Автор Тема: Владимир Софроницкий (1901-1961), выдающийся русский пианист  (Прочитано 22939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 392
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #25 : Октябрь 06, 2013, 14:15:14 »
Когда же это заседание проходило? ))

Игумнов умер в 48-м, а Шостакович говорит о постановлении 48-го как о далёком прошлом.

regards

  • Гость
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #26 : Октябрь 06, 2013, 17:16:26 »
Ну, для шутки юмора непротиворечивости не требуется :)

Однако запись вообще вызывает недоумение. Юмор там весьма относительный, и интересна только имитация голоса и манеры выступающих. Сравнить мы не можем, но у меня вызвал подозрение слишком большой темп и какая-то суетливость речи Шостаковича, которые никак с ним не вяжутся. Гораздо больше поражает способность самого ВВС к перевоплошению: ему бы Галкиным работать, а не скрябинистом :)

Однако кто мог сделать эту запись? - Помню откуда-то, что магнитофона у ВВС никогда не было, ему подарили его где-то за пару лет до смерти. Конечно, этого достаточно, чтобы сделать запись, а можно было записать и в другом месте - например, в студии после записи очередной пластинки, но сама идея сделать шуточную запись во времена, когда "магнитофонной культуры" ещё не существовало, мне кажется слегка странной. Для кого, собственно? - Для истории? :)
Что-то тут не так.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #27 : Октябрь 06, 2013, 18:13:23 »
Однако кто мог сделать эту запись? - Помню откуда-то, что магнитофона у ВВС никогда не было, ему подарили его где-то за пару лет до смерти. Конечно, этого достаточно, чтобы сделать запись, а можно было записать и в другом месте - например, в студии после записи очередной пластинки, но сама идея сделать шуточную запись во времена, когда "магнитофонной культуры" ещё не существовало, мне кажется слегка странной. Для кого, собственно? - Для истории? :)
Что-то тут не так.

Софроницкий делал шуточные записи дома. И соло, и в ансамбле (с Берманом, Никоновичем).

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #28 : Октябрь 06, 2013, 18:41:48 »
Не Софроницкий, но тоже очень интересное видео о тех временах с имитациями:
http://www.youtube.com/watch?v=cw914hWL6dk
http://www.youtube.com/watch?v=sDB4kaKPCeM
http://www.youtube.com/watch?v=19MzJPjM41A
http://www.youtube.com/watch?v=sqNQWFS6dHA

 

В конце Гольденвейзер говорит: "В таком случае я СНИМАЮ свое предложение!"
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2013, 19:02:02 от Петр Лаул »

regards

  • Гость
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #29 : Октябрь 06, 2013, 19:19:27 »
Пётр, потрясающее видео, благодарю!!!
Кстати, Шостакович в изображении Мазеля очень похож стилистически на изображение его Софроницким, так что подозрения в преувеличении придётся снять :)

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #30 : Октябрь 06, 2013, 19:31:03 »
Шостакович и правда говорил высоким тенорком, быстро-быстро и все повторял, это известно.

regards

  • Гость
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #31 : Октябрь 06, 2013, 20:38:24 »
Я видел Шостаковича только один раз, и только видел. Дело было в Малом зале МГК на премьере в Москве 15 квартета. Я сидел где-то в середине партера, хотя обычно сразу шёл на балкон, народу было мало. По окончании бородинцы встали, и начали хлопать вместе с залом, и вдруг сбоку от меня возникло движение, и я увидел, как поднялся Шостакович и в сопровождении двух человек очень медленно и тяжело поднялся на сцену на поклоны. Я умудрился просидеть рядом с ним на расстоянии 3-4 кресел целое отделение, не заметив.

Это впечатление плюс все его фотографии как-то и сделали для меня неожиданным такую быструю речь и тембр.

Кстати, Мазель, когда замирает после очередной истории с подчёркнуто бесстрастным выражением лица, сжатыми губами и сияющими глазами, говорящими "Правда, я хорошо набезобразничал" (современный перевод: "классно прикололся" :), очень похож на Рихтера внешне, который есть на видео в 2-3 аналогичных ситуациях.

А существуют записи Софроницкого с Берманом и Никоновичем - в любом качестве, у детей друзей и т.п.?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Софроницкий
« Ответ #32 : Октябрь 09, 2013, 02:48:06 »
я увидел, как поднялся Шостакович и в сопровождении двух человек очень медленно и тяжело поднялся на сцену на поклоны

Это впечатление плюс все его фотографии как-то и сделали для меня неожиданным такую быструю речь и тембр

К моменту исполнения последнего квартета Шостакович был стар и очень болен, а в молодые и зрелые годы он довольно быстро передвигался и говорил, и как-то так бочком-бочком даже не ходил, а бегал. Сохранились записи некоторых его речей, и там это хорошо слышно, а в некоторых архивных фильмах даже и видно, сколь своеобразна была его походка.
Его суетливую раннюю манеру разговора с характерными повторами слов отмечала и имитировала также Т.П.Николаева в одном из последних своих интервью, которое мы только сегодня слушали в её именном потоке.

А что касается домашних записей Софроницкого, то исходят они из одного источника - это звуковой архив П.В.Лобанова. Там ещё и не такое встречается :))
Послушав и сравнив с некоторыми архивными записями, я убедился, что манеру речи консерваторских педагогов сымитирована очень хорошо, и это можно отметить на примерах пародирования речей Шостаковича и Нейгауза.
« Последнее редактирование: Октябрь 10, 2013, 16:57:26 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Софроницкий на видео и книга о нём
« Ответ #33 : Октябрь 09, 2013, 12:48:19 »
Не Софроницкий, но тоже очень интересное видео о тех временах с имитациями:

http://www.youtube.com/watch?v=19MzJPjM41A

Тот факт, что, как рассказал Мазель, Шостакович подписал своим именем статью об Оголевце, написанную самим музыковедом, где Оголевец уподобил себя Платонам и Невтонам, рождённым российской землёю, косвенно бросает тень сомнения на многое другое, в т.ч. на подписанные Шостаковичем страницы одиозных якобы "воспоминаний", опубликованных С.Волковым.
Я считаю, что в случае Шостаковича, охотно соглашавшегося с собеседником и подписывавшего что угодно, лишь бы от него отстали, подпись его недорого стоит ........

А история с Гольденвейзером и Игумновым, которые поспорили, нужно ли дописывать имена на мраморную доску консерватории или стирать что-то с неё по результатам дальнейшей деятельности музыкантов, окончивших МГК, просто великолепна :)) Но эту историю я уже где-то слышал ранее. Дивная бытовая зарисовка из жизни тогдашней МГК.
Между прочим, Лазарь Наумович Берман, с отличием окончивший МГК по классу Гольденвейзера, очень обижался в своей книге, что на мраморную доску в фойе МЗК не было занесено его имя. Но к тому году на доску уже перестали заносить имена медалистов. Тем более, что, как остроумно заметил Игумнов, многие имена по результатам дальнейшей деятельности этих выпускников с неё пришлось бы стереть :)) Меж тем я давно уже выдвигал предложение разместить в этом же фойе дополняемый печатный список медалистов последующих лет, ибо имена эти на мраморной доске уже не поместились бы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не знаю ничего о судьбе ученика Софроницкого П.В.Лобанова после его увольнения из московского музея им.Скрябина. В музее я иногда его видел, но теперь уже нигде его в центре не встретишь. Если кто в курсе - как он себя чувствует и чем занимается, - пишите сюда. Быть может, со временем откроем отдельный поток, который посвятим ему персонально.
Осмелюсь выразить мнение, что Лобанов - это лучший ученик Софроницкого. "Лучший" не как пианист, а шире - как музыкант, исследователь, аналитик.

P.S.
О Лобанове открыт именной поток:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8784.0.html
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2013, 12:25:55 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Сравнить мы не можем, но у меня вызвал подозрение слишком большой темп и какая-то суетливость речи Шостаковича, которые никак с ним не вяжутся.

Как это не можем? На Вс.Радио было много записей (они и сейчас, наверное, лежат в Телерадиофонде) выступлений Д.Д.Шостаковича (как, например, и Хренникова) на разных торжественных и официальных мероприятиях - от всевозможных пленумов, съездов, собраний, открытий разных дней культуры, конкурса Чайковского и т.д.( в свое время выходили даже пластинки  http://control.audiopedia.su/audio/8727 )Большую часть их прослушал, когда готовился цикл к 90-летию Шостаковича. И тот и другой произносили очень похожие речи. Однако если речи Хренникова - обычные бюрократические образчики чтения бумажки, которые встречались тогда везде и всюду, то спичи Д.Д. несли почти всегда нешуточный эмоциональный накал. Порой он даже захлебывался в словах (именно захлебывался – Софроницкий эту черту «Мити»,так он его всегда неофициально называл, гениально уловил), чтобы успеть произнести все славословия. Такое ощущение, что боялся, как бы его не остановили, поверили в его порыв. "Родная партия, слава вождям, все выполним" и т.д.  Невольно думалось: ну неужели он искренен, произнося всю эту белиберду - и чувствовалось: наверное, искренен. Иначе он просто не мог бы быть гениальным композитором. И не нужно больше никаких писем, мемуаров – вот он живой голос творца 7 симфонии и фортепианного квинтета. Это конечно потребовало тогда специальных комментариев, но как мне сейчас кажется, они получились неубедительными. Самое поразительное, что на некоторые свои выступления Д.Д. соглашался сам, никто его сверху не заставлял (об этом мне в свое время поведал человек, который выглядел весьма компетентным в этом вопросе, – В.Ф.Кухарский, бывший зам. министра культуры СССР Фурцевой. А может врал…А может нет). Но впечатление до сих пор остается неприятным, потому как до сих пор не могу понять: что это? Феномен мимикризма, этакий интеллигентский мазохизм, оригинальное внутреннее самобичевание? Зачем ему нужно себя так было ставить? Может лучше было бы вообще не ходить на "совет нечестивых"?  Об этом хотел переговорить и с учеником Д.Д. Г.В.Свиридовым (он еще был жив тогда). Этот старик-глыба колоссально много  знал, причем такого, о чем трудно даже было представить (несколько раз  в этом убеждался). Но разговора о Д.Д. к сожалению не получилось…А что касается домашних записей В.В., то там было полно всего -  и стихи и сценки, и пародии и звуковые эксперименты  (прелюдия до-минор Шопена на органе!!!). Об этом очень подробно пишет И.В,Никонович в «Воспоминаниях о Софроницком». Некоторые из этих записей хранятся в Музее Скрябина. Для чего сделаны? – Скорее всего отдых от творческого напряжения, от немыслимых перепадов эмоций на  концертах. А временнУю нестыковку я тоже заметил, даже если отвлечься от «формализма»- 2-й фортепианный концерт был создан Шостаковичем в 1957-м и он с 1948 года не имел никакого отношения к МГК. И Игумнов, действительно скончался в 1948-м. Сюр Софроницкого (отказ от принципов- это вне времени – всегда будет дурно пахнуть).P.S. Я думаю в озвучивании «Заседания» В.В. очень помог И.Никонович, который сам был великолепным имитатором – я сам слышал от него несколько историй  «в лицах»  - невероятно похоже. Но уж очень склонен был к изящным скабрезностям – любил остроту, иногда даже перебирал. Однажды рассказал, как его возле  почтамта на улице Горького окружили проститутки после  записи в Малом зале, которая закончилась в  2 часа ночи, и что из этого вышло. Больше чем уверен, А.Шацкеса озвучил точно он а не В.В.…

regards

  • Гость
Чем-то напомнило вопрос о том, кто поёт песню о Сталине Вертинского.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я думаю в озвучивании «Заседания» В.В. очень помог И.Никонович, который сам был великолепным имитатором – я сам слышал от него несколько историй  «в лицах»  - невероятно похоже
Больше чем уверен, А.Шацкеса озвучил точно он а не В.В.…

Эти пародии любопытным образом характеризуют самого Софроницкого - он вовсе не был паинькой, а был довольно ядовитым в характеристиках и хулиганистым в поведении. Эти черты упоминались и в посвящённых ему мемуарах - Юдиной, Никоновича и др.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Antar, я благодарю вас за интересное сообщение о П.В.Лобанове, которое я поместил в поток о Павле Васильевиче, только что открытый мною:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8784.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
В Фейсбуке обсуждалась пародия на заседание в МГК, выяснились интересные подробности.

Цитирую М. В. Лидского:

"Это Никонович. Но текст Софроницкого.
Покойный И.В. лично заводил это в моем присутствии. Говорил, что записал это вскоре после кончины Софроницкого, едва отойдя от горя.
А Л. Н. Наумов, опять же ныне покойный - черт, возропщу!!! - говорил, что Шостакович не похож, зато Нейгауз - "до дрожи". И "Гедике хорош" (закаывыченные слова помню дословно).
У него (ИВ) была пленка и с пародиями Софроницкого - немножко совсем. Вероятно, теперь в Музее Скрябина."

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, у нас тут кто-то предполагал, что некоторые эпизоды представил Никонович, но кто бы мог подумать, что он сделал это всё целиком. Кстати, местами он подделывался под Софроницкого, но не всегда выдерживал стиль: иногда он произносил предлог "что" как ВВС, т.е. "чето", а иногда сбивался и говорил "што". Я обратил на это внимание, но я решил, что они оба что ли кривляются, а теперь ясно, что это один только Никонович??
Ну товарищ Лидский теперь, по прослушивании этой "небылицы в лицах" про то, "как нагадили в орган", вряд ли сможет возразить, что и Софроницкий, и Никонович чисто по-человечески оба были подрядочными мерзавцами. Хотя .........
Даже самым именитым ничто человеческое не чуждо ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
cенсационная находка  :)
http://classic-online.ru/ru/listen/106123
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
cенсационная находка  :)
http://classic-online.ru/ru/listen/106123

Да, потрясающе!
Ликвидирована громадная брешь в фонографическом наследии Софроницкого: представлена запись Мефисто-вальса №1 Ф.Листа, считавшаяся до недавнего времени "несуществующей". Никонович в своих воспоминаниях отмечал, что многие шедевры Софроницкого, без которых его нельзя представить, остались незафиксированными в грамзаписи, и среди них он называл 1-й Мефисто-вальс. И вот свершилось чудо: хотя и в ужасающем качестве, но можно ознакомиться с трактовкой Софроницкого.
И я выяснил, откуда эта сенсация: из архива Павла Васильевича Лобанова, конечно. Это он записал живой концерт Софроницкого по трансляции - прямо с домашнего радио! Запись середины 50-х гг.
Конечно, можно ещё раз посетовать, что эту вещь не записали на поздних концертах Софроницкого в 1960-м году, когда сделали многочисленные и весьма удовлетворительные по качеству записи многих его выступлений целиком - казалось бы, что им стоило записать ещё парочку его концертов, да и вообще, все его концерты?? Там как раз оказался и бы и 1-й Мефисто-вальс, 2-й ведь был записан! Но тогда уж можно начать сетовать по поводу незаписанной 32-й сонаты Бетховена и прочих жемчужин его репертуара с последних концертов К.Н.Игумнова (был записан только один его клавирабенд), по поводу сонат Скрябина с концертов Г.Г.Нейгазуа и С.Е.Фейнберга, по поводу Сонаты h-moll Листа с концертов Я.В.Флиера, по поводу "Хаммерклавира" в исполнении Бузони, а потом начать сокрушаться по поводу отсутствия записей Ф.Листа и А.Г.Рубинштейна ........ и т.д. до бесконечности.
Так что спасибо, что хоть в таком виде запись сохранилась!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
http://intoclassics.net/news/2014-04-09-35671
СОФРОНИЦКИЙ в Музее Скрябина: ШОПЕН, ЛИСТ, СКРЯБИН

http://intoclassics.net/news/2014-04-09-35679
СОФРОНИЦКИЙ в Музее Скрябина: МЕТНЕР, РАХМАНИНОВ, СКРЯБИН

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://intoclassics.net/news/2014-04-09-35671
СОФРОНИЦКИЙ в Музее Скрябина: ШОПЕН, ЛИСТ, СКРЯБИН

http://intoclassics.net/news/2014-04-09-35679
СОФРОНИЦКИЙ в Музее Скрябина: МЕТНЕР, РАХМАНИНОВ, СКРЯБИН

Прежде всего призываю покупать эти диски в виде твёрдой копии - давайте поддерживать издателей не словами, а рублём! Предоставляемые же материалы предлагаю использовать для ознакомления.
Ведь сам носитель и его оформление - это фетиш: коробочка, книжечка, блестящий диск :) Файл его не заменит.

И вот что скажу в плане ознакомления.
На этих дисках несколько сенсаций. Прежде всего, "Блуждающие огни" Листа, которые Никонович называл среди таких шедевров Софроницкого, без которых его вообще нельзя представить. Также он упоминал среди них 1-й Мефисто-вальс. Худо-бедно, но Мефисто-вальс №1 оказался записанным!! До сих пор не могу в это чудо поверить :))
И вот теперь из тьмы небытия вырваны казавшиеся навсегда исчезнувшими "Блуждающие огни" ....... Воистину, "рукописи не горят"! :) Официальные инстанции не записали эти шедевры стационарным способом, хотя в программах Софроницкого от 1960 года были и 1-й Мефисто, и "Блуждающие огни", и многое другое, от чего никто не отказался бы. Но увы. По этому поводу можно сокрушаться не меньше, чем по поводу незаписанных предсмертных клавирабендов Игумнова, из коих уцелел один-единственный и ныне всем известный. И вот любительские записи один за одним возвращают нам эти шедевры Софроницкого.
Также (помимо прочего) несомненно интересна запись 5-й сонаты Скрябина, этот вариант которой я ранее никогда не слышал и даже не знал о его существовании: Софроницкий здесь в хорошей форме, он играет сонату достаточно виртуозно, в хороших темпах, трактовка вполне узнаваема, звук достаточно внятен, чтобы всё понять и оценить.
Ну а неизвестные записи вещей Метнера - это вообще нечто сакральное: ведь Софроницкий, не общавшийся ни с Рахманиновым, ни со Скрябиным, лично общался с Метнером, и тот, сам уникальный пианист, сожалел, что у него не было таких учеников, поэтому данные записи можно считать долгом памяти Метнера со стороны Софроницкого.
В общем, это всё сенсация. Советую приобретать. Интересно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица