Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 96065 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #150 : Июнь 16, 2015, 12:25:09 »
Международное общество Шостаковича объявило о выходе диска с записью неоконченной сонаты для скрипки и фортепиано 1945 г. - пишут, что мировая премьера.
Вот ролик про этот диск: https://www.youtube.com/watch?v=v7YozxeB0kE
Исполнитель - Линус Рот.
Диск называется Wartime Consolations и содержит, помимо сонаты Шостаковича, "Траурный концерт" Карла Амадеуса Гартмана (1939), Концертино оп. 42 и Рапсодию на молдавские темы (оп. 47, № 3) Мечеслава Вейнберга. Про рапсодию тоже пишут, что мировая премьера.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #151 : Июль 15, 2015, 05:30:50 »
Около нижних ступеней главной лестницы Московского Дома Музыки , ведущей к Светлановскому залу, установлен новый памятник Дмитрию Шостаковичу. Нашла информацию: это событие состоялось 28 мая 2015 года, работа скульптора Георгия Франгуляна.
Фотографии у меня получились не лучшего качества – к сожалению.





На открытии памятника Д. Д. Шостаковича были И. А. Антонова, Е. А. Евтушенко и М. А. Зильберквит.


Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #152 : Август 24, 2015, 07:12:32 »
На лондонском Би-би-си Промс прозвучит опера Шостаковича «Оранго»

24 августа в рамках Би-би-си Промс солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и Филармонический оркестр Лондона под руководством Эса-Пекки Салонена представят британскую премьеру – концертную версию незавершенной оперы Дмитрия Шостаковича «Оранго».

Далее: http://www.muzcentrum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17423:na-londonskom-bi-bi-si-proms-prozvuchit-opera-shostakovicha-orango&catid=227&Itemid=843
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #153 : Октябрь 06, 2015, 12:09:24 »
В Мариинке состоится петербургская премьера неоконченной оперы Шостаковича "Оранго"

http://www.cultradio.ru/news/show/id/30662
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #154 : Октябрь 14, 2015, 16:22:14 »
Оперу Шостаковича "Оранго" впервые показали в Петербурге

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/143105
Che mai sento!

Оффлайн Bobrovnik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #155 : Декабрь 15, 2015, 15:07:13 »
А нет ли у кого-нибудь работы музыковеда Джеральда Гинтера "Ревизионистское толкование жизни и творчества Дмитрия Шостаковича: 'Шостаковичевские войны'. Очень хочу почитать.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #156 : Декабрь 15, 2015, 16:35:21 »
А нет ли у кого-нибудь работы музыковеда Джеральда Гинтера "Ревизионистское толкование жизни и творчества Дмитрия Шостаковича: 'Шостаковичевские войны'. Очень хочу почитать.

Может быть, на вашу просьбу откликнется автор этого поста http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6202.0

Или кто-то, кто в 2012 году скачал этот файл.
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #157 : Февраль 11, 2016, 21:29:08 »
Меня попросили перенести часть моего поста из другой темы, где эта часть возникла как ответ одному из форумчан. Что ж, раз попросили - выполняю просьбу:
.....
Цитировать

Слухи о политической цензуре при публикации в газетах статей о классической музыке преувеличены.

Ну ведь написал же - "Шедевр Шостаковича был запрещен Сталиным и сломал молодого композитора". Это ведь даже не полуправда, это вранье чистой воды.

Шедевр - спорно, запрещен не был, был раскритикован (даже не факт, что по личному приказу, факт, что придворные музыканты отреагировали) и если сломал, то откуда все остальное, включая Сталинские премии?

То есть либо простая невежественность, либо та самая цензура.
(Примечание Читателя: речь идет о статье А.Парина в Новой газете: http://www.novayagazeta.ru/arts/71794.html )

Ну, то что шедевр - это бесспорно, иначе вряд ли бы его продолжали ставить на протяжении уже более восьмидесяти лет после написания. Вот с остальными вопросами - немного сложней. Во-первых, эта опера была раскритикована в редакционной статье, опубликованной в газете "Правда". Напомню, в советские времена это была главная газета, редакционная статья в которой была сродни директивному указанию.  Статья исходила совсем не от придворных музыкантов. Кто был автором этой статьи с хлестким названием: "Сумбур вместо музыки" - неизвестно до сих пор, есть разные версии. Точно известна только история появления этой статьи:

Опера после её премьеры в двух театрах: московском - у Немировича-Данченко и Ленинградском (в МАЛЕГОТе) прошла за два сезона около 180 раз (97 раз в Москве и 83 - в Ленинграде). Была она поставлена и за рубежом: в Стокгольме, Буэнос-Айресе и Цюрихе. Концертное исполнение оперы состоялось в Лондоне, где оно произвело большое впечатление на молодого Бриттена.  Естественно, что после такого феерического успеха, оперой заинтересовался Большой театр и она была поставлена - в филиале Большого театра в 1935 г.. В декабре 1935 года газеты, сообщая о предстоящих гастролях в Москве ленинградского МАЛЕГОТа, в рамках которых он привозил свою постановку Леди Макбет, отмечали, что вскоре московская публика будет иметь возможность познакомиться с тремя разными постановками одной и той же оперы в трех разных оперных театрах.

И вот тут-то оперу захотел посмотреть Сталин и пришел в филиал БТ вместе со Ждановым и Микояном. Опера Сталину резко не понравилась и по воспоминаниям одного из критиков в ответ на чей-то вопрос: как ему ему музыка этой оперы, Сталин якобы бросил: „Это сумбур, а не музыка!". Через день, 28 января, в Правде появилась редакционная статья под названием «Сумбур вместо музыки. Об опере „Леди Макбет Мценского уезда“». Статья не была подписана, а это означало, что она выражает мнение руководства. Через несколько дней появилась и другая статья "Балетная фальшь", направленная против балета Шостаковича "Светлый ручей". Естественно, что и опера и балет были тут же сняты из репертуара.

Сталинские премии Шостакович действительно получал, но за другие произведения и значительно позже:
в 1941 г - за фортепианный квинтет (премия первой степени). Напомню, что сталинские премии делились на три степени (высшая - первая)
в 1942 г. - за 7-ю "Ленинградскую" симфонию (первой степени)
в 1946 г. - за фортепианное трио (второй степени)
в 1949 г. - за за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинокартине «Падение Берлина» (первой степени)
в 1952 г. - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (второй степени)

А опера "Леди Макбет" (вернее её новая редакция под названием "Катерина Измайлова") была вновь поставлена в Советском Союзе только в 1962 году - в оперном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но больше ни одной оперы Шостакович не написал.
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2016, 09:43:14 от Читатель »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #158 : Февраль 12, 2016, 01:07:31 »
Автор цитируемого Читателем сообщения притворяется дурачком. ""Шедевр Шостаковича был запрещен Сталиным и сломал молодого композитора". Это ведь даже не полуправда, это вранье чистой воды.
Шедевр - спорно, запрещен не был, был раскритикован (даже не факт, что по личному приказу, факт, что придворные музыканты отреагировали) и если сломал, то откуда все остальное, включая Сталинские премии?"[/size]
То есть, по его мнению, после редакционной статьи "Правды" можно было продолжать играть оперу? И только "инициатива снизу" привела к тому, что до 1962 года ее не ставили, а потом это стало возможно лишь в искалеченном виде?  Еще в 1954 году шла речь о постановке оперы, но комиссия СК во главе с Кабалевским зарубила эту идею. Волчий билет, выданный опере в 1936 году, был такой силы, что еще продолжал действовать и после смерти Сталина. А тогда, в 1936, была организована травля Шостаковича - везде созывались собрания, клеймившие оперу и формалиста-автора. Конечно, это все музыканты сами - при том, что у музыкантов эта опера пользовалась до того момента колоссальным успехом.
Сломало это или нет Шостаковича - думаю, нет. Шостаковича даже 1948 год сломать не смог - такой силы был его гений. Но совершенно ясно, что писать после этого он стал по-другому: больше пользоваться "эзоповым языком". И опер не писал. Для меня эта потеря очень ощутима.
Странно даже, что приходится такое читать. Вроде история уже разжевана донельзя.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #159 : Февраль 12, 2016, 10:25:27 »
Я думаю, что психологически в чём-то сломала.

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #160 : Февраль 12, 2016, 13:08:38 »
Автор цитируемого Читателем сообщения притворяется дурачком.

...

Еще в 1954 году шла речь о постановке оперы, но комиссия СК во главе с Кабалевским зарубила эту идею. Волчий билет, выданный опере в 1936 году, был такой силы, что еще продолжал действовать и после смерти Сталина. А тогда, в 1936, была организована травля Шостаковича - везде созывались собрания, клеймившие оперу и формалиста-автора. Конечно, это все музыканты сами - при том, что у музыкантов эта опера пользовалась до того момента колоссальным успехом.


Петр, вы же сами указываете - что травлю организовывали музыканты. У Марины Аршиновой в фейсбуке были очень интересные ссылки про гонорары композиторов в то время. Я более чем убежден, что хулители Шостаковича не действовали по щелчку плетки всевластного Сталина (ну не верю я, что он во всем лично разбирался и отдавал приказы, подписывал много всякого и за чужим авторством), а наоборот, грамотно подставляли более успешного коллегу по личной инициативе, подкрепленной вполне материальной заинтересованностью. Расчищали жизненное пространство. Может, еще и документы всплывут интересные про это дело.

Дело не в том, плох Сталин или хорош - дело в том, что уж вот эти-то придворные кабалевские уж точно много гаже.

А в том, что Шостакович - гений, сомнений никаких быть не может.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #161 : Февраль 12, 2016, 13:56:00 »
Ну, это другой разговор. Конечно, все эти Кабалевские и Хубовы и прочие физиономии отвратительны, спору нет. Но я, к примеру, читал толстый том "Власть и художественная интеллигенция" с документами и стенограммами обсуждений в политбюро и со Сталиным разных вопросов искусства и культуры - и это поразительно, насколько подробно Сталин и его ближайший круг вникали в происходящее в этих сферах. Ну казалось бы, делать им больше было нечего - так поди ж ты. Именно что все эти кампании, решения кого поощрить, кого за какое произведение подвергнуть обструкции и прочее, принимались чаще всего лично Сталиным. Да и текст самой статьи некоторые приписывают ему по чисто стилистическим соображениям - навязчивые повторы, вообще лексика чисто сталинская. Сталин читал книги, слушал оперы, ходил в драматические театры, смотрел фильмы, потом во все вникал и раздавал оценки соответственно своим вкусам и идеологическим воззрениям, и оценки эти были часто совершенно непредсказуемы (как с "Днями Турбиных" Булгакова). И попробовал бы кто-то из нижестоящих учинить травлю такого масштаба, как с "Леди Макбет" без сталинской санкции в 1936 году - да невозможно себе представить, как на такое можно отважиться.
Был бы жив Предлогов, думаю, он бы сказал: вот как прекрасно, когда власть заботится об искусстве и держит его под отеческим взором, и не допускает всякой режоперы, заботится о высоком художественном уровне и т.п. А что Шостакович - ну, неизбежные издержки, да и ему это было отчасти полезно. По крайней мере, подобные суждения у него встречались. А по-моему, это полный кошмар. И лучше уж режопера, чем такое.
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2016, 16:38:36 от Петр Лаул »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #162 : Февраль 12, 2016, 14:45:07 »
Я думаю, что психологически в чём-то сломала.

Ну да, тем более после 1948 года. Можно сравнить интонацию писем Соллертинскому с интонацией писем Гликману, и представить себе, что это пишут два разных человека. Конечно, очень тяжело ему пришлось, и в духе 4-й симфонии он больше не писал, мог пойти по совсем другому творческому пути  и т.п. Но в целом все же он остался Шостаковичем. Был ряд композиторов, в творческом плане "не переживших" 1930-е: Попов, Мосолов, многие другие. Их можно назвать "сломленными".

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #163 : Февраль 12, 2016, 18:04:00 »
.... Естественно, что и опера и балет были тут же сняты из репертуара...
А вот и не совсем так. Вероятно я ошибся, совсем забыв о том, что пишет в своей биографии Шостаковича Кшиштоф Мейер:
Цитировать
Разумеется, и в Москве и в Ленинграде театры сняли «Леди Макбет» и «Светлый ручей», хотя это произошло не сразу, что доказывают многочисленные публикации на эту тему. В Москве состоялись еще три спектакля "Леди Макбет" - 3I января, 4 и 10 февраля. В Ленинграде оперу показали еще пять раз: 28 января, 5, 10 и 16 февраля, а в последний раз 7 марта.
Однако друг композитора И.Гликман пишет (в книге "Письма к другу"), что после постановления в Ленинграде прошло только одно преставление:
Цитировать
После опубликования статьи «Сумбур вместо музыки» состоялось всего одно, последнее представление «Леди Макбет» в Ленинграде. За дирижерским пультом стоял С. А. Самосуд, срочно сделавший, однако, купюры в спектакле. Я, естественно, был на спектакле.
Напомню, что статья в Правде вышла 28 января 1936 г.

Боюсь, мы не скоро узнаем, кто же из них прав, ибо, насколько я понимаю, время для серьезной, не политизированной биографии композитора еще не пришло. А напор антисоветского агитпропа настолько силён, что многие верят даже в подлинность фальшивки Соломона Волкова - имеется в виду его книга "Тестимония" (Свидетельство), которую Волков якобы написал со слов Шостаковича.
(Примечание. Во избежания недоразумений нужно сказать, что на мой взгляд, в некоторых статьях Волкова и его книге  “Шостакович и Сталин: художник и царь” можно встретить и дельные наблюдения).

Теперь относительно того, что эта статья якобы сломила Шостаковича. Мне так не кажется. Известно, что на собраниях, состоявшихся после выхода статьи в Правде, на которых творческая интеллигенция поносила оперу и её композитора, композитор так и не выступил с покаянными речами.

А в письмах своим друзьям и знакомым он писал:
Цитировать
Я за это время очень много пережил и передумал. Пока додумался до следующего: «Леди Макбет» при всех ее больших недостатках является для меня таким сочинением, которому я никак не могу перегрызть горло. Вполне возможно, что я не прав, и что у меня не хватает, право, на это мужества. Но мне кажется, что надо иметь мужество не только на убийство своих вещей, но и на их защиту. Так как второе сейчас невозможно и бесполезно, то я и ничего не предпринимаю в этой области. Во всяком случае, я опять много и упорно думаю над всем происшедшим. Главное – это честность. На много ли и надолго ли этого у меня хватит. Если ты когда-нибудь узнаешь, что я «отмежевался» от «Леди Макбет», то знай, что я это проделал на 100% честно. Но думаю, что это произойдет очень не скоро. Вряд ли раньше 5–6 лет. Я ведь тяжелодум и очень честен в своем творчестве...
(из письма композитору Баланчивадзе от 12 апреля 1936 г.)
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2016, 20:41:09 от Читатель »

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #164 : Февраль 13, 2016, 21:25:27 »
Это характерно для тоталитарных режимов 20 века.
Власть инкриминирует творческому деятелю политическую неблагонадёжность на основании исключительно эстетических критериев.
Не возможно себе представить, что в 18 веке какому-либо влиятельному аристократу не понравилась эстетика Моцарта и на этом основании Моцарт был бы обвинён в политической неблагонадёжности.
18 век был веком просвещения, аристократия поощряла развитие и саморазвитие культуры.
В 20 веке коммунофашистская "аристократия" (а по её примеру до известной степени и правящие круги стран традиционной парламентской демократии) превращала культуру в проститутку, служащую конъюнктурным интересам правящей клики.

Оффлайн gene

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 93
  • Святая Русь!
    • ЛУГАНСК | НОВОСТИ ЛНР | НОВОРОССИЯ | ДОНЕЦК
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #165 : Февраль 16, 2016, 22:30:43 »
Кстати, много ли таких, как я, которые органически не переваривают произведения Шостаковича? Посыпаю пеплом голову и тихонько ухожу. :'(

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #166 : Февраль 17, 2016, 19:01:12 »
Это характерно для тоталитарных режимов 20 века.
Власть инкриминирует творческому деятелю политическую неблагонадёжность на основании исключительно эстетических критериев.
Не возможно себе представить, что в 18 веке какому-либо влиятельному аристократу не понравилась эстетика Моцарта и на этом основании Моцарт был бы обвинён в политической неблагонадёжности.
18 век был веком просвещения, аристократия поощряла развитие и саморазвитие культуры.
В 20 веке коммунофашистская "аристократия" (а по её примеру до известной степени и правящие круги стран традиционной парламентской демократии) превращала культуру в проститутку, служащую конъюнктурным интересам правящей клики.
Товарищ Budenovetz, вы, часом, не из тех, кто занимался в советские времена агитацией и пропагандой? Уж слишком лихо вы жонглируете штампами современного агитпропа? Обычно это как раз свойственно старым закаленным бойцам идеологического фронта, в настоящее время всего-то поменявших знак своей пропаганды.

К вашему сведению в статье "Сумбур вместо музыки" - прочитайте её текст здесь - опера Шостаковича критикуется именно по эстетическим соображениям, а не политическим.

Теперь насчет того, что невозможно представить, чтобы "в 18 веке какому-либо влиятельному аристократу не понравилась эстетика Моцарта". Еще как возможно! Известен обмен репликами, имевший место между композитором и императором Иосифом II, после того как последний побывал на представлении оперы «Похищения из сераля». «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»,— вот что сказал император композитору.

А разве вы не знаете историю отношений композитора с архиепископом Колоредо, на службе у которого находился Моцарт. Приведу пример перепалки между Моцартом и Колоредо, приведенный в письме Моцарта. Коллоредо назвал Моцарта самонадеянным дураком, мошенником и негодяем. На это Моцарт ответил: “Ваша милость не удовлетворены мной?” Коллоредо: «Что? Ты смеешь угрожать мне, дурак! О самонадеянный глупец! Вот дверь, я не намерен больше иметь дело с таким жалким негодяем!" Для Колоредо Моцарт был всего лишь слуга, как и прочие. Это была кастовая близорукость. Папа Климент мог дать Моцарту рыцарские привилегии, а Колоредо все равно обращался с ним как со слугой, поэтому обедать композитор должен был вместе со слугами. А когда Моцарт хотел подать архиепископу прошение об отставке, то граф Арко - управляющий в имении архиепископа, далее я цитирую письмо Моцарта к отцу: "вместо того, чтобы принять мое прошение, или же посодействовать в аудиенции, или присоветовать, как самому его отправить, или убедить меня оставить пока все, как есть да обдумать все как следует, afin предпринять все что ему угодно, - так нет же - он вышвыривает меня за дверь, и дает мне пинка под зад". Между прочим, Коллоредо был образованным человеком, изучал философию в Венском университете и даже имел музыкальное образование, что позволяло ему иногда играть в своем собственном оркестре на скрипке.

Или по-вашему пинок под зад свидетельствует о поощрении развития культуры?
« Последнее редактирование: Февраль 17, 2016, 21:13:12 от Читатель »

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #167 : Февраль 17, 2016, 20:56:26 »
Кстати, много ли таких, как я, которые органически не переваривают произведения Шостаковича? Посыпаю пеплом голову и тихонько ухожу. :'(
Уважаемый gene, да сколько угодно таких, "которые органически не переваривают произведения Шостаковича". Думаю, что не открою Америки, если скажу, что сколько угодно и таких, которые вообще не переваривают классическую музыку и моментально выключают радио или телевизор при первых звуках сколько-нибудь серьезной музыки. Но как я понимаю, вы то как раз не из таких. Возможно Чайковского или Верди вы можете слушать и "переваривать". Что на это можно сказать? Наверняка и Чайковский, Верди, Бетховен и т.п. тоже не сразу были вами услышаны. Или по крайней мере, не все произведения этих композиторов вам сразу понравились. На это есть простой рецепт - нужно продолжать слушать: один раз, второй, третий. А может даже и пятый, шестой и седьмой. И, может так случиться, что только седьмой раз вознаградит вас за ваше терпение.

Я не шучу. Могу привести пример из собственного слушательского опыта. Но сначала наверное нужно сказать, что я - не музыкант, никакого музыкального образования не имею. И всего лишь являюсь самым обычным слушателем. Правда слушателем, если можно так сказать, наслышанным, поскольку за свою немалую жизнь прослушал немало разной музыки. Думаю, что такой предмет как музлитература я смог бы сдать без подготовки. (Музыкальная литература - это такая учебная дисциплина, в программу которой входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также изучение известных сочинений. И на экзамене по этой дисциплине могут дать послушать какой-либо музыкальный фрагмент и спросить, а что это такое, из какого произведения, кто его автор?)

Так вот, в то время, как я уже лет десять слушал классическую музыку и считал себя опытным слушателем, ко мне в руки попалась немецкая пластинка с записью 9-й симфонии Брукнера - тогда этот композитор у нас был не слишком известен. Брукнер - это композитор 19-го века, его музыка вполне мелодична. Но пока я не прослушал эту симфонию буквально 7 раз, её музыка никак до меня не доходила. Не то, чтобы она для меня казалась сложной, но я никак не мог "схватить" логику её развития. Но зато потом, на вопрос: какая симфония по вашему мнению является самой великой, без колебаний отвечаю: 9-я симфония Брукнера.

Для того, чтобы понять и почувствовать какое-либо произведение, есть только один способ - послушать его несколько раз. Хорошо бы еще почитать, что о нем пишут в хрестоматиях по музлитературе и энциклопедиях. Теперь с появлением интернета сделать это намного легче, чем раньше.

Всё это вполне относится и к музыке Шостаковича. Между прочим, многие его произведения мелодичны и популярны среди широкой публики. Только начинать слушать его музыку наверное надо не с оперы "Катерина Измайлова". Наверняка вам знаком романс из кинофильма "Овод", вот здесь его можно услышать в исполнении легендарного ансамбля скрипачей Большого театра под управлением Юлия Реентовича (запись 1961 г.). Не верю, что вы неспособны его "переварить"! Или вот, фрагмент из второго фортепианного концерта: 2-я часть - Andante в исполнении американского пианиста российского происхождения Кирилла Герштейна вместе с японским оркестром телерадиокомпании NHK под управлением известного швейцарского дирижера Шарля Дютуа: http://www.youtube.com/watch?v=OjPFSCW21j0
Ну не верю я, что вы неспособны "переварить" эту музыку!

А неужели вы никогда не слышали вальс №2 из так называемой джазовой сюиты Шостаковича, ставший особенно популярным после 1999 года, когда вышел последний фильм Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза", где этот вальс полностью прозвучал на финальных титрах. На Западе его даже прозвали русским вальсом, вот видео: http://www.youtube.com/watch?v=Azy7b487Ngc, где его можно послушать в исполнении суворовцев Московского военно-музыкального училища на концерте в Московском международном Доме музыки 5 марта 2015 г. (дирижер - Алексей Беляев)

« Последнее редактирование: Февраль 18, 2016, 23:33:55 от Читатель »

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #168 : Февраль 19, 2016, 00:04:19 »
Предлагаю послушать две записи из оперы "Катерина Измайлова". Первая - это ариозо Катерины из первого действия «Я в окошко однажды увидела» в исполнении солистки Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко Гизелы Циполы, о ней см. здесь, в сопровождении оркестра Киевского театра оперы и балета, дирижер Степан Турчак (запись 1983 Г): http://www.youtube.com/watch?v=pmmV6hGkvvk
Вторая - это потрясающее ариозо Катерины  из 4-го действия оперы: «В лесу, в самой чаще есть озеро» - в исполнении солистки Большого театра Нины Фоминой, см. о ней здесь : http://www.youtube.com/watch?v=S8UCOvSoqpE (год записи неизвестен)

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #169 : Февраль 23, 2016, 01:57:47 »
Нашел в интернете статью доктора искусствоведения С.К.Лащенко "ПРЕМЬЕРА ВТОРОЙ РЕДАКЦИИ «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ", где подробно описана история создания второй редакции оперы и его сценического воплощения. Очень советую прочитать, особенно тем, кто интересуется историей, связанной с появлением второй редакции оперы - см. http://sias.ru/upload/iblock/7dd/lashenko.pdf.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #170 : Февраль 29, 2016, 01:20:45 »
Георгий Исаакян рассказал о своем видении оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда"

http://volga.news/article/404757.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #171 : Апрель 10, 2016, 10:15:14 »
Концертный зал Мариинского театра, 10 апреля 2016 г.

Москва, Черемушки

Музыкальная комедия в 3-х действиях (концертное исполнение)

Музыка Дмитрия Шостаковича
Либретто Владимира Масса и Михаила Червинского

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/4/10/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #172 : Июнь 04, 2016, 10:52:49 »
Леонид Максименков: 80 лет со дня "Сумбура вместо музыки"
 
Радиопрограмма: Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Время выхода: Суббота, 19.00; Воскресенье, 10.00
Дата выпуска: 28.05.2016


И вновь гость программы нашей программы - доктор философских наук, кандидат исторических наук, историк-архивист Леонид Валентинович Максименков.

Много лет занимаясь серьезной архивной работой, Леонид составляет интереснейшие сборники документов и документальные труды, посвященные советской культуре.

В эфире нашего радио Владимир Молчанов и Леонид Максименков беседуют о редакционной статье в газете "Правда" "Сумбур вместо музыки", о "Балетной фальши", о травле Шостаковича и других хороших композиторов, о работе с документами и архивами, и многом другом.

"Сумбур вместо музыки!" — редакционная статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года об опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный», «формалистический» характер.

Статья "Сумбур вместо музыки" открыла наиболее мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронувшую также театр (прежде всего, Всеволода Мейерхольда) и другие виды искусства. В то же время преследование лично Шостаковича продолжилось 6 апреля новой статьёй «Правды» «Балетная фальшь», с обвинениями противоположного характера (если «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в сложности, то балет «Светлый ручей» — в легковесности).

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/19403-leonid-maksimenkov-80-let-so-dnya-sumbura-vmesto-muzyki
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #173 : Август 19, 2016, 16:42:24 »
В Школе драматического искусства 30 августа премьера " Сатиры".
В программе концерта исполняются произведения Дмитрия Шостаковича на тексты Саши Черного
http://sdart.ru/project/satiry/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 406
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #174 : Август 21, 2016, 07:09:21 »
Шостакович: история трусости

Хинде Померанич (Hinde Pomeraniec)

http://inosmi.ru/culture/20160821/237558832.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау