Автор Тема: 2008-10  (Прочитано 47530 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
2008-10
« : Октябрь 01, 2008, 12:03:15 »
В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в  октябре  2008 года (первый номер ссылки - 2008100101 означает: год - 2008,  октябрь  месяц - 10, первый день месяца - 01, первый порядковый номер ссылки за данный день - 01 ).

Номера ссылок в газетном киоске (ГК) имеют возрастающий порядок и это помогает легко найти газетную статью в непрерывной ленте новостей за месяц. Если сослаться на этот номер в любой теме форума (например, седьмая ссылка за 13  октября  2008 года будет выглядеть как ГК 2008101307 ), то поиск статьи в газетном киоске по нарастающему номеру выполняется легко.

Буду рад всем, кто поможет в работе газетного киоска и привожу пустой бланк для библиографической карточки. 

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|

 Обсуждение этих статей может быть проведено в любой теме форума 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #1 : Октябрь 01, 2008, 12:08:37 »
Номер ссылки| 2008100101
Тема| Опера, СПб, Михайловский театр
Авторы|
Заголовок| Елена Образцова покинула Михайловский театр
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20081001
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/10/01/obraztsova/
Аннотация|



Елена Образцова, с лета 2007 года возглавлявшая оперную труппу петербургского Михайловского театра (театра оперы и балета имени Мусоргского), написала заявление об уходе со своего поста и уехала на два месяца в Японию. "Коммерсант" цитирует фрагмент письма певицы в адрес дирекции театра: "Я вижу свое обязательство перед артистами и обществом выполненным… Я готова и дальше помогать Михайловскому в огромном деле создания великолепного ансамбля".

Директор Михайловского театра Владимир Кехман заявил, что в ближайшее время у театра появится отдел планирования, который будет консультировать Елена Образцова. Этот отдел будет заниматься разработкой репертуарной политики театра. Новые спектакли текущего сезона, по мнению Владимира Кехмана, обойдутся "без художественного руководства". Ближайшая премьера - "Паяцы" Леонкавалло в постановке Лилианы Кавани - должна состояться в середине ноября 2008 года.

За считанные дни до начала сезона 2008-2009 годов руководство Михайловского театра отказалось от премьеры "Евгения Онегина" в реконструкции Михаила Дотлибова. В мае театр покинул главный дирижер Андрей Аниханов, и примерно тогда же была остановлена работа над оперой Сергея Танеева "Орестея", которую ставил Александр Сокуров

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #2 : Октябрь 01, 2008, 12:15:50 »
Номер ссылки| 2008100102
Тема| Музыка, Персоналии Курентзис Т
Авторы| Щербино К.
Заголовок|Дирижер Теодор Курентзис: «Я всегда скучаю по России»
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20081001
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-10-01/98931/
Аннотация|
 

Теодор Курентзис – греческий режиссер, которого Россия давно считает своим. Сейчас уже сложно представить себе современную отечественную музыкальную сцену без Курентзиса. Он известен своими яркими интерпретациями классики и не менее яркими высказываниями, любит Россию и называет ее своей родиной. Накануне отмечающегося сегодня Международного дня музыки корреспондент «Новых Известий» встретилась с Теодором КУРЕНТЗИСОМ, чтобы поговорить о том, бывает ли музыка национальной.
<...>
– Общаетесь ли вы с русскими солистами на Западе?

– Да, иногда. Мне не нравится, когда люди всеми силами закрывают дороги идущим следом, ругают Россию и все русское, чтобы только показать: мол, мы выше, смотрите, вот, какие мы! Это противно. Доходит до смешного: человек еще не научился толком без русского акцента говорить на языке той страны, куда приехал, но усиленно пытается имитировать акцент этой страны, когда говорит по-русски

<...>
Справка «НИ»Дирижер Теодор КУРЕНТЗИС родился 24 февраля в 1972 года в Афинах. Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории. В 1990 году становится главным дирижером оркестра Musica Aeterna Ensemble в Афинах. С 1994 по 1999 годы обучался дирижированию в Санкт-Петербургской государственной консерватории у легендарного профессора Ильи Мусина (учениками которого являются Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Семен Бычков). С 1999 года Теодор Курентзис – ассистент дирижера оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Стал дирижером-постановщиком оперы Джузеппе Верди «Фальстаф» (2001) в «Геликон-опере». Сотрудничает с ведущими оркестрами страны («Виртуозами Москвы», Большим симфоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром, «Новой Россией»). С 2003 года – постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России. С мая 2004 года – музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского Академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: 2008-10
« Ответ #3 : Октябрь 07, 2008, 10:55:18 »
Номер ссылки| 2008100601
Тема| Геликон-опера. Премьера оперы "Распутин"
Авторы| Николай Любавин
Заголовок| От Распутина к Ленину
Где опубликовано| Belcanto.ru
Дата публикации| 06/10/2008
Ссылка| http://www.belcanto.ru/081006.html
Аннотация| Поставить какую-нибудь оперу современного западного репертуара российские театры грозились уже давно. То проскальзывал слух, будто первый хитмейкер мира сэр Эндрю Ллойд Уэббер пишет что-то для одного из столичных театров. То кто-то из высокопоставленных чинов Большого как бы вскользь обмолвливался, что знаменитый Филип Гласс ведет переговоры с театром о создании новой оперы специально для него. Ходили разговоры и о контактах с Джоном Адамсом, автором блистательного «Никсона в Китае», и с Андре Превеном, создателем очень мелодичного опуса по «Трамваю “Желание”» Теннеси Уильямса… Однако всех, как впрочем нередко бывало и раньше, опередила неугомонная «Геликон-опера», предложив столичному зрителю американскую оперу на русскую тему...
« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2008, 11:40:13 от Сергей_Quark »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 2008-10
« Ответ #4 : Октябрь 07, 2008, 15:15:05 »
Номер ссылки| 2008100701
Тема| Бетховенский фестиваль. Музыкальное образование в России. Русская исполнительская и композиторская школы. Авангард в России
Авторы| Борис Филановский
Заголовок| «Русский» Бетховен и русский Бодров. Чего нам не хватает, так это границ, правил. И чтобы их можно было художественно нарушать
Где опубликовано| openspace.ru
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/projects/117/details/3471/
Дата публикации| 03/10/2008
Аннотация:

В Бонне закончился Бетховенский фестиваль. Среди его финальных событий выделялись гастроли оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением ее нового шефа Сергея Стадлера, которые входили в фестивальный спецпроект под названием «Кампус».
А что может предложить немецкой публике русский оркестр и русский композитор (оба они позиционировались как русские: оркестр — игрой, композитор — словами из буклета)? Я спросил у директора фестиваля харизматичной Илоны Шмиль: почему русские? Потому что великая русская исполнительская школа, отвечала она. Школа школой, но позвали, видимо, просто в ряду других студенческих оркестров. /…/

Устроители хотели «русского» Бетховена — они его получили. Оркестр в Шестой симфонии звучал не совсем как оркестр, а как собрание людей, которые хотят быть солистами. В первой, третьей и пятой частях — как чувствительная швейная машинка. То есть звук масленый, а агогики, произнесения почти нет.

Исполнение Бетховена и музыкальное образование — оба аспекта в выступлении консерваторцев слились. К сожалению. Хорошие ребята, а их натаскивают на Чайковского («Франческу да Римини» которого они сыграли несравненно более убедительно). И это не только стилевые ориентиры. Быть романтическим музыкантом — значит быть прежде всего солистом. И если струнников обучают на классико-романтическом репертуаре с упором на романтиков — это значит, что их учат быть виртуозами, причем односторонними.

Чего нам не хватает, так это границ, правил. И чтобы их можно было художественно нарушать. Но сначала их надо прочертить. А образование без институционального разделения на стилевые и концертные амплуа — оно ведь тоже проявление типично русского неразличения границ. Солистами делаются очень немногие, а кто не выйдет в солисты — сядет в оркестр и будет всю оставшуюся жизнь ненавидеть свою работу, дирижеров, Бетховена. /.../

Русский оркестр склонен к романтическо-сольному перегибу почти в любом репертуаре. Ярчайший пример — запись девяти симфоний Бетховена с Плетневым. Конечно, не сравнить по качеству с оркестром им. Рубинштейна, хорошо, если с двух репетиций лабающим «Пасторальную», но направление мысли именно такое — сильно утяжеленный, философствующий «Бетховен-раззудись-плечо», «я и Бетховен».

Пожалуй, чайковскоцентричным оказалось и сочинение Кузьмы Бодрова (вот, можно послушать под Чайковским здесь имеется в виду не только Петр, но и Борис, и его племянник — учитель Кузьмы Александр. Нет, мне очень нравится его Каприс (и его Каприччио, которое получило на недавнем петербургском конкурсе имени Андрея Петрова третью премию, хотя должно было получить не ниже второй). Музыка Бодрова талантлива и хорошо сделана. Но если он и дальше будет так сочинять, то не выйдет за пределы России: у его музыки пока что очень локальный культурный код.

Она какая-то суверенная. «Отвернуться от богов авангарда», как написано в буклете про молодого москвича (чего он сам не отрицал) — уже общее место. Кто только и куда от них не отворачивался. Важна энергия отрицания, которая всегда пропорциональна мере приятия того, что отрицаешь. Когда молодые композиторы типа Курляндского или Дорохова отвергают классические каноны, в том числе каноны классического авангарда, это сильный жест, потому что они пропитаны классикой, знают ее и любят. А отвернуться от «авангарда», который сам не любил, а только смотрел, как его безответно любят другие, — дело нехитрое. Это как отречься от чужих ошибок. Для этого надо всего лишь свести авангард к примочкам и приемчикам, понимать его как тупичок великого (и могучего?) музыкального языка.
« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2008, 11:40:35 от Сергей_Quark »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 2008-10
« Ответ #5 : Октябрь 09, 2008, 12:21:55 »
Номер ссылки| 2008100901
Тема| М. Янсонс
Авторы| М. Янсонс, Вениамин ШЛОСМАН
Заголовок|  Не люблю долгих контрактов
Где опубликовано| Культура №39
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=798&rubric_id=200&crubric_id=1002077&pub_id=985042
Дата публикации| 09/10/2008
Аннотация

К огорчению москвичей, вы отказались от участия в постановке "Кармен" Большого театра, а потом практически в то же время дирижировали эту оперу в Петербурге. Случайное совпадение ?

- Да, конечно. От московской постановки я отказался потому, что там надо было проводить много времени. Никаких идеологических причин тут нет, приглашение Дэвида Паунтни было нашей с Большим театром совместной инициативой. До каких бы то ни было расхождений просто не дошло - я понял, что не смогу. Слышал, постановка получилась неудачной. Знаю, что Юрий Темирканов был очень недоволен режиссером. Я не успел с ним поговорить, но мне кажется, что из-за этого он и дирижировал без энтузиазма. Бывает ведь так, что дирижер думает: ты, мол, ставь, как хочешь, а я музыкально покажу все, что нужно.
А что касается концертного исполнения "Кармен" в Петербурге, то меня консерватория очень давно просила что-нибудь сделать. Когда-то я был музыкальным руководителем "Кармен", поставленной как раз в оперной студии консерватории, потом этот спектакль сняли... Консерватория просила годами, а у меня все нет времени, и так неудобно было отказывать Александру Чайковскому, который еще был ректором в тот момент... И когда у меня выпали две свободные недельки, я подумал, почему бы не сделать что-то. Правда, работать было ужасно трудно, я заболел после этого - так устал! Студенты - ребята хорошие, хотя в их глазах я не видел горения от учебы. В мое время учебный дух в консерватории ощущался как-то сильнее, а сейчас, видимо, люди думают о заработке, им не хватает времени...

- Ваше мнение по поводу недавней смены руководства в Петербургской консерватории ?

- Я очень сожалею об отставке Александра Чайковского. Не знаю точно, что там произошло, но уверен: какие бы то ни было финансовые махинации не могут к нему иметь отношения, он не тот человек. Он в этом вообще не разбирается, он музыкант, и именно это давало консерватории импульс, давало новые идеи. Вероятно, когда Глазунов был ректором, он тоже не слишком разбирался в учебном процессе, но его личность, его авторитет были для консерватории необыкновенно важны. Если ты утверждаешь, что там пропали деньги, - иди и проверь. И если это так, то виновные, конечно, должны быть наказаны. Но все получилось очень несправедливо. Не помню, какие там суммы, но у нас в стране воруют в гораздо более крупных размерах. Думаю, что кому-то очень надо было освободить это место. Я считаю, что для консерватории с точки зрения творчества это большая неудача.

- Вы собираетесь ставить в Амстердаме "Кармен "...

- Скоро я впервые встречаюсь с постановщиком Робертом Карсеном и очень жду этой встречи - пока я не представляю себе, что у нас получится. С режиссерами сейчас работать все труднее. Кто из них очень хорош, так это Вилли Деккер. Я бы мечтал работать с ним вместе. Правда, Мартин Кушей, с которым мы делали "Леди Макбет Мценского уезда", - тоже замечательный мастер, но Деккеру я внутренне доверяю еще больше. Он не станет заниматься дешевкой. Из "Травиаты" он мог сделать такую вульгарщину, там для этого ничего и придумывать не надо: он соблазнам не поддался - вот это тонкость. /…/

Кого из современных композиторов вы регулярно исполняете ?

- Ханса Вернера Хенце, Лючано Берио, Родиона Щедрина, Кшиштофа Пендерецкого, Луку Францескони... Очень талантливые композиторы - Майкл Догерти, Майкл Херш, молодые американцы. Мессиана играю очень много и с огромным удовольствием. Представляете, его "Турангалилу" я не дирижировал никогда в жизни, в июне впервые ее сделал. Я был в таком восторге, музыка настолько меня захватила, что творчески для меня это было самое яркое событие сезона. У каждого сезона есть свой пик - скажем, два года назад меня так же сильно захватила "Леди Макбет Мценского уезда". А год назад, как ни странно, - Девятая симфония Бетховена. И сейчас у меня тоже период Бетховена, как был период Малера когда-то. Эта страсть никуда не исчезает, скажем, Гайдн мне всегда был очень близок, но я просто сходил с ума по "Турангалиле" и сейчас так же - по Бетховену.

- Вы успеваете бывать в Петербурге ?

- Сейчас приеду туда на пять дней, не больше того, представляете себе? Это по-прежнему мой настоящий дом, после каждого тура мы с женой возвращаемся туда. Я обожаю Петербург и чувствую себя там замечательно. Правда, я, конечно, не сталкиваюсь с трудностями жизни в нашей стране так, как те, кто живет в ней постоянно, поэтому, наверное, и воспринимаю эти трудности легче. Но и мне знакомы такие проблемы, как вызов водопроводчика, поход в сберкассу, сбор необходимых бумаг... К счастью, это не самое главное в жизни, все это проходит. Было бы здоровье...

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 2008-10
« Ответ #6 : Октябрь 09, 2008, 12:26:15 »
Номер ссылки| 2008100902
Тема| А. Рудин, Musica Viva
Авторы| А. Рудин, Е. Кривицкая
Заголовок| Все, что хотел, я смог реализовать именно в России
Где опубликовано| Культура №39

Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=798&rubric_id=200&crubric_id=1002077&pub_id=985042
Дата публикации| 09/10/2008
Аннотация

А не было желания уехать за рубеж и там преподавать ?
- Действительно, в трудные 1990-е многие мои коллеги уехали за границу в поисках лучшей жизни - творческой и материальной. Теперь, когда в России обстановка стабилизировалась, они внезапно стали испытывать любовь к своей стране и интерес к тому, что здесь происходит. В 1989-м я год преподавал в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки, но решения об отъезде принимать не стал. И сейчас думаю, что все сложилось к лучшему. Все, что хотел, я смог реализовать именно в России.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 2008-10
« Ответ #7 : Октябрь 09, 2008, 12:28:11 »
Номер ссылки| 2008100903
Тема| Фестиваль «Территория». А. Сюмак. Т. Курентзис. Авангардная музыка
Авторы| А. Сюмак, Е. Бирюкова
Заголовок| Автор новой оперы рассказал ЕКАТЕРИНЕ БИРЮКОВОЙ про либретто из эсэмэсок и нелинейное развитие искусства
Где опубликовано| openspace.ru
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/3533/
Дата публикации| 07/10/2008
Аннотация

Кульминацией музыкальной части фестиваля «Территория» должна стать специально написанная для нее опера «Станция», которая будет показана 10 и 11 октября на «Винзаводе». Постановщик — Кирилл Серебренников. Авторы либретто — два обрусевших грека: поэт Димитрис Яламас и дирижер Теодор Курентзис. Композитор — 31-летний преподаватель Московской консерватории Алексей Сюмак

— Насколько я понимаю, сюжет «Станции» пересказать невозможно?
— Можно попробовать. В общем, это картины из жизни человека, которые возникают у него во время смерти. Или после смерти.

— А станция тут при чем?
— Станция — это, скажем так, метафизическое место, куда человек возвращается, чтобы побыть с собой наедине. Где он не испытывает боли. Как нам показалось, такой момент может возникнуть сразу после смерти. Общую атмосферу и либретто, и музыки навеял Мильтос Сахтурис — это греческий поэт, достаточно известный. У него есть коротенькое стихотворение, называется «Станция». Там человек сидит на станции — неизвестно, сколько времени, может, бесконечно — и чего-то ждет.

— Яламас с Курентзисом по-гречески писали либретто?
— Да. У них очень все интересно было. Они на самом деле эсэмэсками переписывались. Таким образом хотели избежать линейности драматургической канвы. В результате получилось по структуре очень сложно. И, как ни странно, очень музыкально. Но опера идет на русском языке. Более того, у слушателей в руках будет текст, чтобы они могли ориентироваться. Появление других языков продиктовано сюжетной линией. /…/

-  Сколько это длится?
— Я, честно говоря, еще не слышал. Около часа где-то. Антракта нет. Но есть моменты переходов, то есть публика будет переходить из одного помещения в другое. Актеры тоже перемещаются. А оркестр и певцы сидят на одном месте.

— Вы вмешивались в написание либретто?
— Нет, мне дали уже готовое. И должен сказать, что я его почти не переработал. Это редко так бывает, когда композитор полностью согласен с предложенным ему текстом.

— Оперой это совсем же не назовешь? По крайней мере в том смысле, какой у нас в это слово вкладывают.
— Вы знаете, понятие оперы настолько часто менялось. И я бы не стал делить на «наших» и «ненаших». Колоссальная интеграция произошла, уже достаточно давно. /…/
« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2008, 12:47:29 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #8 : Октябрь 09, 2008, 12:48:40 »
Номер ссылки| 2008100904
Тема| Музыка, Персоналии  Щедрин
Авторы| Баканов К.
Заголовок| Плисецкая и Щедрин отметят золотую свадьбу в консерватории
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-10-02/98988/
Аннотация|

Музыкальное приношение. Родион Щедрин и Майя Плисецкая. 50 лет вместе» – так называется концерт, который состоится в Малом зале Московской консерватории. На нем прозвучат три премьеры: «Лирические сцены» для струнного квартета, «Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина» и «Царская кравчая» по мотивам оперы «Боярыня Морозова». В концерте примут участие Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, «Новый русский квартет» и виолончелист Денис Шаповалов. Композитор и балерина готовятся отметить 50-летие совместной жизни не только музыкой, но и мемуарами: незадолго до торжеств в консерватории Родион Щедрин представит свою книгу «Автобиографические записи».

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #9 : Октябрь 09, 2008, 12:57:20 »
Номер ссылки| 2008100905
Тема| Опера, Михайловский театр
Авторы| Седов Я
Заголовок| Образцовый развод. Елена Образцова ушла с поста художественного руководителя оперы Михайловского театра
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081001
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/01/192224.html
Аннотация|
 

Недавно отменивший намеченную премьеру «Евгения Онегина» петербургский Михайловский театр снова на повестке дня: пост художественного руководителя оперы Михайловского театра покинула Елена Образцова. Официальная дата ее ухода - 1 октября.

<...>

Вместе с тем председатель комитета по культуре Петербурга (учредитель театра) Антон Губанков, тщательно следя за тем, чтобы не сказать лишнего, все-таки дал понять "Газете", что напряженность в театре есть и что данное кадровое решение обусловлено отнюдь не только безмерной творческой занятостью Образцовой. По его мнению, уход Елены Образцовой с поста художественного руководителя оперы Михайловского театра - внутреннее дело коллектива, а принятое решение - результат обоюдного согласия между руководителем оперной труппы и генеральным директором театра. При этом Губанков сказал "Газете": Одна из основных проблем, которую комитет по культуре видит в развитии Михайловского театра, - это стремление достичь качественного результата слишком быстрыми темпами, что создает определенный дискомфорт и напряжение. Мы надеемся, что динамика его развития не превратится в творческую и организационную суету. Суета, как известно, редко приводит к позитивному результату".

Ко всему сказанному представитель комитета по культуре Санкт-Петербурга добавил: "Конечно, жаль, что Елена Образцова оставила пост художественного руководителя оперы Михайловского театра. Но мы абсолютно убеждены, что эта работа стала яркой страницей ее биографии и Елена Васильевна будет оказывать посильную помощь в развитии театра. Тем более что она выразила такую готовность".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #10 : Октябрь 09, 2008, 13:06:37 »
Номер ссылки| 2008100906
Тема| Опера, Москва, театр "Геликон"
Авторы| Черникова Ю.
Заголовок| История яйцеверчения, или Куда катится Россия
Где опубликовано|  Сайт Utro
Дата публикации| 20081001
Ссылка| http://www.utro.ru/articles/2008/10/01/771634.shtml
Аннотация|
Геликон-опера начинает сезон с главного - с вопроса, куда катится Россия. Размышления оформляются метафорически: время действия премьерной оперы "Распутин" в наши дни не переносится. Но очевидно при этом, что проблема не сводится к конкретной исторической эпохе и конкретной исторической (бородатой) фигуре
<...>
История России, таким образом, осмыслена как история яйцеверчения - липкая взвесь из русских сказок (самое главное в них - инструмент победы над злом всегда спрятан в яйце) и опыта ведения коммунального, бытового хозяйства (среди купленного в магазине десятка яиц в картонной коробке одно или даже два обязательно оказываются треснуты).
<...>

А в финале самого спектакля на сцене, окутанной зловещим красным светом (художник по свету Дамир Исмагилов), появляется Ленин и, выбросив руку вперед, произносит доклад, составленный по подлинным текстам. Так вот, появляется он не просто так, а из яйца, и к народу (массовка с красными яйцевидными воздушными шарами) обращается тоже не просто так, а с трибуны-яйца.

Композитор - американец Джей Риз - от постановки (он прилетел на премьеру) пришел в восторг. Последний раз он видел свою оперу на сцене в 1988 г., в "Нью-Йорк Сити Опера".

"Здесь гораздо больше исторических деталей, - сказал он, - Бертман воплотил все мои мечты. На сцене много действия, например, в проемах появляются руки, или Николай II проявляет фотографии, словно в фотолаборатории. И важно, что все происходит под музыку".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #11 : Октябрь 09, 2008, 13:12:03 »
Номер ссылки| 2008100907
Тема| Опера, театр "Геликон", 
Авторы| Бедерова Ю.
Заголовок| Яйца в профиль. Американская опера «Распутин» на русской сцене
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.vremya.ru/2008/182/10/213876.html
Аннотация|

В театре Дмитрия Бертмана «Геликон-опера» на Новом Арбате ровно через двадцать лет после американской премьеры в New York Citi Opera поставили сочинение композитора Джея Риза «Распутин» -- про царя Николая II, его жену и детей, про князя Феликса Юсупова, оного Распутина убившего, а также про хлыстов, про Ленина, про моральное разложение монаршей власти и всего старого мира и про новый мир, о котором, впрочем, ничего подробно не говорится.

Зато много и подробно в опере, написанной в Америке во времена советской перестройки и гласности, говорится такого, что для гипертрофированно эффектного, избыточного, на грани хорошего вкуса и в своем роде изобретательного бертмановского театра просто хлеб.

Сцена (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) -- ломаный бугор (сложный рельеф живописует, похоже, излом истории) и картонная коробка для яиц одновременно. Впотьмах патлатые хлысты, одетые в костюмы, изображающие наготу (и все первичные половые признаки в костюмах имеются), устраивают оргию. Над ними мрачно бродит словно сошедший с известных фотографий нечесаный, немытый Распутин, толстый и сутулый. Дальше -- он же в сцене с царем и его семейством. В ячейки для яиц тут вставлены огромного размера яйца Фаберже (в сцене с хлыстами они тоже были, но изображали какие-то, наверное, ужасные пещеры), между которыми пробираются персонажи -- такие же картонные, как вся история.
Царь нерешителен, царица тревожна, князья бездумны (так милая сценка в кабаре, где Феликс Юсупов, одетый в женское платье, танцует фокстрот, многозначительно рисует многогранность мира на грани истории и легкомысленность власти). Распутин коварен и распущен. И хлыстовское радение не единственная эротическая сцена в спектакле. Сцена убийства Распутина -- с мадерой, отравленными пирожными, песенкой «Янки-дудль» и стрельбой -- хрестоматийна до лубочности. (Если только не считать любовного порыва Юсупова, целующегося с трупом. Тут речь, понятно, идет о сильной психологической проработке образа.) Есть еще Ленин -- он появляется из непременного яйца и представляет собой звуковую открытку, что-то весело картавящую перед рядами новых людей в черных буденовках с лопающимися в руках воздушными яйцами-шариками.

Зрелище в целом получается пестрое и разухабистое. Разношерстный оперный материал (от хлыстов до фокстрота, от «Боже, царя храни» до атональности) дает большой простор для театрального разгула. Композитор Джей Риз (г.р. 1950, обладатель ряда музыкальных премий, учился в числе прочих у Джорджа Крамба) говорит, что от нью-йоркской постановки нынешняя сильно отличается -- в ней больше деталей, она более живописна и эффектна (ему понравилось, например, как царь в задумчивости о судьбах России и в нерешительности сидит и проявляет семейные фотографии). Музыка, писанная как по краткому постмодернистскому учебнику (атональная речь в ней символизирует, ясное дело, хаос нового мира, а тональность -- как вы уже догадались, уходящую гармонию), предлагается московскому меломану в качестве оригинального блюда. Однако оригинальность ее сомнительна, на выходе же имеем типичный бертмановский театр, даже не в профиль. С разномастными актерскими работами (то странноватые злобные завывания Распутина -- Николая Галина, то качественная работа Натальи Загоринской в партии царицы), с изобретательными режиссерскими репликами и общей диковатостью происходящего.

Следует еще упомянуть о том, что в сопроводительном тексте Бертман, ссылаясь на историка Александра Знатнова и на Солженицына, говорит о многозначительности образа Распутина в культуре: всегда-то он появляется в переломные моменты истории. Впрочем, отвечая на вопросы прессы, Бертман намек смягчил: «Разве могу я, что-то ставя, говорить, что тема неактуальна? Ну не могу, конечно!» 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #12 : Октябрь 09, 2008, 13:26:21 »
Номер ссылки| 2008100908
Тема| Опера, СПб, Михайловский театр
Авторы| Муравьева И.
Заголовок| Дама Пик. Елена Образцова покинула Михайловский театр
Где опубликовано| Российская газета
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.rg.ru/2008/10/02/obrazcova.html
Аннотация|
 

<...>

Елена Образцова, народная артистка СССР:

- Прошлый сезон стал переломным для оперы Михайловского театра. Я бы сказала, что театр пережил второе рождение. Мы работали с ведущими европейскими артистами, режиссерами и дирижерами, музыканты театра выросли как профессионалы, произошла феноменальная перемена. Новые постановки имели огромный успех в Санкт-Петербурге и Москве. Я вижу свое обязательство перед артистами и обществом выполненным: Михайловский театр уже не будет забыт. Мы привлекли к театру публику, спектакли идут с аншлагами. Я готова и дальше помогать Михайловскому в огромном деле создания великолепного ансамбля, однако уверена, что, учитывая мою занятость в большом количестве международных проектов, будет честнее и правильнее, если я буду делать это в другой роли. Я обязуюсь принимать участие в формировании труппы, проводить концерты и мастер-классы и всегда быть с театром, если в этом будет необходимость.

Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра:
- Я очень благодарен Елене Васильевне за то, что она фактически прервала привычный образ жизни и потратила год своей жизни для развития оперной труппы Михайловского театра, и поэтому я с уважением отнесся к ее просьбе освободить ее от должности художественного руководителя. Но наше сотрудничество продолжится: я буду помогать ей с конкурсами, а она - с привлечением молодых солистов в нашу труппу. На данный момент место художественного руководителя оперы вакантно.

Более подробных комментариев добиться не удастся. Елена Образцова уже в Японии, но обещала выходить на сцену Михайловского театра в образе Пиковой дамы. Кехман рассчитывает также, что примадонна не откажется быть консультантом в "отделе планирования" Михайловского театра, куда приглашены также педагог по вокалу из Москвы Дмитрий Вдовин, певица Рената Скотто и режиссер Лилиана Кавани. С таким тандемом Кехману теперь будет справиться сложнее. Придется, вероятно, урезонить свои личные вкусы. Для искусства, это точно будет полезнее.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #13 : Октябрь 09, 2008, 13:39:39 »
Номер ссылки| 2008100909
Тема| Опера, театр "Геликон"
Авторы| Гайкович М
Заголовок| Маска, мы так тебя и не узнали. Российская премьера оперы Джея Риза "Распутин" в "Геликон-опере"
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-10-02/8_mask.html
Аннотация|
 
<....>
Дмитрий Бертман хотел взяться за оперу сразу, но быстро от этой идеи отказался – вокалисты для современной музыки не были достаточно подкованы. Вместе с партитурой ждал своего часа и Николай Галин – он выучил партию Распутина еще в 90-е годы. Бертман заметил, что артисты неохотно участвуют в пресс-показе. Тем не менее журналистам представили лучший состав, который здорово справился и с нелегкой партитурой.
<...>
Второе действие открывается сценой в квартире Распутина – в его постели сразу несколько дамочек, судя по одежде, из высшего света. Императрица за завтраком обсуждает с Распутиным будущее России. Он невозмутимо жует свое яйцо – она находится словно в прострации, все бьет ложечкой по скорлупе.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #14 : Октябрь 09, 2008, 13:46:12 »
Номер ссылки| 2008100910
Тема| Опера, Персоналии Фрайер И.
Авторы| Якубова Н
Заголовок| Бледнеть и гаснуть – вот блаженство."Онегин" в театре тьмы и света Ахима Фрайера
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-10-02/8_onegin.html
Аннотация|
В Берлине поют «Онегина». Режиссер спектакля – Иахим Фрайер. Дирижер – Даниэль Баренбойм, «следовательно», Татьяну поет наша Анна Самуил.
<...>
То, что если Иахим Фрайер ставит «Евгения Онегина», то Онегин будет похож на Пьеро, а Ольга – на Коломбину, было ясно. Труднее было предвидеть, что режиссер вспомнит о Шагале и, может, даже о «Мертвых душах».
<...>
И для Баренбойма, и для Фрайера эта музыка сродни прелюдиям Шопена – здесь бал не бал, а воспоминание о бале, его бледные, обрывочные отголоски. Воспоминание о вальсе – кружение со стулом в руках, воспоминания о «русской» – подергивания ногами скалящего зубы очкарика; воспоминания о твисте – легкие вихляния у движущейся к краю сцены и обратно Ольги. Эти движения появляются то у одного, то у другого, как остаточные рефлекторные подрыгивания давно уже успокоенных тел
<...>.
Впрочем, Онегин не очень похож на живого и если такие ассоциации возникают, то потому, что Роман Трекель менее всего вписывается в «ностальгию по жизни». Он как чинный немец, саркастически взирающий на весь этот как бы витебский - шагаловский - балаган.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #15 : Октябрь 09, 2008, 13:55:41 »
Номер ссылки| 2008100911
Тема| Опера, Михайловский театр
Авторы| Шергина Н.
Заголовок| «Пиковая дама» рассталась с «банановым королем». Елена Образцова решила уйти из Михайловского театра
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-10-02/98983/
Аннотация|

В Петербурге очередной громкий «культурный» скандал: прима Елена Образцова написала заявление об уходе с поста художественного руководителя оперы Михайловского театра и улетела на мастер-классы в Японию. Директор театра Владимир Кехман объяснил это увольнение чрезвычайной занятостью оперной дивы в международных проектах.

<...>
Имя Владимира Кехмана стали широко упоминать в Петербурге после того, как этот самарский бизнесмен, специализирующийся на поставках бананов, стал директором, а фактически – владельцем бывшего Малого оперного, а позже Театра имени Мусоргского, известного своей аббревиатурой МАЛЕГОТ. «Банановый король» начал с того, что отменил бесцветное, на его взгляд, прозвище МАЛЕГОТ и вернул учреждению культуры его родное имя – Михайловский театр.
<...>
Конец прошлого и начало нынешнего сезона ознаменовались крупными скандалами. Во-первых, режиссеру Александру Сокурову, «провинившемуся» своими публичными выступлениями против разрушения исторической части Петербурга, было отказано в премьере оперы Танеева «Орестея». Вскоре от г-на Кехмана ушел главный дирижер театра Андрей Аниханов, заявивший, что директор вмешивается в творческий процесс и пытается указывать музыкантам, где играть погромче, а где потише.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #16 : Октябрь 09, 2008, 14:00:29 »
Номер ссылки| 2008100912
Тема| Опера, Персоналии Гласс Ф.
Авторы| Васина М.
Заголовок| Филип Гласс напишет оперу об Уолте Диснее
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081002
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/02/190559.html
Аннотация|

Американский композитор получил заказ от New York City Opera
Филипп Гласс, живой классик американского минимализма, автор произведений, среди которых 23 оперы и музыка к четырем десяткам фильмов, получил заказ на сочинение своей 24-й оперы. Заказ поступил от Жерара Мортье - в прошлом интенданта брюссельского Theatre de la Monnaie, оперного фестиваля в Зальцбурге и руководителя «Рурской триеннале», ныне - руководителя Парижской оперы, который в сезоне 2009-2010 годов возглавит New York City Opera (NYСO).
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #17 : Октябрь 09, 2008, 14:09:50 »
омер ссылки| 2008100913
Тема| Музыка, Персоналии Мессиан О.
Авторы| Овчинников И.
Заголовок| Семь взглядов на Мессиана
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081005
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/05/183910.html
Аннотация|
 
В консерватории открылся фестиваль памяти выдающегося французского композитора10 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Оливье Мессиана - одного из крупнейших композиторов ХХ века, французского органиста, пианиста, педагога и музыкального теоретика. Этому событию посвящен международный фестиваль, открывшийся в Большом зале консерватории (БЗК): на открытии в исполнении Людмилы Голуб и Камерного хора Московской консерватории прозвучали хоровые и органные сочинения Мессиана.<....>
Рассматривая творческий метод Мессиана, можно выделить три основные его черты. Во-первых, религиозная тематика, с которой связано большинство опусов: многим предпосланы эпиграфы из Священного Писания (композитор в течение 61 года занимал пост штатного органиста в парижской Церкви Святой Троицы). Во-вторых, увлечение птицами: в течение многих лет композитор записывал и изучал их пение, ставя своей целью максимальную достоверность при переводе языка птиц на язык нот. В-третьих, особенное внимание, которое Мессиан уделял внеевропейским культурам - индийской, японской, латиноамериканской, индонезийской. Из этих черт складывается творчество Мессиана, независимое от каких бы то ни было школ и само по себе представляющее отдельное направление в современной музыке. Не случайно среди его учеников - Пьер Булез, Яннис Ксенакис, Карлхайнц Штокхаузен.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #18 : Октябрь 09, 2008, 14:14:37 »
Номер ссылки| 2008100913
Тема| Музыка, Персоналии Гаврилин В
Авторы| Мишина Е.
Заголовок| Гаврилин снова зазвучал. В Вологде стартовал Пятый фестиваль имени Валерия Гаврилина
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081005
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/05/145908.html
Аннотация|

В Вологде стартовал Пятый фестиваль имени Валерия Гаврилина.

Малая родина композитора Валерия Гаврилина, автора балетов «Дом у дороги» и «Анюта», хоровой симфонии «Перезвоны», оратории «Скоморохи» чтит память своего земляка: создана специальная областная программа по сохранению наследия Гаврилина, занимающаяся фестивалем, изданием нот и книг о нем.
 
<...>
В одном из последних прижизненных интервью, отмечая редкие факты исполнения своих произведений, Валерий Гаврилин печально констатировал: «Нет никакой возможности их исполнять. Искусство невыгодно! Слишком часто у деятелей культуры вместо сердца - кошелек, причем большей частью пустой!»

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #19 : Октябрь 09, 2008, 14:17:43 »
Номер ссылки| 2008100915
Тема| Музыка, Персоналии Мессиан О.
Авторы|
Заголовок| В Москве пройдет фестиваль памяти Оливье Мессиана
Где опубликовано| Сайт  Lenta
Дата публикации| 20081003
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/10/03/messiaen/
Аннотация|
 

Оливье Мессиан (1908-1992) был композитором, органистом, педагогом и орнитологом. С 1931 года и до смерти он занимал пост органиста парижской церкви Св. Троицы. Среди его самых известных сочинений обычно называют оперу "Святой Франциск Ассизский", симфонию "Турангалила", ораторию "Преображение Господа нашего Иисуса Христа", "Каталог птиц".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #20 : Октябрь 09, 2008, 14:25:12 »
Номер ссылки| 2008100916
Тема| Музыка, Персоналии Мета З.
Авторы|
Заголовок| Дирижер Зубин Мета проведет фестиваль в честь отца
Где опубликовано| Сайт Lenta
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/10/06/mehta/
Аннотация|

<...>
Зубин Мета пошел по стопам отца и тоже стал дирижером. Он учился в Вене вместе с Клаудио Аббадо и Даниелем Баренбоймом. Индийское правительство отметило вклад Зубина Меты в музыку премией "Падма Вибхушан". Дирижер также отмечен премией имени Кеннеди, а в 2008 году он получил престижную японскую награду Praemium Imperiale. Самые знаменитые концерты, которыми дирижировал Мета - это выступления "Трех теноров" в 1990 и 1994 годах.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #21 : Октябрь 09, 2008, 14:32:09 »
Номер ссылки| 2008100917
Тема| Музыка, Персоналии  Шостакович Д
Авторы| Ситковский Г.
Заголовок| Бодался рояль с дубом.На фестивале «Территория» показали новый спектакль Дмитрия Крымова «Опус № 7»
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/06/223004.html
Аннотация|

Как известно, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков - дядю Зяму и тетю Цилю. От всех них не осталось ничего, кроме разве что фотографии в семейном альбоме. Это в лучшем случае. Вот от Авраама с Исааком и того не осталось - видимо, они просто не любили фотографироваться. 

<...>
Вторая часть спектакля - о том, как теленок бодался с дубом. В роли теленка - композитор Дмитрий Шостакович, в роли дуба - Родина-мать в образе толстозадой тетеньки в три человеческих роста (художник Мария Трегубова). Эта преисполненная достоинства кукла с ярко накрашенными губами и ногтями будет то ласково прижимать композитора к своей материнской груди, то, прищурясь для пущей меткости, гоняться за ним по залу с пистолетом. Так и будет маленький человечек в исполнении Анны Синякиной прыгать весь спектакль, как заяц, пытаясь найти убежище хотя бы за роялем. Но все тщетно: увернувшись от пистолета, он наткнется на булавку от ордена Ленина, которая насквозь пронзит его тщедушное тельце.

Надо сказать, что и «Родословная», и «Шостакович» ужасно удобны для пересказа, но талантливый замысел спектакля, как это часто бывает, оказался увлекательнее результата. Семерка, хотя и считается счастливым числом, не принесла Дмитрию Крымову особой удачи, и в конечном счете обе одноактовки распались на ряд где-то более, где-то менее удачных аттракционов, которые объединены не слишком свежими мыслями. Позавчерашняя публицистика, увлекшая Крымова в «Шостаковиче», чем-то, как ни странно, напомнила о спектаклях Таганки 1970-х годов. В «Опусе № 7» можно порадоваться отдельным режиссерским придумкам, вспомнив то гигантскую куклу Родины-матери, то увлекательное побоище роялей, которые, словно танки, сшибаются друг с другом на фоне Седьмой симфонии Шостаковича. Но все-таки эффектными визуальными образами в спектакле проиллюстрированы мысли достаточно банальные.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #22 : Октябрь 09, 2008, 14:36:35 »
Номер ссылки| 2008100918
Тема| Опера, Персоналии Доминго П.
Авторы| Клыков А.
Заголовок| Вечный покой для седых пирамид. Выдающийся тенор Пласидо Доминго спел в столице индейцев майя
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://gzt.ru/culture/2008/10/06/193617.html
Аннотация|
 

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #23 : Октябрь 09, 2008, 14:43:05 »
Номер ссылки| 2008100919
Тема| реконструкция, Мариинка-2
Авторы|
Заголовок| Проект новой сцены Мариинки пересмотрен
Где опубликовано| сайт Lenta
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://lenta.ru/news/2008/10/06/mariinski/
Аннотация|
Руководство Мариинки и министерство культуры объявят в ближайшее время об изменении концепции второй сцены петербургского театра. "Коммерсант"  ( http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1036530  )    утверждает, что фактически речь идет об отмене результатов конкурса 2003 года, в котором победил проект французского архитектора Доминика Перро. 
О том, что концепция второй сцены пересмотрена, дали понять художественный руководитель театра Валерий Гергиев и министр культуры Александр Авдеев. В интервью "Коммерсанту" оба отвечали на вопросы уклончиво, поскольку им предстоит дать развернутую пресс-конференцию, сроки которой, впрочем, еще не названы. "Мы смотрим, чтобы проект был легче. Я пообещал, что монстра не будет. Это включает и размеры, и риски, и огромное количество немного "врывающейся" архитектуры", - сказал маэстро. Александр Авдеев в ответ на прямой вопрос журналиста, сохранится ли в проекте театра купол Перро, заметил: "Всем кажется, что он неудачный".

Проект Доминика Перро предусматривал возведение купола сложной формы. Хотя первоначально концепция была одобрена и дирекцией театра, и министерством культуры, впоследствии государственная экспертиза отказалась ее принять. В начале 2007 года архитектора отстранили от работы над зданием новой сцены, оставив ему только надзор за интерьерами. Далее начались поиски организации, которая доработала бы проект театра, последовательно были выбраны две, но летом 2008 года был объявлен еще один тендер.Сроки строительства новой сцены сдвигались многократно. Однако к 2008 году рытье котлована под здание так и не началось. Как предполагает обозреватель "Коммерсанта", это "позволяет заказчикам разработать новый проект практически с нуля".

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2008-10
« Ответ #24 : Октябрь 09, 2008, 14:59:59 »
Номер ссылки| 2008100920
Тема| Музыка, Москва, Дом Музыки
Авторы| Нестерова Н
Заголовок| Дом музыки открыл шестой сезон
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 200810
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/2008-10-09/99472/
Аннотация|