Автор Тема: Мариинский театр в сезоне 2008-2009  (Прочитано 22666 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« : Сентябрь 17, 2008, 17:38:58 »
Открываю новую тему для обсуждения событий нового сезона 2008-2009 в Мариинке.
Прошу размещать заинтересовавшую вас информацию, а также заполнять календарь событий.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #1 : Сентябрь 30, 2008, 09:16:12 »
На "Коньке-горбунке". Баланчин как зеркало Мариинского балета

Губская  И., Независимая газета, 20080925
 http://www.ng.ru/culture/2008-09-25/8_balanchin.html


 
Сцена из оперы «Очарованный странник».
Фото с официального сайта театра

<....>

Среди оперных премьер «Манон Леско», «Алеко», «Иоланта». И к юбилею Гоголя «тройка» от современных композиторов: «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Иван Федорович Шпонька» Анастасии Безпаловой и «Коляска» Вячеслава Круглика.
Продолжается возобновленная в прошлом сезоне система абонементов. В нее включили даже премьеру «Конька-горбунка». Есть последние, только один-два раза показанные премьеры прошлого сезона: оперы «Очарованный странник», «Братья Карамазовы». И балет «Стеклянное сердце». Провальный спектакль оставили в репертуаре – похоже, его спасли музыка Цемлинского и исполнители. Вагнер идет отдельным абонементом: тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин» (концертный – вероятно, в преддверии новой постановки) и «Парсифаль».

Опять будут детские утренние абонементы (с «Коньком-горбунком»), абонемент с репертуаром Чайковского, а также исключительно оперный и только балетный. И внушительное количество фестивалей, из которых главную загадку сейчас представляет, несомненно, балетный.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #2 : Октябрь 09, 2008, 14:02:57 »
Юбилейные па продолжаются
Американский тур Мариинского балета к 225-летию театра
http://gzt.ru/culture/2008/10/02/173733.html

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
"Лолита" Щедрина на фестивале "Новые горизонты"
« Ответ #3 : Октябрь 31, 2008, 14:55:13 »
30 октября 2008 г.
Концертный зал МТ
Фестиваль «Новые горизонты»
О.Мессиан. Вознесение. Четыре симфонические медитации
П. Булез. Нотации I-IV
Р. Щедрин. Лолита. 2 акт оперы. Концертное исполнение.

Лолита – А. Калагина
Гумберт Гумберт – С. Романов
Клэр Куильти – А. Тимченко
Мисс Пратт  - Е. Витман
Учительница музыки – М. Мерескина
Соседка – Т. Кравцова
Красный свитер – А. Васин
Служитель культа – В. Антипенко
Две девушки из рекламы – В. Соловьева, Е. Крапивина
Собутыльники Куильти – В. Антипенко, А. Васин
Группа басов и детский хор МТ

Новый сезон в Мариинке для меня открылся только вчера, т.к. почти со всеми позициями текущего репертуара театра, которые были представлены в сентябре-октябре, я оказалась знакома, а каких-либо особо заинтересовавших меня дебютов театр не предложил.

Во вчерашнем концерте наибольшая интрига была для меня связана с «Лолитой» (1994), поскольку впервые слышала это сочинение.

«Вознесение» Мессиана Гергиев исполнял на прошлом фестивале «Звезды белых ночей». Мне нравится это произведение. Полагаю, что в том, что касается передачи музыкальной сути, дирижер его представляет вполне адекватно. Однако в этот раз исполнение мне показалось менее безупречным технически. 
«Нотациями» Булеза Гергиев дирижировать не стал, передав оркестр коллеге. После «Вознесения» Мессиана это сочинение кажется весьма пустым, хотя и есть в нем поверхностно-эффектные моменты. Удивительно, что при многих интереснейших находках в композиторской технике, при любопытных потенциальных новшествах в создании музыкальных образов, многие композиторы авангарда и поставангарда часто оказываются не в состоянии использовать эти богатые возможности для того, чтобы наполнить произведения содержанием, смыслом, глубиной, чтобы вдохнуть в них жизнь.

«Лолита» вызвала  неоднозначное впечатление. Второй акт оперы по сюжету охватывает события, связанные с путешествием Гумберта и Лолиты по отелям, бегством Лолиты с Куильти, новой встречей героев спустя несколько лет и убийством двойника-соблазнителя Гумбертом.
В опере эти события представлены сквозь призму воспоминаний и размышлений Гумберта. Музыкальное развитие медленное, тягучее, то изматывающее-утомительное, то невероятно напряженное. Ингода чем-то напоминающее вагнеровского «Тристана». Практически нет кульминаций и драматической накаленности – действие статичное, тематический материал однообразен и пластичен. Всё создает ощущение нереального состояния, нахождения между прошлым и настоящим, сном и явью. Центральное место занимают дуэты Лолиты и Гумберта, которые реконструирует в сознании герой. События в целом передаются в хронологическом порядке, однако кое-где временные пласты смещаются. Лолита предстаёт и реальным персонажем, и воспоминанием, и обобщенным образом.  В сознании Гумберта возникают и другие голоса из прошлого.
 
В пояснении композитора к замыслу оперы, которое приведено в программке, указано, что он хотел написать оперу о ностальгии по мимолетной и исчезающей красоте. Я думаю, что это ему удалось. Особенно надо отдать должное композитору в части изображения состояния – это получилось великолепно. Атмосфера  произведения буквально поглощает слушателей. Образы героев вышли нетривиальными. И в целом духу романа, на мой взгляд, музыка соответствует. Некоторые композиционные принципы «Лолиты» проросли  в последующие его оперы, но там они реализованы на другом идейном и интонационном материале. Опера, как мне кажется, прекрасно инструментована, в этом смысле многие фрагменты кажутся выдающимися. Вместе с тем, чего-то ей не хватает, чтобы назвать её крупным достижением современного музыкального искусства. Может быть, искренности, живой пульсации, реального чувствования трагически уходящей потерянной любви и жизни?

Что касается исполнения, то мне понравилась работа оркестра. Можно отметить и А. Калагину, исполнявшую роль Лолиты. Однако хотелось бы от неё более мягкого и округленного вокала, многие верхние ноты выходили довольно резкими, и мне кажется, что она не всегда была точна. Партнер, по-моему, переигрывал и выглядел не очень убедительно вокально и актерски. В целом, наверное, партии у участников представления не впеты.
Про второстепенных персонажей нечего сказать.

Дополнительно здесь:http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg16879#msg16879

P.S. Любопытно было бы узнать мнение об этой опере других участников, побывавших на её представлении.
К сожалению, я не попадаю на оставшиеся события фестиваля, т.к. меня некоторое время не будет в городе.
Если кто-то из петербуржцев их посетит, пожалуйста, напишите о своих впечатлениях.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2008, 15:37:02 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
"Лолита" Щедрина на фестивале "Новые горизонты"
« Ответ #4 : Октябрь 31, 2008, 14:57:06 »
Несколько цитат из программки:
--------------------------
Родион Щедрин определяет жанр своего сочинения как «grand opera в трех актах». Основная коллизия оперы связана с действиями четырех персонажей — Лолиты, Гумберта Гумберта, Шарлотты и Куильти — циничного прожигателя жизни, которого убивает Гумберт. Роман Набокова имеет скандальную историю. После выхода в свет этого сочинения его автор обвинялся в безнравствен¬ности, а во Франции роман был объявлен порнографическим. Но именно «Лолита» принесла Набокову всемирную известность. По мнению Щедрина, «сюжет "Лолиты" — замечательный триллер, который так и просится в оперу». Однако главным для композитора стало не скандальное содержание романа, а его моральная сторона — нравственная коллизия в душе главного героя. Неслучайно в опере действие разворачивается как бы сквозь призму воспоминаний самого Гумберта Гумберта, сидя¬щего в тюремной камере и ожидающего смертной казни. В одной из радиопередач Родион Щедрин сказал, что «Лолита» для него — это «роман об очень быстро исчезающей красоте, о ностальгии по красоте. Для меня это больше символ. Для меня Лолита в меньшей степени живое существо, больше — обобщенный образ мимолетной, увы, не вечной красоты».

------------------------------
Любопытные соображения относительно присутствия "Лолиты" и
"Братьев Карамазовых" в репертуаре театра:

ДВЕ ОПЕРЫ — ДВА МИРА
Искусство, как известно, сфера, где не может быть единственного правильного и верного решения. Более того, в самой борьбе противоположностей, в остром поле напряжения между различными этическими и эстетическими позициями, между разными стилями и веяниями часто и возникает то, что, с одной стороны, делает искусство привлекательным, а с другой — заставляет задуматься о многих жизненно важных проблемах.
В программу фестиваля «Новые горизонты» вошли две оперы современных композиторов: «Лолита» Родиона Щедрина и «Братья Карамазовы» Александра Смелкова. Второе действие «Лолиты» звучит в концертном исполнении в Концертном зале Мариинского театра, опера Александра Смелкова — недавняя мировая премьера Мариинки на основной сцене. Противостояние этих двух опер начинается уже с имен авторов сюжетов: Достоевского и Набокова. Факт публичного не¬приятия Достоевского Набоковым прекрасно известен, а яростные споры между сторонниками одного и другого писателя продолжаются до сих пор. Да и сами сюжеты, послужившие литературной основой опер, — социальная драма Достоевского и интимный дневник Набокова — находятся на противоположных эстетических полюсах.
Противостояние литературное превратилось и в противостояние музыкальное: изысканное сочинение Родиона Щедрина, единое по стилю, написанное современным музыкальным языком и впервые поставленное в Стокгольме на шведском языке — и глубоко российское творение Александра Смелкова, с массой аллюзий на великих мастеров прошлого и подчеркнутой при¬надлежностью к привычной (а где-то и шаблонной) романтической опере.
Противостояние тем менее не означает открытого конфликта. Тем более, что исследование мрачных глубин человеческой психики есть и в том, и в другом произведении. Равно как и стремление к подлинной красоте, часто, увы, недостижимой в этом мире.
Оперы Родиона Щедрина и Александра Смелкова пред¬ставляют два из возможных вариантов развития оперы в будущем, и успех одного сочинения вовсе не означает неудачу другого. Ведь история, которую пишут авторы и исполнители, публика и критика, часто оставляет гораздо больше вариантов, чем можно себе представить.

Егор Ковалевский
---------------------------


« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2008, 15:12:23 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #5 : Ноябрь 13, 2008, 15:42:26 »
Видимо, среди участников форума "Лолиту" и др. произведения, исполнявшиеся в рамках фестиваля, никто не слушал..? :))

А вот комментарий Дм. Ренанского:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1363.msg17298#msg17298

Общий вывод критика:
-----------------
цитата
Но все же понятно: в репертуаре Валерия Гергиева современной музыке уготовано вполне маргинальное место и ни на что большее, кроме как быть прослойкой между приоритетным Вагнером, Чайковским, Римским-Корсаковым etc., она претендовать не может.

По крайней мере, пока. Да и в будущем, видимо, так все и останется. Уж слишком тяжел и нерентабелен новый репертуар. С ним не поедешь ни в Москву (тягаться с проектами Теодора Курентзиса себе дороже), ни на Запад (там хватает своих специалистов). Остается одно — проводить внутригородской ликбез. За него, конечно, спасибо. Вот только что лучше, играть неизвестную музыку вполсилы или не играть ее вовсе, — большой вопрос.
-----------------

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #6 : Ноябрь 13, 2008, 17:08:27 »
Видимо, среди участников форума "Лолиту" и др. произведения, исполнявшиеся в рамках фестиваля, никто не слушал..? :))

А вот комментарий Дм. Ренанского:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1363.msg17298#msg17298

Общий вывод критика:
-----------------
цитата
Но все же понятно: в репертуаре Валерия Гергиева современной музыке уготовано вполне маргинальное место и ни на что большее, кроме как быть прослойкой между приоритетным Вагнером, Чайковским, Римским-Корсаковым etc., она претендовать не может.

По крайней мере, пока. Да и в будущем, видимо, так все и останется. Уж слишком тяжел и нерентабелен новый репертуар. С ним не поедешь ни в Москву (тягаться с проектами Теодора Курентзиса себе дороже), ни на Запад (там хватает своих специалистов). Остается одно — проводить внутригородской ликбез. За него, конечно, спасибо. Вот только что лучше, играть неизвестную музыку вполсилы или не играть ее вовсе, — большой вопрос.

Нет, почему же "никто не слушал" ? :) Я слушал, но это тот редкий случай, когда в результате какого-то удивительного стечения обстоятельств моё мнение совпало с мнением Ренанского :)) Я имею в виду оценку и качества музыки, и качества исполнения.
Я не говорю, что я "согласен" с Ренанским – много чести ему. :)) Но именно "совпало мнение" – прошу отличать эти две ситуации. :))
Кстати, я всегда с интересом слушаю записи знаковых концертных событий – всё же в 1000 раз интереснее услышать фонодокумент, нежели созерцать пустопорожние разговоры о нём на какой-нибудь "Классике" и т.п., куда я стараюсь не заходить в целях моральной гигиены.
Так что бутлеги мимо меня не проходят, я всегда ими интересуюсь :))
Касаемо "маргинального места" для современной музыки – так ей, простите за каламбур, самое место в "маргинальном месте". :))
Не, ну конечно, я ею интересуюсь, но чем дальше, тем больше убеждаюсь, что ничего "нового" и "свежего" на этом пути уже не появится. Не буду развивать тут идею "исчерпанности", этому можно посвятить спец. поток, до которого у меня никак не доходят руки ввиду громадности и тягомотности этого предприятия, но кратко могу повторить ту основную идею, что "новаций" в музыке больше не будет: всё уже открыто. А если кто-то будет пытаться родить что-то такое, чего "ещё не было", причём, я имею в виду не новые произведения, которые вполне можно создавать в рамках прежних, уже опробованных стилей, а новую стилистику, то из этого ничего, кроме жуткого маразма, не получится, потому что музыку "расширять" уже некуда, если только не пытаться объявить таковой то, что к музыке нельзя отнести ни по какому самому смелому и радикальному "определению".
Касаемо исполнения Мессиана и других "современников" – тут самый сложный вопрос чисто технический: их партитуры требуют идеальной выверенности исполнительских намерений, чуть ли не "компьютерной" точности реализации. Собственно, это как раз то, о чём я только что сказал: эти "новации" находятся уже на грани "музыки" и "не музыки", поэтому и подход к ним должен быть соответствующий, едва ли не "инженерный". На достойное исполнение таких произведений надо гробить так много репетиционного времени, а художественный результат при этом в любом случае столь ничтожен ввиду ничтожности "идей", заложенных в эти произведения, что моё мнение тут тоже совпадает с мнением Ренанского: "овчинка выделки не стоит".
Касаемо "тяганий" с "проектами" Курентзиса я могу привести любопытный отклик, который разместил один из слушателей, знакомых с этими "проектами":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=424.msg17261#msg17261

Там цитированы отклики слушателя отсюда:

http://www.foma.ru/articles/1747/

-------------
"Андрей   16.08.2008 13:12
Какой смысл брать интервью у человека, который только говорит о боге, а в жизни тянется ко всему низменному? Это же ложь... Вы только на его фестиваль посмотрите! На сборище сатанистов больше похоже."
-------------

Собственно, что ещё добавишь к этому ?
Если только спросить "ЧЕГО РАДИ" всё это исполнять ?
Но с другой стороны, я уже размещал свои возражения по поводу отказа некоторых критиков ассоциировать Гергиева с представлением в концертах редкоисполняемой, в т.ч. и т.н. "современной" музыки:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=371.msg17125#msg17125

Фактически, из крупных дирижёров, кроме Гергиева, т.н. "современную музыку" у нас мало кто исполняет.
Что-то мешает мне признать сегодня (!) Курентзиса "крупным" – быть может, он ещё сделается таковым, а может, и не сделается или сделается, но "не в этой жизни" и т.п. Но говорить о том, что его ПРОЕКТЫ (! они же "фестивали", см. выше) представляют собой нечто "высокое" и "гениально-неповторимое", тоже довольно смешно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #7 : Ноябрь 14, 2008, 10:35:11 »
Я тоже во многом согласна со статьей и, как уже писала, полагаю, что на шедевральность «Лолита» cовсем не тянет. Исполнение в целом тоже не особенно впечатлило, хотя оркестр всё же, на мой взгляд, был более или менее на уровне. (Насчет Мессиана соглашусь – «Вознесение» оказалось скомкано. В июне, мне кажется, оркестр демонстрировал больший толк).

Между тем по поводу Ваших комментариев, уважаемый Predlogoff, хотела бы высказать парочку соображений, т.к. придерживаюсь более умеренных взглядов на некоторые вещи. Не в порядке спора даже, а, скорее, в качестве риторических вопросов. Только, наверное, лучше перенести это в соответствующие потоки. Я скопирую часть сообщения сюда: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=371.msg17309#msg17309

Predlogoff
Цитировать
Не, ну конечно, я ею интересуюсь, но чем дальше, тем больше убеждаюсь, что ничего "нового" и "свежего" на этом пути уже не появится. Не буду развивать тут идею "исчерпанности", этому можно посвятить спец. поток, до которого у меня никак не доходят руки ввиду громадности и тягомотности этого предприятия, но кратко могу повторить ту основную идею, что "новаций" в музыке больше не будет: всё уже открыто.


Да, вопрос интересен и, к сожалению, до него руки не доходят. Но тем не менее я думаю, что вряд ли мы можем сегодня дать однозначные заключения. Двадцать-тридцать лет неопределенной (может быть, и кризисной) ситуации в развитии музыкального искусства в части поиска «новых» идей - всё же недостаточно большой срок, чтобы делать столь категоричные выводы.

Что касается «нового» и «свежего» - то почему? Мне кажется, что интересные «новации» в современном творчестве есть и их немало. По крайней мере, тембровых и конструктивных. Но вот почему в значительной части случаев  получается  суррогат? Почему идеи, заключающие новые возможности для создания художественных образов, не дают произведений, которые бы  по интенсивности нашего эстетического переживания были сопоставимы с шедеврами прошлого? Вроде бы есть язык, есть то, что может быть адекватно выражено его средствами, но результат соединения часто оказывается убог. Не понимаю, в чем тут дело. 

Predlogoff
Цитировать
А если кто-то будет пытаться родить что-то такое, чего "ещё не было", причём, я имею в виду не новые произведения, которые вполне можно создавать в рамках прежних, уже опробованных стилей, а новую стилистику, то из этого ничего, кроме жуткого маразма, не получится, потому что музыку "расширять" уже некуда, если только не пытаться объявить таковой то, что к музыке нельзя отнести ни по какому самому смелому и радикальному "определению".

Но дело в том, что искусство стремится отражать время. Собственно, эстетическое воспроизведение окружающего мира – одна из его функций. Можем ли мы с уверенностью сказать, что для описания современной действительности хватает тех средств, которые выработаны в рамках романтизма и предшествующих стилей?

Если вернуться к «Лолите». Роман Набокова полон символики, многозначности и прочих модернистских явлений. Мне кажется, что достижения прежних музыкальных стилей никак не вяжутся с задачей отображения той ситуации и тех идей, которые в нем содержатся. Романтизм здесь явно неуместен. Т.о., используемый Щедриным музыкальный язык (хотя это не есть авангардное экспериментаторство, но с точки зрения публики, воспитанной на романтизме, это уже авангард) вполне соответствует идейному содержанию. Драматургия оперы – тоже. Дух романа, его настроение, как мне кажется, опера воссоздает. Но и только. Интересно на уровне идеи и на уровне языка – однако общее впечатление остается расплывчатым, воплощение особо не трогает.
Тем не менее я хочу сказать, что прошлые стили в чистом виде были бы при данной художественной задаче, наверное, неадекватны.

Кстати, если снова вспомнить  «Карамазовых» Смелкова. Тут ещё такая вещь. Во вновь образованном на форуме потоке об этой опере один из участников сказал, что Достоевский несовместим с оперой. Соотношение литературного первоисточника с музыкальным воплощением – отдельная сложная тема. Средства музыкальной выразительности в музыке и литературе очень различны – потому вряд ли мы можем в большинстве случаев говорить о тождественности литературной первоосновы и музыкального произведения. Но здесь о другом. Если вспомнить «Карамазовых», то, на мой взгляд, музыка Смелкова атмосферу романа в целом не отражает. И одна из причин этого, как мне кажется, связана с используемой композитором стилистикой. Роман Достоевского  хронологически и по литературно-художественным приемам относится к прозе 19 века, но в то же время уже содержит в себе посылы в век двадцатый. Не случайно творчество писателя оказалось созвучно 20 веку, а философы видят в «Легенде» из «Братьев Карамазовых» идейные источники экзистенциализма. И потому попытка музыкального изложения сюжета "Карамазовых" в романтическом ключе  здесь явно ведет к несоответствию оперы духу романа. Язык Чайковского в музыке и язык Достоевского в литературе очень различны. Если и есть точки сближения, то, наверное, в тех произведениях, где у Чайковского звучат «надмирные» темы. В «Пиковой даме», например, если говорить об оперном творчестве. Но не в «Онегине». Хотя музыкальная характеристика Германа вряд ли подходит для Мити Карамазова. Поэтому там, где Смелков работает в стилистике Чайковского, особенно онегинской, он сильно отдаляется от литературного первоисточника. Образы Мити и Груши у него, я считаю, вышли неадекватными персонажам Достоевского. Мелодраматизация здесь была совершенно не к месту. Там же, где композитор приближается к более современному языку и где у него появляются интонации Прокофьева и Шостаковича, он становится более адекватен. По крайней  мере, образ Карамазова-старшего им раскрыт. Погружение в «Легенду» с использованием аллюзий на католическую музыку также неплохо, но когда в живописании Инквизитора вновь звучит «русская» музыка – атмосфера притчевости частично рассеивается. Надо ли было стремиться к выражению в опере духа романа – отдельный вопрос. Но, как мне кажется, если композитор бы ставил такую задачу, то результат получился бы более близким к истине, если бы он отодвинулся от мелодрамы (у Достоевского всё ж другие страсти, где «темное» и «светлое» слишком переплетены) и опирался на иные музыкальные стили.

Замечу в скобках, что здесь под "прежними стилями" (Ваше определение) я подразумеваю в основном романтизм и то, что было до него, а под "новой стилистикой" не только авангард, но всю т.н. «современную музыку», имея в виду постромантический период.

Predlogoff
Цитировать
Касаемо "тяганий" с "проектами" Курентзиса я могу привести любопытный отклик, который разместил один из слушателей, знакомых с этими "проектами":
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=424.msg17261#msg17261
Там цитированы отклики слушателя отсюда:
http://www.foma.ru/articles/1747/
-------------
"Андрей   16.08.2008 13:12
Какой смысл брать интервью у человека, который только говорит о боге, а в жизни тянется ко всему низменному? Это же ложь... Вы только на его фестиваль посмотрите! На сборище сатанистов больше похоже."
-------------
Собственно, что ещё добавишь к этому ?
Если только спросить "ЧЕГО РАДИ" всё это исполнять ?

На это замечание написала несколько слов в потоке о Курентзисе:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=424.msg17311#msg17311

« Последнее редактирование: Ноябрь 14, 2008, 12:42:02 от Кантилена »

Оффлайн Дмитрий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 97
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #8 : Ноябрь 18, 2008, 17:19:03 »
Дамы и господа, 29 ноября в Мариинском театре партию Виолетты в Травиате исполнит Вероника Джиоева. Очень бы просил тех, кто будет присутствовать, поделиться впечатлениями, как пройдет ее дебют в этой партии на сцене Мариинки (впервые вообще Виолетту она спела в Новосибирске чуть меньше года назад).

Оффлайн bunnn

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #9 : Ноябрь 21, 2008, 19:02:29 »
Был на Мадам Баттерфляй- все замечательно, но-
капля дегтя-
обилие орфографических ошибок в "бегущей строке"!

Причем прослеживается "украинский след" -
множественное число, родительный падеж от слова "вишня" получилось "Вишень"!
И это далеко не все!
Лично мне такое видеть противно, потому, что Мариинский театр- это учреждение русской культуры!

Куда бы это написать, чтобы до них в театре дошло, что им нужен корректор титров?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #10 : Декабрь 12, 2008, 16:26:54 »
Впечатления о вчерашнем симфоническом концерте в МТ (М. Култышев, 21-й концерт Моцарта) кратко охарактеризовала в потоке о текущей концертной жизни:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1235.msg17955#msg17955

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
"Броненосец "Потемкин" Э. Майзеля
« Ответ #11 : Декабрь 15, 2008, 18:22:41 »
14 декабря 2008 г.
Конц. зал Мариинского театра
«Броненосец «Потемкин» (1925г.), реконструкция ленты
Режиссер – С. Эйзенштейн
Музыка – Э. Майзель (к немецкой версии фильма, 1926г.)

Симфонический оркестр Мариинского театра, дир. – Х. Имиг

Это мероприятие, явившееся немецкой культурной инициативой, которая была   поддержана Мариинкой, вызвало мое любопытство сразу же, как только оно появилось в концертной афише. Правда, любопытство поначалу пассивное:  с решением – идти или не идти – я особо не спешила, рассуждая, что ближе к делу посмотрю по настроению. Однако (это было две недели назад), обнаружив, что билеты исчезают как с сайта театра, так и с сайта театральных касс с огромной скоростью (редкий ажиотаж!), я поняла, что идти надо, и успела ещё что-то выбрать из последних остававшихся в продаже мест.

«Броненосец «Потемкин» -  фильм для меня знакомый и незнакомый. Смотрела я его не раз, но было это довольно давно. Затем его не показывали. А в последние годы, может, и повторяли, но в программах передач мне как-то не попадался. Потому помнила я его смутно - отдельные сцены. Круг ассоциаций, всплывавших в голове в связи с этой знаменитой кинолентой, включал: «гнилое мясо», «Одесская лестница» и «Шостакович».
Сцену на лестнице не приходится долго припоминать, поскольку, как образец выдающегося художественного кинематографического достижения, она входит в набор тех представлений, которые тесно связаны с понятием киноискусства.

В связи с показом «Потемкина» в Мариинке значительную интригу составляла музыка Э. Майзеля, написанная в сотрудничестве с Эйзенштейном к берлинской премьере фильма в 1926 г.

Перед началом сеанса я успела просмотреть материалы в программке об истории картины. Судьба её оказалась весьма тяжелой как в нашей стране, так и за рубежом. В СССР фильм неоднократно подвергали перемонтировке по идеологическим и иным соображениям, вырезая некоторые эпизоды, редактируя титры, изменяя частоту кадров и звуковые решения. Так, первоначально эпиграфом к фильму, выражавшим его основную идею, служили слова Троцкого: «Дух революции носился над русской землей. Какой-то огромный таинственный процесс совершался в бесчисленных сердцах. Личность, едва успев осознать себя, растворялась в массе, масса растворялась в порыве». (В чем-то удивительно перекликается с Л. Толстым?)  Затем, в 1935 г. этот текст заменен ленинской цитатой, ещё через некоторое время эпиграф опять был обновлен - фильм открывался  снова ленинской фразой, но уже другой,  а в 1976 г. была возвращена «первая» ленинская цитата. Музыкальное сопровождение также трансформировалось: зарубежные показы киноленты проходили под музыку Майзеля, в редакции 1949г. использована специально написанная для этой версии музыка Н. Крюкова, а при реставрации 1976г. фильм был оформлен музыкой Д. Шостаковича (11-я симфония). Зарубежная редакция фильма также не раз перемонтировалась и содержала искажения по сравнению с оригиналом. Таким образом, сохранилось несколько монтажных версий фильма, и степень «каноничности» той реконструкции, которая была показана в Мариинке (а изначально она была представлена в Берлине в 2005 г.), как я поняла, является  условной. Музыка Майзеля к к/ф о «Потемкине» иногда запрещалась цензурой за пределами СССР , а у нас оставалась практически неизвестной. То, что было представлено в концертном зале Мариинки, является аранжировкой Х. Имига к берлинскому показу 2005 г. Это исполнение названо российской премьерой.
Немец Э. Майзель (1894-1930) получил известность как авангардный автор, вдохновленный распространенными  в 20-х гг. как у нас, так и за рубежом идеями «шумовой» музыки, синтезирующей музыку и «реальные» звуки, и имел достаточно высокую популярность в интеллигентских кругах.

Неожиданным моментом, на который я обратила внимание в комментариях к кинопоказу, было то, что в них проводилась мысль о наличии в фильме выраженного религиозно- мифологического смысла, который, по словам исследователей, не только  улавливается в контексте, но и зашифрован в конкретных символах. Так, гибель матроса Вакулинчука, повисшего на рее, будто бы содержит аллюзии на картины Распятия. Не могу сказать, что в моей памяти данная кинолента жила только как яркая агитка (хотя этот ракурс совершенно очевиден), читалось в ней и нечто большее, выходящее за рамки плакатных стереотипов революционной эпохи – главным образом в картинах  расстрела на одесской лестнице. Однако идея религиозной символики в картине ни за что бы не пришла мне в голову. И ещё одна заинтересовавшая меня мысль, выраженная в буклете, состояла в том, что для западного зрителя этот фильм заключал  представление о «русской идее» и воплощал «чисто русское и при этом общечеловеческое начало».

Над этими тезисами я размышляла, взирая на отреставрированные, но достаточно мутные, пострадавшие от времени  кадры первых частей картины. Сначала я смотрела его со спокойным любопытством,  воспоминая свои «старые» ощущения. Вот оно, запомнившееся мне мясо с кишащими червями - великолепная художественная гипербола. Кадры напоминают одновременно документальную кинохронику и образный язык плаката. Зло здесь явное, имеющее конкретное лицо – офицеров командной верхушки, судового врача, священника - прихвостня угнетателей. Зло угловато-плакатное, циничное, туповатое и трусливое. Добро имеет простые лица, натруженные руки, единый братский душевный порыв. Шедевральный грубоватый и однозначный плакатный наив! В смерти Вакулинчука я все-таки не нахожу никаких библейских реминисценций. И глубокого сочувствия сегодня у меня эта сцена не вызывает.

Перелом в восприятии наступает в сцене расстрела жителей на одесской лестнице. Сраженные огнем горожане. Охваченная животным страхом несущаяся вниз толпа.  Страдание и отчаяние на выхваченных кадром лицах.  Солдаты, медленно и невозмутимо шеренгой надвигаются на людей. Лиц не видно, видны только стволы изрыгающих смерть орудий. Обезумевшая женщина в беспамятстве поднимается навстречу солдатам, неся на руках сраженного пулей и затоптанного толпой ребенка  ("Моему мальчику очень плохо!"). На какое-то время она застывает в неподвижности – секунда, кажется, длится  час – и падает от выстрела. Но запущенному каким-то ужасным пусковым механизмом историческому смертоносному вихрю мало этих жертв. Знаменитый эпизод с коляской. Пуля настигает молодую мать. Женщина опускается на ступеньки. Съемки замедленны. Коляска ещё удерживается на лестнице, но уже ясно, что произойдет дальше - до кошмарного мгновения ещё остается несколько секунд. Каждый кадр имеет самостоятельную художественную ценность. И вот – мертвая мать, падая, сталкивает коляску с младенцем, и та несется по длинной лестнице. Нация, пытающаяся порвать с прошлым или сохранить его ценой крови, утрачивает будущее. Наверное, по масштабу и емкости отражения глобального насилия эти сцены сопоставимы со знаменитой «Герникой».  И здесь уже другое «зло» (по сравнению с началом картины) - оно деперсонифицировано и оно глобально. И это уже не советский плакат, а настоящая трагедия – историческая по хронологии, но при этом выходящая за рамки исторического времени и места.

И третья кульминация (по драматичности она сравнима, но по философскому масштабу, на мой взгляд, уступает сцене на лестнице) – противостояние взбунтовавшегося «Потемкина» правительственной эскадре, которой приказано расстрелять восставший корабль. Напряжение создается сначала путем демонстрации нарастающего по скорости движения механизмов в машинном отделении (корабль несется навстречу эскадре на полном ходу, готовый принять бой и потерпеть поражение), затем помещением в кадр направленных на мятежный "Потемкин" (и зрителей) орудий, которые могут выстрелить в любую минуту. Тревожное длительное ожидание, наполняющее сцену острым драматизмом. Перед глазами гигантские жерла орудий. И вот наступает перелом: орудия опускаются – матросы эскадры присоединяются к восставшим. 

Музыка с детальной точностью иллюстрирует каждый кадр фильма: ритмически соответствуя взмахам рук и артикуляции взывающих к товарищам матросов,  постукиванию о ладонь тяжелого креста священника,  движению корабельных механизмов, маршевой поступи солдат, образно – выражая суть происходящего действия. Оркестр, сожалению, не всегда соблюдал синхронность с движением на экране.
В буклете подчеркивался авангардный характер музыки, но, полагаю, что сегодня она воспринимается как вполне классичная – шумовыми эффектами, обилием ударных, немелодичным построением, акцентированием ритмических средств сейчас уже не удивишь. В музыкальную ткань вплетены мелодии известных революционных песен: «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу...», «Вставай, поднимайся, рабочий народ», «Дубинушка», «Вы жертвою пали в борьбе роковой» и др. (Вспоминался Шостакович.) Последняя становится лейтмотивом эпизода гибели Вакулинчука. В музыкальном материале преобладают резкие отрывистые интонации, декламационные и маршевые элементы. Пожалуй, качество музыкального сопродождения  разных сцен получилось неравноценным, музыка содержит как эффектные фрагменты, так и явные «пробуксовки». Не очень ровной, на мой взгляд, вышла сцена на лестнице: ситуацию хаоса она в какие-то мгновения создает, но оказывается значительно бледнее кинематографического действия. Какие-то решения мне представлялись иначе. Так, в кульминационном эпизоде с детской коляской мне бы казалось более логичным мощное нагнетание, а затем внезапное сбрасывание темпа и динамики и "застывание"– коляска покатилась. Музыкальное же решение эпизода Майзелем продолжает иллюстрировать панику и смятение.

Подлинную музыкальную кульминацию составляет звуковое сопровождение в сцене противостояния «Потемкина» эскадре. Начинается она с отражения механистического движения судовых двигателей (уникальности идеи, конечно, тут нет – вспоминаются и Мосолов, и Онеггер со своим «Pacific 231» и много что ещё), однако в сочетании с видеорядом вся сцена действительно впечатляет. Постепенно темп движения нарастает (в видеоряде возникают направленные на зрителей пушки, статика картинки контрастирует с бешеной скоростью в оркестре), звучность увеличивается - и в какой-то момент кажется, что они  достигают немыслимого уровня, что оркестр играет на пределе возможного. Однако динамический накал и скорость продолжают усиливаться, и уже со страхом ждешь, какой же будет музыкальная  развязка. И она наступает – но кажется все-таки менее яркой, чем предшествующее ей нагнетание. 

В целом сопровождение Майзеля оставляет неплохое впечатление. Несомненно, что музыка к фильму отражает  дух эпохи и вобрала в себя  как её идейно-художественные, так и ментальные представления.  Авангардна она, на мой взгляд, в том смысле, что современна периоду, когда идеи авангарда с дерзостью проявлялись в разных сферах искусства. (То же, наверное, можно сказать, и в отношении «авангардности» фильма.) 

Ценность музыки,  как мне кажется, главным образом  состоит в ее неразрывной драматургической связи с фильмом, и в этом, видимо, и её слабость как самодостаточного явления. Было бы любопытно сейчас ещё раз посмотреть "Потемкина" с музыкой Шостаковича. Я не помню, как в этой версии произведено наложение музыкального материала на сюжет. Но нет сомнений, что при сравнении того, что сделал Майзель, с музыкальным портретом времени, написанным Шостаковичем (даже если взять менее значимые среди зрелых его симфоний, каковыми, по общему мнению, являются  11 и 12-я), чувствуешь разницу между правдоподобной иллюстрацией и глубоким переживанием событий, между имеющей какие-то характерные обобщенно-исторические черты музыкальной субстанцией и ярко индивидуальным творческим вИдением, между исторически интересным и даже ценным произведением и музыкой гения, которая стала неотъемлемой частью нашего национального и личного ощущения своего прошлого и настоящего.

Дополнительно: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg18014#msg18014
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2008, 17:13:11 от Кантилена »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #12 : Декабрь 16, 2008, 13:07:54 »
Стоит ли   вспоминать  сегодня   ту   ложь,  которую  выдумал  пролеткультовский  художник   С.Эйзенштейн  ?  Все  эти  сказки  про  расстрел  демонстрантов  на лестнице, про коляску  с ребенком.  Его  фильм   "Октябрь"  про  штурм  Зимнего   можно   считать вершиной  его  кинематографического мифотворчества.     

Я напомню  вам  воспоминания   Г.Свиридова    о  фильме   "Броненосец  Потемкин"
===========================================
 http://www.voskres.ru/idea/sviridov.htm

О первой "большой" лжи
Ребенком я воспитывался на литературе классиков, читал очень много. Я привык верить Печатному Слову, оно было для меня всегда Правдой. Тогда же я часто ходил в кино. У меня были, разумеется, свои вкусы и т.д. И вот в Курске (где я жил) однажды были по городу расклеены афиши, на которых значилось: "Гордость Советской кинематографии - "Броненосец Потемкин"", даже значились фамилии режиссера и оператора. Я стал заранее требовать билеты у матери и отчима. И вот мы все пошли в кинотеатр под моим давлением.
Разочарование было полным и у старших, и у меня. Картина провалилась и была снята через два дня (на второй день залы были пустыми). Я, вдобавок, испытывал конфуз перед ними от того, что заставил их потерять вечер, хотя никто меня не упрекал. Было очень скучно, не жалко тех, в кого стреляли, т. к. мы не успели их полюбить заранее с тем, чтобы потом пожалеть. Неприятное физиологическое чувство убийства - вот все, да еще черви, которые очень запомнились.

Лет через тридцать я снова захотел посмотреть эту "Гордость нашей кинематографии". К этому времени я уже многое знал и думал, что по-другому буду смотреть фильму. Но фильм произвел совсем нехудожественное впечатление. Его грубый натурализм отталкивал и был мне противен. Что касается публики (которую всегда, конечно, презирают), то она никогда не ходила на эту картину. "Глас народа" - глас божий. Увы, эта пословица ныне не в моде.

И вот в конце 1978-го года случилось мне быть во Франции на научной конференции (собеседовании) об искусстве, которая происходила в Сорбонне под председательством ее ректора. В обширном выступлении одного французского профессора, специалиста по киноискусству (читающего лекции в Университете Монпелье), речь опять зашла о фильме "Броненосец Потемкин". Картина называлась также крупным достижением, но уже Советского кино, а не величайшей картиной всех времен и народов.

Лекция была с диапозитивами. Более пяти минут на экране показывались знаменитые "черви" в мясе - крупным увеличительным планом. Около пяти минут профессор говорил о символическом, новаторском изображении старой России, которую символизировали тухлое мясо и черви. Он говорил с восторгом, с упоением, наши ученые слушали. Бог их знает, что они думали, соглашались с ним или нет. Никто ему не возразил. Тут я понял, почему эта картина считается "Гордостью нашей кинематографии".
===================


О  подвигах  одесских  революционеров  и  об  участии  в  этих  событиях  броненосца   "Потемкин"  можно почитать  в  работах: 

http://www.rv.ru/content.php3?id=5758  

http://www.situation.ru/app/j_art_935.htm

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #13 : Декабрь 16, 2008, 17:03:42 »
Я не призывала верить всему тому, что показано в этом фильме, и считать его достоверным изображением исторических событий.
Рассматриваю его исключительно как произведение искусства определенной эпохи с присущими ему (произведению) соответствующими стилистическими чертами. И полагаю, что он интересен с исторической точки зрения (имею в виду историю искусства и кинематографа).
Разумеется, тут не приходится говорить о реализме. Но реализм – это не единственный стиль в искусстве. Г. Свиридов, разумеется, имел право считать так, как он  считал.
Но в искусстве существуют разные приемы и стили.

Во-вторых, я полагаю, что картина имеет художественную ценность. Я в этом не сомневаюсь. В ней потрясающе смотрятся некоторые кадры, найдены интересные планы, последние две части прекрасно выстроены драматургически. (А это - 1925г. !)

По поводу сцены на лестнице. Уже прошло более ста лет с тех событий, поэтому можно подходить к ней не с точки зрения исторической правды или каких-то моральных оценок, а именно как к художественному отражению насилия. И здесь, мне кажется, режиссер в видеоряде блестяще показал картины масштабной трагедии, когда разрушительная военная сила, не щадя никого, надвигается на мирных людей. Так ли это важно – происходило ли это реально в связи с восстанием на «Потемкине» или нет? И "старая" ли это Россия борется против «новой» или наоборот? Эта сцена воспринимается мною вне исторического времени; т.е. я могу абстрагироваться от него. «Зло» здесь относится к "царской" России, но его можно рассматривать и вне связи с политической и исторической оценкой событий. А что, за 20 век было мало таких событий? За минувшее столетие человечество пережило столько трагедий, что можно проецировать эти сцены и в более далекое будущее.

Что касается исторических оценок революционных событий начала века, то это особая тема, уже выходящая за рамки дискуссий об искусстве. По поводу гнилого мяса - я думаю, что в этом много истины. Конечно, в данном случае всё гиперболизировано.

Интересна в цитате мысль о том, что расcтрелянных жителей зритель "не успевает полюбить". Я с этим в принципе согласна. Здесь, наверное, есть художественный просчет. Но вот "пожалеть" их режиссер всё-таки заставляет.

А фильм - почему бы и не вытаскивать? То, что наива в нём полно - это факт.
Но мифы тоже по-своему интересны. К тому же было любопытно послушать музыкальное оформление.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2008, 18:50:08 от Кантилена »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #14 : Декабрь 16, 2008, 17:23:20 »
Уважаемая Кантилена !

Видели ли Вы фильм А. Невзорова "Война" (кажется так называется), про штурм Грозного в ту декабрьскую ночь? Понравилось?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #15 : Декабрь 16, 2008, 17:51:14 »
Нет, не смотрела, но я представляю его стиль по другим репортажам режиссера, более ранним. Я не поклонник такого представления событий, потому как вижу там смакование жестокости. Деятельностью Невзорова не интересуюсь, не находя там никаких художественных достоинств.
Но я не вижу оснований для сравнения с фильмом Эйзенштейна, который всё-таки имеет гуманистический смысл.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #16 : Декабрь 16, 2008, 18:09:01 »
Вот отклик в Коммерсанте:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1094705&NodesID=8

... В этом успехе несколько причин. Во-первых, на поверку оказывается, что целиком этот "лучший фильм всех времен и народов" мало кто видел. Современный зритель имеет представление о "Потемкине" скорее по цитатам, и для большинства в зале этот показ был премьерным. Во-вторых, симфоническая музыка Эдмунда Майзеля, предельно органично и с покадровой подробностью вплетаясь в видеоряд, доводит драматический накал эйзенштейновского "Потемкина" до самой крайности. Сочное оркестровое письмо с обилием меди и ударных инструментов позволяло композитору звукописать все психологические оттенки плакатного зрелища Эйзенштейна.

Настоящий катарсис случился в заключительной сцене — ожидание боя с адмиральской эскадрой. Огромная звуковая волна, вздымаясь и постепенно ускоряясь, наползала на зал. Композитор рассчитал ее таким образом, чтобы кульминация фильма стала не точкой, а целым полем крайнего нервного напряжения.

В музыке Эдмунда Майзеля узнаются черты советского музыкального конструктивизма, она очень созвучна его представительным образцам — "Заводу" Александра Мосолова, "Комсомолии" Николая Рословца, "Золотому веку" Дмитрия Шостаковича, Первой симфонии Гавриила Попова. Это были годы, когда совсем ненадолго, всего на несколько лет российское и немецкое искусство дышали одним воздухом. Обе культуры жили одними и теми же утопиями. И здесь проступает еще один секрет успеха этого концерта-сеанса: он обратился к той краткой оттепели между двумя военными катастрофами, когда казалось, что русские и немцы понимают друг друга лучше, чем кого-либо еще в этом мире.

----------------

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #17 : Декабрь 16, 2008, 18:16:49 »
Нет, не смотрела, но я представляю его стиль по другим репортажам режиссера, более ранним. Я не поклонник такого представления событий, потому как вижу там смакование жестокости. Деятельностью Невзорова не интересуюсь, не находя там никаких художественных достоинств.
Но я не вижу оснований для сравнения с фильмом Эйзенштейна, который всё-таки имеет гуманистический смысл.

Не видеть оснований - это Ваше безусловное право.
Я просто спросил. немного удивило Ваше восприятие бреда Эйзенштейна.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #18 : Декабрь 16, 2008, 18:41:01 »
И бред там тоже есть и его немало. И агитка, и "шершавый язык плаката", и наивный "дуализм": хороший/плохой, угнетатель/угнетенный и т.д. Фильм неровный.
Но ещё раз подчеркиваю, что нужно рассматривать его как образец определенной стилистики, причем выдающийся образец.
Там много превосходных режиссерских находок для тех лет. Прекрасная проработка  композиции и драматургии отдельных сцен. Некоторые кадры эстетически самодостаточны.  Где-то режиссер поднимается до высот художественного обобщения. И в целом фильм реализует идеалистическую утопическую концепцию - братства, светлой жизни, вселенской гармонии и т.д. Причем я думаю, что это не только выражение политической линии, но и связано с внутренними ощущениями режиссера и многих представителей творческой интеллигенции в те годы. 
Мне возвращаться к этим фильмам интересно.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Гергиев дирижирует Мессианом и Малером
« Ответ #19 : Декабрь 22, 2008, 14:02:11 »
В прошедший уик-энд я побывала на двух концертах В. Гергиева:

19 декабря 2008г.
Концертный зал Мариинского театра
О. Мессиан
Квартет «На конец времени»
Турангалила-симфония.
Томас Блох (Волны Мартено)
Фортепиано – Николай Мажара

21 декабря 2008г.
Большой зал филармонии, СО Мариинского т-ра
Г. Малер. Симфония №5 cis-moll

Первый концерт был из разряда событийных: исполнение грандиозной симфонии Мессиана, несомненно, является знаменательной вехой в развитии репертуара мариинского оркестра как симфонического коллектива. Интерес к «современности» обозначился в деятельности Гергиева не сегодня, в его программах прежних лет музыка 20 века иногда появлялась, однако за последнее время произошло впечатляющее наращивание  концертного репертуара за счет произведений современных авторов.  Организация ежегодного фестиваля «Новые горизонты» и исполнение на «Белых ночах» музыки Дютийе отражают это тенденцию.

Заявка на «Турангалилу» в гуще интенсивной концертной жизни Мариинки в декабре (несколько опер Вагнера, ряд крупных симфонических программ) вызывала опасения, что в заявленный день мы услышим что-то вроде генеральной репетиции. Однако, как мне кажется, симфония прозвучала неплохо. Может быть, это было «первое приближение» и ещё предстоит серьезная работа, но то, что мы услышали, оказалось цельным, осмысленным и ярким исполнением. Некоторая напряженность и «сыроватость» в нем чувствовались. Как мне кажется, не везде оказались обкатанными темпы: где-то излишне гнали, где-то чуть увязали (например, в начале финальной части). Ожидала беды от духовых, но они справились вполне прилично. Тема «статуи», правда, на мой взгляд, звучала очень «по-русски». «Любовные» темы симфонии исполнены поэтически вдохновенно, с тонкой чувственностью. Струнные словно наполняли зал благоуханием. 
Фортепианная партия исполнялась петербургским «спецом» по фортепианной современности Николаем Мажарой. Имя пианиста было анонсировано буквально за два дня до концерта, поэтому возможно, что до последнего момента рассматривались альтернативы. Пианист цепко держал в руках материал и, думаю, в общем справился – если так ставить задачу. По-моему, исполнение было несколько судорожным и местами суетливым. Иногда тонул в оркестре. Звуковая палитра пианиста мне показалось бедноватой, колористические детали оказались слабо выражены. В общем, не могу сказать, что это было безусловно, но и неудачей, полагаю, назвать нельзя.

«Турангалила» относится к тем произведениям, которые в живом звучании особенно впечатляют красочностью и сопоставлением тембров, сонористическими эффектами.  В зале я слышала «Турангалилу» впервые, и это совершенно другие ощущения по сравнению с имеющимися у меня записями. Надеюсь, что  Мессиан в Мариинке ещё будет звучать.   К финалу музыканты изрядно вымотались. Вообще, когда слышишь эти калейдоскопичные построения и ритмические напластования композитора, то сам факт их оживления в звуке кажется  подвигом.
И, видно, эта усталость сказалась в Малере.

Малер…
Давно Гергиев не выступал в БЗФ. В конце 90-х гг. такие концерты изредка случались: на сцене Большого зала Мариинка  представила несколько симфонических программ в рамках «Белых ночей». Участвовал Гергиев и на каком-то из первых фестивалей «Площадь искусств».  В последний раз в Большой зал Гергиев привозил «лондонцев» года три назад.

Вчера на темиркановском фестивале мариинский оркестр исполнил 5-ю симфонию Малера. Эту симфонию в интерпретации Гергиева я слышала не раз. И у меня сохранялось ощущение, что здесь маэстро ещё не приблизился к устоявшемуся варианту трактовки. Это заставило меня пойти и на вчерашний концерт.

Вчерашнее исполнение произвело неоднозначное впечатление. Наверное, в целом я бы его оценила на небольшой «минус». Не могу назвать удачным. Первые две части симфонии показались несобранными и изобилующими случайностями. Много в целом и технических шероховатостей. Июньское позапрошлогоднее исполнение симфонии было значительно интереснее, если бы не взвинченность и лихорадочность оркестра во второй части. Вообще, как мне кажется, первые две части этого малеровского полотна всегда оказываются у Гергиева спорными.
Вместе с тем, есть, по-моему, в прочтении маэстро этой симфонии особенности, которые прослеживаются у него от исполнения к исполнению, хотя и чуть по-разному. И здесь особенно любопытна первая часть. Вчера она прозвучала довольно невразумительно, будто "на разогреве". Однако – и видимо, это следует всё-таки отнести к трактовке – Гергиев почти отказывается здесь от бурных страстей, проводит её медленно и почти уходит от эмоционального многообразия. Преобладающим настроением, как мне кажется, является не столько суровый сдержанный трагизм, сколько усталая безысходность, потому «грустная улыбка» в эпизодах «просветления» оказывается скорее внешней. И, если мне не послышалось, в этот раз маэстро почти убирает маршевость и выводит на первый план мелодию. Во всяком случае, слушалось непривычно. Вторая часть, оказалась клочковатой, небрежной, со спонтанными  кульминациями, хотя временами слух улавливал потрясающе выразительные интонации. Третья часть прозвучала цельно, с отражением всего образного разнообразия, а в Adagietto музыка с первых тактов наполнилась воздухом и «задышала» одухотворенной лирикой – может быть, не столь выразительно, как в те разы, когда мне доводилось слушать эту симфонию раньше, - но все равно впечатляюще. Финал прозвучал более или менее традиционно, но сильного впечатления не оставил. В общем - это, на мой взгляд, было не самое удачное исполнение.
Кстати, акустика БЗФ всё-таки заметно испортилась после ремонта.

Интересно, как отреагирует (если отреагирует) на концерты критика.

P.S. Оба концерта проходили при полных залах. На мессиановской программе было много молодежи. В атмосфере концерта ощущались воодушевление и интерес. В первом отделении исполнялся "Квартет на конец Времени". (Хорошо, мне кажется, прозвучал.) Перед "Турангалилой" кто-то пытался со знанием дела строить прогнозы относительно исполнения, кто-то выяснял, что же такое "волны Мартено". В общем, обстановка была оживленной. Мобильник, правда, всё ж таки звенел. Публика встретила исполнение восторженно. 

Дополнительно: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg18228#msg18228
« Последнее редактирование: Декабрь 22, 2008, 14:53:23 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #20 : Декабрь 26, 2008, 12:36:54 »
Predlogoff
Цитировать
На самом деле я большой поклонник Дядьковой. … Дядькова сумела очень выгодно подать и показать себя и свой голос во многих отечественных и зарубежных спектаклях …
Жаль, конечно, что рано или поздно в любой певческой карьере наступает естественный спад, а потом приходит и её конец, но, благодаря современным технологиям, голоса певцов, зафиксированные в звёздные годы их карьеры, на долгое время останутся с их почитателями, а также станут предметом изучения и восхищения новых поколений любителей вокала. Уверен, что такая же счастливая судьба ожидает и лучшие записи Дядьковой.

Да, я тоже считаю её замечательной певицей. Так почему-то получилось, что последние года 3-4 я почти не попадала на спектакли с её участием. Может быть, из-за того, что более активно интересовалась симфонической деятельностью Мариинки, которая в этот период значительно  расширилась и притягивала внимание и количеством, и разнообразием мероприятий, и реже бывала в опере. Поэтому не могу сказать, действительно ли у неё наступил спад или же не очень удачное выступление в «Хованщине» можно отнести к случайностям. О каком-то из прошлых представлений "Хованщины" с Дядьковой год или два назад отзывы слышала очень хорошие. Во вторник все словно встали не с той ноги. Но в любом случае она выделялась: у молодежи вроде бы и голоса посвежее, но жиденькие и неинтересные, а запела Дядькова – и сразу в ней почувствовалась величина. До этого мы с Вами её слышали в июньской «Гибели богов». В общем-то очень даже хорошо слушалась, но всё-таки не «сверх». Так что не знаю. Посмотрим. Насчет Галузина я уже уверена, что он находится на закате карьеры. Ни одно из последних выступлений безусловным назвать было нельзя, да и, судя по отзывам критики, в недавнем московском гала-концерте опять объявляли, что он не может петь в полную силу по причине нездоровья. Очень жаль, конечно.


Что касается специального потока – почему бы и не завести? Если найдется, кому участвовать и что-то сказать по делу.
« Последнее редактирование: Декабрь 26, 2008, 12:54:07 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #21 : Декабрь 30, 2008, 20:42:28 »
О "Гибели богов" 26 декабря 2008 г. - в сообщении Alfredo Germont:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1496.msg18541#msg18541

О симфоническом концерте 28 декабря 2008г.:  О. Бочихина «Невский проспект», В. Тарнопольский «Маятник Фуко», Б. Тищенко "Реквием", СО Мариинского театра,
дирижер – В. Гергиев, солисты – И. Васильева, А. Тимченко

в потоке об авангарде:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=371.msg18662#msg18662

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #22 : Январь 06, 2009, 18:48:40 »
Последние события театрально-концертной деятельности в отдельных потоках:

"Летучий голландец" 30 декабря - В. Гергиев,  М. Петренко, Е. Шиманович
Л.Захожаев, В. Кравец :

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1509.msg18713#msg18713

Симфонический концерт 4 января - В.Гергиев, А. Володин; 4-й фп к-т и 9-я симфония Бетховена:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1339.msg18979#msg18979

Премьера оперы "Ночь перед рождеством" в Мариинке-3 (дирижер – М. Татарников
режиссер-постановщик О. Маликова):

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1525.msg18990#new


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #23 : Январь 21, 2009, 11:59:06 »
О январских события в МТ можно прочитать в "Газетном киоске"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1540.0

Номера ссылок:
2009011201
2009011300+(05,07)
2009012100+(02,06,12,13,16,24,25,28,31,32,33)

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр в сезоне 2008-2009
« Ответ #24 : Март 18, 2009, 15:27:53 »
Бурная заводь. Мариинский театр объявил программу двух фестивалей
Д.Циликин,  Время новостей
 http://www.vremya.ru/2009/42/10/224929.html


<...>
Первого апреля откроется фестиваль, посвященный двухсотлетию Гоголя. В афишу собраны имеющиеся в репертуаре оперы на гоголевские сюжеты: «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и «Нос» Шостаковича. Кроме того, в Концертном зале представят, как выражаются в Мариинке, «полусценические исполнения» еще одной корсаковской оперы -- «Майской ночи», двух Мусоргского -- «Сорочинской ярмарки» и «Женитьбы», и «Оперу о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» замечательного петербургского композитора Геннадия Банщикова. По случаю юбилея вытащат из запасников драмбалетик Ноа Д. Гелбера «Шинель по Гоголю».

Мусоргский Мусоргским, однако Валерий Гергиев с гордостью говорит, что если кого и упрекать в нелюбви к сочинениям современников, так это не его. В прошлом году театр выпустил спектакль по специально заказанной Александру Смелкову опере «Братья Карамазовы», нынче заказ получили сразу три молодых композитора. В 2005-м был организован конкурс (по его условиям требовалось обойтись камерным составом оркестра, минимумом солистов и без хора), из одиннадцати работ жюри отобрало пять победителей, а три оперы приняты к постановке. Это «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Коляска» Вячеслава Круглика (оба -- ученики Бориса Тищенко) и «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой (ученицы екатеринбуржца Владимира Кобекина). Ставят эти опусы ученики Камы Гинкаса Антон Коваленко, Максим Кальсин и Алена Анохина. Продирижирует мировой премьерой проекта, названного «Гоголиада», сам Гергиев, заявивший: «Мы хотим расширить свои представления о том, какими боевыми фигурами располагает сейчас российская оперная школа».

За гоголевским фестом последуют «Звезды белых ночей»: они открываются 21 мая необъятной Восьмой симфонией Малера, причем в десять вечера -- маэстро Гергиев упирает на то, что звезды -- именно ночей. Как всегда, за два месяца фестиваля событий обещано больше, чем в иных филармониях случается за несколько сезонов.

Главным композитором на сей раз выбран Бетховен: сыграют все его симфонии (под управлением Гергиева и завсегдатаев фестиваля Джанандреа Нозеды и Пааво Ярви), все фортепианные и скрипичный концерты. Скрипач Леонидас Кавакос, который будет в нем солировать, в прошлом году делал это в Концерте Анри Дютийо, почтившего Петербург своим визитом. Теперь ждут другого живого классика -- немца Вернера Хенце.

Хенце отвечает в программе за современную немецкую музыку, а за немецкую классику -- крупнейший дирижер Кристиан Тилеман, известный ультраконсервативными вкусами. Тилеман со своим Мюнхенским филармоническим оркестром представит две программы: Шуман и Григ (с любимцем Вены пианистом Рудольфом Бухбиндером) и Седьмая симфония Брукнера.

Кроме вагнерианца Брукнера, явится и сам Вагнер: театр продолжает совершенствовать «Кольцо нибелунга» -- будет представлена «обновленная сценическая версия» тетралогии (Гергиев говорит, что спектакли растут вслед за ростом технологических возможностей). Еще один блокбастер -- «Троянцы» Берлиоза: величественную оперную дилогию дадут в концертном исполнении, имея в виду полноценную постановку (она должна появиться в обозримом будущем, не дожидаясь открытия Новой сцены, запланированного на середину 2011 года).

Две совсем другие новинки -- современная «Красная линия» Аулиса Саллинена, нашумевший спектакль Финской национальной оперы и старинная оратория Генделя «Празднество Александра» в исполнении оркестра и хора Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля.

В «Троянцах» обещана главная вагнеровская певица труппы Лариса Гоголевская, будут и другие, уже ставшие привычными, вокальные звезды: Брин Терфель, Рене Папе и Гари Леман (блеснувший в прошлом году в Петербурге в заглавной партии в «Тристане» Билла Виолы) споют Вагнера, Ольга Бородина -- Реквием Верди, Анна Нетребко и Василий Герелло выйдут в гала-концертах.

Пианисты семнадцатых «Звезд» -- тоже старые знакомцы: Ефим Бронфман, Денис Мацуев, Ланг Ланг, династия Могилевских.

<...>