Автор Тема: Выступления ансамбля «Матеус» п/у Жана-Кристофа Спинози в Москве  (Прочитано 5489 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Георг Фридрих Гендель
«Ксеркс» – опера в концертном исполнении
12 апреля 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
                 
Ансамбль «Матеус»
Дирижер – Жан-Кристоф Спинози (Франция)
Дэвид Хансен (контратенор, Австралия)
Дэвид Дикью Ли (контратенор, Канада)
Керстин Авемо (сопрано, Швеция)
Ивонна Фукс (контральто, Германия)
Кристиан Сенн (баритон, Италия)
Луиджи ди Донато (бас, Италия)
Ханна Хусар (сопрано, Швеция)

Уважаемые слушатели,
после концерта в фойе Концертного зала имени Чайковского состоится автограф-сессия с участием певцов-солистов, дирижера Жана-Кристофа Спинози и музыкантов ансамбля «Матеус».

http://meloman.ru/concert/georg-fridrih-gendel-kserks/
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2017, 22:09:14 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Ксеркс» (итал. Serse) — опера-сериа Георга Фридриха Генделя в трех действиях. Была впервые исполнена в Лондоне 15 апреля 1738 года.

«Ксеркс» — сороковая опера Генделя[1]. В первооснове либретто оперы лежало либретто, написанное Николо Минато для оперы Франческо Кавалли, поставленной в 1654 году. Это либретто было переработано Сильвио Стампилья для оперы Джованни Бонончини 1694 года. И только после обработки версии Стампильи неизвестным автором литературная основа приобрела форму, использованную Генделем.

Действие оперы разворачивается в Персии в 480 году до н. э. и очень вольно повествует об истории царя Ксеркса I, хотя прямого указания на это нет ни в тексте либретто, ни в музыке. Партия Ксеркса написана для певца-кастрата, в современных постановках, как правило, роль исполняет меццо-сопрано, контральто или контртенор.

Открывающая оперу ария Ксеркса Ombra mai fu (Листья нежные, густые…) считается одной из самых известных и красивых мелодий Генделя, обычно её называют «Ларго» Генделя (хотя в партитуре указан темп larghetto).

История создания

В конце 1737 года Королевский театр в Лондоне заказал Генделю две новые оперы. Премьера первой, «Фарамондо», состоялась 3 января 1738 года. К этому времени Гендель уже начал работу над «Ксерксом». Первый акт был написан между 26 декабря 1737 и 9 января 1738 года. К 25 января был готов второй акт, к 6 февраля — третий. К 14 февраля Гендель полностью завершил работу над партитурой. Премьера оперы состоялась 15 апреля 1738 года в Королевском театре.

На премьере «Ксеркс» провалился. Причиной провала могли быть и продолжительность оперы, и абсурдность сюжета, и литературная слабость либретто. Возможно, зрители не были готовы к новаторским решениям Генделя, реализованным в этой опере. В отличие других опер лондонского периода, в «Ксеркса» Гендель включил элементы оперы-буффа. Такой приём был обычным для произведений венецианской школы XVII и использовался Кавалли в опере на либретто Минато. Но в 1730-х годах от оперы-сериа ожидали полной серьезности и чистоты жанра, без смешения трагедии и комедии, а также без участия персонажей из разных классов общества. Музыкальный критик Чарльз Берни позже ругал оперу за подобное нарушение традиции: «мне не удалось узнать автора слов этой драмы, но она одна из худших, когда-либо положенных Генделем на музыку: она не только написана крайне слабо, в ней перемешаны трагедия и буффонада. Апостоло Дзено и Метастазио за это уже изгнали из серьезной оперы.»

Другой особенностью «Ксеркса» является множество коротких одночастных арий, тогда как типичная опера-серия времён Генделя почти целиком состояла из длинных трёхчастных арий да капо. Вероятно, на Генделя повлияли произведения, где арии да капо отсутствовали, такие как лондонские балладные оперы вроде «Оперы нищего», или недавно увиденная Генделем опера Лямпе[en] «Дракон Уонтлея» (англ. The Dragon of Wantley). Однако некоторые арии в «Ксерксе» настолько длинны, а комические элементы вставлены настолько искусственно, что в целом произведение кажется утяжелённым, чрезмерно затянутым и несёт все основные черты старой оперы эпохи Генделя и даже венецианской оперы. По замечанию критика, «во многом это странное, нехарактерное для Генделя произведение, устремлённое к поискам будущего оперного театра (к Глюку и Моцарту), и одновременно упорно смотрящее в прошлое.»

Действующие лица

Ксеркс, царь Персии   кастрат-сопранист, в наши дни меццо-сопрано или контратенор
Арсамен, брат Ксеркса   меццо-сопрано, у Генделя указано «темное сопрано»
Амастра, дочь царя Сузии   контральто
Ромильда, дочь Ариодата   сопрано
Аталанта, сестра Ромильды   сопрано
Ариодат, военачальник   бас
Эльвиро, слуга Арсамена   бас

Содержание
Царь Ксеркс влюблён в Ромильду, дочь его вассала Ариодата. Но Ромильда и брат Ксеркса Арсамен давно любят друг друга. Сестра Ромильды Аталанта тоже хочет заполучить Арсамена. За всем наблюдает Амастра, наречённая Ксеркса, переодетая в мужское платье.

Арсамен отправляет любовную записку Ромильде, но Аталанта, перехватив её, показывает записку Ксерксу. Царь решает женить Арсамена на Аталанте, но Ромильда хранит верность возлюбленному.

На мосту через Геллеспонт Ксеркс сообщает Ариодату, что его дочь станет членом царской семьи. Под прикрытием потасовки, затеянной Амастрой, Арсамен находит Ромильду, которая прячет его от гнева брата. Девушка сообщает Ксерксу, что согласится стать его женой только если получит согласие отца.

Ксеркс вновь отправляется к Ариодату, тот думает, что Ксеркс просит руки дочери для Арсамена и готовится к свадьбе. Ромильда уверяет Ксеркса, что любит другого, но все же вынуждена согласиться на брак, чтобы спасти жизнь Арсамену.

Арсамен и Ромильда навещают отца, который, якобы по приказу Ксеркса, немедленно их женит. Прибывший позже Ксеркс узнал, что обманут, и решает отомстить. Амастра в мужском костюме предлагает ему свои услуги. Узнав Амастру и её роль в этой истории, пристыженный Ксеркс предлагает ей руку и корону.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2016, 10:34:51 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Либретто параллельно на итальянском и русском
http://music.genebee.msu.ru/Andrej/G.F.Handel/Serse.htm

(ссылка найдена здесь http://intoclassics.net/news/2015-08-17-27104)
Che mai sento!

Оффлайн муся_соло

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 158
За либретто отдельная благодарность ув. Papataci :)

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
«Ксеркс» (итал. Serse) — опера-сериа Георга Фридриха Генделя в трех действиях. Была впервые исполнена в Лондоне 15 апреля 1738 года.
Спасибо Вам большое! Только подумала, что надо бы подготовиться к поездке :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Коллеги, как впечатления?
Che mai sento!

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
«КСЕРКС». Опера в концертном исполнении, превратившаяся в СПЕКТАКЛЬ (пусть без костюмов и декораций).
   
Бывает так: идешь на концертное исполнение оперы дабы послушать музыку, а попадаешь… в театр.
Так (или примерно так) мог выглядеть "Ксеркс" на премьере: в эпоху дорежиссерского театра всем правил дирижер, ну а артисты играли роли в меру своего вИдения-понимания. Не хватало лишь декораций и костюмов. Но тут на помощь приходит воображение. Мое воображение живо нарисовало вполне себе яркую картинку: как колышется картонная декорация и из-за нее доносится ругательство работника, как тот же работник трясет платан, чтобы тот шелестел листьями во время выходной арии Ксеркса, как Арсамен поправляет сползающий парик... И - главное - зритель ни на минуту не должен был заскучать. Он должен плакать, смеяться, сопереживать - но точно не сидеть с умным видом, внимая звукам и уткнувшись носом в партитуру...  :)

Неожиданно этот "Ксеркс" составил трилогию с виденными мной в Дрездене спектаклями  - "Альциной" и "Орландо". Там тоже было яркое и веселое действо, создаваемое актерами на сцене. Пусть пение не всегда было совершенным, а оркестр "божественным" - зато это был живой театр. Ироничный, волшебный, загадочный - и очень-очень близкий... Артисты взаимодействовали на сцене так, как будто они играют настоящий спектакль, и даже ноты не клали на пюпитры, а держали в руках, постоянно перемещаясь с ними по сцене.

Об ансамбле «Матеус» особо. Камерный коллектив, играющий Генделя наверняка не так, как это было на премьере  :) , но с пиететом к автору и редким преклонением перед певцами. Ибо оркестр под управлением Жана-Кристофа Спинози был  не интерпретатором, а скорее чутким аккомпаниатором певцам. Он слушал и слышал всех солистов, вовремя подхватывал тему, а иногда вступал в диалог и даже в соревнование с артистами. А еще иногда дирижер брал в руки скрипку и на какое-то мгновение становился солистом-виртуозом. А в финале оркестранты и вовсе изобразили хор. Конечно, пение было неладным и нескладным, но это внесло такую живую ноту в спектакль!

Вокал был совершенен не у всех. Самое слабое место спектакля - его герой. Увы, голос Дэвида Хансена мне показался каким-то неестественным, химическим, и даже вопли на этом фоне не казались столь устрашающими. Артистизм, конечно, искупал многое, но не всё…  Не слишком качественный вокал продемонстрировала и Кирстен Авемо  - Аталанта, но... музыкальность ее – высший класс (как она взаимодействовала с оркестром!), артистизм (не тот, который в мимике и пластике, но и он – был!) интонационный, тембровый, чувственный... Что говорить - актриса высшей пробы! А еще она – единственная!!! – пела без нот, по памяти.
Остальные певцы – это безусловный бальзам для ушей! И ВСЕ - для глаз! Потому что все без исключения – АРТИСТЫ. Они не только умело двигались, но – главное! – создавали характеры посредством вокала: разнообразием интонаций, тембровой и темповой окраской…

Итак, номер раз - канадец  (китайского? корейского? происхождения) Дэвид Дикью Ли   - Арсамен (прямо все больше и больше влюбляюсь в корейских-китайских певцов!) с сумасшедшим диапазоном от контратенора до баса (ах, какие вокальные кунштюки в виде басов он выдавал!), роскошным вокалом, артистическим темпераментом.  Номер два - небесной красоты  колоратурное сопрано Ханна Хусар - Ромильда (разве что на форте песочек в голосе слышался). А также изумительное контральто Ивонна Фукс -  Амастра, бас Луиджи ди Донато – Ариодат,  с удивительно красивым тембром, легко справлявшийся с колоратурами, при этом абсолютно громоподобный; артистичный характерный баритон Кристиан Сенн - Эльвиро. Перечислила всех – иначе и быть не могло!

А за хор «отдувались» солисты и оркестранты.  :)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Бывает так: идешь на концертное исполнение оперы дабы послушать музыку, а попадаешь… в театр.

Попытка играть, когда голова в нотах, выглядит всё-таки немножко нелепо.

Итак, номер раз - канадец  (китайского? корейского? происхождения) Дэвид Дикью Ли   - Арсамен

В программке написано, что родился в Корее.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Бывает так: идешь на концертное исполнение оперы дабы послушать музыку, а попадаешь… в театр.

Попытка играть, когда голова в нотах, выглядит всё-таки немножко нелепо.



Ну, головы в нотах в данном случае не было ни у кого - Авемо, как уже сказано, вообще выходила без нот (Хансен, кстати, иногда тоже - но это не спасало) - остальные ноты держали, но заглядывали в них изредка - а порой использовали в качестве сценического инвентаря :)
Присоединяюсь к предыдущему отзыву - очень сходные впечатления. И да, Дикью Ли - несомненно номер один! При том, что я знала его по записям и хотела в первую очередь услышать именно его, все же даже я не ожидала, насколько он будет хорош! И Спинози, конечно, обаятелен и артистичен донельзя. И все же, хотя праздник, несомненно, удался, на мой вкус, с комикованием был легкий перебор (иногда, увы, в ущерб вокалу).

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Ни у кого, изредка - главное, себя убедить! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
В Филармонии спели оперу Генделя «Ксеркс»

Дирижер Жан-Кристоф Спинози и его артисты превратили шедевр барокко в залихватское шоу

Петр Поспелов

http://m.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/04/13/637601-rasprava-operoi-barokko
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
reznikers1

Handel: Serse / КЗЧ, 12.04.2016
http://reznikers1.livejournal.com/109525.html

Дирижер – Jean-Christophe Spinosi (Франция)
Matheus Ensemble

Serse - David Hansen (контратенор, Австралия)
Arsamene- David DQ Lee (контратенор, Канада)
Atalanta - Kerstin Avemo (сопрано, Швеция)
Amastre - Ivonne Fuchs (контральто, Германия)
Elviro - Christian Senn (баритон, Италия)
Ariodate - Luigi De Donato (бас, Италия)
Romilda - Hanna Husahr (сопрано, Швеция)

Чуть больше месяца назад с друзьями смотрели и слушали "Ксеркаса" Генделя в Комише опер в Берлине. А вчера опять собрались вместе на концертном исполнении этой же оперы в КЗЧ. Генделя никогда много не бывает. Плюс "Ксеркс" всегда доставляет отдельное удовольствие, как декаданс жанра оперы-сериа у Генделя.

Больше всего меня порадовал ансамбль "Матеус" под управлением Жана-Кристофа Спинози. С первых тактов полился волшебный барочный звук. Дирижер, правда, иногда был слишком размерен и методичен. Концертное исполнение было разбавлено элементами спектакля. Например, во втором акте Эльвиро раздавал цветы в зал. Хор солдат и матросов исполнял ансамбль солистов, а финальный хор жрецов был отдан скрипичной группе. Даже сам Спинози в конце первого акта взял в руки скрипку и подыгрывал Керстин Авемо. Все солисты на сцене играли, что особенно плохо получалось у Дэвида Хансена - одни кривляния. Не пришлись к моему вкусу разные шуточки для развлечения публики. Апофеоз - слова контратенора Дэвид Ли "Маэстро, сука!" после группы низких нот.

Главного героя должна была нам петь прекрасная Малена Эрнман, но по каким-то причинам её заменили на контратенора Дэвид Хансен. Сразу стало понятно, что это будет провал, так как Дэвида Хансена я уже слушал в прошлому году в сольном концерте, который показал, что Хансен не умеет осмысленно петь. Вот и Ксеркс получился таким - пустое пение без смыслов. Из других солистов с большим интересом слушал второго контратенора Дэвид Дикью Ли и контральто Ивонну Фукс. Керстин Авемо в очередной раз вокально не убедила.
Che mai sento!

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Ни у кого, изредка - главное, себя убедить! ;D
У меня есть вещдок :) Вот, гляньте на одну из арий Дикью Ли - нет, ноты, конечно, у него в руках есть, но тот, кто назовет это "головой в нотах", пусть... )))
https://www.youtube.com/watch?v=haNxL2n7ULo

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Ни у кого, изредка - главное, себя убедить! ;D
У меня есть вещдок :) Вот, гляньте на одну из арий Дикью Ли - нет, ноты, конечно, у него в руках есть, но тот, кто назовет это "головой в нотах", пусть... )))
https://www.youtube.com/watch?v=haNxL2n7ULo
Не стОит спорить: каждый видит и слышит то, что хочет видеть и слышать... :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Филармонии спели оперу Генделя «Ксеркс»

Дирижер Жан-Кристоф Спинози и его артисты превратили шедевр барокко в залихватское шоу

Петр Поспелов

http://m.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/04/13/637601-rasprava-operoi-barokko

Фрагмент статьи.

"«Ксеркс» был дан в концертном исполнении, но, прибавь к нему вид на Геллеспонт, он сошел бы за спектакль. Пусть некоторые и с нотами в руках, но актерствовали певцы с удовольствием и куражом, который возрастал по мере усиления аплодисментов. Жан-Кристоф Спинози не отставал от актеров, успевая посылать им шкодливые гримасы. Жизнелюбивый стиль этого музыканта проявился во всем, что можно, и прежде всего в том, что певцы вставляли в арии такие рулады, что Генделя, вероятно, хватил бы апоплексический удар. Это правда, что эпоха барокко отличалась пышностью, дерзостью и любовью к импровизации, однако нынешние гости перевели эти качества в сугубо современный регистр, где требования аутентизма стали последним делом. Смешная отсебятина в аккомпанементе перемежалась экскурсами контратеноров в басовый регистр. Спинози не отказал себе в удовольствии самолично поиграть на скрипке, отобранной у послушного концертмейстера. Оркестр вскакивал и пел хором. Кристиан Сенн торговал цветами, рекламируя товар по-русски. Дэвид Хансен в момент рокового любовного объяснения станцевал несколько дискотечных па. Иными словами, от оперы-сериа оставили рожки да ножки, ну да ведь начало тому положил сам Гендель."
Che mai sento!

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 279
Судя по выше процитированному описанию, тем, кому не посчастливилось попасть на концерт, может показаться, что это была просто вакханалия какая-то, а не опера барокко.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Michael Fichtenholz
https://www.facebook.com/mikhail.fikhtengoltz/posts/10153628881853741?pnref=story

тут всех в ленте вокруг проняло от музыки Генделя, на которую в Москве случился бум. оставляя за скобками конкретные исполнения (по мне, Рудин - это гораздо серьезнее и содержательнее артиста Спинози), назову вам пять причин, по которым вам, дорогие мои маленькие друзья, надлежит любить Генделя.

1. Гендель - это красота. Красота мироздания в его первозданном совершенстве и красота, созданная руками человека, мастера Божьей милостью. красота лазоревого неба, в котором парит жаворонок, красота ночного сада, красота барочной архитектуры, с захватывающими эффектами, игрой света и тени, Богом в Его всеобъемлющем величии и дьяволом, который прячется в деталях.

2. Гендель - это невероятная любовь к жизни. даже в самых трагических эпизодах его музыки (Scherza infida из "Ариоданта", хоры из "Иевфая", финальные сцены из "Тамерлана") он умудряется транслировать такую мощную жизненную энергию, что она даже мертвого заставляет встать на ноги и идти дальше. вспомним, что после самоубийственной Scherza infida, где Ариодант прощается с жизнью, он же поет гимн солнцу - Dopo notte, "после ночи, страшной и печальной, солнце всегда светит ярче". Солнце всегда будет светить, запомните это.

3. Гендель - это мощь и воля. он не кокетничает и не заигрывает, он может быть нежен и даже трогателен, но его легкое дыхание в одну секунду превращается в мощный вихрь. он не посягает на божественные чертоги, но умеет создать рай на земле. когда нужен мотиватор, послушайте пару арий и внутренний голос всегда скажет "соберись, тряпка, тебя ждут великие дела". и ведь правда, надо собраться и нечего тут лениться и убивать попусту время. делай, что должен и будь, что будет (а будет то, что сделаешь).

4. Гендель знает о нас больше, чем мы о нем. он говорит с вами о главном, о том, что важно и существенно, он не разменивается на мелочи. он знает и про любовь и про отчаяние, и про человеческую недалекость и подлость, но он не надменен и даже самым большим нехорошим людям в своих операх и ораториях умеет сочувствовать, передавая нам умение, отличающее человека от скота - умение сострадать и слушать.

5. ну и наконец, Гендель не знает границ - немец, учившийся в Италии, впитавший французский стиль и живший в Англии - никаких границ нет и не было, мир столь же большой, насколько вам хочется его видеть. преодолеть границы, преодолеть себя, свои страхи, свои комплексы, преодолеть горе, смерть и неверие - это его путь. может быть, и наш тоже, если осмелимся пойти по нему.
Che mai sento!

Оффлайн dolchev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Michael Fichtenholz
https://www.facebook.com/mikhail.fikhtengoltz/posts/10153628881853741?pnref=story

Я, со своей стороны, не принадлежу к маленьким друзьям вышеозначенного деятеля 8) и поэтому его апрельские тезисы о том, как и за что надо любить Генделя,  мне не указ ! ;D

5 пунктов, начиная с первого, который про жаворонка и голубое небо, подойдут к любому композитору : Россини, Пуччини, Родиону Щедрину с его Частушками Варвары, Шостаковичу ... П ч это бла-бла-бла. Т е ни о чем.
И спросите любого вагнериста - это всё про Вагнера ! - скажут они. 8)

Бедный Гендель ... Предполагаю, что он - как все, в основном, композиторы - и в голове не держал эти бессмертные слова "соберись, тряпка, тебя ждут великие дела" и честно писал музыку под заказ; кто-то в этот момент писал стихи, кто-то картины и каждый делал эту свою работу в меру своего таланта.

Понятно, что этот пафосный захлёб и желание обратить всех в свою веру, это сейчас сдвиг в сознании многих, выступающих в интернете - то, что люблю я просто обязаны любить все ! А если до вас еще не дошло, - то давайте я вас научу.

Фраза хотите, я научу вас любить оперу давно ушла в прошлое.
Каждый учится сам любить свой Париж и Рим и ни чьи другие парижы и римы никому не нужны.
Но не переводятся подвижники, которые взвалили на себя обязанность просвещения или, скорей всего, обращения в свою веру маленьких друзей.

Касательно автора, предполагаю, что эти 5 пунктов он написал отдавая дань моде. Но исходя из его высказывания (по мне, Рудин - это гораздо серьезнее и содержательнее артиста Спинози) он к этому мероприятию отношения не имел и подбором солистов не занимался. Похоже именно поэтому они не смогли передать все то, что было прописано в этих "правилах любви" из 5 пунктов. ;D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Касательно автора, предполагаю, что эти 5 пунктов он написал отдавая дань моде. Но исходя из его высказывания (по мне, Рудин - это гораздо серьезнее и содержательнее артиста Спинози) он к этому мероприятию отношения не имел и подбором солистов не занимался. Похоже именно поэтому они не смогли передать все то, что было прописано в этих "правилах любви" из 5 пунктов. ;D

Не занимался. А вот всё, чем он занимался, прошло на "ура" (сам себя не похвалишь, и день зря прошёл).

Michael Fichtenholz
4 апреля в 14:00 ·
https://www.facebook.com/mikhail.fikhtengoltz/posts/10153604472298741

"оглядываясь назад. не люблю это делать (оглядываться назад), но в данном случае - приятно. мой филармонический сезон 2015/16 завершен. и он очень удался. три оперы - все три отличные: "Гамлет" Тома (Игорь Головатенко, Лора Клейкомб, Рафал Шивек, Дорис Лампрехт, Алексей Неклюдов, Игорь Морозов, Александр Миминошвили, Дмитрий Орлов), "Милосердие Тита" Моцарта (Сергей Романовский, Анна Бонитатибус, Биргитта Кристенсен, Оливия Фермойлен, Анжела Валлоун, Олег Цыбулько) и "Роберто Деверё" Доницетти (Мариэлла Девиа, Эдгарас Монтвидас, Нэнси Фабиола Эррера, Константин Шушаков, Борис Рудак, Олег Цыбулько, Игорь Подоплелов). плюс три дивы дивные - Сандрин Пьо, Анита Хартиг, Джейми Бартон.

не зря я мотался в Москву, не зря.

в следующем сезон мне несколько урезали планам по понятным соображением (итого четыре проекта вместо двух), но оба абонемента будут, за что огромное спасибо Московской филармонии. подробности позже.

всем спасибо. теперь от меня можно отдохнуть. до следующего сезона!"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
У подножия барокко…
«Матеус» привез «Ксеркса» в Москву

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16041805.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Шутник вы, господин Гендель
 
Надежда Игнатьева, выпускница Московской консерватории

http://www.trud.ru/article/19-04-2016/1336651_shutnik_vy_gospodin_gendel.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Жениться по любви не может ни один король

Абонемент Московской филармонии «Вершины мастерства. Барокко» завершился оперой Генделя «Ксеркс»
 
Надежда Игнатьева

http://www.ng.ru/culture/2016-04-20/100_kserks.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Г. Ф. Гендель – «Мессия» - 16 апреля 2017 г.
« Ответ #23 : Апрель 17, 2017, 22:11:52 »
Г. Ф. Гендель – «Мессия»
16 апреля 2017, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
http://meloman.ru/concert/g-f-gendel-messiya/
           
Ансамбль «Матеус»
Дирижер – Жан-Кристоф Спинози
Дэвид Дикью Ли (контратенор, Канада)
Сабина Пуэртолас (сопрано, Испания)
Топи Лехтипуу (тенор, Финляндия)
Луиджи ди Донато (бас, Италия)
Вокальный ансамбль «Интрада»
В ПРОГРАММЕ:
Гендель
«Мессия» – оратория для солистов, хора и оркестра
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Г. Ф. Гендель – «Мессия» - 16 апреля 2017 г.
« Ответ #24 : Апрель 17, 2017, 22:15:48 »
Лариса Кириллина:
http://cleofide.livejournal.com/1022450.html

В пасхальное же воскресенье в филармонии, в КЗЧ, при аншлаге состоялось исполнение "Мессии"  Генделя.
Играл ансамбль "Матеус", созданный и возглавляемый Жаном-Кристофом Спинози.

Сабина Пуэролас (Испания)
Дэвид Дикью Ли (Канада)
Топи Лехтипуу (Финляндия)
Луиджи ди Донато (Италия)
Вок. анс. Интрада (Екатерина Антоненко)

Спинози кого-то очаровал, кого-то шокировал своим прошлогодним хулиганским "Ксерксом".
Теперь все ждали, что же он такое сделает с "Мессией".

Увы...
По-моему, это было очень плохо.
Оркестр хотелось разогнать уже после увертюры, и особенно после первой же арии тенора (где они банально разошлись).
Дирижёра хотелось немедленно заменить - ну, хотя бы Максимом Емельянычевым, который был в зале.
Иногда создавалось впечатление, будто оркестранты впервые видели эти ноты. И ни разу не репетировали. Решили, что для диких московитов и так сойдёт?..

Обычно я снимаю в паузах и на поклонах. И часто именно на поклонах видно, в каком настроении музыканты. Эйфорию удачи не подделаешь.
Тут после первого отделения (ораторию разрезали примерно по середине второй части) царило угрюмое уныние.

Наша скрипачка, выпускница МГК Екатерина Назарова - красавица и умница. Она явно понимала, что ппроисходит нечто ужасное.

Конечно, к музыке барокко возможн разные подходы. И к Генделю в том числе. Мне было бы интересно послушать Генделя "а-ля-франсэ". Сам он прекрасно владел тогдашним французским стилем, но вот как слышат генделевский стиль сами французы? Записи, конечно, имеются всякие, но живьём интереснее. Спинози же - выдумщик. Ну?!..

Увы и увы...
Какое-то унылое, вялое, манерное, совершенно безжизненное рококо, не имеющее ничего общего ни с Генделем, ни с "Мессией"...

Положение спасли наш вокальный ансамбль "Интрада" - профессионалы высочайшего уровня, и некоторые солисты.
Сопрано Кристина Пуэртолас прекрасно выглядела, и голос у неё звучный и гибкий (в Мадриде она сейчас поёт Роделинду в спектакле Клауса Гута). Но кто бы дал певице понять, что партия сопрано в "Мессии"  - это никоим образом не Роделинда. Rejoice greatly - это совсем не про триумф после вендетты. 

Контратенор Дэвид Дикью Ли нам уже знаком по "Ксерксу". В "Мессии" он выступил, пожалуй, безупречно. Благородный, отточенный, гибкий, подвижный голос, музыкальность, чёткость дикции - всё при нём.

Лично мне не очень нравится, когда все альтовые партии в "Мессии" отдают контратенорам - у Генделя некоторые из арий изначально писались для актрисы-певицы Сюзанны Сиббер (в том числе O thou that tellest и He was despised). Но Дикью Ли спел обе эти арии очень убедительно, разве что, может быть, слегка переусердствовал с украшениями в репризе He was despised. Однако он-то понимал, что он пел, и какие слова произносил.

Финский тенор Лехтипуу в первой части был явно не в форме; во второй части, где у него подряд идут несколько речитативов и (чуть вразбивку) три арии, он взял реванш. Если б только ему не мешал Спинози со своими манерными вывертами - внезапными замедлениями и ускорениями темпа, романтическими диминуэндо на концах фраз, и т.д....

Бас Луиджи ди Донато оказался одним из столпов, на котором чудом держалась оратория.
Роскошный, темброво богатый, огромного диапазона бас, понимание музыки Генделя, представительная "проповедническая" внешность - всё притягивало слух и взор.

Вчерашний концерт невольно сравнивался в памяти с "Мессией" в соборе Петра и Павла 5 марта.

Я об этом писала.
При всех накладках, ляпах и недоработках, которыми сопровождалось то, преимущественно студенческое, исполнение, оно в целом показалось мне более цельным, искренним, музыкально убедительным, чем то, что предложил искушённой столичной публике Спинози.

Хансйорг Альбрехт сумел за считанные дни репетиций превратить собрание юных музыкантов из РАМ и консерваторского ФИСИИ в барочный оркестр и "выдрессировать" хор РАМ в соответствующей манере.

А относительно "Матеуса" создавалось впечатление, будто они вообще не репетировали, положившись на то, что музыка "простая", а дирижёр как-нибудь "вывезет".

Хм... Кое-как вывез. В третьей части всё звучало поприличнее. Финал, опять же, хоровой, "Интрада" вытянула его на себе.
Напоследок же Спинози прибег к эффектному приёму истинного шоумена: исполнил на бис "Аллилуйя", предложив залу... подпевать.

В принципе, в этом ничего криминального нет. Музыка более чем популярная, и ей, наверное, подпевали даже во времена Генделя (причём стоя).

В результате публика расходилась довольная, и свою овацию дирижёр получил.

Но осадочек остался...

P.S. Отдельное спасибо героической исполнительнице континуо - Йоко Накамура. Эта героическая девушка неустанно трудилась, периодически пересаживаясь от органа к клавесину. То есть в её партии фактически совсем не было перерывов и пауз. И вот она-то нигде не сбилась и не потерялась. Подвиг достоин похвал, но - зачем?.. Неужели у ансамбля нет средств на отдельного клавесиниста? Или это тоже - часть шоу?

Заодно хорошо бы родная Московская консерватория убедилась в том, что континуо - это сила, и отменять преподавание столь важного предмета на ФИСИИ - просто преступление. Что бы оркестр делал без такой континуистки?..
Che mai sento!