Автор Тема: Густаво Дудамель Gustavo Dudamel (р. 1981) -- дирижер и композитор  (Прочитано 326 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256

Густаво Дудамель родился в 1981 году в Баркисимето. Прошел все этапы уникальной системы музыкального образования Венесуэлы (El Sistema), обучался игре на скрипке в Консерватории X. Лары у Х. Л. Хименеса, затем у Х. Ф. дель Кастильо в Латиноамериканской скрипичной академии.
В восемнадцать лет он уже руководил Молодежным оркестром Венесуэлы имени Симона Боливара.

Благодаря победе в мае 2004 года на Первом международном конкурсе дирижеров им. Густава Малера, организованном Бамбергским симфоническим оркестром, Густаво Дудамель привлек к себе внимание всего мира, а также внимание сэра Саймона Рэттла и Клаудио Аббадо, взявших над ним своеобразное шефство.

По приглашению Донаньи Дудамель в 2005 г. дирижировал оркестром Филармония, в том же году дебютировал с Лос-Анджелесским филармоническим и Израильским филармоническим, подписал контракт со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon, в 2005 г.  в последний момент заменил заболевшего Нееме Ярви в выступлении с Гётеборгским симфоническим оркестром на концерте БиБиСи-Промс.

В ноябре 2006 года он дебютировал в «Ла Скала» с «Дон Жуаном» Моцарта.

В апреле 2007 г. было объявлено, что Дудамель подписал пятилетний контракт с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, 4 октября 2009 года состоялся первый концерт Дудамеля в качестве руководителя этого коллектива.

Во главе Гётеборгского симфонического оркестра Дудамель выступил с многочисленными концертами в Швеции, а также в Гамбурге, Бонне, Амстердаме, Брюсселе и на Канарских островах.

Дирижировал новогодним концертом Венского филармонического оркестра-2017.

С 2005 года Густаво Дудамель – эксклюзивный артист Deutsche Grammophon.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256
Отзыв Славы Шабронова на один из последних концертов Дудамеля с оркестром Симона Боливара
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3012932.html

...За прошедшие с московских гастролей - мне казалось, совсем недавних, а уж больше четырех лет минуло! - Дудамель заматерел, раскабанел, будку наел раза в полтора больше против той, что была в Москве, но не утерял живости и обаяния, которое передается всему оркестру - увы, на мой взгляд, зачастую в ущерб собственно музыкальности. Программа зато, мягко говоря, контрастная. В первом отделении исполняли триптих некоего Хулиана Орбана "Tres Versiones Sinfonicas". В принципе, если покопаться в интернете, как я сделал после концерта, о композиторе можно найти некоторые сведения. И в частности, что родился он в Испании, но после гражданской войны переехал с отцом (мать рано умерла) на Кубу. К Венесуэле автор тоже имеет отношение - именно исполненный в программе опус получил в Каракасе премию на Первом фестивале латиноамериканской музыки в 1954-м году, о чем указано в программке. О чем не указано - так это что с кастровской Кубы Орбон бежал, и не в почти столь же прогрессивную Венесуэлу отнюдь, а в прогнившие бездуховные Штаты, где его еще юношей в середине 1940-х привечали Копленд и Бернстайн - первый, возможно, даже за талант, тем более, что Копленд от Орбона сам недалеко ушел (Бернстайн, впрочем, тоже). Не зная всего этого, триптих я слушал с ощущением, что это голливудская киномузыка из приключенческих лент с участием Джона Уэйна про индейцев и ковбоев (почитав потом про автора в интернете, самодовольно подивился такой проницательности).

Первая часть, "Павана" - построена на испано-латиноамериканских мотивах, но состоит из разноплановых самостоятельных эпизодов и особенно сильно смахивает на саундтрек. Вторая, "ОргАн" ("Органум" по латыни) - более медитативная, хотя об отрешенности в исполнении венесуэльского оркестра Симона Боливара не может быть и речи. Третья, "Ксилофон", сообразно названию, написана для солирующего ксилофона с оркестром и звучит совсем как сочинение для учащихся музыкальной школы - по-пионерски бодро и задиристо. Когда дудамелевские боливарианцы на бисах орут и крутят виолончели, только что не скрипки в воздух бросают и ловят - это, положим, немного коробит, но по большому счету, весело и мило. <...>

Кстати, в комментариях к моим записям о московском выступлении оркестра Симона Боливара и Дудамеля есть оценка конкретно их исполнению Пятой симфонии Малера. Конечно, раз на раз не приходится и я не знаю, что подразумевал комментатор, слушавший Дудамеля несколько лет назад в США, могу говорить только о собственных свежих впечатлениях. На Орбоне меня ужасно покоробили медные - ну просто непростительно грубо работали, так что я с опаской ждал Малера. И тем не менее первое же соло трубы, с которого открывается Пятая симфония, вышло многообещающим, да и при повторном проведении темы трубач не подкачал. Но в остальном не только медные, а весь оркестр - и значит, проблема в дирижере, и не в его неумении совладать с отдельными музыкантами (Дудамель владеет оркестром безраздельно, его коллектив - единый организм, это факт), а в особенностях артистического мышления маэстро - творили то, чего я боялся даже бояться заранее: сплошные легато, ровный ритм, уверенный темп, никаких лишних цезур и фермат (да практически и нелишних тоже) - одновременно сентиментально и по-маршевому: в городском саду флейты да валторны, капельмейстеру хочется взлететь.

Дудамель с ловкостью, достойной лучшего применения, из прихотливой оркестровки и замороченной композиционной структуры вытаскивает простецкие мотивчики и преподносит их с максимальной доходчивостью, превращая Малера в русско-советскую попсу, и даже не в Чайковского, а сразу в Дунаевского - товарищу Жданову после такого Малера было бы что насвистывать, выходя из филармонии. Временами, и довольно часто, казалось, что играют не Пятую симфонию, а увертюру к "Детям капитана Гранта" - причем отлично играют, нельзя не признать. С одной стороны, меня лично этакая "оптимистическая трагедия" покоробила, с другой - любопытно как вариант, и если не в чистом музыкальном, то в культурологическом плане. В самом деле - для боливарианской республики и ее оркестра-тезки декадентствующий последыш австро-немецкого романтизма едва ли ко двору, то ли дело: ка-пи-тан, ка-пи-тан, улыбнитесь! - вот это по-нашему, по венесуэльски.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 256