Автор Тема: Нужна ли критика и критики и какими они должны быть ?  (Прочитано 66862 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Анализ и обобщение - неотъемлемая часть работы исполнителя. Без нее он бы и шагу не мог ступить. Это я знаю и по собственному опыту. Думаю, что меня поддержат все играющие

Может, поддержат, но я лично знаю многих "играющих", которых вообще трудно назвать образованными людьми, настолько силён у них был с самого детства крен на т.н. "специальность", т.е. на механику и концертную практику игры. И я думаю, что меня поддержат в том, что так обстоят дела у большинства исполнителей. И только в зрелости они начинают приобретать какой-то самостоятельный опыт анализа и обобщения.

История и теория пианизма - обязательный для изучения предмет и в консе, и во многих  училищах. Вот только не наука это

История и теория, но не наука? :)) Давайте не будем спорить о терминах, а лучше прикинем, насколько глубоко этот предмет изучается. Могу себе представить!
Недавно один из молодых и довольно успешных пианистов на вопрос о том, кто из музыкантов повлиял на него, назвал исключительно своих ровесников, а также единичных ныне концертирующих артистов предыдущего поколения. Ни одной фамилии из истории музыки не прозвучало. "Ого-го", - подумал я. Видать, "история и теория" прошли мимо него.
Но ведь играет же! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Может, поддержат, но я лично знаю многих "играющих", которых вообще трудно назвать образованными людьми, настолько силён у них был с самого детства крен на т.н. "специальность", т.е. на механику и концертную практику игры. И я думаю, что меня поддержат в том, что так обстоят дела у большинства исполнителей. И только в зрелости они начинают приобретать какой-то самостоятельный опыт анализа и обобщения.
При чем тут образованность? Анализ и обобщение неизменно сопутствуют всему процессу обучения, без них он бы не состоялся. И в дальнейшей деятельности исполнителя анализ и обобщение - органическая составляющая, иначе он бы просто не смог играть.
История и теория, но не наука? :)) Давайте не будем спорить о терминах, а лучше прикинем, насколько глубоко этот предмет изучается. Могу себе представить!
Недавно один из молодых и довольно успешных пианистов на вопрос о том, кто из музыкантов повлиял на него, назвал исключительно своих ровесников, а также единичных ныне концертирующих артистов предыдущего поколения. Ни одной фамилии из истории музыки не прозвучало. "Ого-го", - подумал я. Видать, "история и теория" прошли мимо него.
Но ведь играет же!
Я бы сделала другой вывод. Ни одна фамилия из истории музыки на него не повлияла.  Может быть такое? А почему бы и нет?
« Последнее редактирование: Февраль 02, 2014, 14:17:05 от Баба Яга »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В теме о Нетребко читаю:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1332.msg147835.html#msg147835

Deutsche Welle. 17.11.2014
http://www.dw.de/%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%BE/a-18069061

... несравненный Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) в качестве партнера - надежный, артистичный, феерический с вокальной точки зрения и к тому же приятный на ощупь

Интересно, где и когда она его щупала? И что она, собственно, имеет в виду?
Критикессы совсем уже очумели что ли? Или оперная критика превращается в женский эротический жанр?
« Последнее редактирование: Ноябрь 18, 2014, 08:51:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Иван Иванович

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 239
Что, критикэссе уж и пощупать Кауфмана как партнёра низзя?  8) Сунул-вынул-побежал дальше петь? а поцеловать?  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что, критикэссе уж и пощупать Кауфмана как партнёра низзя?  8) Сунул-вынул-побежал дальше петь? а поцеловать?  ;)

Иван Иванович, ваша святая простота просто обезоруживает: вы просты, как правда.
Критикесса может пробовать на ощупь кого угодно, но зачем же об этом сообщать на весь мир?
« Последнее редактирование: Ноябрь 19, 2014, 09:03:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн gawkette

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
Критикесса может пробовать на ощупь кого угодно, но зачем же об этом сообщать на весь мир?
Так чтобы весь мир не был вынужден щупать самолично, чтобы убедиться, ведь дыру протрут в объекте. В статье на сайте сейчас, насколько я вижу, этого пассажа нет.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Критикесса может пробовать на ощупь кого угодно, но зачем же об этом сообщать на весь мир?

Ну а что, если ей очень понравилось? :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Критикесса может пробовать на ощупь кого угодно, но зачем же об этом сообщать на весь мир?
Так чтобы весь мир не был вынужден щупать самолично, чтобы убедиться, ведь дыру протрут в объекте. В статье на сайте сейчас, насколько я вижу, этого пассажа нет.

Ой!!!
И впрямь убрали!!
Конечно, приятно было бы потешить свою манию величия, посчитав это следствием моего замечания на форуме по данному поводу, но я думаю, всё проще: просто не мне одному это бросилось в глаза, и пассаж подрезали. А то уж очень бесстыже это выглядело!
Ну представьте себе, что, к примеру, я напишу в статье: "в вокальном отношении была хороша, но на ощупь - вообще великолепна".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ну представьте себе, что, к примеру, я напишу в статье: "в вокальном отношении была хороша, но на ощупь - вообще великолепна".

Представила, повеселилась  ;D
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 338
В статье на сайте сейчас, насколько я вижу, этого пассажа нет.

Ой!!!
И впрямь убрали!!
Конечно, приятно было бы потешить свою манию величия, посчитав это следствием моего замечания на форуме по данному поводу, но я думаю, всё проще: просто не мне одному это бросилось в глаза, и пассаж подрезали. А то уж очень бесстыже это выглядело!

Но на форуме все ходы зафиксированы!  ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Прочитал весь поток. И возникло у меня несколько крамольных вопросов.  ;)
А вдруг критик Х действительно думает именно так, как написал, а не просто бутерброды отрабатывает?  :o
А вдруг его оценка произведения верная, а именно моя неправильная, и я даже не в силах этого понять, потому что он умнее?  :-X
А вдруг мои придирки к его слогу, стилю, словарю обоснованы бедностью моего языка?  :P
А вдруг я сам иногда делаю грамматические ошибки?  :-[
:-)
Ну и ещё один вопрос до меня уже был задан:
Вот дружно прошлись катком по критикам. А сами мы кто?
Одно дело, когда критик проявил очевидное незнание предмета (в фактах ошибся, а не оценку высказал, с которой мы не согласны).
Другое дело, если говорить именно об оценках, суждениях, мнениях; тогда мы должны выделить критерии, по которым должны оценивать не только их высказывания, но и свои.
Мой первый критерий: в тексте должны быть доказательства. Не только впечатления, переживания и оценки, а обоснования всего этого. Это очень трудно (обоснование возникших переживаний...). Но без этого текст становится субъективным и не имеющим ценности для другого (он так считает, а я так - ну и разошлись).
Второй критерий: у автора должна быть целостная система оценки (то есть он не оценивает разные исполнения по разным основаниям).
И третий критерий: его система оценок не является сугубо музыкальной; она опирается на мировоззрение; она включена в общекультурный, психологический, эстетический контекст.
И тогда мне не важно, согласен ли я с критиком; не важно, прав ли он. Потому что его суждения будут для меня ценны предъявлением иного взгляда на предмет (свой взгляд или ему идентичные я и так знаю). И, может, я обнаружу тогда в произведении или исполнении нечто новое.
Таких критиков немного. Их всегда немного.  :)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Второй критерий: у автора должна быть целостная система оценки (то есть он не оценивает разные исполнения по разным основаниям).

Это очень важно, а то читаешь статьи и удивляешься: к одним певцам один и тот же критик придирается, а в вокале других упорно "не замечает" вопиющий криминал.
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Кстати: просто описание чужих впечатлений (и с резкими оценками, и с ласкающими похвалами) мне тоже очень интересно читать (именно как другой, непохожий взгляд).
Ну и не буду врать: когда свои оценки совпадают с чьими-то, то, конечно, возникает приятное чувство, что ты не один и (вдруг!) ты что-то на самом деле понял! :-)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Это очень важно, а то читаешь статьи и удивляешься: к одним певцам один и тот же критик придирается, а в вокале других упорно "не замечает" вопиющий криминал.
Тут вот какой ещё момент может быть (кроме, продажности пера  :D ).
Мы часто воспринимаем изначально, что целью критика является поиск истины.
Да, действительно, это главное. Но при этом могут быть побочные цели, при достижении которых истина замутняется (а иногда и искажается), но при этом эти цели не являются прямо уж так порочными. Например, поддержать молодого певца; или придать веры в свои силы находящемуся в кризисе. И тогда эта сейчас завышенная оценка может стать потом на самом деле истинной.
Или ты хочешь сместить интерес публики, поддержать какой-то театр или хорошее начинание; но для этого нужно создать впечатление, что туда все ломятся, что здесь уже всё прекрасно.
Понятно, что это уже не чистая критика; ну так она потом и не будет переиздаваться в академических фолиантах... :-)
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Если говорить серьёзно, критик - это профессионал своего дела "высшей пробы" не допускающий никакой "халтуры" - что, собственно, и даёт ему "право" быть критиком в своей области познания.
 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дирижёр Владимир Федосеев
http://www.pravmir.ru/vladimir-fedoseev-rodilsa-tri-raza/

– Все замерли – это значит, что все идет хорошо. Скажите, ваше собственное мнение о том, удался концерт или нет, совпадает потом с критикой?

– В основном, совпадает – если речь о критиках-профессионалах. Ведь предмет, о котором пишет критик, он должен знать лучше, чем исполнитель. Есть еще такое явление, как политика в критике.

Скажем, в Италии, если ты принадлежишь к какой-то партии, ее представители напишут о тебе хорошо, а представители другой партии – обругают. А в Вене, если музыкант в первый раз выходит на сцену, публика реагирует сдержанно. Билеты покупают, но не очень-то… На следующий день какой-нибудь известный критик – скажем, Вильгельм Зинкович – пишет: «рекомендую сходить на концерт, это хорошо». И все идут. Критик должен сказать – идти или не надо.

В любой критике есть смысл, потому что это взгляд со стороны. Бывает, что певец обладает шикарным голосом, а поет глупо. Значит, кто-то должен ему об этом сказать. Так что, критика нужна, но умная, добрая, та критика, которая поможет. Ты же не Бог, правда? Тогда признай, что ошибся.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 338
Российская премия «Резонанс» для молодых музыкальных критиков (не старше 35 лет), пишущих об академической музыке и музыкальном театре, – это совместный проект Пермского театра оперы и балета и Фонда поддержки современного искусства CameraObscura.

На соискание премии в номинации «Лучший критический текст» было подано 120 заявок. Лауреатом I ст. стал Ярослав Тимофеев (Москва), лауреатом II ст. – Богдан Королек из Санкт-Петербурга, а III место поделили между собой две москвички – Екатерина Ключникова и Елена Мусаелян.

«После этого вечера мне станет гораздо труднее писать плохие тексты, я постараюсь стать лучше, – не скрывая улыбки, сказал после награждения победитель. – Спасибо Сергею Павловичу Дягилеву – сегодня он меня удивил!»

http://www.perm.aif.ru/dontknows/komu_dostalis_premii_dyagilevskogo_festivalya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 338
НАБЛЮДАТЕЛЬ

Тема программы - театральная критика: исчезновение вида или переформатирование. Гости студии – театральные критики Роман Должанский, Татьяна Кузнецова, Анна Банасюкевич, Алексей Киселёв. Ведущая: Фёкла Толстая.

Смотреть: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1212567/video_id/1194961/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из статьи об итогах сезона:

"Технология театрального PR

Простая цепочка: я делаю тебе репутацию, ты даeшь мне работу — действует давно и безотказно. На балансе, как выяснилось, отчетливо неаккуратного в финансах «Гоголь-центра», числилось несколько регулярно славящих его критических глоток. Формированием позитивного имиджа Андрея Могучего занят специальный человек за специальные деньги. Можете вообразить, чтобы кто-нибудь занимался позитивным имиджем Товстоногова, Эфроса, Додина?.. К Театру Наций, теперь самому благополучному в финансовом отношении, — очередь из критиков, желающих «засвидетельствовать». http://www.novayagazeta.ru/arts/69247.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова

Письма о злом и некрасивом: заметки на информационных полях XV Конкурса имени Чайковского
Марина Сидорова | 21 июля 2015 г.


Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Марина Сидорова наблюдала за освещением в СМИ XV Конкурса имени Чайковского.

http://www.pravmir.ru/pisma-o-zlom-i-nekrasivom-zametki-na-informatsionnyih-polyah-xv-konkursa-imeni-chaykovskogo/

Эту ссылку имеет смысл разместить и здесь.

Я пока не всё прочитала (заметки большие 8)), а из усвоенной части статьи очень понравилась вот эта фраза:


"Впрочем, у Ренанского, как у человека талантливого, почти всегда через языковое качество текста можно определить, он делится личными впечатлениями или функционирует."
« Последнее редактирование: Июль 27, 2015, 18:06:53 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Редкое сочетание : физик и музыкальный критик.

К слову, мне вспомнилось, что не только Владимир Ойвин физик по образованию и музыкальный критик по роду занятий. Игорь Корябин тоже и физик, и критик: "Окончил Московский инженерно-физический институт (1992)." http://www.belcanto.ru/koryabin.html
Che mai sento!

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 209
Первая часть вопроса, вынесенного в заглавие обсуждения, честно говоря, удивляет. Жизнь любого человека состоит из двух вещей: из того, что с ним происходит, и того, как он к этому относится. Посему критика была, есть и будет, покуда не вымрем. 

Вторая часть вопроса (о качествах критика) куда интересней и сложней. Сразу скажу, что ангажированную критику, неважно, уничижительную или воспевающую, не обсуждаю, ибо это не род деятельности, а исполнение заказа, чужого или своего собственного.

В отношении качеств критика великолепно сформулировал Пушкин: "От критика требуются учёность, ум и хладнокровие". В этой лапидарной и, казалось бы, простенькой формулировке много полезного. Учёность я понимаю как изрядный объём знаний в определённой области. Ум - как умение оперировать упомянутыми знаниями в ходе анализа объекта или процесса. Учёность и ум дают в совокупности владение предметом. Хладнокровие - источник безэмоциональных и потому точных оценок.  Из сказанного заключаю, что Пушкин видел в критике профессионала. И это очень хорошо.

Говоря о профессионалах, я не имею в виду непременного диплома о высшем образовании в соответствующей области. В разных отраслях человеческой деятельности до профессионализма добираются разными путями. Здесь может быть и вуз, и самообразование, и одно вместе с другим, но в любом случае есть дар, помноженный на тяжкий труд.

Теперь переформулирую начало заголовка: кому нужна критика и на фига она нужна? Думаю, она нужна членам профессионального сообщества для развития как самих членов, так и сообщества в целом. Предполагаю, что говорящие о своём безразличии к критике лукавят, либо не очень умны. В любой сфере деятельности существуют самооценка профессионала, оценки коллег и оценки потребителей (читателей, зрителей, учеников и проч.). Критика - во второй из перечисленных категорий.

Добавлю, что в любой сфере, где есть процесс обучения, видение цели и постановка задач, методики, инструментарий, технические приёмы и т.д., все они могут быть оценены, то есть подвергнуться критике.  Лучше всего дело обстоит в области научной критики. Там существует неширокий круг формализованных критериев оценки. И эмоциональное восприятие не то, чтобы под запретом, но не в ходу.  В литературном и музыкальном творчестве эмоции в избытке, в том числе у критиков. Может, в консерватории что-то поправить?  ;D
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2015, 18:56:18 от Михаил Ястребов »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Перечитывала один из потоков форума и наткнулась на очень ёмкое высказывание Loki:

Читаешь какого нибудь критика, и вот он талдычит какое то затертое имя, да ещё с сомнительными достоинствами, а действительно стоящие вещи узнаешь чаще случайно. (Как я про Лоренца).

К сожалению, сегодняшняя критика в массе своей является не более чем хорошо оплачиваемой PR-обслугой "раскручиваемых" заинтересованными лицами исполнителей. Поэтому на подобную "критику" вообще не следует обращать внимания. Подлинно великие исполнители прежних времен, чьи записи сохранились, этой "критикой", разумеется, старательно замалчиваются - поскольку всякому понятно: слушать, например, сегодняшних теноров после того же Макса Лоренца никто не станет.

А может просто не знают, не слышали?

Обычные журналисты, разумеется, не знают и не слышали - как и многие нынешние исполнители, не обремененные познаниями в области истории исполнительства. А вот подвизавшиеся на ниве PR музыковеды-профессионалы всё прекрасно сами понимают.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 338
Музыковед Полина Вайдман стала первым лауреатом Приза Ассоциации музыкальных критиков Москвы

Новая в музыкальном мире награда будет вручена первооткрывателю подлинного Чайковского

http://moscow.musiccritics.ru/?section=154
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 338
Сколько было "Онегиных"?

Критики вручат премию Полине Вайдман
 
Текст: Ирина Муравьева
       
Награда, учрежденная Ассоциацией музыкальных критиков Москвы (АМК), будет вручена "За достижения в области музыкального и музыкально-театрального искусства в истекшем сезоне". Ее первым лауреатом стала доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину Полина Ефимовна Вайдман.

http://m.rg.ru/2015/10/19/chaykovsky-site.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау