Автор Тема: Юрий Темирканов и оркестр Петербургской филармонии  (Прочитано 14817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.ng.ru/culture/2008-09-24/100_filarmonia.html

Плененная Вечностью
Петербургская филармония открыла сезон 300-процентной классикой
2008-09-24 / Владимир Дудин


Петербургская филармония открыла сезон 300-процентной классикой – Первой симфонией Петра Чайковского и музыкой балета «Петрушка» Стравинского в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова.

Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Разместить в LiveJournalА накануне открытия здесь объявили планы на новый сезон. Из того, что должно поддерживать высокий статус филармонии – ряд проверенных временем величин – отечественных исполнителей, крайне мало крупных зарубежных имен, немногим больше обычного редко исполняемых сочинений ХХ века и главное достояние – вечнозеленая классика. Прежде чем дать слово коллегам анонсировать планы, перед журналистами впервые за несколько последних пресс-конференций выступил Юрий Темирканов с программным заявлением. Поводом послужили статьи одной петербургской критикессы, планомерно выражающей недовольство репертуарной политикой филармонии – невнимание к европейскому контексту и игнорирование современной музыки, под которой, к слову, до сих пор понимают то, что давно стало классикой ХХ века. Маэстро и на этот раз постарался сохранять олимпийское спокойствие, но оно казалось в рискованной близости к гневу. Таким его здесь давно не видели. Юрий Темирканов не удержался, чтобы не зачитать и даже не одну статью этого автора. После чего шаг за шагом, ответ за ответом честно и откровенно произносил основные пункты своего эстетического и человеческого кредо. «Я – человек отсталый, я – реакционер, я дирижирую только то, что мне нравится», – не без иронии и обиды сказано. Парадокс в том, что музыка, которую извлекает из молчания Темирканов, звучит эталонно. А это и есть пресловутая классика – не только русская, но и европейская, не только Чайковский и Прокофьев со Стравинским и Шостаковичем, но и Моцарт с Бетховеном, Брамсом и Малером. Откровенно саркастичные выпады критической дамы он воспринял слишком близко к сердцу, не только как худрук филармонии, но и как музыкант, на чью систему ценностей посягнули. К последней, думается, у критикующей претензий не было совсем. Филиппики были направлены, скорее, в сторону тех, кто формирует планы филармонии до того, как им быть утвержденными худруком. Юрий Темирканов остается подлинным художником, последним романтиком, всеми своими силами сохраняющий даже не столько исполнительские традиции оркестра, который для него как единый инструмент, сколько любимую музыку от коррозий времени: лучше сохранять немногое, чем терять все. Маэстро ни единой буквой не лжет, когда говорит, что дирижирует только ту музыку, которую любит, что в другой может «обмануть» слушателя, потому что не знает, что дирижирует. Последнее – про современную музыку, которая, по словам Юрия Хатуевича, обращена, в большинстве своем, к голове, а не к сердцу. Под его горячую руку попала и современная литература, огульно названная «отвратительной». Очевидно, что окружать такого гения должны те, кто деликатно и аргументированно сможет убеждать его в необходимости перемен в репертуарной политике. Но у советников, которые, несмотря на сложившиеся принципы худрука, внедряли бы современную убедительную стратегию развития, либо недостаточно смелости, дара убеждения, сил, либо элементарной информированности. А в голове у гениального дирижера – не только высокие художественные задачи, но и гастроли, и контракты в Большом и театре Пармы. Перемены филармонии необходимы, коль скоро она находится в городе, по-прежнему сохраняющем позиции европейского и не хочет быть поглощена стремительным потоком времени. Дежурного, хотя и бесспорно солидного списка музыкантов-соотечественников – Дмитрия Хворостовского, Натальи Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрия Башмета, Евгения Кисина, Вадима Репина, Владимира Третьякова, Дениса Мацуева в сезонной афише явно недостаточно. В мире за эти годы появилось много блистательных исполнительских имен, о существовании которых нелишне было бы знать филармонической публике. Да, остро стоит вопрос гонораров, но не вчера возникло такое явление как файндрайзинг или поиск спонсоров. Словом, на каких-то этапах составления планов в филармонии не хватает эффективности, которая дала бы качественно иной результат. Но, так или иначе, а в новом сезоне все-таки будут вполне духоподъемные события. Это и юбилей Юрия Темирканова в декабре с грандиозным гала-концертом, и роскошный зимний фестиваль «Площадь искусств». Из давно и с огромным нетерпением ожидаемых громких проектов – визит оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом и два концерта выдающегося немецкого бас-баритона Томаса Квастхоффа с циклом «Зимний путь» Шуберта и ариями Моцарта. Поиски прекрасного в филармонии продолжаются.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Я в целом согласна с  "саркастичными выпадами критической дамы", о которых говорится в статье. Филармония в последнее время пребывает в спячке. Интересных проектов бывает очень мало - и это в таком городе, где сам бог велел, чтобы культурная жизнь била ключом! И туристический потенциал велик, и горожанам прекрасное не чуждо. Маэстро дирижирует в городе достаточно редко и если оказывается за пультом, то для того, чтобы в очередной раз исполнить 1-ю или 6-ю симфонию Чайковского, 1-ю симфонию Малера  или 7-ю симфонию Шостаковича. Репертуар филармонических оркестров в целом тоже особыми изысками не блещет. Хотя не  могу сказать, что он слишком узок. Главная беда - исполнительские имена. И в инструментальном искусстве, и в дирижерском, и в вокальном. Музыкантов мирового уровня стены Большого зала практически не видят, а выступления, например, Синайского  или приезд "Солистов Москвы" преподносятся как события, в то время как это могло бы быть повседневной практикой - так же, как в Москве.
Так что я москвичам завидую - посмотришь на афиши, и много куда хотелось бы сходить. На афиши СПб филармонии я давно уже смотрю равнодушно. Так что я полагаю, что критика справедлива.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Судя по всему, Сергей разместил как раз ту статью, на которую разозлился Темирканов :))
Вот она:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1169.msg15859#msg15859

Пишет наша старая знакомая - Гюляра :))
Немудрено, что маэстро был в гневе :))
Вообще статья нуждается в рассмотрении - там много дельного, но много и обидного, а главное, несправедливого.
Я на самом деле ничего не имею против "классико-романтической репертуарной основы", так оно и должно быть, но с другой стороны, Темирканов десятилетиями не слезает с одного и того же репертуара, в чём выглядит разительной противоположностью, к примеру, Гергиева, который вечно ищет и находит не просто "новое" (в репертуарном плане), не просто "современное" (т.е. недавно созданное), а реально ценное и интересное.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
«НИ» за 31 Августа 2011 г.»Культура
Европейцы услышат оркестр маэстро Темирканова
Андрей МОРОЗОВ

http://www.newizv.ru/culture/2011-08-31/150428-evropejcy-uslyshat-orkestr-maestro-temirkanova.html

Начались европейские гастроли Академического симфонического оркестра петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. За две недели музыканты выступят во Франции, в княжестве Монако и в Италии. На фестивале классической музыки в Анси петербургский коллектив исполнит две программы: концерт для скрипки с оркестром и симфонию №5 Чайковского, Первый фортепианный концерт Чайковского и симфонию №4 Брамса. Солировать будут французский скрипач Рено Капюсон и российский пианист Денис Мацуев. Зрители в Монте-Карло услышат Третий фортепианный концерт Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского. В зале Аудиториума имени Рене III музыканты исполнят скрипичный концерт Чайковского (на этот раз солировать будет молодая японская скрипачка Саяка Сёдзи) и симфонию №2 Брамса. Завершатся гастроли в Италии. В Турине, Милане, Болонье, Римини и Мерано состоятся семь концертов с программой из произведений русских композиторов – Рахманинова, Чайковского, Стравинского, Прокофьева. Вместе с оркестром выступят известные российские пианисты Николай Луганский и Рустем Сайткулов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
радио Орфей 10 декабря 2013
18:00 Тема дня. День рождения Юрия Темирканова.
18:05 Сергей Васильевич Рахманинов Симфония № 2, ми минор, соч. 27
Ч.3. Adagio
Королевский филармонический оркестр, дирижёр Юрий Темирканов
20:00 Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Темирканова. Концерт Заслуженного коллектива России оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Дирижер – Юрий Темирканов.
Солист – Денис Мацуев (фортепиано).
В программе произведения А. Лядова, С. Рахманинова и И. Альбениса – Р. Щедрина.
Запись по трансляции из Церкви Святой Бернадетты, Анси (Франция), от 29 августа 2013 года.

15 декабря 2013 20:00
Концертный зал радио "Орфей". Юбилейный концерт Юрия Темирканова.
Участники: Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, Е. Кисин, Д. Мацуев, В. Репин, С. Сёдзи, В. Ястребова, М. Янсонс, Н. Алексеев.
Ведущий – М. Швыдкой.
Запись из Санкт-Петербурга от 14 декабря.
http://www.muzcentrum.ru

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Известный российский дирижер, народный артист СССР Юрий Хатуевич Темирканов  отмечает сегодня юбилей - 75 лет со дня рождения!!!!
Поздравляем !!!

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304216@SV_Articles

Век Темирканова:
75 + 25



Сегодня всемирно известный маэстро Юрий Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии, отмечает 75-летие. В этом году исполняется 25 лет, как он занимает пост главного дирижера заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии. Этим двум юбилеям посвящен международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Он откроется концертом-поздравлением 14 декабря
с участием лучших российских и зарубежных музыкантов и завершится 25 декабря, когда маэстро продирижирует фрагментами «Евгения Онегина» и «Щелкунчика» Чайковского. Своими взглядами на жизнь и профессию маэстро Юрий ТЕМИРКАНОВ поделился с музыковедом Владимиром ДУДИНЫМ.

– Юрий Хатуевич, то, чем вы занимаетесь, можно назвать философией в звуках?

– Можно и так сказать. В этом смысле все мы вышли из Баха, который больше, чем композитор: Бах – наша Библия. Бог водил его руками, его талантом. Все мы вышли оттуда.


– Вашей рукой тоже кто-то водит?

– Слава богу, я ничего не пишу, потому что знаю, сколько хорошей музыки написано. Я даже не понимаю, как можно было что-то писать после «Войны и мира». Хотя с тех пор появилось немало хороших писателей.


– Толстой – ваш любимый писатель?

– Дневники Толстого готов перечитывать каждый год, хотя ты все уже знаешь, но всегда любопытно, как заново.


– А кино иногда смотрите?

– Кино сегодня находится в кризисе, потому что технология заменила смысл. Технологии поразительные, но стали превалировать над смыслом. Кусочки «Сталинграда», которые я увидел в рекламе, – это сплошные пиф-паф, аттракцион, а горя на экране не видно. А это было страшное горе.


– В программе концерта открытия фестиваля «Площадь искусств» – выдающиеся музыканты современности. Все они ваши друзья?

– Да, это мои друзья, которых я пригласил на свой день рождения. В мире есть много замечательных музыкантов, с которыми я не знаком, поэтому позвал тех, кого хорошо знаю и высоко ценю.


– Много у вас друзей?

– Помните, как об этом сказано у Пушкина: «Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк...». Пушкин, как всегда, оказался прав, он прав даже в своих ошибках. У меня никогда не было много друзей. Знаете, когда доживете до моих лет, вы, оглянувшись, увидите, что многие друзья ушли. Друзья, которые впоследствии приобретались, не стали заменой ушедшим.


– Вы часто вспоминаете детство?

– Не очень часто. Оно было не очень веселым, поэтому лишний раз вспоминать не хочется. Хотя у каждой медали ведь две стороны. Я думаю, что, если бы у меня не было такого детства, я был бы немного другим, наверное, хуже, чем есть.


– А какими путями к вам проникала музыка?

– Недалеко от дома, где мы жили в Нальчике, был городской сад, где по воскресеньям играл военный оркестр. Мы, пацаны, ходили туда от нечего делать, заодно и оркестр слушали. Это было первое соприкосновение с музыкой. Радио тогда мало у кого в домах было, но на всех главных улицах над магазинами висели радиорупоры, откуда все время передавали какую-то музыку – популярную и классическую.


– В мире сегодня действуют много молодых и, разумеется, успешных дирижеров. Что вы думаете о молодежи, которая рвется в дирижеры?

– И я был «успешным молодым дирижером», но это не означало, что я хорошо дирижировал. Это профессия второй половины жизни. 90% «рвущихся в дирижеры» не очень понимают, что это за профессия. Они думают, что так очаровательно все это смотрится со стороны, думают, что вышел к большому оркестру, взмахнул руками – и оркестр заиграл, что ты хочешь. Поэтому они все очень легко туда идут. Понимание же приходит поздно. Нужно весь путь пройти – от непонимания, от ошибочного желания полагать, что задача дирижера в том, чтобы показывать вступления, чтобы музыканты играли громко-тихо, играли вместе. Наступает момент, когда вдруг понимаешь, что все это не имеет никакого отношения к профессии.


– Вам известна каждая нота в симфониях Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Брамса. И, наверное, вы знаете, как продирижировать их так, чтобы на концерте все прозвучало идеально?

– Недавно я посмотрел по «Культуре» концерт Владимира Горовица, игравшего Третий концерт Рахманинова. Так вот этот пианист говорил: «Много репетировать, много готовиться – это не про меня: я каждый раз играю по-новому, я импровизирую». И это правильно. Поэтому «идеального» исполнения, о котором вы спросили, не бывает. Музыка Бетховена, которого я дирижировал двадцать лет назад и сегодня, – это совершенно разные исполнения.


– Последние годы бесконечно твердят о том, как падает интерес к классической музыке. Вы видите какое-то решение проблемы?

– Об этом говорят намного дольше – с тех пор как появились концертные залы. Потому что до определенного момента музыку играли во дворцах, салонах, не спрашивая, нужна она или не нужна, потому что правящий класс был образован, разбирался в живописи, архитектуре, музыке, поэзии. А сейчас такого «безобразия» не происходит ни в одном государстве, поэтому общество, подчиняясь времени и ужасу, который несет телевизор, оболванивается. Глядеть на мир оптимистично сегодня очень трудно. Настоящая культура падает в общественном значении во всем мире, потому что общество, мир глупеет, это очевидно. Телевизоры, техника, технологии, телефоны, машинки... Ребенку не надо учить таблицу умножения – зачем, если все есть в базе данных? Читать ему тоже не надо. И этот процесс необратимый. А мозг – страшная штука, если его не тренировать, могут возникнуть новые обезьяны.
 

К юбилею маэстро

Михаил ГАНТВАРГ,
ректор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России:
– Поздравляя Юрия Хатуевича с юбилеем, я бы прежде всего отметил основное, на мой взгляд, его качество – он не менеджер, не продюсер, не «администратор своего таланта», как сейчас у нас принято. Он музыкант, и только музыкант. Искренний, глубокий, настоящий петербургский интеллигент. Каждый его концерт – праздник. И для музыкантов, которые на сцене, и для меломанов, которые в зале.

Юрий Хатуевич – воспитанник нашей Консерватории, сейчас маэстро ее почетный профессор. К великому сожалению, он преподавал здесь очень недолго, решив полностью отдаться творчеству. Но при этом он внимательнейшим образом следит за молодыми дирижерами, выпускниками нашего вуза. Особые отношения связывают маэстро с нашей школой. При школе существует фонд его имени, ежегодно лучшим студентам присуждается стипендия Темирканова. Он организует концерты юным музыкантам, посылает их на мастер-классы за границу.


Михаил ГОЛИКОВ,
художественный руководитель и главный дирижер международного
молодежного симфонического оркестра капеллы «Таврическая»:
– В прошлом году, когда широко отмечалось 150-летие петербургской Консерватории, я имел счастье лично познакомиться с маэстро Темиркановым. Он продирижировал оркестром наших студентов, потом подошел ко мне и произнес много теплых слов о молодых музыкантах и уровне их подготовки, очень меня поддержал.
В этом году афиши фестиваля «Площадь искусств» поражают количеством звезд мировой величины, которые приедут поздравить Юрия Темирканова. Но помимо концертов знаменитостей я бы посоветовал зрителям обратить внимание на «музыкальные подношения», которые приготовили своему художественному руководителю музыканты его оркестра. Со многими из них мы дружим, постоянно общаемся, поверьте, в мастерстве они не уступают всемирно известным исполнителям. Маэстро Темирканов требователен к своим музыкантам, с ним играют только лучшие.


Мирослав КУЛТЫШЕВ,
пианист, лауреат международного конкурса имени Чайковского, победитель конкурса в Монте-Карло:
– То, о чем я буду вспоминать всю жизнь, случилось в 1996 году, мне было тогда десять лет. Я участвовал в конкурсе «Виртуозы ХХI века», и в Филармонии на меня обратили внимание. Ну обратили и обратили. И вдруг я получаю предложение сыграть с Юрием Хатуевичем и его оркестром 20-й (ре минорный) концерт Моцарта. Помню, что с его стороны не было никакого отношения ко мне как к ребенку, со мной разговаривали на равных. Юрий Хатуевич только говорил все время: «Играй веселее». Но мне-то на репетициях не до веселья было. А когда все закончилось и мы вышли на поклоны, многие бросились фотографировать. И вот я получаю фотографию с надписью: «Милому Мирославу с самыми добрыми пожеланиями от дяди Юры».
К сожалению, наши творческие встречи с тех пор не повторились. Но мы же знаем, что круг солистов Юрия Хатуевича весьма ограничен и петербуржцев в нем практически нет. Но никто и не ропщет – Темирканов для Петербурга фигура знаковая. Он представитель старой гвардии – несуетный, настоящий, существующий отдельно от лакеев.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сейчас по "Культуре" дают документальные съёмки и записанное к юбилею большое интервью Темирканова.
« Последнее редактирование: Декабрь 10, 2013, 21:44:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
радио Орфей 10 декабря 2013
15 декабря 2013 20:00
Концертный зал радио "Орфей". Юбилейный концерт Юрия Темирканова.
Участники: Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, Е. Кисин, Д. Мацуев, В. Репин, С. Сёдзи, В. Ястребова, М. Янсонс, Н. Алексеев.
Ведущий – М. Швыдкой.
Запись из Санкт-Петербурга от 14 декабря.
http://www.muzcentrum.ru

На сайте по-прежнему висит это объявление. Но по радио ведущий сообщает, что будут архивные записи 70-80-х годов: Прокофьев и Щедрин в исполнении СОФ под упр. Темирканова. Вот.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
http://lenta.ru/news/2013/12/14/temirkanov/

В Санкт-Петербурге прошел концерт в честь юбилея Юрия Темирканова

Программа концерта была составлена так, чтобы отсылать к различным этапам жизни и работы маэстро. На концерте выступили пианисты Элисо Вирсаладзе и Денис Мацуев, скрипачи Вадим Репин, Саяка Седзи, альтист Юрий Башмет, певец Паата Бурчуладзе и другие музыканты.

Мероприятие посетил президент РФ Владимир Путин, который прибыл на концерт с опозданием. После концерта чиновник со сцены поздравил Темирканова с юбилеем. Ранее 10 декабря Путин подписал указ о вручении дирижеру ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени за «заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность».
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
http://www.dp.ru/a/2012/12/14/Kakzhe_jasnimi_zdorovat/

Юрий Темирканов: Как же я с ними здороваться буду!

Юрий Темирканов, дирижер и художественный руководитель Петербургской государственной филармонии, о хамстве, выгодных предложениях, от которых дирижеру лучше отказаться, и о том, что делают для музыки Владимир Путин и Геннадий Тимченко

В филармонии открывается фестиваль "Площадь Искусств". По какому принципу вы отбирали исполнителей и произведения для фестиваля?
— Знаете, балетные или музыканты — отдельная нация, мы как табор цыганский, мы все знаем, что происходит в этом мире. Поэтому я точно знаю, какой, например, первоклассный пианист хорошо играет Брамса, а какой хорошо играет Шостаковича. Есть еще одна задумка: привозить на каждый фестиваль молодых талантливых исполнителей, которых еще не знает Россия, открыть для нее тех, которые завтра станут очень дорогими. Тогда нам будет трудно их пригласить, потому что на Западе платят баснословные гонорары. Идеология фестиваля заключается в том, чтобы противостоять потоку подделок и показать людям, что, собственно, означает культура.
Из программы фестиваля была исключена новая постановка Жолдака "Евгений Онегин" в Михайловском театре. Что вы думаете об этом спектакле?
— Я думаю, это очень плохо. Спектакль должен был быть включен в программу нашего фестиваля "Площадь Искусств", но я сказал директору театра, что исключаю его из фестиваля.
Нас в школе учили отличать хорошее от плохого. Сейчас детей этому не учат, их запутали телевизором, им показывают американскую помойку, и они думают, что это культура. Когда им показывают такого "Евгения Онегина" в таком хорошем театре, они думают: может, я чего-то не понимаю?
Знаете, почему мало людей, способных сказать: а король-то голый? Потому что они себе не доверяют. Мне понравилось, что на спектакле свистели, что меня чуть-чуть утешило. От этой постановки несет бескультурьем.
Но в театре было множество критиков, которые хвалили постановку…
— Я имею смелость сказать, что 90% критиков малограмотны и необразованны настолько, что не понимают великих замыслов великих музыкантов. Потому и считают эту постановку прогрессивной. Они тоже люди и не хотят отстать от времени. Но ведь все, что Чайковский хотел сказать в "Онегине", он сказал своей музыкой. Надо только ее услышать.
Еще до революции говорили: придет хам. Он пришел. Любую публику, даже такую интеллигентную, как петербургская, любой народ можно испортить. Если Гитлер смог за 10 лет сделать из величайшей европейской цивилизации Третий рейх, если коммунизм смог убедить в том, что нужно грабить награбленное, значит, из человека можно сделать что угодно. В Библии об этом написано. Я неверующий, но читал Библию много раз. Публику обманывают — а тут еще критика скажет слушателю: это поиски нового. Чего нового? Пушкин все нашел.
В этом спектакле Михайловского театра в звуковую партитуру входят, наряду с музыкой Чайковского, пиканье микроволновки, звон посуды и множество других звуков. Как на такое может реагировать дирижер?
— Михаил Татарников — очень хороший и симпатичный дирижер, но у него еще нет возможности сказать, что это отвратительно. У него еще нет такого права. К сожалению, дирижеры, у которых есть возможность отказаться этим дирижировать, включая самых знаменитых, таких как Лорин Маaзель, Зубин Мета, не делают этого. Я это сделал в Лионе. Уже отрепетировал с оркестром "Онегина" и начал сценическую репетицию. Но, как только посмотрел на сцену, сложил партитуру и сказал: в этом безобразии (я употребил тогда более точное определение) я участвовать не буду. Был большой скандал, потому что такого еще не случалось: все дирижеры терпят.
На пресс-конференции в Париже я сказал журналистам: знаю, что опера вам понравится, но дирижировать этим не буду. Вам понравится потому, что, в отличие от меня, вы не живете в Петербурге. В отличие от меня, вы не знаете Пушкина, Чайковского. Я живу через дорогу от дома, в котором умер Чайковский, в километре от дома, где умер Пушкин. А как же я с ними здороваться буду, если буду дирижировать этим издевательством над гениями? Я сел в самолет и улетел, потеряв очень много денег. У Татарникова таких прав еще нет, но будут, потому что он очень талантливый человек, и, я надеюсь, он терпеть этого не станет.
Где та грань, до которой, на ваш взгляд, возможна авторская интерпретация классики?
— Интерпретируешь — значит, осмысливаешь то, что написали Чайковский и Пушкин. Нужно в силу возможностей, которые природа дала, дотягиваться до этих гениев. И чем ты ближе подойдешь к их замыслу, тем ты лучший интерпретатор. А если ты хочешь поправить Пушкина и поучить Чайковского, то ты — невежда.
Музыкальная драматургия может быть очень современной: можно показать все только светом, можно пользоваться условностями. Конечно, модерново, когда Хозе в "Кармен" выезжает на мотоцикле. В Гамбурге показали Онегина и Ленского гомосексуалистами. Если вспомнить, кем был Чайковский, вроде подходит, правда? Но это хамское понимание. Страшно, что это сейчас главная проблема во всем мире. Я не борюсь с гениями, я не имею хамства ставить себя с ними на один уровень. Я подчиняюсь им на сто процентов. Я их почитаю и пытаюсь по мере сил своих приблизиться к ним, отгадать, дотянуться. Я могу ошибиться в том, что не сумел дотянуться до него, но эта дорога единственно правильная.
Скажу крамольную вещь. Настоящая культура, вообще говоря, не для широких масс. Культура — это якорь, который держит человечество. Она принадлежит интеллигенции и подтягивает под себя сознание народа.
Говорят, что сегодня мало молодых людей идут в музыку, меньше талантов. Вы чувствуете эту проблему?
— Так всегда говорят, но этого нет и никогда не будет.
Проблема России совсем в другом, а именно в том, что все молодые и талантливые уезжают. Все педагоги уехали, так что молодым здесь и учиться-то негде. Поэтому молодые люди едут учиться в Германию, там и остаются. При советской власти пропаганда выделяла артистов, музыкантов, поддерживала спортсменов, а сейчас обществу вполне достаточно телевизора.
Людям этого напрямую не говорят, конечно. Но не делают ничего, поэтому все уезжают. Раньше ты принадлежал к элите общества, а сейчас быть музыкантом стало не очень престижно, потому что зарабатывают мало.
Элита сейчас в политике…
— Нет, депутатов не уважают сильно. Элитой называют тех, у кого много денег. Сейчас — и это недостаток капитализма — все решают деньги. И это чуть-чуть России не подходит. Хотя я предпочитаю капитализм.
Вы имеете доступ к главным лицам страны, можете им что-то сказать…
— Сколько я говорил! И благодаря моим разговорам пять великих учреждений культуры, в их числе наш оркестр, Большой и Кировский театры получили гранты президента. Все произошло благодаря одному человеку — Путину, который быстро решил вопрос.
У нас все решить может только один человек — такая в России традиция. Какая бы ни была система, мы привыкли, что царь-батюшка может все, а остальные не могут ничего. Все-таки в 10 раз повысить сразу зарплату — это большое дело.
Но, к сожалению, принципиально это вопрос не решило. Потому что принципиальное решение в том, что всем российским оркестрам нужно совсем другое финансирование. В оркестрах люди с высшим образованием получают 5 тыс. рублей. Это ниже не только прожиточного уровня, это ниже пенсии.
А еще неправильно, что от ВВП на культуру идет 0,6%. Но этот вопрос я решить не могу, его может решить только общество.
А что в идеале надо сделать?
— Настоящее искусство никогда не бывает самоокупаемым. Поэтому в первую очередь нужны деньги.
Деньги не обязательно должно давать государство. Раньше папа римский заказывал работы великим художникам. На Сикстинскую капеллу папа Сикст дал Микеланджело 480 тыс. А князья в Германии или правители в раздробленной Италии — все хотели показать, что они образованнее, чем сосед, и перекупали художников, музыкантов, каждый у себя в столице устраивал что–нибудь этакое… Поэтому, приезжая в Италию сейчас, вы каждый город воспринимаете как столицу, там везде художественные академии и музеи. В Германии каждый курфюрст стремился получить своего Моцарта. Потом культуру стали поддерживать богатые люди, как в Америке, например. В Англии государство тоже дает деньги на культуру, но по большей части ее поддерживает общество.
А у нас, пока общество не появится, это должно делать государство.
Сегодня в России есть богатые люди, но они, кроме футбола, ничего не знают. Они даже не знают, что такое филармония. Ну, бывают исключения, как Тимченко, например, который в самое сложное время тайно давал моему оркестру большую сумму несколько лет.
Он сам давал или его Путин попросил?
— Путин об этом ничего даже не знал, Тимченко давал по собственной инициативе.
Я с ним знаком достаточно хорошо, и он из тех, кто понимает, что такое культура. Но такие, как он, — это редкие исключения, подтверждающие правило. Кстати, крупные проекты на "Площади Искусств" мы делаем тоже благодаря Тимченко.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
радио Орфей
22 декабря 2013 20:00
Концертный зал радио "Орфей". Концерт Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии п/у Юрия Темирканова.
Солистка - Юлия Фишер (скрипка).
В программе произведения Я. Сибелиуса и Ф. Мендельсона.
Запись из Санкт-Петербурга от 18 декабря 2013 года.
http://www.muzcentrum.ru

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
http://www.kommersant.ru/doc/2474096

Юрий Темирканов сыграл на "Черешневом лесе"

19.05.2014

В рамках фестиваля "Черешневый лес" на сцене зала Чайковского дважды выступили Юрий Темирканов и его Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В первый вечер "заслуга" (так в околомузыкальном просторечии часто сокращают титул знаменитого оркестра — заслуженный коллектив России, ЗКР) играла Бетховена: Пятый фортепианный концерт (солировал молодой пианист Денис Кожухин) и Третью — "Героическую" — симфонию.

Московская публика, которой темиркановский оркестр случается слушать бесконечно более редко, чем симфонический оркестр Мариинского театра, кажется, выдохнула с облегчением — ЗКР прекрасно держит марку. По крайней мере исключительное звучание струнных, отличная дисциплина и музыкальность о хорошей форме свидетельствовали вполне очевидно. Качество трактовок — другой вопрос. Назвать прорывной показанную маэстро Темиркановым интерпретацию "Героической" сложно, но как размышление о большой традиции русско-советского бетховенского симфонизма она воспринимается убедительно.

Правда, не всегда в равной степени и с потерями по части цельности результата, потому что после блестящей первой части и дотошно сконструированной величавости траурного марша последовали все-таки довольно формально сыгранное скерцо и дробный, рассыпной финал. Сыграв на бис третий "Музыкальный момент" Шуберта, струнники "заслуги" хоть и внесли в пьесу почти цирковой градус ироничности, зато козырнули точной динамикой и всерьез красивыми пианиссимо — жаль только, что второй и последний бис, вступление к третьему акту "Лоэнгрина", подпортил впечатление явной недорепетированностью.

Выступавший с оркестром в первом отделении Денис Кожухин — отдельная и, пожалуй, безусловная удача этого гастрольного проекта. В бетховенском концерте ученик Дмитрия Башкирова и недавний победитель конкурса королевы Елизаветы, совершенно не противореча притом большому романтическому стилю оркестра, показал зрелую, уверенную и совершенно самостоятельную (что в смысле вкуса, что по интеллектуальному достоинству) работу, необычную намеренной камерностью прочтения. А также деликатной, безупречно отмеренной лирикой, которая каждый раз оказывалась совершенно на своем месте и в концерте Бетховена, и в двух бисах: хотя расчувствовавшийся зал ожидал, вероятно, чего-нибудь шопеновского, пианист обратился к XVIII веку (хотя и препарированному), сыграв си-минорную прелюдию Баха—Зилоти и "Мелодию" из "Орфея и Эвридики" Глюка.

Сергей Ъ-Ходнев
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Современная музыка — это та, которую хочется играть и слушать»

28 июля 2014, 13:54   |   Культура   |   Татьяна Эсаулова

http://izvestia.ru/news/574471

Юрий Темирканов — о том, почему Бах, Вивальди, Гайдн для него современнее авангардистов

Маленькая альпийская деревушка Вербье. Красивейшие пейзажи, чистый воздух, невероятная аура. Ежегодно, в июле сюда съезжаются лучшие музыканты мира. Маэстро Темирканов приехал на фестиваль в Вербье уже в десятый раз — продирижировать программой Юношеского фестивального оркестра. В афише — Третий концерт Рахманинова в исполнении восходящей российской звезды Даниила Трифонова и кантата Прокофьева «Александр Невский» (солистка Екатерина Семенчук). С дирижером встретился корреспондент «Известий».

— Юрий Хатуевич, удается ли отдохнуть между репетициями?

– Нет. Вот после Вербье поеду в Нальчик: там мои друзья, брат и сестра — вот там будет отдых. Раз в году я обязательно езжу на родину. Там такой же чистый воздух.

— А еда?

— Я очень слабый едок. Нет, я, конечно же, люблю, чтобы вкусно было. Но меня это не очень занимает. Это так…

— Отдыхаете раз в году, а как вам работается сейчас?

— Мне сейчас очень смешно. Может, я постарел. Улыбку вызывает многое. Одной француженке исполнилось 120 лет. И только в сто она прекратила ездить на велосипеде. И вот её спрашивают: «Ну, а как вы себя чувствуете?» «Очень хорошо, — отвечает она, — только вот немножко стала плохо слышать, хотя, я думаю, что это даже хорошо, потому что сейчас такие глупости говорят».

— Принято спрашивать у музыкантов о самом ярком музыкальном впечатлении детства. А какое сильное музыкальное потрясение вы испытали, будучи состоявшимся музыкантом?

— Так лучше у музыканта не спрашивать. Потому что его личность складывается из сотен эмоций и впечатлений. Но для меня как для профессионала-дирижера всё-таки поворотный, сильнейший момент в судьбе тот, когда я услышал оркестр Караяна и записи Фуртвенглера. Фуртвенглер был одним из немногих, кто даже на пластинке умел передать то главное, о чем я всегда говорю, — смысл, содержание, подтекст. Он имел смелость дирижировать медленно, держать в напряжении, не отпускать. А настоящее, чисто дирижерское отношение к музыке, создал, конечно же, Караян.

— Вы знали многих выдающихся музыкантов. Расскажите, с кем просто дружили.

— Ближе всех я дружил с Кириллом Кондрашиным, хотя у нас была большая разница в возрасте. Мы очень сблизились после всесоюзного конкурса, на котором он был председателем жюри, а я получил первую премию. По своей природе он был главным дирижером. Он им родился. Кондрашин умел создать коллектив. И этот коллектив имел свое лицо. Когда слушаешь записи его оркестра, можешь почти безошибочно сказать, что дирижирует именно он. Это редкий случай. Так можно узнать только Тосканини, Фуртвенглера, Караяна и Кондрашина.

— А Валерия Гергиева? Говорят, вы его заметили еще в консерватории.

— Я просто узнал, что есть такой молодой человек, который на конкурсе Караяна получил первую премию. Ну, думаю, это не зря. Сразу же пригласил его в Кировский театр. Он оказался очень талантливым.

— Вы часто общаетесь сейчас?

— Нет, теперь встречаемся редко. То его нет в Петербурге, то меня.

— Вы художник во всех смыслах этого слова. Живопись привлекает вас с юности.

— Да, я начал рисовать в детстве. Тогда, у меня не было никаких приоритетов, я даже не видел настоящих картин, не бывал в музеях, не считая маленьких, провинциальных. Но все-таки, что называется, был в курсе дела, потому что мой старший брат — художник.

— Сейчас у вас есть любимый музей?

— Их довольно много, люблю музей Прадо, галерею Уффици во Флоренции, особенно много хорошей живописи в Америке. Они скупили всё прекрасное, что есть в Европе. Например, произведений Родена там больше, чем во Франции. Замечательные музеи в Англии. А мой любимый художник — Уильям Тернер. Из русских — Врубель.

— Какой стиль в живописи вам наиболее близок?

— Я очень люблю импрессионистов.

— Как человек, владеющий кистью, слышите ли вы цвет в музыке, чувствуете колорит произведения, которым дирижируете?

— Нет, цвета не слышу, а колорит, атмосферу, конечно, должен чувствовать каждый артист. Я завидую тем, кто «слышит» цвет, я этой способностью не обладаю.

— Неразрывная связь музыки и живописи, особенно в XX столетии, нашла продолжение в произведениях авангардистов, например, в сочинении для оркестра Эдисона Денисова «Живопись». Вы чувствуете эту связь?

— Это всё придумали теоретики искусства. Всё это только разговоры. Часто мне задают вопрос: «Вы любите современную музыку?» А что такое современная музыка? Это та музыка, которую хочется играть и слушать. А кто самый современный? Для меня — Бах и Вивальди, Гайдн и много других композиторов.

Время всё рассудит. Великий композитор Иоганнес Брамс в отличие от меня никогда не давал интервью. Я тоже очень не люблю это делать. Но все-таки один раз его уговорили, он согласился, но с одним условием, что это интервью напечатают только через 50 лет после его смерти.

Он сказал так: «Если через полвека моя музыка будет жить, тогда печатайте». Только недавно это интервью было издано, на английском языке. Брамс — один из величайших гениев. Композитор, не написавший ни одной лишней ноты. Он знал, что время всё рассудит, и его играют десятки лет. Такое искусство не умирает.

— Как прокомментируете тогда выражение Николая Бердяева — «культуру ждет конец и страшный суд»?

— Так и Толстой говорил. Я думаю, это началось с тех пор, когда оперы перестали ставить, как задумал их композитор. Создается впечатление, что великие и гениальные не знали, что они пишут. Я подозреваю по старости, что композитор точно знал, что он пишет (смеется). И кроме того, я уверен, что у каждого выдающегося оперного композитора был свой театр, свое к нему отношение.

Музыка должна диктовать весь зрительный ряд спектакля. Оперы Моцарта и Вагнера, Верди и Чайковского — это всё разные видения жанра. А современные постановщики почему-то хотят превратить великую музыку в сопровождение своих режиссерских фантазий. Это не так сложно. Для них действие «Риголетто» разворачивается на «планете обезьян», пусть они поют и «чешутся». Или сделайте Онегина и Ленского любовниками, о чем, по крайней мере, Пушкин и не подозревал.

Отгадать гения гораздо сложнее, чем создать такую чепуху. А критики еще напишут, что это современное прочтение. Отчего? От того, что бесталанны. Всё это предвещает то, о чем говорили и Толстой, и Бердяев. Но время отомстит. Такие постановки погибнут, потому что именно время — неумолимый судья.

— У вас есть выражение — «дотянуться до гения». Что оно для вас означает?

— Когда открываешь партитуру, видишь только условные знаки, тайную клинопись. Партитуру гения требуется расшифровать. Если просишь музыкантов сыграть только то, что написано — тише, громче, медленнее, быстрее… Музыкантам не надо говорить об этом. До них надо донести то, что спрятано за нотами. Что ощущал композитор, почему он плакал, когда писал эту музыку.

Симфонии Брамса, Бетховена — там есть подтекст, который невозможно выразить словами, его нужно отгадать. Этот подтекст, все эти чувства очень сложны; если неправильно их прочтешь, будешь неверно открывать слушателям их смысл.

— Известно, что одна из причин, по которой вы не уехали из России, — это Санкт-Петербург. Любовь к этому городу связана с историей, культурой, годами учебы или вас притягивают петербуржцы?

— Люди меня нигде не притягивают.

— Петербуржцы поменялись?

— Да их не осталось совсем. Может быть, единицы. Меня на самом деле притягивает город. Вот мы с вами говорили о живописи. Я бы сказал так: музыка — скорее архитектура, чем живопись. Есть такое хорошее изречение: архитектура — это застывшая музыка. Очень верно. Петербург — это застывшая музыка. Архитектура этого города великолепно продумана, она имеет совершенную форму и драматургию.

— Вы как-то рассказали, что, когда ваша мама узнала, что вы стали большим, уважаемым человеком, она попросила вас никогда никого не обижать. А вас когда-нибудь обижали?

— Конечно.

— Вы не держите зло?

— Нет, держу.

— Не прощаете?

— Нет. Знаете почему? Не потому, что так хочу или это издержки моего характера. Я просто этим своим недостатком хочу хоть немного походить на Пушкина (смеется). Пушкин даже в своих недостатках был гений. Он записывал всех, кто его каким-то образом обидел. И пока ему не отдавался «долг», он человека из списка не вычеркивал.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Юрий Темирканов: Я люблю и уважаю моих слушателей

По сложившейся традиции Филармония открывает новый сезон 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича

Накануне в Бетховенском фойе руководители Филармонии встретились с журналистами. Солировал маэстро Юрий Темирканов, который пребывал в отличном настроении и не отказывался отвечать даже на самые глупые и провокационные вопросы. Ответы были порой столь остроумными, что вызывали овации у пишущей и снимающей братии.

...

Что касается здания Мариинки-2, то оно, по его мнению, похоже на продуктовый магазин. А интерьеры кажутся ему купеческими. Звук, правда, хороший.

Все-таки маэстро собирается дирижировать концертным исполнением оперы «Иоланта». Это событие планируется на фестиваль «Площадь Искусств» 2015 года, когда мир будет отмечать юбилей Чайковского.

— Концертное исполнение оперы — это очень большой компромисс, — заметил маэстро. — Чайковский говорил, что опера, которая не поставлена в театре, не живет. Есть совсем немного оперных шедевров, которые могут быть представлены в концертном исполнении. «Иоланта» — один из них. Эта опера почти по-балетному глупа в смысле либретто, но при этом очень глубокая по смыслу. А вот, скажем, «Пиковую даму» нельзя давать в концертном исполнении. Потому что это серьезная опера, это драма.

Маэстро Темирканов ответил и на вопрос «Вечёрки».

— На протяжении уже десятков лет ваши концерты сопровождаются стабильными аншлагами. Скажите, а если бы вы узнали, что продана только половина зала, отменили бы концерт, как это делает ваш коллега Геннадий Рождественский?

— Я стал бы играть в любом случае и с той же отдачей, что и для полного зала, потому что очень люблю и уважаю моих слушателей, сколько бы их ни было.

После пресс-конференции журналистов пригласили спуститься в подвалы.

— Мы осваиваем только собственные помещения, — заметил Юрий Хатуевич. — На другие не претендуем. Просто жаль было, что подвалы пустовали. Зачем терять такие огромные пространства, если их можно использовать? И мы нашли возможность их отремонтировать. Теперь там очень красиво, да вы сейчас сами увидите. В подвалах будут проходить лекции, концерты. Будет буфет, где можно выпить чашечку кофе. Будут и концерты — камерная музыка, квартеты, квинтеты.

Вход в подвалы — с Михайловской улицы. Спустившись по лестнице, мы оказались в уютном пространстве, состоящем из фойе и нескольких залов. Пространство невелико — чуть больше 500 квадратных метров. Рассчитано не более чем на 50 человек.

Когда-то, в годы Первой мировой войны, здесь размещался лазарет, стояли койки.

25 сентября, в день открытия сезона, в подвалах пройдет первая лекция, которую прочитает музыковед Ольга Скорбященская. Она расскажет о Десятой симфонии Шостаковича и Третьем фортепианном концерте Рахманинова, которые прозвучат в этот вечер в БЗФ.

А уже сейчас здесь открыта выставка известного петербургского фотографа Виктора Васильева «Дирижеры: магия жеста».

...

Полностью:

Вечерний Петербург. 173 (25201) от 22 сентября 2014 г.
http://vppress.ru/stories/Yurii-Temirkanov-Ya-lyublyu-i-uvazhayu-moikh-slushatelei-26022
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Музыку жалко». Маэстро Темирканов о принципах и компромиссах

http://www.spb.aif.ru/culture/person/1350445

Елена Петрова  Статья из газеты:  Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 01/10/2014

Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - В этом сезоне вы будете дирижировать в Большом зале всего восемь раз. Почему не чаще?

 Юрий Темирканов: - Восемь выступлений - это рекорд, в прошлый сезон было шесть (улыбается). Наша профессия - это не количество выступлений. Вот Стаханову надо было выдавать количество, а художник Иванов написал картину «Явление Христа народу» - и стал великим.

В моей молодости был знаменитый спортсмен Брумель, который прыгал выше всех в мире. И наша задача - прыгнуть выше, чем до тебя. А прыгать чаще не имеет смысла.

Я не так много выступаю дома из-за гастролей. И всегда подчёркиваю, что из-за поездок мой репертуар в Петербурге кажется узким. Перед гастролями в Европу, Америку, Азию мы здесь обыгрываем программы, которые нас просят сыграть там. Обычно это русская и советская музыка. Поэтому может показаться, что я каждый год одно и то же играю, но на Западе представляю много других произведений.

- В мире, да и у нас в стране, всё более распространённой практикой становится концертное исполнение опер. Это ведь расширяет репертуар филармонических залов?

- Концертное исполнение оперы - большой компромисс. Чайковский говорил, что опера, не поставленная в театре, не живёт. Есть мало шедевров, которые можно давать в концертном исполнении. Например, «Иоланту» Чайковского можно, там всё понятно, даже если это не театральная сцена. А «Пиковую даму» - нельзя, потому что это театр, драма, и вся глубина потеряется. Это как записи на СD, которые я считаю музыкальными консервами. Живая музыка и запись - абсолютно разные вещи.

- Неужели вам самому не хочется дирижировать оперой? Вы ведь тринадцать лет руководили Кировским, ныне - Мариинским театром, и поставленные вами оперы до сих пор украшают репертуар.

- У меня есть много предложений дирижировать оперы на Западе, но я отказываюсь. Потому что это компромисс абсолютный. Певцы приезжают с готовыми партиями, режиссёр является со своим «прочтением». Ему неинтересно прочтение гениального автора музыки, только - собственное. Художник - тоже отдельный персонаж. Потом всё склеивается и выдаётся публике. И чёрт знает, что можно увидеть. Я в эти игры не играю, слишком старый для компромиссов. Из-за денег я уже не работаю.

И в России опера - компромисс, а «режиссёры оперные», как они себя называют, - жулики. Они бесталанны и глупы настолько, что ставят себя выше Моцарта, Чайковского, Вагнера, превращают гениальную музыку в сопровождение своих дурацких выдумок. И искренне считают, что это - новое прочтение. Ну, о том, что происходит, ещё Лев Толстой говорил: «Искусство, к сожалению, погибнет. Но музыку жалко».

- Неужели с оперой всё так беспросветно?

- Я вот в Венскую оперу недавно ходил. Там интересно. Оркестр феноменальный, они играют поразительно чисто, даже… до отвращения (улыбается). А то, что на сцене происходит, это всё очень ненавязчиво, с соблюдением эпохи и стиля.

- На ваших концертах - аншлаги, но, откровенно говоря, не всегда зал Филармонии так заполнен…

 - Могу сказать о себе: конечно, приятно, когда продаются билеты, но даже если бы пришла треть зала, я бы всё равно дирижировал с той же ответственностью и с той же радостью.

Ну а в Филармонии мы ищем новые формы, осваиваем зал, который сделали в подвальных помещениях. Глупо было терять это пространство, мы его отремонтировали, там будут регулярные лекции о музыке. Впрочем, такое и раньше в Филармонии бывало, но теперь - в большом красивом пространстве, да ещё с буфетом, с кофе… Возможно, наши музыканты будут исполнять там камерную музыку, они этого хотят.

- Вы осваиваете новые пространства, а Мариинский театр критиковали за «гигантоманию».

- Просто я не очень понимаю, для чего нужно рядом два оперных театра. Новое здание мне напоминает большой продовольственный магазин. Внутри немного по-купечески, а вот звук в зале - хороший, это самое главное.

- Едва ли не ежегодно вы удостаиваетесь наград на родине и за рубежом. В июне в Италии вам была вручена престижная премия имени Артуро Бенедетти Микеланджели. А почему никогда не носите ордена?

- Как раз сегодня на лацкане моего пиджака - орден «Звезда Италии». Ну, просто я надел этот пиджак, а орден уже висел. Я обожаю Италию, выступаю там каждый год. Кто-то сказал, что у любого интеллигентного человека должно быть две родины - своя и Италия. Даже недостатки итальянцев мне симпатичны.

Ну, а орденов у меня много, не считаю и не ношу - стесняюсь. Да и глупо выходить на улицу, как Брежнев. Вот когда был молодой, очень хотел получать ордена. В советское время это входило в правила игры. А когда я постарел и поумнел, понял, что это такое. Раневская замечательно назвала награды «похоронными принадлежностями».

- Этот год в России был объявлен Годом культуры. Какими вам видятся итоги?

- Страна, в которой каждый год не является годом культуры, - не страна.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Музыка и современность

Гость выпуска:

Юрий Темирканов, художественный руководитель Академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, дирижёр

Слушать:

Эхо Москвы в Санкт-Петербурге. Алгебра звука. 14.12.2014, 16:05
http://www.echomsk.spb.ru/programmes/algebra-zvuka/?year=2014&month=12&day=14
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 416
Народному артисту СССР Юрию Темирканову в Италии вручена престижная международная премия "Жизнь в музыке" /Una vita nella musica/, которую называют "Нобелевской премией для музыкантов". Об этом сообщила сегодня пресс-служба Петербургской филармонии имени Дм.Шостаковича, которой маэстро руководит многие годы.
       Торжественная церемония вручения награды состоялась в четверг в венецианском театре "Ла Фениче". А в субботу, 4 апреля, Темирканов выступит с симфоническим оркестром этого театра, под его управлением прозвучат 94-я симфония "Сюрприз" Йозефа Гайдна, Вторая симфония Иоганнеса Брамса и Первый фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, солист - Александр Гаджиев.
Премия была учреждена в 1979 году известным итальянским музыкальным журналистом и деятелем культуры Бруно Този. Первым ее лауреатом стал Артур Рубинштейн, затем ее получали Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм, Мстислав Ростропович, Андреас Сеговия, Иегуди Менухин и другие выдающиеся исполнители.

Юрий Темирканов - один из самых популярных в Италии российских музыкантов. Он неоднократно приезжал с концертами в эту страну. С 2008 по 2013 год маэстро занимал пост Музыкального директора Королевского театра Пармы, осуществив здесь обширный проект, посвященный 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
От всего сердца поздравляем маэстро! Какой потрясающий корцерт был недавно на фестивале Ростроповича! Нет сомнений, что Темирканову удалось постичь все тайны не только музыки, но и человеческой души.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Оркестр Темирканова даст концерты в Австрии, Венгрии, Германии и Чехии

http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=608034&sec=1671
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Юрий Темирканов получил орден Восходящего Солнца Третьей степени

http://calendar.fontanka.ru/articles/2649/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Юрий Темирканов: Я люблю и уважаю моих слушателей

Все-таки маэстро собирается дирижировать концертным исполнением оперы «Иоланта». Это событие планируется на фестиваль «Площадь Искусств» 2015 года, когда мир будет отмечать юбилей Чайковского.

— Концертное исполнение оперы — это очень большой компромисс, — заметил маэстро. — Чайковский говорил, что опера, которая не поставлена в театре, не живет. Есть совсем немного оперных шедевров, которые могут быть представлены в концертном исполнении. «Иоланта» — один из них. Эта опера почти по-балетному глупа в смысле либретто, но при этом очень глубокая по смыслу. А вот, скажем, «Пиковую даму» нельзя давать в концертном исполнении. Потому что это серьезная опера, это драма.

Полностью:

Вечерний Петербург. 173 (25201) от 22 сентября 2014 г.
http://vppress.ru/stories/Yurii-Temirkanov-Ya-lyublyu-i-uvazhayu-moikh-slushatelei-26022

XVI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»

25 декабря 2015 г., пятница, 20:00, Большой зал СПб филармонии

Чайковский. «Иоланта», опера в концертном исполнении

Закрытие фестиваля

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Петербургский камерный хор

Дирижёр - Юрий Темирканов

Лианна Арутюнян - сопрано (Франция); Павел Чернох - тенор (Чехия); Алексей Марков - баритон; Михаил Казаков - бас; Владислав Сулимский - баритон; Федор Кузнецов - бас; Галина Сидоренко - меццо-сопрано

http://www.philharmonia.spb.ru/afisha/74863/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
Дирижер Петербургской филармонии Юрий Темирканов о необходимости справедливой цензуры

Дмитрий Циликин

Юрий Темирканов, дирижер и худрук Петербургской филармонии, рассказал "ДП" о необходимости справедливой цензуры и о том, когда Чайковский становится неизбежным злом.

http://www.dp.ru/a/2015/07/30/JEto_eshhe_ne_dokazivaet_cht/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 148
Новое интервью с Юрием Темиркановым

http://www.classicalmusicnews.ru/interview/yuriy-temirkanov-kultura-nikogda-ne-samookupalas/

Юрий Темирканов: «Культура никогда не самоокупалась»08.08.2015 

Известная своими меценатскими проектами компания «ЛенСпецСтрой» теперь поддерживает и концерты Санкт-Петербургской академической филармонии. Художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии рассуждает о том, что происходит с классикой и кто ее должен финансировать.
─ У нас деятели культуры в отсутствие закона о меценатстве традиционно уповают на государство. В Европе культура существует на государственные и частные деньги в разных пропорциях. В США — практически только на частные, там и министерства культуры нет. Какая модель кажется вам наиболее правильной?
─ Культура — то есть я имею в виду ту часть культуры, которая действительно является культурой, — никогда не самоокупалась. Если бы Ван Гогу платили такие деньги, за какие его картины продаются сейчас, он, разумеется, не нуждался бы в помощи государства или мецената. Но чтобы его работы так подорожали, ему, увы, понадобилось умереть.
У нас так исторически сложилось, что искусство всегда оплачивалось из казны. Царь его содержал — императорские театры подчинялись Министерству двора, на деньги которого заказывали роскошные декорации и костюмы, — а потом еще и награждал артистов. Но, кстати, ведь еще раньше в Европе феодалы имели у себя оркестры, композитор служил у феодала, тот платил и заказывал музыку.
─ Это хорошо?
─ Это хуже, чем когда платит государство. Потому что в таком случае артист заказчику лично обязан, а это артиста унижает. Думаю, самое правильное — когда государство финансирует культуру от имени общества. А общество формулирует запрос, потому что культура ему необходима, иначе оно, если будет только сидеть у компьютеров и телевизоров, вконец одичает. Единственное средство от одичания — культура. Но настоящая, а не то, что показывают в телевизоре с утра до вечера. Спонсорская же помощь важна как дополнительная поддержка.
─ Вы рисуете идеалистическую картину.
─ Да, я как Кампанелла. (Смеется.)
─ Есть исполнения, по отношению к которым самый точный эпитет — «элегантные». Такова, например, как мне кажется, ваша запись сюиты из «Щелкунчика». В чем секрет дирижерской элегантности?
─ Секрет очень простой. Я старался угадать, что хотел сказать Чайковский, понять, почему он так написал, и объяснить слушателям. Ведь дирижер — это посредник между гением и публикой, как священник в церкви — посредник между Богом и верующими. Моя задача — попытаться проникнуть в замысел композитора. Вот, например, Чайковский сочиняет арию Германа — и плачет всю ночь. Почему? Если я сумею понять это и рассказать слушателям — я хороший посредник. А если начну выкаблучиваться, стараться напоказ сделать «не как все» — я дурак. Вот и все.
─ Вы полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Что из сделанного вы прежде всего можете поставить себе в заслугу?
─ Сейчас я думаю так: самое важное — что мне удалось после страшного развала страны сохранить оркестр. В то трудное время музыканты оказались на улице — не буквально, они продолжали числиться в филармонии, но они стали никому не нужны. А я сумел сохранить и возродить уникальность этого оркестра. И сейчас мы открываем сезон в Карнеги-холле, в Театре Елисейских Полей каждый год делают специальный абонемент Заслуженного коллектива, в Италии, в Японии, в Америке это один из самых приглашаемых оркестров и так далее.
─ Многие дирижеры до глубокой старости сохраняют физическую и интеллектуальную форму. Профессия способствует?
─ Но я знаю немало дирижеров, которые умерли достаточно молодыми. И знаю тех, кто, не будучи дирижером, доживает до девяноста, — например, японские старики и до ста живут. У них диета хорошая.
Дмитрий Циликин, Виктория Пятыгина, sobaka.ru

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 983
25 декабря 2015 г., пятница, 20:00

Большой зал СПб филармонии

Чайковский. «Иоланта», опера в концертном исполнении

Закрытие фестиваля

XVI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»

XVI фестиваль «Площадь Искусств» завершится концертным исполнением последней оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». Премьера трогательной истории о слепой от рождения дочери короля Рене, исцелившейся благодаря всепобеждающей силе любви, состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре. В тот вечер вместе с «Иолантой» давали «Щелкунчика».

В Большом зале оперу исполнит представительный интернациональный состав солистов, Петербургский камерный хор и Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. За пультом – маэстро Юрий Темирканов.

Юрий Темирканов
дирижёр

Лианна Арутюнян
сопрано (Франция)

Павел Чернох
тенор (Чехия)

Алексей Марков
баритон

Михаил Казаков
бас

Владислав Сулимский
баритон

Федор Кузнецов 
бас

Галина Сидоренко
меццо-сопрано

Жанна Домбровская
сопрано

Наталья Евстафьева
меццо-сопрано

Андрей Зорин
тенор

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Петербургский камерный хор

http://www.philharmonia.spb.ru/afisha/74863/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау