Автор Тема: Александр Петров - самарский композитор  (Прочитано 49461 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #50 : Август 04, 2011, 23:50:09 »
Дело ваше конечно, но бьюсь об заклад, пройдет несколько лет и Вы поймете что Ваши сочинения, хоть в них и виден талант, совершенно беспомощны по сравнению с тем уровнем, которого я надеюсь вы достигните.
Все-таки в них еще слишком много наивности и незрелости - это не в обиду Вам. Так и должно быть учитывая Ваш возраст и композиторский опыт

А вот меня как раз удивило, что вещи настолько не по возрасту зрелые, что невозможно поверить, что их создаёт совсем молодой человек. Когда я услышал одну из частей Симфонии, у меня было именно такое впечатление. Никакой "наивности" я вообще не заметил - как раз всё очень серьёзно, что опять-таки удивительно ввиду возраста.
Что касается того, что уровень может быть достигнут ещё более высокий, то с этим я вполне согласен ! :)
А по поводу юного возраста можно лишь припомнить знаменитое изречение: молодость - это такой недостаток, который очень быстро проходит ! :)) К критике тоже надо относиться спокойно, тем более, к столичной: главное, чтобы была уверенность в правильности выбранного пути.
Так что я желаю Александру подольше оставаться молодым, сохраняя творческую открытость и непосредственность, потому что состариться всегда можно успеть ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #51 : Август 05, 2011, 00:02:36 »
Gleb, а в какой консерватории Вы обучаетесь? И на каком отделении, если это не секрет?
я мог бы поспорить с Вами насчёт того, что крупные формы состоят из малых, ибо сама драматургия этих форм различна. Миниатюра, чаще всего, отражает какую-то одну мысль или настроение, хотя при этом может быть большое развитие этой мысли, а также возможны вкрапления контрастных образов. Но крупная форма отличается тем, что в ней развитие образов достигает куда больших масштабов, нежели в камерных жанрах, особенно это видно в симфонической музыке. Сами произведения крупного жанра чаще всего являются мировоззренческо-философскими, в то время как миниатюры далеко не всегда могут отражать полноту духовного мира композитора.

Так что я желаю Александру подольше оставаться молодым, сохраняя творческую открытость и непосредственность, потому что состариться всегда можно успеть ! :)

Большое Вам спасибо! Вы говорите золотые слова! :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #52 : Август 05, 2011, 12:11:13 »
я мог бы поспорить насчёт того, что крупные формы состоят из малых, ибо сама драматургия этих форм различна

Александр, вы не перестаёте удивлять глубиной понимания ! Честно сказать, я не могу припомнить, чтобы в вашем возрасте я задумывался над такими вещами ! :)) А вы рассуждаете о диалектике выстраивания формы с таким пониманием дела, как будто решили для себя эту проблему в какой-то предыдущей жизни ! :) Это весьма необычно, так скажем.
Безусловно, крупные формы вовсе не состоят из мелких примерно по той же причине, по какой большая башня не состоит из маленьких башенок, а большой дом не состоит из маленьких домиков ! :) Хотя маленький домик и большой дом могут в какой-то части быть выстроены из одних и тех же материалов, но общеизвестно, что большие здания проектируются и рассчитываются принципиально по-другому, и несущие конструкции, скрепляющие и уравновешивающие целое, у них абсолютно другие.
Эта аналогия уместна лишь отчасти, но в главном она верна: любая большая форма задумывается сразу как целое, и она не может состоять из маленьких формочек.
То, о чём говорит Глеб, это есть отголоски теорий прошлого, в т.ч. асафьевского редукционизма. Как известно, Асафьев утверждал, что любая музыкальная форма определяется и прорастает из простейшей музыкальной интонации; великий исследователь посвятил этой idee fixe свою знаменитую (и в целом исторически необычайно ценную) книгу, но так и не убедил никого.
Сегодня абсолютно ясно, что музыкальная форма является в подавляющей степени внеположной по отношению к музыкальному материалу, а интонация и последовательность интонаций способны определять строение лишь низовых музыкальных звеньев - тематических эмбрионов, фраз, мелодий, в лучшем случае более-менее развитых предложений - но никак не формы в целом. В частности, можно вообразить, что из последовательности интонаций, сложившихся в музыкальную тему, можно "вырастить", допустим, фугу или другое полифоническое произведение, которое порождается из этого материала по заранее известным и при этом довольно строгим правилам. Но уже тут имеется загвоздка для такого редукционизма: дело в том, что правило не единственное и между строгими правилами тоже можно выбирать, руководствуясь собственным вкусом, так что и в этом случае нет абсолютной строгости выведения результата из интонационных предпосылок. Что уж говорить о том безумном предположении, что из интонации якобы способна вырасти сонатная форма ! И что у Бетховена или, допустим, у Скрябина, сонатная форма "вырастала" якобы исключительно из свойств материала, а не была заранее принята к работе как внеположная по отношению к рождающейся музыке уже выработанная к тому времени схема !
Материал оказывает давление на форму "снизу", в то время как форма оказывает давление на материал "сверху", и самое интересное тут заключается в том, где, на каком уровне музыкальной иерархии осуществить эту смычку направленных друг на друга тенденций - спонтанно растущего музыкального материала (поставляемого первородным композиторским даром), и формующей его интеллектуальной абстракции (принятой автором к практической реализации). Причём, нужно учесть, что чаще всего обе эти стороны композиторского творчества реализуются одновременно в живом взаимодействии, влияя друг на друга, а иногда и борясь друг с другом, что, собственно, и называется "муками творчества" ! :))
Короче говоря, я тоже решительно против редукционистских схем, по которым большая форма якобы выращивается снизу и состоит из маленьких формочек - это не так ! Ощущение формы дано человеку безо всякой связи с конкретным искусством или даже с любым конкретным видом деятельности, и оно никак не зависит от умения шлифовать мелочи нижних иерархических уровней - мелочи, свойственные, как правило, миниатюрам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #53 : Август 05, 2011, 14:04:29 »
О Боже, что я слышу! Уважаемый Предолгов, Вы совершенно не правы! Как Вы можете такое утверждать! Мне совершенно непонятно.
Достаточно охватить курс музыкальной формы, а еще лучше проанализировать сотню-другую произведений классиков, чтобы удостовериться что сложные формы (в т.ч. сонатное аллегро, 3-хчастная сложная и т.д.) состоят из простых - периодов, простых 2-хчастных и 3-хчастных форм. Так ГП 6-й симфонии Чайковского написана в железной простой 3-хчастной форме и т.п. С этим спорить невозможно, т.к. факты -вещь упрямая. Примеров куча - а точнее вся классическая музыка. Вы меня удивляете своим непрофессианализмом.
И совершенно прав был Асафьев, когда утверждал, что форма вырастает из интонации! Если глубже покопаться и посмотреть хотя бы инвенции Баха (с них лучше всего начинать) то становиться очевидным именно этот факт - какое зерно, такого и растение. И именно тема задает ход развития дальнейшего музыкального материала.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #54 : Август 05, 2011, 14:06:29 »
Вот как раз эта мысль, будто музыкальная форма внеположна к музыкальному материалу (совершенно бредовая и откровенно дилетантская) приводит многих композиторов к совершенной неубедительности своей музыки, неорганичности. А потом еще удивляются - почему это мы не можем сочинить как Бетховен или Брамс?

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #55 : Август 05, 2011, 14:09:52 »
В своей мысли я еще раз убедился на своей опыте - когда я сочинял медленную часть сонаты, то опирался в плане формы на одно из произведений Дебюсси. Но уже подойдя к середине я понял, что мой материал требует совершенно другого способа развития и соответственно другой формы. Так что пришлось плюнуть и сочинять по-своему.

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #56 : Август 05, 2011, 14:22:23 »
Gleb, я так понимаю, что Вы тоже композитор? Вы так и не ответили на мой вопрос про консерваторию.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #57 : Август 05, 2011, 14:25:14 »
Да, уважаемый Александр, я тоже сочиняю в меру своих способностей, учусь в Москве на композиторском факультете.

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #58 : Август 05, 2011, 14:33:46 »
Спасибо за ответ, Gleb. Теперь хоть буду иметь представление, с кем говорю. :) У какого профессора занимаетесь композицией?

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #59 : Август 05, 2011, 14:39:19 »
Как Вы лихо переводите тему, Александр ) Я учусь у профессора Баташова. Можете в википедии про него найти информацию, если Вам угодно.
Мне было бы интереснее пообщаться с вами о музыкальных формах, если Вы конечно не против

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #60 : Август 05, 2011, 14:49:39 »
Пожалуйста-пожалуйста! :) Мне это самому интересно, как теоретику.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #61 : Август 05, 2011, 15:01:54 »
Достаточно охватить курс музыкальной формы, а еще лучше проанализировать сотню-другую произведений классиков, чтобы удостовериться что сложные формы состоят из простых  Примеров куча

:)) Но все эти примеры как раз в мою пользу: сложные формы не "составляются" из простых, а включают их в себя, а это не одно и то же ! А из ваших слов о том, что большие формы состоят из малых, следует, что для получения сложной формы её нужно собрать, как из конструктора, из более простых форм, сочиняемых независимо друг от друга и чередуемых чисто механически, и что достаточно научиться сочинять первичные ячейки, как автоматически научишься сочинять и включающую их в себя большую форму.
Это принципиально неверно, ибо любой компонент формы испытывает давление внешних факторов, как и эти факторы в свою очередь испытывают деформацию под воздействием наполняющего их материала. Это и есть диалектика взаимодействия и взаимовлияния формы и содержания.
Про Асафьева я даже не буду спорить ! :) Покажите мне хотя бы одно большое произведение, которое можно было бы пересочинить в отсутствие автора, не зная о проделанной им работе, из тех же самых элементов в том же самом виде. К примеру, имея темы 10-й симфонии Малера, мы могли бы с помощью редукции "сочинить" его симфонию, оставшуюся незаконченной ввиду смерти автора. На мой взгляд, утверждать такое просто нелепо. Редукционизм невозможен, т.е. из интонаций и даже из тематизма форма целого никак не выводится. Или, к примеру, возьмите главную тему "Искусства фуги" Баха - не хотите же вы сказать, что, зная эту тему, мы и без Баха могли бы сочинить "Искусство фуги", оставшееся незаконченным опять же ввиду смерти автора ? Почему же в таком случае провалились все попытки его досочинить ? :)
Музыкальная форма - это не кристалл, который может вырасти сколь угодно большим из сколько угодно маленького кристаллика, ибо структура кристалла однородна для малого и большого размера и определяется пространственными свойствами молекул (аналога интонации в музыке - по Асафьеву), а структура малых и больших музыкальных форм отличается принципиально и порождается разными способами мышления автора, а не конкретикой материала. Чем больше форма, тем меньше в её структуре от наполняющей её музыки. Хороший пример - опера ! Один и тот же сюжет может быть реализован тысячами способов с помощью тысяч музыкальных стилей, и никогда он не будет получен из музыки, потому что существовал изначально отдельно от неё. Вот так и большая музыкальная форма тоже.
К примеру, форма 9-й симфонии Бетховена или "Прометея" Скрябина ну никоим образом не следует из наполняющего их музыкального материала.
Помните, как у Пушкина ?

"И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут"

"Навстречу", понимаете ?? Великий художник слова и не менее великий мастер художественной формы знал, что он говорил ! :) Это то, о чём говорю и я применительно к музыке: факторы, идущие от мыслей, т.е. от формообразующих интеллектуальных абстраций, взаимодействуют с факторами, идущими от конкретики языка, от рифмы.
А вы, кажется, готовы вывести "Евгения Онегина" из структуры "онегинской" строфы ? Это же утопия.

У Александра в его крупных сочинениях я вижу прежде всего размах мысли, размах формы, свободу рождения заполняющего предоставленную нишу музыкального материала - здесь такой простор, что материал может родиться самый разный, а форма уже изначально крупная, и ни из каких мелких ячеек она не составляется, ибо существует изначально и помимо них, хотя, конечно, надо же это пространство формы чем-то заполнять, не так ли ? :)
Тут уж может помочь лишь фантазия автора, его первородный композиторский дар. Форму же можно уточнять и совершенствовать по мере рождения материала - это вполне естественно, и вся история классической музыки наполнена такими примерами.
« Последнее редактирование: Август 05, 2011, 15:16:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #62 : Август 05, 2011, 15:03:36 »
Пожалуйста-пожалуйста! :) Мне это самому интересно, как теоретику.

А я, с вашего позволения, уже высказавшись, чтобы не мешать, постою в сторонке и почитаю ваши диалоги ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #63 : Август 05, 2011, 15:43:09 »
<<Но все эти примеры как раз в мою пользу: сложные формы не "составляются" из простых, а включают их в себя, а это не одно и то же ! А из ваших слов о том, что большие формы состоят из малых, следует, что для получения сложной формы её нужно собрать, как из конструктора, из более простых форм, сочиняемых независимо друг от друга и чередуемых чисто механически, и что достаточно научиться сочинять первичные ячейки, как автоматически научишься сочинять и включающую их в себя большую форму.>>

Вы меня не совсем правильно поняли. Действительно, в некоторых случаях бывает и такое, что сложные формы ,,складываются,, из простых .
К примеру большинство сложных 3-частных с трио у классиков. Там музыка, написанная в законченной простой 3-хчастной форме логично заканчивается, после чего начинается ДРУГАЯ музыка, написанная в такой же законченной простой 2-хчастной форме, после чего следует дубовое повторение первой музыки Da capo.

А есть напротив примеры - как сонатное аллегро и Апассионате или 5-й симфонии Бетховена, где абсолютно вся музыкальная ткань вырастает из одного единственного мотива судьбы. Там нет ни одной лишней ноты, никакого чужеродного материала.
Даже у Листа материал всей экспозиции (а значит и всей сонаты) определяют интонации заложенные в ГП.

Бывает что вся форма определяется самой темой - как например в инвенциях Баха ре мажор, ре минор, ми-минор и т.д.

Вы поймите, что какое зерно посадишь, такое дерево из него и вырастет. Если выращивать зерно яблони как грушу, то груши не получится - получится уродливая яблоня.

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #64 : Февраль 15, 2012, 00:36:33 »
Приветствую вас, уважаемые посетители форума!
Представляю вашему вниманию записи моих новых сочинений, которые были исполнены на прошедшем 12 февраля межрегиональном конкурсе композиторов "Музыкальная юность губернии" в Самаре.
"Юноша у ручья", Песня на стихи Ф. Шиллера (перевод К. Фофанова) - http://www.youtube.com/watch?v=LvqnDJ6xoKE&context=C3f78e34ADOEgsToPDskLZYn_-Dq8CWwfOc0b24OfX
Элегия "Признательность Брамсу" для скрипки и фортепиано - http://www.youtube.com/watch?v=j7tFLdD0gkc&context=C36bfe3eADOEgsToPDskIWvObe7CM3m5DKjLxEyknK
Аллилуиарий из литургии св. Иоанна Златоуста для смешанного хора - http://www.youtube.com/watch?v=e2L25crk4ho&context=C31ca219ADOEgsToPDskLcy8IBt-sx6e-3X5YIjwrW

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #65 : Февраль 15, 2012, 08:09:15 »
Приветствую вас, уважаемые посетители форума!
Представляю вашему вниманию записи моих новых сочинений, которые были исполнены на прошедшем 12 февраля межрегиональном конкурсе композиторов "Музыкальная юность губернии" в Самаре.
"Юноша у ручья", Песня на стихи Ф. Шиллера (перевод К. Фофанова) - http://www.youtube.com/watch?v=LvqnDJ6xoKE&context=C3f78e34ADOEgsToPDskLZYn_-Dq8CWwfOc0b24OfX
Элегия "Признательность Брамсу" для скрипки и фортепиано - http://www.youtube.com/watch?v=j7tFLdD0gkc&context=C36bfe3eADOEgsToPDskIWvObe7CM3m5DKjLxEyknK
Аллилуиарий из литургии св. Иоанна Златоуста для смешанного хора - http://www.youtube.com/watch?v=e2L25crk4ho&context=C31ca219ADOEgsToPDskLcy8IBt-sx6e-3X5YIjwrW

Все сочинения выразительные и яркие по стилю. Впечатление производит. Вообще, у Вас в музыке стиль уже чувствуется и гл. обр. в особенностях гармонии. Что касается песни "Юноша у Ручья", то там что-то не то с партией голоса, Вы не находите ? Тяжело звучит партия голоса. М.б. переделать для сопрано или тенора ?
« Последнее редактирование: Февраль 15, 2012, 12:56:12 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #66 : Февраль 15, 2012, 20:27:58 »
Превосходная музыка, получил истинное наслаждение от прослушивания этих чудесных произведений. Особенно мне понравилась Элегия "Признательность Брамсу". Очень выразительное, яркое произведение и по мелодики и по гармоническому языку. Исполнение тоже очень хорошее.
Мне вот правда тоже показалось, что партия голоса в песни звучит тяжело.
Так держать и продолжай в том же духе! Надеюсь, что ты нас и впредь будешь радовать своей прекрасной музыкой!

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #67 : Февраль 15, 2012, 21:06:00 »
Спасибо вам за поддержку! :)
Насчёт голоса: я, когда писал это сочинение, расчитывал немножко на другой голос - лирический баритон, а у моего исполнителя бас-баритон, поэтому и звучит тяжёловато. Наверно, здесь ещё нужна немного другая манера исполнения: меньше "вокала" и больше простоты и повествовательности, хотя я считаю, что исполнитель - Дмитрий Сафронов - справился со своей задачей неплохо.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #68 : Февраль 15, 2012, 22:06:43 »
Насчёт голоса: я, когда писал это сочинение, расчитывал немножко на другой голос - лирический баритон, а у моего исполнителя бас-баритон, поэтому и звучит тяжёловато. Наверно, здесь ещё нужна немного другая манера исполнения: меньше "вокала" и больше простоты и повествовательности, хотя я считаю, что исполнитель - Дмитрий Сафронов - справился со своей задачей неплохо.

Вот и я подумал, что здесь другой характер исполнения нужен.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #69 : Февраль 18, 2012, 00:46:29 »
Представляю вашему вниманию ещё одну версию исполнения песни и элегии - с концерта в Самарском музыкальном училище им. Д.Г. Шаталова 16 февраля:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=YzlyptcitmE
http://www.youtube.com/watch?v=1p2nKXsDQm4

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #70 : Март 14, 2012, 03:37:41 »
Ух, какой парень!!! Да не оскудеет земля русская!!!! Еле осилив 5 страниц текста - скажу лишь одно- получил огромный прилив сил и эмоций, что есть-таки добрые патриоты нашего великого Отечества!!!

К сожалению, из-за своего лимитного и медленного интернета- не могу послушать музыку Александра, но я полностью доверяю Антаресу, у нас с ним- близкие вкусовые пристрастия!

Как же хорошо засыпать с мыслью, что имеются добрые русины, на противовес всяким там извращенцам-какафонистам...(что в прочем- одно и тоже) . Александр, так держать!!!
« Последнее редактирование: Март 14, 2012, 08:18:12 от Админ »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #71 : Март 15, 2012, 16:42:17 »
А какие страсти бушевали ! И все чудесным образом прошло мимо меня :)))

Безусловно, крупные формы вовсе не состоят из мелких примерно по той же причине, по какой большая башня не состоит из маленьких башенок, а большой дом не состоит из маленьких домиков !

Большой дом все-таки состоит из маленьких домиков - это комнаты имеющие завершенную конкретную структуру :)

О Боже, что я слышу!...

:)))

Вы слышите мнение большого поклонника академического музыкального искусства.

Достаточно охватить курс музыкальной формы, а еще лучше проанализировать сотню-другую произведений классиков, чтобы удостовериться что сложные формы (в т.ч. сонатное аллегро, 3-хчастная сложная и т.д.) состоят из простых - периодов, простых 2-хчастных и 3-хчастных форм.

Но все эти примеры как раз в мою пользу: сложные формы не "составляются" из простых, а включают их в себя, а это не одно и то же ! А из ваших слов о том, что большие формы состоят из малых, следует, что для получения сложной формы её нужно собрать, как из конструктора, из более простых форм, сочиняемых независимо друг от друга и чередуемых чисто механически, и что достаточно научиться сочинять первичные ячейки, как автоматически научишься сочинять и включающую их в себя большую форму.

Predlogoff ! А насколько вообще важно понимание музыкальной технологии для слушателя ? На мой взгляд, для слушателя это вопрос второстепенный – в лучшем случае, а в худшем – такой вопрос не стоит :) Публике нужен музыкальный шедевр, а вопрос технологии в компетенции композиторов и музыковедов.

Крупная форма (а если точнее, то сложная форма, как Вы верно выразились) она состоит из простых форм или включает в себя простые формы – принципиальной ошибки в этом лично я не вижу. Но факт в том, что строительным материалом сложной или крупной формы являются именно малые формы. Ну а как по другому ? Глеб дал исчерпывающий ответ ! Я добавлю только то, что сложные формы имеют более полное научное название – они называются сложными составными формами. Составные только по тому, что состоят из малый форм. И все же состоят :) !

Да, при желании сложную форму можно без особого труда составить из малых (или простых) форм, как конструктор – именно этим и занимаются те авторы, которые не обладают внутренним слухом т.е. изначально не слышат, не охватывают целое – конечный результат своего сочинения, который еще не зафиксирован на нотном листе.  

Но Вы правы в том, что даже, несмотря на то, что различные крупные формы состоят из малых, они имеют конкретный принцип построения. Ведь форма в т.ч. крупная – она не возникает сама собой, а именно выстраивается по определенным принципам.

А из ваших слов о том, что большие формы состоят из малых, следует, что для получения сложной формы её нужно собрать, как из конструктора, из более простых форм, сочиняемых независимо друг от друга и чередуемых чисто механически, и что достаточно научиться сочинять первичные ячейки, как автоматически научишься сочинять и включающую их в себя большую форму.

Но малая форма – это далеко не первичная ячейка :) Первичной ячейкой скорее является интонация.

Малые формы – это законченные построения и история музыки знает огромное количество произведений шедеврального уровня написанных в малых формах. Да хотя бы прелюдии Шопена. Кстати, в прелюдиях Шопена Вы даже можете увидеть законченные художественные произведения написанные всего лишь в форме периода :)

Процесс освоения музыкальной формы – это процесс последовательный. Сначала изучаются малые формы, но уже потом сложные составные формы. Но без знаний дающих представления о построении малых форм, невозможно грамотно выстроить сложную форму – здесь нужно знать принципы возможных тональных планов той или иной формы  музыке венских классицистов, возможности предоставленные 19 и 20 веками, исключения из правил, связи жанров и форм, знания в области тематического ресурса. А потом уже встает вопрос о художественном замысле: что будет выражать сложная форма ? Сложная форма не будет выглядеть естественно, если ее разделы всего лишь контрастируют образами – здесь нужна диалектика развития и конечный результат.
« Последнее редактирование: Март 15, 2012, 17:25:59 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Alexandrpetrov

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Приветствую вас, уважаемые посетители форума!
Представляю вашему вниманию моё новое сочинение - "Весеннюю музыку" для симфонического оркестра:
http://www.youtube.com/watch?v=tj06aaESdYg
Извиняюсь за качество исполнения -некоторую несыгранность оркестра.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #73 : Июнь 23, 2012, 17:36:57 »
Приветствую вас, уважаемые посетители форума!
Представляю вашему вниманию моё новое сочинение - "Весеннюю музыку" для симфонического оркестра:
http://www.youtube.com/watch?v=tj06aaESdYg
Извиняюсь за качество исполнения -некоторую несыгранность оркестра.

Это я прошу прощение, что упустил Ваше сообщение из виду и если бы мне не прислали ссылку, то я бы так и не заметил. Саша, учитесь у специалистов по звукотворчеству: музыку не создают, зато самопрезентуются с размахом :))

В целом, Ваше сочинение  очень понравилось. Музыка ярко образная, художественная. Вы сделали гигантский шаг в плане стилевого развития ! Особенно выделяется 1-й раздел формы празднично-торжественного колорита.

При этом, есть моменты в сочинении, которые не очень понравились и о них скажу отдельно. И так, по порядку.
1. Есть проблемы с развитием материала - типичная черта мелодистов. На мой взгляд, слишком рано оборвали музыку 1-го раздела. Хорошо бы добавить деревянную коробку и кастаньеты, а также более активно использовать малый барабан. Неоправданно мало звучит 1-й раздел.

2. 2-й раздел, на мой взгляд, наиболее проблемный. Проблема в отсутствии тембральной красочности. Если музыка медленная, то это надо компенсировать ярким мелодико-гармоническим материалом и/или разнообразными тембральными красками, динамизацией. Музыка 2-го раздела сказочного характера и ее следовало бы выделить тембрально. Ведь есть в оркестре арфа ! Надо 2 арфы и широко их задействовать в этом разделе - арфовые гармонические переливы придадут некоторый масштаб и лишь дополнительно обогатят музыку 2-го раздела, а также можно было бы использовать челесту. Хотелось бы динамизации материала 2-го раздела. А так, неоправданно прозрачно и длинно. Вот маленький "вальсовый" эпизод звучит колоритно в тембральном плане и, опять же, мало звучит. Но откуда взялся вальс ? Что оправдывает его кратковременное появление ?

3. Нужна кода. И здесь торжество природы должно слиться с "хрустальной" красочностью 2-го раздела выражая бурление жизни - художественная логика именно этого требует. Прямолинейные контрасты разделов выглядят слишком тривиально.

Музыка целого несколько пестровата. На мой взгляд, надо было бы развивать материал 1-го раздела и 2-й контрастирующий раздел не нужен, а если и нужен, то он должен выделяться тембральной красочностью, постепенной динамизацией материала и более развитой линией подголосков.

В целом, музыка понравилась и в стилевом плане звучит очень оригинально. Это уровень !
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Петров - самарский композитор
« Ответ #74 : Июнь 23, 2012, 22:56:57 »
Да, к тому же это не просто уровень, а это настоящая русская музыка ! Это даже не объяснишь одним лишь увлечением Александра музыкой лучших русских композиторов XIX-XX веков - просто эрудицией такого уровня понимания не достигнуть ! Здесь ощущается мощная интуиция наряду с неожиданной яркостью проявления мелодического дара.
Поразительно, что в начале XXI века живёт столь молодой композитор, который может сочинять в русском стиле. В таком даре ощущается нечто родственное моцартовскому по духу: никакого надрыва в изложении, никакого выморочного изобретательства; материал следует раздел за разделом столь естественно, что это кажется неправдоподобным - как будто открывают какой-то волшебный вентиль и оттуда бесконечным потоком льётся музыка. Так было у Моцарта !
Удивительно.
Дирижёр Клементьев после этой премьеры сказал кое-что любопытное - и это попало в самый конец записи: что Александр не просто сочиняет, но ещё и своеобразно оркеструет, ощущает колорит и тембровую красоту оркестра. В заключение Клементьев сказал, что в ближайшие 10 лет Александр выйдет на Всероссийский уровень известности - собственно, это означает мировой уровень, потому что подобная музыка не останется без внимания за рубежом именно в силу её ярчайшей национальной определённости, откровенной русскости.
Я поздравляю Александра с удачной премьерой и отмечаю вполне очевидный профессиональный рост.
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2012, 15:26:56 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица