Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 84811 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #25 : Декабрь 07, 2010, 18:59:36 »
Это уникальная запись Трио №2 Шостаковича:

http://files.mail.ru/OB0MSD
 
Исполняют: сам Шостакович, Ойстрах, Садло.

Уж не знаю, как так получилось, но я не был знаком с этой записью с участием автора и знаменитого в своё время виолончелиста и ещё более известного и даже великого скрипача. Мне всё заслоняла запись Рихтер+Гутман+Каган, причём, Рихтер в разговоре напирал на то, что он не был знаком с "традицией" исполнения этого Трио. Тем любопытнее будет ознакомиться с "традицией" в лице самого автора, не так ли ! :)) Куда уж "традиционнее", правда ? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #26 : Февраль 14, 2011, 19:27:20 »
Любопытно почитать.

Соломон Волков
Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда»

http://magazines.russ.ru/znamia/2004/8/vol10.html

Почему-то все привыкли считать, что это Сталин "не сумел оценить" оперу Шостаковича, а на самом деле в ту эпоху он в таком мнении был отнюдь не одинок. Вот Волков пишет очень интересно, как реагировали на эту вещь в ханжеской Америке.
 
Цитата:
----------------------
"Интересно, что из ранних отзывов наиболее откровенным образом ханжеские претензии к музыке “Леди Макбет” были сформулированы в американской прессе, когда оперу представили в Нью-Йорке в 1935 году: “Шостакович является, вне сомненья, наиглавнейшим композитором порнографической музыки во всей истории оперы”. Особое возмущение американских критиков вызвала сцена, в которой Сергей овладевает Катериной под аккомпанемент недвусмысленно-описательных глиссандо тромбона в оркестре: этот эпизод получил у американцев название “порнофонии”. Музыкальный критик “Нью-Йорк Таймс” был вне себя: “…поражаешься композиторскому нахальству и недостатку самокритичности”. Ознакомившись с этими и тому подобными нападками, призадумаешься: а не прочли ли все это внимательнейшим образом в Москве?"
----------------------

:)) Вот именно !
Любопытный пассаж, не правда ли ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #27 : Март 05, 2011, 18:44:56 »
Премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве

http://pogoda.mail.ru/history.html?id=2772

5 марта 1942 года

В 1942-м в Куйбышеве (в 1991 городу возвращено историческое название – Самара) состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Это произведение композитор задумал еще до начала Великой Отечественной войны. К работе над симфонией Шостакович приступил в Ленинграде, своем родном городе (именно ему и посвящена Седьмая симфония, которую называют также «Ленинградской), в закончено было произведение в Куйбышеве, куда композитора, больного и ослабевшего от голода, вывезли вместе с детьми.
5 марта Седьмую симфонию исполнил эвакуированный из Москвы оркестр Большого театра. А несколько месяцев спустя, 9 августа, симфония прозвучала в Ленинграде.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #28 : Март 05, 2011, 19:18:35 »
Кому интересно, вот фотографии с той премьеры:






Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #29 : Август 15, 2011, 09:53:20 »
Пять удивительных историй о музыке
Лев Мадорский, Анатолий Зак
http://7iskusstv.com/2011/Nomer6/Madorsky1.php

Дмитрий Шостакович, 1941 г.
<....>
«Когда гремят орудия – музы молчат», – говорили древние. В страшное лето 1941 года, в блокадном Ленинграде это правило не только было нарушено, но разлетелось вдребезги. В тот вечер 14 августа всё было как обычно. 25-летний молодой человек в очках (в армию его не взяли по зрению), как обычно, в 7 часов вечера пришёл на сборный пункт дружины народного ополчения.
– Ты, Митрич, сегодня дежуришь на посту номер 5, – распределял дружинников Пётр Алексеев, высокий, невероятно худой старик. Дмитрий Дмитриевич Шостакович с трудом поднялся на крышу по чёрной лестнице. От постоянного недоедания (уже в то время с продуктами были проблемы) кружилась голова. Осмотрелся. Вдалеке выли сирены. Под домом прошли танки. Где-то полыхали пожары, и дым от них расползался по всему городу, но здесь, наверху небо было ясным и звёздным. Трудно было поверить, что под таким сияющим, замершем в вечном спокойствии небом, творятся ад и безумие. И вдруг из этих звуков, из полыхания пожаров, из бескрайного, звёздного неба зазвучала музыка. Светлая и возвышенная. Мелодия первой части будущей симфонии. В час ночи композитор пришёл домой, стараясь не разбудить спящую жену и двух детей, зажёг свечу (свет ночью отключали) и записал на чистом нотном листе -15 августа 1941 года. Это был день начала работы над вошедшей в историю Ленинградской, 7-й симфонией.
<...>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #30 : Август 15, 2011, 12:51:00 »
Пять удивительных историй о музыке
Лев Мадорский, Анатолий Зак
http://7iskusstv.com/2011/Nomer6/Madorsky1.php

Дмитрий Шостакович, 1941 г.

Потрясающая фотография Шостаковича: в униформе пожарного , насколько я понимаю !
Удивительно всё же, насколько органично жизнь и судьба любого деятеля искусств советских лет была вписана в историю страны; фактически, история страны и была личной историей каждого: индивидуализма и наплевательства, расцвет которых мы наблюдаем сегодня, не было, наверное, с полудиких времён начала формирования Руси, и что уж точно - их не было и быть не могло в эпоху Руси советской.
Шостакович прошёл вместе со страной самые жуткие её годы за всю российскую историю - 1940-е, и его музыка, созданная в то время, сделалась одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны и Великой Победы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #31 : Сентябрь 10, 2011, 21:01:45 »
"Шостакович в Оксфорде" (сэр Исайя Берлин, с очаровательным англ.  юмором в стиле Вудхауза):

http://magazines.russ.ru/inostran/2011/6/be10.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #32 : Сентябрь 12, 2011, 13:48:03 »
"Шостакович в Оксфорде" (сэр Исайя Берлин, с очаровательным англ.  юмором в стиле Вудхауза):

http://magazines.russ.ru/inostran/2011/6/be10.html

Цитата:
========================
В наступившей тишине я сказал Шостаковичу, что все были бы рады, если бы он согласился сыграть для нас. Шостакович молча поднялся и пошел к фортепиано. Он сыграл прелюдию и фугу, у него, как и у Баха, их 24. Сыграл так блестяще, с такой глубиной и страстью, да и сами произведения были столь восхитительны, столь серьезны, оригинальны и незабываемы, что опусы Пуленка показались сущей ерундой, не стоящей внимания. Пуленк тоже сыграл отрывок из “Ланей” и ещё что-то, но слушать его после Шостаковича было невозможно. Наконец-то стало совершенно ясно, как деградировал Запад.
========================

:))
Забавно, что многие на Западе это тогда понимали !
Теперь же наоборот: нашими композиторами с Запада заимствуется самые отстойные принципы звукового искусства, которое уже и "музыкой"-то назвать невозможно; оттуда же ползёт отстойная режиссура вообще и режопера в частности.
Мне кажется, после смерти великих композиторов второй половины ХХ века наша страна потеряла своё музыкальное лицо, потому что то, что в области звука демонстрируют нынешние наши композиторы, "лицом" назвать сложно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #33 : Сентябрь 22, 2011, 11:45:29 »
Про Шостаковича говорили: «У него нет музыкальных способностей!»

Опубликовано 21 сентября 2011 г.
 
http://www.aif.ru/culture/article/46009

105 лет назад, 25 сентября 1906 г., в питерской семье химика и пианистки родился сын. Мальчика сначала будут называть Митей, а потом - величайшим русским композитором XX столетия. Или просто - Дмитрием Шостаковичем

«Генеалогическое древо будущего композитора известно нам неплохо...» Думается, сам Шостакович отложил бы биографию с подобным началом в сторону. А что ещё можно ожидать от человека, который в своих воспоминаниях указал: «Обыкновенно очень противно бывает читать: «Родился я в семье, где все любили музыку. Папа играл на гармошке. Мама тоже постоянно что-то насвистывала. И т. д., и т. п. Тоска…»

Конечно, тоска. Особенно если учесть, что в раннем возрасте Шостакович получил довольно увесистую плюху от маститого музыканта Александра Зилоти, который был учеником самого Ференца Листа и учителем самого Сергея Рахманинова: «Карьеры себе этот мальчик не сделает. Музыкальных способностей нет. Ну, впрочем, если у него охота - пусть учится».

Триумф хулигана Несмотря на такое напутствие, «этот мальчик» в возрасте 13 лет становится студентом консерватории. И немного позже, когда судьба заставила подрабатывать тапёром в немом синематографе, Митя уже отлично знал цену критическим замечаниям. Какая разница - «вежливый отказ» от прославленного маэстро или пьяные крики: «Долой пианиста!» - от собравшихся поглазеть на «красивую заграничную жизнь» зрителей, которым музыка только мешала? Спасибо ещё, что в пианиста не стреляли, как это принято в салунах Америки. Нет, серьёзному музыканту это всё не препятствие…

Впрочем, почему, если музыкант значительный, его обязательно обзывают «серьёзным»? Вот как вспоминает студенческие годы сокурсница Шостаковича Маргарита Ожигова: «Я удивлялась, каким он был весёлым, живым, жизнерадостным и падким на всякие модные штучки. Очень любил американские горки - то садился в первую вагонетку и, поражая прочих, смотрел вниз, то катался стоя, то читал вслух газету, когда никто из нас не мог выдавить и слова». А вот воспоминания писателя Константина Федина: «Худенький мальчик за роялем преображался в дерзкого музыканта, играющего свои сочинения. Его музыка очень вольно разговаривала, если угодно - болтала, и иногда весьма озорно».

Серьёзным не было и его отношение к коллегам по цеху. Особенно ехидствовал Дмитрий по поводу композиторов-песенников из «Российской ассоциации пролетарских музыкантов». «Я ехал до Батума на пароходе «Пестель», - писал Шостакович приятелю. - И оркестр попросили сыграть «За морями, за горами, эх, в дальней стороне» Мариана Коваля. Но музыканты не могли подобрать мелодию. Тогда я, будучи уже здорово пьяным, подошёл, представился личным другом автора песни и заиграл её с жуткими джазовыми аллюзиями. Энтузиазм был неописуемый, плясали так, что проваливался пол…» Надо сказать, что Коваль затаил обиду и впоследствии стал одним из активнейших хулителей Шостаковича.

Возможно, «серьёзными» музыкантами двигала элементарная зависть. Посудите сами - кто ещё из советских композиторов мог похвалиться портретом на обложке журнала «Time»? Или званием «лучшего хитмейкера» СССР, песня которого «United Nations on the Marsh», то есть «Объединённые нации на марше», была заглавной темой в американском киномюзикле «Thousands Cheers» - «Тысячу раз будь здоров». По иностранным названиям догадаться сложно, поэтому лучше сказать, что гимном наций, объединённых в антигитлеровскую коалицию, была мелодия Шостаковича из «Песни о встречном». Помните: «Нас утро встречает прохладой»? Это она. В принципе, для портрета на обложку «Time», наверное, хватило бы и этого. Но имел место факт, который плохо умещался в головах американцев. Каким образом этот парень, композитор-песенник, автор поп-шлягеров, которым привыкли считать Шостаковича, может одновременно быть одним из самых крутых и мощных симфонистов мира? А ведь на протяжении сезона 1942-1943 гг. его знаменитая Симфония № 7, она же «Ленинградская», исполнялась в США 65 раз - абсолютный рекорд! Своим заокеанским успехом Шостакович гордился, что, впрочем, не мешало ему над собой иронизировать.

«Так слышу войну»
Позже Седьмая симфония станет одним из символов войны. Самое первое её публичное исполнение было совсем невесёлым. Вот какие впечатления оставил друг композитора Исаак Гликман: «После минутного колебания он сел за рояль и со слезами на глазах сыграл возвышенно прекрасную экспозицию симфонии и темы вариаций, изображающих фашистское нашествие. Мы погрузились в молчание. Он прервал его следующими словами: «Не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну».

Шостакович умел произвести на слушателей правильное впечатление. Взять хотя бы эпизод, когда его произведение участвовало в конкурсе на Гимн СССР. Кроме него были представлены вещи Ионы Туския, Арама Хачатуряна и Георгия Александрова. Чем закончилось прослушивание, ясно, наверное, каждому, кто хоть раз слышал радиотрансляцию в шесть утра. Но главный слушатель, он же заказчик гимна, Сталин особо выделил произведение Шостаковича: «Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать - гимн Александрова больше подходит по торжественному звучанию». Когда композиторы разошлись, Сталин, если верить рассказам, заключил: «Этот Шостакович, кажется, приличный человек».

История с гимном получила своё продолжение уже в наши дни, и она заставляет задуматься о голосе крови. Дело в том, что современный композитор Дмитрий Шостакович, родной внук того самого Дмитрия Шостаковича, решил продолжить славную семейную традицию. Если дед успешно дебютировал своей мелодией «Марш объединённых наций» в США и не очень удачно выступил с Гимном СССР, то внук написал «Походный марш национал-большевиков», который сейчас называют попросту гимном НБП. Невольно вспоминаются дедовы слова: «Не верьте гуманистам, граждане. Не верьте пророкам и светлым личностям. Обманут ни за грош».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #34 : Сентябрь 22, 2011, 12:42:43 »
Цитировать
Каким образом этот парень, композитор-песенник, автор поп-шлягеров, которым привыкли считать Шостаковича
Что за чушь пишут в АиФ. Никто и никогда не привыкал считать Шостаковича композитором-песенником, автором поп-шлягеров. Известность Шостаковича за рубежом (как и в родной стране) началась с первой симфонии. Премьера состоялась  12 мая 1926 г. в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Н. Малько.
Премьеры за рубежом:
22 ноября 1927 г. Берлин. Дирижер Бруно Вальтер.
2 ноября 1928 г. Филадельфия. Дирижер Л. Стоковский.
26 декабря 1930 г. Чикаго. Дирижер Ф. Сток.
8 апреля 1931 г. Нью-Йорк. Дирижер А. Тосканини.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #35 : Сентябрь 22, 2011, 13:02:18 »
Цитировать
Каким образом этот парень, композитор-песенник, автор поп-шлягеров, которым привыкли считать Шостаковича
Что за чушь пишут в АиФ. Никто и никогда не привыкал считать Шостаковича композитором-песенником, автором поп-шлягеров. Известность Шостаковича за рубежом (как и в родной стране) началась с первой симфонии

:)) Так это серьёзные музыкальные историки знают, а также мы с вами в курсе, что зарубежная известность Шостаковича началась именно с симфонической премьеры, а вовсе не с песенной, но нашим журналистам сие неведомо: ведь они черпают сведения из современной агитпроповской прессы, до краёв наполненной "рассказами о сталинизЬме" ! У них всё воображение вертится вокруг 30-х гг., как будто до этой эпохи на территории России никто не жил и словно бы именно с неё началась история нашей страны. 1-я симфония Шостаковича произвела за рубежом впечатление разорвавшейся бомбы: там все сразу поняли, что эта партитура принадлежит гению, и симфонию эту буквально измусолили исполнением уже в 20-х гг.
Я нарочно не стал комментировать статью, намереваясь это сделать позже, и я рад, что вы в очередной раз обратили внимание на дремучее невежество современной журналистики - всей вообще и музыкальной в частности.
Необходимо отметить, что в этом смысле нынешние наши журналюги берут пример с западной журналистики, которую иначе как трепологией и болтологией и не назовёшь; когда почитаешь, что западный Агитпроп пишет о нашей истории, просто волосы на голове дыбом ! Как и никакой серьёзной западной "музыкальной критики" никогда не существовало, а были одни лишь безответственные и развязные болтуны.
Я продолжаю настаивать на том, что т.н. "советская критика" - это и была самая настоящая критика, единственно достойная этого наименования, которая стремилась подвести объективный фундамент под любые свои рассуждения и выводы. И как показывает практика, это единственно правильный способ приблизиться к истине: метод предположений и проверок; выдвижение гипотез и поиск подтверждающих их фактов; т.е. речь идёт о методике, почерпнутой из методологии естественных наук.
Можно назвать эту методику естественно-научной, можно марксистско-ленинской, можно хоть как её окрестить - главное сохранить её логическое ядро.
Я и сегодня не вижу другого пути для развития творческой критической мысли в ЛЮБЫХ областях науки и искусства.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #36 : Апрель 17, 2013, 16:56:38 »
В каталоге радио имеются две довоенные записи симфоний Шостаковича: единственная довоенная запись первой симфонии (дир. Б. Хайкин) и первая московская запись пятой (дир. А. Гаук). Ни одна из них, насколько мне известно, не выпускалась. А ведь это сенсационные документы!!! Или мне одному так кажется?

Инвентарный номер: 12723420
Название: СИМФОНИЯ № 1
Фонд: Музыкальный
Дата записи: 1938
Дата переписи: 1950
Хронометраж: 00:32:24
Тональность: Фа минор
Исполнители: Оркестр Московской филармонии. Дирижер Хайкин Борис (РСФСР).

Инвентарный номер: 12723549
Название: СИМФОНИЯ № 5
Фонд: Музыкальный
Дата записи: 1938
Дата переписи: 1950
Хронометраж: 00:45:32
Тональность: Ре минор
Исполнители: Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер Гаук Александр (РСФСР).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #37 : Ноябрь 27, 2013, 17:26:19 »
Нашёл забавную статейку об оркестровках Шостаковича - он создал свои оркестровки "Хованщины" и "Бориса Годунова". И вот что тут об этом пишут.

http://lebed.com/2012/art6072.htm

«ХОВАНЩИНА» И ВАНДАЛИЗМ ШОСТАКОВИЧА

№ 662, 23 сентября 2012 г.

Яков Рубенчик

Несколько месяцев назад, удобно устроившись у радиоприемника, я решил послушать оперу ‘Хованщину’, транслировавшуюся из Метрополитен Оперы с исполнителями основных партий солистами Петербургского Мариинского театра и под управлением дирижера Кирилла Петренко. Должен заметить, что во второй половине сороковых г.г. мне приходилось пару раз видеть и слушаать эту оперу в Ленинграде с великой певицей Софьей Преображенской в роли Марфы-раскольницы, а затем я часто слушал «Хованщину» в отличных записях с нею или Марией Максаковой в роли Марфы и Марка Рейзена в роли Досифея.

Должен признаться, что сам я большим поклонником этой оперы не был. Сюжет меня не привлекал, а привлекали лишь некоторые сцены с участием персонажей оперы: Марфы, Досифея и Шакловитого, образы которых в прошлом почти всегда создавали великие певцы-актеры. Но для многих знакомых мне любителей опер «Хованщина» была одной из самых любимых. И вот я слушаю оперу из МЕТа и ничего не узнаю. Что это? Решаюсь вновь заглянуть в журнал OPERA NEWS, и в результате выясняю, что опера «Хованщина» идет в оркестровой редакции Шостаковича, после чего мое слушание немедленно прекращается.

Дело в том, что я много лет посвятил прослушиванию сочинений Шостаковича для написания статей в этой области. А привлекла меня к этому вовсе не любовь к его музыке, а наличие лживой музыковедческой совдеповской литературы об этом композиторе, измеряемой, пожалуй, в тоннах. На мой взгляд, почти всё, что написано о Ш-че и его музыке в совдеповское время является глобальной ложью и лишь некоторым отдельным высказываниям о нём и его т.н. музыке можно доверять. Мне прежде приходилось слышать фрагменты из «Бориса Годунова» в шостаковической редакции, и в моем большом стихотворении «Совковый гений» 9-26-2006 (МSD) можно прочесть:

Он сунулся к «Борису» с оркестровкой,
Кощунственной совковой перестройкой,
И покалечил оперу изрядно,
На музыку надев оковы рядно.
Когда Большой послал его подальше,
Он в Мариинский влез с трезвонной фальшью,
На много лет театр околпачив,
Пока не вынесли к чертям собачьим.

Музыкальная драма Мусоргского — опера «Хованщина», раскрывает тему событий российской истории конца 17 века о расколе и стрелецком бунте, которую композитор написал по собственному сценарию и тексту. Это творение он создавал с довольно большими перерывами, поэтому оно так и не было закончено к моменту его смерти. В отличие от «Бориса Годунова», »Хованщина» не имела литературного первоисточника. Либретто своей оперы Мусоргский так и не написал. Наиболее интенсивно композитор работал над оперой в период 1875-1876гг., а также полтора года до своей кончины. Полный клавир он успел закончить, не хватило (по словам Мусоргского) лишь «маленького куска в заключительной сцене самосожжения». После смерти композитора в 1881 году Н. А. Римский-Корсаков завершил последние сцены, отредактировал и оркестровал оперу. Закончив эту работу, он в 1883 году предложил «Хованщину» Мариинскому театру, однако театральный комитет отклонил заявку. Сценическая жизнь «Хованщины» началась в 1886 году, когда петербургский музыкально-драматический кружок поставил ее в зале Кононова на Мойке. Премьера прошла скромно. В 1913 году для парижской постановки М. Равелем и И. Стравинским была создана новая редакция оперы. Полемику вокруг этой постановки начал А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, расценивший парижскую постановку как «акт вандализма».

Акт вандализма? А собственно говоря, почему теперь мы к этому, в связи с никому из любителей не нужной и не представляющей ни малейшего интереса, явно спекулятивной оркестровкой Шостаковича должны относиться иначе? В совдеповское время для коммунистических бонз, устанавливавших собственные правила в области культуры, законы не были писаны, но теперь другие времена (а может быть, и нет?). Ведь и Стравинский и Равель , в отличие от лишенного мелодического дара Ш-ча, в действительности, были великими композиторами, так чт о бы теперь сказал сын Римского-Корсакова относительно шостаковического вмешательства? (В совдеповские времена коммунистические монстры насильно навязывали музыку Шостаковича, а теперь этим правит ЕГО ПРЕПОХАБИЕ БИЗНЕС, продолжающий спекуляции на имени , лживо причисленном к именам мировых музыкальных гениев стараниями коммунистов и мировой шостаковической мафии. Но акции, которые сто лет назад расценивались как вандализм, и теперь, очевидно, следует считать вандализмом).

Шостаковический вандализм в отношении «Хованщины», пожалуй, самый отвратительный среди всех его спекулятивных и абсолютно ненужных любителям опер вторжений. Дело в том, что если бы зашел серьезный спор о том, кто фактически бОльший композитор для Хованщины: Мусоргский или Римский -Корсаков, то музыканты и музыковеды стали бы в тупик. Ведь Римский-Корсаков гениально спаял оперу, у которой не было либретто, из отдельных кусков. А утверждение, что Ш-ч сделал свою оркестровку на основе клавира, составленного музыковедом П. Ламмом, также подтверждает, что он (Ш-ч) вынужден был кромсать и музыку, сочииненную Римским -Корсаковым. Ведь «Хованщина» и в ламмовском клавире, была НЕРАЗДЕЛИМЫМ сочинением Мусоргского- Римского-Корсакова, поэтому шостаковическое кайло должно было как следует пройтись по обоим великим композиторам и нанести невосполнимый ущерб их гениальному сочинению.

Б. Асафьев: «Был композитор Мусоргский и был композитор Римский-Корсаков; но остались произведения, в которых они с трудом выделяются и составляют творческое единство. Поэтому можно сказать, что в истории русской музыки существует композитор Мусоргский — Римский-Корсаков».

После кончины Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков создал свою редакцию »Хованщины» на основе авторских рукописей и ее инструментовал.

Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. БОльшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях - реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.

Из совдеповской коммунистической пропаганды:
«В сравнении с «Годуновым», «Хованщина» — не просто драма об одном историческом лице, а в своем роде «безличная» историософская драма. При отсутствии «центрального» ярковыраженного персонажа, который характерен для обычной оперной драматургии на то время, стают раскрытыми целые пласты жизни народа и поднимается тема духовного трагизма у всего народа, появляющаяся при переломе его жизненного и традиционно-исторического уклада. Мусоргский для подчеркивания этой жанровой особенности дал опере подзаголовок «музыкальная народная драма».

Комм. ЯР. Возможно, что Мусоргский, действительно, задумал, чтобы «Хованщина» оказалась музыкальной драмой, но из тех кусков, которые были им оставлены, вместо драмы, удалось создать нормальную оперу (после удаления мусора, как известно образующегося в процессе творчества, и благодаря посмертному вмешательству Римского-Корсакова, великого композитора и современника Мусоргского, чей композиторский и мелодический дар был существенно выше). (См. ниже мнение Равеля о «Хованщине»).

Некоторые сторонние комментарии:
1.В новой постановке Большого театра муз.драма «Хованщина» поставленав оркестровой редакции Дмитрия Шостаковича (1959): эта версия, сохранившая все особенности новаторского стиля Мусоргского, принята теперь в большинстве театров мира Комм. ЯР. О новаторском стиле Мусоргского много писалось в совдеповское время. В действительности, новатором он не был, а был лишь талантливым компилятором: в «Борисе Годунове», на мой взгляд, он удачно использовал речитативные вокальные приемы «Каменного гостя» Даргомыжского в сочетании с ариями из опер Верди. В «Хованщине» некоторые из вокальных фрагментов музыковедами были названы русско-итальянскими. Интересную характеристику дал «Хованщине» композитор Морис Равель: -»Хованщина» не есть новейшая музыкальная драма. Это настоящая опера, задуманная в старинной форме: арии, дуэты, хоры, сцены — все сохраняет свою самостоятельность».

2. Шостакович закончил беспросветную драму Мусоргского повторением знаменитого »Рассвета на Москве-реке». Однако нельзя не признать, что если оркестровка Шостаковича превосходна, то сделанные им композиционные дополнения сегодня устарели.
Петр Поспелов о «Хованщине» в Большом театре (1995).

3.»Хованщина» в Театре оперы и балета Екатеринбурга
13 декабря 2007 г.
Вопросы и ответы великой оперы
«Каноничность, традиционность была сознательной позицией постановщиков - вопреки тенденции осовременивания, ставшей сейчас распространенной. Намеренным был и выбор редакции Римского-Корсакова — более возвышенной, парящей, чем инструментовка Шостаковича. Постановка будто направляет зрителей: все художественные и нравственные смыслы ищите в самой музыке…».
Елена КРИВОНОГОВА о постановке «Хованщины» в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Шостаковича -разруштеля великих партитур опер Мусоргского, полюбившихся слушателям и шедших в театрах на протяжении почти столетнего периода в музыкальных редакциях великого русского композитора Римского-Корсакова, следует считать безпринципным вандалом и спекулянтом также и потому, что, увлекшись кастрацией «Бориса Годунова» и «Хованщины», он на незаконченную оперу Мусоргского «Саламбо», действительно требовавшую постороннего композиторского вмешательства, не посмел обратить внимания, надо полагать, смертельно испугавшись негативной реакции коммунистических бонз.

Сентябрь 2012
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #38 : Февраль 05, 2014, 14:55:29 »
В другом потоке возник любопытный поворот темы, когда было упомянуто имя Шостаковича:

Я "Дождь" смотрел мало, но я против введения единомыслия в России. И меня оскорбляет гораздо больше высосанной из пальца истории с опросом то, что опять, как в самом мрачном совке, какие-то хмыри решают за  меня, что мне читать, что смотреть, что слушать и т.п.  Я испытываю глубокое разочарование от того, что все это не по дням, а по часам возвращается. Сама стилистика всеобщей травли за ошибку совершенно неприемлема для меня

Боже мой, Пётр, в "самом мрачном совке" (если предположить, что самым мрачным он был в 80-х) Вам было годика 3-4. Когда же Вы вступили в сознательный возраст, во всю уже гремела Перестройка, когда уже никому и ничего не запрещали читать, слушать, смотреть и т.д  О чём Вы говорите?

И что? Я тогда ничего не знаю? От родителей? Как моего деда Должанского вместе с Шостаковичем травили? Если в 1948 году меня не было, значит, и этого не было? Стыдно!
А перестройка - да. До 2000 года свобода выбора увеличивалась, а с тех пор постоянно сжимается.

А по поводу травли Шостаковича. С точки зрения, например, моего деда, крестьянина, 7 (если правильно помню) Государственных премий не очень похоже на травлю. Я ни в чём не хочу Вас убедить, просто имейте в веду и такую точку зрения, раз Вы либерал.

Да, Шостаковичу повезло больше, чем, к примеру, Бабелю или Мандельштаму. Давайте же порадуемся за него! Плевать, что гения мировой музыки, который входит в самые короткие списки величайших художников России, поучали невежды, как ему писать, запрещали почти все им написанное (в 1948 году не были запрещены только 5 и 7 симфония), устраивали 2 кампании централизованно организованной травли. У меня есть книга - стенограмма 1 съезда советских композиторов. Там много-много страниц уничтожающих его выступлений. Вот он должен был, как оплеванный, сидеть целыми днями и все это выслушивать - как дело его жизни подвергается ошельмованию. Он был вынужден приспосабливаться, менять язык своей музыки (в сторону упрощения, причем не всегда это было лучше). А другой рукой добренький Сталин давал ему Сталинские премии. Величайшая симфония 20 века - 4-я - ждала своего исполнения 25 лет и чуть не была утеряна. Статьей "Сумбур вместо музыки" была навсегда отбита охота писать оперы. Я считаю, что мы потеряли грандиозного оперного композитора. А нам теперь легко помахивать ручкой и говорить - ну, зато не расстреляли, не раскулачили, скажите спасибо, что не посадили.
Так и Николая I можно поблагодарить за то, что он еще ласково обошелся с Достоевским.
В общем, считаю, что на форуме, посвященном классической музыке, просто не пристало делать подобные заявления.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #39 : Февраль 05, 2014, 15:00:58 »
Мне по этому поводу сказать больше-то нечего.
Но с огромным интересом узнала бы Вашу точку зрения, господин Predlogoff.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #40 : Февраль 05, 2014, 15:33:13 »
Государство, содержащее своих творцов...
Ну, во-первых, Шостакович и без опеки государства мог бы прекрасно себя содержать в нормальной ситуации - а именно если бы государство просто не мешало бы ему. Во-вторых, выходит, что творцы - они нахлебники какие-то, и государство должно их направлять, чтобы их существование было оправдано.
Не знаю, мне наоборот, как российскому патриоту, кажется, что Шостакович, Чайковский, Пушкин, Достоевский, Стравинский, Щукин и Морозов, Менделеев, Королев, Сикорский, Зворыкин - то, чем можно и нужно гордиться. То есть не государство содержит творцов, а творцы составляют гордость и своим существованием облагораживают страну.
Что до либеральной точки зрения - если ей противопоставляется людоедская, то что ж... Я, в отличие от вас, не призываю изгнать вас с форума за ваши сомнительные рассуждения или прикрыть весь форум. Прокофьев, кажется, сказал: мало ли кому билеты на концерты продают.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #41 : Февраль 05, 2014, 15:37:29 »
Я думаю, в потоке о Шостаковиче в контексте упоминания "сумбура вместо музыки" интересно будет ещё раз привести тот факт, что в широких кругах нынешних слушателей - в отличие от профессиональных кругов - творчество Шостаковича отнюдь не вызывает того интереса и не пользуется тем спросом, как, казалось, должно было быть с учётом его художественной ценности.
Я вовсе не желаю защищать сталинскую власть, которая устами Андрея Жданова учила Шостаковича, "как ему сочинять":

(на мотив лезгинки)

Должна быть музыка прекрасна,
Должна быть музыка изящна.

Но!
Как ни парадоксально, компартия оказалась права! О нет, она права не в том, что Шостакович "не так и не то сочинял", а в том, что подавляющая часть слушателей не только в те годы считала, но и сегодня считает произведения Шостаковича "сумбуром вместо музыки". Это не профессиональная оценка, конечно, это просто любопытный факт нашей жизни, но это такой факт, который способен приводить к казусам!
Вот яркий пример.
Не так давно коллектив "Новой оперы" решил провести симфонический концерт, который включал в том числе 13-ю симфонию Шостаковича для оркестра, хора и солиста. Маэстро Латам-Кёнигу, который дирижировал и составил программу, даже в голову не могло прийти, что Шостакович настолько мало интересует публику той страны, музыкальная культура которой породила это великое явление, что она не придёт на этот концерт! Зал был практически пуст! Нашлись люди, которые поставили это в вину дирекции, дирижёру, качеству исполнения и т.п., но я-то точно знаю, в чём дело! Я знаю нашу публику, и я знаю, что её интересует, я слышу её оценочные суждения по поводу только что прозвучавшей музыки после исполнения тех или иных сочинений.
Так, на каждом исполнении упомянутой Петром Лаулом 4-й симфонии Шостаковича - которая, как известно, 25 лет ждала своей премьеры и которую я сам считаю одним из величайших музыкальных произведений за всю историю музыки, так что даже держу дома не электронную, а большую бумажную партитуру, с которой часто слушаю её - всегда находится множество народу, сбегающего из зала ещё до середины 1-й части!
Вот так и подумаешь, что наша родимая партия всего-навсего выразила эту самую "простонародную" точку зрения и на эту симфонию, и на творчество Шостаковича в целом. О да, сегодня мы - особенно же те, кто любит 4-ю симфонию, "Леди Макбет Мценского уезда" и т.д. - с умным видом скажем, что народ ничего не понимает, что народ не может диктовать свою волю великим композиторам, да и вообще, кому бы то ни было, занимающемуся художественным творчеством. Да, это так.
Но понимаете, какая вещь! В те времена партия, в которую активно стремился этот самый народ, совала свой нос во всё, в т.ч. и в композиторское творчество. Да, это безобразие, да, такого быть не должно, и все последующие вожди этот промах учли и уже не совались в эту тонкую сферу. А Пyтин и вовсе на днях заявил, что молодёжь должна изучать и любить музыку и театр и что он будет этому способствовать, а то, типа, если не будет культуры, то и воевать будет не за что и защищать нечего. Спохватились.
Но это не отменяет тот факт, что композиторы ХХ века изъяснялись в своей музыке очень сложно, что музыкальный язык даже самых гениальных авторов значительно превзошёл возможности восприятия массовой аудитории. Да! Именно это и называется "оторвались от народа"! И именно ЭТОТ факт очень точно был установлен в продолжение тех "разносов", которые устраивали в приснопамятном 1948 году, и закреплён в не менее знаменитом постановлении.
Другое дело, так ли это страшно, что они оторвались от народа? Мне кажется, что Дебюсси, Хиндемит и Прокофьев тому же народу ничуть не ближе - и я об этом слышу в зале на всех концертах, в которых их исполняют.
Кроме того, это СЕГОДНЯ те "проработки" и последующие "покаянные речи" проработанных кажутся нам одиозными, а в те времена подобная оголтелая критика и ещё сильнее бичующая самокритика и даже полный душевный стриптиз были нормой! Нам этого уже не понять, но так было принято! Поэтому мы, не ощущая стилистики эпохи, не понимая особенностей этой ритуальной трескотни, считаем, что это было как-то особенно "ужасно", а на самом деле такое творилось на каждом, причём, даже самом мелком партсобрании, не говоря уже о пленумах, всевозможных съездах и т.д.
Так что я не преувеличивал бы "ужасы" 1948 года: этот год был не ужаснее любых других лет, в т.ч. и 1946-го, а особенно 1941-45 гг.
Просто в дальнейшем компартия на композиторов махнула рукой - типа, пусть пишут, что хотят. А результат, кстати, мы видим: полное вырождение. На плаву сейчас остались лишь те композиторы, которые вышли из "бичевавшей" их советской эпохи, все же последующие уже оторвались не то что "от народа", а даже и от музыки как таковой. Так что любую эпоху всегда нужно рассматривать комплексно, а не через наши сегодняшние сиюминутные настроения и не через призму нашего мировоззрения.
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2014, 16:42:26 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #42 : Февраль 05, 2014, 15:58:54 »
Я хотел ещё добавить, что товарищ Сталин - этот величайший тиран и величайший стратег - в детстве и молодости получил прекрасное музыкальное образование, и он знал не только нотную грамоту, но и сам пел и даже дирижировал хором, когда учился в семинарии. И когда Галина Вишневская вспоминала его шуточки - типа той, что "бЭмолей маловато" - то она, не знавшая нот, изучавшая новые партии на слух, когда их для неё на рояле выстукивал одним пальцем Ростропович, даже в своём самомнении и гордыне представить себе не могла, что Сталин разбирался в музыке получше неё. Это она не знала, что такое "бЭмоли", а Сталин-то как раз очень хорошо знал. Кстати, об этом интересно рассказывал Тихон Хренников - уж ближе него по этой части к Сталину никто не приближался, а врать Тихону Николаевичу незачем.
Я хотел бы ещё раз повторить, что я никого не защищаю, только вот не нужно выставлять наших вождей, а также формальных и неформальных лидеров и администраторов тогдашней музыкальной жизни уж совсем полными идиотами: в музыке разбирался Сталин, на рояле поигрывал Жданов, да и некоторые другие тоже были не лыком шиты, например, Асафьев и Хренников. Так что дело не в их компетентности.
Но вот ТАК они видели свою тогдашнюю "заботу о народе". Они "разносимую" на пленумах музыку слышали и считали, что "народ не поймёт" - а народ и впрямь не понимал её! Более того, я же вам говорю, что народ ДО СИХ ПОР её не понимает и, видимо, не поймёт никогда. Всё же Шостакович - это не Чайковский, не Римский-Корсаков и не Рахманинов.
Я считаю, что чем ругать давнишние постановления, состряпанные "ради блага народа" и в стремлении сделать музыку "прекрасной и изящной", интереснее рассмотреть, к чему всё это сегодня пришло. И мы уже рассматривали в разных потоках - и об авангарде, и о постановлении 1948 года, и о многих других событиях и явлениях, в т.ч. и о современных авторах вообще и о некоторых из них в частности.
Шостакович - гений. Для меня это аксиома. Но большинство людей это никогда не сможет понять примерно по той же причине, по какой народ не понимает тонкостей теории относительности или квантовой механики, созданных в ту же эпоху.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #43 : Февраль 05, 2014, 16:07:37 »
Я, в отличие от вас, не призываю изгнать вас с форума за ваши сомнительные рассуждения или прикрыть весь форум.

? ? ? ? ?
Я где-то призвала изгнать Вас с форума? И прикрыть весь форум?
Я где-то сказала, что творцы нахлебники?
Ну нельзя же так! Вы слышите только себя.

По поводу содержания творцов и чтоб государство не мешало им.
Цитата из интервью английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни:
"Дело в том, что в Советском Союзе театры оперетты имели гигантские оркестры. В оркестре Московского театра оперетты, например, столько же музыкантов, что и в Чикагском симфоническом. На Западе это, конечно, невозможно. Содержать такие оркестры слишком дорого. В оперетте “Москва, Черемушки” шесть валторн – как в симфониях Малера. (Смеется.) Только в Советском Союзе была возможна такая роскошь".

Да если бы государство его не поддерживало - премиями, орденами и медалями, что было прямой пропагандой его творчества, не знаю, что бы из его произведений мы слушали сегодня (ну или не слушали :) )
Вот сейчас государство не вмешивается в творческий процесс, много ли современных композиторов и музыкантов знает широкая публика?

А людоедская - это именно либеральная точка зрения. За годы либеральных реформ сколько народу умерло от безысходности, сколько деградировало, сколько не родилось!

Цитировать
Прокофьев, кажется, сказал: мало ли кому билеты на концерты продают.

Билеты зрители покупают на свои, заработанные часто нелёгким трудом, деньги.
Филармонические концерты дороги. Скажем, билет за 1 тысячу рублей - это десятая часть зарплаты провинциальной учительницы. В "мрачные годы совка" соотношение было другим. Впрочем, зачем Вам учительницы на концерте, пусть сидят дома, телевизор смотрят, Шостакович не для них.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #44 : Февраль 05, 2014, 16:20:30 »
Спасибо, многоуважаемый господин Predlogoff, за предоставление достаточно объективной точки зрения на эпоху и обсуждаемый вопрос.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #45 : Февраль 05, 2014, 16:54:34 »
Цитировать
Прокофьев, кажется, сказал: мало ли кому билеты на концерты продают.

А вообще удивительно, что у такого тонкого музыканта,  не хватает душевной чуткости понять, что слова, сказанные не им и по неизвестному мне поводу, но написанные в ответе ко мне, глубоко оскорбительны.
Либерализм, замешанный на антисоветизме, - серьёзное поражение человечности в человеке,  сродни фашизму.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #46 : Февраль 05, 2014, 18:05:57 »
Про изгнать с форума и закрыть его - это отсылка к каналу "Дождь".
А так простите, погорячился. Просто Шостакович - это слишком личная, даже кровная тема для меня, и я начинаю свирепеть, читая о нем всякие легкомысленные вещи. Кроме того, мне не раз было указано на возрастную и умственную неполноценность, так что не я начал.
Кстати, не раз убеждался, что Шостакович как раз намного проще и яснее для понимания, чем большинство авторов 20 века, в том числе и для западной аудитории, не знавшей наших реалий. Впрочем, это гнилая буржуазная публика, любящая всякие выверты, да.
А угасание композиции - это объективный процесс, не имевший отношения к отеческой заботе партии. И, кстати, в 70-е годы у нас были и Шнитке, и Денисов, и многие другие приличные композиторы.
А вот какое-либо оправдание сталинской культурной политики я не принимаю категорически. Если внимательно посмотреть, то подавляющее большинство великих имен той эпохи, в музыке и литературе как минимум, прошло через травлю, гонения, а то и репрессии.  Ахматова, Зощенко, Мандельштам, Булгаков, Бабель, Шостакович, Прокофьев,  Эйзенштейн, Платонов, Мейерхольд, чтобы назвать некоторых. Иногда их и по головке гладили, да.  Но так вот жить и не знать, в какой момент тирану моча в голову ударит и по какому поводу - врагу не пожелаешь.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #47 : Февраль 05, 2014, 18:43:28 »
Цитировать
Кроме того, мне не раз было указано на возрастную и умственную неполноценность, так что не я начал
Я этого не делала. И о "Дожде" не говорила. Я, вместе с Г. Гессе, из бесконечного уважения к Вам причислила Вас к Бессмертным, поскольку Вы служите Музыке     

       К нам на небо из земной юдоли
       Жаркий дух вздымается всегда --
       Спесь и сытость, голод и нужда,
       Реки крови, океаны боли,
       Судороги страсти, похоть, битвы,
       Лихоимцы, палачи, молитвы.
       Жадностью гонимый и тоской,
       Душной гнилью сброд разит людской,
       Дышит вожделеньем, злобой, страхом,
       Жрет себя и сам блюет потом,
       Пестует, искусства и с размахом
       Украшает свой горящий дом.
       Мир безумный мечется, томится,
       Жаждет войн, распутничает, врет,
       Заново для каждого родится,
       Заново для каждого умрет.

       Ну, а мы в эфире обитаем,
       Мы во льду астральной вышины
       Юности и старости не знаем,
       Возраста и пола лишены.
       Мы на ваши страхи, дрязги, толки,
       На земное ваше копошенье
       Как на звезд глядим коловращенье,
       Дни у нас неизмеримо долги.
       Только тихо головой качая
       Да светил дороги озирая,
       Стужею космической зимы
       В поднебесье дышим бесконечно.
       Холодом сплошным объяты мы,
       Холоден и звонок смех наш вечный.


О Шостаковиче я говорить и не хотела, просто постаралось (плохо, наверное)  показать, что на любое событие может быть другая точка зрения, которая зависит в том числе и от социального положения, на что Вы мне так красноречиво и указали.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 408
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #48 : Февраль 05, 2014, 18:54:00 »
Еще раз: я очень жалею о той фразе, но в ней  совершенно ничего нет о социальной принадлежности, к музыкантам она так же относится (и, возможно, даже и адресовалась музыканту).

Оффлайн tab

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 79
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #49 : Февраль 05, 2014, 18:59:59 »
Приглашаю всех в пятницу в БЗК понаблюдать за исходом народа с Четвертой.