Автор Тема: «Лунная соната» (Соната №14 Cis-moll, Opus 27 №2) Бетховена – разные исполнения  (Прочитано 6499 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Сонату слушала в разных исполнениях. Более всего люблю в исполнении Шнабеля, особенно 1-ю и 3-ю части. Также просто завораживает Софроницкий в 3-ей части - эти резкие аккорды, задыхающийся темп. Гилельс, Падеревский понравились меньше в этой сонате.

Из более современных трактовок отметила бы Плетнева, особенно 3-ю часть. Совершенно изумительная партия левой руки, акценты, контрасты и богатейшая музыкальная палитра. Это было новое для меня прочтение.

Почти не знаю исполнения последних лет. Уважаемые форумчане, кого бы вы могли бы посоветовать послушать с этой сонатой из молодых исполнителей?

Оффлайн Nikita Owl

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
http://www.youtube.com/watch?v=6_DNpNh5epE
Жуть какая!
Предлогов назвал свой отзыв об этом исполнении так: Не знаю даже, смеяться или плакать? Коробейников играет "Лунную" Бетховена - см. полный текст отзыва здесь

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Коробейникова я слушала. Правда, с трудом.
Отзыва Предлогова не видела в свое время, сейчас прочла и согласна с ним. Первая часть -- что-то просто ненормальное, но и 3-я не впечатляет. Оригинальничанье, мне кажется.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Андрей Коробейников, например
http://www.youtube.com/watch?v=6_DNpNh5epE
   Первая часть вполне подойдёт для книги рекордов Гиннеса (The Guinness Book of World Records).
   Третья часть - как палкой по стеклу.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Лунная соната часто звучит.
Из огромного множества записей я почему-то готов постоянно слушать её в исполнении Эгона Петри.
Его поздняя запись примерно 1956 года.
Это исполнение действительно трогает, захватывает внимание.
Кто-нибудь может раскритиковать в хорошем смысле, указать на сильные и слабые моменты?

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Прослушала игру Коробейникова. Потрясло. Просто наповал! Ничего лучше и точнее не придумать, наверное. Все-таки он одареннейший пианист.

Вот тоже отзыв об этой его игре.
"ЭТО ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ 1-й ЧАСТИ, КАКОЕ МНЕ ТОЛЬКО ПРИВОДИЛОСЬ СЛЫШАТЬ! ДО СИХ ПОР ПОМНЮ СВОЙ ШОК ТОГО ВЕЧЕРА... " (Валерия Огородникава)

Эту сонату Бетховен написал узнав, что любимая выходит замуж. Как "похороны" своей любви. Во второй части скорбь сменилась отчаянием из-за несправедливости бытия. Именно замысел Бетховена, его душевное состояние и передано.

Андрей Коробейников:
"переслушиваю который раз и убеждаюсь, что 1я часть здесь состоялась именно как написано у Бетховена - космос, одиночество, голос, свет и бездна. Жаль что многие не чувствуют этого попадания. А я чувствую. Никакого отношения к "кайфу" интерпретация не имеет - ТАК играть очень сложно. Но зато правдиво. "
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2016, 19:16:00 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Уважаемая 511Lara, весьма утешительно знать, что кому-то оказалась полезной эта новая ветка на Форуме, что кто-то нашел для себя что-то ценное, хотя я и не разделяю Вашей экзальтации по поводу данного исполнения.
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2016, 17:26:07 от Ирина67 »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
...космос, одиночество, голос, свет и бездна. Жаль что многие не чувствуют этого попадания. А я чувствую.
   Это как с известным живописным "шедевром", "Чёрным квадратом" Малевича. Кто-то одарённый, конечно же, понимает всю глубину (!) и значимость (!)... ну, а кто не понимает - они или не доросли ещё, или бездари навсегда, и их очень жаль.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Эту сонату Бетховен написал узнав, что любимая выходит замуж. Как "похороны" своей любви. Во второй части скорбь сменилась бурей на несправедливость бытия. Именно замысел Бетховена, его душевное состояние и передано.
Ой. Это же старый миф, который тут вообще ни о чём. :) Не говоря уже о том, что соната была написана задолго до помолвки и свадьбы Джульетты Гвиччарди, Бетховен вообще не собирался посвящать эту сонату Джульетте. К посвящению ей предназначалось Рондо соль мажор, но в последний момент по политическим соображениям Бетховен посвятил рондо графине Лихновской, поэтому Гвиччарди "получила" сонату.
Попутно можно вспомнить, что в эти годы уже появилась и росла любовь Бетховена к Джозефине Брунсвик, которая судя по всему и была его "бессмертной возлюбленной". :-)
Проще говоря, попытки найти в музыке композитора ясное отражение его личной биографии редко когда бывают обоснованными. ;)

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Уважаемая 511Lara, весьма утешительно знать, что кому-то оказалась полезной эта новая ветка на Форуме, что кто-то нашел для себя что-то ценное, хотя я и не разделяю Вашей экзальтации по поводу данного исполнения.

Ирина67, мне сразу понравилась новая тема, еще не было никаких комментариев  (кроме вашего предложения). Однако, не было времени написать.

По поводу исполнения Коробейникова у меня нет экзальтации ))
Просто, после негативной (мягко говоря) критики, ожидала услышать то, что написали и возмутиться манерностью и оригинальничанием.
Но... результат был обратным. Может поэтому и сильным.
Признаюсь - очень люблю по-хорошему удивляться ! ))

Произвело очень сильное впечатление его исполнение Сонаты №14.
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2016, 19:34:27 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Ой. Это же старый миф, который тут вообще ни о чём. :) ....
Проще говоря, попытки найти в музыке композитора ясное отражение его личной биографии редко когда бывают обоснованными. ;)

Может быть и миф, часто озвучиваемый критиками. Это не важно.

А может быть, играя Сонату №14, Коробейников передал  свою личную трагедию... Кто знает..

Но то, что это не "Лунная соната", наверное, отрицать не будете ))) Хотя...кто-то гениально исполнит ее как лунную .
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2016, 19:33:35 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Мне напомнили, что было интереснейшее рассуждение Предлогова об исполнении этой сонаты Лазарем Берманом http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,794.msg9501.html#msg9501
Очень необычное исполнение. Здесь можно послушать: http://classic-online.ru/ru/performer/144?composer_sort=33&prod_sort=370

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Может быть и миф, часто озвучиваемый критиками, но это не важно.
Пианист сыграл Сонату, используя этот миф...
Но то, что это не "Лунная соната", наверное отрицать не будете ))) Хотя...кто-то гениально исполнит ее как лунную ..)))
Ээ... Не понял. Я не буду отрицать, что НЕ Лунная соната? Или не буду отрицать, что это таки она? И вообще о чём речь: об исполнении или о самом произведении (название-то не авторское)?

А так да, достаточно практично: сперва заявить словами, что тут якобы хотел сказать композитор, а потом проиллюстрировать это своей игрой. И то, что композитор тут хотел сказать нечто иное, уже неважно. )))

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Ээ... Не понял. Я не буду отрицать, что НЕ Лунная соната? Или не буду отрицать, что это таки она? И вообще о чём речь: об исполнении или о самом произведении (название-то не авторское)?

"Не Лунная", естественно, в смысле исполнения, интерпретации от названия (не авторского).

Хотя восприятие может быть любым !

« Последнее редактирование: Февраль 07, 2016, 23:37:04 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Прослушала игру Коробейникова. Потрясло. Просто наповал! Ничего лучше и точнее не придумать, наверное. Все-таки он одареннейший пианист.


По поводу исполнения Коробейникова у меня нет экзальтации ))

Ну, нет так нет

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Ну, что вы, право! Фразы нужно читать в контексте ))

Это была не экзальтация -  не восторженное безграничное воодушевление, а  наоборот - потрясение наповал!
Границы у него все-таки есть. Потрясло и встало на место )) :)

Но, все равно, очень нравится исполнение Коробейникова - хочется переслушивать.
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2016, 17:07:22 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн 511Lara

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 62
  • Пользовательница прекратила участие в форуме.
Мне напомнили, что было интереснейшее рассуждение Предлогова об исполнении этой сонаты Лазарем Берманом http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,794.msg9501.html#msg9501
Очень необычное исполнение. Здесь можно послушать: http://classic-online.ru/ru/performer/144?composer_sort=33&prod_sort=370

А вот здесь меня не "потрясло наповал" ))... Мне, наоборот, исполнение показалось довольно ожидаемым. Трактовка  знакомая.
Но глубина... глубина необычайная !!  Очень  сильно...

Такое сложилось у меня впечатление, кто-то. наверное, воспринимает по другому.
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2016, 17:10:45 от 511Lara »
Пользовательница прекратила участие в форуме.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Кстати, вот Шифф, которого мы вскоре будем иметь честь слушать на концерте в Москве,
играет Лунную http://www.youtube.com/watch?v=hH-Lqmh7bx0
И дискуссия на форуме по этому поводу (и по поводу его лекции)
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,6979.msg134582.html#msg134582

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Неожиданно и меня затянула эта тема, заинтересовала. Послушала кое-кого из названных "фаворитов" на классик-онлайн (только 1ю часть). И вот результаты.
И Петри, и Шнабель играют 1ю часть, на мой взгляд, слишком быстро. Но дело не в старой манере, как я думала, т.к. Соколов тоже "спешит". К тому же они не очень заботятся о ровности триолей, что, по-моему, недопустимо (я уж не говорю о тех, кто норовит выделять первую ноту каждой триоли).
Далее. Берман не нравится совсем: играет медленно (что само по себе неплохо), но с явной претензией на значительность, как бы становясь на котурны. А триоли не просто неровные, а чудовищно неровные: как написал один из критиков Дебарга, "текста нет, одна агогика". Насчет Дебарга не соглашусь, а тут как раз тот случай.
Шифф жутко все перепедалил (правда, может, это издержки плохой записи), и педаль просто грязная. Но триоли он играет ровно, что ему в плюс.
И, наконец, Плетнев. Пока что это мой идеал (процентов на 90, исключение составляют кульминации, где он неприятно для моего уха гвоздит тему). А так мне все нравится: темп (медленнее, чем у "старой гвардии", но несколько все же быстрее, чем у Бермана), качество триолей и - очень важно - соотношение пластов фактуры. Не нарочитая, а настоящая значительность, глубина и вместе с тем человечность, проникновенность.
http://classic-online.ru/ru/production/370?p=8&production_id=370
Время будет - и других послушаю.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Рубато у Шиффа в 3-ей части вызывает у меня отторжение. Не могу принять такую трактовку.
А вот первую часть, несмотря на завышенный темп и указанную lina "грязную педаль", вполне воспринимаю. Но все равно авангардное исполнение.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
А мне вот кажется, что настоящий "авангард" - это как раз у Коробейникова. Первую часть он играет чуть ли не по складам:
Бур...... ря   мгл....о..ю  неб....бо кр...о...ет
Ви...х....ри  снеж....ны...е  кр...у ...т...я

И т.д. и т.п.
Извините, но у Бетховена всего лишь Adagio, а никак не Ларжетто.
А в третьей части - Коробейников, напротив, сбивается на откровенную скороговорку.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
Эхм. На всякий случай сообщаю, что "жутко грязная педаль" в первой части -- прямое авторское указание играть ВСЮ часть с нажатой педалью. Разумеется, рояли тогда были совсем иными, чем сейчас, но Шифф, пытаясь хоть как-то примирить это указание с современными инструментами, один из немногих, пытающихся уважать волю автора.

Что до темпа первой части, то она написана как раз на Alla breve, т.е. пульсация в ней должна происходить не каждую четверть, а каждую половину, поэтому, по всей видимости, вся часть должна быть довольно подвижной, а традиция играть её необычайно медленно -- следствие деятельности позднейших редакторов, начиная с Листа, заменивших размер Alla breve на 4/4.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Мне представляется, что Гольденвейзер спешит, умышленно спешит.
Это издержки техники записи того времени (1939 год).
В патефонный формат это плохо укладывается.
Произведение разрезано на 5 частей.
Над исполнителем висит меч, что вот-вот и очередная сторона подойдет к концу.
Возможно, эта запись дает неправильное представление об интерпретации Гольденвейзера.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 663
У любого комплекта пластинок чётное число сторон, то есть в комплекте с пятью сторонами необходимо есть и шестая. Поэтому так уж переживать Гольденвейзеру вряд ли было приходилось: не влез бы на пять сторон — издали бы на шести при том же количестве пластинок.