Автор Тема: "Жизнь за Царя" Михаила Глинки - бельканто или не очень?  (Прочитано 7493 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Практически трюизмом стала мысль о том, что Глинка был эпигоном итальянской школы и Жизнь за Царя - опера бельканто.
Но вот что-то я так думаю... о том что я думаю, ладно, а теперь ваши мнения:)
На всякий случай: на сайте Димитрина и иже с ним - неполное либретто оперы, полное висит только на чешском хостинге:
http://www.ascolti.cz/opera/Zhizn%27%20za%20tsarya_%C5%BDivot%20za%20cara,%20Ivan%20Susanin_Michail%20Ivanovi%C4%8D%20Glinka
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
Спасибо, доктор! Такой интересный сайт, можно все либретто просмотреть. :-*

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Это русское бельканто. В этой опере сочетается данный итальянский стиль и русская музыка. Это не мало важно. Ведь до Глинки оперы были преимущественно написаны в итальянском стиле, а русская стилистика практически не встречалась. Стоит только упоминать оперу Фомина "Ямщики на подставе", которая полностью написана из РНП. Но стилистика оперы - итальянская.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Какие-то голословные утверждения.
Цитировать
Стилистика оперы - итальянская.
Што означает стилистика? И я не про Фомина.
В чем, Цезарь, по-вашему, смесь итальянской и русской стилистики?
И я говорю не просто про итальянскую стилистику, а про стилистику бельканто.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Хорошо, сейчас попробую объяснится яснее.
Я имею ввиду то, что эта опера русская по духу. Не зря эта опера стала первой русской национальной оперой.
С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».
Но этой опере присущ и стиль бельканто. Поэтому я его и назвал "русским бельканто".
P.S. Простите за несвязанность речи. Я сейчас достаточно занят, поэтому пишу в перерывах.
P.P.S.А про Фомина я открою тему позже. Уж очень хороший композитор, на мой взгляд.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Высокопарные слова про "русскую по духу" мы оставим, просто опера, написанная русским композитором на русскую тему. А вот это меня интересует больше:
Цитировать
Но этой опере присущ и стиль бельканто. Поэтому я его и назвал "русским бельканто".
Вы просто вот так вот односложно утверджаете, что этой опере присущ и стиль бельканто.
Смотрите сами. В опере четыре главных героя. Только у Вани есть сольная кабалетта.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Лично я, не считаю их высокопарными. Эта опера меня всегда поражала именно этим. Ну да ладно. Давай те их оставим :)
Да, только у Вани есть сольная кабалетта. С этим я согласен. Но лично я слышу в музыке стиль бельканто. Особенно ярко это проявляется, на мой взгляд, в арии Собинина, ну а так же в других вокальных номерах.
P.S. В этом вопросе Вы dr_dulcamara будете на много добросовестнее, чем я. по скольку в бельканто Вы понимаете лучше чем я.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Слышу-то я тоже слышу... Но я недавно поймал себя на том, что в Мейербере мне тоже слышится стиль бельканто.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Слышу-то я тоже слышу... Но я недавно поймал себя на том, что в Мейербере мне тоже слышится стиль бельканто.

Я тоже в Мейербере слышу стиль бельканто. А еще в раннем Верди. Это конечно не совсем бельканто, в его чистом виде.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Ранний Верди - это бельканто. А Мейербер - это саафсем не оно, а вовсе даже гран-опера:)
Я к чему? К тому, что наш слух  вовсе не безошибочен.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Да, Мейербер - это гран - опера. но Мейербер учился 10 лет в Венеции, где изучал итальянский оперный стиль. И в этом стиле им были написаны такие оперы, как:
    * «Ромильда и Констанца» (1817)
    * «Семирамида» (1819)
    * «Маргарита Анжуйская» (1820)
    * «Крестоносец в Египте» (1824)
Так что эти оперы - бельканто.
А по поводу "Жизнь за царя", то мне в муз. школе говорили, что это русское бельканто. Но уж точно бельканто это или нет - я сказать не могу. Кроме муз. школы у меня музыкального образования нет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
бельканто или не очень?
« Ответ #11 : Октябрь 22, 2010, 13:31:25 »
Уважаемые dr_dulcamara и Cesar !
Наблюдая со стороны за вашим диалогом, я обратил внимание, что в разговоре о сущности бельканто вы уделили основное внимание разным аспектам: dr_dulcamara пишет о структурно-логических признаках стиля, а Cesar - о вокально-технических.
На самом деле надо договориться, что подразумевать в данном разговоре под термином "бельканто", вернее, уточнить, какой аспект нас интересует.
Сам Глинка, кстати, был знаком с творчеством ведущих итальянских певцов тех времён и восторгался их вокальным искусством. Был он знаком и со многими композиторами, изучал их творчество и даже создавал собственные вещи на темы из их произведений.
Об итальянском мироощущении в сравнении с русским Глинка пишет следующее:

"Немалого труда стоило мне подделываться под итальянское sentimento brillante, как они называют ощущение благосостояния, которое есть следствие организма, счастливо устроенного под влиянием благодетельного южного солнца. Мы, жители Севера, чувствуем иначе".

И пишет далее, что у нас даже любовь соединена с грустью.
Глинка, как нетрудно увидеть, обращает внимание на различия эмоционального плана, что тоже немаловажно !
Там образом, надо договориться о том, в каком аспекте рассуждать о "бельканто".
« Последнее редактирование: Октябрь 22, 2010, 13:59:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
бельканто или не очень?
« Ответ #12 : Октябрь 22, 2010, 14:07:48 »
Приведу ещё несколько цитат из текстов Глинки, чтобы обрисовать контекст его пребывания в Италии и те выводы, которые он для себя сделал в плане возможности творчества "в итальянском стиле".

"Для открытия театра дали первое представление оперы Доницетти "Анна Болена". Исполнение мне показалось чем-то волшебным; участвовали Рубини, Паста (которая действительно отлично выполняла всю роль Анны Болены, в особенности последнюю сцену), Галли, Орланди etc. И так как из нашей loge d'avant-scene не ускользали самые нежные sotto voce, которые, впрочем, Rubini не доводил ещё тогда до такой нелепой степени, как впоследствии, то я утопал в восторге, и тем более, что в то время я ещё не был равнодушен к virtuosite, как теперь.
...
["Сомнамбула" Беллини] произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать любимого maestro, пели с живейшим восторгом; во 2-м акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в весёлые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слёзы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слёз умиления и восторга".
« Последнее редактирование: Октябрь 22, 2010, 14:28:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:) Любопытно читать сегодня, какое мощное действие оказывала опера в те времена !
С трудом представляю себе, чтобы в наше время публика столь эмоционально реагировала бы на представление ! И "современная режиссура" вряд ли этому способствует.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И ещё кое-что - уже поближе к тематике бельканто, хотя сам Глинка этого слова не применяет.

"Частое обращение с второклассными, первоклассными певцами и певицами, любителями и любительницами пения практически познакомило меня с капризным и трудным искусством управлять голосом и ловко писать для него. Nozzari и Fodor в Неаполе были для меня представителями искусства, доведённого до nec plus ultra совершенства; - они умели сочетать невероятную отчётливость (fini) c непринуждённой естественностью (grace naturelle), которые после их едва ли удастся мне когда-либо встретить. Не говорю о Рубини, даже в пении Пасты было не без некоторого рода претензии на эффект".
...
"Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы, изданные весьма опрятно Giovanni Ricordi, убедили меня только в том, что я шёл не своим путём и что я искренно не  мог быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слова Глинки "писать по-русски", безусловно, нашли своё отражение в опере "Жизнь за царя", но вряд ли можно отрицать, что глубокие итальянские впечатления и те пристальные наблюдения над вокальным искусством Италии, которые осуществил Глинка, пребывая в этой стране, нашли своё отражение в его камерном и оперном творчестве.
Безусловно, нашли !
Глинка не обязан был подражать СТРУКТУРАМ итальянских опер, но многие обобщённые признаки итальянского вокального стиля, конечно же, отразились в его собственных творениях, чему сам автор, кстати, был не очень-то рад ! :) Известно, что некоторые моменты своих произведений он считал слишком итальянскими по приёмам и по вокально-тематическим оборотам и досадовал по этому поводу ! :)
Русский интонационный словарь он внедрял в свои произведения вполне сознательно, считая это своей целью и главной своей композиторской заслугой.
Считать ли это "русским бельканто" ? Почему бы и нет ?
Называл же Стравинский Санкт-Петербург - "итальянским" ! :) Наверное, опера Глинки находится примерно в том же отношении к итальянскому бельканто, как и историческая часть Петербурга - к видам европейских городов. Я утрирую, то направление моей мысли, думаю, ясно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Спасибо Вам за интереснейшие цитаты из дневника Михаила Глинки.
Да, Вы правильно меня поняли. Я говорил о бельканто, как о вокально - технических признаках. И они по моему в этой опере присутствуют.
Да, давай те определимся, что будем подразумевать под словом "бельканто".
Еще раз спасибо за интереснейший материал. 

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Я о бельканто говорил, как и о том и о том. В том смысле, что "Аида" Верди уже не бельканто, хотя и там кабалетты есть. В том смысле, что Гендель - это тоже не бельканто, хотя и колоратурит.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Я о бельканто говорил, как и о том и о том. В том смысле, что "Аида" Верди уже не бельканто, хотя и там кабалетты есть. В том смысле, что Гендель - это тоже не бельканто, хотя и колоратурит.

Аида уже под влиянием Вагнера. :)
Так лично Вы считаете оперу "Жизнь за царя" русским бельканто? Видите в ней черты данного стиля?
 

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Меня смущает, что Глинка писал оперу не по канонам. Каноны эти были не чем-то мертвящим или скучным, наоборот! - даже Верди начал ими и их долгое время держался. Да, меня первое время очень удивила мысль о том, что Semre libera deggio - это кабалетта:)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Меня смущает, что Глинка писал оперу не по канонам. Каноны эти были не чем-то мертвящим или скучным, наоборот! - даже Верди начал ими и их долгое время держался. Да, меня первое время очень удивила мысль о том, что Semre libera deggio - это кабалетта:)
Каноны - придумали люди. И значит люди в праве их изменить. Глинка пошел по своему пути. И это похвально. А если бы он писал прямо по канонам, то я не думаю, что его творение оказалось бы лучше Кавоса и не оказала бы такого влияния на русскую оперу и музыку в частности. Не было бы Даргомыжского, Кучкистов, Чайковского, Рахманинова, которые пошли по пути Глинки, но так же, как когда то он пошли не по устоявшимся канонам, а создали что то свое.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Патриотический словарь

Игорь Яркевич 
 
Жизнь за царя – опера-патриотка.

http://www.ng.ru/lit/2016-08-25/6_yarkevich.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау