Автор Тема: Так есть ли сегодня кризис в оперном исполнительстве?  (Прочитано 9283 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Любовь Казарновская считает, что признаки кризиса есть. Привожу выдержку из ее интервью:

"- Любовь Юрьевна, в Петербург доносится лишь эхо того, чем вы сегодня занимаетесь. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Я продолжаю выступать за рубежом, в Европе и Америке. <…> Очень много времени я уделяю и моему Фонду поддержки оперного искусства, который перерос в Российское музыкально-просветительское общество. <…>
<Помимо многого другого> Фонд занимается распространением знаний о российской оперной школе, о которой на Западе практически не знают. В особенности о том, что происходило в российском оперном искусстве после Шаляпина и до 1950-60-х годов – времени, когда оно переживало свой расцвет. Мы выпустили видеофильм «Великие русские певцы: от Шаляпина до наших дней», который имел громадный успех: его показывали на канале Arte, многие американские университеты купили его как учебное пособие. В фильме идет речь об именах, которые из-за железного занавеса до Запада не дошли: Максим Михайлов, Павел Лисициан, Петровы – бас и баритон, Елена Катульская, Наталья Шпиллер, Валерия Барсова.

- Как реагирует западная публика?

- «Какие роскошные голоса были в России, которые прошли мимо нас!» Из фильма иностранцы узнают о том, что российская вокальная школа за «железным занавесом» сохраняла старую, традиционную итальянскую школу. Например, итальянец Умберто Мазетти был заведующим вокальной кафедрой в Московской и Петербургской консерваториях. Он выучил Нежданову, Обухову, Барсову, Собинова, у него консультировался Шаляпин. У нас работали ученики Мазетти, ученики Ниссен-Саломан, которая, в свою очередь, была ученицей знаменитого Эверарди и тоже преподавала в обеих консерваториях.

- Распространено мнение, что русская вокальная школа – понятие надуманное.

- Да, скептики и там, и здесь говорили: ну, зачем госпожа Казарновская пытается нас убедить, что русские сохраняли такую вокальную школу? Но это исторический факт. Мой педагог, которая была и педагогом Ирины Архиповой, Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова, была ассистенткой в классе Мазетти. Архипова рассказывала мне, что когда она поехала в рамках стажировки от Большого театра к замечательной певице Габриеле Безанцони, то однажды услышала от нее: «У тебя старая венецианская школа. Откуда она? Никто этой школы уже не знает».

- Сегодня за меру вещей многие принимают так называемый стандарт чистого, почти безвибратного пения.

- К сожалению, такой стандарт существует. Тембральные голоса намного сложнее обучать. Они требуют намного большей шлифовки, потому что в этом красивом тембре нужно оставить все имеющиеся в диапазоне нотки. А это сложно. Проще сделать весь диапазон беловатым, бестембровым. Но в результате получается бескрасочное пение. Существует мнение, что старинная музыка пелась без вибрато. Но такие большие мастера барочной оперы, как Гендель или Вивальди, писали, что это ни в коем случае не допустимо. "Прямыми" голосами пели мадригалы, но не оперы. Как писал Гендель, "для оперы "Ринальдо" мне прислали сопрано, у которой голос без вибрато. Я её отправил домой. Мне такие голоса не нужны".
Мирелла Френи рассказывала мне, что всякий раз, когда записывали Николая Гяурова, у звукорежиссёров была истерика. Чтобы "взять" полноту звучания красивого объёмного тембра, нужно иметь терпение сидеть и работать. А так выставляются определённые параметры - и сиди, ни о чём не думай. Голоса Ренаты Тебальди, Марии Каллас или Беверли Силлз узнавали сразу. А сегодня получается, что мы иногда с трудом отличаем одного певца от другого. Да ведь и многие оркестры сейчас звучат одинаково.

- Что это за тенденция?

- Это общая тенденция, которая существует на мировом музыкальном рынке. Поддерживается в среднем как бы неплохой уровень, но очень серый. С личностями сложнее иметь дело. Серость никогда ничего не спросит, а скажет "хорошо, всё сделаю".

- Несмотря на все проблемы, мир продолжает петь.

- И будет продолжать петь. Как земля, которая всё ещё вертится. Музыкальный мир будет пребывать в усреднённом состоянии, пока публике не надоест. Это среднее арифметическое - когда всё срастается, соблюдён некий уровень. События нет, но всё всеми съедается. А от публики, которая скажет своё "фе", скажет, что ей надоели бесцветные голоса, бесцветные дирижёры и режиссёры, будет зависеть многое. Так или иначе, но в высказываниях больших артистов, музыкантов всё чаще звучат слова о том, что личностный фактор теряется. Все кричат об этом.

- Кому нужно, чтобы такая машина работала?

- Думаю, это требования рынка. С одной стороны, он хочет индивидуальностей, чего-то необыкновенного, с другой, соглашается на красивые заманчивые оберточки. Оперные директора и менеджеры дуют в одну дуду: берут певца, дирижера или режиссера Х, начинают из него делать звезду, рассказывая об этом всему миру. Публика клюет, покупает билеты, диски. Но со временем она разочаровывается, ей начинает надоедать. Тогда эту звезду бросают – берутся за новую. И так далее по кругу. Сегодня карьеры не выстраиваются как настоящие, как судьбы. Фирма берет певца, делает с ним запись с партие   й, которую тот никогда не пел или пел очень мало. После чего оперные театры на базе этого диска, его рекламы начинают прдавать его как лучшего исполнителя той или иной партии. Публика в таких условиях лишается возможности сама себе создавать кумиров – ее зомбируют рекламой.

- Что сегодня вместо судьбы?

- Шумиха. Если вокруг вас много шумихи, все говорят, что карьера есть. Если шумихи нет – нет карьеры.

- Чем же должен вооружиться современный молодой оперный певец, чтобы выйти на люди и стать тем, кем должен стать?

- Прежде всего, у него должен быть изначально интересный материал – голос. Он может быть небольшим, но с индивидуальным, красивым тембром. Молодой певец должен слушать очень много хороших записей и очень много знать, читать великих предшественников. Слушая легендарные записи, нужно стараться понять, каким образом мастера прошлого выстраивали свой репертуар, что в них притягивает до сих пор, что помогло им стать великими. Почему Шварцкопф Моцарт удавался больше, чем, к примеру, Тебальди? Почему Прайс была лучшей Аидой? Одним словом, задавать себе больше вопросов. А если молодые певцы будут задавать себе вопросы, публика это тут же услышит.

Беседовал Владимир Дудин

(Приводится по: Казарновская Л. "Сегодня карьеры не выстраиваются как судьбы" // Большой Каменный. 2006. № 1. С. 3.)
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Фонд занимается распространением знаний о российской оперной школе, о которой на Западе практически не знают. В особенности о том, что происходило в российском оперном искусстве после Шаляпина и до 1950-60-х годов – времени, когда оно переживало свой расцвет.

Вспоминаю, что когда я говорил такие слова в 80-90-х годах, наши доморощенные "любители зарубежного" на меня смотрели, как на ненормального ! Я понимаю, что было причиной такого удивления – их слабое знакомство с тогдашними обстоятельствами и с фонограммами тех времён, которых было вполне достаточное количество, чтобы прийти ко вполне определённым выводам, т.е. к тем, какие изложила Казарновская и которые я целиком и полностью разделяю. "Остатками былой роскоши" были 70-80-е годы, когда ещё во всём блеске своего дарования пребывали Образцова, Архипова, Атлантов, Нестеренко, Пьявко, Огнивцев, Левко, Мазурок, Синявская, Касрашвили, Раутио, Калинина, Авдеева, Борисова, Шемчук, Заремба, Котова, Анджапаридзе, Соткилава, Ведерников, и многие другие, я перечисляю только тех, против выдающегося значения которых даже возразить нечего !
И знаете что удивляет ? Что сами наши "меломаны" не ценили того, чем обладали ещё в 70-80-х годах, а уж тем более не знали, что было в 50-60-х.
Я совершенно согласен с Казарновской в том, что 50-60-е годы - это был настоящий расцвет русской оперы !
Я скажу больше: если вспомнить наших инструменталистов, например, пианистов, то 50-60-е годы в этом отношении были "золотым веком русского пианизма". а 70-80-е годы были опять же "остатками былой роскоши" вплоть до смерти Э.Г.Гилельса и отхода от широкой концертной деятельности С.Т.Рихтера.
И мы должны об этом помнить, должны этим гордиться, а самое главное, мы должны на этом УЧИТЬСЯ ! Причём. обратите внимание, говоря "мы", я имею в виду не одних только музыкантов, я имею в виду ВСЕХ, кто имеет отношение к музыке и интересуется ею, в т.ч. самую широкую публику, которая обязана проделать свою часть работы по освоению наследия прошлого во всех его видах, если она хочет быть достойной своей великой истории.


«Какие роскошные голоса были в России, которые прошли мимо нас!» Из фильма иностранцы узнают о том, что российская вокальная школа за «железным занавесом» сохраняла старую, традиционную итальянскую школу.

За этим "занавесом" уцелел также и русский романтический инструментализм, который в 90-х годах, когда были выпущены CDs с игрой наших инструменталистов 40-50-60-х годов, то на Западе это произвело фурор: они-то в газетёнках своих писали, что тут по улицам медведи ходят, а тут такая мощная исполнительская школа была !
С другой стороны, я не понимаю, почему это их на Западе так удивило, ведь наши студенты уверенно побеждали на многих зарубежных конкурсах, не могли же они вырасти в России на пустом месте ? Впрочем. как я давно уже заметил, на Западе вообще с логикой нелады и со знанием "еоргафии" – тоже.


- Распространено мнение, что русская вокальная школа – понятие надуманное.

- Да, скептики и там, и здесь говорили: ну, зачем госпожа Казарновская пытается нас убедить, что русские сохраняли такую вокальную школу? Но это исторический факт. Мой педагог, которая была и педагогом Ирины Архиповой, Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова, была ассистенткой в классе Мазетти. Архипова рассказывала мне, что когда она поехала в рамках стажировки от Большого театра к замечательной певице Габриеле Безанцони, то однажды услышала от нее: «У тебя старая венецианская школа. Откуда она? Никто этой школы уже не знает».

:))) Вообще, это забавно, когда в России, благодаря довольно консервативной обстановке послереволюционных и послевоенных лет, были сохранены многие западные традиции, в т.ч. и исполнительские, которые там, на Западе, давно уже утрачены или нивелированы, а у нас приобрели статус "отечественных" :)).
Да, Запад тоже может про себя сказать: что имеем не храним, потерявши – плачем.


- Сегодня за меру вещей многие принимают так называемый стандарт чистого, почти безвибратного пения.

- К сожалению, такой стандарт существует. Тембральные голоса намного сложнее обучать. Они требуют намного большей шлифовки, потому что в этом красивом тембре нужно оставить все имеющиеся в диапазоне нотки. А это сложно. Проще сделать весь диапазон беловатым, бестембровым. Но в результате получается бескрасочное пение.

Я вспоминаю свои споры по этому поводу – и в жизни, и на форумах: меня убеждали, что одно другому не мешает, и что, мол, темброво богатые голоса в управлении ничуть не сложнее, чем "белые". Помню, подобные споры вспыхивали при попытках оценки качества вокала Образцовой, причём, даже лучшего периода её карьеры. Я очень рад, что из уст профессионала подтверждается, на мой взгляд, очевидное – что с богатыми голосами их обладателям труднее справиться: что сложно точно интонировать, сложно удерживать в фокусе взятый звук и т.п., и что в этом случае имеет место чуть ли не "техническое" противоречие между красотой звучания и точностью интонирования.
Я доволен, что Казарновская столь чётко обозначила эту проблему, поставив точку в моих собственных размышлениях по этому поводу.


Существует мнение, что старинная музыка пелась без вибрато. Но такие большие мастера барочной оперы, как Гендель или Вивальди, писали, что это ни в коем случае не допустимо. "Прямыми" голосами пели мадригалы, но не оперы. Как писал Гендель, "для оперы "Ринальдо" мне прислали сопрано, у которой голос без вибрато. Я её отправил домой. Мне такие голоса не нужны".

Это камушек в огород аутентизма :). Но я хочу сказать, что дело тут не в "аутентизме", а в недостоверности и часто даже вздорности информации, которую в данном случае следует именовать "псевдоисторической".
А вот как раз Казарновская демонстрирует подлинно историческое отношение к делу и на примерах доказывает, что подход к стилям прошлого не может быть обобщённым, он обязан был дифференцированным и контекстным. То же самое относится и к разговорам о вибратном пении в рамках старинных стилей.


сегодня….мы иногда с трудом отличаем одного певца от другого. Да ведь и многие оркестры сейчас звучат одинаково.

- Что это за тенденция?

- Это общая тенденция, которая существует на мировом музыкальном рынке. Поддерживается в среднем как бы неплохой уровень, но очень серый. С личностями сложнее иметь дело. Серость никогда ничего не спросит, а скажет "хорошо, всё сделаю".

Я тут же вспомнил о недавних гастролях зарубежных певцов и о выступлениях зарубежных дирижёров – самым поразительным примером подобной "серости" стало выступление оркестра под управлением Л.Маазеля ! Назвать то, что он подаёт в концертах, "интерпретацией" даже язык не поворачивается: он своим исполнением реализует именно то, о чём сказала Казарновская – "чего изволите" и "всё сделаю". А ведь это один из самых раскрученных дирижёров !
Ремесленник.


Музыкальный мир будет пребывать в усреднённом состоянии, пока публике не надоест. Это среднее арифметическое - когда всё срастается, соблюдён некий уровень. События нет, но всё всеми съедается. А от публики, которая скажет своё "фе", скажет, что ей надоели бесцветные голоса, бесцветные дирижёры и режиссёры, будет зависеть многое. Так или иначе, но в высказываниях больших артистов, музыкантов всё чаще звучат слова о том, что личностный фактор теряется. Все кричат об этом.

Все кричат, многие даже высказывают своё "фэ", но ничего не делают :)). Далее она ещё скажет по поводу "зажжения бесцветных звёзд".


- Кому нужно, чтобы такая машина работала?

- Думаю, это требования рынка.

В этом плане трудно не вспомнить о нынешнем мировом экономическом кризисе: доигрались "в рынок" и в его "требования" до такой степени, что эти игрушки обрели громадную разрушительную силу. Вообще, когда об этом всём думаешь, то начинаешь приходить к выводу о том, что "виртуальная реальность", создаваемая фантомами рыночной рекламы и фантомной финансовой системой, может представлять вполне реальную опасность.


берут певца, дирижера или режиссера Х, начинают из него делать звезду, рассказывая об этом всему миру. Публика клюет, покупает билеты, диски. Но со временем она разочаровывается, ей начинает надоедать. Тогда эту звезду бросают – берутся за новую. И так далее по кругу.

Ясно, что наша цивилизация в её нынешнем "рыночном" обличьи зашла в какой-то идейно-нравственный тупик, передоверившись выдуманным ею самой обезличенным механизмам – эта машина, основанная на движении денег и поставившая их во главу угла, оказалась на деле инструментом нивелирования индивидуальностей, т.к. индивидуальные проявления ей вовсе не нужны, несмотря на все стенания по поводу "прав человека и гражданина" и т.п. слезливые декларации, за которыми ничего не стоит. Требование и стремление к "индивидуализации" находится в кричащем противоречии с универсальными принципами функционирования обезличивающей всё и вся экономики, которой нужны не творческие личности, а послушные "винтики", максимально гибкие в своём предельно циничном конформизме.
Что уж теперь жаловаться !
Как едко сказал Путин применительно ко вхождению России в мировую экономику, "за что боролись, на то и напоролись".


Сегодня карьеры не выстраиваются как настоящие, как судьбы. Фирма берет певца, делает с ним запись с партией, которую тот никогда не пел или пел очень мало. После чего оперные театры на базе этого диска, его рекламы начинают продавать его как лучшего исполнителя той или иной партии. Публика в таких условиях лишается возможности сама себе создавать кумиров – ее зомбируют рекламой.

Зомбирование рекламой, т.е. подавление творческих проявлений представителей публики – это тоже один из важнейших элементов функционирования т.н. "рынка": ведь "деньги уже уплОчены", следовательно, товар надо спихнуть.
Вот они и спихивают его нам на голову !
Это ещё хорошо, если кто-то не зашорен настолько, что может сопротивляться рекламе, смотреть на вещи трезво и иметь своё мнение, а сколько народу уже давно не имеет его ?!


- Что сегодня вместо судьбы?

- Шумиха. Если вокруг вас много шумихи, все говорят, что карьера есть. Если шумихи нет – нет карьеры.

Тоже важный элемент.
Самое неприятное в этом деле то, что даже интересные, творческие личности, прибегая к рекламе, ставят себя под удар всей этой системы: включаясь в эту кутерьму и крутясь, как белка в колесе, они теряют возможность оглянуться на собственный путь, потому что им просто некогда рефлексировать, некогда остановиться и задуматься "о вечном".
А если нет рефлексии, то нет и самоконтроля, а это всегда чревато впадением в лучшем случае в ремесленничество, а в худшем - потерей даже и ремесленных навыков.


- Чем же должен вооружиться современный молодой оперный певец, чтобы выйти на люди и стать тем, кем должен стать?

- Прежде всего, у него должен быть изначально интересный материал – голос. Он может быть небольшим, но с индивидуальным, красивым тембром. Молодой певец должен слушать очень много хороших записей и очень много знать, читать великих предшественников.

Между прочим, важный момент !
Казалось бы, зачем певцу …… читать ? :) Ведь он вроде бы петь должен ! На самом деле тексты содержат любопытные сведения о прошлом, которые нельзя извлечь из современности, потому что многое утрачивается в процессе живой музыкальной практики, многое приобретённое оказывается на поверку вздорным и даже прямо вредным для профессии, а многое искажено до такой степени ложными "традициями", что нуждается в капитальном ремонте.
В этом плане методические материалы и мемуары музыкантов-профессионалов и маститых критиков , да и даже просто их рассказы о деталях обстановки, нравах и настроениях прошлых эпох представляет собой непреходящую ценность, т.к. способствует погружению в контекст, интуитивному постижению многих аспектов старинных стилей, а также содержат ценные прямые указание на те или иные вокальные особенности, характерные в прошлом, подобные тем, что привела выше Казарновская по поводу вибрато и т.п.


Слушая легендарные записи, нужно стараться понять, каким образом мастера прошлого выстраивали свой репертуар, что в них притягивает до сих пор, что помогло им стать великими. Почему Шварцкопф Моцарт удавался больше, чем, к примеру, Тебальди? Почему Прайс была лучшей Аидой? Одним словом, задавать себе больше вопросов.

Хотя я совершенно не уверен, что именно Прайс была лучшей Аидой :), не могу не согласиться с Л.Казарновской по поводу изучения громадного информационного массива 20-го века, в т.ч. и фонографического ! :)
И вообще, я убеждён, что 20-й век останется в истории искусства и всей нашей цивилизации (если ей вообще суждено выжить) уникальным: когда б не отдельные фонограммы конца 19-го века, то по сути 20-й век - это первый век грамзаписи ! это первый век кино ! это век обзора и подведения итогов классической музыки и классического искусства ! это атомный век, век кибернетики и информатики, век рождения научной космологии и век космических полётов, на излёте 20-го века родилась неравновесная термодинамика, которой по силам найти ключ к тайне появления жизни и управления мирами через малые, но осмысленные воздействия и т.п.
Однако не буду растекаться мыслью по древу и сделаю акцент на уникальности 20-го века в музыкальном аспекте – те фонограммы и те исполнительские стили, которые были зафиксированы фонограммами в 20-м веке, останутся с человечеством НАВСЕГДА, а многие из них впоследствии будут рассматриваться в качестве "эталонов" ! Мне даже любопытно, достаточно ли чётко осознавали это чрезвычайное обстоятельство те исполнители, творчество которых были зафиксировано ? К примеру, если бы я был исполнителем и всё время помнил о том, что мои фонограммы останутся в веках, то я со страху ни одной ноты не смог бы из себя выдавить :))
Слава богу, эта тяжёлая мысль исполнителями 20-го века не осознавалась во всём ужасе моральной ответственности за совершаемые действия и за то, как они будут выглядеть в веках ! :) По-видимому, озабоченность художественным и ремесленным совершенством создаваемой фонограммы и желание использовать её для популяризации своего творчества "здесь и сейчас" вытесняла, а может даже и не допускала появления мыслей о её вневременном характере.
И это хорошо: ведь именно по этой причине искусство выдающихся музыкантов в большинстве фонограмм выглядит довольно естественным и непринуждённым – по крайней мере так было до 70-80-х годов 20-го века.
Я много раз уже в многочисленных беседах - реальных и виртуальных – в профессионалами и продвинутыми любителями музыки сталкивался с мнением, что все лучшие фонограммы сделаны до начала 90-х годов 20-го века. Нет, конечно, и позже появлялись значительные работы, но они уже не носили основополагающего характера и не представляли собой что-то существенно новое, а уж тем более, бесспорно ценное. Даже полные фонографические собрания сочинений различных композиторов в исполнительском плане представляют собой нечто хотя и мастеровитое, но всё же в идейном плане вторичное по отношению к достижениям, имеющимся в ранее зафиксированных образцах. Таким образом, фонографическое наследие 20-го века начало воздействовать на современность уже в пределах самого этого века ! Что в этом смысле будет происходить дальше, можно уже сегодня вообразить !
По сути дела с пришествием в музыкальный быт фонограмм творчество исполнителей уподобилось творчеству композиторов: оно теперь тоже может быть зафиксировано во всей полноте своих проявлений, причём, оно даже более точно и детально отражено в фонограмме, нежели отражены намерения авторов музыки в нотных знаках, доставшихся нам от композиторов прошлого.
Так что 1000 раз права Казарновская: нужно как можно больше читать и как можно больше изучать фонографическое наследие прошлого – для меня такое мнение профессионала тем более ценно, что оно очень хорошо укладывается в моё понимание классического (и композиторского, и исполнительского) наследия как "канона", который надо ценить, любить, который надо изучать и которому надо следовать !
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2009, 17:48:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Так что 1000 раз права Казарновская: нужно как можно больше читать и как можно больше изучать фонографическое наследие [/прошлого – для меня такое мнение профессионала тем более ценно, что оно очень хорошо укладывается в моё понимание классического (и композиторского, и исполнительского) наследия как "канона", который надо ценить, любить, который надо изучать и которому надо следовать !
Конечно Казарновская  1000 раз права,но знает ли она ,что из более чем тысячи русских певцов императорских театров, которые записались  на граммофонные  пластинки в  начале 20 века  на современных носителях  не представлена даже  сотня , хотя бы по одному треку.В России не издан даже полный Шаляпин ,  в безобразно отремастированном в 70 гг. мелодией якобы полном собрании Шаляпина не достает примерно 20 % его записей.Почему наши меломаны так и не услышали его записей из спектаклей Фауст,Мефистофель (Бойто ) ,Моцарт и Сальери..... Почему, сцены из Бориса Годунова записанные в Ковент Гардене вышли у нас в урезанном виде. и т.д.. Почему не издана Пиковая Дама с Печковским .Она ведь существует .КГБ не смог уничтожить все экземпляры......Чудом удалось издать Пиковую Даму с С.Преображенской , которую я нашел на Радио в чулане для хранения брака. .В общем тут сил не хватит   перечислять все недоуслышанное!
Если  все просуммировать , то нами недовыпущено примерно 500 если не больше компакт дисков с нашим фонографическим прошлым.
Пока еше есть в России несколько старичков, у которых сохранено это фонографическое прошлое в оригиналах  ,но старички или умирают или в связи с финансовым  кризисом продают свои коллекции за рубеж.
Специалистов по ремастерингу тоже раз два и опчелся и они тоже обязательно умрут ни кому  не передав свой опыт.
С этими вопросами я обращался к Гергиеву через знакомую секретаршу! .Мое письмо пролежало у  секретаря два года .Ответа не последовало.
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2009, 00:03:34 от Анатолий Лихницкий »

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam

Я много раз уже в многочисленных беседах - реальных и виртуальных – в профессионалами и продвинутыми любителями музыки сталкивался с мнением, что все лучшие фонограммы сделаны до начала 90-х годов 20-го века.

У меня точно такой же опыт, уважаемый Predlogoff!

И возникает вопрос - что же произошло? Чем это объяснить, кроме безудержной коммерциализации всего и вся в угоду финансовым воротилам и обслуживащим их рекламным компаниям? Ведь "требования рынка", в которых Казарновская видит главную причину, существовали на Западе и раньше. Конечно, "экономикоцентризм" именно в наше время обрел поистине глобалистский размах, а агрессивность homo economicus возросла в разы. Но такой "триумф рынка" в области искусства мог быть достигнут лишь благодаря определенным общекультурным предпосылкам. Так не вызван ли он общим состоянием "современной" - т. е. собственно модернистской - культуры, прежде жаждавшей так называемого "разрыва с прошлым", а теперь его почти целиком осуществившей и оказавшейся на стадии "постмодернизма" в пустоте? Вряд ли в 80-ые годы не было в должном количестве тех, кто хотел и мог передать эстафету. Скорее всего, не оказалось в должном количестве тех, кто хотел ее перенимать. Вот и получилось, что, по словам Темирканова, «опера как жанр гибнет» (  http://www.classicalmusicnews.ru/interview/Jurii-Temirkanov-opera-kak-zhanr-gibnet/  ). Феномен новейшей оперной режиссуры, уже обсуждавшийся в соответствующем потоке (  http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=707.150  ), получает некоторое объяснение в свете тех проблем, на которые указала Казарновская. Ибо традиционная оперная публика предпочитает не слушать тех, кого ей усиленно навязывают «живьем», а наслаждаться многочисленными записями своих любимцев. Поэтому ставку стали делать на совершенно иную публику – ту, которая, так сказать, не обременена «излишней» культурой и от оперы была всегда далека. Помню, что уже во второй половине 90-х несколько директоров крупнейших европейских оперных театров один за другим выступали с заявлениями, что уже не могут делать ставку на подлинных знатоков и ценителей оперы, ибо таковые стали посещать оперные театры в слишком малом количестве. Поэтому все силы будут брошены на привлечение широких масс – любыми средствами. Они и были брошены - с соответствующими последствиями. Тяжелую ситуацию с музыкальным исполнительством такая политика только усугубила.
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2009, 03:25:22 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam

Так что 1000 раз права Казарновская: нужно как можно больше читать и как можно больше изучать фонографическое наследие прошлого – для меня такое мнение профессионала тем более ценно, что оно очень хорошо укладывается в моё понимание классического (и композиторского, и исполнительского) наследия как "канона", который надо ценить, любить, который надо изучать и которому надо следовать !

А зачем "как можно больше читать"? Зачем "как можно больше изучать фонографическое наследие прошлого", если можно, например, подвизаться в "наигламурнейших" журналах на рекламе трусиков, а после этого "ловить кайф" от апплодисментов соответствующей публики, прибежавшей в оперный театр посмотреть на модную "топ-модель" живьем? Это ж так хорошо заработать можно, как и не снилось "всяким там" Шварцкопф и Тебальди.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Кризис в оперном исполнительстве
« Ответ #5 : Февраль 09, 2014, 02:44:26 »
Так кто станет утверждать, что в сегодняшнем оперном исполнительстве нет  кризиса? И не этим ли очевидным кризисом в значительной мере обусловлено победоносное шествие по миру так называемой "режоперы"?
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
- Сегодня за меру вещей многие принимают так называемый стандарт чистого, почти безвибратного пения.

- К сожалению, такой стандарт существует. Тембральные голоса намного сложнее обучать. Они требуют намного большей шлифовки, потому что в этом красивом тембре нужно оставить все имеющиеся в диапазоне нотки. А это сложно. Проще сделать весь диапазон беловатым, бестембровым. Но в результате получается бескрасочное пение. Существует мнение, что старинная музыка пелась без вибрато. Но такие большие мастера барочной оперы, как Гендель или Вивальди, писали, что это ни в коем случае не допустимо. "Прямыми" голосами пели мадригалы, но не оперы. Как писал Гендель, "для оперы "Ринальдо" мне прислали сопрано, у которой голос без вибрато. Я её отправил домой. Мне такие голоса не нужны".

(Приводится по: Казарновская Л. "Сегодня карьеры не выстраиваются как судьбы" // Большой Каменный. 2006. № 1. С. 3.)

Loki, я вас благодарю за ценную цитату! Кто бы мог подумать в 2009 году, что она "сыграет" через 5 лет? :))
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9402.15.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Очень интересная ветка, как хорошо, что о ней вспомнили. По поводу тембров и техники - правильно ли я поняла мысль, что исполнителю с красивым тембром слушатели готовы простить небольшие технические недочеты? А еще у меня вопрос, является ли тембр тем, что дано от природы, или его можно каким-то образом развить в течение карьеры певца?
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
кризис в оперном исполнительстве?
« Ответ #8 : Февраль 26, 2014, 19:57:37 »
Loki не отвечает - видимо, занят борьбой на научных фронтах против мракобесия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Вы угадали, Predlogoff, - именно этим теперь и занимаюсь. Мракобесов на научных фронтах развелось нынче видимо-невидимо, ведь мракобесие нынче в моде и освящено авторитетом всяческих "пост-" теоретиков, восхваляющих (разумеется, отнюдь не безвозмездно) все новые и новые "унитазы". Так что пожелайте мне и моим союзникам удачи.  :)

По поводу тембров и техники - правильно ли я поняла мысль, что исполнителю с красивым тембром слушатели готовы простить небольшие технические недочеты? А еще у меня вопрос, является ли тембр тем, что дано от природы, или его можно каким-то образом развить в течение карьеры певца?

Небольшие технические недочеты - ничто в сравнении с тусклым, стерильным и безличным исполнением, даже если таковое не упрекнуть в чисто технических огрехах. А что касается тембра, то если не дала его природа, то развивай его или не развивай - он из пустоты не разовьется. Так что придется компенсировать тембровую посредственность какими-нибудь другими - благоприобретенными - достоинствами. Вот только станут ли они достаточной компенсацией - большой вопрос.

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы угадали, Predlogoff, - именно этим теперь и занимаюсь. Мракобесов на научных фронтах развелось нынче видимо-невидимо, ведь мракобесие нынче в моде и освящено авторитетом всяческих "пост-" теоретиков, восхваляющих (разумеется, отнюдь не безвозмездно) все новые и новые "унитазы". Так что пожелайте мне и моим союзникам удачи.  :)

Я желаю вам удачи!
То, что сегодня происходит с уничтожаемой всеми мыслимыми и немыслимыми способами отечественной наукой, беспрецедентно в истории России.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... что касается тембра, то если не дала его природа, то развивай его или не развивай - он из пустоты не разовьется

Да, природные способности можно обнаружить и развить, но если их нет, то и развивать нечего.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Я желаю вам удачи!
То, что сегодня происходит с уничтожаемой всеми мыслимыми и немыслимыми способами отечественной наукой, беспрецедентно в истории России.

Danke!

Особенно жаль, что весьма значительная часть молодежи клюет на модные приманки и думает не о смысле того, чем занимается, а о том, чтобы попасть в модный тренд и достичь чисто внешнего успеха, прежде всего финансового. Боюсь, что смены у нас не будет или эта смена окажется слишком жидкой.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
По поводу тембров и техники - правильно ли я поняла мысль, что исполнителю с красивым тембром слушатели готовы простить небольшие технические недочеты? А еще у меня вопрос, является ли тембр тем, что дано от природы, или его можно каким-то образом развить в течение карьеры певца?

Небольшие технические недочеты - ничто в сравнении с тусклым, стерильным и безличным исполнением, даже если таковое не упрекнуть в чисто технических огрехах. А что касается тембра, то если не дала его природа, то развивай его или не развивай - он из пустоты не разовьется. Так что придется компенсировать тембровую посредственность какими-нибудь другими - благоприобретенными - достоинствами. Вот только станут ли они достаточной компенсацией - большой вопрос.

Спасибо за ответ. Мне профессионалы, которым я задала тот же вопрос, сказали примерно то же самое: что тембр уж какой дан природой, такой есть. Другой вопрос, что о тембрах спорят, одним нравятся одни голоса, другим другие, и что такое "тембровая посредственность", никто никому не докажет :)
Che mai sento!

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Другой вопрос, что о тембрах спорят, одним нравятся одни голоса, другим другие, и что такое "тембровая посредственность", никто никому не докажет :)

Однако тембровую безликость и усредненную стандартизированность слыщишь сразу. Она-то ныне и господствует. Казарновская тысячу раз права.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
... что касается тембра, то если не дала его природа, то развивай его или не развивай - он из пустоты не разовьется

Да, природные способности можно обнаружить и развить, но если их нет, то и развивать нечего.

Почему же? Можно упорно прогрессировать в течение всей карьеры :))
Che mai sento!

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
кризис в оперном исполнительстве?
« Ответ #16 : Март 02, 2014, 23:12:24 »
Вот посредственности и "прогрессируют", превращая исполнительство в выжженное поле. И мало кто так смело говорит об этом, как Казарновская.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)