Автор Тема: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)  (Прочитано 19134 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга М.П. Боткина, в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского.

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

 Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П.И. Чайковского, она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик В.В. Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Глазунов, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов

Информация взята с сайта: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/borodin/borodin.html
« Последнее редактирование: Октябрь 03, 2010, 19:14:42 от Predlogoff »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #1 : Июль 23, 2010, 22:44:39 »
Александр Порфирьевич Бородин является одним из моих самых любимейших композиторов, который оставил заметный след в музыкальной культуре нашей страны. Могучая кучка не была бы могучей если бы в ней не было Бородина и Мусоргкого.
Я предлогаю обсудить музыкальное творчество этого композитора. Начать можем с его романсов ;) Их не так много и все записи имеются в свободном доступе, как и ноты.
С огромный удовольствием обсужу все, что касается этого великого человека

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #2 : Июль 24, 2010, 02:15:30 »
Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина

Кстати, вот тоже происхожденьице, да ? :)
И знаете, мне приятнее выводить гений Бородина по линии мещанки, нежели по линии высокородного грузинского вырожденца. Я не верю, что такие роды могут дать что-то ценное в генетическом плане. То же самое относится и к нашему выродившемуся дореволюционному дворянству: все эти кичливые роды задыхались без свежей крови.
« Последнее редактирование: Июль 24, 2010, 02:25:59 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #3 : Июль 24, 2010, 08:25:58 »
И кстати, когда Бородин родился его отцу было 62 года.
Мне тоже, как и вам приятнее выводить его из рода мещан. В те времена было очень много талантливых крестьянских ребят. Почти в каждой семье очень хорошо пели, многие писали стихи. Но выбиться они не могли. Происхождение не то. Вы скажете: "А как же Шаляпин?"
Это исключение нежели правило.
Комозитор - это человек, отражающий свои внутренние переживания. Я уверен, что у простого человека этих переживаний не много побольше ;)
Но может все таки вернемся к музыкальному творчеству Бородина? ;) Или обсудим его химические заслуги? ;) Правда я химию плохо знаю ;D

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #4 : Август 24, 2010, 23:36:14 »
Американский писатель и поэт Чарльз Буковски написал замечательное прозаическое стихотворение, которое называется Жизнь Бородина. Выкладываю оригинал и перевод.

the life of borodin

the next time you listen to Borodin
remember he was just a chemist
who wrote music to relax;
his house was jammed with people:
students, artists, drunkards, bums,
and he never knew how to say: no.
the next time you listen to Borodin
remember his wife used his compositions
to line the cat boxes with
or to cover jars of sour milk;
she had asthma and insomnia
and fed him soft-boiled eggs
and when he wanted to cover his head
to shut out the sounds of the house
she only allowed him to use the sheet;
besides there was usually somebody
in his bed
(they slept separately when they slept
at all)
and since all the chairs
were usually taken
he often slept on the stairway
wrapped in an old shawl;
she told him when to cut his nails,
not to sing or whistle
or put too much lemon in his tea
or press it with a spoon;
Symphony j2, in B Minor
Prince Igor
On the Steppes of Central Asia
he could sleep only by putting a piece
of dark cloth over his eyes;
in 1887 he attended a dance
at the Medical Academy
dressed in a merrymaking national costume;
at last he seemed exceptionally gay
and when he fell to the floor,
they thought he was clowning.
the next time you listen to Borodin,
            remember.

 

жизнь Бородина

следующий раз, слушая Бородина,
помни, что он был простым аптекарем,
писавшим музыку, чтобы расслабиться
его дом был набит битком людьми:
студентами, художниками, пьяницами, BLUMS,
и он никогда не умел сказать «нет»

следующий раз, слушая Бородина,
помни, что его жена использовала его ноты,
чтобы подкладывать их в кошачий ящик
или упаковывая в них банки с кислым молоком;
у неё была астма и бессонница
и она кормила его варёными яйцами
и когда он хотел завязать свою голову,
чтобы приглушить звуки в доме,
она позволяла использовать ему только простыню;
кроме того, обычно в его постели
кто-то был
(они спали раздельно, когда
спали вообще)
и так как все стулья
были обычно взяты,
он часто спал на лестнице,
закутавшись в старую шаль,
она говорила ему, подстригая его ногти,
чтобы он не пел и не насвистывал,
не клал слишком много лимона в чай
и не выжимал его в чашку,
Симфония # 2, си мажор
Князь Игорь
в степях Центральной Азии
он мог спать, только положив кусочек
тёмной ткани поверх глаз;
в 1887 году он посетил танцы
в Медицинской Академии
одетым в потешный национальный костюм;
в конце концов, он казался необычайно ярким
и когда он упал на пол,
они подумали, что это шутка.
следующий раз, слушая Бородина,
помни...

Перевод А. Караковского

Как вам данные строки? Ведь это действительно биографические факты. И что интересно, эти строки написал американец, а не русский человек.

Оффлайн хелена

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 110
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #5 : Октябрь 19, 2010, 18:12:27 »
Да уж,жизнь у А. Бородина была совсем нелёгкой,даже наоборот,тяжёлой. На оперное творчество совсем не оставалось времени: его занимала химия,а также заботы о больной жене и многое другое... Неудивительно,что свою единственну оперу "Князь Игорь" он писал в течение 18 лет и так и не закончил. Ему многие говорили,мол,надо завязывать с сочинением музыки,и он даже прервал сочинение "Князя Игоря",так как понимал,что всё равно не может написать всё полностью,но потом взялся и всё же почти написал. А теперь благодаря ему,а также труду его друзей,мы имеем таую замечательную оперу-"Князь Игорь"...

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #6 : Октябрь 19, 2010, 22:05:07 »
Хочу сказать, что не только Бородин занимался музыкой параллельно с другой областью деятельности. Например, Цезарь Кюи был военным инженером и преподавал фортификацию. А Римский - Корсаков в начале карьеры был военным.
Жизнь была не простая, но Бородин оставил после себя гениальную музыку. Ее пусть и мало, но вся она прекрасна. И я не представляю русскую музыку без Бородина.
 

Оффлайн хелена

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 110
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #7 : Октябрь 20, 2010, 09:16:50 »
Действительно, трудно представить руссую оперу без "Князя Игоря". А ведь Бородин писал ещё и сюиты,если я не ошибаюсь.

Оффлайн mary-129

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #8 : Март 10, 2011, 16:45:33 »
Дорогие любители классической музыки, прошу вашей помощи. В 90-годах мне довелось слушать "Князя Игоря" в Большом театре. В этой постановке "Половецкие пляски" исполнялись в последнем акте. К сожалению, не могу вспомнить, как это объяснялось в программке. Почему из второго акта "Половецкие пляски" были сдвинуты в финал? Чья это была постановка?
- не Б.Покровского ли? Как это объяснялось в либретто?

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #9 : Март 12, 2011, 01:29:01 »
Здравствуйте! Насколько я помню, в той постановке поменяли местами картины неспроста. Дело в том, что там все кончалось не победой русских, а победой половцев. Сам я постановки не видел, но мои друзья пошли на один из премьерных спектаклей и были просто в шоке! Так что половецкие пляски ознаменовали полный триумф половцев. К сожалению, я не помню фамилии постановщика. В связи с тем, что Бородин оперу не закончил, многие переставляют картины, как хотят. Сейчас прочитал статью о будущей постановке «Князя Игоря» в Новой опере. Я так и знал! (Или, говоря словами из моей любимой оперы: "Моё предчувствие меня не обмануло!"). Александров не удержался и всё переделал.
http://www.oreanda.ru/ru/news/20110310/culture/article536935/

""Новая опера" придумала "Князю Игорю" новый финал
ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  16 и 19 апреля 2011 года в 19.00 в Московском театре "Новая опера" состоится премьера оперы Бородина "Князь Игорь"...

...Постановку осуществит Народный артист России, художественный руководитель музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров - многократный лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска", известный своей изобретательностью и непредсказуемостью. По словам режиссёра, концовка у спектакля будет нетрадиционная. Он завершится не прославлением сбежавшего из плена Игоря, а "хором поселян на том свете", подчёркивающим драматизм свершившихся событий."

Последнее предложение звучит крайне оптимистично, не правда ли?

Оффлайн сергей 1974

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #10 : Июнь 25, 2011, 22:12:12 »
прошу помощи разобраться!у меня есть партитура оперы "Князь Игорь" Бородина в четырёх действиях с прологом напечатанная на трёх языках. на втором листе есть автогроф не известного датированный 1924года. есть мнение,что эта та самая партитура подарочный экземпляр напечатанный в городе Лейпциг 1885году.Всем кто что - то можит подсказать,прошу помоч. (опера в полном собрании) мой электронный адрес valdiyc@mail.ru

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бородин, Александр Порфирьевич
« Ответ #11 : Июнь 30, 2011, 11:53:38 »
прошу помощи разобраться!у меня есть партитура оперы "Князь Игорь" Бородина в четырёх действиях с прологом напечатанная на трёх языках. на втором листе есть автограф не известного датированный 1924года. есть мнение,что эта та самая партитура подарочный экземпляр напечатанный в городе Лейпциг 1885году.Всем кто что - то можит подсказать,прошу помоч. (опера в полном собрании) мой электронный адрес valdiyc@mail.ru

Коллеги, никто не может подсказать человеку, что за издание у него в руках ?
Я думаю, для этого мало размещённых данных, и нужно встретиться и эту партитуру рассмотреть в реале. Поэтому интересно было бы узнать, в каком городе живёт посетитель "сергей 1974" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #12 : Июль 12, 2011, 22:50:52 »
Cesar, описание жизни Бородина в "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова, не столь напоминает дур. дом, как в стихотворении энтого поэта... Уж "простым аптекарем" Бородин точно не был... И на музыку у него времени не оставалось по другой причине - просто серьёзное занятие химией требует времени. Корсаков, кстати, после начала своей музыкальной карьеры, даже на военной службе был именно музыкантом - руководил военными оркестрами, так что сравнивать его с Бородиным неверно.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #13 : Июль 12, 2011, 23:29:49 »
Да, этот поэт многое приукрасил, простым аптекарем он не был, но стихотворение получилось очень эмоциональным.
А Римский-Корсаков в начале музыкальной карьеры был именно военным моряком. Он служил на клипере «Алмаз», на котором совершил путешествие по ряду стран. А так дальше он действительно на военной службе был именно музыкантом, но помимо этого он вел и активную музыкально-общественную деятельность. 
Кстати, про жену Бородина в этом стихотворении написано правильно. Кстати, Мусоргский Екатерине Сергеевне посвятил романс "Сиротка". Интересно с особой иронией, подтекстом, свойственным Модесту Петровичу, или все же без злого умысла?

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #14 : Июль 14, 2011, 00:46:45 »
По поводу Римского - он ещё не занимался серьёзной музыкой, когда плавал на "Алмазе". Серьёзные занятия с Балакиревым начались по возвращению. В "Летописи" он пишет, что на время путешествия он почти забыл о музыке. По поводу жены Бородина - посмотрю ещё в "летописи", может не помню.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
В издательстве "Классика XXI" был издан "Князь Игорь". Клавир. Авторская редакция. 2012 год.
Так обозначено в самом издании.
Номера перекомпонованы, но, большей частью сохранены.
Увертюры нет.
Отсутствие увертюры автор редакции А.В. Булычева объясняет следующим образом:
(Взято из издания "Князь Игорь", издательство "Классика XXI")
Бородиным был записан лишь крошечный фрагмент увертюры, а согласно объяснительной записке Александра Константиновича Глазунова "Увертюра сочинена приблизительно по плану Бородина".
И все. Стыдливо приведено лишь одно предложение! А далее в записке говорится следующее:
"Темы АВТОРОМ (!!!!!!!!, т.е. надо понимать самим Бородиным) были выбраны и переписаны мною из соответствующих оперных №№.
Фанфары несколько изменены мною для увертюры. В середине ход басов я нашел на лоскутке, а равно и соединение 2-х тем перед концом. Заключение второй темы (из арии Игоря) также найдено в бумагах автора. В самом конце сочинено мною несколько (16) тактов (гамма целыми тонами)." (А.К. Глазунов, "Письма, статьи, воспоминания", Москва, Государственное музыкальное издательство, 1958, страница 433, "374. Объяснительная записка к опере "Князь Игорь" в редакции Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова).
Из приведенного куска, вполне логично следует, что сам АВТОР знал об увертюре и вырезать ее из оперы - кощунственно.
Сам автор слышал увертюру и Александр Константинович лишь доработал ее! Логично? Вполне!

Если этого не хватает, то тогда артиллерия потяжелее: Александр Порфирьевич Бородин, Письма, том IV.

Страница 87: "Все пристают ко мне с увертюрой "Игоря"; Глазунов и Дютш берут(с)я сами / переписывать партии, только чтобы я писал эту вещь к концерту музыкального общества". (Из письма номер 1062 к Екатерине Сергеевне Бородиной от 23 Сентября 1884, Санкт-Петербург). Примечание номер 17 (страница 342, тома IV) к этому письму:
"Повидимому, Бородин импровизировал увертюру к "Игорю" летом 1884 года и исполнял осенью того же года эту импровизацию своим музыкальным друзьям. Увертюра осталась незаписанной и была сочинена А.К. Глазуновым по плану автора и по воспоминаниям о слышанной неоднократно авторской импровизации."

Вопрос: можно ли на основании вышеприведенных источников утверждать, что увертюра сочинена исключительно Александром Константиновичем, который не пользовался авторскими указаниями и данную увертюры выкинуть вовсе?

Ссылка на статью Булычевой про "Князя Игоря".

http://massachussetstv.livejournal.com/13244.html

И еще в заключение цитата из фундаментального труда Арнольда Наумовича Сохора: "Бородин: жизнь, деятельность, музыкальное творчество.", Москва, 1965 год, страница 693.

"Хотя увертюра, по-видимому, сочинена Глазуновым, по темам Бородина, а не просто "записана по памяти", план ее и принципиально важные особенности изложения (вроде контрапункта тем Ярославны и Кончаковны и канонического проведения темы Ярославны, имеющихся в черновых набросках у Бородина) принадлежат все же автору оперы"
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 01:57:18 от Svyatoslav »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #16 : Сентябрь 22, 2013, 15:09:52 »
В связи с ожидаемым выходом уникальной записи "Князя Игоря" п/у Е.Ф. Светланова с участием выдающихся солистов Большого театра 1950-х гг. - Алексея Иванова, Нины Покровской, Алексея Кривчени, Вероники Борисенко, Николая Щеголькова, Валентины Клепацкой и др. (см.: https://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8353.msg117568.html#msg117568) - можно вспомнить немножко о той постановке 1953 года, которую мы, в общем, знаем по поздним записям, но пока ещё не слышали ни разу в наиболее ранней версии - 1958 года. Вот статья из альбома "Большой театр", выпущенного как раз в том самом 1958 году, когда и была произведена эта уникальная запись:
http://www.bolshoi-theatre.su/recs/id58/

При всех условностях того времени она передаёт ощущение эпохи, когда постановщики "Князя Игоря" "стремились прежде всего к раскрытию ее героического, жизнеутверждающего характера, к монументальности стиля и рельефности контрастов, так оживляющих эпическое повествование". Когда Игорь и Ярославна воспринимались "как обобщенное выражение лучших качеств русского народного характера — любви к отчизне, душевной шири, мужества и стойкости". Когда постановщиком был Л.В. Баратов — "режиссер большой культуры и многогранного опыта", которому было  "свойственно глубокое понимание стиля русской оперной классики, и в своей творческой работе он неизменно стремился к раскрытию ее образов в простых, ясных и выразительных сценических формах". Когда декорации к опере создавал великий Ф.Ф. Федоровский. В общем, настоящая запись сможет в какой-то мере дать нам почувствовать эту атмосферу, создаваемому великими русскими мастерами.


А.П. Иванов


Н.И. Покровская


А.П. Иванов и А.Ф. Кривченя


С. Колтыпин - Скула, Н. Захаров - Ерошка

Мне очень нравится изречение: "бороться с тьмой бесполезно - надо просто зажечь свечу". Сегодня, когда эпическое полотно Бородина всячески уродуется в угоду сиюминутной околотеатральной конъюктуре - соприкосновение с величественной красотой новооткрытой светлановской записи поможет вновь пережить "светолитие" этого шедевра, эпической русской оперы в классической старой версии ушедшего Большого театра. 
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2013, 16:18:13 от Максим »

regards

  • Гость
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #17 : Сентябрь 22, 2013, 16:22:00 »
Ну, не только примитивный американец, и покруче люди отдали должное.

Есть письма Чайковского, где он характеризует кучку, и после разбора плюсов и минусов всех пишет, что Бородин - возможно, самый одарённый из них, намного больше остальных.
Круче Римского и Мусоргского, что интересно.
Нет времени искать цитату, поклонники легко найдут сами.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #18 : Октябрь 21, 2013, 16:26:12 »
Очень заманчивая тема - авторская редакция "Князя Игоря" (или слово авторская поставить в кавычки?) Впервые я узнал о том, что есть "другой" "Князь Игорь" из книги Н. Савинова "Мир оперного спектакля" (М., 1981). В главке, названной "Обновленный "Князь Игорь" и посвященной постановке этой оперы Б.А. Покровским в Вильнюсе, говорилось о "почти всегда выбрасываемых подлинниках бородинского гения". Имелась в виду, очевидно,  та музыка, которая не была включена Римским-Корсаковым и Глазуновым в известную нам редакцию "Князя Игоря". Савинов пишет, что за рамками этой редакции "остается еще много неиспользованной музыки. Одно время Бородин даже подумывал создать две оперы - "Игорь дома" и "Игорь в плену". Сам Н. Савинов тем не менее - на стороне редакции Римского-Корсакова и Глазунова, считая, что она не искажает авторский замысел, и не будь ее, творение Бородина не дошло бы до сценического воплощения. В последнее же время появилось много материалов, свидетельствующих об интересе к "неотредактированному" Бородину (издание клавира "авторской" редакции "Князя Игоря", ее исполнение артистами Геликон-оперы). Было высказано мнение, что бородинский "Князь Игорь" и редакция Римского-Корсакова-Глазунова - две разные оперы, поскольку ими было многое изменено, дописано и даже просто досочинено. Мне всегда хотелось что-нибудь услышать из "авторской редакции". Первой ласточкой стала т.н. вторая ария Игоря, сначала - в записи, а потом - во время трансляции из Большого театра (любимовская постановка). Но можно ли где-нибудь услышать то исполнение, которое состоялось 1 апреля 2011 года в Светлановском зале МДМ? И нет ли воможности скачать клавир авторской редакции? Кстати, очень жаль, что для постановки "Князя Игоря" в БТ использовали не эту редакцию (если не считать второй арии Игоря), а "ножницы и клей".
« Последнее редактирование: Октябрь 21, 2013, 18:19:13 от zeffirelli »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #19 : Ноябрь 12, 2013, 17:37:43 »
Сегодня 180 лет.

Оффлайн Bosicka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
« Ответ #20 : Январь 12, 2014, 11:43:21 »
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Можете ли вы мне подсказать, какие музыкальные инструменты используются на сцене(!!!) в "Князе Игоре" в постановке МТ? Бубны я и так угадать могу, а что еще там у половецких девушек в руках мне не слишком понятно.
Благодарю за внимание!