Автор Тема: "Ресторанная" классика: Скрябин, Шопен, Капустин, Бах и Гендель для ресторана  (Прочитано 4770 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Любопытная тема возникла в моей закулисной переписке ! В разговоре о Капустине прозвучала забавная мысль, что многие слушатели и даже профессиональные музыканты считают его музыку "ресторанной" ! :)) Я хохотал, узнав об этом мнении, но потом подумал, что в этом высказывании заключено зерно интересной темы.
Ведь если Капустин, сочиняющий в рамках джазовой стилистики, но с использованием классических форм, может быть кем-то воспринят как "ресторанный", но почему бы в таком же качестве не воспринять, допустим, Скрябина или Шопена ?

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Т.е. нечто не особо "серьёзно-вдумчивое", нечто внешнее.
Кстати, а как же "кофейная кантата", "музыка на воде", «музыка королевского фейерверка» и т.п. ? А ранняя опера – разве это не "ресторан" ? :)) Я утрирую, конечно, но всё же ?
Я уже не говорю о самом, собственно, джазе, когда ранние фонограммы гениального О.Питерсона сопровождает громкий звон ножей и вилок, ибо великий пианист-импровизатор играл в ресторанной обстановке и был для этой публики своего рода "закуской" ? :) А музыкальные импрессионисты – Дебюсси, Равель, с их "образами" – разве это не "ресторан" ? Или, быть может, "салон" – разве не так ?
Многое у Скрябина, как мне кажется, невозможно понять вне обстановки светского "ресторанно-салонного" гедонизма – на это любопытное обстоятельство обращал внимание ещё Сабанеев. Забавно, что партитуру "Прометея" Скрябин расписал Сабанееву в цвете, когда они сидели в московском ресторане "Прага" ! :))
В общем, в этом что-то есть: "ресторанная" музыка, музыка светского салона и т.п. Наверное, подобную характеристику некой части классической музыки нельзя считать отрицательной: вероятно, её можно понимать как художественную особенность или даже как намёк на обстановку, в которой необходимо воспринимать то или иное произведение ? Почему бы и нет ?
Кто что думает по этому поводу ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 438
Капустин ведь и играл в ресторане какое-то время с бандой. Но для меня странно, когда кроме "ресторана" в его музыке больше ничего не видят.
« Последнее редактирование: Июль 01, 2010, 01:11:07 от Muusika »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Капустин ведь и играл в ресторане какое-то время с бандой. Но для меня странно, когда кроме "ресторана" в его музыке больше ничего не видят.

По аналогии вспоминается, что Шостакович был тапёром, т.е. играл хотя и не в ресторане, а в немом кинотеатре - и это, кстати, отразилось в его творчестве, но больше в ироническом ключе ! :)
Я хотел сказать о том, что обстановка такой вот ресторанной "расслабленности" свойственна многим произведениям классической музыки и что это нельзя считать "недостатком", а лишь особенностью образной сферы того или иного произведения. Такие "томные" настроения весьма свойственны музыке Скрябина, как и гармонические изыски в духе "джаза", встречающиеся в среднем периоде его творчества. Отмечалось, кстати, что джазовая сфера многое почерпнула из его гармонических открытий и во многом ему обязана (как и французским муз.импрессионистам, как и испанцам начала 20-го века).
"Ресторанные" настроения весьма свойственны многим произведениям Дебюсси и Альбениса - я даже очень хорошо представляю, что многие их вещи необходимо слушать сидя в кресле с бокалом хорошего вина ! :) Кстати, Скрябин перед своим выступлением в концерте в качестве пианиста любил хлопнуть бокальчик шампанского ! :)) Присутствие чего-то похожего я порой ощущаю также в музыке Шопена: что-то от "светского раута".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Как-то, в проклятые 90-е был на конференции, посвященной Российской экономике. В каком-то пафосном отеле. Так вот во время обеда там играли Шопена,  на фоне фонтанчика. Замечательное настроение посетило и откушал с большим аппетитом.   ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В каком-то пафосном отеле во время обеда играли Шопена,  на фоне фонтанчика. Замечательное настроение посетило и откушал с большим аппетитом.   ;)

Согласитесь, что в целом ряде произведений Шопена присутствует нечто объективно подталкивающее именно к такому способу использования его музыки ? :)

Естественно, речь не идёт о той части его творчества, которая полна боли и надрыва или, напротив, экстатической радости, но в значительной части его произведений присутствует какая-то светская необязательность, расслабленная томность, иногда – эффектная "бриллиантность", располагающая к восприятию его творений в русле обеспечения некой нейтральной приятности, отнюдь не сопровождаемой особо глубокими слушательскими думами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица