Автор Тема: Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869), русский композитор  (Прочитано 30135 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6

ВВЕДЕНИЕ


Великий русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869), наряду с Михаилом Ивановичем Глинкой, является одним из родоначальников русской классической музыки. Младший современник, друг и последователь М.И.Глинки, почитатель Пушкина Даргомыжский, подобно своим великим учителям, был убежденным поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. От Глинки он унаследовал горячую любовь к народной песне. Он часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. Центральное произведение Даргомыжского – опера «Русалка» – сыграло важную роль в формировании русской национальной оперной школы. В этом произведении композитор создал новый жанр русской оперы – народно-бытовую психологическую драму.
Его творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Он вошел в историю смелым новатором, основоположником реалистического направления в русской музыке.
В России сейчас не существует специализированного музея, связанного с именем этого великого русского композитора, одного из основателей русской музыкальной классической школы. Урочище Твердуново (бывшая деревня Твердуново) в Вяземском районе Смоленской области, где находилась усадьба родственников А.С.Даргомыжского, и которое тесно связано с личностью композитора, его становлением, принято на государственную охрану как «памятное место, где провел детство композитор Даргомыжский Александр Сергеевич». Это место, может стать основой для создания в перспективе здесь мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника, что стало бы достойной акцией в рамках празднования 200-летия со дня рождения композитора в 2013 году.



Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
1. ДАРГОМЫЖСКИЙ И ТВЕРДУНОВО

Со смоленским имением Твердуново и его окрестностями связаны три важнейших этапа в жизни А.С. Даргомыжского: раннее детство (1813–1816 гг.), период работы над оперой «Русалка», создание которой потребовало от него изучения народной музыкальной культуры (с 1840-х годов по 1855 г.) и, наконец, период с 1861 г. по 1863 г., когда уже известный композитор стал владельцем смоленских родовых имений.
О месте рождения А.С.Даргомыжского среди исследователей его жизни и творчества не существует единого мнения. В известной «Автобиографии» сам композитор пишет предельно лаконично: «Я родился в деревне». По наиболее распространенной версии А.С.Даргомыжский родился 14 февраля (по новому стилю) 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда (ныне Арсеньевский район Тульской области).  В качестве предполагаемого места его рождения называют имение Даргомыж и село Арсеньево, также расположенные недалеко от Белёва.
Отец композитора Сергей Николаевич Даргомыжский вероятно был незаконным сыном князя Лодыженского, мать Мария Борисовна – урожденной княжной Козловской. В белёвском имении В.А. Лодыженского родители композитора поселились после свадьбы, переехав туда из Москвы. Спустя несколько месяцев после рождения сына Александра в том же 1813 году семья отправилась через Москву в родовое имение матери – сельцо Твердуново Дубровской волости Юхновского уезда.
Имение Твердуново связано с историей предков А.С. Даргомыжского по материнской линии – князей Козловских, которые вели свою родословную с ХIV века. Считается, что родоначальником князей Козловских был князь Василий Федорович Фоминский, который принял новую фамилию по названию вотчины на Вязьме с городком Козловым. Городок-крепость Козлов, которым владели князья Козловские, уже в ХI–ХII вв. представлял собой значительное поселение и выступал соперником древней Вязьмы. Представители рода Козловских регулярно упоминаются в Переписных книгах в ХVI–ХVII вв., и сохранили свои владения в окрестностях Вязьмы, на землях Юхновского уезда Смоленской губернии и в ХVIII–ХIХ вв. 
Среди представителей этого рода было много людей, сыгравших значительную роль в истории России. В их числе – родной дядя композитора по матери князь П.Б. Козловский (1783–1860) – известный дипломат, друг А.С.Пушкина и П.А.Вяземского, не обделенный литературным талантом, предположительно, в 1809 году он стал наследником родового имения, в состав которого входили Твердуново, Ведерники, Дуброво и другие поселения, и разделил его между сестрами Дарьей, Анной и Марией.
В сельце Твердуново семья Даргомыжских прожила 4 года – с конца 1813 по май 1816 года. О жизни Даргомыжских в имении не сохранилось точных документальных свидетельств. Известно, что родители композитора были одаренными людьми: мать писала стихи, которые публиковались в 1820-е годы; отец в молодости занимался литературным творчеством. В доме всегда звучала музыка, все члены семьи умели играть на фортепиано. В период пребывания в Твердуново родились две младшие сестры композитора Софья (1814) и Людмила (1815), а, возможно, и брат Виктор (1816). 
Не сохранилось свидетельств о ранних детских воспоминаниях композитора, но его дальнейший творческий путь свидетельствует о раннем становлении художественного таланта и замечательной музыкальной памяти. Так, в зрелом возрасте А.С.Даргомыжский хорошо помнил песни, которые пела ему няня.  В мае 1816 года семья переехала в Смоленск, где до конца 1817 года его отец работал в Комиссии по расследованию злоупотреблений при использовании правительственного пособия разоренной Смоленской губернии. А в конце 1817 года семья переехала в Санкт-Петербург, где отец получил место в правительственной канцелярии Государственного коммерческого банка.
К периоду пребывания в Петербурге относятся первые шаги композитора на музыкальном поприще. Зрелый период творчества приходится на 40–50-е гг. ХIХ в., когда было создано его центральное произведение опера «Русалка». Замысел оперы «Русалка» возник у А.С.Даргомыжского в конце 1840-х годов. В 1840–1855 гг. композитор изучает народный фольклор, посещает Смоленскую губернию. Нет прямых свидетельств о посещении им родового имения, но это подтверждается косвенными данными. В 1959-1961 гг. кабинет народного творчества Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) посылал две экспедиции в Вяземский район, которые занимались изучением музыкального фольклора деревень Твердуново, Ведерники, Костылёвка, Борисовка Исаковского сельсовета, Демидово Андрейковского сельсовета и села Дуброво Тёмкинского сельсовета. По данным экспедиций музыка и текст некоторых записанных здесь песен, близки к обнаруженным в тетрадях Даргомыжского.
Собранный композитором материал был использован им в его главном музыкальном произведении – опере «Русалка». Русская народная мелодия «Горе мое великое» появляется в конце первого действия «Русалки» в обращении Наташи к царице Днепра и соответствует кульминации лирической драмы. В «Русалке» использован и мотив песни «Идет коза рогатая». Н.А.Римский-Корсаков поместил эту колыбельную в своем сборнике «Сто русских песен», с указанием источника: «Мотив этот пела А.С.Даргомыжскому его няня».
Последний период жизни композитора, связанный со смоленскими имениями, интересен для характеристики его личности композитора и гражданской позиции. За несколько лет до отмены крепостного права А.С.Даргомыжский становится крупным смоленским помещиком – владельцем 400 душ крепостных. От матери Марии Борисовны ему досталось 152 крестьянина в деревнях Новое (Твердуново) и Ведерники; от родственников – 174 крестьянина в селе Дуброво Юхновского уезда Смоленской области. В Вяземском уезде композитору принадлежала также деревня Демидово с 75 крестьянами, находившаяся в 10 верстах от уездного города Вязьмы и вблизи села Федяево.
Несмотря на то, что композитор жил в этот период вдали от смоленских владений в Санкт-Петербурге, он принимал непосредственное участие в реформах и был одним из первых смоленских помещиков, которые освободили своих крестьян. Сохранились свидетельства В.П.Энгельгардта о том, что композитор сам написал уставную грамоту при освобождении крестьян в его смоленском имении. 26 июня 1861 г. уставная грамота была проверена мировым посредником и подписана им. В результате крестьяне Твердуново и Ведерников получили земельные наделы, превышающие норму, установленную в Смоленской области. Переписка композитора свидетельствует о добрых отношениях А.С.Даргомыжского с крестьянами, которые обращались к нему с просьбами и которым он охотно прощал недоимки.
Связи Даргомыжского со смоленскими имениями были прерваны лишь за несколько лет до его смерти. В 1863 г. А.С.Даргомыжский продал мужу своей младшей покойной сестры Эрминии П.А. Кашкарову вяземское имение Демидово, а в 1866 году большую часть своих Юхновских владений – Твердуново, Ведерники и Дуброво.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Так что это значит? Что Министерство культуры курирует вопрос воссоздания места, где была усадьба Даргомыжского и даже, быть может, её воссоздания? Или я понял эти документы слишком оптимистично?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Вы поняли не так. Концепцию оплатила Администрация Вяземского района в 2012г.  Мин.культуры РФ как и Администрация Смоленской области против создания заповедника в Твердуново.

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Позвольте, но на размещённом здесь документе - шапка Министрества культуры.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
 Российский НИИ Наследия просто находится в подчинении Минкультуры. Из писем Мединского и его замов, а так же ответы Администрации Смоленской области говорят о том, что эта концепция их не устраивает, они  против заповедника в Твердуново.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Российский НИИ Наследия просто находится в подчинении Минкультуры. Из писем Мединского и его замов, а так же ответы Администрации Смоленской области говорят о том, что эта концепция их не устраивает, они  против заповедника в Твердуново

И что делать? В каком состоянии дела? Я сам знаю, что собой представляет Мединский, поэтому меня его поведение не удивляет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  Писать письма, это единственный метод, который их может как то достать. Вот адреса и имена: \
                       Президенту России Владимиру Владимировичу Путину
                                       (Администрация Президента РФ. 103132, Москва, Старая пл., д. 4).

   Губернатору Смоленской области Алексею Владимировичу Островскому
                            (214 008, г.Смоленск,пл.Ленина,д.1.Администрация Смоленской области)
 
            Главе Администрации МО "Вяземский район" Инне Васильевне Демидовой   
           (215110,г. Вязьма,ул.25 октября,д.11. Администрация Вяземского района).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, о письмах: известно ли, что дословно ответил Мединский? И он ли сам или кто-то вместо него от лица министерства?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  Собственно  его ответ содержит ссылку на Смоленск, а Смоленск ссылается на Минкульт.   Смысл отписок вымышленный. Мол, нет сведений о связях А.С.Даргомыжского со Смоленщиной. Но это чистая лож. Написана целая книга на основе документов, в том числе и писем А.С.Даргомыжского о его связях со Смоленщиной. Или они пишут, что исследователи не приводят цену, которую нужно заплатить за создание заповедника. И наиболее вопиющие их утверждение, что на Смоленщине есть музей М.И.Глинки в Новосспаском и А.С.Грибоедова в Хмелите. Следовательно если перевести на русский больше чинушам создавать не нужно, А.С.Даргомыжский им не нужен.  ВИДИМО НУЖНА РАЗРАБОТКА КАРЬЕРА.... А вот ссылка на новую книгу: http://liart.ru/ru/newinlib/363/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мединский назначен совсем не случайно - это министр пропаганды нынешней власти, и его задача - блюсти её интересы. Но ведь интерес может развернуться, ведь всегда остаётся надежда, что сам Верховный запретит промышленную разработку того участка. Но надежды на это, прямо скажем, мало.
А может, правда - письма? Надежда мизерная, но есть.
« Последнее редактирование: Апрель 28, 2014, 10:05:16 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
 Из Администрации Президента все письма пересылаются в Смоленск. А смоленские чиновники их шлют вам и к ним в Администрацию Президента. Им в Смоленске и в Вязьме ой как  это не нравится. Возможно какая то часть этих писем от вяземских немногочисленных краеведов и сыграла свою роль в прошлом году, когда аукцион по продаже карьера был отклонен. Но строительный бизнес очень богат и нахрапист и просто нагл, они сделают правильные выводы и могут такую заявку дать повторно в любой момент.... Поэтому нужна массовость и в письмах и вообще огласка на всю страну.... Нужно спасти исторический ландшафт в бывшем имении А.С.Даргомыжского Твердуново под г.Вязьмой.....

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Возможно какая то часть этих писем от вяземских немногочисленных краеведов и сыграла свою роль в прошлом году, когда аукцион по продаже карьера был отклонен

Так вы выходные данные книги размещали как научное обоснование ценности этого места? Я так понял, на основании этой работы можно считать, что эта местность и эта усадьба в самом деле представляют историческую ценность и на неё можно в этом плане ссылаться.
Интересно, а кто осмеливается утверждать, что местность НЕ имееет отношения к Даргомыжскому? Эти сведения кого-то не убеждают, или кто-то не хочет убедиться?
В таком случае я предлагаю по этим адресам разослать письма в индивидуальном порядке.
Кстати, можно подумать и о том, не отослать ли письмо от имени ресурса - но это не мне решать, нужно будет посоветоваться.
Коллеги! Это я ко всем обращаюсь, не только не к NikMih - а давайте напишем по письму по этим адресам? Если это работает, то почему бы и нет? Начать с того, что мы озабочены, продолжить изложением проблемы своими словами, а закончить просьбой о спасении исторической местности.
Вот не думал, что в наше время, как при советской власти, опять придётся писать подобные письма, но почему бы и нет?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И ещё один момент, уважаемый NikMih.
Я так понял, вы местный житель и имеете какое-то отношение к усадьбе, но даже если это и не так в полной мере, то всё равно: нужно иметь точные координаты и, желательно, фотографии. Они у вас есть?
Я вспоминаю, как мы искали на карте Онег Рахманинова - и нашли! Как мы искали точное местоположение дачи Рихтера под Тарусой - и нашли! И энтузиасты даже обозначили эти точки на картах Яндекса и, кажется, Гугла. Убеждён, что в отношении усадьбы Даргомыжского необходимо сделать то же самое, чтобы по указанию "Даргомыжский" в поиске карты Яндекса и Гугла высвечивалось указание на эту усадьбу.
Быть может, если соберёмся, то кто-нибудь из нас съездит - или даже я сам съезжу - туда посмотреть, что там делается, но вы понимаете, что это тяжело без точной информации.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нашёл местный форум с любопытной перепиской:

http://forum.mgorv.ru/index.php/topic,376.0.html

Видите, туда ежегодно ездят отмечать даты Даргомыжского. Нужна более точная идентификация этой точки. Также в потоке нет хороших панорам этой местности.
Не любит народ пейзажи :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  Уважаемый  Predlogoff! Вот ссылка на Старые карты Смоленской губернии -  трехверстовка Шуберта онлайн (черно-белая) и в цвете современная карта: http://www.etomesto.ru/shubert-map/12-12/
  На старой карте Шуберта - это середина XIX века, как раз то время когда имением Твердуново, Ведерники и село Дуброво владел А.С.Даргомыжский.  На находящейся параллельно новой карте Твердуново и Ведерники не обозначаются.  Но это место на современной карте можно обнаружить между деревней Малая Азаровка и селом Дуброво.  Дело в том, что и на все письма краеведов   об обозначении на географической карте имения А.С.Даргомыжского чиновники так же не хотят этого делать....   На сегодняшний день есть две работы по имению А.С.Даргмыжского: вышеупомянутая Концепция заповедника, созданная НИИ Наследия им.Д.С.Лихачева и исследовательская книга А.Н.Пугачева. Везде  ссылки только на документы, но чиновники НЕ ХОТЯТ ЭТОГО ВИДЕТЬ.....  Все что касается увековечивания имени А.С.Даргомыжского встречает противодействие. А проехать туда можно легко. От г.Вязьмы нужно повернуть  на автодорогу Вязьма - Тёмкино, на середине около поселка Исаково дорога уходит влево на Малую Азаровку, сразу за ней урочище Твердуново, а на противоположном берегу виднеются купола храма в соседнем селе Дуброво. Если работать с  картой Шуберта то она легко увеличивается и уменьшается как вам удобнее, но наводить нужно по правую руку, строго вправо, на уровне г.Вязьма находятся  Твердуново, Ведерники и село Дуброво. Не забудьте ссылка на карту вверху.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
это место на современной карте можно обнаружить между деревней Малая Азаровка и селом Дуброво

Да! Малая Азаровка ищется на карте Яндекса!
Вот она:

http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%2C%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0&sll=34.723452%2C55.200991&ll=34.716156%2C55.200991&spn=0.175781%2C0.042709&z=13&l=map

Там же и Дуброво, а между ними - река Жижала.
Да, всё сходится.
Так внесите прямо на Яндекс пометку о Твердуново Даргомыжского! Поставьте точную координату имения, пусть будет урочище Твердуново, заодно сделайте отметку о памятнике композитору. Туда же можно и фотографию забить. А то там есть другое Твердуново в соседнем районе, но это не то.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я вроде нашёл на старой карте Твердуново, но там почему-то Дубровно, а не Дуброво - букву "Н" за 2 века успели потерять?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  Да, часто Дуброво на старых картах пишут как Дубровно 

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  От Вязьмы до Исаково идет автобус ВЯЗЬМА - ТЕМКИНО. На середине дороги у поселка ИСАКОВО (от Вязьмы 27 км.) дорога уходит влево - в дер.МАЛАЯ АЗАРОВКА. До нее асфальт, после  до урочища ТВЕРДУНОВО идет дорога отсыпанная гравием. Рейсового  автобусного сообщения там уже нет. ОТ Исаково до Твердуново - 5 км.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
  От Вязьмы до Исаково идет автобус ВЯЗЬМА - ТЕМКИНО. На середине дороги у поселка ИСАКОВО (от Вязьмы 27 км.) дорога уходит влево - в дер.МАЛАЯ АЗАРОВКА. До нее асфальт, после  до урочища ТВЕРДУНОВО идет дорога отсыпанная гравием. Рейсового  автобусного сообщения там уже нет. ОТ Исаково до Твердуново - 5 км.

Правильно: быть может, кто-то и сам соберётся туда, если прочитает. Например, из этого можно сделать хорошую велосипедную поездку по местности, совместив приятное с полезным.
Но, конечно, надо ещё как-то наладить письма в верхи, а для этого нужно иметь хороший достоверный источник - книга тоже годится, но хорошо бы какой-нибудь репортаж или статьи в бумажной прессе. Были такие? У Вас есть данные?

А часто ли ходит автобус из Вязьмы в Исаково? Там ведь есть ещё ж\д станция, но электричка, я так понял, идёт один раз в день. А ведь оттуда надо ещё как-то выехать :))
Т.е. приехать в Вязьму - не проблема: 3 часа из Мск, и вы там. А вот во сколько там идёт транспорт до Исаково в утренние часы? И затем, через несколько часов, вечером - из Исаково обратно в Вязьму? И где там автобусная станция в Вязьме - при вокзале?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Из г.Вязьмы в Темктно автобус идет ежедневно. Первый в 7 часов утра. В Исаково от пребывает минут через 40 - 50.  А вот от Исаково в Твердуново ( 5 км), а до храма в Дубрво (7 км). Из Исаково в Вязьму автобусы едет несколько раз: и утром и в обед и вечером. Поезд - дизель. Им лучше возвращаться в Вязьму, из Исаково он отправляется около 15 часов. Статьи были,но без проблемные и в ин - те их не выкладывали. Достоверный источник - краеведы из Вязьмы.   

Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
5.2. Культурно-образовательные и научные проекты

Особую роль в развитии музея-заповедника должна сыграть организация культурных мероприятий. Система культурных событий и акций должна получить определенный «музыкальный акцент», что позволит ей работать на перспективные бренды Смоленской области, связанные с именем М.И.Глинки, и с уже имеющимся заделом в музейной и культурной работе вокруг этой выдающейся личности.
В частности, сочетание на территории Смоленской области имен Глинки и Даргомыжского позволит говорить в будущем о своеобразной «специализации» области на классическом российском музыкальном наследии, сделать ее местом встреч композиторов и музыкантов, любителей русской классической музыки, проведением фестивалей и оперных постановок под открытым небом. (Так, например, Орловская область позиционирует себя «землей писателей», благодаря именам Тургенева, Лескова, Бунина, Фета и других знаменитых земляков).

В Вяземском районе разработана и реализуется грамотная программа мероприятий в сфере культуры, посвященных подготовке к празднованию 200-летнего юбилея А.С.Даргомыжского, на 2011–2013 гг. В связи с предполагаемым созданием музея-заповедника эту программу целесообразно дополнить следующими проектами.
Проект «Живая классика». Он предполагает организацию в Твердунове летней площадки с регулярными концертами классической музыки, которые можно приурочить к различным датам в жизни композитора, а также туристским мероприятиям. Их проведение возможно при активном участии Вяземской музыкальной школы имени Даргомыжского. В рамках этого проекта целесообразно проработать возможность постановки оперы «Русалка» (или её частей) под открытым небом непосредственно в Твердуново (или в перспективе при восстановленной мельнице), которая может собрать творческую элиту Смоленской области и приглашенных гостей из других регионов. Подобного рада постановки уже проводятся в настоящее время, например, опера «Псковитянка» в Псковском кремле, опера «Алтынчач» в Казани и др. Такие постановки играют важную роль в туристском продвижении этих регионов.
Проект фольклорного фестиваля «Жижала». Он предполагает организацию на территории музея-заповедника регулярных дней смоленского фольклора. А.С.Даргомыжский часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. Его творчество тесно связано именно с фольклором Смоленской земли, поэтому организация такого фестиваля является органичным культурно-просветительным мероприятием в рамках деятельности музея-заповедника.
Целесообразно его проведение на Шараповском городище, где природно-культурный ландшафт сформировал уникальную естественную «концертную площадку» (по воспоминаниям местных жителей это место ранее постоянно использовалось для народных гуляний).
Проект «Древняя Русь». Учитывая богатое историко-археологическое наследие на территории музея-заповедника, здесь может быть также предложен проект исторической реконструкции событий Средневековой Руси. Тема военных реконструкций и деятельность клубов исторических реконструкторов сейчас является востребованной и в России, и во многих странах мира. Участники этих клубов проводят реконструкции не только знаменитых военных событий (на Бородинском поле, под Аустерлицем и пр.), но и множества местных исторических эпизодов. На территории одного из городищ музея-заповедника должны проводиться встречи и фестивали с участием реконструкторов Смоленской области и других регионов, которые со временем могли бы стать регулярными.

Важно подчеркнуть, что музеи-заповедники одновременно носят и характер своеобразных научных центров. Этот вид деятельности в музее-заповеднике «Твердуново» также будет развиваться; в нем можно выделить несколько перспективных направлений:
- проведение детальных археологических и ландшафтных исследований в Твердунове на месте усадьбы А.С.Даргомыжского, что необходимо для восстановления усадебного комплекса;
- проведение археологических изысканий по всей территории музея-заповедника, что связано со значительным количеством малоисследованных археологических памятников и возможностью выявления новых;
- выполнение экологических исследований для получения новых сведений о природном наследии региона и выявления краснокнижных и ценных видов растений и животных.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Проект фольклорного фестиваля «Жижала». Он предполагает организацию на территории музея-заповедника регулярных дней смоленского фольклора. А.С.Даргомыжский часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. Его творчество тесно связано именно с фольклором Смоленской земли, поэтому организация такого фестиваля является органичным культурно-просветительным мероприятием в рамках деятельности музея-заповедника


200-летие уже минуло, и многое ли из намеченного было сделано там, в Твердуново? В СМИ я ничего не заметил, хотя, может, просто не следил.

Проект «Древняя Русь». Учитывая богатое историко-археологическое наследие на территории музея-заповедника, здесь может быть также предложен проект исторической реконструкции событий Средневековой Руси. Тема военных реконструкций и деятельность клубов исторических реконструкторов сейчас является востребованной и в России, и во многих странах мира

О да, это шикарное направление!
Когда я ездил в Новоспасское, то, хотя я ехал именно к Глинке, по дороге проезжал мимо многих других интересных объектов. В частности, в Дорогобуже просто НАПРАШИВАЕТСЯ реконструкция верхней части той самой знаменитой крепости, которая была на вершине холма над рекой. Над Днепром, между прочим!! Да!

http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%20&sll=37.617671%2C55.75576799999372&sspn=0.939331%2C0.336878&ll=33.295811%2C54.913602&spn=0.010986%2C0.002689&z=17&l=sat%2Cskl

Там сейчас находится памятник последней войны, но он как раз мог бы остаться внутри крепости, как и быть дополненным историей более древней, а сами деревянные стены можно было бы возвести, и это была бы великолепная доминанта всей округи.
Как говорится, дёшево и сердито, а к тому же и эффектно, но почему-то никто не чешется.

- проведение детальных археологических и ландшафтных исследований в Твердунове на месте усадьбы А.С.Даргомыжского, что необходимо для восстановления усадебного комплекса;
- проведение археологических изысканий по всей территории музея-заповедника, что связано со значительным количеством малоисследованных археологических памятников и возможностью выявления новых;
- выполнение экологических исследований для получения новых сведений о природном наследии региона и выявления краснокнижных и ценных видов растений и животных.

Ну это вообще просто сказка, но вот станет ли она былью?
« Последнее редактирование: Апрель 28, 2014, 22:05:39 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица