Автор Тема: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист  (Прочитано 180213 раз)

Asan и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #575 : Февраль 24, 2017, 00:43:38 »
Шуберт, экспромт ля-бемоль мажор. Запись с концерта 11.12.2016 в МЗК.

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #576 : Февраль 24, 2017, 00:44:37 »
И ещё одна редкость: Шуберт, фрагмент (пьеса) до мажор, D.916b. Запись с концерта 11.12.2016 в МЗК.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #577 : Февраль 24, 2017, 12:53:50 »
И солисты оркестра молодцы, трио с ними было хорошо играть "на слух", не глядя на них; значит, они хорошо чувствовали и друг друга, и меня.

Да, да, как раз собиралась добавить, что очень понравилось ваше трио, струнные прозвучали замечательно,  глубоко и с большой экспрессией. Я даже запомнила имена:  Мария Баталова (скрипка) и Игорь Георгиевский (виолончель). Великолепные музыканты, , очень вдохновенную и чуткую игру показали.
И вообще всегда приятно смотреть на молодежный оркестр Гайсина  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #578 : Февраль 25, 2017, 08:26:04 »
Сразу даю отзывы на 2 концерта:
- 22 февраля в Центре Павла Слодобкина - Концерт №2 соль мажор П.И. Чайковского

- 24 февраля дуэт Екатерины Антокольской и Сергея Кузнецова в Музее Вадима Сидура.

Концерт №2 П.И. Чайковского сам Сергей назвал "не тот концерт" - оно и понятно, т.к. исполняют его крайне редко. Слышала за последние 6-7 лет постоянной «прописки» в концертных залах всего 2 раза:
- в октябре 2013 года в КЗЧ сольную партию исполнял Мирослав КУЛТЫШЕВ.
- в июне 2015 года в финальном туре Конкурса Чайковского – Лукас ГЕНЮШАС.

У меня к сожалению сохранились лишь 3 сборника по Конкурсам им. П.И. Чайковского: за 1998, 2011 и 2015 год. Перелистываю страницы, чтобы узнать: кто же из претендентов хотел исполнить этот концерт в финале? Интересный получился результат:

1998 год. Число участников 138 человек!!!, заявили в финале Концерт №2 ДВА претендента:
- Кирилл ГЛЯДОВСКИЙ – США
- Юан ЧЕНГ - Китай

2011 год. Число участников 30 человек. Концерт №2 в финале не выбрал НИ ОДИН пианист!!!
2015 год. Число участников 36 человек. Концерт №2 в финале решился сыграть ОДИН пианист – Лукас ГЕНЮШАС.

Исполнение Сергея можно назвать  КОРОЛЕВСКИМ, ШИКАРНЫМ. Я насчитала пять каденций в первой части Концерта, но в муз.литературе говорят только об одной. Все сольные партии рояля были потрясающе  хороши, фактурны и образны.

Сергей  так свободно, без видимых усилий играл Концерт, будто исполняет его раз пять в месяц. Отлично знаю, что пианист не представляе публике «сырой» материал, но откуда такая невероятная визуальная легкость исполнения, проработанность всех деталей до последней нотки? Совсем незаметна тяжелейшая работа, а ведь Концерт №2 очень сложен и коварен для исполнителя.Я точно не знаю, но надеюсь мы слушали авторскую версию Концерта №2, не сильно искаженную редакцию А.Зилоти.

Очень обидно, что по жестким условиям Центра Слободкина запись не велась...

Вчера вечером  Е.Антокольской и С. КУзнецова представили программу:
И.С. Бах — Р. Шуман - Сюита для виолончели и клавира.
Ф. Шуберт - Соната для арпеджионе и фортепиано.
Б. Мартину - Соната для виолончели и фортепиано номер 2.

Особенность зала Музея Вадима Сидура -  нестандартная конструкция помещения с очень высокими ломаными потолками создает  поле звучания как в католических храмах - гулкости нет, но звук уходит высоко вверх и замирая плавает долго и очень красиво. Сонату чешского композитора  Б. Мартину я слышала впервые, совершенно неожиданный  стиль;  Сюита Баха-Шумана (в ней партия рояля слушалась как орган) и Арпеджионе Шуберта - любимые произведения исполнителей, их они играют не в первый раз. Весь концерт поразил необычностью звучания, о сыгранности дуэта я не говорю: Екатерина и Сергей очень часто выступают вместе. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!


Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #579 : Февраль 26, 2017, 17:59:17 »
Сразу даю отзывы на 2 концерта:
- 22 февраля в Центре Павла Слодобкина - Концерт №2 соль мажор П.И. Чайковского

- 24 февраля дуэт Екатерины Антокольской и Сергея Кузнецова в Музее Вадима Сидура.

[...]

СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!


Большое спасибо за отзыв! :)

Тем временем подоспела ещё пара записей с шубертовского концерта 11 декабря.

Шуберт-Лист, «Половодье».

Шуберт-Лист, «Липа».
 

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #581 : Март 20, 2017, 15:39:09 »
Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии, соч. 34.
Запись с концерта 23.06.2016 в МЗК.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 972
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #582 : Март 21, 2017, 22:48:49 »
Послушала цикл Шостаковича и получила большое удовольствие. Ярко и убедительно исполнены и проникновенно-лирические, и самые "задиристые" прелюдии. Все продумано до мелочей (вплоть до сценического костюма), все отшлифовано так, что не пропала ни одна нотка. А ведь это так важно здесь - пьески-то крошечные, и каждая нота на вес золота. В результате достигнуто такое разнообразие, такая индивидуальная характерность, что ни одна миниатюра не "провисла" - все по-своему ценны.
Сергей, я Вас поздравляю с этим, как мне кажется, безусловным художественным достижением!
« Последнее редактирование: Март 21, 2017, 23:02:28 от lina »

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #583 : Март 22, 2017, 01:24:26 »
Послушала цикл Шостаковича и получила большое удовольствие. Ярко и убедительно исполнены и проникновенно-лирические, и самые "задиристые" прелюдии. Все продумано до мелочей (вплоть до сценического костюма), все отшлифовано так, что не пропала ни одна нотка. А ведь это так важно здесь - пьески-то крошечные, и каждая нота на вес золота. В результате достигнуто такое разнообразие, такая индивидуальная характерность, что ни одна миниатюра не "провисла" - все по-своему ценны.
Сергей, я Вас поздравляю с этим, как мне кажется, безусловным художественным достижением!
О. Большое спасибо, очень приятно!

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #584 : Март 27, 2017, 15:43:54 »
Скрябин, Двадцать четыре прелюдии, соч. 11.
Запись с концерта 11.12.2011 в МЗК.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #585 : Март 27, 2017, 17:15:34 »
Сергей, спасибо огромное за запись!

Ждем вашего дуэта с Михаилом Мордвиновым  9 апреля в Органном зале школы им. Гнесиных.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #586 : Апрель 05, 2017, 11:10:48 »
Программа концерта 9 апреля 2017 в Органном зале Школы им. Гнесиных:
Сергей КУЗНЕЦОВ и Михаил МОРДВИНОВ

В программе:
Ф. Шуберт. Аллегро ля минор «Lebensstürme» для фортепиано в 4 руки, D.947
Р. Шуман. Анданте с вариациями, соч. 46
Б. Бриттен. Две пьесы, соч. 23 (Интродукция и рондо, Элегическая мазурка)
Н. Метнер. Две пьесы, соч. 58 (Русский хоровод, Странствующий рыцарь)
Л. Десятников. Сюита для фортепиано в 4 руки «Альбом для Айлики» (Тоска по родине. Ария с колоколом. Детское диско. Средневековый танец)
Л. Десятников.«В сторону лебедя» для двух фортепиано

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #587 : Апрель 05, 2017, 13:52:14 »
Шуберт-Лист, «Отъезд». С концерта 11.12.2016 в МЗК.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 972
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #588 : Апрель 30, 2017, 22:15:02 »
24
МАЯ
СРЕДА
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Вечер фортепианной музыки

Сергей Кузнецов

В программе:
Ф. Шопен
Три мазурки, соч. 59
Соната № 3 си минор, соч. 58
Двадцать четыре прелюдии, соч. 28

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 972
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #589 : Июнь 21, 2017, 20:57:40 »
Сергей Кузнецов опубликовал запись со своего концерта 24 мая - этюд Шопена (на бис):
https://www.youtube.com/watch?v=rqZjRvhab_8
 Сергей, это не просто хорошо, а очень хорошо - звучит и поэтично, и как-то благоуханно даже! Но мало... :(

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #590 : Июнь 22, 2017, 14:27:00 »
Большое спасибо!

Ну, раз мало, вот ещё чуть-чуть: :-) Шопен, прелюдия № 26 ля-бемоль мажор.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 972
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #591 : Июнь 22, 2017, 20:36:11 »
Спасибо, Сергей! Может быть, постепенно и остальные 25 появятся? :D
« Последнее редактирование: Июнь 22, 2017, 22:54:14 от lina »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 972
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #592 : Август 27, 2017, 22:36:43 »
Знаю, что С. Кузнецов любит и умеет играть Шуберта, но тут недавно наткнулась на его четырехлетней давности запись Сонаты-фантазии соль мажор - это просто шедевр! Сыграно мощно, сильно и как-то по-настоящему свободно. А главное - естественно, когда веришь каждому такту, и внутренне оправданны переходы от шубертовской непритязательности к его же мрачным безднам...
Вот послушайте и убедитесь:
https://www.youtube.com/watch?v=qHGRTi5xnyk&t=1111s
А потом интересно почитать и комментарии - есть просто изумительные!


Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #593 : Октябрь 20, 2017, 17:49:46 »
Знаю, что С. Кузнецов любит и умеет играть Шуберта, но тут недавно наткнулась на его четырехлетней давности запись Сонаты-фантазии соль мажор - это просто шедевр! Сыграно мощно, сильно и как-то по-настоящему свободно. А главное - естественно, когда веришь каждому такту, и внутренне оправданны переходы от шубертовской непритязательности к его же мрачным безднам...
Вот послушайте и убедитесь:
https://www.youtube.com/watch?v=qHGRTi5xnyk&t=1111s
А потом интересно почитать и комментарии - есть просто изумительные!
Большое спасибо!  :)

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #594 : Октябрь 20, 2017, 17:54:38 »
Тем временем приближается начало нового проекта -- цикла из всех фортепианных сонат Шуберта из шести концертов в рамках более общего цикла "Шуберт".
Первый концерт цикла сонат (и второй концерт цикла "Шуберт") состоится 3 ноября в Малом зале Московской консерватории.

Прозвучат сонаты ми мажор D. 157, ля минор D. 537 и ля мажор D. 959.

Билеты можно приобрести вот здесь.






Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #595 : Октябрь 21, 2017, 00:40:32 »
Соната ми мажор (Piano Sonata in E major, D 157) написана в феврале 1815 года. Она состоит из трёх частей и довольно компактна по размерам. Первая часть открывается так называемой «Мангеймской ракетой» – восходящим арпеджио по звукам тонического трезвучия. Как явствует из названия, этот расхожий приём был излюблен ещё композиторами мангеймской школы в 1760-х годах и широко использовался классиками – достаточно посмотреть на начало первой или пятой сонат Бетховена или до минорной сонаты Моцарта. Но свежесть использования Шубертом этого стандартного приёма в том, что, во-первых он охватывает этим арпеджио более трёх октав (что прежде не делалось), а во-вторых сразу после этого взлёта и спуска у него следует ответ-второй элемент темы, из которого он впоследствии извлекает с преобразованием и побочную, и заключительную темы первой части, да и разработка тоже строится на этом втором элементе главной темы. И вот это, например, говорит уже об изрядном мастерстве и вдохновении композитора.

Вторая часть, Andante, – пожалуй, лучшая в этой сонате, -- написана в довольно обычной форме рондо, построенного по схеме ABA¹CA², где A – повторяющийся рефрен с главной темой части. Но невероятная свежесть и ценность этой части состоит не только в трогательной и красивой основной теме – этого мы вправе ожидать от Шуберта и так. Самый сильный драматургический приём здесь – то, что при первом возвращении главной темы в раздел А¹, где обычно принято было излагать тему в усложнённом по сравнению с началом виде, Шуберт отказывается от усложнеия, «снимает» с мелодии все добавления и оставляет практически голую тему с короткими pizzicato аккомпанемента. После относительно полной фактуры предыдущего раздела этот приём производит ошеломляющее впечатление: мелодия предстаёт беззащитной, непосредственно обращающейся к чувству слушателя. Можно сказать, эта находка станет одним из «фирменных» приёмов Шуберта. Причём пользовался ею не он один: гораздо позже (спустя сто двадцать восемь лет), например, Шостакович использовал похожий приём во второй части своей второй фортепианной сонаты, правда, с существенно иным характером.

Сравните это место у Шуберта:
https://youtu.be/cRvFZWiTgNQ?t=673

И у Шостаковича:
dSCH https://youtu.be/hfT5I-fbqMs?t=528

И ещё один важный момент в этой части: внутри обычной формы рондо Шуберт здесь нашёл решение, которое потом тоже стало одним из частых приём в его творчестве: после второго эпизода (раздел C), звучащего с контрастным характером и в другой тональности, композитор возвращает главную тему в её основном характере и тональности, но сохраняет фактуру второго эпизода. То есть в последнем рефрене Шуберт разделяет слой мелодии/тональности и слой фактуры и делает их независимыми. Похожие решения применяет Моцарт, это весьма классицистский подход и гениальная находка в данном случае. Аналогичное строение части Шуберт будет потом использовать в своих больших сонатах: до мажор D. 840, ре мажор D. 850, соль мажор D. 894 и до минор D. 958, а впоследствии (и тоже во время второй мировой войны) к нему обратился (для достижения сильнейшего эффекта) Прокофьев во второй части восьмой сонаты.
Третья часть сонаты названа Шубертом менуэтом, вполне традиционно, хотя по характеру и темпу это уже скерцо, а не менуэт. Часть написана в си мажоре, тональности доминанты к основному ми мажору, а оканчивать сонату менуэтом, да ещё и в доминантовой тональности, было немыслимым в классической традиции. Это может говорить о том, что Шуберт планировал написать четвёртую часть этой сонаты, но никаких набросков к такой части не найдено, а после окончания этого скерцо в рукописи следуют целых три совершенно пустые страницы без всяких следов планов продолжения. Более того, спустя два года Шуберт напишет ля бемоль мажорную сонату D. 557 из трёх частей без всякой четвёртой и с третьей частью в тональности доминанты, поэтому не исключено, что он мог всё-таки обойтись без возвращения в основную тональность и здесь. К тому же и прецеденты всё же существовали: например, фантазия Бетховена соч. 77 начинается в соль миноре, а оканчивается в си мажоре.
Трио в этой части заслуживает отдельного внимания, наряду со второй частью это самое вдохновенное место в сонате. Здесь Шуберт выходит за рамки обычной жанровости и живописует фантастические ландшафты. При этом трио ещё и крайне похоже на трио из ре мажорной сонаты, созданной в 1825 году.

Сравните трио из ми мажорной сонаты...
https://youtu.be/cRvFZWiTgNQ?t=1024

И трио из ре мажорной.
https://youtu.be/3dIi0HdkOb4?t=3652

Ceterum censeo concentus esse attendenda.
Билеты на концерт можно найти здесь:
https://iframeab-pre0455.intickets.ru/node/7740635

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #596 : Октябрь 21, 2017, 00:41:35 »
В 1817 году Бетховен начал свою работу над «Хаммерклавиром», своей двадцать девятой и самой крупной сонатой, и работал над нею больше года. 1817 год стал и для Шуберта временем интенсивной работы над фортепианными сонатами: за весну и лето этого года он создаёт шесть сонат. Первая из этих сонат, одна из самых известных у Шуберта, написанная в марте и озаглавленная им как «Пятая соната», – ля минор D. 537. Впоследствии Шуберт напишет ещё две ля минорные сонаты для фортепиано: видимо, эта тональность была для него важной и несла уже сама по себе определённый характер трагичности, так как все три сонаты близки по образному строю.. Напомню, что ни у Бетховена, ни у Гайдна нет ни одной, а у Моцарта есть только одна ля минорная соната. Соната трёхчастная и не содержит скерцо или менуэта: по первоначальному замыслу менуэт в сонате должен был быть, но Шуберт отказался от него, видимо, в пользу большей компактности сонаты. Надо сказать, что это первое его крупное произведение, в котором не четыре, а три части (опустим рассмотренную прежде ми мажорную сонату хотя бы оттого, что не вполне ясно, каков был её замысел), то есть можно сказать, что уже в ней Шуберт вступает в пору экспериментов. Сонату можно назвать признанным шедевром и уже зрелым произведением, в которым Шуберт снова выбирает многие неизбитые решения, которые позже назовут типично шубертовскими. В каких-то отношениях эта соната даже более смелая, чем иные позднейшие сонаты. Например, внезапное прекращение движения разработки, разрываемого генеральной паузой, после чего музыка продолжается уже «с совершенно другого места» – приём, который часто будет потом использовать Брукнер, – или также характерно брукнеровские терцовые сочетания тональностей (то есть тональностей, чьи основные ноты расположены на расстоянии терции друг от друга, например, до и ми бемоль мажор, фа и ре бемоль мажор, или ля минор и фа мажор). Также в этой сонате Шуберт начинает репризу в тональности субдоминанты вместо тоники, что впоследствии он будет делать довольно много раз: это не изобретение Шуберта, уже Моцарт иногда делал подобное, но именно у Шуберта это становится одним из фирменных приёмов. В данном случае реприза начинается главной темой в тональности ре минор, но автор, понимая, что это может оставить в чутком слушателе ощущение недостачи главной тональности, «отдаёт» потом удержанное, возвращая главную тему в ля миноре в самом конце части. Она звучит «в пандан» началу части, образуя как бы «арку»: очень симфонический приём.

Главная черта этой сонаты – её несомненная оркестровость звучания, ясность противопоставления разных тембров наподобие разных инструментов и масштаб музыки. Это уже не просто фортепианная фактура сонат 1815 года, а мастерское владение гораздо большими ресурсами. Например почти сразу после начала разработки мы слышим секвенцию из повторяющихся по четыре раза одинаковых аккордов в трёх разных тональностях. Если бы Шуберт включил эти аккорды в чисто фортепианную фактуру, они звучали бы в лучшем случае странно, а скорее всего просто плохо. Но в контексте оркестровой фактуры, переключений тембров и т.д. этот прием оказывается настоящей находкой Шуберта. Можно даже пофантазировать насчёт двенадцати (4х3) ударов часов, начинающих ночь-разработку, хотя это, конечно, далёкая аналогия.

Вторая часть сонаты — спокойное рондо, где темой является длинная, чудесная песенная мелодия, достойная лучших песен Шуберта. Спустя одиннадцать лет он вернётся к этой мелодии в четвертой части большой ля мажорной сонаты D. 959, что косвенно свидетельствует, что Шуберт считал сонату D. 537 вполне зрелой пьесой.
Интересно, что во втором рефрене рондо, когда основная тема возвращается после первого эпизода, Шуберт «промахивается» тональностью и вместо «правильного» ми мажора попадает в соседний фа мажор, а потом постепенно добирается до основной тональности. Подобного рода «неправильности», когда Шуберту было тесно в привычной тональности и на протяжении пьесы или раздела он «забредал» в ещё две-три и больше тональностей, составляют одну из главных черт творческого облика Шуберта, поэтому следить за тем, в какой тональности мы находимся, в его музыке не только увлекательно, но и помогает лучше понимать её логику, полнее ощущать.

Ещё немного о цельности этой сонаты: первая часть написана в размере 6/8 (то есть 2х3/8), третья часть — 3/8, вторая часть в двудольном размере. Вторая часть песенная, а первая и третья сочетают танцевальность с эстетикой барочно-театрального жеста: главные темы обеих частей (и побочная тема в финале) родственны друг другу и в большой степени строятся на крупных росчерках, охватывающих большие расстояния, до двух октав. Это родство тем и трёхдольного пульса в крайних частях и уравновешивающая их песенность во второй части очень сильно скрепляют весь цикл, так что соната кажется при прослушивании даже меньше, чем она есть на самом деле.

Ceterum censeo concentus esse attendenda.
Билеты на концерт c этой сонатой можно найти здесь:
https://iframeab-pre0455.intickets.ru/node/7740635

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #597 : Октябрь 21, 2017, 00:43:22 »
Шуберт сочинял фортепианные сонаты на протяжении четырнадцати лет, с 1815 по 1828 год, и оставил нам двадцать одну сонату. Впервые он обратился к этому жанру уже в возрасте восемнадцати лет, будучи автором уже полутора сотен самых разных произведений, в том числе десяти струнных квартетов, двух симфоний, мессы, зингшпилей, множества песен, среди которых «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой». Интересно, что первую из своих сохранившихся клавирных сонат Моцарт написал тоже в возрасте восемнадцати лет, написав уже несколько опер, симфоний, концертов и т.д.

Вообще, здесь надо коснуться места сонат Шуберта в музыкально-историческом сознании. При его жизни лишь три из двадцати одной сонаты были опубликованы, а широкой публике он был известен практически исключительно благодаря своим песням, маршам и танцам. Лишь после смерти композитора его наследие стало постепенно открываться публике. В частности, публикация его оставшихся в рукописях фортепианных сонат растянулась до самого конца XIX века. То есть в те десятилетия, когда появлялась новая музыка Шумана, Мендельсона, Брамса, когда публику поражали новинки Листа и Вагнера, Мусоргского и Рахманинова, Дебюсси и Рихарда Штрауса, продолжали впервые публиковаться написанные в начале века пьесы совершенно иного стиля. Фортепианную музыку этого стиля тогда воспринимали не иначе как через призму музыки Бетховена, великого современника Шуберта. Бетховен, бывший и при жизни заметно более известным композитором – все его сонаты были опубликованы при жизни – после смерти лишь рос в своей славе, а в середине XIX века стараниями Ганса фон Бюлова тридцать две бетховенские сонаты были канонизированы в сознании публики в качестве «фортепианного Нового завета». Неудивительно, что музыканты и критика долгое время смотрели на музыку Шуберта как на не очень умелое подражание Бетховену и на этом основании отказывали её в самостоятельности. Примерно как если бы мы отвергали Шостаковича на том основании, что он не Прокофьев.
Но если вспомнить, что Шуберт прожил на двадцать шесть лет меньше Бетховена и если посмотреть, что написал Бетховен к тому возрасту, в котором Шуберт умер, то окажется, что к тридцати двум годам Бетховен написал семнадцать фортепианных сонат и последней написал соль мажорную сонату соч. 31 № 1. Причем писал он её по заказу издателя Нэгели на несколько месяцев дольше, чем Шуберт писал три свои последние сонаты без всякого заказа. Среди сонат, написанных до этой сонаты, разумеется, есть бесспорные шедевры, но высшие достижения Бетховен совершил уже в том возрасте, до которого Шуберт не дожил. Мы не знаем, что и как сочинял бы Шуберт, проживи он ещё двадцать-двадцать пять лет. Но знаем, что результат его творческого пути в жанре сонаты совершенно не уступает результату Бетховена, потому что Шуберт, опираясь на опыт в том числе Бетховена, не копировал его, а двигался к иным, видимым ему целям.

Шуберт относился к жанру сонаты серьёзно: помимо того, что он приступил к нему совсем не сразу, он старался предлагать издателям только лучшие и крупные свои сонаты, чтобы именно они составляли его репутацию. В том, что всего три из них удалось издать при его жизни, нет их вины. В фортепианных сонатах как в призме собираются главные черты его музыки, многие его находки и пророческие взгляды «за горизонт» – решения, нашедшие применение и значение гораздо позже, от Брамса до Брукнера и Дебюсси. В сонатах, если смотреть на них как на единый текст, мы можем видеть и эволюцию его отношения к музыке, к фортепиано, эволюцию его отношения к своему таланту и миссии. Да и саму, пожалуй, саму его миссию.
Концерт 3 ноября в рамках серии концертов из произведений Шуберта открывает цикл из шести концертов, охватывающих все фортепианные сонаты композитора. Само по себе нечастое событие в концертной жизни, это путешествие почти через весь мир музыки Шуберта включит в себя не только одиннадцать завершённых им сонат, но и десять незавершённых, оставленных им на разных стадиях готовности. Эти неоконченные сонаты редко или почти никогда не звучат у нас со сцены, поэтому исполнение их всех в одном цикле уже почти уникально. В данном же цикле концертов они прозвучат в ещё более редком — реконструированном, завершённом варианте, чтобы можно было попытаться услышать их так, как они могли бы звучать по замыслу автора.

В программе первого сонатного вечера из шести – соната № 1 ми мажор D. 157, соната ля минор D. 537 и предпоследняя соната ля мажор D. 959, сразу задающие разнообразие и диапазон фортепианного творчества Шуберта.

Онлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #598 : Октябрь 22, 2017, 03:08:33 »
Ceterum censeo concentum attendendum esse.
Билеты на концерт c этой сонатой, как и прежде, можно найти здесь:
https://iframeab-pre0455.intickets.ru/node/7740635

Большая соната ля мажор D. 959 написана вместе с сонатами до минор и си бемоль мажор всего лишь за месяц в сентябре 1828 года, за два месяца до смерти Шуберта. Эта соната немного менее известна, чем си бемоль мажорная (которая является почти что визитной карточкой фортепианной музыки Шуберта), но на самом деле ничем ей не уступает.
Всем трём последним сонатам свойствен симфонический размах звучания и длин, так что целиком эта соната и особенно финал воспринимается как долгое странствие с почти зримо огромным масштабом ландшафта. Шуман, познакомившись с этой сонатой, писал, что она «дышит лёгким католическим благовонием, витающим над австрийским ландшафтом». Действительно, какой-то иномирный взгляд на вещи есть в этой сонате даже в активной, сильной музыке первой части.
Например, первые шесть тактов сонаты в наброске записаны просто как аккорды, почти хоральные, без сильного, энергичного ритма скачков в левой руке, оканчивающиеся достаточно типично “церковно-органной” каденцией с остановкой на доминанте (напомню, что словом «каденция» здесь обозначается завершение фразы или предложения). В окончательном виде Шуберт добавляет к этой хоральности ритмическое начало, но “органная каденция” сохранилась. Эти шесть тактов становятся главным «зерном», из которого вырастает потом вся соната. Взгляните на ноты этих шести тактов.



Видно, что крайние голоса аккордов почти вовсе не двигаются, двигаются лишь внутренние голоса. То есть мы имеем здесь два «слоя» главной партии: неизменяющуюся ноту, обычно верхнюю, и двигающиеся голоса, обычно в терцию, двигающиеся поступенно от тоники наверх к доминанте.
Теперь мы можем те обнаружить те же элементы и в побочной теме, являющейся по сути лишь вариантом главной, и в заключительной. Разница лишь в том, что в побочной теме стоявший прежде неподвижно верхний голос получает некоторую свободу и заполняет небольшой гаммой верхнюю половину воображаемой октавы (в то время как в нижней половине нижние голоса идут наверх к доминанте).

Ещё яркий пример «иномирности» сонаты: разработка первой части в ней построена не по-бетховенски, когда материал из экспозиции нарезается на разные фрагменты и мотивы, с которыми потом происходят различные превращения, а скорее по-песенному, по-шубертовски: мелодия проводится довольно большими отрезками, проходя по пути через множество тональностей и состоянии. Тот же материал, что составлял побочную тему, здесь становится основой разработки.
Причём значительная часть разработки отводится чередованию изложения этой темы то в до мажоре, то в си мажоре. От этого теряется ощущение направления, цели, зато почти появляется ощущение исчезновения гравитации тональной логики и вступления в действие логики модальной. В итоге Шуберту здесь удаётся достичь, пожалуй, столь же интенсивного психологического развития и разнообразия состояний, но другими средствами. Более того: он достигает здесь тех эффектов, которые не были бы достижимы «бетховенскими» средствами. Здесь нет конфликта между разными мотивами, которые сопоставлялись бы непосредственно, боролись бы друг с другом, вызывая эмоциональный отклик и играя роль, так сказать, лирического героя, если обратиться к терминам литературоведения. Здесь музыка создаёт не действия, а состояния, а конфликты не снимаются вовсе, но имеют место на большем временном масштабе: не почти одновременно, а по очереди, иногда даже на изрядном расстоянии во времени. Во-первых, это создаёт совершенно иное ощущение времени у Шуберта, когда оно ощущается на большем масштабе. Во-вторых, когда сопоставляются различающиеся тональности и фактуры, разнесенные во времени, это совсем иначе обращается к памяти слушателя: он вынужден вызывать в памяти отрезок музыки, который был, допустим, сорок секунд назад и после которого уже прозвучало ещё что-то, чтобы понять значение похожего, но отличающегося отрезка, звучащего сейчас. Разумеется, Шуберт не изобрёл этот подход, он был известен и прежде, но, когда он выходит на первый план и почти не затеняется развитием отдельных мотивов, он приобретает совсем другое значение. В итоге происходит, как мне кажется, следующее: музыка в этой разработке не действует непосредственно на слушателя, не вызывает в нём переживания так, как это делает, скажем, музыка Бетховена или Моцарта; но она, аналогично принципу электромагнитной индукции, вызывает внутри слушателя состояния, испытывание каковых состояний (в том числе за счёт взгляда на них на большом временнóм масштабе) оставляет результат в виде эмоционального опыта. Эта музыка переживается не как что-то, приходящее к слушателю извне и приносящее в него извне что-то инородное, усваиваемое потом как новый опыт. Она переживается как некая новая среда, новые условия, приглашающие слушателя совершить эмоциональное усилие, проживая, осваивая эту среду, и через это получить новый опыт. Мне кажется, в этом отношении Шуберт заглядывает вперёд как минимум к Дебюсси, а то и дальше. Карл Дальхаус, говоря об этой же сонате, хорошо сформулировал отличие подхода Шуберта:: сонатная форма у Шуберта не обращена к результату, к которому она стремится, а обращена в прошлое, откуда она идёт. То есть она постоянно вспоминает и этим длит мгновение.

Вторая часть сонаты – самая драматичная часть, превосходящая по-моему в этом отношении как всю прочую фортепианную музыку Шуберта, так и всю фортепианную музыку Бетховена. Сочетая песенный характер мелодии и маршевость аккомпанемента, она достигает удивительных вершин сосредоточенности переживания «долины слёз». Если всмотреться в тему, то можно увидеть, что она состоит из тех же «кирпичиков», что главная и побочная темы в первой части: октавные ходы в левой руке, нисходящая гамма в верхнем голосе и поступенно двигающиеся терции в средних голосах (здесь терции образуются между верхним голосом и басом). Интересно, что первые восемнадцать тактов этой части заняты изложением темы в фа диез миноре, а следующие восемнадцать звучат как утешающий ответ в ля мажоре, но при этом сама тема в обеих тональностях совершенно та же самая, хотя из-за абсолютно других гармоний этот факт остаётся решительно незаметным. Такова сила воздействия гармонизации мелодии.
Средний раздел части – сердце трагедии. Он написан как барочная органная хроматического склада фантазия, предельно свободная, максимально заострённая гармонически и интонационно, напоминая, например, речитатив «И завеса в Храме разодралась надвое» из «Страстей по Матфею» Баха.

Четвёртая часть сонаты – рондо-соната, основанная на той же мелодии, что вторая часть ля минорной сонаты D. 537. Но в более ранней сонате вторая часть звучит камерно и грациозно, в этой же сонате финал звучит исключительно оркестрово, масштабно, несёт в себе потенциал крупных контрастов и большой выразительности. Здесь, конечно, Шуберт достигает вершины в фактурном и полифоническом богатстве, сохраняя при этом ясность и чистоту звучания.
Интересно, что очень многие детали и конкретные решения в этой части – от формы до выбора фактуры – скопированы с финала 16-й сонаты соч. 31 №1 Бетховена. Причём этих деталей столько, что случайное подражание практически исключено. Может быть, Шуберт знал, что имено эту сонату Бетховен написал в этом же возрасте?
Но если Шуберт действительно следовал в каких-то отношениях образцу финала 16-й сонаты Бетховена, то это совершенно определённо не было главным или даже первым импульсом для написания этой части. Потому что Шуберт не мог бы подобрать тему из собственной сонаты одиннадцатилетней давности лишь для того, чтобы она подошла для схемы бетховенского финала. Видимо, всё же первоначально была вспомнена старая тема, а потому уже Шуберт нашёл, что она может служить основой рондо по образцу Бетховена.
Если немного углубиться в детали, то можно увидеть, что за видимостью заимствования темы из ля минорной сонаты 1817 года стоит практически совершенно другая музыка. Сравните их ноты:



Если в ля минорной сонате бас очень изящно лишь оттеняет мелодию и призван максимально ей не мешать, то здесь, в ля мажорной сонате линия баса совершенно другая: она движется более гибко и, внимание, практически повторяет линию средних голосов первых шести тактов первой части, «зерна» сонаты! То есть здесь, в финале мы в качестве темы имеем не мелодию из ля минорной сонаты, а сочетание мелодии из ля минорной сонаты, наложенной на общую основу всей сонаты. И это не просто любопытная безделушка, заложенная Шубертом для развлечения знатоков, а структурно важная вещь: вся огромная четвёртая часть сонаты строится на этом же материале, – не только главная тема, но и эпизоды. Собственно, в финале сходится наибольшее число нитей связей между разными темами и мотивами сонаты. Именно в финале все они объединяются бесконфликтно и органично, в единое лирическое целое. Это композиторская работа высочайшего уровня.
В бетховенском финале такого сильно интегрирующего действия нет. Более того, в коде всей сонаты, наполненной быстрым движением аналогично коде сонаты Бетховена, Шуберту удаётся коснуться всех основных тональностей всей сонаты, то есть в конспективном, сжатом виде он обозревает как бы всю сонату одним взглядом. Получается, что четвёртая часть становится практически без преувеличения замковым камнем всего этого огромного и феноменально проработанного сооружения.

Оканчивается соната цитатой-возвращением начальной темы первой части в исходном виде: приём, нередко использовавшийся Брукнером. Причём эта тематическая «арка» усложняется тем, что в конце первой части эта же тема тоже возвращается, но на pianissimo. Вот такие сближения разных мест в сонате на больших временных расстояниях сильнее прочего создают ощущение бесконечного пространства и огромного масштаба этой музыки.

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 177
Re: Сергей Кузнецов (р.1978, Москва), пианист
« Ответ #599 : Октябрь 22, 2017, 13:51:21 »
Дорогой Сергей! Мне кажется, что  Вы нас уже  достаточно перекормили предварительной  теоретической обильной информацией о Шуберте:) Можно  уже как-то послушать запись?