Автор Тема: Евгений Светланов - композитор  (Прочитано 10477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Predlogоff

  • Гость
Евгений Светланов - композитор
« : Ноябрь 07, 2007, 14:42:17 »
Фортепианный концерт Светланова, наряду с его Симфонией, Испанской рапсодией и другими симфоническими произведениями, принадлежит к лучшим его творениям, что неудивительно, так как Евгений Фёдорович сам был превосходным пианистом и знатоком фортепианной игры. Он не только сочинил множество замечательных фортепианных пьес, но и сам мог блестяще исполнить их, свидетельством чему является та запись, на которую я хочу обратить ваше внимание.
Эта запись зафиксировала одну из лучших страниц музыкальной летописи отечественной концертной жизни 70-х годов, когда Светланов лично исполнил в качестве солиста свой ф-п концерт. Дирижировал Вербицкий.
У этого концерта была непростая судьба. Насколько я осведомлён о первоначальном замысле, концерт предполагалось сделать 3-х частным, но впоследствии по каким-то причинам в нём остались лишь две части. Их тональности повторяют тональности 2-й и 3-й частей 2-го ф-п концерта Рахманинова, что сразу наталкивает на вполне определённые ассоциации и наводит на мысль о существовании прототипа. Возможно так оно и было. Как тут не вспомнить, что и 2-й концерт Рахманинова существовал первоначально в виде 2-й и 3-й частей, а 1-я была написана много позже ! Светланов так и не дописал 1-ю часть своего монументального детища для ф-п с оркестром, что, впрочем, не мешает воспринимать и это 2-х частное сочинение как завершённое целое, хотя в такой конструкции финал явно перетягивает на тебя тональный центр всей композиции (c-moll) и все основные драматургически важные музыкальные события происходят именно в нём. Но и первый раздел (E-dur) воспринимается скорее не как вступление, а как самостоятельное произведение со своей драматургией и своим лирическим миром, исполненным какой-то жгучей ностальгии. Не знаю почему, но когда я несколько лет назад летом ездил на машине вдоль Дона, то глядя на долину, в которой протекает река, и на заливные луга, я почему-то всё время вспоминал эту музыку :) Также Прелюдии Светланова почему-то в моём представлении неизменно ассоциируются с какой-то "вольницей". Возможно на эти мысли наталкивает сам характер музыкального высказывания композитора.
А что же 1-я часть ? Должна ли она была воспоследовать или нет ? На мой взгляд напрашивается некое c-moll-ное вступление к концерту – быть может, чисто фортепианное. А возможно, что перед концертом следует исполнять набор ф-п Прелюдий Светланова – не знаю, не знаю. Но фактом остаётся то, что концерт, задуманный ещё в 50-х годах, впоследствии был доработан и приобрёл 2-х частный облик. Многое из раннего материала, как я думаю, было решительно отброшено композитором – к сожалению, я не нашёл его ранних набросков, но надеюсь, что когда-нибудь они будут опубликованы и мы сможем оценить проделанный композитором труд по отбору прежних наработок.
Что касается музыкального материала концерта, то вызывает даже удивление тот факт, что во 2-й половине 20-го века Светланов умудрился написать столь свежее и одновременно столь "традиционное" произведение в столь избитом к тому моменту жанре ! Когда я слушаю начало концерта с его певучей "раздольной" темой или когда я слушаю побочную тему финала, бесконечно варьируемую темброво и сопровождаемую при каждом проведении всё новыми и всё более мелодически развитыми подголосками, кульминацией чего является изумительный дуэт фортепиано и виолончели соло, то не устаю удивляться изобретательности автора и его мелодическому дару.
Это произведение удивительно русское и по характеру эмоций и по мелодическому складу, что даже странно на фоне всего того "общечеловеческого" изобретательства, охватившего и мировое и отечественное композиторское творчество ближе к концу 20-го века. То есть по сути дела это произведение, столь отчётливо русское по своему складу, морально противостоит тому нивелированному сочинительству, которое, по существу, рассталось с интуицией и свелось к изобретению технологий написания текстов. Само по себе это не новость, конечно, но в таких масштабах в предыдущие эпохи сие композиторское качество не проявлялось.
Так что мы можем послушать один из последних действительно русских фортепианных концертов, сочинённых ещё в прежней "интуитивной" парадигме, бытовавшей до наступления "эпохи технологий".

http://classicalforum.ru/index.php?topic=185.0
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:06:46 от Админ »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Светланов - композитор
« Ответ #1 : Февраль 11, 2008, 18:47:00 »
Наконец, у меня дошли руки до этой записи. Послушала с большим интересом.
Поискала информацию в поисковиках об этом произведении и существующих записях и, к сожалению, ничего не нашла – только на светлановском сайте указан  факт существования этого концерта.
 
Большой новизной и оригинальностью мысли произведение не отличается – скорее, это профессионально, искренне и с огромной любовью к русской музыке сделанная работа. Этим она по-настоящему мила и поэтому слушается  с грустью и добротой. В концерте Светланова мне видится, с одной стороны, закрепление и систематизация традиций фортепианного концерта русских композиторов, с другой стороны, попытка актуализации в этих традициях светлых идеалов советского времени - но именно истинных и искренних, связанных с внутренними настроениями, лишенными  ложной патетики. Таким образом, работа вроде бы и не великая, но иногда в такой музыке нуждаешься, как в глотке свежего воздуха.

Композиционно концерт мне не показался стройным. Видимо, «усечение» формы в этом сказывается. Между тем, вторая часть, которая в итоге стала первой, вроде бы вполне на месте.

Какие-то аналогии со вторым концертом Рахманинова я не разглядела, кроме размаха и широты кульминации первой части и энергетики главной темы второй части. Но мне видится очень сильное влияние симфонических произведений Чайковского. Концерт открывается негромкой напевной мелодией в звучании гобоя, создающей русский колорит. Есть в настроении что-то и от преданий «старины глубокой», и от сельских пейзанских картин раннего утра или позднего вечера. Возможно, параллели не совсем допустимые, но что-то похожее (не интонационно, а как способ проведения темы) есть у Чайковского в первой части второй симфонии, где использована песня «Вниз по матушке по Волге», и во второй части четвертой симфонии. И особенно яркие ассоциации у меня возникли со второй частью симфонии «Зимние грезы» - там, где мелодии, напоминающие народные песни, звучат у гобоя и фагота.

Эта тема первой части (в концерте Светланова) мне показалась подражательной –  либо стилизована под народную мелодию, либо есть в ней заимствования. Далее она подхватывается оркестром, после чего её повторяет инструмент. В одном из подголосков в этот момент мне слышится мотив, интонационно близкий к мелодии, которая звучит в «Зимних грезах» (не знаю, может быть, обман воображения?). Постепенно тема разрастается, становится мощной, раздольной, словно взлетает ввысь. Не довелось мне бывать на Дону, видела только среднюю Волгу – но совершенно согласна, что при слушании возникают яркие зрительные образы - будто видишь с высоты просторы, могучее течение реки. Наверное, Дон ближе, потому что есть в музыке что-то солнечное, теплое, а также богатство, изобилие. Согласна также с тем, что  в кульминационный момент первой части возникает сильное и глубокое ностальгическое чувство (только вот по чему – по каким-то прошлым мироощущениям, может быть?).  Постепенно мелодия затихает.

Вторая часть начинается сразу после нескольких энергичных нот оркестра напористой ритмичной темой, проводимой фортепиано. По размеру вторая часть больше первой, по драматизму также её превосходит. В музыке второй части уже слышится больше советского. Главная партия достаточно решительная, мужественная, весьма ритмичная, иногда в разработке звучит чуть тревожно. Эта музыка хорошо бы легла на видеоряд, отображающий трудовые будни  (комбайны, металлургические печи и т.д.). А может быть, это было бы слишком узко – и звучит в ней течение жизни? Побочная партия более лиричная, но сильным контрастом главной, мне кажется, не служит. В разработке она то приобретает едва заметный фольклорный оттенок, то звучит необыкновенно тепло, и, снова согласна, одно из изумительно красивых мест – исполнение побочной партии фортепиано и виолончелью. Заканчивается концерт восходящим пассажем фортепиано и несколькими ритмичными аккордами в оркестре.

Вообще, не шедевр, наверное, но неожиданное открытие))). Стоит послушать.

Predlogoff V.V., спасибо за запись!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Светланов - композитор
« Ответ #2 : Февраль 28, 2009, 17:13:14 »
Появились некоторые материалы:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg21346#msg21346

Кстати, для тех, кому интересно - вышел комплект дисков с произведениями Светланова, там 4 диска. Полагаю, что особенно интересны Симфония и ф-п концерт в студийном варианте, где солирует автор, а дирижирует М.Шостакович.
Также там есть Рапсодия (картины Испании) и другие любопытные вещи.
Можно послушать и обсудить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Светланов - композитор
« Ответ #3 : Май 21, 2009, 13:05:49 »
Евгений Светланов - блестящий дирижер, выдающийся интерпретатор русской музыки, по сей день в мозгу сидят его потрясающие исполнения "Франческа да Римини", "Ромео и Джульетта, Пятая симфония П.Чайковского и др.
Но я его еще и открыл как композитора лет десять тому назад. Блестательные сочинения! Сильно влияние на его стиль русской музыкальной классики - Н.Римского-Корсакова, С.Рахманинова (прежде всего). И Симфония и Фортепианный концерт и Три песни! А калина красная? - изумительно!

Но при всем при том в его музыке четко прослеживается и стиль самого Светланова (это и в мелодике ярко ощущается и в гармонии).

"Нового слова" в своей музыке он не раскрывает, но при всем при том в его музыке не ощущается ничего эпигонского, наоборот она притягивает к себе своей искренностью и чувством подлинности.

По моему его замечательные сочинения - это продолжение развития русских музыкальных традиций на новом ветке времени.

Верю, что эта линия будет продолжена!
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн ioojik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: Светланов - композитор
« Ответ #4 : Октябрь 14, 2009, 00:09:16 »
Давно увидела эту тему, и, кажется, созрела для написания поста.

Я впервые услышала концерт Светланова в исполнении Алексея Любимова и ГАСО на закрытии фестиваля "Светлановские недели" прошлой осенью. (Еще там играли "Прелюды" и "Арию"). Как это часто со мной бывает, я по-настоящему увлеклась этим произведением после повторного прослушивания.
Обычно, когда я слушаю музыку, у меня редко возникают четкие ассоциации. Я просто слышу музыку - и все. Но вторая часть концерта сразу вызвала в моей голове четкие образы - СССР, начало пути, строительство новой жизни, достижения - и вдруг война, потом все сначала - восстановление, развитие, достижения, потом - ухудшение обстановки и распад. И снова трудовые будни, необходимость восстанавливаться, и ,в итоге - надежда на лучшее, сомнения, и все-таки вера в свою страну, в новые поколения.
Потом я, конечно, умом прикинула, что это было написано до распада СССР - но что поделать, ассоциации - вещь непроизвольная.

Потом я услышала его симфонию и поэму для скрипки с оркестром, и была обрадована еще больше, также обнаружив, кроме развитого мелодизма, столь ценимого мною, черты собственного светлановского стиля.

В общем, я очень рада, что в начале своего увлечения классической музыкой я случайно услышала Светланова. Это подогрело мой интерес к русской музыке 2 половины 20 в., и я до сих пор иногда делаю радостные открытия на этом пути, радуясь за традиционалистов)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Светланов - композитор
« Ответ #5 : Октябрь 15, 2009, 19:10:46 »
Я впервые услышала концерт Светланова в исполнении Алексея Любимова и ГАСО на закрытии фестиваля "Светлановские недели" прошлой осенью

Спасибо за интересное сообщение !
Однако, разделяя ваше отношение к замечательному ф-п Концерту Светланова, я очень сильно сомневаюсь, что его мог играть пианист А.Любимов ! Играть произведения традиционалистской направленности, написанные в 20-м веке, настолько не в его духе, что я уверен, что он не то что не взялся бы играть этот Концерт, но даже положительно высказываться о нём не стал бы ! По крайней мере я был бы страшно удивлён, если бы было наоборот !
Тут что-то не то: я не верю, что он мог его играть - либо путаница в афише, либо какое-то недоразумение.
У Любимова и Шопен-то больше похож на Штокхаузена, чем на самого себя. Есть такие люди, которым противопоказано играть романтику, и при всём моём интересе к исполнительству Любимова, в частности, к его исполнению радикальных сочинений 20-го века, а также произведений старинных мастеров, он не принадлежит и никогда не принадлежал к числу проникновенных исполнителей романтики.
Поэтому я теряюсь в догадках, как такое могло случиться, что имена Светланова-композитора и Любимова-пианиста оказались рядом !
Но в любом случае необходимо уточнить, имел ли место такой факт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ioojik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Re: Светланов - композитор
« Ответ #6 : Октябрь 15, 2009, 22:15:03 »
Да, хорошо, что меня поправили - это был не Любимов, а Овчинников.
Нехило я ошиблась, видать, была в невежественном забытьи, особенно если учитывать, что относительно недавно слышала, как Любимов играет Уствольскую.
А ошиблась я вот почему. 31 октября 2008 г. я впервые в жизни пошла на концерт в БЗК. Там Любимов играл Стравинского.А неделю спустя я пошла туда второй раз. И там Овчинников играл Светланова. Вот у меня впечатления больно сильны оказались, да и спутались.
Прошу извинений за непроверенные данные.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Светланов - композитор
« Ответ #7 : Октябрь 17, 2009, 14:43:45 »
Да, хорошо, что меня поправили - это был не Любимов, а Овчинников.

Ну вот, всё прояснилось ! :)
Я так и понял, что тут какая-то неточность.
Светланов - замечательный композитор-традиционалист, каких у нас могло бы быть гораздо больше, если бы не пресловутые "императивы эпохи", которые отвращали очень многих авторов от занятий композицией.
Я знаю, что Евгений Фёдорович очень дорожил своим творчеством и всегда радовался, когда кто-то проявлял к нему интерес - как исполнитель или как слушатель.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Светланов - композитор
« Ответ #8 : Октябрь 19, 2009, 22:19:29 »
Послушайте какая чудесная песня-романс (так сам Светланов охарактеризовал жанровую предрасположенность своего сочинения) "Свет любви твоей", за ф-но автор, поет М.Магомаев

http://www.peoples.ru/art/music/composer/svetlanov/video-100609.shtml    (видео)

http://magomaev-mm.narod.ru/slt.mp3    (аудио)
« Последнее редактирование: Октябрь 19, 2009, 23:47:29 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн msdubov

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Евгений Светланов - композитор
« Ответ #9 : Январь 31, 2016, 14:03:10 »
Друзья, нет ли у кого нот фортепианных прелюдий Светланова?

Оффлайн Mcauley

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Евгений Светланов - композитор
« Ответ #10 : Апрель 22, 2016, 21:36:37 »
отыскал на одном из обменников этот чудесный концерт.Правда,в весьма посредственном качестве.И весом всего в 29 мб,т.е. на минуту записи весьма скудный битрейт.Тем не менее вещь просто замечательная.Я уже месяца полтора пребываю под впечатление от второго концерта Рахманинова,а тут перемещаясь по разделу наткнулся на эту тему,где Предлогов проводит параллель между двумя этими композиторами, в русскости их творений,мне стало любопытно.В записи ,которая у меня имеется-нет .cue ,и,к сожалению,я не знаю,кто за клавиатурой рояля и пультом дирижера.Если честно ,то обе части концерта на мой взгляд довольно плотно сплетены тематически, вторая часть более сложная и мелодичная,не имею знаний расписывать проф.языком свои впечатления,я не разбираюсь в стандарте и структуре концертов,как автор темы,потому простыми словами,субъективно.И еще,я не слышу музыку о советском,хотя ,наверное ,Светланов советист,мне грезятся какие-то старинные времена.///Папатачи,скажите пожалуйста,есть ли у нас на сайте,какой-то обменник или музыкальный архив?Просто некоторые ссылки мертвые,а хотелось бы слушать здесь.

Оффлайн Mcauley

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Евгений Светланов - композитор
« Ответ #11 : Февраль 08, 2017, 17:45:38 »
Друзья, нет ли у кого нот фортепианных прелюдий Светланова?
Надо на трекерах искать.

Оффлайн Mcauley

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Евгений Светланов - композитор
« Ответ #12 : Февраль 08, 2017, 17:51:21 »
https://www.youtube.com/watch?v=qm0Qe13VUDs для ознакомления с этим замечательным концертом,кому интересно)

Оффлайн msdubov

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Re: Евгений Светланов - композитор
« Ответ #13 : Сентябрь 20, 2017, 15:32:36 »
Запись ля-минорной прелюдии Светланова с фестиваля в Париже: https://www.youtube.com/watch?v=3KKVn2GcTig