Автор Тема: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество  (Прочитано 86296 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Так получилось, что я ввязался в разговор о Стравинском. Сначала я хотел отделаться общими словами, но, поскольку на меня ужасно обиделись, узнав, что я его вовсе не боготворю, пришлось погрузиться в более подробное обсуждение.
Однако, я не почувствовал, что мои собеседники с другого ресурса хотят "дойти до самой сути" :)), поэтому я завожу этот поток здесь и начну его со статьи Бориса Филановского, который поёт Стравинскому хвалу. Это тем более логично, что Борис пока что присутствует на нашем форуме, поэтому есть некоторая надежда, что если он затрудняется объяснить нам собственные композиции, то, быть может, у него лучше получится объяснить чужие ? :)) Имею в виду Стравинского.
Собственно, основной интерес заключается вот в в чём: как известно, Стравинский более всего прославлен и известен своим "русским периодом", в котором прежде всего следует указать на "Весну священную" и "Петрушку" - самые известные его произведения.
Когда-то Дягилев вывез нашу музыкальную и околомузыкальную братию во Францию в рамках своих "Сезонов", но Скрябина за рубежом так и не восприняли, оперы Римского-Корсакова объявили детскими сказочками и т.п., и только Стравинский со своими балетами, представленными лучшими балетными артистами, был принят "на ура".
Я по поводу его "русского периода" уже высказывался и, чтобы не повторяться, приведу лишь цитаты из высказываний известных деятелей тех лет, а также из прессы.

Цитата: Цитата
Н. Н. Римская-Корсакова (1911): "... что касается русской народной музыки, то над ней Стравинский прямо издевается - это доказывает его "Петрушка". Римский-Корсаков А. Н. о духе и стиле "Петрушки" высказал следующее: "Смесь русской сивухи с французскими духами". Из прессы: "Для музыкальных плебеев партитура "Петрушки" - замечательная находка, такого звукового лубка в музыке ещё не было" или "Это какая-то писанная не кистью, а шваброй партитура" ("Петербургская газета", 1913). Поддержали ИФС Н. Мясковский ("Музыка", 1912), позже Б. Асафьев, но, как отмечает С. И. Савенко ("Игорь Стравинский, 2004), ИФС сознательно солидаризировался с более передовыми художниками "Мира искусства", противопоставляя их опыт рутине коллег по цеху.

Собственно, что тут добавить ?

В Стравинском разные люди видят и принимают разное: к примеру, один из лучших наших пианистов, музыкант высочайшей звуковой культуры, которую он являет, в частности, в своих исполнениях Шопена и Равеля - А.Володин вдруг берётся за "Петрушку" ! Я уже как-то сообщал об этом: с концерте, где он играл e-moll-ную партиту Баха, "Вариации на т.Корелли" Рахманинова и (совершенно гениально) "Отражения" Равеля, он последним номером поставил ..... "Петрушку" :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1339.msg16734#msg16734

Выслушав бесподобно сыгранного Равеля, я просто ИСПУГАЛСЯ остаться на "Петрушку" - я всерьёз опасался за адекватность своей реакции, поэтому во время аплодисментов удрал из зала, тем самым лишив себя сомнительного "удовольствия" от выслушивания этой композиции. Но я не понимаю, сам-то пианист - как он мог играть это, да ещё "на закуску" ?? Зачем вообще играть эту лубочную побрякушку ? В конце концов существует оркестровая версия, вот и исполнять бы её в симфонических концертах, если уж так надо - нет ведь ! Стравинский нарочно написал свою "прелюдию до-диез минор", он же "этюд ре-диез минор №12", он же "этюд до минор №10" - это вечный и заигранный до дыр "тяжкий крест" каждого из этих авторов, роль которого у Стравинского выполняет ф-п транкрипция его "Петрушки".

И тем не менее, Стравинский известен не только у нас, но и во всём мире именно как автор "Весны священной" и "Петрушки" - это то клеймо, от которого он хотел всю жизнь уйти, но так и не ушёл: оно его преследует даже посмертно, хотя давно уже все его произведения изданы и записаны на диски. В связи с чем возникает вопрос: а действительно ли ценно то, что было сделано Стравинским за всю остальную его жизнь ? Стоит ли всё это нашего внимания ?
В рамках "послепетрушечного" периода я предложил начать с прослушивания ф-п сочинений Стравинского в исполнении Рихтера и Юдиной, о чём ещё будет речь ниже, после мы, я надеюсь, постепенно прослушаем если не все, то наиболее значительные его произведения, в т.ч. и оперы. Многое записано под управлением автора или под его наблюдением:

Это имеется на Торрентах.

Юрий кое-что выложил из своей рихтеровской копилки:

Цитата: Yuriy

STRAVINSKY
Concerto for Two Pianos
* 7/7/85 - Tours - Live - Lobanov - PHILIPS 420 157-2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/bfliv0
http://www.sendspace.com/file/hpj948
http://www.sendspace.com/file/rl2v1g
http://www.sendspace.com/file/9os8bu


Цитата: Yuriy
STRAVINSKY
Capriccio for Piano and Orchestra
* 29/6/85 - Tours - Live - Intercont/Boulez - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/b2ml0n

Цитата: Yuriy
STRAVINSKY
Mouvements for Piano and Orchestra
2/1/85 - Moscow - Live - Moscow Cons.Ch.O./Nikolayevsky - REVELATION RV10093 (CD)
http://www.sendspace.com/file/rpy1cg
http://www.sendspace.com/file/56kfcg
http://www.sendspace.com/file/iksk4g
http://www.sendspace.com/file/2mpcv6
http://www.sendspace.com/file/zvokle

А начнём мы, как и обещано, со статьи Б.Филановского.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #1 : Август 28, 2009, 19:17:04 »
Письмо Стравинскому
Борис Филановский · 21/04/2009

Вы, Игорь Федорович, не романтик. Вы лукавый классицист

http://www.openspace.ru/music_classic/projects/117/details/9433/



Стравинский / Шенберг



Дорогой Игорь Федорович,

я вас очень люблю. Но я любил вас далеко не всегда. Понимаю меломанов и даже музыкантов, которым вы кажетесь холодным и рассудочным, аэмоциональным, механистичным. Специально пишу об этом самыми затертыми словами, которые люди употребляют, желая выразить, почему вы им не близки. Ведь затертые слова идут от затертой мысли. А мысль затертая потому, что в вас не вслушиваются. Вы сами блокируете эмоциональную оценочность, избирательное сродство, помогающие вслушаться. Вы словно не хотите, чтобы вас любили так и за то, как и за что любят Чайковского или Рахманинова. А может быть, вы даже не хотите, чтобы вас любили те, кто любит их.

А я беззаветно люблю вас почти целиком, от «Петрушки» до «Совенка и кошечки». Я получаю от вашей музыки физиологическое удовольствие, тем более серьезное, что оно всегда подкрепляется интеллектуальным насыщением. Мне кажется, вы едва ли не самый важный композитор для ХХ века. И мне хочется разделить свои чувства с другими, хотя я отдаю себе отчет: чтобы любить вас как целое, надо немного вас понимать. Трудно дать «формулу Стравинского» в двух словах. Попробую сформулировать хотя бы некоторые важные вещи, связанные с вашей музыкой.

Она оказалась гораздо более влиятельной, чем ваши идеи. Напротив, идеи вашего антипода Шенберга (ах, как охотно вы сопоставляли его и себя!) сформировали целые поколения, а его музыку не очень-то помнят и играют — не очень-то, конечно, в сравнении с вами. Наверное, так произошло потому, что вы если что и формулировали, это всегда оказывалось чем-то факультативным, поскольку касалось не поэтики композиции, а эстетики, и не затрагивало сердцевины творческого метода. (Потому же вольно было вам вдохновенно врать в «Музыкальной поэтике» — название-то каково! — и играть в ретрограда и охранителя устоев.) Когда же свои композиционные принципы манифестировал Шенберг, это было неразрывно связано с поэтикой композиции, с технологией.

Шенберг хотел изничтожить в музыке «хлевное тепло». Но тем не менее он остался романтиком, открыто провозглашающим свое «нет» романтизму. А вы, Игорь Федорович, не романтик. Вы лукавый классицист. Нельзя не почувствовать, что вы в некотором смысле не то чтобы «новее», но универсальнее Шенберга — и, может статься, не только Шенберга, но и той композиторской ветви, которая от него отпочковалась.

Я бы назвал музыкальным романтизмом некоторую связность рассказа. Вот литературный романтизм — он может рассказывать о необычном и фантастическом, но делает это реалистически. Реализм: что это такое? Это некая мера условности — как и другие техники рассказа. Но она более связная и более похожа на то, как происходит в жизни. А жизнь у нас происходит (и даже у вас происходила) прозой, события разворачиваются линейно и как бы не рифмуются. Поэтому легко обмануться и подумать, что романтизм с его нарративным реализмом «ближе к жизни» или «человечнее». И девственное эстетическое чувство так это и воспринимает.

А вы-то говорите не прозой — стихами. (Это, конечно, не регулярные силлабо-тонические стихи, а «конструирование в параллелизмах», как вы сами это называли.) Ваш рассказ кубистичен. Он воспроизводит не то, как вещи происходят, а скорее то, как мы их воспринимаем, что мы о них знаем, как наша мысль о них скачет с пятого на десятое. Так и кубисты не показывают предмет, а дают перцептивно-когнитивный сюжет на его основе.

Вы кубистически «говорите о» разных музыках: например, о Генделе (Концерт для фортепиано, духовых и к-басов или «Эдип»), о русском свадебном фольклоре («Свадебка»), о «Военном марше» Шуберта и одновременно о цирковой музыке («Цирковая полька для молодой слонихи»), об американском гимне, в конце концов, — как вы его уделали! Снимаю шляпу. Так только любя можно уделать. Или о «Дон Жуане» Моцарта («Похождения повесы»). А то даже вообще обо всей истории европейской музыки сквозь призму средневекового трактата о танцах («Агон»).

Ваша новизна — в манере рассказывать музыкой, в работе с нарративом как таковым. В русских балетах это было не так заметно из-за новизны самого материала. (Видимо, именно поэтому их больше всего любят до сих пор: открытая манифестация национальности, народности и сегодня ценится публикой больше.) Дойдя до пределов новизны в «Весне», вы, казалось, резко отступили назад — в «Истории солдата», «Свадебке», «Симфониях духовых» и особенно в «Пульчинелле». Ваши поклонники восприняли это как ренегатство, реакцию, реставраторство, но на самом деле это было для вас логичным развитием. Вместо того чтобы поражать новизной звучания, вы обратились к другим музыкам. И тем самым обнажили свою манеру рассказчика: оказалось, эта манера неразрывно связана с тем, что ваша музыка всегда отсылает к другой музыке. Ведь и в русских балетах так было: «Петрушка» — о масленичном фольклоре, «Весна» — об архаическом календарном.

То есть вы первым сказали: все, поступательная история музыки закончилась, и теперь оригинальность будет заключаться в манере относиться к уже бывшему. Причем вы это очень рано сказали, еще в 1920-х.

Вы меня поправьте как-нибудь, если я совсем завираюсь, хорошо?

Еще важное различие между вами и Шенбергом. Чтобы прерывность, кубистичность рассказа была заметна на высоком уровне, как это происходит у вас, надо, чтобы материя рассказа была непрерывной или воспринималась как таковая. Шенберг строит из прерывной материи непрерывный рассказ, а вы — наоборот; потому вы и обращаетесь к чужому материалу. На чужом материале вы оттачиваете свою нарративную технику. Скорее всего, и так и так; хотелось бы и мне отточить ее до схожего блеска, да вот наглости пока не хватает вашим оптом чужое таскать!

Вы очень близко подошли к сути музыки. По вашему мнению выходит: «что» и «о чем» в музыке важно, но еще важнее «как» и вот это самое «о» из «о чем».

Но и это не объясняет, почему я так вас люблю.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #2 : Август 29, 2009, 20:13:57 »
Теперь я добавлю свою "ложку дёгтя".

На мой взгляд, Стравинский никогда не был "русским композитором" - этот мастеровитый ремесленник-профессионал всю жизнь свою провёл по принципу "чего изволите": хотите симфоний - "их есть у меня"; хотите "русского" - пожалуйста; хотите джаза - нате; хотите додекафонии - возьмите, и т.п. В скобках отмечу, что я вовсе не восторгаюсь деятельностью Дягилева и считаю его ловким дельцом, профанатором русского искусства, который просто-напросто паразитировал на интересе Европы к России, а к "русскому" наиболее известные и скандальные номера его "Сезонов", которые как раз и поминали впоследствии чаще всего, имели примерно такое же отношение, как и песни и пляски "Дедкиной". В этом плане совсем не удивительно, что Стравинский был привлечён им к этому надувательству - как говорится, "два сапога - пара". Вся эта деятельность, с позволения сказать, "на ниве русского искусства", на мой взгляд, лишь опошляла русский фольклор и всё "русское", которое и без этих пособников к тому моменту уже дышало на ладан, благодаря "заботам" тогдашних властей, закончивших своё "славное правление" очень эффектно - 17-м годом. Вообще, при наличии таких "пропагандистов" не удивительно, что за рубежом Россию считали невменяемой, а все эти клише про русских с ножом, гармошкой, водкой и селёдкой получили дополнительный импульс после гастролей всей этой братии, для которой Стравинский создавал свои поделки a la russе.

В продолжение хочу кое-что добавить.
Разумеется, даже и русский период Стравинского не из одних фольклорных цитат состоит, но полифоническое соединение "Вдоль по Питерской" и "Ах вы сени мои сени" ещё не свидетельствует о "русскости" периода. Мало ли кто ещё мог столь же зверски соединить эти мелодии ? Лубок он и есть лубок - любой примитив в рамках лубка возможен. Вообще, "Петрушка", на мой взгляд, это какой-то апофеоз псевдорусского лубка, недаром Европа была в восторге - именно вот ТАК она и представляли себе "русское".
Для меня весьма показательно, что Стравинским восторгаются авангардисты :)) Мы должны им доверять: они за версту "своих" чуют, например, Стравинского - там, где идёт речь о разрушении музыки и об имитации творчества, там всегда появляются авангардисты. Это своего рода "маркер авангардизма" и проявление личных вкусов в вопросе о Стравинском.
Я считаю, что у Стравинского никогда не было СВОЕГО "творческого лица", он всю жизнь занимался имитацией такого творчества, которое было в данный момент востребовано и модно: было модно "русское" - Стравинский делал "русское", стал моден джаз - он имитировал джаз, хотите додекафонии - вот вам додекафония, хотите классицизма и симфоний - пожалуйста. Т.е. он, как в анекдоте, "колебался вместе с генеральной линией". Собственно, я не вижу, чем это следование сиюминутной моде лучше следования "историческим постановлениям" ЦК ВКП(б) ?
Насчёт "периодов" Стравинского - его деяния можно условно разделить на довоенный (До 1-й Мировой), межвоенный (между Мировыми) и послевоенный (после 2-й Мировой) периоды, если говорить о хронологии, но более правильно подразделять его произведения по стилям - т.е. выяснять, чему он подражал и что имитировал в данном конкретном произведении, отсюда и "числить" конкретное произведение.
Я уверен, что "периодизация" в полном смысле этого слова, как это имело место, допустим, у Бетховена, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича или Скрябина, в случае рассмотрения тв-ва Стравинского НЕВОЗМОЖНА, ибо бессмысленна: всякий раз имеет смысл говорить о той или иной стилевой модели, о подражании тому или иному направлению, о тех или иных экспериментах. недаром применительно к Стравинскому постоянно заводят речь о "полистилистике" - ведь и впрямь, Стравинский был одним из первых провозвестников этой "чумы 20-го века" в музыке.
Авангард этим восторгается - ну ещё бы ! Авангарду ли не знать, "как это было" :)
Я должен уточнить, что говоря о полистилистике я имею в виду следующее: сама по себе стилизация и даже творчество в определённом стиле это вовсе не "криминал" - каждый творец имеет право выбирать любую стилистическую модель и творить в её рамках. Криминально же другое: УНИФИКАЦИЯ и механистическое использование тех или иных стилевых клише, причём, безо всякой ЛИЧНОЙ склонности к использованию той или иной модели, а просто "на заказ" или в качестве эксперимента, дескать, "я могу и то, и это" и т.п. на мой взгляд, именно ЭТО совершенно убийственное для музыки свойство как раз и демонстрировал Стравинский - ЕМУ БЫЛО ВСЁ РАВНО, в каком стиле сочинять, потому что с его профессионально-ремесленными навыками он был способен имитировать любой творческий процесс.
Естественно, речь идёт именно об ИМИТАЦИИ, а не о творчестве, но чтобы это понимать, нужно сопоставлять разные произведения одного и того же времени, чтобы убедиться, что никаких твёрдо установившихся ЛИЧНЫХ АВТОРСКИХ свойств творения Стравинского не имеют, ибо соседствовать могут самые разнополярные произведения и стили.
Я считаю это эклектикой, что более правильно называть творческой беспринципностью.
С другой стороны, всё зависит от того, КАК к этому относиться. Например, если кому-то достаточно стилизаций и мастеровитых подделок под тот или иной стиль или же у кого-то вызывают восторг сами эти поделки и то мастерство, с которыми они скомпонованы - то ЭТО я ещё могу понять ! О да: РЕМЕСЛО Стравинского всегда было на высоте ! Всё же он многому научился, имея таких великих учителей !
Но как применительно к авангарду я обращал внимание на это обстоятельство, так и применительно к Стравинскому хочу сказать: владение ремеслом ещё не гарантирует художественной ценности самого продукта, потому что можно ведь и телескопом забивать гвозди, однако при этом вряд ли можно будет утверждать, что человек, держащий в руках телескоп и использующий его столь экстравагантным способом, "занимается астрономией".

На сайте Бельканто.ру (http://www.belcanto.ru/stravinsky.html) имеется короткий и довольно ёмкий по смыслу материал, в котором о Стравинском сказано почти всё ключевое, что надо было бы сказать. Я ничуть не оспариваю этот материал, хотя он подаёт фигуру Стравинского в положительном ключе ) Там даже есть цитата из Шостаковича, который полемически предподносит Стравинского как "истинно русского" (в противовес, по всей видимости, постановлениям ЦК ВКП(б) о формализме), там же имеется любопытная и даже симптоматичная цитатка из высказываний самого И.Стравинского, о том, как он выживал в этом "торгашеском мире рекламы" и т.п.
Ну как он "выживал" - умел себя выгодно подать и продать, вот как :)) Т.е. занимался как раз саморекламой и торгашеством.
Я же говорю, Стравинский принадлежит истории, а мы не можем и не имеем права переписывать историю, зато мы можем высказывать своё индивидуальное отношение к ней и к её деятелям.
Вообще, это любопытный момент: к примеру, автор статьи о Стравинском восторгалась как раз тем, чем я возмущался ! :) Например, "безликость" можно лишить отрицательного оттенка и преподнести её как вполне положительную "многоликость", а "беспринципность" представить как "игру по собственным правилам" и т.п. Но с другой стороны, она довольно точно перечислила все идейные особенности деятельности Стравинского и очень ёмко о нём высказалась, что само по себе ценно.
В конечном итоге на пересечении мнений и в их разнообразии и сопоставлении можно найти что-то интересное, тогда как тиражируя клишированные мнения и возмущаясь и даже оскорбляясь их разнообразием мы вряд ли сумеем высказать что-то действительно интересное. Ну в самом деле, что нового можно извлечь из унылого перечисления композиций Стравинского ? Что ещё о них не было сказано в нашей печати ещё со времён Асафьева ?
Кстати, в этом плане меня удивляет толерантное отношение к Стравинскому Асафьева: ведь он-то должен был разглядеть подлинное лицо, вернее, безликость Стравинского, но и он был, по-видимому, очарован его ремесленной виртуозной изобретательностью. Правда, можно частично объяснить это отношение тем, что Стравинский к моменту смерти Асафьева явил миру ещё не все свои прелести, следовательно, был однобоко представлен лишь как автор "русского", т.е. наиболее известного и нашумевшего его периода, к тому же и Великая отечественаня война не способствовала обмену музыкальной информацией между Россией и заграницей, а там и борьба с космополитизмом подоспела, так что поведение Асафьева можно рационально объяснить, но тем не менее - осадочек у меня лично всё равно остался: какая-то, понимаете ли, "невысказанность".
Для меня ещё показателем является отношение зарубежных музыкантов к творчеству Стравинского - полное впечатление их зашоренности его ремесленной умелостью, технологической изобретательностью, вызывающей смелостью и безапелляционностью композиторских решений. В общем, это легко объяснить тем, что на Западе Стравинский потому и сделался идолом, что с энтузиазмом ломал что ни попадя и не имел никаких твёрдых принципов, основанных на личных предпочтениях. Жил, так сказать, "на публику".
Поэтому я не вижу причин утаивать прямо противоположное к нему отношение, которое разделяю вовсе не я один.
Да и вообще, если брать "любителей" классической музыки, то их суммарное отношение к Стравинскому можно обозначить как нейтрально-ранодушное с тенденцией к отрицательному. По крайней мере об этом свидетельствует мой личный опыт.
С другой стороны, можно указать, что и позднее творчество Скрябина тоже вовсе не встречает восторженного к себе отношения в широких массах, однако это ещё не свидетельствует о его второсортности, поэтому можно спросить - а не то ли самое наблюдается и в случае Стравинского, т.е. недооценка как следствие некомпетентности ?
Поэтому я и опираюсь на ЛИЧНОЕ мнение, прибегая к мнению "масс" лишь с целью сравнения с собственным отношением, всякий раз анализируя, чем именно вызвана массовая реакция, а вызвана она РАЗНЫМ: в случае Скрябина она вызвана сложностью адаптации к гармоническим открытиям Скрябина и непониманием его конструктивистских замыслов и символики, а в случае Стравинского неприятие вызывается обезличенностью и вторичностью его творчества.
По крайней мере мне это именно так представляется.

ИМХО.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #3 : Август 29, 2009, 20:32:01 »
Ну вот и расшифровка первого абзаца моей статьи, столь же подробная, сколь безнадежно унылая. Автодиагноз, ч. т. д.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #4 : Август 29, 2009, 20:34:18 »
Gospodi, kakoy bred! :o
« Последнее редактирование: Август 29, 2009, 20:45:17 от gyorgy »

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #5 : Август 29, 2009, 20:52:26 »
Кстати, в этом плане меня удивляет толерантное отношение к Стравинскому Асафьева: ведь он-то должен был разглядеть подлинное лицо, вернее, безликость Стравинского, но и он был, по-видимому, очарован его ремесленной виртуозной изобретательностью. Правда, можно частично объяснить это отношение тем, что Стравинский к моменту смерти Асафьева явил миру ещё не все свои прелести, следовательно, был однобоко представлен лишь как автор "русского
Ni4ego, vy znaete - v 1948 godu Asaf'ev, ispravilsia. Ob'yavil, 4to s4itaet oshibo4noy svou kniGu o Stravinskom. V kotoroy, mejdu pro4im,rassmatrivautsia so4ineniya vplot' do Edipa (1927 god, yavno uje ne "russkij" period -knijku hot pro4itayte, ne polenites)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #6 : Август 30, 2009, 13:16:13 »
Ну вот и расшифровка первого абзаца моей статьи, столь же подробная, сколь безнадежно унылая

:)) Я понимаю, что вам хотелось бы втиснуть всех слушателей, включая меня, в свою "систему", но всё-таки жизнь несколько разнообразнее в своих проявлениях :))
Я вовсе не зациклен на русской романтике и мои воззрения, так скажем, "пошире будут". Если следовать вашей "логике", то я как раз должен был бы восхвалять "русский период" Стравинского, т.к. именно ОН "похож" на остальную русскую музыку, с которой я ЯКОБЫ должен его сравнивать. А тем не менее выше я уже сказал, что именно "русский" период с т.з. общей характеристики тв-ва Стравинского считаю наименее ценным, чем всё остальное у него, и даже вульгарным. Так что в прокрустово ложе ваших "классификаций публики" моё понимание Стравинского (да и всей остальной музыки) ну никак не втискивается.
Я понимаю, что вам такой подход УДОБЕН, ибо в силу своей ограниченности не допускает существование "плохих" и бездарных произведений, зато допускает существование "плохой" и недалёкой публики, которая ЯКОБЫ "не может понять гения".
Это очень удобная позиция, и я очень хорошо понимаю, чем именно она вам удобна. Однако она столь же удобна для вас, сколь и мало имеет отношения к реальности, в которой публика может быть гораздо более проницательной, нежели вы то хотите всем внушить, а произведения, отторгаемые ею, могут оказаться бездарнее, чем то вам хотелось бы показать.
Так что не надо, не надо для публики рамочки устанавливать, в которых она якобы закоснела и за которые якобы не может выйти её воображение: гораздо проще и правильнее допустить, что бездарной музыки на свете гораздо больше, чем талантливой. А если это допустить, то тогда всё станет гораздо понятнее и не надо будет наворачивать слишком сложные мыслительные конструкции, чтобы объяснить, почему та или иная музыка не находит отклика в сердцах и воображении слушателей, в т.ч. и вполне профессионально подготовленных.

P.S. О Стравинском продолжу чуть позже. Более того, я намерен прослушать и обсудить все его произведения, тем более, что это не так сложно сделать, т.к. их не так много.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #7 : Август 30, 2009, 13:27:39 »
Опять Вы о публике. Мне почему-то кажется, что Вам, лично Вам, несколько недостает чувства юмора. Не чувства смешного, а чувства юмора. И что в случае со Стравинским это проявляется довольно явно.

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #8 : Август 30, 2009, 14:08:32 »
Цитировать
не надо для публики рамочки устанавливать, в которых она якобы закоснела и за которые якобы не может выйти её воображение: гораздо проще и правильнее допустить, что бездарной музыки на свете гораздо больше, чем талантливой.

Неувязочка на неувязочке. Если Вы считаете, что качество музыки синонимично ее выживаемости, что канон устанавливается стихийным соглашением публики (скажем, Чайковский "гениальнее" Стравинского по неким статистическим показателям, как "вставляющий" большее количество людей), – Вы должны признать, что такого рода соглашения (привычки, конвенции, стереотипы) как раз ограничиваются рамочками.

Более того, эти рамочки отлично поддаются разным системам описания – социологической, психофизиологической, исторической. Поэтому в качестве объяснения Ваше "простое и правильное допущение" во-первых избыточно, во-вторых тривиально: ведь оно говорит только о том, что Вы сами стараетесь – к сожалению, успешно – втиснуть в упомянутые рамочки Ваши индивидуальные реакции.

Причем я не касаюсь стратификации публики. Например, многие любители ранней музыки будут слушать того же Чайковского разве что на оригинальных инструментах, а многие западные музыканты и немузыканты вообще плохо его знают. Будем кричать о недооцененности, о превосходстве русской музыки или задумаемся о причинах?

Да, кстати. Я – тоже публика. И каждый голос таких как я, уж извините, считается за тысячу. У каждого из нас привилегированные акции, чему доказательство вся история музыки: без голосования привилегированных акционеров у держателей простых акций сегодня не было бы ни Дюфаи, ни Жоскена, ни Монтеверди, ни Рамо, ни Баха. Именно это и есть то, что Вы привыкли считать "исторической необходимостью". Опознать гения, еще не получившего вотум доверия, на свой страх и риск может только слушатель, как минимум имеющий талант слушать.

Вам это неприятно. Понимаю Вас. Даже вкратце описал синдром СС (среднего слушателя) в интервью "Часкору".

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #9 : Август 30, 2009, 14:35:38 »
Я вовсе не зациклен на русской романтике и мои воззрения, так скажем, "пошире будут". Если следовать вашей "логике", то я как раз должен был бы восхвалять "русский период" Стравинского, т.к. именно ОН "похож" на остальную русскую музыку, с которой я ЯКОБЫ должен его сравнивать. А тем не менее выше я уже сказал, что именно "русский" период с т.з. общей характеристики тв-ва Стравинского считаю наименее ценным, чем всё остальное у него, и даже вульгарным. Так что в прокрустово ложе ваших "классификаций публики" моё понимание Стравинского (да и всей остальной музыки) ну никак не втискивается
Ne poniatno tolko odno - 4to vy vsem etim hotite dokazat'? Nikto vam ne meshaet s4itat' Sravinskogo vulgarnym i poshlym(a Stalina geniem i geroem ;D  ;D ), no  vriad li vy smojete pereubedit svoimi gnevnymi izliyaniyami mnogih slushateley, s interesom slushaushih Stravinskogo (vovse ne yavliaushihsia zlobnymi kompozitorami-avangardistami ;D ), i ne osobenno zadumyvaushihsia o tom,suhoy on, ili ne o4en ;D  Strannymi i nelepymi vygliadiat vashi soobsheniya. I, povtoriu, neponiatno v takom slu4ae, dlia 4ego vse vashi soobsheniya napisany. Tut ni vas pereubedit ne polu4itsia, ni po4itateley Stravinskogo. Detskiy sad prosto kakoy-to, 4estnoe slovo
P.S. Asaf'eva vse taki po4itayte, daby ubeditsia v tom, 4to on horosho predstavlial sebe ne tolko russkiy period tvor4estva Stravinskogo

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #10 : Август 30, 2009, 14:59:05 »
Музыка Стравинского на первый взгляд смелая и дерзкая, но по-моему абсолютно безликая."Русскость", например в той же "Петрушке" выражена в "трагически - скоморошной" манере является имитацией "русского", является поверхностным воплощением "русского" - внешний пафос, напышенность вместо глубокого чувства. В противовес духовного начала как в музыке Рахманинова, здесь этого вовсе нет. О какой "Русскости" тогда в его (Стравинского) музыке может идти речь? Речь может идти только о внешней имитации "Русского элемента" в музыке. При этом Стравинский был человеком несомненно талантливым, но и талант свой использовал с целью продажи и продажи не дешевой. Почему Стравинский в музыке все время разный? Мне это говорит об отсутствии собственной универсальной творческой идеи.

Музыкальный тип героя, например в "Петрушке" воспринимается (хотя бы мной, но и не только) как вызывающий жалость, не сострадания, а именно жалость. Этот герой воспринимается униженным.
Скоморох - профессиональный шут, вот кто для меня Стравинский в музыке, дорого продающий свои профессиональные навыки и только. К додекафонии он пришел скорее всего в момент своего полного и окончательного творческого упадка в последние годы.

Искусство Стравинского, Шенберга - уже анахронизм, немое декадентство воспевающее безликость - все это давно забытый "вчерашний день"!
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 15:10:49 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #11 : Август 30, 2009, 15:01:13 »
Цитировать
Я вовсе не зациклен на русской романтике и мои воззрения, так скажем, "пошире будут". Если следовать вашей "логике", то я как раз должен был бы восхвалять "русский период" Стравинского, т.к. именно ОН "похож" на остальную русскую музыку, с которой я ЯКОБЫ должен его сравнивать. А тем не менее выше я уже сказал, что именно "русский" период с т.з. общей характеристики тв-ва Стравинского считаю наименее ценным, чем всё остальное у него, и даже вульгарным.

Ваша логика мне вполне понятна. (Обратите внимание, я ничего не закавычиваю – это гигиена мысли, считать логику оппонента именно логикой, а не "логикой".)

Вы ведь а) реагируете преимущественно на внешние звуковые раздражители и б) мыслите привычно вертикально, сравнивая "русского" Стравинского с его учителями и предшественниками – разумеется, не в его пользу. Более того, очень характерно для Вас само желание расставить всех по ступенькам пьедестала – в полном согласии с личным вкусом, который однако сервируется под историческим соусом.

А в более позднем Стравинском эта вертикальная логика не работает, поэтому остаются одни внешние раздражители ("чему подражал"), тут личный вкус гарнирован наивными идеологемами, хорошо знакомыми по советским учебникам 50-х годов. Опять-таки, не могу не заметить, что это все подается как интеллектуальная отвага, как разоблачение голого короля.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #12 : Август 30, 2009, 16:30:53 »
Я по поводу его "русского периода" уже высказывался и, чтобы не повторяться, приведу лишь цитаты из высказываний известных деятелей тех лет, а также из прессы.

Цитата: Цитата
Н. Н. Римская-Корсакова (1911): "... что касается русской народной музыки, то над ней Стравинский прямо издевается - это доказывает его "Петрушка". Римский-Корсаков А. Н. о духе и стиле "Петрушки" высказал следующее: "Смесь русской сивухи с французскими духами". Из прессы: "Для музыкальных плебеев партитура "Петрушки" - замечательная находка, такого звукового лубка в музыке ещё не было" или "Это какая-то писанная не кистью, а шваброй партитура" ("Петербургская газета", 1913).
Nu i 4to vy etim dokazali? :o Nado je, nashli otricatelnye otzyvy v presse - i  stolko radosti!
Pro "sivuchu" - znaete, byl takoy kritik, Ganslikom ego zvali, v 1ç veke jil. On, naprimer, P.I.4aykovskogo toje uprekal, 4to ot ego skripi4nogo koncerta vodkoy pahnet. Tak 4to davayte, vospolzuytes etim vyskazyvaniem v ka4estve dokazatelstva, 4to 4aykovskiy toje "lubok" i t.p. - budet tak je logi4no, kak i popytka opravdat vashi rassujdeniya zytatami iz pressy100 letney davnosti
Voobshe sleduet zametit, 4to kritikuya Stravinskogo mr.Predlogoff (ne govoria uj ob antarese, ne k no4i bud pomianut) sobstvenno o muzyke ni4ego i ne govorit,  4to ego konkretno tam ne ustraivaet i 4to ne nravitsia. Navernoe, eto slishkom slojnaya zada4a. Gorazdo proshe ponavosproizvodit ku4u shtampov i poshlostey (vremeni net, daby vse pere4islit) Dumau, gorazdo 4estnee bylo by prosto napisat:"Mne ne nravitsia Stravinskiy, no mne nravitsia Rachmaninov (4aykovskiy, Gliere, Kabalevskiy ;D ;D )". No Predlogoffu etogo yavno nedostato4no, on ho4et nepremenno kogo-to eshe ubedit v maloprigodnosti Stravinskogo ;D, tolko vot neponiatno kogo i za4em. Ne sebia li samogo, v pervuyu o4ered? :o
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 19:25:28 от gyorgy »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #13 : Август 30, 2009, 17:42:15 »
Цитата: gyorgy link=topic=2348.msg28035#msg28035 date=1251635453
on ho4et nepremenno kogo-to eshe ubedit v maloprigodnosti Stravinskogo ;D, tolko vot neponiatno kogo i za4em. Ne sebia li samogo, v pervuyu o4ered? :o

Privetik, georgy  :))))!

Дело не в убеждении или неубеждении - это всего лишь Ваше восприятие и своеобразная реакция на него.

А для чего, например открыли поток о Филановском? Что бы кого-то убедить в чем-то или разубедить? Насколько мне представляется, что бы разобраться в проблеме творчества Б.Филановского. Вот только Борис раскрывает свои идеи разве что только Кантилене, которая давно уже пытается разобраться в его идеях и пока насколько я понимаю (часто приходится читать ее фразу адресованную Борису: "Я не поняла"  :))) ) разобраться ей не очень-то удается.

Ситуация появления потока о Стравинском ровно такая же как и появление любого другого аналогичного потока - разговор о проблемах творчества и постижение истины.

Поток о И.Стравинском (вдумайтесь в название "Игорь Стравинский - его жизнь и творчество") создан как и любой доругой поток - для познавательного разговора, в результате которого могут возникнуть интересные идеи.

Вы что считаете, если создается какой либо поток по той или иной тематике, то неприменно эту тему нужно превозносить хвалебными речами  :)))? Каждый участник волен высказать свое мнение по той или иной тематики или проблеме с ней связанной. Predlogoff высказывает свою позицию, у Вас возможно есть свое мнение которого я пока еще не знаю. Ну во всяком случае Ваша фраза "Gospodi, kakoy bred!" говорит мне только о том, что вы пытаетесь возразить, а аргументов нет и только.

Кроме того, насколько я понял, участие Predlogoffa на форуме "Классика" в потоке о Стравинском (кстати, читал и мнение Predlogoffa разделяю, а вот безцеремонное вмешательство модератора в дискуссию о Стравинском считаю неоправданно-пафосным  и кстати, вторжение неистового модератора со стороны выглядело неуклюже-юмористично  :))), но видимо у них там правила такие) сподвигло его на создание аналогичной темы здесь, т.к. на том форуме (на мой взгляд) дискуссия часто превращается в "детский карнавал безумствующих и одержимых"  :))), где обстоятельный диалог вести иногда крайне затруднительно, а иногда вообще не представляется возможным. Не уверен правда, насколько творчество Стравинского способно собирать участников форума, но это покажет время. Хотя на мой взгляд есть более интересные темы способные вызвать по-настоящему живой интерес.
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 18:47:34 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #14 : Август 30, 2009, 18:08:27 »
Цитировать
безцеремонное вмешательство модератора в дискуссию о Стравинском считаю не оправданно-пафосным

Там модератор участвует в дискуссии так же, как здесь. И было забавно видеть, как Predlogoff расписался в своей беспомощности перед Muzylo, довольно грубо отказавшись от разговора с ним.

Понять что-то о Стравинском, говорите? Мне вот интересно, что это за желание понять такое, если оно стартует монологом, горделивой и многословной тирадой, которая, собственно, и предлагается к обсуждению. (Это только о форме, не о содержании.) Все-таки желание понять обычно как-то по-другому выглядит.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #15 : Август 30, 2009, 18:21:03 »
Вы что считаете, если создается какой либо поток по той или иной тематике, то неприменно эту тему нужно превозносить хвалебными речами  :)))? Каждый участник волен высказать свое мнение по той или иной тематики или проблеме с ней связанной. Predlogoff высказывает свою позицию, у Вас возможно есть свое мнение которого я пока еще не знаю. Ну во всяком случае Ваша фраза "Gospodi, kakoy bred!" говорит мне только о том, что Вам нечем возразить и только.
Nikto slovoso4etanie "hvalebnye re4i" ne proiznosil, mojete, esli ne len', pere4itat' potok, daby ubedit'sia v etom. Vozrazit na Predlogoff'skie re4i - deystvitelno ne4em, t.k.o tvor4estve i muzyke Stravinskogo tam ni4ego ne govoritsia - odno lish razmahivanie kulakami, ot kotorogo ni jarko, ni holodno
P.S.A na forumklassika Predlogoff opustilsia  do otkrovennoy brani, 4to, sootvetstvenno, i vyzvalo otrizatelnuyu reakciu moderatorov

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #16 : Август 30, 2009, 18:23:55 »
Цитировать
безцеремонное вмешательство модератора в дискуссию о Стравинском считаю не оправданно-пафосным

Там модератор участвует в дискуссии так же, как здесь. И было забавно видеть, как Predlogoff расписался в своей беспомощности перед Muzylo, довольно грубо отказавшись от разговора с ним.


Читая тот поток я понял, что модератор Muzylo принимает  участие в разговоре по данной тематике и более того, что творчество Стравинского он боготворит. Но отказ от разговора (на мой взгляд) это не более чем реакция на грубое вторжение модератора Muzylo со своими претензиями. У меня была ситуация по-поводу моего резко отрицательного отношения к позднему творчеству А.Скрябина. Скрябин - одна из любимых тем Predlogoffa и вот я ему кратко (и как всегда обстоятельно  :) ) написал по поводу позднего творчества Скрябина и все что я о нем думаю. В итоге был интересный диалог с Predlogoffом, что я даже заставил себя еще раз переслушать некоторые из поздних сочинений Скрябина (но при этом я все-таки еще более утвердился в своем мнении). Модератор Muzylo (не Музыка, а именно Muzylo!  :))) ), как мне представилось всем своим поведением выступил провокатором, что не способствует диалогу.

Понять что-то о Стравинском, говорите? Мне вот интересно, что это за желание понять такое, если оно стартует монологом, горделивой и многословной тирадой, которая, собственно, и предлагается к обсуждению. (Это только о форме, не о содержании.) Все-таки желание понять обычно как-то по-другому выглядит.


Как раз это очень даже понятно. В этой, как Вы говорите "горделивой и многословной тираде" (лично я никакой горделивости вовсе не заметил. Да и чем собственно гордится-то?) выражается ПОЗИЦИЯ!
Каждый человек если он в чем-то убежден выражает свою позицию в свойственной ему манере. Вы выражаете в своей манере, я в своей, Predlogoff в своей. Согласитесь, было бы более чем неестественно если бы Predlogoff выражал свою позицию в Вашей манере или моей.

Ну вот мне более чем не близко творчество Стравинского (уже говорил здесь), при этом мне представляются некоторые из его сочинений, тот же "Петрушка" или "Весна священная" весьма интересными сочинениями сделанными не просто с выдумкой - партитуры детально отточены, интересна ритмика, тембральные краски. Но вместе с этим, Герой его сочинений не воспринимается естественным из плоти и крови, а воспринимается искусственным, словно из пластмассы раскрашенной под хохлому.

Стравинский, бесспорный (как говорится) "человек своего дела", ремесленник-профессионал, но не Творец.
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 19:03:38 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #17 : Август 30, 2009, 18:24:55 »
намерен прослушать и обсудить все его произведения, тем более, что это не так сложно сделать, т.к. их не так много.
Igor Stravinsky - List of Works

--------------------------------------------------------------------------------
Works are listed under the year of completion.
--------------------------------------------------------------------------------
 
1898
Tarantella
for Piano
Not published
1902
Scherzo
for Piano
Storm Cloud (A. Pushkin)
Romance for Voice and Piano
Not published
1904
Sonate f-sharp Minor
for Piano
Cantata
for mixed Choir and Piano
Not published; lost
The Mushrooms go to War
Ballad for Bass and Piano
Not published
1906
Tarantula
for Voice and Piano
Not published; lost
1907
Symphony in E-flat Major, op.1
Faun et bergère (Faun and Shepherdess) (A. Pushkin), op.2
Three Songs
for Mezzo Soprano and Orchestra
Pastorale
Vocalise for Soprano and Piano
Transcriptions:
for Soprano and Wind Quartet, 1923;
for Violin and Wind Quartet, 1933;
for Violin and Piano, 1933
1908
Deux mélodies (S. Gorodetzkij), op.6
for Mezzo Soprano and Piano
Scherzo fantastique
for Orchestra, op.3
Feu d'Artifice (Fireworks), op.4
for Orchestra
Chant funèbre, op.5
for Wind Orchestra
Not published; lost
Quatre Etudes (Four Studies), op. 7
for Piano
1910
L'Oiseau de Feu (The Firebird)
Ballet
Arrangements:
Concert Suite Nr.1, 1911;
Concert Suite Nr.2, 1919;
Ballet Suite, 1945;
Canon for Orchestra, 1965
Transcriptions:
Prélude et Ronde des Princesses for Violin and Piano, 1929;
Berceuse for Violin and Piano Nr.1 1929, Nr.2 1933;
Scherzo for Violin and Piano, 1933

Deux poèmes (P. Verlaine), op.9
for Baritone and Piano
Orchestral version, 1951
1911
Petrushka
Ballet
Revised version, 1947
Transcriptions:
Petrushka Suite, Three Movements for Piano, 1921;
Danse Russe for Violin and Piano, 1932
Deux poèmes (K. Balmont)
for high Voice and Piano
Revised version, 1947
Transcription:
for high Voice and Chamber Orchestra, 1954
1912
Le roi des étoiles (The King of the Stars)(K. Balmont) for Men's Choir and Orchestra
1913
Le Sacre du Printemps (The Rite of Spring)
Ballet
(Piano version, four hands, 1913)
Revised version, 1947
Trois poésies de la lyrique japonaise (Three Japanese Lyrics)
for Soprano and Piano or Chamber Orchestra
Souvenir de mon enfance (Recollections of my Childhood)
Three small Songs for Voice and Piano
Transcription:
for Voice and Chamber Orchestra, 1930
1914
Le Rossignol (The Nightingale)
Opera after Hans Christian Andersen
Transcription:
Chants du Rossignol et Marche chinoise for Violin and Piano, 1932
Revised Version, 1962
Three Pieces
for String Quartet
Transcriptions:
for Piano four hands, 1914, not published;
for Orchestra, as Etude 1-3, 1918 (see Four Etudes for Orchestra, 1928)
Pribaoutki
for Male Voice and Eight Instruments
Valse des Fleurs
for 2 Pianos
Not published, lost
1915
Three Easy Pieces for Piano Four Hands
Transcriptions:
Nr. 3 Polka for Cimbalom, 1915, not published;
Nr. 1 March for 12 Instruments, 1915, not published;
Nr. 2 Waltz for 7 Instruments, 1914, not published;
(1-3 als Orchestra Suite Nr.2, 1921)
Souvenir d'une Marche Boche
for 2 Pianos
1916
Berceuses du Chat (Cat's Cradle Songs)
for Alto and 3 Clarinets
Renard
Burleske for 4 Pantomimes and Chamber Orchestra
1917
Chant du Rossignol (Song of the Nightingale)
Symphonic Poem
After Acts II and III of the Opera Le Rossignol, 1914
Five Easy Pieces for Piano Four Hands
(Nr.1-4 as Orchestra Suite Nr.1, 1925)
Trois histoires pour enfants
for Voice and Piano
Transcriptions:
Nr.1 Tilimbom for Voice and Orchestra, 1925;
Nr.1 and 2, for Voice and Flute, Harp, Guitar, 1954
Valse pour les Enfants
for Piano
Saucers (Four Russian Peasant Songs)
for Soli and 2-4 Voice Women's Choir
Revised version, 1954, with Horn Quartet
Canons
for 2 Horns
Not published; lost
Study
for Pianola (Player Piano)
Arrangement:
as the last of the Four Etudes for Orchestra, 1928
Berceuse
for Voice and Piano
1918
Duet
for 2 Bassoons
Not published
Histoire du Soldat (A Soldier's Tale)
for 3 Actors, a Dancer, and 7 Instrumentalists
Arrangements:
Concert Suite in 8 Movements;
Suite in 5 Movements for Violin, Clarinet, Piano
Ragtime
for 11 Players
1919
Four Russian Songs
for Voice and Piano
Transcriptions:
Nr.1 and 4 for Voice, Flute, Harp, Guitar, 1953-54
Piano Rag Music
Three Pieces
for Clarinet
1920
Pulcinella
Ballet after Pergolesi
for Dancer-Pantomimes, Singers and Chamber Orchestra
Arrangement:
Pulcinella-Suite for Chamber Orchestra (8 Movements); Revised version, 1947
Transcriptions:
Suite for Violin and Piano, 1925 (5 Movements);
Suite Italienne for Violoncello and Piano, 1932, (5 Movements);
Suite Italienne for Violin and Piano, 1933 (6 Movements)
Concertino
for String Quartet
Arrangement:
for 12 Instruments, 1952
Symphonies of Wind Instruments
for 23 Winds
Revised version, 1947
1921
Le cinq doigts (The Five Fingers)
Eight Pieces for Piano
Arrangement:
Eight Instrumental Miniatures for 15 Players, 1961
Suite Nr. 2
for Chamber Orchestra
(March, Waltz, Polka, Galop from the 3 and 5 Pieces for Piano Duo 1915 and 1917)
1922
Mavra
1 Act Opera after A. Pushkin
Transcriptions:
Chanson de Paracha for Soprano and Piano, 1922;
for Soprano and Chamber Orchestra, 1923;
for Violin and Piano, 1937;
for Violoncello and Piano, 1938
1923
Octet
for Winds
Revised version, 1952
Les Noces (The Wedding)
for 4 Soli, Choir, 4 Pianos, Percussion
1924
Concerto for Piano
Winds, Timpani, Kontrabasses
Revised version, 1950
Sonate
for Piano
1925
Serenade in A
for Piano
Suite Nr. 1
for Chamber Orchestra
(Andante, Napolitana, Española, Balalaika from the 5 Easy Pieces for Piano Four Hands, 1917)
1926
Pater Noster
Motet a cappella (Russian)
New Version:
Latin Text, 1949
1927
Oedipus Rex
Opera-Oratorium after Sophocles/Cocteau
for Narrator, Soli, Mens' Choir, Orchestra
Revised version, 1948
1928
Apollon Musagète
Ballet
for String Orchestra
Revised version, 1947
Four Etudes for Orchestra
(1-3 after the 3 Pieces for String Quartet, 1914, 4 after der Pianola-Studie 1917)
Revised version, 1952
Le Baiser de la Fée (The Fairy's Kiss)
Ballet after Hans Christain Andersen and after Music from Tchaikovsky
Revised version, 1950
Transcription:
Ballade for Violin and Piano, 1947;
Concert Suite (4 Movements): Divertimento, 1934,
Revised version, 1949
Transcription for Violin and Piano, Divertimento, 1932
1929
Capriccio
for Piano and Orchestra
Revised version, 1949
1930
Symphony of Psalms
for Choir (and Boys' Choir) and Orchestra
Revised version, 1948
1931
Violin Concerto in D
1932
Duo concertant
for Violin and Piano
Credo
Motet a cappella (Russian)
New Versions:
Latin Text, 1949; Slavic Text, 1964
1933
Perséphone
Dance melodrama after A. Gide
for Speaker, Soli, Choir, Orchestra
Revised version, 1949
1934
Ave Maria
Motet a cappella (Slavic Text)
New Version:
Latin Text, 1949
Concerto
for 2 Pianos solo
1936
Jeu de cartes
Ballet for Orchestra
1937
Preludium
for Jazz Ensemble
Revised version, 1953
1938
Petit Ramusianum Harmonique
for Voices unisono
Concerto in E-flat (Dumbarton Oaks)
for Chamber Orchestra
1940
Symphony in C
for Orchestra
Tango
for Piano
Arrangement:
for Chamber Orchestra, 1953
1942
Danses concertantes
for Chamber Orchestra
Circus Polka (for a young elephant)
Versions for Winds (not published) and for Symphony Orchestra
Four Norwegian Moods
for Orchestra
1943
Ode
for Orchestra
1944
Babel
Cantata
for Narrator, Men's Choir and Orchestra
Sonata
for 2 Pianos
Scherzo à la Russe
Versions for Jazz Band (not published) and for Symphony Orchestra
Scènes de Ballet
for Orchestra
Elégie
for Viola (Violin)
1945
Symphony in Three Movements
for Orchestra
Ebony Concerto
for Solo Clarinet and Jazz Ensemble
1946
Concerto in D (Basler Concerto)
for String Orchestra
1947
Canon for 2 Voices - Hommage à Nadja Boulanger
Not published
Orpheus
Ballet
1948
Mass
for Choir (and Boys' Choir) and Winds
1951
The Rake's Progress
Opera after W. H. Auden and Ch. Kallman
Transcription:
Lullaby for 2 Recorders
1952
Cantata on Medieval English Verses
for Soprano, Tenor, Women's Choir, Ensemble
1953
Septet
for 3 Winds, 3 Strings, Piano
Three Songs from Shakespeare
for Mezzo Soprano, Flute, Clarinet, Viola
1954
Four Songs
(Arrangements from Trois histoires pour enfants, 1917 and Four Russian Songs, 1919)
Two Poems of K. Balmont
(see 1911 Deux Poèmes)
In Memoriam Dylan Thomas
for Tenor, String Quartet and 4 Trombones
1955
Greeting Prelude
for Orchestra
Canticum Sacrum
Cantata
for Tenor, Baritone, Choir and Orchestra
1957
Agon
Ballet for 12 Dancers
1958
Threni: id est Lamentationes Jeremiae prophetae
Cantata
for Soli, Choir and Orchestra
1959
Movements
for Piano and Orchestra
Epitaphium
for Flute, Clarinet, Harp
Double Canon
for String Quartet
1961
A Sermon, a Narrative and a Prayer
Biblical Cantata for Soli, Choir, Orchestra
1962
Anthem
after T. S. Eliot
for Choir
Eight Instrumental Miniatures
(see Le cinq doigts (The Five Fingers), 1921)
The Flood
Biblical Stage Work
for Soli, Speaker, Dancer, Orchestra
1963
Abraham and Isaac
Biblical Cantata
for Baritone and Chamber Orchestra
1964
Elegy for J. F. K.
after W. H. Auden
for Baritone oder Mezzo Soprano and 3 Clarinets
Fanfare for a new Theater
for 2 Trumpets in C
Variations
for Orchestra
1965
Introitus
for Men's Choir and Chamber Ensemble
Canon
for Orchestra
on a Russian Folksong (Theme from Firebird Finale)
1966
Requiem Canticles
for Alto, Bass, Choir and Orchestra
The Owl and the Pussy Cat
after E. Lear
for Soprano and Piano
http://w3.rz-berlin.mpg.de/cmp/stravinsky_works.html

V dobryi put!Deystvitelno, ne tak mnogo! ;D ;D

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #18 : Август 30, 2009, 18:54:44 »
Стравинский бесспорный как говорится "человек своего дела", ремесленник-профессионал, но не Творец.
Blin!4em ne tvorez?Mojete hot' 4to-to  obosnovat, nakonec, ili tak i budete tut plodit' shtampy 1948 goda izgotovleniya?

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #19 : Август 30, 2009, 19:00:15 »
Стравинский бесспорный как говорится "человек своего дела", ремесленник-профессионал, но не Творец.
Blin!4em ne tvorez?Mojete hot' 4to-to  obosnovat, nakonec, ili tak i budete tut plodit' shtampy 1948 goda izgotovleniya?

Почему не Творец, уже писал.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #20 : Август 30, 2009, 19:18:16 »
Почему не Творец, уже писал.
Zna4it, u vas izvrashennoe poniatie o tom,4to takoe tvor4estvo. U4ityvaya vashu upertost, dokazat vam, 4to remeslo i tvor4estvo eto prakti4eski sinonimy po onosheniyu k so4ineniu muzyki - prosto bespolezno. Vam nado sna4ala hot 4emu-to nau4itsia, na4at izu4at muzyku, na4inaya ot o44en dalekogo proshlogo (pust daje i ne doskonalno!) - poniat, kakie est sviazi mejdu razli4nymi epoxami i periodami (a esli net, to poniat - po4emu) i  mnogo mnogo drugih veshey - a potom uje postarat'sia poniat (prejde vsego dlia sebia),4em vam tak neugodil Stravinskiy, i naskolko on ne tvorec (i tak li eto!) po sravneniu, naprimer, s Palestrinoy, Haendelem ili Petrom Il'i4om (imena naugad) No, bous, ya vpustuyu vse eto napisal - vasha samouverennaya nevejestvennost vam, sudia po vsemu, doroje. Hot vesti sebia poprili4nee stali po sravneniu s vesnoy na forumklassika (gde, napomnu, vy dolgo i beznakazanno hamili ludiam, kotorye starshe vas po vozrastu) - i to spasibo

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #21 : Август 30, 2009, 19:34:03 »
Почему не Творец, уже писал.
Zna4it, u vas izvrashennoe poniatie o tom,4to takoe tvor4estvo. U4ityvaya vashu upertost, dokazat vam, 4to remeslo i tvor4estvo eto prakti4eski sinonimy po onosheniyu k so4ineniu muzyki - prosto bespolezno. Vam nado sna4ala hot 4emu-to nau4itsia, na4at izu4at muzyku, na4inaya ot o44en dalekogo proshlogo (pust daje i ne doskonalno!) - poniat, kakie est sviazi mejdu razli4nymi epoxami i periodami (a esli net, to poniat - po4emu) i  mnogo mnogo drugih veshey - a potom uje postarat'sia poniat (prejde vsego dlia sebia),4em vam tak neugodil Stravinskiy, i naskolko on ne tvorec (i tak li eto!) po sravneniu, naprimer, s Palestrinoy, Haendelem ili Petrom Il'i4om (imena naugad) No, bous, ya vpustuyu vse eto napisal - vasha samouverennaya nevejestvennost vam, sudia po vsemu, doroje. Hot vesti sebia poprili4nee stali po sravneniu s vesnoy na forumklassika (gde, napomnu, vy dolgo i beznakazanno hamili ludiam, kotorye starshe vas po vozrastu) - i to spasibo

georgy! Музыку-то я знаю, много лет ей учился  :))) мне просто тематика эта не совсем интересна и близка - это во первых, во-вторых в настоящий момент я занят. Но при всем при этом я думаю Вы несомненно найдете собеседника м.б. даже аппонента - было бы весьма занятно почитать.

По - поводу форума Классика. А почему Вы вообще решили, что со мной общались люди старше меня?! Может быть Вы знаете сколько мне лет и мое настоящее имя? На форуме Классика я излагал свое мнение по конкретному вопросу - на что собственно была крайне неадекватная реакция постепенно перетекшая в многодневную перепалку. Мне это вообще не нужно. Моя позиция была поддержана, мне пришло достаточно личных сообщений с поддержкой. И даже после того когда я со скандалом (не по моей вине) добровольно покинул форум мне приходили письма поддержки и просьбы вернуться. Я там пишу, иногда, но крайне редко можно даже сказать вообще не пишу.
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 19:50:43 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

8u8

  • Гость
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #22 : Август 30, 2009, 19:49:05 »
Цитировать
Может быть Вы знаете сколько мне лет

Судя по уровню полемики, который Вы показываете, лично я бы не дал Вам больше двадцати.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #23 : Август 30, 2009, 19:50:17 »
Antares
Цитировать
Искусство Стравинского, Шенберга - уже анахронизм, немое декадентство воспевающее безликость - все это давно забытый "вчерашний день"!

Цитировать
В итоге данное творчество уходит вслед за автором...
Например творчество Шнитке, Денисова
Странно, у меня, как у слушателя, другое мнение - музыка всех этих композиторов востребована и исполняется на концертах. Не так давно в мае случайно попала на концерт в БЗК московской консерватории - играли Шнитке и Стравинского, в том же месяце была на концерте в МЗК - исполняли Э.Денисова и Губайдулину вместе с Бахами (сыном и отцом), и Рамо - зал был переполнен, в кассах спрашивали билеты на Э.Денисова,а не на Баха, между прочим.Не говорю уже о помпезном концерте в БЗК, посвященном 85-летию Э.Денисова. Шенберга я слушала и пять лет назад в исполнении французского оркестра, и в этом году его играли, например, в концертах Кисина.
Если уж Вы, уважаемый Антарес, не ходите в концерты, так все таки отслеживайте афиши, чтобы не так сильно отрываться от реальности и быть способным делать адекватные выводы.
 Петрушку Стравинского играет не только Алексей Володин, но и Денис Мацуев, а совсем недавно я слушала в классном концерте Веры Горностаевой "Весну священную" в авторском переложении для  фортепьяно в четыре руки- я еще никогда не видела, чтобы с таким энтузиазмом и воодушевлением играли - молодежь любит эти сочинения Стравинского - от них идет очень сильная энергетика. Вспомним когда они создавались -все они, включая жар-птицу созданы перед 1-й мировой  (с 1910 по 1913). По свидетельству  современников еще никогда Европа так буйно не веселилась, как в эти годы, видимо в предчувствии близкой катастрофы. Эти сочинения - как раз и есть  последний мощный выплеск еще ничем не омраченной энергии.

P.S. В дополнение к длинному списку сочинений Стравинского, приведенного Георгием, я решила выложить кое-какие не так часто исполняемые его  сочинения в МР3, в основном камерно-инструментальные.
 
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2351.0
« Последнее редактирование: Август 30, 2009, 21:48:59 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Игорь Стравинский - его жизнь и творчество
« Ответ #24 : Август 30, 2009, 19:53:08 »
Цитировать
Может быть Вы знаете сколько мне лет

Судя по уровню полемики, который Вы показываете, лично я бы не дал Вам больше двадцати.

 :)))))) А я бы Вам дал не больше 12 по одной лишь фразе (ибо никакой полемики с Вашей стороны я вообще не наблюдаю) часто Вами употребляемой: "не вставляет". И что?  :))))))

Давайте не будем в угадайку играть.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.