Автор Тема: "Садко" Н.А. Римского-Корсакова в "Геликон-опере" - премьера  (Прочитано 18764 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Цитата: Юлия Бедерова, "Коммерсант"
В театре обещают, что все составы, занятые в спектаклях "Садко", равно прекрасны, но о премьерном это можно сказать совершенно точно. Вадим Заплечный иногда чуть форсированным, но всегда выразительным вокалом с великолепной актерской свободой представляет неотразимого Садко...
Лариса Костюк в партии Любавы — брошенной жены с тремя детьми — гипнотически прекрасна как всегда, царевна Волхова (Елена Михайленко) приковывает внимание слушателя сильным вокалом и тревожным рисунком роли, прочие партии (Дмитрий Скориков--Океан-Море, Михаил Гужов, Максим Пастер и Алексей Исаев — Варяжский, Индийский и Веденецкий гости соответственно) не только превосходно спеты и роскошно сыграны
Ну не знаю, конечно. Может, когда ничего слаще морковки не пробовал - и это сойдет.
А вообще - как-то слишком все замечательно. Я вообще не могу понять, откуда столько восторгов вокруг этой халтуры. На махровую джинсу смахивает.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Андрей Хрипин

https://www.facebook.com/andrey.khripin/posts/990002541060522?pnref=story
 
"ЛЮБОВНАЯ ЛОДКА РАЗБИЛАСЬ О БЫТ", ИЛИ ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА!..
Субъективный бред для посвящённых)))

Многое уже сказано о первой премьере "Геликон-оперы" в новых/старых стенах усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской, 19/16, многое ещё будет сказано... Сотни раз на разные голоса уже воспет диковинный архитектурный шедевр, совместивший в одном флаконе и ювелирную реставрацию московской старины, и необходимый для театра "новодел" с его хайтеком и перфекционизмом модерновых форм, и роскошный рукотворный памятник-склеп имени себя. Это действительно отдельная песня, как и 8-летняя трагифарсовая эпопея "хождения "Геликона" по мукам"... Не будем повторяться...

Не претендуя ни на "типовую" рецензию, ни на подробный анализ, просто хочу излить сиюминутные ощущения и размышления по поводу и без повода после просмотра 3-го официального спектакля со дня премьеры 17 ноября 2015 года...

Без всякой скромности следует сказать, что волею случая или судеб каким-то боком, а может быть, и краем, сопричастен рождению и дальнейшей жизни "Геликона". Мой дорогой однокашник по ГИТИСу и вместе с Дмитрием Бертманом сооснователь "Геликона" Григорий Заславский во время оно (когда ещё мы были на 2-м, кажется, курсе) привлёк нас со Славой Седовым "к написанию заметок" о рождающемся театре, и небольшой материалец в "Музыкальной жизни" каким-то расчудесным образом хронологически стал САМЫМ ПЕРВЫМ материалом в библиографии "Геликона"; ну и разумеется, вся дальнейшая собственная активность на поле брани музыкальной критики так или иначе вносила лепту в геликоновскую летопись, до поры до времени, пока не настал час ухода, живописуя основные вехи мужания этого enfant terrible нашей оперы рубежа тысячелетий:) Менялись времена - менялся зрительский запрос - менялся культурный код - менялись спектакли, менялось лицо и стиль театра - и, естественно, под стать всем этим изменениям менялся тон отзывов: поначалу информативно-доброжелательный, затем сомневающийся, позже - издевательско-ёрнический (с лексикой, включающей такие слоганы, как "оперные провокации", "студенческий капустник" и т.п.), но иногда переходящий во вполне удовлетворённый (помню, водоразделом тут стали лично для меня "Сказки Гофмана"), ещё позже - в счастливую пору таких шедевров, как "Леди Макбет Мценского уезда" или "Диалоги кармелиток" - тон становился, пусть и не без налёта ироничности, но чуть ли не выспренно-восторженным, а потом опять скатывался к скептицизму, когда (уже на Новом Арбате) началось потакание слабостям общества потребления типа "сделайте нам гламурненько"... Как было бы интересно подробно проследить все эти зигзаги и вибрации в Истории "Геликона", которая будет когда-нибудь написана.

Человек я вокальностремительный, отзывающийся прежде всего на ГОЛОС/ТЕМБР, и - хотя люблю театр - в опере ценю не столько театр, сколько "прекрасное пение" (можете тысячу раз осуждать, вот такой я), и режиссура, если она со вкусом и адекватна музыкальной драматургии оригинала, каши мне не испортит, как масло, но и без неё (режиссуры) у меня достаточно воображения, чтобы слушая музыку/пение разыгрывать в голове свой собственный спектакль; и зачем мне эта навязанная чья-то чужая воля, чьи-то чужие концепции и взгляды "от лукавого"!? (и в шутку, и взавправду)))

Говоря о театре Бертмана как явлении концептуальном, мы всегда в первую очередь говорим ПРО ЧТО спектакль - музыка/пение волей-неволей здесь всегда на втором, подчинённом плане - так было, так есть и так будет. Это, согласно заветам Бориса Александровича Покровского (которому посвящён один из многочисленных залов нового "Геликона"), всегда ТЕАТР В ОПЕРЕ. КАК - здесь дело шестое, и это тоже концепция, которую нас "заставили уважать" (не в пушкинско-онегинском, конечно, смысле):)

Итак, ПРО ЧТО ЖЕ на сей раз? ЧТО хотел сказать нам Бертман и сказал ли, какое послание послал и послал ли?

Мне показалось, что "Садко" Бертмана - отнюдь не про вагнеровского героя-избранника (о чём трубит пресс-релиз и режиссёрские предисловия в программке - с вагнеровскими параллелями в словесных декларациях явно переборщили, ничего такого в спектакле я не увидел))), а про каждого из нас с вами, про "ивана-не-великана", про самого что ни на есть среднего будничного челове(ч)ка, типичного представителя массового планктона, у которого в голове вытравленный бытом и спиртом, но всё же не добитый до конца романтический "конфликт мечты и реальности". Бертман снимает с котурн, опускает, снижает... И НАПОЛОВИНУ СОКРАЩАЕТ ПАРТИТУРУ, превращая её в некий путеводитель-дайджест по опере, мотивируя необходимостью "долгой жизни спектакля" - вот такую публику воспитали!...

Он ставит спектакль почти в духе короткого эпоса Венечки Ерофеева - как СОН АЛКОГОЛИКА. Некий мужик (гусельки яровчаты отнюдь не делают его представителем творческой интеллигенции - с равным успехом в руках Садко могли бы быть и топор, и сапог, и самовар) приходит на тусовку к богатеям и начинает "толкать" им бизнес-идеи - напоив, чужака высмеивают и гонят взашей.

Далее, допившись собственными силами до чёртиков рогатых, мужик идёт не домой к постылой бабе с борщом и тремя детьми, а на берег некоего водоёма, где засыпает в разбитой лодке. И вот в его воспалённом мозгу проносится некий поток сознания - основное содержание оперы. Отнюдь не Морской царевной и не врубелевской же Принцессой Грёзой является ему Волхова - а скорее Кикиморой болотной, гоголевской Панночкой, больным фантомом его залитого брагой сознания, как уродливо искажённая, но всё же мечта "о подвигах больших, о славе богатырской", об инициации героя, о любви возвышенной и благородной, та самая сакраментальная достоевская по сути мысль: "тварь я дрожащая или право имею?!" Экзистенциализм в популярном пересказе, да и только :)

Честно говоря, по женскому началу Бертман проехался как-то совсем не по-детски и задал жару полярным воплощениям Вечной женственности, не оставив камня на камне от каких бы то ни было красивостей и сентиментальных иллюзий на сей счёт. Кошмарной фазой сна проносится картина Любавы (до карикатуры отталкивающе стервозной и ядовитой, как мухомор) - неприглядная сцена семейного скандала с язвительными взаимными упрёками и колотушками на глазах у напуганных до смерти детей. Столь же неприятной в одной из следующих фаз сна будет и другая супружница, только более высокородная - мадам Океан-Море (мимический персонаж Царица-Водяница) - вся какая-то липко-похотливая, с деланной вульгарностью манекенщицы и вечно откляченным крупом :)))

А вот Садко снится его невозможная в реальности утопия социальной реализации - "Заседание Совета Большой Восьмёрки", где он сам-друг "больший-набольший" восседает во главе стола переговоров с послами иноземными и самим Царём морским! И, что естественно для сна - падение с высоты, провалы в глубины - в данном случае погружение в пучину морскую (хочешь - читай сексуального подсознания), откуда взывает голос фантомного либидо в лице Волховы, с которой не суждено соединиться, слишком уж расплывчат образ желаний у мужичка, и эта "тема невстречи" пластически наглядно реализуется в Колыбельной, когда раскрывающий руки для объятия Садко обнимает пустоту, а проснувшись поутру в разбившемся о быт корыте/лодке видит над собой постылую благоверную.

Кто-то увидел в этом декларацию простых и традиционных семейных ценностей (типа лучше синица в руках, чем журавль в небе). Для меня же это скорее маленький эпос об аутсайдере/лузере, маленьком человеке, "не-герое нашего времени". Достаточно пессимистическая история, несмотря на колокольно-гимническое славословие финала... Впрочем, какие времена, такие и истории.

Играется это всё в фирменных геликоновских тонах - броско, плакатно, стёбно, по временам карикатурно. То есть узнаваемо, ожидаемо и любимо многими, возсросшими на "камеди-клабах", "шести кадрах", "большой разнице" и иже, а также на эстетике корпоративов и стандартных свадебных церемониалов.

Тем не менее, даже снижая и идя на потребу публике, Бертман умеет крепко сбить и сшить - чего не отнять, того не отнять. Профи!

То, что "Садко" поставлен так, как поставлен - бог с ним, почему бы и нет. Но лично я никак не могу и не хочу примириться с пол-оперой. И требую долива! Почему это, спрашивается, мне не додали моего любимого Римского-Корсакова? Ведь у нового "Геликона" теперь, казалось бы, есть все возможности не "чикать" половины (да и в худшие времена новоарбатского изгнания этого не случалось). Какой тогда смысл брать?...

Какие именно КУПЮРЫ? Прежде всего отсутствует как таковая контральтовая партия гусляра из Киева-града Нежаты (уж не поэтому ли? :))) с его несколькими большими сольными былинами - срублена как та маленькая ёлочка под корень, кроме нескольких фраз в унисон с хором и пары сольных тактов в финале, и передана сопранистам. В результате неплохой певец Вадим Волков, появляющийся только после антракта, даже и эти пол-спектакля проболтался на сцене как... Vergogna! Раз уж так порешили, лучше б отдали "провинившуюся" партию на откуп хористам... В первой картине порезаны жанровые диалоги настоятелей и пирующих, а также всполохи скоморошин удалых. Из колоритнейшей у Корсакова четвёртой картины ("Торжище") отжат весь контекст и бэкграунд, включая Калик перехожих с их "стихами" из Голубиной книги о Правде и Кривде, тех же скоморошин и Весёлых баб с их (видимо, политически нежелательными) попевками о "Дунае" (sic!) - три песенки гостей, да и только. Даже идущие в оригинале контрастом-контрапунктом разудалой молодецкой "Высоте поднебесной" эффектные отчаянные причитания Любавы "Расступися, мати сыра земля" сведены до одного абзаца... Пятая картина на корабле с "прощальной арией" Садка свёрнута за ненадобностью целиком - сразу за четвёртой идёт шестая "Подводное царство" с солидными купюрами в пользу тенора :) Нет "Свадебного поезда". Ну и в седьмой, заключительной картине, немало страниц вычеркнуто, так что апофеоз финала падает в зал, как снег на голову...

Купюры текста во имя якобы динамики спектакля и заботы о зрителе (чтобы он, в частности, не устал, не уснул и вовремя успел домой) - очень тревожный знак сегодняшнего театра. В части оперы, например, публику отучают от такого её фундаментального, органически присущего свойства как внушительный хронос. Ну и кроме прочего, это, вероятно, род профбеспомощности, если режиссёры не справляются с полным объемом текста, не надеются поставить его нескучно целиком (речь, понятно не конкретно о Бертмане - он всё ставит "в принципе нескучно")...

И если в драме сокращённый до половины классический текст нынче уже в порядке вещей как чёрный хлеб профессии, то в опере, привычной к традиционным небольшим купюрам (зачастую авторским) сокращение текста наполовину - это достаточно свеженькая тенденция, набирающая обороты. Недавно имел несчастье услышать жалкий огрызок "Орлеанской девы" в Челябинске. Теперь вот "Садко" из этой же серии. Кто следующий?.. И если мы, наше поколение ещё знаем оригинал во всей его композиционной цельности, то мне искренне жаль следующие поколения слушателей-зрителей, которые, ежели так пойдёт по нарастающей, будут знать только дайджесты и краткие пересказы... Какой-то оперный Оруэлл, прости-Господи...

Но хоть и хочется плакать/стенать/рвать/метать, не будем зацикливаться и пойдём дальше.

АКУСТИКА? Несмотря на всю "купеческую" красоту антуража - акустику предстоит выправлять и отстраивать будь здоров, а это процесс не быстрый. Примерно так же, как это было с Домом музыки, но и там до идеала довести не удалось... Пока что слуховое ощущение кирпичного каменного мешка, большого пустого ангара в котором голоса звучат с очень сильным реверсом и риском не перелететь через оркестр без микрофонной подзвучки. Тем не менее по-любому лучше, чем в мёртвом бетонном пакете конференц-зала на Новом Арбате, где певцы элементарно не слышали друг друга на сцене и оркестр и научились за прошедшие годы своеобразным сурдо-навыкам. Авансом ставим зачёт)))

ПЕВЦЫ? Опыт последних премьер "Геликона" научил быть крайне щепетильным и осмотрительным в выборе состава - таким "объевшимся оперой" субъектам, как я, делать это желательно, иначе можно уйти из театра злым и разочарованным - а делов-то всего-то выбирать певцов, которых лично вы субъективно приемлете вообще/в данный конкретный момент времени (решив, напрмиер, в прошлом сезоне пойти на "Прекрасную Елену" по принципу "пальцем в небо", получил вокальный ожог крайней степени и долго потом залечивал нанесённые слуху раны)))

На сей раз ткнул пальцем в 17-е. И, признаюсь, из-за нескольких субъективных факторов (да и что наша жизнь как не сетка из субъективных ощущений и поступков!?) Я готов простить и даже понять постановщиков, пытающихся "прирастить" к образу Волховы новые ментальные смыслы, поручая традиционно ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНУЮ партию крепким и трубным центральным голосам с расчётом, что эти чисто лирико-спинто, а то и драмсопрано смогут, подобно розовому слону в посудной лавке, изящно колоратурить, порхая с ветки на ветку, тем не менее при всей тембровой новизне все эти горчаковы-цыдыповы в качестве Волховы со здравой вокальной точки зрения выглядят как обыкновенный садо-мазохизм))) (Хотя справедливости ради надо сказать, что история началась гораздо раньше - с неосуществлённого желания Галины Вишневской петь эту партию и чуть позже продолжилась уже вполне реальной Тамарой Милашкиной).

В "Геликоне" распределение Морской царевны прошло в основном между "лиричками", а официальную премьеру 14-го пела и вовсе спинтовая Михайленко Елена. Хотя в нормальной русской традиции обязательным качеством для Волховы всегда являлось наличие некой "хрустальной" форманты, журчащей, шелестящей субстанции в голосе, не зря эту партию, начиная с легендарной Забелы-Врубель, пели Нежданова, Катульская, Степанова, Барсова, Шумская... И мне в этот раз субъективно хотелось адекватного композиторскому замыслу вокального амплуа, хотелось небесного хрусталя и лунно-звёздного журчания - поэтому я выбрал Анну Гречишкину, и она "насладила" меня по полной, ни в чём не обманув возлагавшихся на неё более чем серьёзных ожиданий. Именно лирико-колоратура! "Почувствуйте разницу!", - как заговорщически афористично и фирменно подмигивая, сказала мне в антракте концертмейстер "Геликона" с первого дня, бесподобная Наталья Арутюнова, и мы 200% поняли друг друга!.. Поэтому на поклонах с чистой совестью можно было покричать "браво!" - "Благодарим, волшебница!"...

Номер два, субъективно сделавший мне вечер, - Вадим Заплечный, милый добрый Вадик, которого знаю как артиста с далёкого 85 года, когда он, только что выпускник ГИТИСа, в составе труппы Ростовского театра оперетты приезжал на гастроли в Ярославль, и я запомнил его искренность и азарт в нескольких главных партиях ("Ночь в Венеции", "Цыганская любовь", "Графиня из Гонконга" Ч.Чаплина, "Верю тебе" В.Казенина). Потом всякое бывало, и в "Геликоне" он спел массу не подходящих партий, но Садко подходит ему как влитой! Во всяком случае спектакль 17-го был для него очень удачным - это было пение настоящего драматического тенора (и да, с жилкой вагнеровского heldentenor'а!), а кроме того мне интуитивно показалось, что Вадим несколько облагораживает режиссёрский рисунок роли за счёт смягчения стёба и карикатурности... Браво! Так приятно, когда певец встречается со СВОЕЙ ПАРТИЕЙ!.. А сравнивать с тем, что было - с Нэлеппом, Атлантовым (а дирижёров - с Головановым))) - по-моему, не метод :)

Опять-таки субъективно, но безумно хочется увидеть-услышать в качестве Садко и Алексей Косарев - кто в курсе, понимают, насколько это ностальгический персонаж в контексте "Геликона"; его спектакли в конце ноября-начале декабря...
http://www.helikon.ru/ru/performances/sadko.html

Третье "браво!" по праву и без всяких яких заслужил Веденецкий гость Алексей Исаев, которого все знают по "Большой опере" - молодец!

За Любаву была Ксения Вязникова. По моему субъективному опять же ощущению - совсем не её партия! Хотя роли в её стервозно-негативной коннотации и "отрицательном" рисунке Бертмана из всех составов, возможно, именно она соответствует в наибольшей степени. А вот вокально не легло ни на голос, ни на ухо. Судя по всему аппарат певицы в последние годы "пошёл наверх", в сторону сопрано (не исключено, что благодаря как раз обилию Вагнера в репертуаре), а в Любаве так хочется хоть немного слышать медовый грудной обертон, тот самый хвалёный русский бархат Вероники Борисенко и Тамары Синявской. Чего не было, того не было - сплошная едучая серная кислота и борьба с микстовыми неудобствами. И уж не знаю, кто это порешил, но образцово-показательная ария Любавы была сыграна дирижёром, что называется, с включённым секундомером, как будто гонки на скорость, в темпе престо, что тоже не прибавило удовольствия к описанным выше достоинствам. Может быть, Лариса Костюк с её тембральной теплотой и сочностью вокально более органична в Любаве, хотя любопытно было бы послушать и интересно показавшуюся на инаугурационных гала-концертах "новенькую" Юлию Горностаеву (кстати, ученицу Синявской).

Насущной - и это в родной русской опере! - остаётся проблема дикции, особенно у хора и исполнителей второстепенных партий (и здесь не могу не высказать своё "фе" исполнительской вульгарности, которую похвально из постановки в постановку буквально как приём демонстрирует тенор Дмитрий Пономарёв, в данном случае один из новгородских настоятелей, и необъяснимой периодической фальши предельно артистичного баса Дмитрия Скорикова - Морской царь). Так что титры впору пускать не английские (иностранцев мало по определению), а на русском - для тех соотечественников, которые в отличие от некоторых не знают либретто оперы "Садко" наизусть с детства)))

А в целом УРА! Пусть и в таком "недолитом" виде, но "Садко" снова в городе! Жили бы по принципу "всё или ничего", не было бы и этой приятной малости :)
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Я не удержался, и только что купил билет сюда:
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/2/19/1_1900/
Надо залить бальзамом раны, нанесенные мне господином Бертманом.
Чего и всем советую. Олег Видеман в роли Садко заставил меня влюбиться в это великое творение Николая Андреевича с первого раза и навсегда. Главное, чтобы не заменили.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я не удержался, и только что купил билет сюда:
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/2/19/1_1900/
Надо залить бальзамом раны, нанесенные мне господином Бертманом.
Чего и всем советую. Олег Видеман в роли Садко заставил меня влюбиться в это великое творение Николая Андреевича с первого раза и навсегда. Главное, чтобы не заменили.

Я вообще удивляюсь, зачем вы, имея такой багаж, пошли в "Геликон". Это же натуральный оперный мазхохизм с вашей стороны :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег

Выпивание в океанариуме
https://www.facebook.com/olapshin/posts/969308006461172

«Садко» Римского-Корсакова, Геликон-опера, режиссер Д. Бертман

Недаром театр и все его почитатели почти 10 лет так ждали возвращения в родное и реконструированное здание. Пространство замечательно организовано, очень уютно и стильно, никакой толчеи, вообще во всем ощущается благожелательность к зрителям. Хорош и новый зал: удобные места амфитеатром уходящие вверх и, насколько я могу судить, очень неплохая акустика по всему пространству. Стены из красного кирпича вроде бы представляют собой часть сохраненного архитектурного ансамбля, но выглядят одновременно аутентично и современно. А окна в стенах и потолок-крыша со звездным небом добавляют плюсы.

Отдельная песня – возможности машинерии сцены. Шатер крутится, группы хора поочередно поднимаются вверх подобно волнам. Когда в середине второго акта на экране начинают проплывать всякие морские существа в огромную величину, зал уже замирает. А когда еще и окна в стенах зала «заполняются» водой, точно чувствуешь себя как в океанариуме.

То, что Садко в режиссерской трактовке превратился в практически непросыхающего представителя творческой профессии, оно, конечно, вроде бы близко русской душе. Когда устав от вечных эскапад и бесплодных мечтаний Садко, его начала поколачивать жена, это вызвало живейшее одобрение всех зрительниц ближайших ко мне рядов. Сломанные народом гусли, долго лежащие на авансцене, вовсе не гитара Виктора Хары, а просто по отечественной традиции задолбал он всех. А когда Садко в пьяном виде пытается хором дирижировать, тут и вовсе прямые аналогии возникают. Но на деле такой подход оборачивается сплошным упрощением. Ни о каких трех мирах (включая подсознание и мир небесный) подобно Вагнеру речь вовсе не идет. Получается один день из жизни любого из наших сильно пьющих приятелей, которому что только ни пригрезится.

Вокально самым сильном эпизодом оказывается первая сцена второго акта, когда главные солисты – в тени, а солируют второстепенные персонажи. Три арии варяжского, индийского и веденецкого гостей в исполнении соответственно Гужова, Ефимова и Исаева заставили зал вспомнить, что есть такое слово как «Браво». Владимир Заплечный, певший титульную партию, слишком форсировал звук, пережимал с образом пьяницы-подкаблучника, да и с дикцией у него не все в порядке.

Оркестр под управлением Владимира Понькина отыграл очень аккуратно, хотя музыка сильно купирована. Но романтизм звучания вступал в противоречие со стилистикой всей постановки.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Я вообще удивляюсь, зачем вы, имея такой багаж, пошли в "Геликон". Это же натуральный оперный мазхохизм с вашей стороны :)
Кто же заранее знал, что это будет?

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Да, и еще хочу обратить внимание на то, что в афише спектакль маркирован "6+". Перебор ИМХО. 12+ было бы уместнее

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я вообще удивляюсь, зачем вы, имея такой багаж, пошли в "Геликон". Это же натуральный оперный мазхохизм с вашей стороны :)
Кто же заранее знал, что это будет?

А вы впервые были в "Геликоне"? :)

Я дважды была в этом театре - на "Кармен" и на "Свадьбе Фигаро". Если ещё раз на что-нибудь соберусь, то никаких иллюзий иметь не буду. Там очень мало хороших певцов.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
А вы впервые были в "Геликоне"? :)
Я дважды была в этом театре - на "Кармен" и на "Свадьбе Фигаро". Если ещё раз на что-нибудь соберусь, то никаких иллюзий иметь не буду. Там очень мало хороших певцов.
До этого я смотрел "Царскую невесту" в Коломенском, они как раз играли в мой день рождения - отличный подарок получился :)
Но в тех условиях оценивать оркестр и певцов было невозможно - не тот формат. "Садко" - это был второй опыт.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
БЫЛИНА О МЕЧТАТЕЛЕ

Юрий Тимофеев
17.11.2015

Шесть оперных театров в Москве ‒ больше, чем в любой столице мира. Но даже самый молодой из них, «Геликон-опера», основанный в 1990 году Дмитрием Бертманом, отметил в нынешнем году скромный, но юбилей. К 25-летию в театре поставили одну из самых русских по духу опер – «Садко».

Выбор первой премьеры, сыгранной театром спустя несколько дней после открытия, вполне символичен. Опера «Садко», сочинённая Римским-Корсаковым за пять лет до наступления ХХ века, не без основания считается одной из самых русских по сюжету, духу и колориту. Господин Великий Новгород, зачарованное Ильмень-озеро, царь Морской и его дочь Волхова, превращающаяся в реку Волхов. Красочные народные сцены, неспешно, как и полагается в эпическом повествовании, разворачивающееся действие. И, конечно, музыкальные красоты – неспроста Римского-Корсакова называли «русским Вагнером». Всё так.

Но... Сегодня практически невозможно заставить зрителя высидеть огромный, почти четырёхчасовой и требующий большого внимания спектакль. Оттого и ставят «Садко», оперу-былину, по определению автора, не слишком часто. К своему 200-летию, в 1976 году, Большой театр восстановил прежнюю постановку 1948 года. В 1993 году в Мариинском театре «Садко» поставил Валерий Гергиев, его же силами опера в 2011 году была показана на своей «исторической родине», в новгородском кремле. Вот, пожалуй, и всё.

Классик отечественной оперной режиссуры Борис Покровский часто повторял, что опера – это драма, написанная музыкой. А потому всё, с развитием драматического действия не связанное, даже при высочайшем музыкальном качестве этого «всего» – может (а нередко и должно) быть сокращено. Так, в интерпретации «Геликона» опера Римского-Корсакова лишилась почти четверти своей музыкальной ткани, в частности, практически всей партии киевского гусляра Нежаты... Впрочем, в чисто музыкальном плане эти «швы» практически не ощущаются: оркестр под управлением Андрея Шлячкова звучит истинно по-вагнеровски. Правда, тоже чисто по-вагнеровски талантливый молодой маэстро иногда просто не слышит певцов.

Читайте полностью http://russkiymir.ru/publications/198830/?_utl_t=fb
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На златом крыльце сидели

Первая премьера "Геликон-оперы" славит прекрасное здание театра

    Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

...Так история о новгородском купце Садко выходит – буквально – за стены театра, в Москву, в Россию, а может, и в глобальное пространство. Тем более что герои ее – лишь наряжены в кафтаны да сарафаны, а под ними видна цивильная одежда.

Трио главных героев в составе, что смотрела обозреватель «НГ», выше всяких похвал. Игорь Морозов (Садко) – молодой и перспективный тенор, лирическую сторону своего героя, его неприкаянность отыгрывает на 100%. Сопрано Елена Семенова (Волхова) – очень уверенно ведет насыщенную фиоритурами партию, воплощая не столько образ мечты, сколько уверенную обольстительницу. Ирина Рейнард (Любава), обладательница красочного меццо, не добирает типичного для русской женщины сострадания – впрочем, это решение режиссера.     

Обидно, что партитура Римского-Корсакова подверглась значительным сокращениям, так что музыкальная драма приблизилась скорее к дайджесту оперы.

... Такой путь, когда театр поддается публике, пусть и преследуя благородную цель подарить долгую жизнь спектаклю, не кажется верным. Имея в руках роскошный театр и прекрасную труппу (не говоря уже о мастерстве собственно постановщиков спектакля), зачем играть в «поддавки» с публикой? Ведь есть прекрасный шанс ее воспитывать, приручить и приучить к искусству как серьезной работе, не праздному развлечению.    

Читайте полностью http://www.ng.ru/culture/2015-11-19/8_gelikon.html
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 164
Марина Гайкович
...Обидно, что партитура Римского-Корсакова подверглась значительным сокращениям, так что музыкальная драма приблизилась скорее к дайджесту оперы.
Не обидно, а наоборот, хорошо. Ибо на сокращенную-то версию билет стоит пять с лишним тысяч (что как бы уже перебор, имхо). А если б была полная — так и все десять? :)
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2015, 15:23:51 от Александр П. »

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Начиная с 10 ряда ценники более-менее вменяемые. Я на премьеру брал по 1500 рублей, 10 ряд 20 место, но это было за полгода. Если съездить в кассу - думаю можно купить что-нибудь.
Но этот московский бардак с бигбилетами и прочими пиявками конечно изрядно задолбал. Питер в этом отношении просто образец, что Мариинка, что Михайловский. А в Москве, если хочешь купить нормальный дешевый билет - только в кассу театра. Причем к Большому и это не относится, пару раз стоял в очереди по 3-4 часа, в результате покупал то, что можно было вечером на сайте спокойно купить, типа 1-2 яруса, по 4-5 тыр.
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2015, 16:29:52 от kineskop »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Не обидно, а наоборот, хорошо. Ибо на сокращенную-то версию билет стоит пять с лишним тысяч (что как бы уже перебор, имхо). А если б была полная — так и все десять? :)

А грядёт премьера "ЕО" - воссоздание исторической постановки К. С. Станиславского 1922 года: http://www.helikon.ru/ru/performances/evgeniy-onegin.html. Партер, ряд 1, места 6-7 по 5900, а места 8-11 по 14900: http://bigbilet.ru/ticket-sale/flow/booking/default?execution=e4s1. Вы покупаете место 8 за 14900, я беру место 7 за 5900 - интересно, чем условия восседания на месте 8 в 2,5 раза лучше восседания на месте 7. ;D ;D ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не обидно, а наоборот, хорошо. Ибо на сокращенную-то версию билет стоит пять с лишним тысяч (что как бы уже перебор, имхо). А если б была полная — так и все десять? :)

А грядёт премьера "ЕО" - воссоздание исторической постановки К. С. Станиславского 1922 года

Эта тема точно достойна отдельного потока http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11594.0.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Сон Садко

Первая премьера обновленной «Геликон-оперы»

Мария Жилкина
Специальный корреспондент


http://www.operanews.ru/15112308.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Подводные камни подводного царства

http://www.novayagazeta.ru/arts/70922.html

Не станет ли открывшаяся после реконструкции «Геликон-опера» главным придворным театром?

Наталья Зимянина

...Но похоже, наиболее притягательным для режиссера было обстоятельство третье: происходящее в подводном царстве. Ведь сцена «Геликона» оснащена по последнему слову техники. Представьте, как Садко с гребцами на корабле вдруг медленно уходит «под воду», а снизу поднимается мерцающий мир морской. Хореографу Эдвальду Смирнову достало юмора сочинить уморительный танец рыб-бояр.

В партии былинного гусляра Садко блистает молодой Игорь Морозов — возможно, сейчас лучший тенор в Москве. Спасти все эти заунывные «Ох ты темная дубравушка!.. Всколыхнися ты, трость-дерево!..» может только артист с проникновенным, полетным голосом. Достойную пару составила ему меццо-сопрано Ирина Рейнард, исполняющая Любаву. Напыщенная эпичность оперы с трудом дает прорваться к человеческим чувствам. Не потому ли стушевалась красавица Елена Семенова, звезда «Геликона», царевна Волхова?

Не знаю, как в партитуре, но в спектакле многовато колокольного звона.

Признанный мастер массовых сцен Дмитрий Бертман лучше, чем кто-либо из наших режиссеров музыкального театра, склонен создавать настоящее шоу даже там, где им и не пахнет: здесь тебе и канкан, и Николай Чудотворец.

Нет сомнений, что каждый меломан захочет полюбопытствовать: вернет ли Дмитрий Бертман славу бесстрашного авангардиста и возмутителя спокойствия? Или он уверенно вступил в гашековскую «партию умеренного прогресса в рамках законности»? Не окажется ли «Геликон» фактически закрыт для демократичной публики, превратившись в заведение буржуазное? Не станет ли, пуще того, главным придворным театром?

«Геликон-опера» — театр, конечно, семижильный, он все сдюжит. Только бы не за счет зрителей, два десятка лет любивших его за смелость и талант.

Выходя после «Садко», подошла к кассе: билеты — от 200 до 12 тысяч рублей. Как и во всем, большой разброс.
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Подводные камни подводного царства
http://www.novayagazeta.ru/arts/70922.html
Не станет ли открывшаяся после реконструкции «Геликон-опера» главным придворным театром?
Наталья Зимянина
..............

Спасти все эти заунывные «Ох ты темная дубравушка!.. Всколыхнися ты, трость-дерево!..»

Я вот не понимаю, ну не нравится критикессе Римский-Корсаков, кажется заунывным, так ходи ты на что-нибудь развлекательное, не столь "заунывное". На что-нибудь авангардное - вроде Берга в постановке Чернякова. А лучше всего - последовать совету Предлогова и сидеть в буфете.
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2015, 08:56:30 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Подводные камни подводного царства

http://www.novayagazeta.ru/arts/70922.html

Не станет ли открывшаяся после реконструкции «Геликон-опера» главным придворным театром?

В партии былинного гусляра Садко блистает молодой Игорь Морозов — возможно, сейчас лучший тенор в Москве. Спасти все эти заунывные «Ох ты темная дубравушка!.. Всколыхнися ты, трость-дерево!..» может только артист с проникновенным, полетным голосом.


Обычно называют другие фамилии, когда речь идёт о лучших тенорах Москвы.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Я вот не понимаю, ну не нравится критикессе Римский-Корсаков, кажется заунывным, так ходи ты на что-нибудь развлекательное, не столь "заунывное". На что-нибудь авангардное - вроде Берга в постановке Чернякова. А лучше всего - последовать совету Предлогова и сидеть в буфете.
Там в буфете телевизоры висят, показывают то, что на сцене происходит. Так что, возможно, именно там она и сидела

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бьет — значит, любит

ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА «ГЕЛИКОНА» ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ — О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ
текст: Екатерина Бирюкова

...Эпическая опера Римского-Корсакова умещается в два с половиной часа. Гулкая, еще не отрегулированная акустика почти не позволяет разобрать слова. Но и без слов ясно, что сам Садко не тянет на положительного героя: пьет, бьет жену, около которой для усиления эффекта вьются трое маленьких детей, страдает от собственной нереализованности, в пьяных грезах встречается с разлучницей — дочерью подводного царя, погружается с ней на морское дно, а потом благодаря сиянию образа Николая Чудотворца на стене за головами зрителей как-то справляется со всем этим мороком и возвращается в лоно семьи.

Точно так же ясно, что подводная, то есть наиболее этически сомнительная, часть спектакля — самая же эффектная. Океанариум на сцене видеобулькает и видеопенится, мужская часть хора рыб уморительно изображает классический балет, женская часть ползает по сцене русалками или устраивает впечатляющее чешуйчатое дефиле. Глаз не оторвать от Станислава Швеца в роли пацанского морского царя. Ну а дочка его Волхова в исполнении Лидии Светозаровой — просто настоящее сокровище доставшегося мне «молодежного» состава (их в спектакле несколько). Ее земная соперница Юлия Горностаева убедительно справляется с ролью докучливой жены, от которой действительно хочется куда-нибудь сбежать. Игорь Морозов в качестве мягкотелого Садко вызывает участие, но не более того. Из трех иноземцев, поющих самую известную музыку этой оперы, выпуклее всего получился Индийской гость-коррупционер в исполнении приглашенного из соседнего Большого театра Максима Пастера.

Читайте полностью http://www.colta.ru/articles/music_classic/9403
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Yury Zigulya

9 ч ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=997732580270658&set=a.594342813942972.1073741827.100001017777566&type=3&theater

Н.Римский-Корсаков, "Садко" в Опере Геликон.

Исходный музыкальный материал был скомкан несуразной постановкой и чудовищного качества игрой оркестра. Посредственные вокальные данные Игоря Морозова (Садко) только усугубили общее негативное впечатление. Безусловно, в таком виде премьерные спектакли выпускать на сцену нельзя.

Кто бы объяснил режиссёру, что не может Садко весь второй акт шляться взад-вперёд, туда-сюда по авансцене, покачиваясь и изображая пьяного, - это всё, что угодно, но только не режиссура. А скабрёзные вихляния бедрами Царицы-Водяницы - это похабщина, а не актёрская игра. Тема коллизии трёх миров (подводного-земного-небесного), как её авансировали критики, - ничего и отдалённо о ней напоминающего на сцене так и не возникло за три часа постановки.

Сколько лет Дмитрий Бертман, зажатый убогим пространством конференц-зала на Новом Арбате, стонал: "Дайте мне театр! Дайте мне театр!"

Ну, дали ему театр. И что?

Неужели он собрался и здесь сохранять стилистику ярмарочного шапито?

Выглядит всё так, будто некому актёру, который всю сознательную свою жизнь кривлялся Дедом Морозом на детских утренниках, но лелеял в себе талант, тоскуя о настоящей драматической роли, доверили сыграть Гамлета.

Судьба дала шанс, и какой! И вот, он трепеща выходит на большую сцену, открывает рот, чтобы наконец-то произнести столь долгожданный монолог "...Быть иль не быть - вот в чём вопрос. Что благороднее: сносить удары неистовой судьбы - иль против моря невзгод вооружиться, и в бой вступить, и всё покончить разом... умереть..." - но в самый ответственный момент, он заволновался, запнулся и, дабы хоть как-то разрядить напряжённую тишину зрительного зала, по старой привычке пустился в скоморошичий пляс: ...

"Я веселый Дед Мороз, к вам пришел сегодня,
Я подарки вам принес в праздник новогодний!.."
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 929
Интересно, Бертман догадается переманить к себе Степановича? Это же его формат! И в Геликоне наконец появится хоть один исполнитель с голосом

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 920
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На пробном экспрессе в подводное царство

Дмитрий МОРОЗОВ
 
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-12/r-sadko.htm
...

Как часто бывает в спектаклях Дмитрия Бертмана, в «Садко» имеется несколько слоев. Перед нами, конечно же, никакая не сказка и не былина, однако и сказочные элементы также присутствуют. Это не актуализация в полном смысле слова, но вместе с тем реалиям нашего времени (или не столь давнего прошедшего) отведено немалое место. Здесь нет слишком уж жесткой концепции, однако концептуальный месседж в целом считывается, хоть и не всеми одинаково. Чего нет совсем, так это романтики, а лирическое начало всячески остраняется. Впрочем, и то сказать: выпавшая на долю спектакля роль «пробного экспресса», да и вся обстановка, сопутствовавшая его рождению, едва ли могли настроить режиссера на лирико-романтический лад...

...

Режиссер говорит в программке о «трех мирах», создаваемых Римским-Корсаковым: «мир реальный, мир подводный – в значении тайный мир подсознания – и мир небесный...», но едва ли стоит искать буквального воплощения этих слов в спектакле. Здесь, как мы видели, «мир реальный» и «мир подсознания» столь тесно переплетены между собой, что разграничить их совсем не просто. Ведь даже семья Садко – казалось бы, самое что ни на есть олицетворение реальности – в первый раз появляется на сцене как некий мираж, покуда он на пиру предается мечтам о далеких краях. Что касается непосредственно сцены в «подводном царстве», то она становится чем-то вроде развернутой интермедии, дающей возможность продемонстрировать как технические кондиции сцены, так и танцевально-пластические возможности хора и отдельных оперных солистов. А вот «Голос Николая Чудотворца» (в прежние времена, по цензурным соображениям, именовавшегося Старчищем могуч-богатырем) в таком контексте оказывается чрезмерно сильным средством вернуть Садко к действительности. Кажется даже, что в спектакле его партия оставлена главным образом для того, чтобы задействовать подаренную театру по случаю новоселья икону как раз этого святого...

...

Как и практически любой спектакль Дмитрия Бертмана, «Садко» можно описывать долго и подробно, во всех деталях. Фантазия режиссера и его команды – художников-постановщиков Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, художника по свету Дамира Исмагилова, художника видеоконтента Владимира Алексеева, балетмейстера Эдвальда Смирнова – работает, что называется, «на полную катушку». Идея превратить в место действия сам новый геликоновский зал, дублируя на сцене и крыльцо-ложу, и окна, и прочие элементы интерьера, в то же время при помощи этих же самых окон как бы погружая зрителей на дно морское или перенося под звездное небо, оказалась очень удачной. Другое дело, что те или иные технические накладки случались едва ли не каждый вечер – оборудование еще не вполне апробированное, работать с ним еще предстоит учиться и учиться...

Один из самых спорных и уязвимых моментов нового спектакля – музыкальная редакция, или, точнее, непомерное количество купюр. Под сокращение попали не только так называемые «длинноты», но и то, что не вписывается в режиссерский замысел (в том числе, практически вся партия гусляра Нежаты). Вторая половина оперы урезана почти вдвое, и швы очень даже ощутимы. Понятно, почему это сделано: начиная работу в новом зале, вмещающем в несколько раз больше публики, как было не думать о необходимости расширить постоянный зрительский контингент, не отпугнув неофитов гигантской протяженностью первой премьеры. Да и, строго говоря, какой процент от общего числа публики знаком с полной версией оперы Римского-Корсакова и в состоянии заметить, сколь сильно ее обкорнали?.. Так что своя логика в этом есть, но хочется верить, что такой вот путь не станет всё же для театра магистральным. Да это и нетипично для Дмитрия Бертмана, столь радикальных сокращений не допускавшего уже много лет – благо мастерство позволяет ему оправдать и наполнить жизнью любые длинноты, что он не раз и демонстрировал. Да и труппа театра сегодня вполне может озвучить любой материал с высоким качеством, что премьерные представления «Садко» вновь и подтвердили.

Партия титульного героя справедливо считается одной из наиболее трудных в русском теноровом репертуаре. Не в каждом из московских театров нашелся бы хоть один певец, способный с ней справиться. В «Геликоне» же таковых числится пять, и трое из них уже выступили в премьерных блоках, причем все – весьма успешно. Ветеран театра Вадим Заплечный в партии Садко прозвучал так, как в свои самые лучшие времена, при этом и актерское наполнение роли было у него предельно убедительным. Ярким событием стало появление в качестве Садко Алексея Косарева, исчезавшего с геликоновских подмостков более чем на десятилетие. Сегодня его голос окреп и расцвел, превратившись в настоящий спинто. Звучал он легко и свободно, да и актерски Косарев не подкачал (хотя, в силу долгого отрыва от родного театра, в его игре присутствовал все же небольшой налет нарочитости). Для молодого Игоря Морозова партия Садко вообще стала первой по-настоящему крупной работой. И прозвучал он в ней весьма внушительно, продемонстрировав незаурядные голосовые данные. Единственно, что молодой певец – видимо, держа в голове великих предшественников в этой партии (прежде всего, Атлантова) – порой слишком уж увлекается крупным, широким звуком, и это вряд ли может пойти на пользу его вокальному развитию. Кроме того, рисунок роли, предложенный режиссером, выглядит у него пока что не слишком органично, подобно костюму с чужого плеча.

На Волхову были назначены аж восемь (!) исполнительниц, причем шесть из них выступили в премьерных сериях. Мне довелось увидеть-услышать четырех. Из них двух – Лидию Светозарову и Анну Гречишкину – я бы назвал практически идеальными: столько очарования было в их пении, столь легко давались им все мелизмы и сложнейшие фиоритуры партии морской царевны. В целом удачно выступили в этой партии Елена Семенова и Майя Барковская, но того ощущения полного слияния голосов и вокального материала, как у первых двух, всё же не возникало.

...

Подведем итоги. Самое, пожалуй, главное, что в своей первой работе на новой сцене «Геликон» уверенно и безоговорочно заявил себя полноценным и полноправным игроком в большом формате, не нуждающемся ни в каких скидках, и в то же время в полной мере сохранил «лица необщее выраженье». На этой сцене и этими силами можно в принципе представить что угодно – хоть «Князя Игоря», хоть «Китеж» или «Войну и мир», а то даже и «Кольцо нибелунга». Но какое бы название ни стояло в афише, неизменными будут та энергетика и тот особый геликоновский дух, что привлекали и привлекают к этому театру вот уже более четверти века. Новорожденный «Садко», конечно же, не бесспорен и не свободен от недостатков – да впрочем, много ли мы можем вспомнить оперных постановок в столице за последние годы, особенно по части русской классики, что были бы бесспорны и свободны? Присутствие спорных моментов – дело абсолютно естественное для живого театра. А к «Геликону» это определение относится более чем к кому-либо другому.

Читайте полностью http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-12/r-sadko.htm
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
На пробном экспрессе в подводное царство

Дмитрий МОРОЗОВ
 
http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-12/r-sadko.htm
...
Читайте полностью http://mus-mag.ru/mz-txt/2015-12/r-sadko.htm
Вот! Ведь есть же у нас вменяемые музкритики.