Автор Тема: Рождественская сказка» Р. Щедрина в Мариинском театре (премьера 26 дек. 2015 г.)  (Прочитано 7204 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
По залу было много больших профессиональных камер - снимали минимум с пяти точек, так что ждите видео-репортажи.

В Минском переулке вчера стояли несколько петеэсок, поэтому дело, наверное, не ограничится репортажами, видимо, велась полноценная запись спектакля.

Первая съемка в формате 4K Ultra HD состоялась на премьерной постановке оперы Родиона Щедрина "Рождественская сказка", которую композитор создал специально для Мариинского театра. Для съемок использовалось оборудование телеканала "Матч ТВ": специально переоснащенная под 4K-формат передвижная телевизионная станция (ПТС) и восемь камер.

РИА Новости http://ria.ru/culture/20160114/1359580963.html#ixzz3xE5BnVJ2
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Мариинском театре рассказывают «Рождественскую сказку»

Новая опера Родиона Щедрина — соединение музыкальных изысков, сценических чудес и политического сарказма

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/12/623737-mariinskom-skazku

Дмитрий Циликин

...Валерий Гергиев относится к Родиону Щедрину и к его музыке с огромным уважением и любовью, и он дирижировал, откровенно смакуя нюансы и роскошества партитуры. И прочувствованно выполняя все указания композитора, из которых самые частые – «тишайше» и «легчайше». Автор следил за кастингом, и тот удался: Замарашка – Пелагея Куренная, обладательница невесомого хрустально-инструментального голоса, Екатерина Сергеева – знойно-сластолюбивая Царица, точные в выборе гротесковых красок и заразительные Анна Кикнадзе – Мачеха и Лариса Юдина – Злыдня. Даже режиссура под авторским присмотром обошлась без, казалось бы, непременных в постановках г-на Степанюка вульгаризмов.
Санкт-Петербург

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/12/623737-mariinskom-skazku
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Чудеса (под Новый год / Рождество): Д. Циликин обошёлся без обычного для него разноса спектакля в пух и прах! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Цитата: Дмитрий Циликин
Даже режиссура под авторским присмотром обошлась без, казалось бы, непременных в постановках г-на Степанюка вульгаризмов.
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/12/623737-mariinskom-skazku

Может быть, А. Степанюк встал на путь исправления? ;D Последовавшие через 2 недели после премьеры "Рождественской сказки" "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева" тоже обошлись без вульгаризмов. (Справедливости ради замечу, что и в "Очарованном страннике", поставленном А. Степанюком в 2008 г., с этим тоже всё, на мой взгляд, благополучно. ;))
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зачарованная странница

http://www.ng.ru/culture/2016-01-13/11_mariinka.html

В Мариинском театре прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

...

Правда, вышла не столько феерия, сколько мистерия. История о чистой душе, которую спасают ангелы-месяцы. Весь второй акт, путешествие Замарашки по лесу в лютый мороз, судя по музыке, происходит уже не на земле. Нет в партитуре ни яростной злой вьюги, ни причудливых обитателей сказочного леса, никакой борьбы со стихией. Здесь словно застывает время, и девочка попадает в другое, уже неземное измерение – ее чуткий, хрустальный мир, того и гляди, разрушится от случайного прикосновения извне. Ощущение, что Щедрин писал именно в расчете на тембр Пелагеи Куренной, в верхнем регистре прозрачный, будто растворяющийся в небесах (отметим и очень точную интонацию певицы). В оркестре преобладают фантастические звучания в высоком регистре – здесь и колокольчик, и челеста, домра, синтетические электронные тембры и так далее, партитура буквально инкрустирована, как самый дорогой алмаз, и сверкает в бережных руках Валерия Гергиева.

Нежная песня менестреля-Апреля (Александр Михайлов) и его подарок-перстень выводят Замарашку из зачарованного сна. Наказан не будет никто – месяцы примиряют Царицу с реальностью, дарят прощение алчным Мачехе и Злыдне. Оперу венчает несколько скоропалительный (по сравнению с замедленным развертыванием предыдущего материала), но очень торжественный гимн любви.

Конечно, Щедрин дает повод и для иронии: под ярмарочную музыку, напоминающую о Стравинском, да и о самом Щедрине («Конек-Горбунок», «Озорные частушки») суетятся жители «всея Руси», волокут домой елки и катят огромные банки тресковой печени (последнее, конечно, – изобретение постановочной команды, не композитора). Дуэтом (и только дуэтом!) в квазиджазовой манере выступают Мачеха и Злыдня (Анна Кикнадзе и Лариса Юдина), хор охраны громко запевает строевую солдатскую «Соловей, соловей, пташечка», а придворные вслед за Царицей (Екатерина Сергеева) повторяют мелодию ее выступления. И лишь отворачиваясь, скороговоркой, могут произнести критическое: «Какой закон ждать нам от капризной бабы?.. А где тогда права человека, и вообще скажем мы в глаза Царице: «Вы чудовище…» Но лучше промолчим». А одному из месяцев Родион Константинович доверяет фразу «В этот год из-за санкций мы подзадержались», зал приветственно аплодирует.

Режиссер Алексей Степанюк, сценограф Александр Орлов и художник по костюмам  Ирина Чередникова создают атмосферу рождественской сказки...

Санкт-Петербург–Москва

Читайте полностью http://www.ng.ru/culture/2016-01-13/11_mariinka.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Мариинка расщедрилась

Александр МАТУСЕВИЧ

В результате плодотворного сотрудничества Родиона Щедрина и Мариинки список мировых оперных премьер на сцене прославленного петербургского театра пополнился «Рождественской сказкой».

Для оперы о новогодних чудесах отдали высокотехнологичную сцену Мариинки-2, сшили множество костюмов и задействовали, пусть и в небольших партиях, огромное количество солистов (и штатных, и молодежи из академистов — у спектакля три полноценных состава).

Однако известный сюжет новогодних утренников (знакомый нам в основном по версии Маршака) и квазиполитическая актуализация — лишь ширма для создания произведения глубокого и увлекательного, затрагивающего вечные темы.

Музыка Щедрина — и узнаваемая, и новая одновременно: фольклорные мотивы, остренькие диссонансы в стиле балаганного театра, эстрадно-киношные ритмы и обрывки мелодий для характеристик нелицеприятных персонажей (прежде всего Мачехи и ее дочки Злыдни), с одной стороны, с другой — неизбывная лирика яркого мелодизма у положительных героев (у падчерицы Замарашки). Вроде это тот же оперный Щедрин, каким мы его знаем по «Мертвым душам» и «Боярыне Морозовой», «Очарованному страннику» и «Левше», с его колючими созвучиями в стиле фолк и парадоксальным использованием необычных инструментов (маримба, коровьи колокольцы, челеста и синтезатор), подробными речитативами и заостренным гротеском, доходящим до издевательского сарказма. Но в этом опусе царит доброе начало, изначальная заданность позитивного финала. Для такого решения маэстро находит краски света, нежности, не трескучей торжественности.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/126842-mariinka-rasshchedrilas/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да в ней намек

СКАЗОЧНИК ЩЕДРИН НАПИСАЛ ДЛЯ МАРИИНКИ ОПЕРУ ПРО САНКЦИИ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА
текст: Екатерина Бирюкова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/9841
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Цитата: Екатерина Бирюкова
всего в Мариинке теперь идут четыре оперы композитора
http://www.colta.ru/articles/music_classic/9841

Не 4, а 5!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Новый год с фиалками

Владимир Дудин

На Новой сцене Мариинского театра состоялась премьера новогодней оперы «Рождественская сказка» Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка под музыкальным руководством маэстро Валерия Гергиева. Хорошо бы Мариинский театр завел такую традицию – готовить к каждому Новому году и Рождеству по новой опере: глядишь – современных, в том числе детских, музыкальных спектаклей прибавилось бы.


Родион Щедрин выступил как гуманист и миротворец, сочинив примирительный финал с Гимном доброте, в котором не преминул процитировать мотив «Обнимитесь, миллионы!» из Девятой симфонии Бетховена. Правда, ненавидящий лжепатриотическую фальшь и пафос, композитор разбавил этот гимн страшно рыкающими духовыми.

Цитаты и аллюзии на мировую классику, помогавшие композитору подкрепить смысл, просвещенный слушатель мог уловить в разных частях новой оперы. При этом партитуру едва ли можно упрекнуть в лоскутности или мозаичности, хотя в таком жанре это было бы уместно. Щедрин проявил себя здесь, как и прежде, искуснейшим оркестратором, сумевшим найти диковинные тембры, чтобы передать мистику сказки. Вместе с тем он не постеснялся показать себя и лукавым стилизатором.

http://spbvedomosti.ru/news/culture/novyy_god_s_nbsp_fialkami/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн prism

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
14 января ходили на Рождественскую сказку.
Объявили замену. Позже узнала, что Эдуард Цанга, который должен был исполнять Декабрь, умер в этот день. 37 лет. Печально и грустно.
Но на исполнение оперы это не повлияло. Хотя декабрь (Глеб Перязев) не впечатлил. У месяцев вообще  очень маленькие партии, кроме именно декабря, сложно впечатлить. Один из месяцев откровенно сипел.
Наверное, за год певцы сжились со своими ролями, имеют в своем багаже какие-то наработки. Сравниваю составы год назад и нынешний- основные исполнители- те же. Очень хороши, просто замечательны были дуэты и исполнение ролей махечи и дочки (Кикнадзе и Юдина). Подчеркнуто гротескные, почти цирковые персонажи, особенно Юдина. Хороша в вокальном плане царица в исп. Екатерины Сергеевой. Удивительно красивый  голос у Замарашки (Пелагея Куренная)- кристально- чистый, нежный, проникающий в душу,  в вокальном плане ее партия совсем не простая. Роль она исполнила замечательно.  Симпатичен Дровосек (Олег Сычев), одетый в подобие серого дамского полушубка.  Хороша была вся массовка.
Сценическое решение оперы  очень понравилось. Пленили "сугробы", такие пушистые, белые, бревнышками катящиеся по сцене или толкающие конусы месяцев. Сценическое решение Александра Орлова очень удачное- яркая, красочная сказка не только для детей.
Музыка Щедрина интересна, узнаваема по стилю. Жаль, конечно, что в опере минимум сольных номеров. 
Правда, с моей точки зрения, сценарий во втором действии слишком затянут, много искусственных длиннот. Например, марширующие  уж слишком долго под "Канареечку" солдатики, сцены с царицей,  почти повторяющие сцены из первого действия. Исчезает эффект новизны. Если бы не знать историю написания оперы, можно было бы предположить, что имеем  заказную музыку к празднику, когда нужно выдать определенную длительность действия при отсутствии сюжета.
Дирижировал Владислав Карклин, слушала его впервые, справился с музыкой Щедрина на ура.
 
Хотя это взгляд на оперу с точки зрения взрослого человека. А вот с точки зрения ребенка, мне кажется, это не совсем так. Безусловно понравятся костюмы, красочность сцены- световые и цветовые решения, динамика, где она есть, а вот музыка наверняка будет трудна для детского восприятия. И текст, который не весь воспринимается со слуха (хотя сидели близко), а титры ребенок читать точно не будет. Хотя и так в принципе содержание понятно, но хотелось бы слышать все слова. Даже не представляю, что слышно там , наверху. Акустика-то в  Мариинке- 2 специфическая. А второе действие очень даже может показаться скучным, затянутым. Исключение- финал,  когда все действующие лица на сцене, и все призывают к всеобщей любви, доброте и миру.
Такое мнение мне высказала молодая девушка, которая пока еще прекрасно помнит свои детские ощущения от театра и заскучавшая во втором акте.
Но надо признать: хотелось праздника и ностальгии по детству- получили в полной мере.

Оффлайн Alevtina

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 30

титры ребенок читать точно не будет.


Почему не будет? Я ходила именно на этот спектакль (14 января) со своими двумя детьми, сыну 11, дочери 8. После спектакля спросила, понимали ли слова (стандартный вопрос после любой оперы), ответили: "Конечно, мама, мы же умеем читать"

Оффлайн prism

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Вокруг меня сидели маленькие дети, не более 7 лет. Про больших понятно. Вообще-то сама не люблю читать, отвлекает. В партере неудобно: либо на сцену смотреть, либо наверх.
И как, вашим музыка понравилась? Именно музыка, не постановка.

Оффлайн Alevtina

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 30
Сын сказал, что ему музыка понравилась больше, чем в балете "Конек-Горбунок", но "все равно не Моцарт".  Дочь сказала, что флейты маловато, но она всегда так говорит, потому что это ее любимый инструмент. В зале Прокофьева оперы с аккомпанементом рояля идут, ее всегда возмущает, что нельзя что-нибудь послушать чисто под флейту.
Мы как раз наверху сидели (середина первого ряда 1 яруса), им было нормально и на сцену смотреть, и на титры, и на оркестр.
Боюсь, детское мнение не особо информативно.