Автор Тема: «Князь Игорь» Бородина в «Новой опере»  (Прочитано 85993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #100 : Апрель 25, 2011, 23:37:38 »
Novopera, я знаю произведение "Слово о полку Игореве" наизусть от начала до конца. Как в переводе на современный русский, так и на древнерусском языке

Кстати, у меня эта вещь есть не только на языке оригинала и в переводе на современный язык, но даже есть пластинка, где "Слово" читает Лихачёв на ДРЕВНЕРУССКОМ языке !
Я не знаю, издавалась ли эта фонограмма в оцифрованном виде. Давайте поищем - если нет, то я оцифрую.

У меня эта запись тоже только на пластинке. Будет здорово если в сети есть эта запись.

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 742
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #101 : Апрель 26, 2011, 00:32:28 »
:)) Потому что это ВХОДИЛО в его замысел, а домыслы Александрова в замысел Бородина - не входили !

Однако... :) Откуда такая несправедливость к режиссерам? Или лично к Александрову? Должен заметить, критерии русофобии у Вас весьма специфические и определяются НАЛИЧИЕМ ЗАМЫСЛА композитора.
В чем Александров принципиально расходится с Бородиным в сцене пирушки Галицкого? Или там не должно быть пьяного веселья, которым верховодят Скула с Ерошкой? Да, возможно, Александров показывает это более остро, но глобальных расхождений не вижу.   
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #102 : Апрель 26, 2011, 10:26:31 »
На сайте OperaNews позавчера появилась, наконец, рецензия, где в кои-то веки хотя бы доля внимания уделяется музыкальной/вокальной части - причём на сей раз даже бОльшая доля, чем та, что отведена постановке.

Разумеется, редколлегия просто не могла не поправить свою обозревательницу, сошедшую с генеральных рельсов уже выработанной и не подлежащей девиациям позиции: в последовавшем за статьёй г-жи Елагиной редакционном "комментарии" (по объёму равному примерно половине статьи) автор возвращает господ читателей на единственно верный, проторённый и многократно повторённый (согласно анализу текста, предложенному д-ром_дулькамарой, - практически одинаковым стилем и даже вокабуляром, вплоть до калькирования тропов) генеральный путь.  См. ниже.

Источник: http://operanews.ru/11042401.html


16 апреля 2011 года состоялась премьера выдающейся в истории русской музыки оперы – «Князя Игоря» А. П. Бородина – на сцене московской «Новой оперы». Для пишущей братии было предоставлено несколько вариантов посещения, в том числе и возможность побывать на пресс-показе накануне официальной премьеры. Но мы решили, что все-таки более справедливым и правильным будет посетить и отрецензировать именно первое исполнение, предназначенное театром не для круга избранных, а для широкой публики, для общественности. «Надо быть с народом!» - и в субботу 16 апреля наш корреспондент Татьяна Елагина отправилась в сад «Эрмитаж»… Поэтому и ее обстоятельную рецензию, и наш редакционный комментарий мы публикуем только через неделю после события.

24.04.2011
«Князь Игорь» — триумф хора «Новой оперы».

Ради чего идут на спектакль русского классического репертуара, всеми почитаемый, но не дежурно-репертуарный? Первое и главное – музыка, работа певцов-солистов, дирижёра, постановщика, оформителей спектакля. Всё это было в знаковой, юбилейной (к 20-летию театра) премьере «Князя Игоря» А. П. Бородина на сцене «Новой оперы». Но главным триумфатором вечера, на мой взгляд, стал хоровой коллектив театра.

То, что этот хор умеет не только отлично петь, но и двигаться на сцене, сопереживать действию – известно давно. Но обычные хористы, исполняющие Половецкие пляски – абсурд и утопия. Не увидев в программке приглашённого балета (к примеру, от Н. Касаткиной – В. Василёва или «Имперского» Г. Таранды, что часто арендуют сцену «Новой оперы»), слегка заволновалась. Как же без самого сладкого куска? Однако уже в первом, русском акте, мужчины в сцене пьяного разгула с Галицким отплясывали складно и лихо, а девушки, пришедшие просить Княгиню за похищенную подругу, двигались, как стайка лебедиц, всё с музыкой, почти как ансамбль «Берёзка». И труднейшее фугато прозвучало, несмотря на наличие пластических задач, достойно – и вместе, и с оркестром.

Во втором акте хореографическая подготовка певцов развернулась во всём блеске. Да, можно спорить, можно говорить, что сделать «Половецкие пляски» не балетными - недостойно статуса столичного театра. Те, кто видел лишь веб-трансляцию спектакля вряд ли ощутили весь драйв этого вечера. Низкий поклон режиссёрам по пластике Георгию Ковтуну и Ирине Шароновой.

Помнится, в Большом театре была специальная группа миманса, она так и называлась «Народные танцы». Так вот в «Новой опере» - не хуже! А то, что впервые семенящие в шальварах красотки сами поют «Улетай на крыльях ветра…» - по смыслу правильно. Ну, разве делились невольницы на поющих и танцующих в диких степях? И сколько выдумки, даже юмора в этой хореографической сцене! Роскошная пышнотелая «ханша», извивающаяся в пунцовом бархате неожиданно легко, пузатый силач–«сумо», ярко-алые то ли лошадки, то ли драконы с круглыми животами-подушками. Нечто похожее мелькало на канале «Моя планета» в народных праздниках где-то на Тибете. И ведь на качестве вокала, ансамбля это никак не сказывалось: посторонись Бродвей!

Возможно, тонко-пряный эротизм дягилевских Русских сезонов и пропадал при таком «народном» исполнении самой шлягерной сцены, но появилась раздольная вовлечённость в действо, влекуще-шаманское начало, очень хотелось туда, на сцену, и так же буйствовать с этими яркими кочевниками. Поэтому самый «скандальный» момент спектакля – Князь Игорь, плотоядно взирающий на полуголую девчонку-чагу и пьяно отплясывающий с половцами в дарёном восточном халате и шапке в финале оргии – очень логичен. Ну «бес попутал», а как иначе, живой ведь человек!

Только золота, блёсток многовато, уж так они летели с костюмов, усеивали сцену, что даже в следующей картине кружились совсем лишними бликами. И маленькое предостережение. Непрофессиональные танцовщики довольно быстро забывают хореографию, привычка «держать позировку» - удел тех, кто Терпсихоре платит тяжкую дань с детства. Хорошо бы, чтобы такое вокально-пластическое единство не разболталось в плановом репертуарном показе, чтобы находилось время и силы у педагогов-репетиторов муштровать с хором танцы снова и снова. Иначе уровень если и самодеятельности, то элитной, легко может скатиться до сельского клуба.

Несколько слов об оркестре под управлением Евгения Самойлова. Bravi - молодцы! Как же убого и бедно звучание Интернет-трансляции по сравнению с залом! Что чисто и вместе – это услышит каждый, но богатство нюансировки, интересные смысловые акценты, редкий баланс звучания между группами и с певцами – давно так не радовался слух. Даже то, что увертюра прозвучала перед второй картиной, впечатления не испортило. Все соло – замечательны, но особо в этот раз хотелось бы отметить ударных. Им есть, где развернуться в партитуре Бородина. Но так со вкусом, смачно и интеллигентно – это признак «культуры удара», о которой ностальгически ещё 30 лет назад говорил профессор М.Н.Тэриан.

Среди певцов-солистов бесспорным лидером стал Сергей Артамонов – Князь Игорь. Нечасто так совпадает фактура и голос исполнителя с замыслом автора, с представлениями о персонаже. Огромный и мощный, какой-то стихийный в своём почти варяжском парике-гриве, в грубой кольчуге – настоящий вождь, воин, у ног которого ищет спасения от затмения испуганный люд. Голос – труба Архангела, за таких молодцов раньше кафедральные соборы дрались, чтобы завлечь в дьяконы: плотнейший, но без крика звук наполнял зал, как лава. Да, над пиано ещё можно поработать, про «голубку-Ладу» хотелось бы полиричней. Но свободу просил по-настоящему - верилось.

И несколько поблек на фоне такого Князя хан Кончак. Бас у Владимира Кудашева тёмный, но глуховатый, нижний знаковый «булат» прозвучал отменно, а вот фразы среди танцующих невольниц вообще терялись. Что же касается образа – тут мы не увидели ничего нового, вполне традиционный полудикий владыка.

Владимир Игоревич в исполнении Алексея Татаринцева – и молод, и строен, и сценичен. И даже всё выпевает, но, наверное, это дело вкуса, уж очень пронзительный у него тембр, особенно наверху, стекло можно резать. Радовало, что партия Княжича небольшая – ария и дуэт.

Соло Князя Галицкого тоже невелико. И более даже запомнилась не известная удалая ария «Как бы мне дождаться чести» - всё хорошо, но ожидаемо. А вот сцена-поединок с сестрой Ярославной – это Сергей Тарасов провёл мастерски, с полутонами, переходами от наглости к робости и намёками на инцест.

 А что же «символ русской женщины» - свет Княгиня? Внешне Елена Поповская очень подходила по образу и героине, и своему могучему Князю. Такая же высокая, статная, с крупными правильными чертами лица – как с полотен Аргунова. И темпераментом Бог не обидел артистку, а режиссёр помог раскрыться. Интересная получилась Ярославна, горячая, не закаменевшая в былинности, особенно в дуэли с грубияном-братцем. Но вокал не убедил. Голос большой, красивый на середине, но неровный, часто звучавший интонационно «на грани» - вроде и не явная фальшь, но почти. Крайние верхние ноты пронзительные. Говорят, на трансляции всё это не так было заметно. Меня же не покидало ощущение, до чего трудно написана партия Ярославны. Ария «Немало времени» из 3-й картины крайне редко звучит в концертах или на вокальных конкурсах, впрочем, также как и финальный «Плач». Если певица на отлично справляется с прихотливой «славянской вязью», сочинённой профессором химии, воистину никакой Вагнер ей не страшен.

Роскошный чувственный звук вместе с соблазнительными формами полунагого тела продемонстрировала Кончаковна – Александра Саульская-Шулятьева. Кое-где мелкий ориентальный рисунок в арии хотелось бы услышать более аккуратным, но это - если придираться. Грация, обаяние, гибкость дикой кошки – немудрено, что Княжич не устоял.

Качественный вокал, сочный молодой голос у Виктории Шевцовой – Половецкой девушки. Часто это небольшое эффектное соло становится «пробным камнем», удачного ей продолжения дебюта.

Из мужских эпизодических ролей трудно позабыть Скулу и Ерошку - Дмитрия Орлова и Максима Остроухова. Бывает, что эти характерных пьяниц исполняют весьма пожилые артисты, и нажимают в основном на комикование, гротесковость партий. Здесь яркая образность тоже была, но и звучали в своих небольших фрагментах певцы мастерски. А вот Марату Гарееву просто не дали развернуть образ Овлура, сцена бегства Игоря и в этой постановке, как почти всегда, оказалась купированной.

И напоследок несколько слов о режиссуре. Когда-то, лет двадцать назад, о Юрии Александрове тоже говорили, как о воинствующем ниспровергателе классических канонов. И насколько теперь приятно увидеть руку мастера, которая не мешает ни зрительскому восприятию, ни исполнителям, ни, самое главное, Музыке. Может быть, здесь нет каких-то особых откровений, находок. Но тщательная работа над образами чувствуется – не сами же все солисты «шаляпины».

Единственная деталь, вызвавшая резкое неприятие у меня - многовековая генетическая память восстаёт - Ярославна, выбегающая прощаться с Игорем с младенцем на руках, в исподнем и простоволосая. Это почти, что голая или даже хуже! Никакой «правды» в этом нет – замужняя женщина, да ещё Княгиня, встающая после уходя государя во главе защитников Путивля. Странно, что русский режиссёр не понимает всю несуразность сцены.

Каким-то смазанным выглядело солнечное затмение. Вместо светила, закрывающегося чёрным диском (при современной технике так можно бы поколдовать!) – треснутый пролом арки-ворот на заднем плане, то меркнущий, то светлеющий. Чего все боятся? А вот сермяжно-серые одеяния народа, кирпичная кладка теремов, дымка, клубящаяся в воздухе – страшно произносить, но что-то из чёрно-белого «Андрея Рублёва» Тарковского мелькнуло в памяти (сценография и костюмы Вячеслава Окунева).

Очень красочно окончание первого действия – огненные всполохи и дым пожарищ, набат, ужас народа, застывшие золотые силуэты половецких воинов на стенах города. Самый финал, встреча Игоря и Ярославны, о котором более всего говорил Юрий Александров в видео-ролике на сайте театра, и который так возмутил моего коллегу А. Матусевича в спектакле того же режиссёра в Ростовском музыкальном театре, на сей раз убедил. Возможно, Игорь и Ярославна с седыми прядями (по истории не больше года прошло), в грубых балахонах – не совсем то. Но, спасибо гримёрам, всё равно выглядели супруги молодыми и красивыми, седина более заметна стала уже на поклонах. А вот святой старец с посохом, опускающий жалкий обрубок Игорева меча, дивно проникновенно звучащий «хор поселян», перенесённый из другого действия оперы, свет, делающий узорочье боярских кафтанов древлеправославными светящимися крестами–осьмериками, и наконец, молодой месяц, превращающийся в полную луну – образно и сакрально, «дальше – тишина…»

Что в заключение. О любом спектакле можно спорить, находить недостатки, но в «Князе Игоре» «Новой оперы» есть высокий исполнительский уровень, достойный памяти основателя театра Евгения Колобова, есть яркие актёрские и вокальные работы. Это добротная постановка русской классики, на которую не стыдно позвать друзей-иностранцев, нет, не любителей всяческих режиссёрских «измов», а неравнодушных к русской культуре и истории людей, ценящих в опере, прежде всего, её величество Музыку в соединении со зрелищем, отрадным для глаз.

Татьяна Елагина

Комментарий редактора

Редакторский комментарий – жанр, к которому мы прибегаем нечасто, ибо вполне доверяем нашим авторам – их компетентности, профессионализму, честности. Не составляет исключение и данная рецензия – написанная искренне и ярко: Т. Елагина поделилась с читателем своим впечатлением от новой работы московского театра, уделив значительное внимание и режиссерской концепции, и сценографии, и музыкальной компоненте постановки.

Мне довелось посетить второй премьерный спектакль, и я во многом согласен с моей коллегой в высокой оценке работы «Новой оперы» в целом. Правда, я слушал другой состав вокалистов, в котором лучшими оказались Анджей Белецкий (Игорь) и Валерия Пфистер (Кончаковна), но это сути дела не меняет. Причина редакционного комментария – режиссерская концепция Ю. Александрова.

Петербургский маэстро в этом московском спектакле полностью повторил свою ростовскую концепцию, показанную в столице полтора месяца назад. Его коллега художник Вячеслав Окунев был куда более оригинален, предложив все-таки не копию ростовского визуального ряда, а нечто самобытное, хотя и сильно перекликающееся с оформлением ростовского «Игоря». Александров же не привнес ничего нового, снова перекомпоновав оперу Бородина на свой лад, предложив, во-первых, резкий контраст между убогой и малопривлекательной Русью и яркими степняками, а во-вторых, абсолютно переосмыслив финал оперы, в котором нет никакого исхода для главных героев, никакой надежды. Опера завершается кладбищем и встречей князя и княгини в потустороннем мире – почти как в «Китеже», с той лишь разницей, что композитор Бородин не предполагал такого разворота событий.

Всякого рода экспериментаторство с оперой Бородина происходит уже не первый раз и не первый год. Даже сам великий Борис Покровский не удержался от этого (постановка сначала в генуэзском театре «Карло Феличе», а затем и в московском Большом в 1992 – 1993 годах). Оправдывают столь волюнтаристский подход постановщики тем, что опера композитором не была закончена, нет ее канонической версии, и это, по их мнению, делает вполне законным стремление приблизить опус Бородина к его литературному первоисточнику – древнерусскому «Слову о полку Игореве». Идея очень сомнительная и совершенно не новая и не оригинальная – еще Мейерхольд в 1930-х пытался приблизить «Пиковую даму» Чайковского к повести Пушкина, но потерпел на этом пути естественное фиаско. Поступали и поступают так и с другими операми («Риголетто», «Травиата», «Гамлет» и пр.) – и совершенно напрасно. Поскольку опера – это абсолютно самостоятельное произведение, имеющее отношение к литературному первоисточнику очень условное. И не все идеи в данном случае «Слова» находят прямое воплощение в опере: у Бородина и его соавторов (Стасова, Римского-Корсакова, Глазунова) были и свои, совершенно оригинальные идеи и цели, нашедшие претворение в этом произведении.

Кроме того, и в самом этом пресловутом «приближении» оперы «Князь Игорь» к литературному первоисточнику, необходимость в котором весьма сомнительна, есть, мягко скажем, неточности и передергивания. Согласно воззрениям сторонников этого самого «приближения», образ Игоря – мелкого, удельного князя, неудачливого в своей авантюре с южными соседями, никудышного стратега и вообще личности малозначительной, не стоит того внимания, какое ему уделяет русская музыкально-сценическая традиция. Так и хочется воскликнуть: «Так-то оно так, да не совсем!» И для развенчания этой позиции стоит обратиться… именно к литературному первоисточнику, т.е. к «Слову о полку Игореве»!

Совершенно очевидно, что Игорь Новгород-Северский – не Ярослав Мудрый и не Александр Невский – масштаб совершенно иной. Однако основная мысль анонимного автора «Слова» - не восхваление или же ниспровержение Игоря – удельный князь интересует его постольку поскольку, его история, лишь повод, чтобы провести главную идею – идею объединительную перед лицом внешней опасности, идею преодоления внутренних нестроений в условиях меняющегося геополитического контекста. Как мы знаем, идея эта была весьма своевременной, в литературной форме озвученной буквально накануне монголо-татарского нашествия, и, увы, не услышанной современниками. У Бородина уровень обобщения еще выше: Игорь – это не конкретный князь, более или менее крупный политик, удачливый или не слишком и т.п. Игорь – это идея, образ, обобщенный образ русского правителя, которого композитор (он же либреттист) наделяет и реальными, и идеальными чертами, такими, какими по его понятиям должен обладать образцовый государь. Художественное произведение, литературное или музыкальное, имеет свою правду, идеи в нем выдвигаемые необязательно должны точно соответствовать историческому прототипу. И примеров героизации, облагораживания, романтизации в истории искусства, а уж тем более оперного театра мы можем найти превеликое множество.

Поэтому-то, на наш взгляд, в своей последней работе Александров идет на прямое противоречие с идеями создателей оперы. А это уже, простите, не интерпретация, а совершенно неправомочное и ненужное покушение на идею музыкального произведения как таковую.

Александр Матусевич

На фото (с официального сайта театра):
Финальная сцена
Галицкий - С.Тарасов, Ярославна - Е.Поповская
Ерошка - М.Остроухов, Скула - Д.Орлов


Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #103 : Апрель 26, 2011, 13:49:26 »
Вопрос к Novopera

Уважаемый г-н Н., не откажите, пожалуйста, в любезности сообщить, какой будет состав "Князя Игоря" на 17 мая.

У нас, кажется, намечается делегация желающих увидеть этот спектакль (и не имеющих, притом, никаких предрассудков по поводу оперы Бородина и того, как её следует ставить). Однако хочется, чтобы и состав был хорош.

Ну вы хотя бы только намекните: майский состав будет скорее премьерным-0 (anteprima, то есть пресс-показ'ным), премьерным-I (от 16.04) или премьерным-II (от 19.04)? Или вообще микс из всех трёх?

Просто нам, которые делегация :-), ещё более постановки интресно, как всё это будет спето. Ибо какова бы ни была постановка, это - прежде всего опера. О чём тут Predlogoff & C° предпочитают забывать или считать глубоко вторичным в оценке спектакля.

К слову: вот за что я, откровенно говоря, не люблю спектакли Бертмана (притом, что сам Бертман мне глубоко по-человечески симпатичен: прежде всего - как цельная и живая, увлекающаяся личность)... не люблю я их за то, что качество вокала и оркестра в спектаклях Геликон-Оперы, в подавляющем большинстве случаев, довольно посредственное. Потому что в т.наз. "режопере" (раз уж все так любят употреблять этот "вкусный" акроним) требования к музыкально-вокальной части исполнения, по-моему, должны быть особенно высоки. Чтобы уравновешивать увесистое присутствие режиссёрской личности в спектакле.  Для меня редчайший случай - пойти в Геликон: от силы в году раз пять-шесть (что крайне редко, сравнительно с моими "фаворитами": Мариинский, МАМТ, НО). Всё дело в том, что общий уровень певцов и оркестра, при всём моём безоговорочном уважении к этим профессиям как таковым, низок и со временем, за годы существования театра, вовсе не вырос, кажется, - за исключением всего нескольких ярких и стабильных личностей, но таких на спектакль - по одной, много - две...

И именно поэтому (точнее, в числе других причин) меня так возмутили большинство "критических" отзывов на "Князя Игоря" в Новой Опере, которые довелось прочитать.

Потому что они либо игнорируют музыкальную и прежде всего вокальную часть спектакля, либо низводят до ...цатого плана само исполнение, по-настоящему сильное и истовое, целую палитру ярких певческих личностей (как бы я ни относилась по отдельности к каждому из этих голосов, но мои предпочтения суть мои личные вкусы и капризы, не более...) А работу хора считают нужным упомянуть только применительно к телодвижениям в половецких сценах (простите, я всю жизнь, с музыкальной школы, не могу понять: ПОЧЕМУ половецкие пляски считаются чуть ли не самым важной частью спектакля?? вставной балет - мне кажется, самое скучное, что есть в оперной традиции... ИМХО)...
« Последнее редактирование: Апрель 26, 2011, 16:13:34 от Gianni Schicchi »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #104 : Апрель 26, 2011, 17:42:40 »
Ибо какова бы ни была постановка, это - прежде всего опера. О чём тут Predlogoff & C° предпочитают забывать или считать глубоко вторичным в оценке спектакля.

Но они и в музыке тоже поковырялись: за неимением Глазунова и Римского-Корсакова, так сказать, обошлись своими силами !
Я думаю, спектакль "НО" можно очень просто спасти: вернуть на нужное место увертюру, вернуть классический финал, убрать пьяные глупости и танцы Игоря в плену. Кстати, надо бы поинтересоваться, чем его там напоили в безумных фантазиях Александрова ? Известно, что половцы не были алкоголиками, хотя спиртное им было, конечно, известно: наверное, Игорю гнали из чего покрепче ? :)) Я не заметил, там на сцене самогонного аппарата не было случаем ? Более того, последующее монгольское нашествие имело такой большой успех во многом потому, что монголы были трезвенниками. По крайней мере, так считал его руководитель ! :))
Между прочим, в "Слове" о пребывании Игоря в плену ничего не сказано, поэтому всё, что происходило в плену, является фантазией Бородина и его окружения, и я не рекомендовал бы современным режиссёрам умножать число сущностей сверх необходимости, "довыдумывая выдумки", чтобы не попадать в глупое положение.
« Последнее редактирование: Апрель 26, 2011, 17:53:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #105 : Апрель 26, 2011, 18:15:39 »
Интересно. что первое исполнение  оперы в Мариинском театре в 1890 г , хотя и прошло с успехом, но, видно,  как и сейчас,  вызвало противоречивые отзывы. Вследствие чего через месяц после премьеры Стасов (принимавший активное участие в подготовеке оперы к сцене) опубликовал в журнале "Северный вестник" статью под названием "По поводу  "Князя Игоря" Бородина на Мариинской сцене", в  которой он  разоблачает потуги реакционной критики принизить успех оперы, криво истолковать ее содержание, умалить достоинства Бородина-композитора.
(выделенная пурпурным цветом цитата взята из книги А.П.Зориной "Александр Порфирьевич Бородин" М.Музыка, 1987)
Интересно было бы почитать "реакционную" критику тех времен и их  кривое истолкование содержания оперы ;)
Хотя по статье Корябина я догадываюсь, в чем она могла состоять.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #106 : Апрель 26, 2011, 18:19:50 »
Совершенно очевидно, что Игорь Новгород-Северский – не Ярослав Мудрый и не Александр Невский – масштаб совершенно иной

Я не совсем согласен с мыслью о второплановости Игоря: у Матусевича просвечивает та мысль, что если бы не "Слово", то Игоря в наши дни никто и не заметил бы. В результате получается какая-то странная параллель с Тутанхамоном: если бы не его не до конца разграбленное захоронение, найденное уже в ХХ веке, то он не был бы сегодня столь известен, хотя он никогда не был могучим руководителем, да и формально правил-то всего несколько лет в мальчишеском возрасте.
Но такая параллель неправомерна ! Игорь играл довольно важную роль на том историческом отрезке и, кстати, с Кончаком состоял в гораздо более сложных отношениях ещё ДО похода на него и ДО своего плена. Если бы это было не так, то Кончак и его самого, и всё его войско вырезал бы под корень, а на самом деле он всерьёз искал в Игоре союзника. Игорь бежал от него, не побоявшись оставить в плену у Кончака своего сына, в результате женившегося на Кончаковне, именно потому, что он понимал, что Кончак сына не тронет: Кончаку был ВЫГОДЕН этот семейный союз ! Всё это ужасно запутанно, боюсь, нам сегодня уже не понять, если не изучать глубоко и всерьёз !
Да и вообще, половцы – это довольно странная и неоднородная была ватага ! Остались противоречивые описания их внешности, которые ставят в тупик: некоторые старинные тексты повествуют о них как о блондинах с голубыми глазами !! Я не знаю, далеко ли продвинулись генетики в деле выяснения генетической родословной половцев, но эти описания просто поражают. Получается, что они не азиаты ? Ну или по крайней мере их происхождение более запутанно, чем мы это можем себе представить. Они жили своей вольной военной жизнью и совершали набеги на Русь даже после того, как мощные удары объединённого войска Мономаха – ещё задолго до Игорева похода - позволили оттеснить их на юг, откуда они продолжали свои набеги. Пожалуй, их внешность могла бы объяснить тот странный факт, что русские князья не воспринимали их как совсем уж отпетых врагов и регулярно заключали с ними союзы, выступая часто друг против друга ! :))
Между прочим, когда на Русь надвинулись монголы, русские с половцами, объединившись, пытались противостоять монгольскому нашествию, но … не смогли: "против лома нет приёма".
Во всей этой истории – в частности, и в истории т.н. "ига татаро-монгольского" – много странного: судя по всему, и половцы, а даже и монголы воспринимали Русь и её веру как цивилизацию ВЫСШЕГО порядка в сравнении с ними !! Это довольно странно, но это так ! Они САМИ поначалу ощущали себя чем-то вроде варваров, атакующих Римскую империю. Неожиданным следствием такого отношения стал тот факт, что ни половцы, ни монголы не пытались обрушить здание христианской веры, уже распространившейся к тому моменту на Руси ! Да ! Для них она была явлением ВЫСШЕГО порядка, и они это ОСОЗНАВАЛИ ! У них подобной веры не было (недаром на поздних этапах своего существования половецкая ещё знать начала христианизироваться). Это поразительно, но даже свирепые монголы, с которыми у русских уж точно не было ничего общего даже и во внешнем облике, которые буквально ЗАТОПИЛИ Русь своими телами и доходили до Западной Европы и регулярно дрались на восточных её рубежах с войсками уже окрепшей западноевропейской цивилизации, позволяли русскому христианству существовать и развиваться !
В результате этого поразительного симбиоза народилась, собственно, российская государственность ! Поскольку до того момента на Руси не было мощного объединяющего государственного импульса, но уже было единство веры, а монгольское нашествие перенесло вместе с собой на Русь мощное влияние могучей Монгольской империи, все "нациеобразующие" составляющие Руси одновременно оказались в этом кипящем котле под названием "Золотая орда", в котором выкристаллизовалась-таки русская государственность ! Получается, что русская государственность, как это ни поразительно на первый взгляд, сформировалась под мощнейшим влиянием жёстко организованной и централизованной Монгольской империи и в ЭТОМ смысле может считаться её "наследницей" на нашей территории !
Император Монголии сидел в своей стране и получал поток богатств от своего передового отряда, напавшего на Европу и на Русь в т.ч. и собиравшего с европейских земель дань. Но, как это обычно бывает (можно привести аналогии с выходом колоний из подчинения метрополий (Америка, Канада, Мексика, Бразилия и т.д.), когда бывшие "соотечественники" колоний и метрополий уже переставали воспринимать друг друга как единую нацию), на определённом этапе Золотая Орда, прочно обосновавшаяся в Восточной Европе, вышла из подчинения Монгольской империи с центром в Монголии, перестала отсылать ей средства и сделалась совершенно самостоятельной империей (идейной копией и преемницей Монгольской империи), живущей "на подножном корму", от которой, собственно, берёт начало государство российское. Тот парадокс, что мы на нашей территории позаимствовали централизованное управление у Золотой Орды и Монголии, смущать нас не должен: у нас была принятая нами вера; была ордынская административная система, которая худо-бедно работала; и у нас был мощный освободительно-объединяющий импульс, определяемый желанием перехватить власть у Орды, захватив ключевые посты её административной системы !! И нам это УДАЛОСЬ !
Всё это поражает воображение, но это так и было ! Получается, что наши враги принесли на нашу землю свою систему управления, затем оторвались от своей метрополии, а затем выпустили из рук рычаги управления колониями, в т.ч. и Русью, фактически отдав их в руки русских князей.
Матерь божья !
Неисповедимы пути господни …….
Конечно, т.н. "иго" принесло нам не только благо в виде централизованной государственной системы, т.е. империи. Несмотря на то, что ордынцы особо жёстко не преследовали нашу веру и не стремились всех русских извести, воспринимая нашу (разрозненную) цивилизацию как самостоятельное образование, несмотря на то, что они подарили нам свою систему имперского управления, монголо-татары всё-таки очень сильно ТОРМОЗНУЛИ экономическое развитие нашей территории, т.к. надолго законсервировали на Руси масштабное и практически повсеместное натуральное хозяйство и натуральный обмен. Европа тем временем двинулась в сторону мануфактур и первоначального капиталистического накопления, вынашивая в своих недрах давно назревшую Реформацию, послужившую идеологическим спусковым крючком для взрывного роста европейской капиталистической экономики. А у нас даже при "передовом" Петре было такое "чудо-юдо", как крепостные фабрики ! А крепостное право, если глянуть с высоты исторического масштаба, просуществовало чуть ли не до революции, которая обрушила ВСЁ, но опять-таки унаследовала главное: централизованную АДМИНИСТРАТИВНУЮ СИСТЕМУ ! :))) Что признавал даже такой ортодокс, как философ А.Зиновьев - сталинская Россия была вершиной (и последней яркой вспышкой) ещё той, ордынской, системы административного управления. Так что, дамы и господа, мы имеем честь жить и сегодня при той самой административной системе, которая, видоизменяясь в веках, унаследована нами ещё от Монгольской империи ! Хорошо ли это, плохо ли, но это так !
И глядеть на события разных эпох нужно через призму преемственности управленческих суперсистем.
Если вернуться к Игорю и его исторической роли, то, собственно, "мораль" выписана в "Слове": сила в единстве. Криминал не в том, чтобы бить половцев – это правильно ! Но сделано это было во многом и по неизбежности наугад. Впрочем, что тогда не наугад делалось в отсутствие авиации, телеграфа и телефона ? :))
Игорь бежал и вернулся, чтобы продолжать заниматься русскими делами и русской землёй, ибо впереди было ещё немало испытаний и горьких компромиссов; ещё впереди было формирование и укрепление русского геополитического проекта; впереди ещё было и "иго", и формирование административной машины русской государственности, и перехват управления ею у управленцев Золотой Орды, и Смутное время, и избавление от польских интервентов (в следующем году, между прочим - 400 лет !!), и петровская, и екатерининская Россия, и война 1812 года, и николаевская Россия, и революция, и сталинская Россия, и Великая Отечественная война 1941 года, которую при наличии громадных ресурсов и благодаря своей предусмотрительности и изворотливости выиграла сталинская административная система, далёкая наследница ордынской, которая чётко провела главную операцию Великой Отечественной - эвакуацию оборонной промышленности на восток, после чего сталинская Россия раздавила Гитлера, как разъярённый слон раздавил бы титулованного чемпиона мира по борьбе.
Короче говоря, за нами ВЕКА существования русского геополитического проекта, поэтому устраивать из оперы "Князь Игорь" его похороны, во-первых, рановато, а во-вторых, исторически и политически близоруко.
« Последнее редактирование: Апрель 26, 2011, 18:33:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ponna

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 67
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #107 : Апрель 27, 2011, 01:20:24 »
успела посмотреть премьерную трансляцию из НО до отключения ссылки, была очень удивлена не просто диаметральной противоположностью, предполагающей некое равенство положения конечных точек диаметра, а, как бы помягче выразиться, радикальное несовпадение сценических воплощений одного материала в НО - и в СГАТОБ.
скажу честно: оба спектакля не стала досматривать до конца. хотя после сусального "Игоря" в Самаре с его серебристыми и лазоревыми тонами визуальный натурализм постановки в НО сначала показался более привлекательным, но потом впечатление  постепенно опять покатилось "по наклонной" вниз. удивительно. картинка в обоих случаях отличная. гармоничная, цельная. а в режиссуре (при всей коньюнктурной разнице смыслового посыла) - одни и те же прорехи.

 представляю себе, какой это непростой труд - вдохнуть жизнь в условный вид искусства, да еще затертый до невозможности. понимаю, что все эти мельтешения хора, "армреслинг" Кончака и Игоря, "растягивание" Княгини девушками, "партер" любовного дуэта, расставленные на метр, если не больше, ноги русских витязей - наверное, продуманные режиссерские ходы с глубоким философским подтектом... но...

как же все это некрепко сшито  :(

не стала бы так писать, и без меня режиссеру Александрову здесь досталось на орехи), но как гвоздь, сидит в голове воспоминание о работе (в Самаре же, с теми же силами, еще в старом убитом здании театра) - Роберта Стуруа в "Видениях Иоанна Грозного" Слонимского. вот там сценическое пространство и в статике, и во времени, и, самое главное, в звуке было монолитно, нерасчленимо, спектакль утаскивал за собой, как мощный поток горящей лавы, и возносил над жизнью.

а тут, все время душа натыкается на какие-то искусственные то ямки, то бугорки, в которые так и хочется вонзить недоброе перо))))).

думаю, потому собственно вокалу и всяким другим приметам жанра уделяется маловато внимания, что внутреннее раздражение на пластические "контрдансы" его отвлекает.

вполне допускаю, что со временем совместный профессионализм артистов НО "залакирует" рельеф спектакля, и он станет более цельным и по мысли, и по форме, чего от всей души и желаю замечательному коллективу театра. 
« Последнее редактирование: Апрель 27, 2011, 12:44:08 от ponna »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #108 : Апрель 27, 2011, 08:25:58 »
не стала бы так писать, и без меня режиссеру Александрову здесь досталось на орехи), но как гвоздь, сидит в голове воспоминание о работе (в Самаре же, с теми же силами, еще в старом убитом здании театра) - Роберта Стуруа в "Видениях Иоанна Грозного" Слонимского. вот там сценическое пространство и в статике, и во времени, и, самое главное, в звуке было монолитно, нерасчленимо, спектакль утаскивал за собой, как мощный поток горящей лавы, и возносил над жизнью.
Кстати, о Видениях. Потрясающий действительно спектакль, но по своей сути в опере Слонимским образ Ивана Грозного передан неточно, а во многих местах совершенно не верно. Но насчет его характеристики Вы абсолютно правы. Я на выходных пересмотрел его еще раз. И у Вас так же есть подобная возможность, т.к. видео оперы Слонимского в исполнении нашего театра выложили в интернет
http://intoclassics.net/news/2011-03-22-22156

Прошу прощения за то, что не много не в тему...

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #109 : Апрель 27, 2011, 18:08:13 »
успела посмотреть премьерную трансляцию из НО до отключения ссылки, была очень удивлена не просто диаметральной противоположностью, предполагающей некое равенство положения конечных точек диаметра, а, как бы помягче выразиться, радикальное несовпадение сценических воплощений одного материала в НО - и в СГАТОБ.
скажу честно: оба спектакля не стала досматривать до конца. хотя после сусального "Игоря" в Самаре с его серебристыми и лазоревыми тонами визуальный натурализм постановки в НО сначала показался более привлекательным, но потом впечатление  постепенно опять покатилось "по наклонной" вниз. удивительно. картинка в обоих случаях отличная. гармоничная, цельная. а в режиссуре (при всей коньюнктурной разнице смыслового посыла) - одни и те же прорехи.

 представляю себе, какой это непростой труд - вдохнуть жизнь в условный вид искусства, да еще затертый до невозможности. понимаю, что все эти мельтешения хора, "армреслинг" Кончака и Игоря, "растягивание" Княгини девушками, "партер" любовного дуэта, расставленные на метр, если не больше, ноги русских витязей - наверное, продуманные режиссерские ходы с глубоким философским подтектом... но...

как же все это некрепко сшито  :(

не стала бы так писать, и без меня режиссеру Александрову здесь досталось на орехи), но как гвоздь, сидит в голове воспоминание о работе (в Самаре же, с теми же силами, еще в старом убитом здании театра) - Роберта Стуруа в "Видениях Иоанна Грозного" Слонимского. вот там сценическое пространство и в статике, и во времени, и, самое главное, в звуке было монолитно, нерасчленимо, спектакль утаскивал за собой, как мощный поток горящей лавы, и возносил над жизнью.

а тут, все время душа натыкается на какие-то искусственные то ямки, то бугорки, в которые так и хочется вонзить недоброе перо))))).

думаю, потому собственно вокалу и всяким другим приметам жанра уделяется маловато внимания, что внутреннее раздражение на пластические "контрдансы" его отвлекает.

вполне допускаю, что со временем совместный профессионализм артистов НО "залакирует" рельеф спектакля, и он станет более цельным и по мысли, и по форме, чего от всей души и желаю замечательному коллективу театра. 

ponna, большое спасибо за Ваш отзыв. Его было искренне интересно прочесть. Наконец-то можно увидеть отзыв, обоснованный собственными ощущениями и рассуждениями о лично увиденном.

И, кстати, очень красиво написано - мне лично как читателю импонирует такой стиль в передаче ощущений от спектакля.

Каков бы ни был итоговый отзыв - пусть отрицательный, но собственный, а не написанный на основании второй-третьей-...цатой производной, изрядно разбавленной всяческими общими местами и на живую нитку примётанными историческими выкладками... остаётся пожалеть лишь о том, что не у многих слушателей была возможность увидеть спектакль своими глазами и услышать живые голоса.

Правы те, кто считает, что онлайн и любой "экранный" спектакль скрадывает значительную - а иногда и весьма знàчимую даже! - долю эмоционального наполнения такого хорошего живого спектакля. Тем более - спетого и сыгранного с такой истовостью и силой, как премьерный "Игорь" всеми без исключения его участниками. 

как же все это некрепко сшито

ИМХО, вот как раз вокальная, музыкальная часть одна и способна всё это "сшить" воедино, мне кажется.

Очень хочется верить, что спектакль не растеряет своего вокального и, повторяюсь, эмоционального качества, не поблёкнет со временем.

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #110 : Апрель 27, 2011, 18:22:07 »
Знаете, что мне понравилось, да что понравилось... вызвало сущий восторг в "Князе Игоре"  образца 1954 года, увиденном незадолго до премьеры в Новой Опере?

(Я ездила в Мариинский специально, чтобы увидеть классический образец постановки этой оперы - слава богу, сохранённый Мариинским, как и некоторые другие шедевры русской оперы в по-хорошему музейной режиссуре XX века...)

Декорации. Декорации! Пейзажи с потрясающей глубиной перспективы, интерьеры с яркими, объёмными деталями.

Как отражалось закатное солнце в степных озёрах половецких сцен, с уходящим вдаль скопищем (разумеется, вовсе не парчовых!) юрт - как сейчас помню этот тёплый золотой отсвет, розовеющий, потом уходящий в прозрачный александритово-сереневый (привет Helene ;-)) и, наконец, в ночной, синий, мрачный... и вдруг вновь освещающийся холодным лунным отблеском... о, какая игра света в этом спектакле!   

Предлогову:
Конечно, тёмная рука модернизма коснулась и этого грандиозного спектакля! Вот ведь какой масти конь должен быть под седлом у Игоря? Канонически-белый!! А там... там был... только представьте! караковый! Какое потрясение устоев!

И притом, что в конюшне Мариинского театра актуальная белая лошадь - в наличии! Я точно знаю! Она возит Даниила Штоду в откровенно постмодернистской и антиисторичной (каковая антиисторичность была недавно вскрыта доктором наук, профессором истории Санкт-Петербургского государственного университета), глубоко чуждой нам постановке ёрнической поделки некоего Дж. Россини, в своём "произведении" высмеявшего целый ряд европейских наций, в том числе и в особо карикатурном виде - русский народ!!! И этот, ЭТОТ спектакль присвоил, к тому же, и белую кобылу, которая должна была по праву принадлежать князю Игорю - а он вместо неё был вынужден довольствоваться караковым мерином!
_______________________________________

Однако если вернуться к "К.И." в Мариинском театре, к этому царству света и цвета, то... то при поистине царственно богатых реалистических декорациях спектакль был... невыносимо скучен вокально. Пожалуй, самым ярким, запомнившимся персонажем была Ирина Матаева в партии девушки-половчанки... А богатство декораций костюмов отнюдь не искупало - но лишь подчёркивало поистине бездарное воплощение некоторых мизансцен.   


Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 436
  • [136 136 38 112]
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #111 : Апрель 27, 2011, 18:56:59 »
Знаете, что мне понравилось, да что понравилось... вызвало сущий восторг в "Князе Игоре"  образца 1954 года, увиденном незадолго до премьеры в Новой Опере?
<...>
Однако если вернуться к "К.И." в Мариинском театре, к этому царству света и цвета, то... то при поистине царственно богатых реалистических декорациях спектакль был... невыносимо скучен вокально. Пожалуй, самым ярким, запомнившимся персонажем была Ирина Матаева в партии девушки-половчанки... А богатство декораций костюмов отнюдь не искупало - но лишь подчёркивало поистине бездарное воплощение некоторых мизансцен.  
Я был на Князе Игоре в Мариинке в июле. Там тоже была увертюра после пролога, и ещё картины перемешаны местами, пьянство, закончившееся набатом, было в самом конце, и тут прибегает Игорь. Коней хорошо помню, декорации были очень реалистичными, и затмение тоже. В принципе, в Новой Опере декорации не на много менее реалистичные, если не считать, конечно, затмения, этих вызвавших столько шума "драгкамней" и финала.
Джанни, на Игоре, посещённом Вами, тоже были переставлены картины или в Мариинке идут разом две постановки Игоря?
Meglio tardi che mai.
Chi troppo vuole nulla stringe.
wolframmos.livejournal.com

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #112 : Апрель 27, 2011, 19:43:35 »
Вольфрам, мы с Вами видели одну постановку. Я ещё раз проверю, на всякий случай - но не сейчас, т.к. сайт МТ не очень telеphonе-friendlу. А что касается увертюры - то при её постановке на место увертюры... пролог перестаёт быть прологом. Однако я признательна Вам, что Вы упомянули об этом: ведь, кажется, и "перестановку" увертюры наш хозяин "повесил" на Александрова!.. ан нет! Стоило Сталину умереть, как всякие модернисты безродные повылезали из дыр и берлог, где они отлёживались до времени, и занесли алчные пальцы и ножницы над шедевром, и перекроили его... Простите, я не в силах писать тут всерьёз.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #113 : Апрель 27, 2011, 20:07:00 »
Стоило Сталину умереть, как всякие модернисты безродные повылезали из дыр и берлог, где они отлёживались до времени, и занесли алчные пальцы и ножницы над шедевром, и перекроили его... Простите, я не в силах писать тут всерьёз.
А зря Вы так иронизируете. Это очень серьезно. Перестановка местами увертюр, картин, номеров - это недопустимо. Тоже самое как взять стихотворение Пушкина и переставить местами строфы и строки. Тоже самое как в фильме поменять местами сцены и кадры.
Ну и куда мы дальше пойдем? Не ужели автор глупее нас? Он написал все в том порядке, в каком ему было виднее. Никто не имеет право кроме автора что то менять в его произведении.




Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #114 : Апрель 27, 2011, 20:12:30 »
Простите, я не в силах писать тут всерьёз.

:)) Я, в общем.тоже ! Александров несёт такой бред и о половцах, и о Востоке в целом, и о мотивациях Игоря, и о его поведении в плену, и о финале, что это, действительно, невозможно обсуждать всерьёз. Если только не видеть за этим определённой и типично режоперной тенденции к навешиванию на произведение тех смыслов, для которых оно не было предназначено.
Как известно, микроскопом тоже можно забивать гвозди, но наличие микроскопа не превращает сей процесс в "научное" исследование ! :))
Кстати, с мариинской постановкой тоже надо бы ещё разобраться: декорации декорациями, но я не видел сам спектакль, поэтому не могу судить, достоин ли он восторгов. Как известно, режопера процветает довольно сильно и в Мариинке тоже - я там видел много в постановочном плане ужасного, включая черняковский "Китеж", и даже дирижирование Гергиева не скрашивало происходящее на сцене, в результате чего я старался на неё не смотреть ! :))
В этом плане я могу указать на ещё одну цель Александрова и прочих "модернизаторов-инноваторов-ассенизаторов": это не только властям, но и публике этими постановками уродовать вкус и портить настроение. ВОТ ЦЕЛЬ !
« Последнее редактирование: Апрель 27, 2011, 20:25:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #115 : Апрель 27, 2011, 20:24:50 »
Неужели автор глупее нас? Он написал все в том порядке, в каком ему было виднее. Никто не имеет право кроме автора что то менять в его произведении.

Дело даже не в этом: тут режиссёры могут сослаться на незавершённость оперы в музыкальном и компоновочном плане; они могут усомниться в том, правильно ли друзья-музыканты реализовали после смерти Бородина его пожелания и т.д. К примеру, Бородин играл увертюру на рояле, а Глазунов, обладавший уникальной памятью, запомнил её -а её ведь ещё и оркестровать надо было ! Или мы не доверяем Глазунову ?? А кому мы должны доверять ?? Чем нынешние деятели докажут, что они сами умнее Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова и что они сами больше них знают, КАК НАДО ? :) Мне кажется, что само такое предположение смехотворно. Одно дело редактировать законченное произведение, а другое дело собрать его по частям, зная намерения автора из первых уст и слышав его игру и музыкальные комментарии к картинам оперы. А также зная его ОТНОШЕНИЕ к сюжету и к материалу.
В общем, как ни кинь, а прав на искажения у нынешних режиссёров и музыкантов неизмеримо меньше, чем у друзей композитора - я бы даже сказал, что их совсем нету.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #116 : Апрель 27, 2011, 23:00:22 »
Cesar
Цитировать
Перестановка местами увертюр, картин, номеров - это недопустимо.
А где там все переставлено? У меня есть биографическая книга о  Бородине,  написанная  еще в советские времена (подписана к набору в апреле 1986 г) , и там  есть полное описание оперы картины за картиной  -  абсолютно все  совпадает с александровской постановкой в НО, кроме увертюры, которая описывается как предшествуюшая всему спектаклю. Причем, внимание! похоже, автор   дает описание премьерного показа оперы в 1890 г , т.к. даже  рассказывает о  "неподдельном волнении",  с которым  слушал увертюру Римский-Корсаков.
И вот какими словами  автор описывает картину на княжьем дворе князя Галицкого (сокращенно):  подвыпившая челядь славит "подвиги" Владимира Галицкого. Залихватские попевки с посвистом, крики "Гой" на фоне наигрыша гудка передает хмельное веселье на дворе князя. ...Удалые размашистые  интонации песни Галицкого с возгласом "Э-эх!" великолепно дорисовывают портрет этого бесшабашного гуляки... По его распоряжению вкатывается бочка вина - челяди за послугу. Веселье разгорается... Напряжение возрастает... Разгул  достигает апогея. Славя Галицкого, пьяная толпа с криками уходит, оcтавив вконец захмелевiих Скулу и Ерошку.
Я, к сожалению, не видела финал оперы, т.к. меня отвлек тел.звонок., поэтому не могу его сопоставить с описанием в книге. А вот в описании половецких плясок есть такие фразы:  ... темп становится все быстрей, и вот уже все участники вовлекаются в общий вихрь неудержимой танцевальной стихии.... Чувственная роскошь, буйство красок и стихийная мощь - все направлено на то, чтобы искусить, "соблазнить" русского князя, склонить его на сторону половцев.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #117 : Апрель 27, 2011, 23:06:43 »
Мое сообщение уже больше относилось к постановке в Мариинском театре, где, цитирую Вольфрама:
Я был на Князе Игоре в Мариинке в июле. Там тоже была увертюра после пролога, и ещё картины перемешаны местами, пьянство, закончившееся набатом, было в самом конце, и тут прибегает Игорь.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #118 : Май 02, 2011, 11:02:11 »
Вы знаете, если рассматривать оперу как поднимающую исторические проблемы, то опера никуда не годится.
Кандидатская диссертация, положенная на музыку? Плохая диссертация.
Ужасны с этой точки зрения оперы Доницетти: Мария Стюарт вообще какая-то фоменковщина.

Там не исторические проблемы.
Там проблемы нравственно-философские. В том числе философия политики.

Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #119 : Май 03, 2011, 00:24:12 »
Вы знаете, если рассматривать оперу как поднимающую исторические проблемы, то опера никуда не годится.
Кандидатская диссертация, положенная на музыку? Плохая диссертация.

Но простите, разве это ко мне ?
Именно Александров начал изобретать "диссертации" и читать мораль по поводу того, "как надо было жить". А многоумный Минкин, "авторитет" которого вообще непонятно на чём держится (для меня он, понятное дело, пустое место), вообще заявил, что, дескать (цитирую), "князья о патриотизме не печалились. Их власть привела к тому, что здесь на триста лет воцарилось татаро-монгольское иго".
:))))))))
Вот оно что !
Великий доморощенный "историк" Минкин раскрыл причину воцарения ига на Руси !! :)))) Оказывается, если бы был патриотизм и объединение, то и ига не было бы ! И он ещё советует "открыть учебник" !
Вы понимаете, Доктор, с кем мы имеем дело ? Это же историки-самозванцы, какие-то невежды, недоучки, головы которых полны идиотскими идеями по поводу того, "как надо было обустраивать Россию" !
В их мозгах не помещается та простенькая мысль, что иго воцарилось бы в любом случае, потому что мощь и численность монгольского нашествия была колоссальна ! Монголы даже до Европы доскакали и там успели навести шороху ! Могу себе представить, что было бы с Европой, если бы монголы не увязли на русских просторах. Русские выступили вместе с половцами против монголов - и что ?? Были сметены ВСЕ !!
И где теперь половцы ? Где та их "машина", о которой несёт свой воспалённый бред Александров ? Во-первых, её не было, а во-вторых, она была бы раздавлена монголами, как скорлупа !
И если бы наши князья не договорились с "Золотой ордой", а сопротивлялись ей до полной погибели всех и каждого, то наши князья не сумели бы перенять их административную систему (вот где "машина" !!), не сумели бы возглавить её ключевые звенья, не сумели бы выжидать несколько веков, чтобы затем разбить орду и перехватить управление, позаимствовав идею империи через "Золотую орду" у Монгольской империи !
Вот как мы построили свою империю !
А нам тут будут нести всякий бред под видом "учёного исследования", да ещё советовать книжки почитать.
« Последнее редактирование: Май 03, 2011, 00:58:42 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #120 : Май 03, 2011, 07:16:17 »
Предлогов, я ведь совсем не то написал, на что вы ответили. Будет время - перечитайте мой комментарий ещё раз.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #121 : Май 03, 2011, 12:16:39 »
Предлогов, я ведь совсем не то написал, на что вы ответили. Будет время - перечитайте мой комментарий ещё раз.

Доктор, я не понимаю, чего вы от меня хотите ?
Вы против того, чтобы от художественного произведения требовали абсолютной точности исторических деталей ? и я против этого: не та у него задача.
Вы не желаете, чтобы на оперу навешивали не авторскую, а подлинную историческую реальность, из которой извлечён сюжет ? и я не желаю, для этого пишут диссертации.
Но если где-то когда-то кто-то из режиссёров ВДРУГ возжелает навесить на художественное произведение свои домыслы по поводу ассоциирующейся с ним исторической реальности, то я охотно последую по предложенному пути, что я и сделал в этом потоке, но тогда уж не надо МНЕ присваивать первенство :)). Не я это начал ! Если у вас есть претензии по поводу того, что на художественное произведение навешивают смыслы, которых в нём никогда не было, то обратите свой гнев на Александрова с Минкиным - причём тут я-то ??
Я всегда говорил, что самое надёжное - это следовать мысли автора - АВТОРА !! в данном случае БОРОДИНА !! - и не пытаться строить умное лицо, поучать всех "как надо обустраивать Россию" и управлять государством, потому что умное лицо - это ещё не признак ума, как известно. Не надо раздувать из вполне внятного замысла что-то монструозное, стремиться дать кому-то (цитирую) "по морде", навешивать отсутствующие в опере смыслы, сопровождая это дилетантскими псевдоисторическими изысканиями, да ещё делать из всего этого напыщенно-вселенские выводы.
В России, как известно, 2 беды: дороги и дураки. Я бы добавил ещё одну - воинствующее невежество.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #122 : Май 03, 2011, 13:02:27 »
На оперу вообще нельзя навесить реальность, по крайней мере, в русском языке.

У каждого произведения есть тема и проблема.
Произведение пишется для поднятия проблемы и решения этой проблемы.
В предыдущем предложении слово тема не прозвучало ни разу.
Поэтому, если нужен новый и интересный взгляд на проблему с какой-то другой точки, то можно изменить тему произведения до той степени, в какой она не связана с поднимаемой проблемой. Как бы то ни было, решение проблемы должно оставаться авторским.

В этой связи мне кажется, что вечным философско-политическим проблемам прибавляется актуальности, если в произведении будет присутствовать аллюзия на сегодняшнее время.

Если статно-величавый с каштановой бородой князь Игорь не соответствует эстетическим требованиям эпохи - лучше отказаться от такого князя Игоря, чем от всего "Князя Игоря".

__________________
А пост я вам писал к тому, чтобы вы перестали писать контрапунктом про XII век. Кому не известно, какая в то время была ситуация? К постановке Александрова она мало относится, а мы её обсуждаем.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #123 : Май 03, 2011, 14:01:00 »
А пост я вам писал к тому, чтобы вы перестали писать контрапунктом про XII век. Кому не известно, какая в то время была ситуация?

Чётко видно, что Александрову и Минкину вовсе не известно, какая была ситуация. Из-за их дремучести, собственно, весь сыр-бор и разгорелся. Один вообразил себя учителем жизни, а другой - великим историком.
И оба сели в лужу, как всегда и происходит в таких случаях, когда люди берутся не за своё дело.
"Не по Сеньке шапка" (с).
Режиссура, какой бы гениальной она ни была, не может и не имеет права мнить себя инстанцией более высокой, чем автор и чем описываемая им эпоха. Пожалуй, в этом и "мораль".

К постановке Александрова она мало относится, а мы её обсуждаем.

Нет, это постановка Александрова очень мало относится к тому, что тогда происходило - гораздо меньше, чем опера Бородина, вернее, вообще НИКАК. И к тому же вы так пишете, как будто это МНЕ угодно было политизировать эту ситуацию, как будто это Я собирался этой постановкой дать кому-то "по морде", "чтобы до Кремля дошло", как будто это Я "контрапунктом" про те времена и про современную политику начал разговор.
Я всего лишь хочу и всегда хотел, чтобы на оперные спектакли перестали навешивать смыслы, которых в них не вкладывал автор. Я убеждён, что если бы Бородин только мог увидеть в каком-нибудь ночном кошмаре александровскую постановку, то он мог бы и вовсе не написать эту оперу ! Он и без этого не слишком горел желанием её заканчивать ! :)) А тут ещё всякие "интерпретаторы" явились.
Задача Александрова - как и всякого режиссёра - "копать от забора до обеда" и при этом не выходить за ограничительную полосу, прочерченную автором.
А коли вышел - получи на орехи.
Вот М.Козаков сказал правильные слова в адрес таких деятелей, под которыми я сам давно уже мысленно подписался: не нравится произведение - пиши своё, незачем уродовать чужое.
Не можешь ? Не знаешь, что делать с классикой ? Не можешь обойтись без её уродования ?  - СВОБОДЕН !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #124 : Май 03, 2011, 17:54:07 »
На мой взгляд для оперной постановки более важен художник спектакля, нежели режиссер.. Не даром в своё время художники Врубель, Коровин определяли успех оперной постановки. А режиссер просто должен не мешать воплощению замысла композитора.