Автор Тема: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Мариинском театре  (Прочитано 2890 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Непотопляемый "Китеж"

15 май, 2015 at 12:27 AM

Целью нашей краткой поездки в Петербург был "Китеж" в постановке Дмитрия Чернякова, показанный 12 мая на новой сцене Мариинского театра. Меня, правда, предупреждали, что за прошедшие 15 лет спектакль уже несколько не тот, что был когда-то. Но я хотела показать его сыну, а другой возможности, может быть, уже не представится - вдруг его совсем снимут с репертуара, или при следующем показе (а они бывают редко) наши обстоятельства не позволят махнуть в Северную Пальмиру...

Я, кстати, в новом здании театра ещё не была.
Только снаружи в прошлом году сфотографировала. И жутко оно мне не понравилось. Унылый бетонный сарай, помесь советского учреждения и торгового центра.\

Читайте далее http://cleofide.livejournal.com/906744.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/793744690754649?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.
Град Китеж снова стал видим

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Римский-Корсаков Николай композитор. Мариинский театр (СПб). Реж. Черняков Дмитрий, дирижер Гергиев Валерий. 26.01.2016 (премьера 20.01.2001, смотрел в СПб).

Ровно пятнадцать лет назад состоялась премьера этой постановки в Мариинском театре. Дмитрий Черняков тогда был еще молодой, у него еще не было кучи «Золотых масок», он еще не был востребован всеми лучшими оперными площадками Европы, и не только Европы. Спектакль принес Чернякову первые Золотые маски - личную и за спектакль. С тех пор Черняков стал самым интересным оперным российским режиссером, и перестал быть востребован в российских театрах. Спектакль, после успешных показов в начале 2000-х годов, ушел со сцены, обветшал, но он счастливо пережил пожар хранилища мастерских Мариинского театра, декорации сохранились.

Сейчас театр решил возобновить спектакль, перенеся его на новую сцену Мариинки. Это был первый показ спектакля на новой сцене. К восстановлению привлекли Чернякова, состав солистов в подавляющем большинстве тот же, что и на премьере пятнадцать лет назад.

Я этот спектакль в его премьерную эпоху посмотреть не успел. Большая опера, русский «Парсифаль». Впечатления от восстановления на новой большой сцене пестрые. Во-первых, много проблем с исполнением солистами. Может быть, пятнадцать лет назад они пели лучше, но сейчас проблем очень много. Мне даже показалось, что у новой сцены проблемы с акустикой (я первый раз смотрел оперу на ней), но, когда активно солировал Станислав Трофимов (Князь Юрий из Екатеринбурга), стало ясно, что это проблемы не сцены. Исполнение сразу делает восприятие спектакля очень скромным.

Во-вторых, это режиссерский замысел. Изображение пестрого общества Малого Китежа еще из суматохи 1990-х, сейчас оно выглядит как немного ограниченное. Татарское нашествие на железном футуристическом коне и сейчас еще впечатляет. Но главное, это заключительная часть, когда Китеж уже невидим, смерть Февронии и попадание ее в рай невидимого Китежа. Собирание на смерть, соборование ее Сирином и Алконостом – двумя старушками-плакальщицами, попадание в одинокую, затерянную в пространстве избушку, где она встречается с уже убитым женихом – княжичем Всеволодом. Эта избушка напоминала мне и одинокий дом-остров из финала «Соляриса» Тарковского, и еще больше финал «Мастера и Маргариты». Одинокие, умершие Мастер и Маргарита, одинокие Феврония и Всеволод, «он не заслужил света, он заслужил покой». Но в данном случае Избушка оказывается порталом в рай, порталом в свет, Феврония и Всеволод выходят в свет и встречают всех своих близких и убиенных. И вот тогда они поют, вспоминается пьеса Фриша о войне «Как они поют». Это лучшая часть спектакля, его смысл и оправдание, его просветление.

Режиссура спектакля заслуживает лучшего кастинга и вокального исполнения.

И еще реплика. Вопиющая разболтанность Мариинского театра – начало с опозданиями, затянуты антракты, все ждут Гергиева вне тайминга спектакля, спектакль затянулся больше чем на полчаса. Не солидно для театра такого уровня. В Ла Скала ровно в 19.00 гасят свет и начинают спектакль.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Сергей Рощин

https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/793744690754649?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.
Град Китеж снова стал видим

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Римский-Корсаков Николай композитор. Мариинский театр (СПб). Реж. Черняков Дмитрий, дирижер Гергиев Валерий. 26.01.2016 (премьера 20.01.2001, смотрел в СПб).

Сейчас театр решил возобновить спектакль, перенеся его на новую сцену Мариинки. Это был первый показ спектакля на новой сцене.

Вопиющая разболтанность Мариинского театра – начало с опозданиями, затянуты антракты, все ждут Гергиева вне тайминга спектакля, спектакль затянулся больше чем на полчаса.

Как бы только ни приврать, лишь бы подчеркнуть свою значимость! ;D Ага, первый! Специально ждали-дожидались первого визита энтого Рощина в новую Мариинку, чтобы сделать первый показ! ;D А всё, что до него, просто не в счёт! ;D Например, это: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/5/12/2_1800/ . А туда же - разболтанность! >:(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Вот и пускай в свою ла-скалу ехает ;D
Сейчас, пока ехал домой, переслушал третий акт, что вчера на телефон записывал - все же это шедевр!
Несмотря на Луцюка... >:(

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Всяк, кто ум не раздвоён имея, паче жизни в граде быть восхощет: вчера в Мариинском-2 прозвучало "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Николая Римского-Корсакова.

Финал вчерашнего спектакля — в объективе Валентина Барановского: http://m.vk.com/album81344132_227123719?from=post&post=81344132_90171
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
До сих пор есть билеты на сегодняшний "Град Китеж".
Состав шикарный, вот только боюсь, что опять на роль двух птиц загробных ветеранов сцены назначат :o :'(
А так - Ирина Чурилина, Станислав Трофимов, Андрей Попов, Алексей Марков, ну и Валерий Гергиев.
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2016, 15:55:15 от kineskop »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
До сих пор есть билеты на сегодняшний "Град Китеж".
Состав шикарный, вот только боюсь, что опять на роль двух птиц загробных ветеранов сцены назначат :o :'(
А так - Ирина Чурилина, Станислав Трофимов, Андрей Попов, Алексей Марков, ну и Валерий Гергиев.

Ожидания оправдались? :)
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Более чем!!!! Я до сих пор под впечатениями!  Это - лучшее исполнение из трех, мною слышанных. Даже трудно кого-то выделить - шикарно пели почти все!
Начну с Ирины Чуриловой. Я ее раньше слышал в роли Амелии в "Симоне", но как-то не запомнилась. В роли Феевронии - это было феерично от начала и до конца. А вот княжич Всеволод - Александр Трофимов - не блистал, но провел партию достаточно ровно, на твердую троечку. Пожалуй, он был единственный, кто не понравился.
Андрей Попов мне запомнился еще с " Кольца" в роли бога огня Логе, и в этот раз, в роли Гришки Кутерьмы, он прекрасно спел и ярко сыграл эту непростую роль.
Станислав Трофимов поет князя Юрия уже не первый раз. В прошлый раз он фактически один вытянул на себе весь спектакль. В этот раз тоже было ощущение, что начиная с третьего акта, с появления на сцене Станислава - как будто солнце взошло, оркестр ожил, дирижер проснулся, и в воздухе разлилась именно та бешеная энергетика, ради которой и хочется раз от раза слушать одни и те же оперы.
Не могу не отметить чистейшее меццо-сопрано Юлии Маточкиной, спевшей небольшую, но очень важную роль Отрока. Алексей Марков спел Федора Поярка. Тут в соседней теме Алексея назвали перфекционистом - пожалуй, присоединюсь, и в этот раз Алексей показал безупречное исполнение.
Кого забыл - завтра продолжу, с телефона неудобно.

« Последнее редактирование: Апрель 13, 2016, 01:51:00 от kineskop »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юлия Зайцева
http://vk.com/wall41757493_9963

Великий русский народ, стойкий и непобедимый! Поясню. Римский-Корсаков написал гениальное произведение "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", длительность оперы 5 часов 30 минут, 3 антракта. По дороге я настраивалась на то, что Николай Андреевич не писал простых произведений, и надо готовиться к чему угодно. Скажу больше, это была одна из самых живых, красивых, насыщенных действиями опер (см. небольшой кусочек видео), поэтому время пролетело абсолютно не заметно! Представляете?! Мы зашли в Мариинский театр в 18.00, а вышли в 23.40. Восторг! Все это волшебство проходило под управлением (барабанная дробь) Валерия Гергиева, не нуждающегося в представлении. Поздравляем с дебютом Ирину Чурилову и Александра Трофимова, красивых и невероятно талантливых, пусть у вас все партии будут блестящими!

Теперь о произведении. Сказ этот ведает нам о граде Китеже, который остался непреклонен перед татаро-монгольской ордой. Почитайте предание, очень интересно, о непобедимой силе русского духа, верности, вере и мощи молитвы, чистых и не очень душах, о всепрощении и конечно же любви, любви вопреки всему и несмотря ни на что. В общем о том, что сейчас совершенно "не в тренде". Наверно поэтому я с упоением смотрела, просто эстетическое наслаждение. А какое либретто красивое, хотя это не то слово, знаете то чувство, когда смотришь на сцену и веришь всему и каждому, вот это оно. Это вам не финтиплюшки любовные и интриги дворцовые. В общем, не пугайтесь продолжительности и смело идите!
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Дополнительные - материалы по 12 апреля здесь

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бесконечный "Китеж" в Мариинском.
http://mara-kar.livejournal.com/52764.html

С-Пб, Мариинский-2
12.04.2016
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова
Режиссер - Дмитрий Черняков

Душевный порыв послушать "Китеж" в Мариинском был вызван уж больно заманчивым составом исполнителей. И этот порыв не остановили всякие мнения типа "до конца не выдержишь", "сплошная тягомотина". Это был 19-й спектакль со дня премьеры 2001 года. Программка обозначила общее время - 4 ч.50 мин., в реальности получилось пять с половиной - немного опоздал задержался ВАГ и последний антракт длился 50 минут. Но удивительно, что время не тянулось, как резина, а, наоборот, пролетело, как одно мгновение. И это мгновение было прекрасным, гипнотическим и мистическим. Не зря же творение Римского-Корсакова называют "русским Парсифалем".

Конечно, смотря черняковскую оперу, надо крепко в мозгу держать либретто. Иначе может сорвать голову. Никаких куполов, крестов, кокошников и сарафанов зритель не дождется. Да, и не будет собственно и Китежа, и озера с его отражением. Никакой пафосности и показного героизма. Всё обыденно, приземленно, вне определенного времени, вне определенного пространства. И только на несколько секунд, как видение утраченного Китежа, перед зрителем возникнут задники аутентичных декораций Коровина и Васнецова.
Идя на мариинский "Китеж" я имела за плечами уже богатый опыт познания постановок Чернякова. И если ты принимаешь Чернякова, понимаешь его безумные фантазии и ассоциации, то "Китеж" пройдет "на ура". Что со мной и случилось - завораживающая песенность музыки, удивительное режиссерское решение и невероятное исполнение, заставили окончательно влюбиться в спектакль.

Самой сильной сценой для меня была сцена "Великого Китежа" в начале 3-го действия. Люди в костюмах разных времен, как в храме, возносят молитву о спасении. И отрок, взобравшийся на идущую в небо лестницу, провозглашает о приближении ордынского войска. Мужчины переодеваются в белые рубахи, чтобы в чистом достойно принять смерть в неравном бою.

Спорной показалась сцена "Малого Китежа" во 2-ом действии. Сцена происходит, то ли на вокзале, то ли на рынке - разбитые ящики, бетономешалка, груда непонятного металла. Куча народу, вернее, сброду. Даже сразу не понимаешь, кто и где поет. Ну, и под стать этой тусовке "бражников" и сам Гришка Кутерьма - горький пропойца в майке-алкоголичке и трениках. Появление "злы татарове" заставила улыбнуться. В проеме задника сцены в клубах дыма появилось механическое чудовище, этакий змий горыныч, но о двух головах с прожекторами во лбу. Приглядевшись, поняла, что это два коня-трансформера. Оседлали их богатыри татарские - Бедяй и Бурундай. Правда, заметила их не сразу, в дыму не разобрала. Думала, что поют за сценой :))

Об исполнителях:
Главные герои Феврония (Ирина Чурилова) и княжич Всеволод (Александр Трофимов) впервые выступали в этой опере. Дебют получился совершенно замечательным!

Голос Чуриловой лился животворящим чистым родником, умиротворяя душу и принося полное блаженство.
Да и по роли сама певица с формами простой русской женщины была очень естественна и органична.
Александра Трофимова всегда считала этаким красавчиком и опереточным героем. И, похоже, сильно ошибалась. И сыграл и спел прекрасно.

Федор Поярок (Алексей Марков). Марков - это всегда праздник, всегда радость встречи с великолепным баритоном. Так было и в этот раз. А какой благородный персонаж! Как сжималось сердце при виде ослепшего героя.

Новое приобретение театра молодой бас Станислав Трофимов (князь Юрий Всеволодович) поразил до глубины души. Голосище!!! Глыбища! Колоритная личность - с окладистой бородой, как диакон в храме. Когда запел, то показалось, что разверзлись небеса и прогремел глас небесный. Одним словом, испытала катарсис:)

А какой прекрасный был Отрок (Юлия Маточкина). Отрадно наблюдать, как после победы в конкурсе Чайковского певица растет, набирает мастерство. Такое глубокое, с красивым тембром меццо. Так вдохновилась юлиным пением, что решила послушать 1 мая её Кармен.

А вот Гришка (Андрей Попов) немного разочаровал. Ждала от него большего. Эмоционально, драматически он сыграл пьяницу Гришку отменно, но вокально не подержал накала роли.

Ну, и, конечно, два татарских богатыря - два баса Илья Банник и Владимир Феляуер - были на высоте. Спели весьма достойно.

Из райских птиц отметила бы Алконост (Любовь Соколова) - приятный низкий голос.
Совершенно божественным был оркестр. Валерий Гергиев очень умело приглушал звучание, когда пели солисты, и, наоборот, в симфонических отрывках давал полную волю чувствам.

Спектакль получился просто КОСМИЧЕСКИМ! Ну, не зря же его представляли 12 апреля :)
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 653
Вот к предыдущему отзыву - не убавить и не прибавить.
Но каждый раз, когда возвращаюсь в Мариинку повидать призрачный Град Китеж (а эту мистерию я слушал уже третий раз), не перестаю удивляться: величайшее произведение в истории Русской Оперы, равного которому нет и уже не будет (ну разве что "Хованщина" где-то на том же уровне сияет высоко в небе), чаще всего отличное исполнение (похоже, любит маэстро Валерий Абисалович этот шедевр, поскольку ставит его часто, гораздо чаще, чем следовало бы, исходя из коммерческих интересов), и на фоне этого - от силы половина зала проданных билетов за пару недель до спектакля, огромное количество случайных людей, попавших в зал по почти бесплатным билетам, и уходящих в первом или, самое позднее, втором антракте...
Почему люди, скупающие билеты на раскрученные, но зачастую халтурные постановки "Онегина", "Пиковой дамы" или "Травиаты", в упор не замечают эту блистающую жемчужину мариинского репертуара? Почему на этот абсолютный шедевр людей сгоняют, как на митинг Единой России, чуть ли не доплачивая за билеты? И почему финальный хор почти всегда звучит при зале, заполненном от силы на треть? Что заставляет людей проходить мимо этого шедевра?
И на фоне такого "успеха" я не удивляюсь, почему нигде больше в России никто и не пытается ставить "Град Китеж" - кому охота играть при пустом зале?
Но любом случае, отрадно, что есть пока еще в России театры, которые могут держать в репертуаре произведения, не претендующие на безусловный коммерческий успех. Но Мариинский - единственный из них не камерный.
Можно себе представить "Град Китеж" например, в театре имени Бориса Покровского? Нет наверное. Поэтому - спасибо Мариинскому театру за то, что он не такой, как все остальные.
И все же, предпочтения публики меня удивляют.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
(похоже, любит маэстро Валерий Абисалович этот шедевр, поскольку ставит его часто, гораздо чаще, чем следовало бы, исходя из коммерческих интересов)

Перерывы в частоте продолжительностью чуть ли не в десятилетие эту любовь, видимо, только усиливают. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka ( opera_manka)
2016-07-14 13:41:00
http://opera-manka.livejournal.com/8935.html

13/07/2016 Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии в Мариинский-2

Ничто не предвещало легкой прогулки. В начале были странные взгляды людей, которые уже были на Китеже раньше. Потом, за неделю до спектакля, решила внимательно прочитать краткое содержание. Никогда бы не подумала, что при этом можно заплакать, однако это случилось.

Сейчас, когда первое знакомство с шедевром Римского-Корсакова и Бельского уже произошло, любые слова кажутся или пошлыми, или неуместно восторженными. Мне не с чем сравнить то, что я увидела и услышала. Сначала я была удивлена, затем потрясена, раздавлена и, в конце концов, умиротворена и утешена. Жаль только, что первое впечатление никогда не повторится.

Дирижер – Александр Поляничко
Князь Юрий Всеволодович – Станислав Трофимов
Княжич Всеволод Юрьевич – Александр Трофимов
Феврония – Ирина Чурилова
Гришка Кутерьма – Андрей Зорин
Федор Поярок – Эдем Умеров
Отрок – Юлия Маточкина
Гусляр – Александр Морозов
Богатыри татарские:
Бедяй – Илья Банник
Бурундай – Владимир Феляуэр
Райские птицы:
Сирин – Лариса Юдина
Алконост – Любовь Соколова

Нечеловеческой красоты музыка в чудесном, теплом, человеческом исполнении. Все исполнители заслужили самых хвалебных описаний. И вроде уже слышала всех певцов, и все равно как будто совсем незнакомые, у всех новые интонации и краски. Главной героиней во всех смыслах была, конечно, Феврония Ирины Чуриловой. Отрешенный князь Станислава Трофимова, нежный и стойкий княжич Александра Трофимова, сломанный Гришка Андрея Зорина, верный Федор Эдема Умерова, юный отрок Юлии Маточкиной, небесный голос Ларисы Юдиной – не найти слов, чтобы выразить всю благодарность. А какой замечательный был хор! И отдельное спасибо дирижеру и оркестру.

Режиссер и художник-постановщик – Дмитрий Черняков
Все нелепости, придуманные Черняковым, такие невинные, детские, работают на снижение пафосности, которая убила бы живое дыхание оперы. Не видела его Тристана, но абсолютно принимаю его постановку Китежа, как раньше Жизнь за царя.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 682
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Галина Никольская
https://new.vk.com/wall30742595_1663

13 июля ходила слушать оперу Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" только из-за Станислава Трофимова и Ирины Чуриловой. В прошлом году я ее слушала с Геннадием Беззубенковым, Виктором Луцюком и Ольгой Сергеевой и они меня не очень удовлетворили!

Хотя сама опера - это грандиозное эпическое произведение,где замедленное развитие действия, выразительные мелодии придают ей самобытную окраску и колорит седой древности!А какой великолепный текст либретто Владимира Бельского! Очень красиво звучала музыка в исполнении симфонического оркестра под руководством дирижера Александра Поляничко, можно было ее слушать даже без вокала! Но вокал в исполнении Ирины Чуриловой был великолепен,ее героиня Феврония излучает душевную чистоту и безмятежный покой. Меня восхищает ее мастерство и свежесть звучания на протяжении такой длинной оперы! Станислав Трофимов в образе князя Юрия Всеволодовича очень проникновенно с большим чувством глубокой печали и тяжкого раздумья спел арию "О,слава,богатство суетное!" Юлия Маточкина спела партию Отрока высоковато, но зато кристально чисто! Андрей Зорин опять переигрывал, а ведь образ Гришки Кутерьмы очень сложный и важный, он передает острый душевный разлад человека! Андрей Попов мне понравился в этой роли больше!

Режиссер и художник-постановщик Дмитрий Черняков создал на сцене очень условные декорации,но они не так раздражали,как дурацкие костюмы, как то спортивные штаны и куртки из 90-х, какие-то белогвардейские мундиры,только в IV действии все были одеты в белые праздничные одежды и они соответствовали моим представлениям о вхождении в невидимый град, честно говоря, в такой опере хочется видеть обыкновенные исторические костюмы, чтобы не отвлекаться от музыки!

Единственное, в сценографии понравились процитированные эскизы Константина Коровина и Апполинария Васнецова к первой постановке оперы в Мариинском театре в 1907 году, настолько они выполнены в нежных пастельных тонах и усиливают пронзительность восприятия происходящего на сцене!Вот это здорово! Вчера практически все для меня сложилось, опера зазвучала с новыми акцентами и нюансами, за что огромное браво Александру Поляничко!!!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 179
Может ли опера объединить людей с разными политическими взглядами?

20 февраля 1907 года в Мариинском театре состоялась премьера четырнадцатой оперы русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Опера была принята с восторгом.

http://m.fontanka.ru/2017/02/20/019/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау