Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 159450 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Смешно? Да, смешно.
Только вот я не вижу других разумных вариантов.
Хочется как надо - делать надо самостоятельно, иначе никак. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - пианист, дирижёр, транскриптор
« Ответ #101 : Январь 05, 2013, 02:13:09 »
Хочется как надо - делать надо самостоятельно, иначе никак

Ну что ж, ради такого дела переоденусь Антоновой.
А кроме шуток: мы живём, извините, в XXI веке, на дворе уже 2013 год, а нас всё ещё будут питать разными рецензиями, как в позапрошлом веке, никак не подкреплёнными документально ? Да мало ли что там понапишут, разве можно на этом основании сделать такие же выводы, какие можно было бы сделать на основании изучения фонограммы события ?
Я уже много раз говорил и не поленюсь ещё раз повторить: если в наши дни событие не записано, не выложено в интернет, не передано по радио или не показано по ТВ, то это значит, что его не было.
Получается что был один лишь Ноктюрн, сыгранный на бис, а остального концерта Плетнёва НЕ БЫЛО, и все эти слова о его "историческом значении", никак не подкреплённые документально - это просто сотрясание воздуха.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
А как же все его разговоры о "плохих роялях" ? Кстати, на какой марке он там играл ?
Раньше в Пушкинском музее стояли Ямахи - с подачи Рихтера. В последние годы жизни он предпочитал именно их. Сейчас не знаю.
На этом концерте к сожалению не был. Но уж очень противно было биться за "место под солнцем" и оказаться среди тупой толстокожей толпы, для которой что Плетнев,  что Мацуев - без разницы, а может быть Мацуев и предпочтительнее - громче играет...

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Да,да, не забываем, что Плетнев выдающийся пианист и хороший дирижер
Lorina, милая, ну где же вы видели что плетнев хороший дирижер?



Я не принадлежу к числу больших поклонников Плетнева-дирижера, но у него бывали прорывы, как у дирижера, в высшие сферы. Я имею в виду исполнение им в декабре 1996 года Шестой симфонии Чайковского в Большом зале консерватории. Не берусь судить, насколько мое впечатление объективно, но я ни до, ни после , ни в записи, ни в живом исполнении, даже в живом исполнении самого Плетнева, ничего подобного не слышал. Это было абсолютное слияние гениальной музыки и адекватного ее исполнения. Прошло уже 16 лет, а при воспоминании об этом вечере у меня мурашки бегут по голове.
В том концерте в первом отделении Миша Майский весьма посредственно исполнил симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Что у Плетнева-дирижера,  что у Майского она развалилась по форме. Объективности ради, следует отметить, что собрать эту симфонию-концерт по форме очень непросто. Во втором отделении была объявлена Шестая Чайковского. Я даже чуть было не  ушел, т.к. никаких откровений не ожидал. Но сработала многолетняя привычка не уходить без крайней необходимости с концерта, и я остался. В тот вечер я сидел в 6-й, так называемой «директорской» ложе БЗК,  около эстрады справа и мне было хорошо видно лицо Плетнева. Когда он вышел и встал за пульт я обратил внимание на какое-то необычное выражение его лица. Обычно довольно бледное, оно в этот раз шло красными пятнами. Взгляд глаз был какой-то отсутствующий,  вернее обращенный как бы внутрь себя.
С первых звуков Шестой я ощутил, что происходит что-то из ряда вон. Весь мой скепсис как рукой сняло, и я был полностью захвачен стихией гениальной музыки в гениальном исполнении. На мой взгляд, произошло полное слияние композитора и исполнителя. Сам Плетнев, обычно сдержанный в проявлении эмоций, был в каком-то лихорадочном состоянии.  Лицо по-прежнему шло пятнами, глаза как бы затуманены, сфокусированы не на внешних предметах, а на чем-то внутри. При этом контакт дирижера с оркестром был идеальный. Оркестр точно откликался на самый малозаметный жест Плетнева. Скерцо прозвучало настолько зловещим, что волосы вставали дыбом!
Плетнев оставался в таком полу невменяемом состоянии и после концерта. Кода я зашел в артистическую, и подошел поблагодарить Михаила Васильевича, мне показалось, что он плохо узнает людей, подходящих к нему с поздравлениями. Рядом с Плетневым  у рояля стоял Алексей Бруни – концертмейстер первых скрипок, которого он держал за рукав и бормотал: «Это не я! Это не я! Это – они!».
Это было исполнение на грани саморазрушения. Повторить такое не просто невозможно,  а просто опасно для психического здоровья. Общепринято  считать, что Плетнев очень сдержанный, замкнутый и не очень эмоциональный человек. Это исполнение показало, какие на самом деле, страсти и эмоции бушуют за маской замкнутости и почему он должен их контролировать.  Обычно Плетнев держит свои эмоции под жестким контролем.  В этот раз они вырвались из-под этого контроля или он их сознательно выпустил – не знаю. Но эффект был потрясающий. Более в таком состоянии я не видел Плетнева на разу.
Кстати, в сентябре 2012 г. на IV фестивале РНО Плетнев  прекрасно продирижировал двумя программами: Концертным исполнением «Евгения Онегина»  и Четвертой симфонией Чайковского. Так что не так уж часто, но Плетнев бывает и хорошим, и даже великолепным дирижёром.

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Извините! Бормотал конечно не Бруни,  а Плетнев!

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 148
Цитата: Predlogoff от Сегодня 00:12:26
Цитировать
Я уже много раз говорил и не поленюсь ещё раз повторить: если в наши дни событие не записано, не выложено в интернет, не передано по радио или не показано по ТВ, то это значит, что его не было.

Я отлично понимаю правоту этого высказывания, но объясние мне, частому "ходоку на концерты" - как можно записать что-то, сидя в зале? Я не прошу поделиться вариантами прятания от администрации, которая этот процесс вроде бы запрещает, но реально - какую аппаратуру можно использовать: кинокамеру, диктофон - больше ничего в голову не приходит. К сожалению, я не обладаю средствами, чтобы "выкупить" какого пианиста и записать его на проф. оборудовании, а ужасно хочется хоть что-то сделать в плане "деления" информацией с людьми, которые не могут присутствовать даже на тех концертах, которые удается послушать мне (не менее 10 в месяц).
ПОМОГИТЕ, ПЛИЗ, подскажите!!!!

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Думаю, что идея записать концерт Михаила Васильевича посещала администрацию Музея неоднократно, но отсутствие записи было одним из условий выступления Плетнёва. Это, конечно, лишь догадка, но я вполне могу представить, что артист специально выбрал для своего возвращения такой зал и такую публику, где резонанс от выступления был бы на порядки меньше, чем от выступления в БЗК с записью на "Культуру" и сотнями специалистов в зале.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 690
[ Общепринято  считать, что Плетнев очень сдержанный, замкнутый и не очень эмоциональный человек. Это исполнение показало, какие на самом деле, страсти и эмоции бушуют за маской замкнутости и почему он должен их контролировать.  Обычно Плетнев держит свои эмоции под жестким контролем.  В этот раз они вырвались из-под этого контроля или он их сознательно выпустил – не знаю. Но эффект был потрясающий.
[/quote]

Точно такими же словами я могла бы описать исполнение им монографической программы из произведений Шумана (это был в БЗК года три назад). Во время исполнения "Манфреда" Плетнев буквально смахивал с ресниц слезы (с моего места было очень хорошо видно лицо дирижера). Шуман - точно его композитор -  подумала тогда я, и до сих пор равного этому исполнения "Манфреда" не слышала.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - пианист, дирижёр, транскриптор
« Ответ #108 : Январь 06, 2013, 00:14:50 »
артист специально выбрал для своего возвращения такой зал и такую публику, где резонанс от выступления был бы на порядки меньше, чем от выступления в БЗК с записью на "Культуру" и сотнями специалистов в зале

Но так он совсем превратится в подобие позднего Софроницкого, который боялся играть в больших залах. Игумнов тоже до жути боялся играть в больших залах (у него вообще была агорафобия), но всё равно играл в них до последнего своего концерта !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vlad1941

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Но так он совсем превратится в подобие позднего Софроницкого, который боялся играть в больших залах. Игумнов тоже до жути боялся играть в больших залах (у него вообще была агорафобия), но всё равно играл в них до последнего своего концерта !

Если предположить у Плетнева агорафобию, то он бы боялся и дирижировать! Ведь всё происходит в тех же залах,  что и сольные его выступления. Так что вряд ли причина в этом. А в чём  - непонятно. Чужая душа - потёмки, тем более душа гениального человека. Да и гениальность это сама по себе уже девиация!

Sergey

  • Гость
... вот такого уровня пианистов сейчас кроме него - просто нет!!!

Ну это уж чересчур ! :))
Исполнительский стиль Плетнёва весьма специфичен, но это не означает, что "такого уровня нет", если хоть чуть-чуть выйти за пределы такого стиля.
Sergey, вы начали повторять побасенки незабвенного Gtn, который способен выставить в интернете дёрганое, рваное и дырявое гавриловское исполнение этой же пьесы и начать всех ВСЕРЬЁЗ убеждать, что всё сыграно плавно, ровно и абсолютно точно. :))))
Я предлагаю не брать пример с дураков, потому что я не считаю дураками всех остальных и себя, в т.ч. и вас.
Плетнёв в некотором отношении уникален, он занимает свою узкую нишу, в которой он силён, но эта ниша не всеобъемлюща, и уж что совершенно точно, её нельзя рекомендовать подавляющему большинству других пианистов. А Плетнёв - да, на высоком уровне. Поздний его стиль синтетичен и укоренён в некоторых музыкальных течениях конца ХХ века. В частности, я вижу вполне отчётливую печать позднего исполнительства А.Б.Микеланджели, хотя это не подражание - скорее, общность психологии и творческого мышления. Но это не единственный источник вдохновения Плетнёва-интерпретатора, можно, наверное, поискать и другие, в т.ч. вспомнить и о его композиторской ипостаси, о его литературных пристрастиях, но я решительно против абсолютизации и апологетизации его исполнительства.
Честно говоря, не понял, что общего вы нашди между моими высказываниями о Плетневе - пианисте (имею в виду то время, когда он выступал как пианист) и отношением Gtn к выступлениям Гаврилова в последние годы, когда желая оправдать корявое исполнение текста, уважаемый Gtn начинает восторгаться якобы имеющимся в них подтекстом. Я уж не говорю о том, что с моей точки зрения, по стилю игры Гаврилова и Плетнева вполне можно назвать антиподами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Честно говоря, не понял, что общего вы нашди между моими высказываниями о Плетневе - пианисте (имею в виду то время, когда он выступал как пианист) и отношением Gtn к выступлениям Гаврилова в последние годы

Общее то, что вы оба, как ни странно, высказываетесь в том духе, что "такого уровня пианистов сейчас кроме него - просто нет!!!"
Как это "нет", когда есть ? Дело не в том, что вы с ним высказываетесь о разных пианистах, т.е. он об одном, что "кроме него никого нет", а вы о другом, "кроме которого никого нет", а в одинаковом - и неверном ! - обобщении. Да, Плетнёв весьма специфичен и другого ТАКОГО ЖЕ, действительно нет, и это факт, но говорить о том, что ТАКОГО УРОВНЯ нет - это типичная гэтээновщина и гавриловщина. Андрюша вообще любит рассуждать о том, что такой игры, как у него, "земля ещё не слыхала", но нельзя же эту манию величия принимать за истину и повторять эти слова, применяя их к разным музыкантам. Есть пианисты уровнем и повыше - и даже повыше, чем плетнёвский, да ! ЕСТЬ ! Но это никак не умаляет ни значения Плетнёва, ни его индивидуальности.
И вообще, пафосными словами нужно поменьше бросаться, а то в последние десятилетия частым обмусоливанием совершенно затёрли многие категории, весьма значимые когда-то в прошлом: "гений", "великий", "гигант" и т.п. А то куда ни плюнь, непременно попадёшь в в какого-нибудь гиганта - великого или гениального.
« Последнее редактирование: Январь 11, 2013, 10:00:23 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
И вообще, пафосными словами нужно поменьше бросаться, а то в последние десятилетия частым обмусоливанием совершенно затёрли многие категории, весьма значимые когда-то в прошлом: "гений", "великий", "гигант" и т.п. А то куда ни плюнь, непременно попадёшь в в какого-нибудь гиганта - великого или гениального.
Я не только не бросаюсь словами: гений, великий, гигант, а вообще против употребления определений типа: "гений", "великий" по отношению к исполнителям. Помнится не так давно на форуме был спор о правомерности употребления этих слов по отношению к пианистам. Я не стал тогда высказывать свое мнение, а сейчас все-таки скажу, если это кому-нибудь интересно: эти дефиниции, на мой взгляд, уместно прилагать только к творцам первого рода - авторам, т.е. в музыке - к композиторам, а не к исполнителям. Так что ваш упрек - не по адресу.
....Есть пианисты уровнем и повыше - и даже повыше, чем плетнёвский, да ! ЕСТЬ !
Их имена, пожалуйста - в студию! Мне вот весьма интересно, может я что-то или, вернее, кого-то пропустил. Хотя слышал многих известных и знаменитых современных пианистов: от Бренделя и Поллини до Кисина, Володося, Луганского, Ланг Ланга и Мацуева.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - пианист, дирижёр, транскриптор
« Ответ #113 : Январь 13, 2013, 01:27:13 »
Их имена, пожалуйста - в студию! Мне вот весьма интересно, может я что-то или, вернее, кого-то пропустил. Хотя слышал многих известных и знаменитых современных пианистов: от Бренделя и Поллини до Кисина, Володося, Луганского, Ланг Ланга и Мацуева.

Володин, Луганский и Володось как пианисты - на голову выше Плетнёва, я вообще не понимаю, о чём тут можно говорить ? Вскоре до него дорастут - и перерастут - пианисты помоложе. У них просто другой уровень, которого Плетнёву-пианисту не достичь никогда. Другое дело, что его спорные и слишком сильно индивидуально-окрашенные интерпретации резко выделяются на общем фоне, но это, во-первых, не означает, что они "лучше", во-вторых, это не означает, что если все будут играть так же вольно, то это будет "хорошо", а в-третьих, это не означает, что "такого уровня пианистов сейчас нет".
Есть и очень даже есть, и меня крайне удивляют заявления об обратном. Плетнёв много лет не играл, ну и что ? Я, например, даже не почувствовал, что он не играл - ну не играл бы и дальше, я бы не особо огорчался.
Но я повторяю, я не поклонник Плетнёва-пианиста и не собираюсь ему поклоняться, да ещё такими словами бросаться - "просто нет", "такого уровня". И есть, и уровень есть, да и пианисты есть, на мой взгляд, поинтереснее. Как минимум - поадекватнее.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Их имена, пожалуйста - в студию! Мне вот весьма интересно, может я что-то или, вернее, кого-то пропустил. Хотя слышал многих известных и знаменитых современных пианистов: от Бренделя и Поллини до Кисина, Володося, Луганского, Ланг Ланга и Мацуева.

Володин, Луганский и Володось как пианисты - на голову выше Плетнёва, я вообще не понимаю, о чём тут можно говорить ? Вскоре до него дорастут - и перерастут - пианисты помоложе. У них просто другой уровень, которого Плетнёву-пианисту не достичь никогда. Другое дело, что его спорные и слишком сильно индивидуально-окрашенные интерпретации резко выделяются на общем фоне
Вы с дуба, часом, не упали?! Как раз его "сильно индивидуально-окрашенные интерпретации" мне далеко не всегда близки. Но вот по уровню мастерства, в том числе звукового, боюсь, ни Володось, ни Луганский, ни Володин, во всяком случае пока, и близко не подошли к Плетневу  - разумею, естественно те годы, когда он выступал как пианист - не понимаю о чем тут можно спорить.
Цитировать
Я, например, даже не почувствовал, что он не играл - ну не играл бы и дальше, я бы не особо огорчался.
Как говорят в подобных случаях - это ваши проблемы. Могу добавить, что с подобным отношением вы пропустили явление Пианиста с большой буквы. Я, например, считаю, и об этом уже писал на форуме, что из клавирабендов, состоявшихся в 21-м веке, к тому впечатлению, которое можно определить как незабываемое - сравнимое с тем, которое оставалось от концертов таких корифеев как Рихтер или Гилельс можно отнести пока только впечатления от концерта 2003 г. в Большом зале консерватории в Москве, в котором Плетнев играл Большую сонату Чайковского и Лирические пьесы Грига. Это было сыграно так, что "пробило" даже наших, обычно таких циничных и стебных критикесс, как Бирюкова, Черемных, Зимянина - можете сами перечитать на форуме Классика подборку их рецензий, а также рецензию Петра Поспелова на этот концерт - см. здесь.
« Последнее редактирование: Январь 13, 2013, 04:36:13 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - пианист, дирижёр, транскриптор
« Ответ #115 : Январь 13, 2013, 10:52:15 »
Вы с дуба, часом, не упали?!

Нет и готов повторить, чтобы вы получше усвоили: Володин, Луганский и Володось как пианисты - на голову выше Плетнёва, я вообще не понимаю, о чём тут можно говорить ? Вскоре до него дорастут - и перерастут - пианисты помоложе.  У них просто другой уровень, которого Плетнёву-пианисту не достичь никогда.

Разместил это, а теперь хочу добавить кое-что.
Я считаю Плетнёва гениальным транскриптором: если он и воздвиг себе чем-то "памятник нерукотворный", то своими обработками Чайковского. Эти работы признаны во всём мире - и пусть это большой музыкальный компромисс, как и любые другие транскрипции, но благодаря ему репертуар пианистов обогатился замечательной музыкой, в результате чего количество фортепианных произведений Чайковского как бы "увеличилось", что бесценно для истории музыки.
Я уже где-то говорил об этом, но готов повторить, что как музыканту Плетнёву присуще скорее композиторское мышление - проявляется оно и в области фортепианного исполнительства, когда он оперирует с чужим музыкальным материалом как композитор, напоминая в этом смысле Г.Гульда, который ещё более свободно использовал любой нотный текст, конструируя на его основе нечто такое, что автору даже и в голову прийти не могло.
Мне вообще кажется, что Плетнёв ОТЛИЧНО понимает, что как "просто пианист" он не может соревноваться ни с выдающимися гениями прошлого, ни даже с продвинутыми исполнителями настоящего, во многом превосходящими его чисто профессионально. Подозреваю, что в этом ключ к пониманию его нынешней исполнительской "согбенности" - он "сдался" и уже не ставит себе амбициозных пианистических целей. Но его композиторские амбиции тоже не получают удовлетворения, потому что как "просто композитор" он тоже не обрёл значения, подобного значению великих авторов прошлого. Всё это дополняется общеизвестными обстоятельствами его личной жизни, приводя к трагически-упадочническому взгляду на искусство и на жизнь вообще.
О да, всё это было слышно в его пианизме ещё в прошлом веке, уверен, что это никуда не ушло и сейчас, а только усугубилось. И именно ЭТИМ он привлекает внимание аудитории, которая находит в этом смак, а вовсе не пианизмом своим или чем-то ещё.
Я лично особой фишки в этом не нахожу, но это, как вы выразились, мои проблемы ! :))
« Последнее редактирование: Январь 13, 2013, 11:54:23 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
Господа! Лишь бы только не получилось, как на форуме Лифановского, где создаются темы, наподобие "кто лучше- Луганский или Мацуев?", и там это на полном серьезе! У нас тут другой уровень, не правда ли? Я знаю лично всех вышеназванных пианистов и считаю, что у каждого из них колоссальные удачи, и если судить по этим самым удачным концертами и записям- тут уже не будет иерархии, и каждый займет СВОЕ место. Однажды я слышал, как Луганский сыграл выдающимся образом 3-й Рахманинова и его же Этюды-Картины.Володось- Шуберта, Володин-Шумана и т. д. Сказать, что Плетнев ВЫшЕ- будет означать что Луганский НИЖЕ. Или Володось(Володин) НИЖЕ, а это не вполне справедливо. Предлагаю сосредоточиться на конкретных исполнениях, иначе, чтобы возвеличить любимых пианистов, придется "завалить" других, а этого, мне кажется, не следует делать. Понятно, что Плетнев-огромная величина, записал 1000 дисков, поэтому мы сравниваем готовый, признанный авторитет с более молодыми людьми, которым еще предстоит сказать свое слово, но это всегда вопрос времени!! Ведь тому же Плетневу нужно было сначала доказать, что он "великий".  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
тому же Плетневу нужно было сначала доказать, что он "великий".  :)

Он великий транскриптор, а в далёком прошлом он, возможно, был бы неплохим композитором, но в наши дни как пианист - он всего лишь оригинальный. Никаких превосходных эпитетов я предложить не могу, а также не могу назвать концерты, которые меня поразили бы, как если бы я услышал Рихтера или Бузони, хотя слышал я Плетнёва много раз ещё с 70-х гг.
Должен ли он что-то доказывать ? Я не знаю: если только он сам хочет ! :))
Со своей стороны, если уж кто-то выдвигает свои собственные ощущения в качестве критерия гениальности прослушиваемого пианиста, я могу припомнить, как минимум, 3-4 концерта, на которых Володин меня поразил, подобных которым я не слышал за последнюю четверть века и которые я никогда не забуду, могу назвать 2-3 концерта Володося, подобных которым я тоже никогда не слышал, могу назвать 3-4 концерта Луганского, которые были совершенно потрясающими по своим художественным достоинствам и навек останутся для меня незабываемыми.
И я не понимаю, чем мои впечатления хуже чьих-то ещё ?
Единственно правильным был и остаётся декларируемый вами принцип: ценить РАЗНООБРАЗИЕ исполнительских подходов и не выдвигать единственную фигуру в качестве светоча разума в ущерб всем остальным.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
тому же Плетневу нужно было сначала доказать, что он "великий".  :)


Единственно правильным был и остаётся декларируемый вами принцип: ценить РАЗНООБРАЗИЕ исполнительских подходов и не выдвигать единственную фигуру в качестве светоча разума в ущерб всем остальным.

Именно! Почему-то так уж повелось в нашей стране- восхваляется один гений за счет остальных. Пушкин-лучший поэт, Рихтер-лучший пианист и т.д. Теперь создается культ Григория Соколова, и каждая изданная им нота считается божественным откровением. И люди уже не способны отличить его замечательные исполнения от его же весьма и весьма странных и неубедительных трактовок(1-я Соната Шумана, например, или его же Шопен). То же с Плетневым. Кое-что действительно, невероятно, а что-то нехорошо(прелюдии Шопена, например).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)



Газета "Коммерсантъ", №1 (5032), 09.01.2013

Виртуоз узкого круга
Михаил Плетнев в ГМИИ им. А.С. Пушкина

http://www.kommersant.ru/doc/2101446

Декабрь 2012 года завершился концертной сенсацией: Михаил Плетнев, несколько лет демонстрировавший как будто бы принципиальный
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2101446и окончательный отказ от карьеры пианиста в пользу дирижерской работы, снова сыграл на фортепиано для публики. Закрытый концерт прошел в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках "Декабрьских вечеров" и был символически посвящен отмечавшемуся в прошлом году 100-летнему юбилею музея. На концерте побывал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.


Поначалу было немного жаль даже, что событие такого веса прошло в почти келейном формате, в жанре мероприятия по приглашениям с корпоративно-спонсорским уклоном. Можно в красках себе представить, какой ажиотаж, с моментальным солд-аутом и паникой на бирже билетных спекулянтов, устроили бы счастливые столичные меломаны, если бы Михаил Плетнев решился нарушить свой пост открытым концертом, скажем, в Большом зале консерватории,— и ажиотаж был бы честным и правомерным, как редко когда. Впрочем, зато у концерта было все-таки не отнять той славной домашне-доверительной атмосферы, которая всегда так украшала лучшие события "Декабрьских вечеров", но тут еще и оборачивалась регулярными диалогами музыканта с директором ГМИИ Ириной Антоновой и с залом. Ирина Александровна, волнуясь, вспоминала, как в свое время Михаила Плетнева впервые пригласил на "Декабрьские вечера" Святослав Рихтер, благодарила гостя за исключительный шаг с его стороны и сообщала, что концерт будет в одном отделении, "но потом, я уверена, мы все вместе попросим, чтобы Михаил Васильевич еще сыграл для нас соло". Михаил Васильевич, тоже волнуясь, говорил, что он и не ждал такого, что он думал, будто его будут слушать только директор ГМИИ и еще человека два-три и что вновь садиться за концертный рояль после шести лет, в общем, не безделица.


Обязательная программа состояла из двух клавирных концертов, ре-минорного баховского и ре-мажорного гайдновского, где вместе со своим худруком играли солисты Российского национального оркестра под управлением Владислава Лаврика. Гайдн вышел более изысканным, Бах — более проникновенным, но, в общем, это воспринималось деталями на фоне большого утешительного итога: тот Плетнев-пианист, который ушел со сцены шесть лет назад, не утратив ни грана в оттенках своего удивительного фирменного звука, остался все тем же недосягаемо прекрасным музыкантом, тонким, глубоким, отточенно субъективным и идеалистичным. Потом была овация, и публика, в которой наряду со спонсорами сидели видные искусствоведы и музыканты во главе с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой, казалось, вот-вот начнет скандировать: "По-жа-луй-ста!". И последовали, если только их можно так назвать в этом случае, бисы. "Что бы вам сыграть... — задумчиво проговорил Михаил Плетнев после консультаций с директором ГМИИ.— Знаете, вот очень хочу сыграть Скрябина. 24 прелюдии, опус 11". И прибавил то ли с довольно фантастическим по таким обстоятельствам смущением, то ли с не менее фантастической иронией: "Это долго, кто не выдержит, может уходить потихоньку". Если к тому моменту возвращение Михаила Плетнева за рояль кого-то в чем-то не убедило, то после скрябинского цикла, очень прихотливо, содержательно и, главное, с на редкость интересной драматургией исполненного, сомневаться было уже сложнее. А после неотмирных трелей шопеновского до-диез-минорного ноктюрна, сыгранного уже в самом конце, после шубертовского экспромта (N 3 из опуса 90), сожалеть оставалось, кажется, только о том, что в этой программе, как будто спонтанно и на глазах у публики формировавшейся, Шопена было так мало.


Сергей Ходнев
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 декабря 2012, 16:49   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

«Глядя на людские страдания, понимаешь, что жаловаться грешно»
Михаил Плетнёв — об артистах, которые редко бывают счастливы

http://izvestia.ru/news/539414


28 декабря Михаил Плетнёв впервые за шесть лет выступит в Москве как пианист. Обладатель Grammy и четырех Госпремий давно прервал сольную карьеру, чтобы сосредоточиться на композиторской работе и руководстве Российским национальным оркестром (РНО). В уходящем году Плетнёв успел выпустить несколько компакт-дисков с симфоническими опусами Чайковского, совершить ряд гастролей и провести Большой фестиваль РНО. Теперь же он вновь сядет за рояль, чтобы сыграть Баха и Гайдна на закрытом вечере в Пушкинском музее. Самый неразговорчивый российский маэстро ответил на вопросы обозревателя «Известий».


— Существование РНО как негосударственного коллектива для многих было настоящим феноменом, одним из чудес новой России. Не жаль было расставаться с этим статусом, когда оркестр получил государственный патронаж?

— Жаль.


— Недавно Мариус Стравинский, дирижировавший вашим оркестром, сказал, что нынешние симфонические коллективы играют совершеннее — чище, техничнее, собраннее, — чем полвека назад. Вы с этим согласны?

— Не знаю... Главное, чтобы оркестр играл вдохновенно.


— Сделанные вами транскрипции фрагментов из балетов Чайковского стали очень популярны среди пианистов. Планируете ли продолжить работу в этом направлении?

— Пока идей нет.


— Завершение вашей фортепианной карьеры для многих знатоков музыки стало трагедией — они считали вас самым интересным из ныне живущих пианистов. Как вы сами воспринимаете этот факт?

— Можно сказать, что я предпочитаю из самого интересного пианиста переквалифицироваться в самого неинтересного дирижера.


— Почему вы выбрали местом своего проживания Швейцарию?

— Швейцария — замечательная страна с исключительно красивой природой. Прекрасно подходит и для отдыха, и для работы, всем рекомендую. Но в России я провожу куда больше времени, чем в Швейцарии.


— Продолжаете ли вы летать на своем самолете? Удается ли делать это в России?

— В летном деле я любитель, летаю нечасто. В России пока не летал.


— Десять лет назад в одном из интервью вы сказали: «Мы с Путиным идем в одном направлении». Разошлись ли ваши пути за прошедшие годы?

— Мне представляется, что правительство России пойдет по правильному пути, будет искать точки согласия и примирения между разношерстными и озлобленными частями российского общества.


— Как вы относитесь к дискуссионным законам, принимаемым в России в последнее время, — о защите детей от вредной информации, о защите чувств верующих и т. д.?

— Мне всегда почему-то казалось, что законы должны принимать уравновешенные, мудрые люди с огромным багажом знаний в области человеческой культуры.


— Однажды в интервью «Известиям» вы сказали: «Художник редко может быть счастлив в простом понимании этого слова». Насколько данное высказывание относится к вам самому?

— Пожалуй, относится. Но, глядя на людские страдания, понимаешь, что жаловаться грешно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Господа! Лишь бы только не получилось, как на форуме Лифановского, где создаются темы, наподобие "кто лучше- Луганский или Мацуев?", и там это на полном серьезе!
.... если судить по этим самым удачным концертами и записям- тут уже не будет иерархии, и каждый займет СВОЕ место. Однажды я слышал, как Луганский сыграл выдающимся образом 3-й Рахманинова и его же Этюды-Картины.Володось- Шуберта, Володин-Шумана и т. д. Сказать, что Плетнев ВЫшЕ- будет означать что Луганский НИЖЕ. Или Володось(Володин) НИЖЕ, а это не вполне справедливо.

.....Понятно, что Плетнев-огромная величина, записал 1000 дисков, поэтому мы сравниваем готовый, признанный авторитет с более молодыми людьми, которым еще предстоит сказать свое слово, но это всегда вопрос времени!! Ведь тому же Плетневу нужно было сначала доказать, что он "великий".  :)
Разумеется, я думал, что меня поймут правильно в том смысле, что по моему мнению, Плетнев - один из самых выдающихся пианистов. Разумеется, из ныне живущих. И мне приходилось слышать исполнения Луганского, Володося и даже Володина, которые можно было назвать замечательными. Сходу, например, можно вспомнить тот концерт Володина, где он играл Арабески Шумана и Крейслериану. По-моему, это было хорошо. Хотя гайдновская соната, сыгранная в том же концерте, особого впечатления на меня не произвела.
И то, что Володось может замечательно интерпретировать ранние сонаты Шуберта, мне также было слышно на его концертах. И, разумеется, вызывало респект, что при его выдающихся виртуозных данных он взялся за эти сонаты.
Так что в мои намерения никак не входило "выдвигать единственную фигуру в качестве светоча разума в ущерб всем остальным". Но вот напомнить, что Плетнев никакой-то там транскриптор, приобретший известность благодаря своим обработкам Чайковского, а выдающийся пианист, высочайший класс игры которого оспаривается разве что Предлоговым, я хотел. Также как и порадоваться его возвращению в качестве пианиста. Впрочем, некоторая предвзятость вообще свойственна нашему уважаемому модератору. Для него и Глен Гульд - плохой интерпретатор Баха, впрочем, как и Софроницкий - Скрябина. Фокус то в том, что менее всего я собираюсь ставить это ему в упрек. Я, к примеру, весьма холодно отношусь к музыке Скрябина. В конце концов каждый имеет право на собственное мнение. Только нужно всего лишь понимать, и я это отчетливо понимаю, что независимо от моего отношения, Скрябин - великий композитор. И то, что я не слишком люблю его музыку - это, как я уже пользовался этим выражением, "мои проблемы". Но точно также нужно понимать, что и Михаил Васильевич Плетнев является выдающимся мастером "искусства фортепианной игры", если воспользоваться в данном случае названием известной книги Г.Нейгауза. И многие, судя по рецензиям на его последнее выступление на Декабрьских вечерах, это понимают. Приведу только одну фразу из рецензии С.Ходнева, которую кстати, разместил здесь тот же Предлогов:
Цитировать
...Плетнев-пианист, который ушел со сцены шесть лет назад, не утратив ни грана в оттенках своего удивительного фирменного звука, остался все тем же недосягаемо прекрасным музыкантом, тонким, глубоким, отточенно субъективным и идеалистичным.
(Примечание: выделения жирным шрифтом сделаны мной.)
« Последнее редактирование: Январь 15, 2013, 23:50:24 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Приведу только одну фразу из рецензии С.Ходнева, которую кстати, разместил здесь тот же Предлогов:
Цитировать
...Плетнев-пианист, который ушел со сцены шесть лет назад, не утратив ни грана в оттенках своего удивительного фирменного звука, остался все тем же недосягаемо прекрасным музыкантом, тонким, глубоким, отточенно субъективным и идеалистичным.
(Примечание: выделения жирным шрифтом сделаны мной.)

Вот удивили в очередной раз ! Вы что же, всерьёз полагаете, что размещаю только те статьи, с которыми согласен ?? Или вы думаете, что я буду их редактировать на тот предмет, чтобы изложенное в них мнение полностью совпадало с моим ??
Я считаю, что должны быть изложены разные точки зрения, в т.ч. и не совпадающие с моей.
Или вы хотите, чтобы редакторы и модераторы нашего сайта и этого форума, размещающие на своих площадках всевозможные материалы, всякий раз отмечали, что "мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции" (с) :)) Но это же само собой разумеется, неужели это нужно как-то специально уточнять ?
Пусть Ходнев пишет что угодно, имеет право, а мы имеем право ему возразить ! :)
« Последнее редактирование: Январь 14, 2013, 19:02:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
По мне, Плетнев все же выступает в иной "лиге", если угодно, с ним там может находиться разве что Соколов. Не скажу ничего про Володина и Луганского, которых слышал мало, но Володося я все же прилично послушал и, при всем уважении к нему, Плетнев все же намного значительнее, ярче, глубже, интересней, непредсказуемей, а в области фортепианного мастерства и виртуозности ничем ему не уступает, а пожалуй, и превосходит. Надеюсь, он после удачного концерта войдет во вкус и некоторое время еще поиграет!
При этом, я вовсе не являюсь его поклонником. Слышал на 4-х концертах одно отделение, полностью меня покорившее - опус 72 Чайковского, сыгранный в Мариинке (еще театре) на поганом Зайлере (к вопросу о плохих роялях). Это было просто феноменальное попадание в точку, сравнимое лишь с Игумновым, который словно вышел из этих дворянских усадеб 19 века. Многое другое же вызывало порой даже отторжение, а все, что мне приходится слышать о Плетневе-человеке, вызывает просто-таки оторопь. Но приходится сохранять объективность - громадный дар все это для меня перевешивает.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По мне, Плетнев все же выступает в иной "лиге", если угодно, с ним там может находиться разве что Соколов. Не скажу ничего про Володина и Луганского, которых слышал мало, но Володося я все же прилично послушал и, при всем уважении к нему, Плетнев все же намного значительнее, ярче, глубже, интересней, непредсказуемей, а в области фортепианного мастерства и виртуозности ничем ему не уступает, а пожалуй, и превосходит. Надеюсь, он после удачного концерта войдет во вкус и некоторое время еще поиграет!
При этом, я вовсе не являюсь его поклонником. Слышал на 4-х концертах одно отделение, полностью меня покорившее - опус 72 Чайковского, сыгранный в Мариинке (еще театре) на поганом Зайлере (к вопросу о плохих роялях). Это было просто феноменальное попадание в точку, сравнимое лишь с Игумновым, который словно вышел из этих дворянских усадеб 19 века. Многое другое же вызывало порой даже отторжение, а все, что мне приходится слышать о Плетневе-человеке, вызывает просто-таки оторопь. Но приходится сохранять объективность - громадный дар все это для меня перевешивает.

Пётр, вы так его похвалили, что я невольно вспомнил стих Грибоедова: "Не поздоровится от этаких похвал" (с) :))
« Последнее редактирование: Январь 15, 2013, 08:28:19 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица