Автор Тема: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка  (Прочитано 151360 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #25 : Ноябрь 16, 2010, 16:47:07 »
Этим вы ему воздали должное за то, что он предрёк Юлианне большое будущее ? :))
Ей-богу, эта запись ни в коем случае не восполняет отсутствия записи Юлианны, а "Хаммерклавир" записывали артисты и посильнее Бадуры-Скоды технически и творчески. Не буду опять перечислять имена, это мы уже проходили.
Да я Бадуру-Скоду упомянула только  в связи с тем,  что  29-ю сонату, звучащую  на  хаммерклавире, нашла лишь в его исполнении. Я так подозреваю, что он и "подбил" Юлианну на запись сонаты именно на историческом инструменте. А вам известны записи еще кого-либо, исполняющего 29 сонату на инструменте эпохи Бетховена?
(А  вообще на Амазоне 267 записей 29-й сонаты :))
Продолжаю знакомить с репертуаром Юлианны.
В 20 лет она участвовала в конкурсе Kurt Leimer Piano Contest 2005 (3-я премия) с таким репертуаром
Joseph Haydn’s Piano Sonata in E flat Major Hob. XVI:52
Sofiya Gubaydulina’s Chaconne for Piano
 Frédéric  Chopin  Etude in C Major op. 10.
На 2-м туре:
Sergej Prokofiev’s Piano Sonata No. 7 in B Major op. 83
 Johannes Brahms’ Fantasien op. 116.
 Финал  Dimitri Shostakovich’s Piano Trio No. 2 in E Minor op. 67.
At the award ceremony Yulianna Avdeeva played Alfred Grünfeld’s concert paraphrases Soirée de Vienne on waltz motives by Johann Strauß.
http://www.kurtleimer.ch/510_e_news_winners.htm

В том же году (2005) она принимала участие в каком- то  конкурсе, организованном фирмой Ямаха на роялях серии Disklavier Audition (объединяющем в себе акутические возможности с электроникой и позволяющие сразу формировать миди-файлы (некогда было подробней разбираться, здесь можно почитать http://www.yamaha.com/ecompetition/ecomp_yamaha.asp )
вот репертуар, заявленный на этот конкурс
Disklavier Audition Beethoven Sonata in B-flat Major, Op. 22, 1st mvmt
                                  Chopin Etude Op. 10, No. 1
                                   Liszt Mephisto Waltz No. 1
Recital Round     Haydn Sonata in E-flat Major, Hob. XVI:52
                             Brahms Fantasien Op. 116
                             Liszt Mephisto Waltz No. 1
                              Prokofiev Sonata No. 7 in B-flat Major, Op. 83
 Schubert Sonata Round Sonata in C Minor, D958
 Quintet Finals Dvorák Quintet in A Major, Op. 81
 Concerto Finals Tchaikovsky Concerto No. 1 in B-flat Minor, Op. 23
 а здесь можно послушать первые два тура  в формате миди-файл
http://www.yamaha.com/ecompetition/contestantbios/yuliannaavdeeva.asp

а вот еще относительно свежая информация по концертам в 2009 г (Париж)

В рамках выставки" Святая Русь"
Сезон русских концертов в ЛУВРЕ

Jeudi 14 janvier a 12h30
Ivan Podyomov, hautbois
Yulianna Avdeeva, piano
Frederic Chopin, Paul Hindemith, Georg Philipp Telemann, Robert Schumann, Benjamin Britten
http://www.maxime-and-co.com/060110-louvre.htm

и 
Yamaha New Talent at the Musée d'Orsay                Tue 17 November 2009 - 12h30   Musée d'Orsay     
Yulianna Avdeeva, piano
Wolfgang Amadeus Mozart / Franz Liszt                                     
Reminiscences of Don Giovanni, S. 418
Giuseppe Verdi / Franz Liszt
Rigoletto, concert paraphrase, S. 434
Richard Wagner / Franz Liszt
Overture from Tannhäuser, S. 442
http://www.musee-orsay.fr/en/events/music/music/article/concerts-de-midi-trente-23395.html?cHash=2308245649
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #26 : Ноябрь 16, 2010, 20:40:14 »
Yulianna Avdeeva, piano
Wolfgang Amadeus Mozart / Franz Liszt                                     
Reminiscences of Don Giovanni, S. 418
Giuseppe Verdi / Franz Liszt
Rigoletto, concert paraphrase, S. 434
Richard Wagner / Franz Liszt
Overture from Tannhäuser, S. 442

О-ооооо !
Я побоялся назвать это, а она всё-таки всё это сыграла !
Какая женщина, а ? :)))))

Кстати, забыл упомянуть сонату Гайдна Es-dur (позднюю). Её гениально играла Юдина, поэтому я заподозрил, что её может сыграть и Авдеева, но забыл упомянуть.
Ну не беда ! Главное, что это уже сыграно !
Боже, как мы отстали от жизни !
Замечательная пианистка уже много лет выдаёт "на горА" великолепный репертуар, а мы (прошу пардону), ни ухом, ни ....... физиономией, короче.
Безобразие.
А самое главное, совершенно непонятно, где всё это искать.
Она уже и Трио Шостаковича сыграла. Я просто в отпаде ! Когда она всё это успела ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #27 : Ноябрь 16, 2010, 20:49:41 »
Вот тут есть соната Шумана fis-moll:

http://www.youtube.com/watch?v=mGITs2WVcbU
http://www.youtube.com/watch?v=HRTyf3FFqu0

Это просто подарок какой-то ! Надо же - именно эта соната, и как сыграна ....
Теперь хочу 3-ю Брамса и его ф-п концерты, хочу 6, 7 и 8-ю Прокофьева и 2-й его концерт, хочу, хочу, хочу .....  !!! Я уверовал, что ей всё это по плечу !! Хочу "Хаммерклавир", хочу концерты Бетховена и Баха, хочу ..... Ой, хочу всё сразу !

Да, коллеги !

Мы можем поздравить друг друга с появлением новой суперзвезды мирового пианизма – Юлианны Авдеевой ! Как выяснилось, она уже успела так много сделать, что надо теперь изучать ранее сделанное ею, прежде чем слушать что-то ещё в её исполнении.
Я прослушал Сонату №1 Шумана целиком – сыграно потрясающе ! Не успел я помечтать о том, что она могла бы сыграть эту вещь, а она её уже сыграла, причём, сыграла не просто хорошо, а великолепно, шикарно, неподражаемо ! Боюсь произнести слово "гениально" лишь из суеверия ! :) Я с трудом припоминаю исполнения, которые можно было бы поставить если не выше, то хотя бы рядом с этим, и могу назвать только одно имя  – Софроницкий ! И я называю его с учётом того, что исполнение Юлианны гораздо более совершенно пианистически ! Владимир Владимирович никогда не давал себе труда – а может, и не мог ! - доводить исполняемые им вещи до совершенства, а у Авдеевой - идеальная пластика воплощения.
Я слышал разные исполнения, принадлежащие самым большим пианистам, бравшимся за эту вещь, но именно с Софроницким может быть сопоставлена Юлианна, ибо ВВС тоже трактовал эту сонату в монументальном стиле и в возвышенно-трагедийном ключе. У многих других маститых пианистов эта Соната так и не стала их исполнительским шедевром, а Г.Соколов её просто провалил (я живой свидетель того концерта, в котором это случилось).
Юлианна возродила для меня эту вещь: она в сией Сонате продемонстрировала не только полное погружение в предлагаемый музыкальный материал, не только прониклась яркой образностью этой вещи и её мрачными экстазами, но и показала себя художником больших полотен, драматургически мыслящим творцом, владеющим и способным убедительно преподнести очень крупные формы ! Редкостный дар ! Кстати, не вполне свойственный даже и Софроницкому, часто демонстрировавшему в крупных формах несвойственную им дробность.
Все части Сонаты слушаются у Юлианны с неослабевающим интересом, хотя я лично всегда отдавал наибольшие свои симпатии 1-й части – наиболее насыщенной драматургически и тематически. У Авдеевой ВСЕ части произведения убедительно поданы, и не возникает соблазна сказать, что какая-то одна из них "лучше" другой – о нет ! Вся Соната целиком в таком исполнении представляет собой художественный монолит, словно высеченный из одной цельной монументальной скалы. Потрясающее в своём роде впечатление ! Я давно мечтал услышать что-то в этом роде, но никто из пианистов даже близко не подходил к такому пониманию – а вот девушка им овладела и преподнесла нам в звучании !
Сама по себе пианистическая реализация выше всех похвал: широкие, роскошно-свободные движения рук и корпуса, обеспеченные соответствующей посадкой за роялем, внятность артикуляции, отсутствие вульгарности при переброске рук друг через друга, несуетность широких движений, но без малейшего признака нарочитой заторможенности (чем грешил под конец жизни Гилельс и чем страшно грешит ныне Г.Соколов), отработанность всех видов техники, большое разнообразие туше - от сладостной кантилены до бурных речитативов, стремительно взлетающих пассажей и крепких октав, колористическое разнообразие, мастерская педаль. И над всем этим – масштабность мысли, цельность драматургии, достойные упоминания Юдиной и сравнения с нею. Всё подано "с чувством, с толком, с расстановкой".
И этот чёрный фрак, мужественность всего облика – Юлианна, играющая 1-ю сонату Шумана, в иные моменты напоминала мне Демона в женском обличьи ! :) Я понимаю, что такие одеяния - это тоже "театр", но какой органичный, какой уместный, как удачно дополняющий ВНУТРЕННИЕ качества музыканта – да что там скромничать  – ВЫДАЮЩЕГОСЯ музыканта Юлианны Авдеевой.
В общем, на конкурсе Шопена мы слушали, как нам казалось, "конкурсантку", причём, на не очень подходящем для неё шопеновском материале, а в результате получили очень большого музыканта, художника ф-п игры, ещё далеко не открытого нами. Опять хочется спросить, куда смотрят все наши пропагандисты и рекламщики: кого и что они рекламируют, если мимо нас проходит информация о музыкантах мирового масштаба, если наши слушатели не знают Володина и Авдееву ? Кого же ещё пропагандировать, как не их ?
Я счастлив, что дожил от открытия ещё одного большого имени, и я горжусь нашими музыкантами: в 90-х годах я боялся, что всё окончательно рухнуло и что на этом пепелище ничто уже не произрастёт. И вот ныне нам играют Мацуев, Володось, Луганский, Фаворин, Володин, Авдеева – господи … Чего ж ещё пожелать-то ?? Если только почаще и в подходящем для неё репертуаре вживую слушать Авдееву ?
Благодарность Юлианне за всё и громадный респект за сонату Шумана в частности !
Господи, когда же мы получим возможность услышать всё остальное ??
« Последнее редактирование: Ноябрь 18, 2010, 21:10:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #28 : Ноябрь 20, 2010, 17:11:34 »
Спасибо огромное, коллеги!

После прочтения этого потока заинтересовалась творчеством Авдеевой. Послушала, в частности, 2-ю сонату Шопена. Героический, мужественный, трагический и даже демонический Шопен! О таком Шопене мало кто из пианистов вспоминает. А меж тем французский романтизм нес в себе мощное величественное трагическое и драматическое начало, и представленная Авдеевой интерпретация в этом контексте кажется мне исключительно убедительной. Давно искала ТАКОГО Шопена - и нашла!

Еще раз - спасибо!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #29 : Ноябрь 20, 2010, 17:50:05 »
Послушала, в частности, 2-ю сонату Шопена. Героический, мужественный, трагический и даже демонический Шопен! О таком Шопене мало кто из пианистов вспоминает

А 1-ю сонату Шумана не послушали на Ютубе ? Мне кажется, Соната Шумана очень убедительно сделана.
Мне теперь мечтается о многом другом из её репертуара, который, как я с удивлением обнаружил, уже весьма широк и активно пополняется ! Объём репертуара - это тоже одна из интересных и важных характеристик артиста, свидетельство умения учить много и достаточно быстро.
Как бы нам теперь узнать, что было ЗАПИСАНО Авдеевой. Добраться бы до её дискографии .... Но и список сыгранного уже впечатляет, причём, как можно убедиться, Шопен там отнюдь не на первых ролях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #30 : Ноябрь 20, 2010, 23:05:32 »
я думаю, что она имела в виду Артура
...
... надо вспомнить, что Юлианна в 2002 г победила в конкурсе им. Арт. Рубинштейна, т.е. в ее сознании  именно Арт. Рубинштейн как интерперетатор должен занимать значительное место.

Немного запоздало реагирую (просто забыл это сделать :) ).
Убедили целиком и полностью.
Да, судя по всему, Юлианна в интервью "Свободе" имела в виду именно АРТУРА Рубинштейна, а не великого Антона, нашего соотечественника, основоположника русской пианистической традиции, существенно видоизменённой, но здравствующей до сих пор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #31 : Ноябрь 21, 2010, 23:29:33 »
Сообщаю всем, что уважаемый Predlogoff открыл поток о Юлианне Авдеевой на Классике.

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=67333&p=1041190&viewfull=1#post1041190

И затронул походя очень интересную тему, которую тоже можно было бы когда-нибудь обсудить. Но лучше здесь, на этом форуме :)

Цитата: Predlogoff
Умение выстраивать форму произведения, понимание стиля, ощущение того, "что можно, а что нельзя", вряд ли можно связать с полом играющего: это более универсальные понятия. Вообще, это отдельная большая тема, и я не хотел бы её рассматривать именно здесь, в именном потоке, посвящённом Юлианне Авдеевой, хотя в какой-то степени этой темы придётся коснуться, ибо разговор здесь идёт о выдающейся женщине.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #32 : Ноябрь 22, 2010, 17:24:30 »
Muusika
Цитировать
Сообщаю всем, что уважаемый Predlogoff открыл поток о Юлианне Авдеевой на Классике.
Вот это да! Прямо не знаешь, с кем сравнить - с Савонаролой только :-\
Но вообще, почему, ув. Predlogoff,  вы разрабатываете  версию, что Юлианне Авдеевой жюри присудило первую премию на шопеновском конкурсе по совокупности ее заслуг  помимо этого конкурса и напираете на то, что Юлиана не шопенистка.
Ведь  можт иметь место условно еще одна версия -  ей присудили первую премию, потому что таково сегодняшнее вИдение Шопена преобладающим количеством членов жюри. Кевин Кеннер, который заявил, что Шопен, это не концерты и баллады, а мазурки и вальсы (???),  к их числу, разумеется не принадлежит, но многие другие члены жюри таких слов не произносили, напротив, говорили, что она играет Шопена правильно и  как надо.

« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2010, 17:57:23 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #33 : Ноябрь 22, 2010, 17:55:54 »
Есть еще вторая версия - Юлианне присудили первую премию, чтобы не присуждать ее Божанову, за которым как раз тянется шлейф каких-то историй помимо этого конкурса. Но и в этом случае жюри учло бы степень адекватного исполнения Шопена Юлианной, а не просто ее красивые глаза и если бы оно засомневалось в этой адекватности, то оно могло бы присудить первую премию  и Вундеру, и Генюшасу, и Трифонову  - слава Богу -выбор был.
Почему в голову не приходит простая мысль, что жюри все-таки осмысленно присудило первую премию Авдеевой  как выразителю того направления в исполнении Шопена, которое противостоит облегченному пониманию его музыки -такая тенденция, кстати,  всегда существовала, недаром после октябрьской революции некоторые деятели призывали выбросить Шопена из культурного наследия, приписывая его музыке  чрезмерную салонность и пустоту.
И то, что Вундер так вплотную оказался рядом с Авдеевой говорит о том, что тенденция облегчать Шопена никуда не исчезла :(

P.S.  Это еще не все версии ;)))
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #34 : Ноябрь 22, 2010, 18:53:34 »
Есть еще вторая версия - Юлианне присудили первую премию, чтобы не присуждать ее Божанову

не думаю. Ему бы и так не дали, Авдеева тут не причём. Не было бы Авдеевой - дали бы Генюшасу. Хотя, по моему мнению, Авдеева - гораздо более зрелый музыкант. Можно не соглашаться с её вИдением Шопена, но нельзя не признать высочайший профессионализм, продуманность целого и всех деталей. Местами были ну просто очень интересные решения, особенно в концерте (не знаю, сама ли она до них дошла или кто-то умный подсказал.. :) )
Правильно сказал Кеннер, что не любит рассуждать об образцовых интерпретациях. На этом конкурсе Авдеева смотрелась "убедительнее" остальных, вот и всё.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #35 : Ноябрь 22, 2010, 19:07:36 »
Почему в голову не приходит простая мысль, что жюри все-таки осмысленно присудило первую премию Авдеевой  как выразителю того направления в исполнении Шопена, которое противостоит облегченному пониманию его музыки -такая тенденция, кстати,  всегда существовала, недаром после октябрьской революции некоторые деятели призывали выбросить Шопена из культурного наследия, приписывая его музыке  чрезмерную салонность и пустоту

Да, было и такое ! В те годы Г.Г.Нейгауз, сам выдающийся интерпретатор Шопена, даже давал специальные концерты, на практике полемизируя с этими идеями и как можно сильнее подчёркивая героические черты в музыке Шопена ! :)
Конечно, сегодня таких крайних мер предпринимать не нужно, но соответствующие художественные направления существуют всё равно. И всё же я полагаю, что жюри смотрело дальше: через конкурс Шопена оно открыло дорогу выдающемуся дарованию, которое, конечно, всё равно было бы открыто не на этом, так на другом конкурсе, но зато теперь именно этот конкурс будет считаться тем самым, который сделал Авдееву по-настоящему широко известной ! :)
Ведь она в последние годы неоднократно приезжала в Россию, а кто ею интересовался ?? А вот если она приедет ТЕПЕРЬ, то ажиотаж будет обеспечен. Самое интересное заключается в том, сможет ли она его оправдать и на каком музыкальном материале.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #36 : Ноябрь 22, 2010, 19:15:50 »
Как бы выковырять запись Авдеевой из Ютуба ?
Никогда не пробовал это делать. Но когда-то надо начинать ! :)
У нас вроде была инструкция, но она какая-то странная.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #37 : Ноябрь 22, 2010, 19:18:52 »
Как бы выковырять запись Авдеевой из Ютуба ?

Есть такая программа Youtube Grabber

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #38 : Ноябрь 22, 2010, 19:24:04 »
Predlogoff
Цитировать
Ведь она в последние годы неоднократно приезжала в Россию, а кто ею интересовался ??
Да, к примеру, год назад она участвовала в концерте в Рахманиновском зале (я нашла это объявление на сайте Валентина Урюпина), а мы и не заметили :(

"8 ноября 2009 г. – Москва, Рахманиновский зал консерватории. Камерный оркестр “ARPEGGIONE”, дирижер и солист Валентин Урюпин, солисты Юлианна Авдеева (фортепиано), Юрий Медяник (скрипка), Михаил гайдук (труба). Шостакович, Россини, Мендельсон."
http://www.valentinuryupin.com/concerts9-10/

Скорее всего, она исполняла  Мендельсона (Россини здорово исполняет сам Урюпин), так что это еще один композитор в ее репертуаре, к нему надо также присовокупить  Шимановского и  Падеревского, которых я еще не упоминала.  О Падеревском она писала что-то типа диплома, заканчивая Академию Гнесиных.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #39 : Ноябрь 22, 2010, 19:24:47 »
Про Г.Соколова и его исполнение 1-й сонаты Шумана я рассказывать ничего не буду. Этот кошмар я не забуду до конца жизни, кроме того, в интернете он был обсуждён в 2006 году по результатам его питерского клавирабенда.
Что касается исполнения Софроницкого, то оно меня в значительной степени устраивало, но, как всегда, со скидкой на его пианистическую специфику. Игра ВВС всегда носила эскизный характер, как говорили даже его ярые поклонники, в ней всегда было что-то от лепки. С чисто профессиональной т.з. Софроницкий никогда не был большим виртуозом, хотя для большинства воплощаемых им трактовок его техника была достаточной, чтобы дать понимание его музыкальных намерений. Однако в данном случае – имею в виду 1-ю сонату Шумана – помимо чисто виртуозных данных и умения выдерживать физическую и психологическую нагрузку по причине значительных масштабов этой сонаты требуется ещё кое-что – владение формой, умение видеть её как бы "заранее", созерцать её своим внутренним взором. Софроницкому же был присущ совершенно другой способ выстраивания формы: он всегда шёл не столько от заранее выстроенного целостного образа или плана, как это было в максимально возможной для человека степени присуще Рихтеру (но не ему одному, конечно), сколько "от достигнутого", т.е.  нечто "от лепки" присутствовало не только в пианизме, но и в его способе выстраивания формы целого.
Но всегда ли это уместно ?
Такой способ я считаю идеальным для выстраивания больших циклов миниатюр, например, "24-х прелюдий" Шопена (в исполнении которых именно по ЭТОЙ причине Софроницкий до сих пор никем не бит), или концертных программ, включающих множество разноплановых сочинений, которые необходимо выстроить в убедительную логическую последовательность и объединить единым дыханием при всей пестроте такого набора.
Но когда Софроницкий берётся за изначально единые большие полотна, они у него тоже всегда оказываются как бы крупноячеистыми, "мозаичными", если воспользоваться аналогией из другой области искусства  – в этом есть своя прелесть (понятное дело), но в этом есть и известная ограниченность, ибо далеко не все масштабные произведения выдерживают такую дробность подачи. Не секрет, что у Софроницкого не только 1-я соната Шумана, но и его "Симфонические этюды", и Соната h-moll Листа, и, допустим, 5-я соната Скрябина выстроены из отдельных, причём, довольно хорошо распознаваемых и отделяемых друг от друга мелких фрагментов. У него никогда не было желания "сомкнуть форму", сделать свою подачу монолитной не только по факту исполнения всех этих фрагментов подряд, потому что "так в нотах написано", а по факту их внутреннего единства, по факту их музыкальной общности, которая базируется на единстве авторского замысла.
Я выше сказал, что такой способ подачи тоже вполне приемлем, но далеко не во всех случаях. И вот вопрос: а является ли таким случаем 1-я соната Шумана ? Ой ли ? Являются ли таким случаем "Симфонические этюды", ещё можно поспорить, но Соната h-moll Листа не может быть трактована, по словам Г.Г.Нейгауза, как "24 прелюдии Листа" ! На мой взгляд, 1-я соната Шумана, тоже довольно пёстрая и состоящая из разноплановых элементов, что особенно бросается в глаза и в уши в тех случаях, когда сменяют друг друга весьма контрастные по ритмам, по динамике и по эмоциональному характеру эпизоды, тоже не может исполняться как "24 прелюдии Шумана". Но у Софроницкого она во многом выглядит именно так !
На мой взгляд, у Софроницкого особенно сильно страдает финал, хотя и другие части тоже в этом смысле "подозрительны", но финал просто откровенно "провисает": его трудно слушать, хочется, чтобы он поскорее закончился, потому что Софроницкий смакует мелочи, монументализирует отдельные фрагменты, придавая им излишне самостоятельное значение, в чём вовсе нет необходимости. В результате всего этого финал выглядит громоздко-перегруженным.
Не могу также не сказать о том налёте салонной манерности, которую Софроницкий, видимо, впитал с раннего детства и пронёс через всю жизнь, в манере акцентировать первый звук коротких мотивов и т.д. Что-то в этом опять-таки эскизное, словно бы "необязательное". Хотя в самом начале Сонаты ему удаётся создать необходимый трагический образ за счёт массивных басовых фигур, но в целом достигается это средствами весьма специфическими, которые вряд ли подразумевались автором.
И ещё один момент хочу отметить: ненужная, избыточная красочность, зачастую никак не следующая из характера самого муз.материала. В этом плане звуковой роскоши старых мастеров – а Софроницкий был весьма старомоден, и сегодня это видно особенно отчётливо – позднее противопоставлялась тембровая аскеза, что явилось "противоположностью отрицательного качества", т.е. тоже отрицательным явлением. Истина, по-видимому, как всегда, посередине: всё хорошо к месту. Мне представляется, что в 1-й сонате Шумана Софроницкий расходует роскошь своего звука не по назначению, в противоречии с логикой музыкальных событий. Во многих местах хотелось бы бОльшей звуковой аскезы, бОльшей прозрачности звука, бОльшей строгости контуров – звуковая размытость во многих местах этой Сонаты совершенно ни к чему.
Я недаром уделил столько времени разбору общих контуров исполнения Софроницкого, чтобы (по контрасту) указать на другие возможности исполнения этой Сонаты, реализуемые, в частности, Авдеевой. Её исполнение Сонаты абсолютно лишено манерности, педальный флёр и звуковая роскошь расходуются экономно и исключительно по назначению, мелочи тщательно "выиграны", но не смакуются в ущерб целому, темпы более продуманные, элемент импровизационности существенно ослаблен. Как следствие - единство воли, монолитность формы, естественность перетекания музыкального действия из одних фрагментов в другие, объединённость их общим замыслом, осмысленность, своего рода программность. Особенно эффективен такой подход в тех моментах, в которых пестрота настроения превалирует – например, в Скерцо, где скерцозное движение сменяется вдруг триумфальными возгласами, или где вдруг появляются экспрессивные речитативные фразы, оттеняемые компактными аккордами, сменяемые в свою очередь стремительно взлетающим пассажем, за которым опять следует скерцозное продолжение и т.д.
Всё это у Авдеевой слушается абсолютно органично и, как ни странно, не выглядит как набор отдельных бирюлек, а напоминает, скорее, череду событий, составляющих единую логическую цепочку.
Я хочу сделать вполне однозначный вывод: Авдеева, безусловно, ознакомилась со многими исполнительскими образцами, но, во-первых, подошла к прослушиванию знаменитых трактовок критически, во-вторых, сделала правильные выводы, в третьих, сумела найти собственный подход к проблеме и реализовать свои идеи в собственном исполнении.
Если резюмировать всё сказанное выше, то можно понять, почему я симпатизирую её исполнению и считаю его на данный момент лучшим из всех, какие я когда-либо слышал в реале или в записи.
« Последнее редактирование: Ноябрь 23, 2010, 21:39:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #40 : Ноябрь 22, 2010, 19:28:10 »
К сожалению, Гилельс играет 1-ю сонату Шумана слишком тяжеловесно – в том же духе, что и "Симфонические этюды". Но если Этюды в такой подаче производят большое впечатление и подобный взгляд на них вполне адекватен слову "симфонические", то Соната сильно пострадала при таком подходе. Особенно же ужасно слушается интродукция, но и в дальнейшем чрезмерная тяжеловесность и капитальность лишь вредит музыке. И вообще, у Гилельса всё сделано скорее по-бетховенски, нежели по-шумановски – в его исполнении фактически нету романтики, оно больше напоминает о классицизме.
Не знаю, существует ли запись, но я слышал 1-ю сонату Шумана в исполнении Л.Н.Бермана, одного из любимейших моих пианистов, но и он тоже не сумел убедительно преподнести её, чтобы она могла увлечь и по-настоящему заинтересовать. У него она не была столь тяжеловесной, как у Гилельса, но всё равно было непонятно, зачем он её играет и что хочет сообщить своим исполнением: Соната выглядела абстрактной, лишённой живого отношения. Все ноты были сыграны, а ни уму, ни сердцу это исполнение ничего не сказало, поэтому всё внешнее совершенство оказалось напрасным.
У Лазаря Бермана и у Эмиля Гилельса в этой сонате, хотя и немного по-разному, была преподнесена словно бы альтернатива субъективизму Софроницкого, но, как известно, противоположность недостатка это тоже недостаток. Я считаю, что оба они (в отличие от Софроницкого) потерпели в этой Сонате творческое фиаско.
Вот так и получается, что из всех пианистов, которых я слышал в этой Сонате, только двое меня устраивают: Софроницкий и Авдеева.
Честно говоря, я уже и не мечтал, что в этой Сонате кто-то превзойдёт Софроницкого с т.з. художественной убедительности, избавившись, тем не менее, от его манерности и эскизности подачи  – но, как всегда, счастье наступило неожиданно: мне кинули ссылку на Авдееву, и я был осчастливлен давно чаемым исполнением, которого я дотоле никогда не слышал, но которое мне мерещилось в моих мечтах ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #41 : Ноябрь 22, 2010, 19:34:38 »
Не знаю, существует ли запись, но я слышал 1-ю сонату Шумана в исполнении Л.Н.Бермана

Как же не существует?

http://www.youtube.com/watch?v=Gz6XXVWjFD0

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #42 : Ноябрь 22, 2010, 19:36:45 »
Да, это прекрасно, когда мечты сбываются, причем так неожиданно :) Хотелось бы теперь послушать сонату Шумана в исполнении Юлианны Авдеевой в живом концерте (в хорошем камерном зале).

P.S. Записать аудио этой сонаты с ю-туба я могу.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #43 : Ноябрь 22, 2010, 19:38:19 »
Не знаю, существует ли запись, но я слышал 1-ю сонату Шумана в исполнении Л.Н.Бермана

Как же не существует?

http://www.youtube.com/watch?v=Gz6XXVWjFD0

Ой, надо же ......
Ну вот и хорошо, можно проверить мои слова. В каком-то смысле это сделано неплохо, но по большому счёту меня не устраивает.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #44 : Ноябрь 22, 2010, 21:12:55 »
Я смогла послушать пока  только первый эпизод сонаты в исполнении Бермана (второй все время зависает). Хорошее исполнение, никакой абстракции я не увидела, правда,  есть некоторая приглушенность экспрессии и кое-где играет слегка автоматичеки , в то время, как у Авдеевой буквально каждая нота очень естественно и органично вплетается в целое.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #45 : Ноябрь 23, 2010, 16:44:47 »
Как бы выковырять запись Авдеевой из Ютуба ?
Никогда не пробовал это делать. Но когда-то надо начинать ! :)
У нас вроде была инструкция, но она какая-то странная.

Usman выковырял :)

http://files.mail.ru/0L7EBR

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #46 : Ноябрь 23, 2010, 19:55:26 »
И, всё-таки, для романтики у Авдеевой, мне кажется, недостаточно широкий эмоциональный спектр. А вот Хаммерклавир, позднего Шуберта, Шостаковича - страшно интересно было бы послушать. Где бы всё это достать??

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #47 : Ноябрь 23, 2010, 20:08:33 »
И, всё-таки, для романтики у Авдеевой, мне кажется, недостаточно широкий эмоциональный спектр. А вот Хаммерклавир, позднего Шуберта, Шостаковича - страшно интересно было бы послушать. Где бы всё это достать??

Я забросил просьбы в разные инстанции, быть может, кто-нибудь что-нибудь отыщет.
Но я боюсь, что если только она сама не записывала свои выступления, то вряд ли это делал кто-либо ещё !
Я чувствую, что многое из того, что она уже сыграла, легло в её творческую "копилку", но для нас пока что пропало, ибо никак не зафиксировано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #48 : Ноябрь 23, 2010, 21:14:12 »
Usman выковырял :)

http://files.mail.ru/0L7EBR

:)) Да, шикарно ! Я уже благодарил его, но надо бы и нам самим тоже этому научиться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юлианна Авдеева (р.1985, Москва), пианистка
« Ответ #49 : Ноябрь 23, 2010, 21:25:27 »
почему, ув. Predlogoff,  вы разрабатываете  версию, что Юлианне Авдеевой жюри присудило первую премию на шопеновском конкурсе по совокупности ее заслуг  помимо этого конкурса и напираете на то, что Юлиана не шопенистка.

Могу уточнить свою позицию: я не особо напираю, просто меня к этому подталкивает сама жизнь и мои наблюдения за оной ! :)
Я указываю на НЕшопеновские музыкальные свойства исполнительства Авдеевой, в то время как ей, между прочим, дали приз за исполнение 2-й сонаты Шопена ! Т.е. я отодвигаю Шопена в сторону в своих объяснениях того, почему Юлианне дали 1-ю премию на конкурсе Шопена. А как же Шопен ? Неужели у неё всё настолько плохо с Шопеном, что жюри дало ей приз не за него, а за "общую музыкальность" и "за перспективу" ?
О нет ! Я не считаю её исполнение Шопена "плохим" или каким-то в этом же роде, но я хочу ещё раз подчеркнуть, что одним лишь исполнением Шопена она этот приз не завоевала бы. Кроме того, я хочу подчеркнуть, что высоко отметили её исполнение именно Сонаты (хотя могли бы отметить и Концерт), т.е. крупной формы: я думаю, что это вовсе не случайность ! Полагаю, что дело тут опять же не столько в Шопене, сколько в умении Авдеевой распорядиться КРУПНОЙ ФОРМОЙ ! Мне кажется, именно в области КРУПНОЙ формы – больших сонат, масштабных музыкальных циклов, фортепианных концертов – проявляется и ещё проявится главная отличительная черта дарования Авдеевой, которая отчётливо видна мне уже сегодня даже во второстепенных её исполнениях.
Желаемый репертуар, в котором она могла бы проявить свои лучшие качества, я уже перечислял выше по потоку.
Авдеева – мастер КРУПНЫХ форм, и именно в НИХ уже проявляется и, как я ожидаю, ещё мощнее проявится её талант. Я вижу в ней задатки новой Юдиной – мастера воплощения масштабных музыкальных фресок, специалиста игры "крупным планом".
Кстати, та суровость, с какой Ю.Авдеева играет и Сонату Шопена, и Сонату Шумана не похожа на неврастеничность Горовица, на трескучую мелодраматичность Гофмана, она больше идейно похожа на исполнительскую угрюмость Рахманинова, исторически восходящую к трагедийности Антона Рубинштейна.
Так мне это видится сегодня.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица