Автор Тема: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.  (Прочитано 14345 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« : Октябрь 04, 2009, 13:40:08 »
Мариинский театр открыл новый, 227-й сезон
Независимая газета,  http://www.ng.ru/culture/2009-09-30/11_mariinka.html


  МАРИИНСКИЙ Мариинский театр открыл новый, 227-й сезон, кроме того, 4-й сезон открылся для Концертного зала Мариинского театра. На открытие сезона в театре давали оперу Чайковского «Иоланта», в рамках специально обозначенного проекта «Анна Нетребко в опере». Спектакль этот – копродукция театра и фестиваля в Баден-Бадене, где оперу впервые исполнили нынешним летом и немецкие критики были в восторге: «Волшебные звуки сопрано Нетребко заставляют душу расцветать», – писали в газетах. В России Анна Нетребко впервые вышла в этом спектакле. В Концертном зале вчера исполняли «Реквием» Гектора Берлиоза (при участии Даниила Штоды) и музыку Прокофьева, написанную к 20-летию Октября. За дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев. А завтра в Концертном зале пройдет концерт-презентация нового органа, установленного французскими мастерами. В России более ста лет не устанавливались французские инструменты, которые отличаются и конструктивными особенностями, и характером звучания.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #1 : Октябрь 04, 2009, 14:41:00 »
Нетребко против гламура
Бабалова М., http://www.izvestia.ru/culture/article3133690/

<...>

Публика наблюдала за Нетребко с явным восхищением. Она сохранила свою фирменную неподражаемую стихийность, при том что ее фактура, после того как год назад Анна стала мамой, заметно изменилась. Изменился и образ. Нет витальности и гламура через край - только улыбка на автопилоте. А голос из легкого, холодноватого превратился в роскошное сопрано - сильное, богатое сочными и темными красками. Ее появление в самом начале спектакля в образе крадущейся в темноте тени уже вызвало бурную овацию. Чувствовалось, что в этой игре есть элемент реального поиска. Нетребко ищет в себе новую женщину, актрису, певицу. Незнакомую не только публике, но и самой Анне.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #2 : Октябрь 12, 2009, 14:41:46 »
Бунт дивы в Мариинке. 227-й сезон Мариинский театр открыл премьерой сезона минувшего – оперой «Иоланта» Чайковского в постановке Мариуша Трелиньского. Заглавную партию на родной сцене впервые исполнила Анна Нетребко. Дирижировал Валерий Гергиев
Дудин В. СПб ведомости
 http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10261646@SV_Articles

<....>
В Мариинском театре Анна показала, что по крайней мере за вокальную составляющую образа Иоланты в ее исполнении можно быть спокойным. Голос певицы звучал ярко, насыщенно и экспрессивно. Ее вокальное решение образа незрячей принцессы стало новым, хотя и небесспорным взглядом на хрестоматийную музыку. До сих пор исполнительницы партии Иоланты акцентировали внимание на бесконечном лиризме, трепетности самой загадочной героини Чайковского. Иначе взглянуть на образ Анну Нетребко заставила, вероятнее всего, концепция польского режиссера Мариуша Трелиньского. Его постановка «Иоланты», о которой «СПб ведомости» писали, показалась неоправданно мрачной, полной пессимизма и довольно запутанной. Режиссер был вдохновлен обстоятельствами биографии Чайковского, он объяснял в интервью, что концепция «Иоланты» не могла быть оптимистичной, поскольку он где-то читал, что у композитора были большие сложности с женщинами и в связи с этим даже попытки самоубийства.
<...>
Надо было видеть, как страстно, эротично и продолжительно целовала она своего «освободителя» Водемона (Сергей Скороходов) – героя, невольно спровоцировавшего ее прозрение.
Валерий Гергиев всячески «подыгрывал» столь темпераментному прочтению этой оперы, то и дело заставляя музыкантов выжимать предельные звучности. Начало сезона так или иначе получилось многообещающим.

В ближайших планах ожидается работа не менее страстная – опера «Женщина без тени» Рихарда Штрауса в постановке Джонатана Кента, уже одарившего театр своей крупноформатной версией «Электры». А в декабре город увидит и услышит гигантскую оперную фреску – «Троянцев» Берлиоза в совместной постановке Мариинского театра, Валенсийского дворца искусств и варшавского «Театра Вельки» в режиссуре Карлуша Падриссы.
Пока неизвестны сроки, но есть список возможных премьер сезона: «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова в Концертном зале Мариинского театра, оперы «Дон Кихот» Массне в постановке Пьеро Фаджони и «Аттила» Верди в постановке Уильяма Фридкина, а также балеты «Анна Каренина» Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского и «Спартака» Арама Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона. Художественные потрясения гарантированы.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #3 : Октябрь 12, 2009, 15:03:42 »
 Без озарений. Мариинский театр открыл 227-й сезон
Садых-заде Г. Культура

Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=854&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=1072728
 <...>
Если Гаскарова изображала хрупкую, почти бесплотную деву-полуребенка, пугливую, трепетную, как лань с суперзанавеса, то фактурная, статная, брызжущая избытком жизненных сил Нетребко, с черными, как смоль, волосами, забранными в два кокетливых хвостика, органически не могла изображать инфантильную мимозность. Нетребко - не ангел, а женщина из плоти и крови, иной она быть не может просто по своей органике. Из нее ключом бьет жизненная сила, страсть, решимость: особенно рельефно эти качества проявились в самой драматической сцене - когда Иоланта умоляет о мученьях и готовится претерпеть страданья, только чтобы спасти от казни Водемона.

Да, Нетребко уже не та девушка, которую мы знали - с грациозно-тонкой фигуркой, стройной шеей и сладостно-чистым, ровным голосом. Сейчас на сцене стояла зрелая женщина, и голос ее преобразился. Стал крупнее, объемней, сильнее - но и резче, и в чем-то грубее. Он уже не манит обольстительной прелестью юности и свежестью, явно мутируя в сторону драмсопрано. Нет в ее пении потаенной нежности, искренности, теплоты, которых ждешь от партии Иоланты. Анна перекрывала tutti оркестра и хора с легкостью необычайной: ее было слышно всегда - в отличие от партнеров. Но лишь в заключительном гимне свету, в ликующем всплеске хора ее сильный победительный голос и музыка Чайковского нашли соответствие.
<....

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #4 : Октябрь 19, 2009, 15:10:26 »
 Без озарений. Мариинский театр открыл 227-й сезон
 Садых-заде Г., Культура
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=854&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=1072728
 
<...>
Да, Нетребко уже не та девушка, которую мы знали - с грациозно-тонкой фигуркой, стройной шеей и сладостно-чистым, ровным голосом. Сейчас на сцене стояла зрелая женщина, и голос ее преобразился. Стал крупнее, объемней, сильнее - но и резче, и в чем-то грубее. Он уже не манит обольстительной прелестью юности и свежестью, явно мутируя в сторону драмсопрано. Нет в ее пении потаенной нежности, искренности, теплоты, которых ждешь от партии Иоланты. Анна перекрывала tutti оркестра и хора с легкостью необычайной: ее было слышно всегда - в отличие от партнеров. Но лишь в заключительном гимне свету, в ликующем всплеске хора ее сильный победительный голос и музыка Чайковского нашли соответствие.
<...>
Словом, озарений, переживания лучезарной радости и подлинных откровений на открытии сезона не случилось. Остается уповать, что на грядущих премьерах - "Женщине без тени" в ноябре и "Троянцах" в декабре - нам доведется испытать более качественные и более глубокие художественные впечатления.
 

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #5 : Октябрь 27, 2009, 12:16:40 »
19/10/ 2009
Война и мир

Дирижер - В. Гергиев

Князь А. Болконский – А. Марков, Наташа Ростова – И. Матаева, Соня – Е. Крапивина, Илья Ростов – М. Кит, П. Безухов – А.Стеблянко, Э.Безухова – Н.Евстафьева, А.Курагин – О. Балашов, Кн. Николай Болконский, Тихон Щербатый, Рамбаль – М.Петренко, Ахросимова – Л.Шевченко, Кутузов – М.Алексашкин, Наполеон – А.Никитин

Открыла нынешний сезон «Войной и миром». Вот вроде бы надо по этому случаю отписаться. Вчера совсем некогда было, а сегодня кажется, что прошло и прошло и что это уже было давно.

Оперу  люблю, несмотря на некоторую недооформленность материала, от которой временами  возникает ощущение, что Прокофьев словно говорит одно и то же  немного разными словами.

Но первый спектакль после возобновления  вышел как-то так, без блеска.  Сценография после возобновления как будто чуть посвежела, а в исполнении – наоборот, что-то потускнело, имею в виду общий тонус. Местами хорошо, местами блекло.Терялись в общем потоке целые картины. Например, картина бала превратилась в не очень вразумительный  лепет.

 Оркестр п/у Гергиева звучал прилично, но довольно неровно. В «мирных» картинах чуть недоставало рельефа, упругости, а иногда - краски, тонкого озорного мазка, подчеркнутого изгиба, т.е. любования собственно музыкой.  К примеру, в первой картине. Но  когда они появлялись, это было, что называется, любо-дорого. К «военным» сценам Гергиев, как и прежде, подошел с вселенским размахом, так что, несмотря на то, что знаешь все громы музыки, иногда пронзал и заставлял съеживаться. Но и здесь не создавалось целостного впечатления, потому как временами размах оказывался слишком стабильно размашистым, что придавало привкус формальности. Встречались технические опечатки. В ряде фрагментов Гергиев душил звучание хора. Хоровые сцены, кстати, позавчера, удались далеко не все – были и несогласованность, и промямленность. Не выходили нарастания патетики: сразу всё и дальше некуда.

 Вокал оказался нестабильным в большей степени, чем оркестр. В целом сносно, так что в общем было не стыдно, но и далеко не ах.

 Марков слушался неплохо, даже порой радовал, но не впечатлил. Может быть, это я такая вредная? Особенно придирчива  к тем, кого любит публика. Но с другой стороны, к звездам и требования  особые. Пел ровно, верх чуть скованно, в общем прослушивался во всех сценах, но без запаса, а во второй части спектакля иногда на пределе, чувствовались и истощение моральных сил, и недостаток звучности. Драматически образ то хватал (в картине перед Бородинским сражением, в последнем дуэте с Наташей), то не смог предложить чего-то внятного (в первой картине особенно, да и в картине бала тоже). Вальс, очень неплохо поставленный Кончаловским, провалился у обоих солистов и в плане драматической передачи сложного смешения чувств, и чисто вокально.

Матаева пела нестабильно, неровно по регистрам. (В начале 2000-х в Мариинке пели три разные Наташи. Наташа Матаевой мне импонирует трепетностью, трогательностью, живой девичьей чуткостью. В Павловской было больше пылкости, глубины и смятенности с оттенком надломленности. А Нетребко блистала свежестью, природной непосредственностью, открытостью, прямодушием, легким озорством. Всё же Нетребко мне представлялась более толстовской.)  Вокал Матаевой то расцветал, то комкался, иногда переходил в визг, однако она предстала в целом лучшей вокальной форме, чем весной на премьере «Иоланты».

 Кутузов Алексашкина прозвучал относительно добротно и убедительно – именно таким должен  быть настоящий бас в русских операх. Но к сожалению, проявлялась накопившаяся усталость голоса, были и досадные срывы в нескольких местах.  Стеблянко вытащил партию Безухова, с умом и опытом используя то, что остается от его великолепного тенора. В роли Безухова он необыкновенно органичен.

М.Петренко несколько небольших ролей спел вокально свободно и не без куража.

 Разочаровали Соня (Е.Крапивина), Ахросимова (Л.Шевченко), Наполеон (А.Никитин), Н.Евстафьева (Элен). Недоставало или ровности по регистрам, или дикции, или звучности или всего сразу. О.Балашов спел Курагина довольно рыхло. Княжна Марья в исполнении Е.Витман звучала неплохо, но по своим  данным она в этой партии не к месту, курица курицей. Исполнители на небольших ролях выглядели по-разному, были и удачные выходы, но много так себе.

К постановке Кончаловского у меня двойственное отношение. На одной стороне весов – цыпинская концептуальность, масштаб и сконцентрированность сценографии (изувеченный войной земной шар и т.д.), изумительные находки в решении некоторых лирических и монументальных сцен (картина бала, к примеру), технологичность и современность спектакля. На другой чаше – китч, перетекающий в откровенную пошлость, например  в виде красного петуха в сцене пожара в Москве, назойливая «народность» в лице «человека с дубиной», слабость некоторых мизансцен (скажем, нелепое поведение князя Андрея в начале спектакля), запах нафталина в передаче национального колорита, прямолинейность в изображении  «ужасов войны» и ходульный пышный патриотизм в финале. Что перевешивает? Я смотрела спектакль раза три, включая премьерное, знаменательное, в присутствии Путина и Блэра, за неделю до президентских выборов, и общую оценку не вывести. Удачи налицо, но и от постановочной пошлости перекашивает.

Оффлайн iskusstvo

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #6 : Ноябрь 18, 2009, 02:12:10 »
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2507.0
В этой теме есть ссылка на фрагмент из оперы «Женщина без тени»

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #7 : Декабрь 24, 2009, 14:56:58 »
Тристан и Изольда - к.и. 29/12/09
Подробности здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1864.msg32232#msg32232

Оффлайн Senta

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #8 : Февраль 18, 2010, 18:01:06 »
Пресс-релиз
http://www.mariinsky.ru/news1/pressa/zbn_press

XVIII музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» –
от Натали Дессей до Джона Малковича

C 21 мая по 18 июля 2010 года в Петербурге пройдет очередной XVIII Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». В течение восьми недель на фестивале будет представлено более 90 оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов, а также состоятся сольные выступления звезд международной музыкальной сцены.

Новшеством летнего фестиваля, концепция которого традиционно включает в себя произведения русских и зарубежных композиторов, станут тематические трех-четырехдневные программы в конце каждой недели. Эти своеобразные фестивальные уикенды будут посвящены значимым событиям в сфере искусства и классической музыки, а также творчеству Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Фредерика Шопена.

Откроется фестиваль масштабной программой, приуроченной к празднованию года России во Франции и Франции в России. 21 мая Валерий Гергиев продирижирует балетом «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Далее в программе российско-французского уикенда – выступление скрипача Николая Цнайдера, возобновление балета «Ундина» в хореографии Пьера Лакотта, а также серия концертов выдающейся пианистки Элен Гримо. Исполнительница сыграет фортепианный концерт Равеля в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева 23 мая. Сольный концерт Гримо 28 мая, а также совместное выступление пианистки с голландским виолончелистом Клеменсом Хагеном 27 мая состоятся в рамках проекта Мариинского театра «Артист месяца».

Фестиваль представит балетные и оперные премьеры, всемирно известных исполнителей и знаменитые оркестры, а также предоставит зрителям возможность увидеть и услышать лучших солистов Мариинского театра – Ильдара Абдразакова, Ольгу Бородину, Владимира Галузина, Василия Герелло, Алексея Маркова, Анну Нетребко, Евгения Никитина, Екатерину Семенчук, Сергея Семишкура, Михаила Петренко, Ульяну Лопаткину, Алину Сомову, Леонида Сарафанова, Владимира Шклярова, Викторию Терешкину и Игоря Зеленского в наиболее значимых спектаклях последнего времени.

В ходе фестиваля будут осуществляться записи для лейбла «Мариинский» - концертов при участии Леонидаса Кавакоса и оперы Р. Вагнера «Золото Рейна» с Рене Папе.

Среди приглашенных оркестров и коллективов:

- Сеульский филармонический оркестр под управлением Мунг-Вун Чунга (11 июня)

- Молодежный симфонический оркестр Симона Боливара под управлением Густаво Дудамеля (15 июня)

- Камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета (24 июня) со всеми Бранденбургскими концертами И.С.Баха в программе

- Балтийский молодежный оркестр под управлением Кристиана Ярви (1 июля)

- Польский национальный балет (3 и 4 июля) со спектаклем «Шопен» в хореографии Патриса Барта, сочиненный специально к 200-летию со дня рождения композитора

- Венский филармонический оркестр под управлением Валерия Гергиева (10 июля)

Приглашенные артисты:

Николай Цнайдер, скрипка (22 мая)

Элен Гримо, фортепиано (23, 27 и 28 мая)

Клеменс Хаген, виолончель (27 мая)

Аркадий Володось, фортепиано (1 июня)

Ферруччо Фурланетто, бас (3 июня, «Дон Кихот» Ж. Массне)

Рене Папе, бас (10 июня, «Золото Рейна» Р. Вагнера)

Денис Мацуев, фортепиано (16 июня)

Натали Дессей, сопрано (гала-концерт в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра, 18 июня)

Леонидас Кавакос, скрипка (22 и 23 июня, в программе концертов – Скрипичный концерт Сибелиуса, Первый скрипичный концерт Прокофьева, Скрипичный концерт Дютийё)

Давид Герингас, виолончель (26 июня и 4 июля)

Сергей Хачатрян, скрипка (28 июня)

Джанандреа Нозеда, дирижер (29 июня, «Лоэнгрин»)

Юнди Ли, фортепиано (30 июня, в программе – произведения Ф. Шопена)

Эса-Пекка Салонен, дирижер (3 июля)

Алексей Володин, фортепиано (6 июля, в программе – произведения Ф. Шопена)

Кристиан Блэкшоу, фортепиано (8 июля, в программе - произведения Р. Шумана)

Джон Малкович, актер (12 июля, моноспектакль «Адская комедия»)

Борис Березовский, фортепиано

Мария Гулегина, сопрано

Премьеры фестиваля:
Арам Хачатурян. «Спартак» (30 июня, 1 июля)
Хореография – Леонид Якобсон
(возобновление оригинальной постановки 1956 года)

Бела Барток. «Замок герцога Синяя борода» (11 и 14 июня)
Постановка Английской национальной оперы
Режиссер – Дэниэл Крамер
При участии Елены Жидковой и Уилларда Уайта

Джузеппе Верди. «Аттила» (13 и 14 июля)
Режиссер – Уильям Фридкин

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #9 : Февраль 18, 2010, 18:13:27 »
О, шикарно !
А может, нам это в "Новости оперной жизни" тиснуть ? Мы обычно размещали и обсуждали этот фестиваль в "Новостях", хотя...... Почему бы не нарушить традицию ? :)
Дело в том, что "Белые ночи" не только к Мариинке имеют отношение - на фестивале всегда много приглашённых лиц, причём, не только певцов, но и инструменталистов.
Впрочем, неважно, т.к. главное - информация.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Senta

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #10 : Февраль 18, 2010, 22:04:16 »
Честно говоря, не знала где лучше поместить, поэтому сунула сюда. :)

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #11 : Февраль 28, 2010, 14:48:19 »
Меломанов ждет жаркое лето. Объявлена программа XVIII фестиваля «Звезды белых ночей»
Дудин В. СПб ведомости
 http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10264751@SV_Articles


<....>
Объявленная Гергиевым в антракте программа летнего фестиваля «Звезды белых ночей» показалась нескончаемой радостью меломана. Чего стоит только список приглашенных музыкантов, среди которых имена пианистов Аркадия Володося, Элен Гримо, Бориса Березовского, скрипача Леонидаса Кавакоса, басов Рене Папе и Ферруччо Фурланетто, сопрано Марии Гулегиной и многих других реальных звезд академической музыки. Впервые не только на фестиваль, но и в Россию приедет француженка Натали Дессей, чье колоратурное сопрано своей виртуозностью сводит с ума полмира. Впервые здесь выступит с программой из музыки Шопена и 27-летний китайский пианист Юнди Ли, лауреат первой премии XIV конкурса Шопена. Голливудский актер Джон Малкович пожалует в гости к маэстро Гергиеву представить экспериментальный моноспектакль «Адская комедия» с жутким детективным сюжетом. Возможен приезд и Жерара Депардье на партию чтеца в «Царе Эдипе» Стравинского. Постоянными же героями фестиваля каждый вечер, разумеется, будут любимые солисты Мариинского театра. Немой восторг вызывает список приглашенных оркестров и дирижеров. С десантом высадятся Сеульский филармонический оркестр под управлением Мунг-Вун Чунга, Молодежный симфонический оркестр Симона Боливара с харизматичным молодым Густаво Дудамелем, занимающим первые строки европейских музыкальных сезонов. Приедут дирижеры Джанандреа Нозеда, по которому здесь ужасно соскучились, и энергичный финн Эса-Пекка Салонен. Валерий Гергиев продирижирует знаменитым Венским филармоническим оркестром. Обещаны и премьеры – оперы «Аттила» Верди в постановке Уильяма Фридкина, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в постановке Английской национальной оперы и балет «Спартак» Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона. Словом, музыкальное лето будет чрезвычайно жарким.


Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #12 : Апрель 06, 2010, 13:38:12 »
Не знаю, к месту ли это, но вдруг кому-то будут интересны впечатления дилетанта. Если не в тему, старожилы, не откажите поправить новичка!

"Князь Игорь" в Мариинке: Голоса из подземелья, или Коробки с киноплёнкой перепутали
(http://yesaul.livejournal.com/53832.html)

Собираясь, как-то не обратили особого внимания на ту версию "краткого содержания", что изложена на сайте театра (http://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/igor_ii/). Поэтому, получив программку, где дело оканчивалось вторым действием на словах "Тревожный гул набата возвещает об опасности. к Путивлю приближаются половцы, бояре и народ полны решимости отстоять свою землю", сочли, что листочек с третьим действием просто-напросто выпал. Ан нет, не так: оказалось, что действий в этой трактовке и в самом деле только два, и что концовка оперы именно такая.

Постановка Соковнина 1954 года, восстановленная Мариинкой, едва ли самая удачная по композиции. Первое действие с пьяным разгулом Галицкого, плачем Ярославны и знаменитым хором бояр пристыковано к третьему и обращено в финал. Второе оставлено на своём месте, и Игорь, едва ушедший в поход, тут же, без перехода, оказывается в плену.

Зато максимально развёрнут второй половецкий акт, который обычно так или иначе сокращают. "Половецкой теме" безоговорочно отдаётся доминанта как в смысловом, так и во временном, "объёмном" планах.

Кроме того, полностью исключена картина возвращения Игоря из плена: он чудесным образом, как чёрт из коробочки, является вдруг в тот самый момент, когда бояре, изрядно попугав княгиню, сами бодрятся и выступают на защиту Путивля. В результате на трагизм момента – рать разбита, половцы под стенами города, звучит набат, "то кара Господня!" – самым нелепым образом наслаивается счастье Ярославны, заполучившей мужа обратно. "То ли радоваться, то ли плакать – не поймёшь ни чёрта".

Уж и не знаю, такова ли была подлинная задумка Соковнина. Но глядя на это, поневоле заподозришь Гергиева в стремлении "выжать" из бородинского материала максимум "азиатчины", чтоб потешить западную публику: не в этой ли постановке Мариинка записала оперу на DVD для Philips? Может, она и "восстанавливалась" с этой далеко идущей целью?

Оркестр под управлением Б. Грузина был хорош, чего не скажешь о солистах.

Игорь – Александр Никитин оставил впечатление такое, будто голос внутри-то у него есть, но вот наружу выдавливается с неимоверным трудом. Так бывает, когда засохшая зубная паста закупоривает незакрытый тюбик, оставив лишь небольшую дырочку. Так он и тужился всё время.

Ярославна – Екатерина Шиманович под конец вроде бы распелась, даже вышибла слезу своими вскликами в момент, когда бояре призывали её мужаться, стращая Гзаком. Но временами голос у неё куда-то вдруг "проваливался", внезапно являясь снова. Было как-то ... нестабильно, неровно, что ли.

Безусловно хорош был Владимир Игоревич – Е. Акимов. Когда он, да ещё Овлур (неплохой, имени солиста не знаю) сменяли Игоря, это было подобно глотку свежего воздуха.

Галицкий – В. Ванеев и Кончак – С. Алексашкин – так себе. Старались играть, работали бровями и всем лицом, но недостатка звука это компенсировать не могло.

Совершенно никакая Кончаковна – Н. Евстафьева. Невозможно даже сказать, есть ли у неё хоть какой-нибудь голос, потому что почти не удалось её просто услышать.

Неплохи были хоры, из которых больше понравился женский. Песня поселян ("Ох, не буйный ветер завывал") удалась.

Даже мне, дилетанту, было видно, что кордебалет в "Половецких плясках" неровен, не "сплясан" и машет руками и ногами вразнобой.

Итоги.

Восторгов всё это не вызвало, но хорошо уж то, что съездили и послушали. Не поехали – жалели бы всю жизнь, думали: "Эх, вот уж там-то, верно, такое было, а мы пропустили!".

Лично для меня это было ещё и "приветом из детства": "Князя" я слушал ребёнком лет этак десяти в незабвенном Бурятском театре оперы и балета, где Кончака пел мощный Лхасаран Линховоин, от рёва которого гасли свечи сотрясались цветные стёкла в витражах. Запомнились мне тогда сцена затмения и чёрная хоругвь с ликом Христа.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: о Линховоине
« Ответ #13 : Апрель 06, 2010, 16:06:52 »
Лично для меня это было ещё и "приветом из детства": "Князя" я слушал ребёнком лет этак десяти в незабвенном Бурятском театре оперы и балета, где Кончака пел мощный Лхасаран Линховоин, от рёва которого гасли свечи сотрясались цветные стёкла в витражах. Запомнились мне тогда сцена затмения и чёрная хоругвь с ликом Христа.

Разговор о Линховоине продолжается вот тут в именном потоке, ему посвящённом:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2990

Уважаемый Yesaul ! Прошу там расширить ваш рассказ более детальными воспоминаниями об этом певце !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Мариинский театр. Сезон 2009-2010 г.
« Ответ #14 : Апрель 06, 2010, 17:32:06 »
Что же касается ново-старой постановки "Князя Игоря", то я, к сожалению, её не видел, поэтому сам ничего сказать не могу. Но вот что писала о ней в Коммерсантъ-Daily от 3 февраля 1996 г. Ольга Манулкина:
Цитировать
30 января Мариинский театр представил свою версию "Князя Игоря" Бородина. В этой редакции изменен композиционный план, раскрыты купюры (Второй Половецкий акт) и введены новые номера...
Слова "премьера" на афишах не было. Зато внимание не могло не привлечь трудно поддающееся логической расшифровке сочетание "242-й спектакль постановки 1954 года", он же - "новая музыкальная версия Мариинского театра 1995 года". Команде, работавшей над постановкой, пришлось выступить в роли реставраторов, а список создателей спектакля получился растянутым. Юрий Фалик успешно продолжил работу Римского-Корсакова и Глазунова (в программе по традиции не значащихся). Режиссер Иркин Габитов возобновил постановку Евгения Соковнина, добавив к ней свое третье действие. Владимир Дементьев реставрировал декорации, созданные Ниной Тихоновой и Николаем Мельниковым, а Вячеслав Окунев выполнил декорации и костюмы 5-й картины по старым эскизам. Не потребовали вмешательства лишь фокинские Половецкие пляски. Итого: композитор, один названный и два подразумевающихся редактора, два постановщика, четыре художника и хореограф...

....Нынешний спектакль выстраивается по одному из вариантов плана, зафиксированного Бородиным в начале 80-х: первое и второе действия меняются местами, так что Первый Половецкий акт теперь предшествует двум картинам в Путивле. Однако постановщик увлекся и использовал тот же метод рокировки для пролога и увертюры, которая на новом месте должна, видимо, называться антрактом, а в качестве такового со своим жизнеутверждающим пафосом выглядит совершенно неуместно перед картиной, в которой становится ясна трагическая судьба Игоря и его дружины. В целом же новая последовательность картин лишь поменяла соотношение русской и половецкой линий: наметился ощутимый крен на Восток, и апофеозы двух половецких актов полностью затмили невыразительный финал всей оперы...

Версия Мариинского театра уже пользуется успехом на Западе -- в записи, сделанной фирмой Philips. Вероятно, на предстоящих зарубежных гастролях ее также ожидает успех: можно не сомневаться, что половецкие пляски, как всегда, сделают свое дело, а Второй Половецкий акт еще и добавит испытанной "варварской" экзотики. Звездный состав: Владимир Огновенко (Галицкий), Лариса Дядькова (Кончаковна), Николай Путилин (Игорь), Булат Минжилкиев (Кончак) будет столь же хорош, а воля Валерия Гергиева обеспечит должный уровень взаимодействия оркестра и вокалистов...

(Полностью эту рецензию 1996-го года можно прочесть здесь: http://www.proarte.ru/ru/komposers/music-articles/er199596/9596118.htm)