композиторских и фортепианном разделах форума ему точно не грозят. ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
"Опричник" П.И.Чайковского в Мариинский-2
« Ответ #38 : Апрель 29, 2016, 10:21:26 »
По отзывам, "Опричник" переносом в Мариинку-2 заметно испортили.

Портить там было нечего, он и был такой, просто некоторые, открыв глаза, прозрев, эту испорченность только и увидали на бОльших просторах.

В целях закрепления пройденного материала (http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11518.msg167606.html#msg167606 ) и для ознакомления с новым (или ещё одним, вторым?) местом жительства "Опричника" посетил:

Мариинский-2

28 апреля
 
Опричник
Опера в 4-х действиях

Исполнители

Дирижер – Павел Смелков

Князь Жемчужный – Михаил Кит
Наталья – Евгения Муравьёва
Молчан Митьков – Олег Сычёв
Боярыня Морозова – Наталья Евстафьева
Андрей Морозов – Александр Михайлов
Басманов, молодой опричник – Екатерина Сергеева
Князь Вязьминский – Александр Морозов
Захарьевна, мамка Натальи – Надежда Васильева

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов
Детский хор Мариинского театра

От переезда спектакль нисколько не пострадал. Наоборот, перемещение только пошло ему на пользу, ибо ярко выраженная агитбригадовская форма постановки приобрела свою завершенность. Прежде всего, благодаря видео-заднику, которого в КЗ МТ быть просто не могло (там видео проецировалось на зал, поэтому видимо было плохо). Картинку слепили из "подручного материала", и она, за редкими исключениями (например, черно-белые то ли волосы, то ли меха, то ли вьюга; горящие свечи), повторяет то, что есть на сцене: секира, решётки, двери, пёсьи головы, избы и т.д. Кулисы и масштабы сцены тоже внесли свою лепту в сглаживание несуразностей. Правда, сцену клятвы со светящимися неоном палками, итальянскими фуэте Басманова и подтанцовкой, достойной шоу Филиппа Бедросовича, на фоне звучащих здравиц царю ничем не исправишь.

Вязьминского на финал доставляют подъёмным механизмом из трюма (как в театре Наину и её яства и на этой же сцене и том же самом месте беса в "Сорочинской ярмарке"). Из планшета сцены выдвигается постамент, на котором князь стоит, аки Ленин, до конца спектакля. А вот с высотой постамента просчитались. Его следовало сделать значительно больше. И тогда бы у Вязьминского не одна только голова торчала над хористами, а он бы весь или почти весь возвышался, визуализируя тем самым агитбригадовский апофеоз спектакля.

Танцам четвертого действия на этой сцене стало значительно просторнее, но простор потребовал усиления миманса, если верить программке, балетными.

По-моему, тем изменения и исчерпываются.

Евгения Муравьёва (кажется, я её впервые слышал) произвела очень хорошее впечатление. Из премьерного состава - А. Михайлов и Н. Евстафьева. Екатерина Сергеева немного разочаровала, а я так на неё надеялся (как велел Карлсон, который живёт на крыше). Кита - на заслуженный отдых, Морозова - тем более.

В этот раз сидел в партере, но не слева, как обычно, а справа, хотя удалённость от сцены была обычная, и сильно удивлен вполне приличным звуком. То ли каждый спектакль звучит по-своему, поэтому нельзя сделать окончательный вывод о том, что, например, в партере на всех спектаклях проблемы со звуком, то ли звук настолько разный в разных частях даже в пределах одного сектора.

Школьников на сей раз оставили в покое, курсанты и солдаты на тренировке к параду, льготные категории, видимо, на великом стоянии и сугубо говеют на СтрастнОй неделе, поэтому зал не был заполнен и наполовину.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 939
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау