Автор Тема: Три монооперы для женских голосов: Губаренко, Спадавеккиа, Таривердиев  (Прочитано 29920 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В оценке постановок, а тем более, в их расстановке по местам на "пьедестале" я с Париным абсолютно не согласен.
На мой взгляд, 1-я опера и прозвучала, и была поставлена ничуть не хуже, чем все остальные. Если Парин не прочувствовал эмоциональный заряд 1-й постановки и не ощутил создаваемого ею настроения, то это ещё не означает, что всего этого не было и постановка была, как он пишет, "скучной". Действие проходило среди каких-то металлических деталей, мусора и технологических обслуживающих объектов посреди города; город присутствовал движущимся видеорядом на большом сценическом экране: громадный город в движении – едут машины, суета, светит и закатывается Солнце и т.д. А в это время посреди всего этого разворачиваются всякие потусторонние страсти. Этот контраст - громадного равнодушно-суетящегося города и былых (уже несуществующих) человеческих страданий на его фоне – производил громадное и даже мистическое какое-то впечатление: словно в фильмах Антониони, героиня оперы выглядела неправдоподобно одинокой посреди навороченной современной цивилизации. Собственно, она и была призраком – ведь она давным-давно умерла. И эта призрачность лишний раз была обыграна "раздвоением" образа и вокала героини, воплощённым сёстрами Терентьевыми (кому ж как не сёстрам обыгрывать такие ситуации ?? было впечатление, что этот спектакль будто бы специально для них написан). В конце оперы её самоубийство было символизировано выскальзывающей из поля зрения зрителей куда-то за сцену женской лёгкой накидкой. Всё ясно без слов и предельно трагично – и это после всего пропетого. В общем, Парин не проявил достаточной сообразительности, поэтому ничего не понял. Бывает.
Как известно, "информацией" может считаться только то, что было дешифровано приёмником – а Парин соответствующей мыслительной работы проделать не сумел, поэтому сидел и скучал, ибо для него это была НЕ "информация к размышлению", а просто скучища. А я вот скучал на 2-й опере, хотя отдаю должное великолепному режиссёрскому, операторскому (с видеокамерой) и инженерному (визуальные комбинированные эффекты на экране) решению. В данном случае я хотел бы как раз отделить игру певицы от постановки – мне понравилась постановка, но я скучал по причине отсутствия настоящих актёрских данных у певицы: мне всё казалось сплошь наигранным и переигранным.
3-я вещь (Таривердиев) была сделана в легко узнаваемой – но оттого вовсе не набивающей оскомину – таривердиевской манере "кинооперы" (если тут уместно будет припомнить этот сомнительный термин). Да, это его стиль, да это его типичные приёмы: но не ругаем же мы П.И.Чайковского за его излюбленные мелодические ходы и постоянно повторяющиеся гармонические сочетания ? :)) Возможно, Парин такой большой "эстет", что ему уже и Чайковский с Таривердиевым не угодят сегодня типичными своими стилистическими особенностями, подавай ему додекафонию, музыкальный конструктивизм или ещё что-нибудь, но я не думаю, что это всё приблизит публику к музыке, скорее, наоборот. И Парин милостиво – как бы с барского плеча - "разрешает" публике любить хорошую  музыку: типа, ну шут с вами, любите. Что хотите ! :))))) Я обхохотался: уж конечно, мы не будем спрашивать у Парина, какую музыку нам любить, каких певиц и актёров предпочитать и какие постановки хвалить.

Я считаю, что в последнее время в Москве появилось несколько шикарных оперных постановок, которые в полном смысле этого слова могут быть названы "современными", а в то же время они не порывают ни с музыкой, ни с сюжетом: это опера "Бег" в театре им.Покровского и это "Голос женщины" в "Новой опере". Я привёл лишь те примеры, которые мне оказались ближе и симпатичнее всего остального, но это не означает, что в Москве нету других постановок. И я имею в виду отнюдь не Чернякова с Бархатовым ! :))))))))
Проект "Голос женщины" представил нам целых 3 шикарных сценических решения, каждое из которых, конечно, имеет своих идейных предшественников, впитав отдельные элементы разных других постановок и постановочных идей, в целом, однако, ничего не повторяя и не копируя. Я считаю этот триптих большой удачей "Новой оперы".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Проба голоса для женщин с оркестром
Соло в Новой Опере
Дмитрий МОРОЗОВ
Для монооперы – жанра, вообще-то говоря, скорее, концертного, нежели театрального – требуется камерное пространство, в котором между исполнителем и зрителем возникает особо тесный контакт, что называется, глаза в глаза. При таком раскладе главная задача режиссера – умереть в актере. В данном случае все обстоит несколько иначе. Мы – в Новой Опере на премьере спектакля-триптиха, включившего в себя “Нежность” Виталия Губаренко, “Письмо незнакомки” Антонио Спадавеккиа и “Ожидание” Микаэла Таривердиева. Все это получило общее название “Голос женщины” и стало первой пробой “режиссерского голоса” Аллы Чепиноги. Материал для дебютанта, надо сказать, не самый выигрышный, а для моноопер далеко не камерное пространство этого зала – тоже вариант не самый оптимальный. Что же вышло в итоге?

Получив в свое распоряжение сцену Новой Оперы, Алла Чепинога, похоже, в первую очередь захотела показать, что чему-то научилась у своих педагогов (от Александра Бармака до Дмитрия Бертмана) и была внимательной зрительницей многих, не только музыкальных, спектаклей. В “Голосе женщины” просматривается немало знакомых приемов. Вместе с художником Любовью Шепетой – тоже дебютанткой – они сделали одним из главных визуальных средств видеопроекции. Используются эти последние довольно навязчиво, хотя порой (как в начале “Ожидания”) весьма остроумно, а в “Нежности” буквально демонстрируют предложенное постановщиком место действия: крышу высокого дома, где героиня пишет свои письма, прежде чем совершить роковой прыжок.

Кстати, из всех трех моноопер именно “Нежность” оказалась наименее убедительно решенной: визуальные эффекты здесь не столько помогают раскрытию внутреннего мира героини, сколько попросту подменяют его. В финальном же “раздвоении”, никак по большому счету не оправданном, можно увидеть как цитату из Бертмана, так и шаг навстречу сестрам Елене и Ольге Терентьевым, любящим выступать вместе. Правда, судя по актерской пустоте обеих, Чепинога пока не слишком сильна в индивидуальной работе с исполнителями. И если в других монооперах по части внутреннего наполнения образов героинь дело обстояло совсем иначе, то причина, скорее всего, в том, что заняты в них были не просто способные вокалистки, но настоящие певицы-актрисы высокого класса – Татьяна Смирнова и Марина Жукова.

Смирновой в “Письме незнакомки” режиссер “помогла” разве лишь тем, что придумала больничную койку, с которой ее героиня и читает свое письмо, одновременно заново проживая жизнь. При этом режиссер ей и очень мешала, введя персонаж Видеооператора, что постоянно преследовал героиню со своей камерой. Не говоря о том, что аналогичный прием мы видели уже даже и на той же сцене (в “Паяцах“), в данном случае очередной выпад против назойливых папарацци ровно ничего не давал, а только раздражал…

Пожалуй, лишь в “Ожидании” антураж действительно работал на некое художественное целое. В своеобразном видеоэпиграфе, где в ускоренном темпе проматывался кусок из некоего фильма, в юмористической форме заявлялось нечто вроде концепции: в суете и спешке мы подчас проходим или даже пробегаем мимо чего-то главного в жизни. Правда, финальный хеппи-энд, когда нежданно-негаданно материализовывался существовавший, казалось, только в воображении героини Любимый, производил откровенно комическое впечатление, и в радостном смехе публики безнадежно исчезали последние такты таривердиевской музыки.

Кстати, именно партитура Таривердиева (вполне добротно, как, впрочем, и остальные две, интерпретированная Валерием Крицковым) оказалась в представленном триптихе наиболее живой. А наименее живой – музыка Спадавеккиа: как раз тот самый случай, когда приговор истории вполне справедлив, и вряд ли стоило вытаскивать “Письмо незнакомки” из пыльных архивов и тратить время и силы на разучивание лишь затем, чтобы вновь это подтвердить. Вероятно, театру есть смысл подумать о том, чтобы в дальнейшем сохранить в репертуаре одно только “Ожидание”, присовокупив к нему что-то более интересное в музыкальном плане, чем опера Спадавеккиа, и лучше соответствующее формату большой сцены, чем “Нежность” Губаренко.

Возвращаясь же к режиссерской работе, стоит заметить, что для дебютантки, да еще и с учетом характера самого материала, это далеко не худший результат. А если и возникали сомнения по поводу того, не напрасно ли Алла Чепинога (поначалу обучавшаяся пению) выбрала эту профессию, то после “Ожидания” появилась надежда на то, что из нее, пожалуй, и вправду, может выйти режиссер.

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Предворительные составы на 25 февраля
"Нежность"- Ольга Ионова и Елена Митракова
" Письмо незнакомки"- Валерия Пфистер
"Ожидание" - Марина Ефанова

Оффлайн velirinka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Не секрет, что репертуарная политика музыкальных театров Москвы ведется схожим образом. В результате зрители имеют возможность наслаждаться весьма ограниченным кругом шедевров оперной классики, сравнивая режиссерские интерпретации одних и тех же спектаклей в разных театрах.  Оперы XX века и вовсе не вписываются в этот музыкальный mainstream.
Тем большую радость доставил мне театр «Новая опера», включив в репертуар (в соответствии со своим названием) три монооперы композиторов XX века. «Нежность» В. Губаренко, «Письмо незнакомки» А. Спадавеккиа и «Ожидание» М. Таривердиева объединены общей темой, которую авторы спектакля выразили в названии  триптиха — «Голос женщины».
 Вызывает восхищение и тот факт, что постановку в «Новой Опере» доверили молодым: режиссеру Алле Чепинога и художнику Любови Шепета.
Обращение к опере XX века подразумевает решение нескольких важных проблем. Первая и главная из них — проблема художественного языка. Часто понятия «современной искусство», «современная режиссура» ассоциируются с резкостью, грубостью, натуралистичностью — со всем тем, что отталкивает рафинированных приверженцев академической классики. Спектакль «Голос женщины» поражает красотой сценического воплощения. Режиссеру и художнику в языке постановки удалось добиться максимальной экспрессии выражения мысли, оставаясь в рамках эстетически прекрасного. В оформлении используются урбанистические элементы (трубы, провода, панорама мегаполиса, возникающая на экране), и все эти, на первый взгляд, негармоничные детали, естественно и красиво встраиваются в пространство спектакля.
Однако единство оформления не снимает некоторой стилистической разнородности внутри спектакля. Оперы Губаренко и Спадавеккиа при всей несхожести стиля авторов объединяются общим серьезным тоном высказывания. Оба произведения представляют собой развернутые композиции со сквозным симфоническим развитием. Режиссер, на мой взгляд, очень точно ощущает закономерности такой музыкальной формы: в обеих операх нет моментов «провисания» действия, напряжение не отпускает зрителя ни на секунду. Опера Таривердиева изначально построена по другому принципу: это композиция из относительно замкнутых номеров с преобладанием структур типа куплет-припев. После первых динамичных оперных новелл в постановке этого сочинения ощущается некоторая статика, затянутость действия.
Другая проблема, связанная с постановкой современной оперы, имеет отношение к актерской игре солистов. Если в оперном искусстве XIX века отличные вокальные данные солиста гарантировали постановке успех, то опера XX века требует от вокалиста еще и настоящей актерской игры. И в этом плане спектакль «Голос женщины» оказался очень убедительным. Понравились актерские работы всех участниц спектакля (Ольга Ионова, Елена Митракова, Валерия Пфистер, Марина Жукова). Особенно хочется отметить Валерию Пфистер, ее фантастическое перевоплощение в образ героини С. Цвейга (опера «Письмо незнакомки»).
Музыкальная часть постановки, которой руководил дирижер Валерий Крицков, произвела самое приятное впечатление (баланс звучания, выявленность всех оркестровых линий, выстроенность формы).
В целом, спектакль поразил своей многомерностью, и я уверена, что повторные  просмотры постановки позволят открывать новые и новые пласты содержания.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, "триединый" спектакль получился очень хороший, я лично получил удовольствие от посещения этого триптиха. Констатируя, что музыка Таривердиева теснее всего связана со своей эпохой, и соглашаясь с тем, что в ней проявляются песенные штампы тех лет и композиторские штампы самого Таривердиева, я готов утверждать, что если не со стороны формы целого (вещь Таривердиева мозаична), то с чисто художественной стороны опера Таривердиева всё же выглядит более музыкальной.

Об этом можно спорить, сведя дискуссию к выяснению того, "что есть музыка", но я уверен, что любой человек "со стороны" сразу скажет, что именно музыка Таривердиева наиболее узнаваема и понравилась больше всего. Это не означает отсутствия просчётом по части формы, но в конце концов, это же спектакль, следовательно, форму ему может придать режиссёр, что и было очень хорошо сделано, на мой взгляд.

Единственное что – оптимистичная концовка: не имея возможности ознакомиться с партитурой, я так и не понял, какая концовка была заложена самим автором – или сюжет допускает двоякий финал ? Впрочем, разве не так и в жизни ? Никогда не знаешь, что будет за поворотом, причём, как правило, последующие события почти никак не связаны с предыдущими, а из перманентной правильности поведения никак не следует автоматическое вознаграждение за проявленную добродетель.

Я ещё раз рекомендую всем тем, кто не смотрел этот триптих в НО, посмотреть его: быть может, второй раз вас туда уже и не потянет, но один раз посмотреть очень интересно ! :) А посмотреть эту постановку несколько раз будет интересно тем, кто любит сравнивать варианты реализации: не говоря уже об исполнении женских партий разными певицами, что уже вносит неповторимые вариации в спектакль, многие моменты постановки настолько импровизационны, что буквальное их повторение просто немыслимо. И именно ЭТО тоже очень интересно: жизнь спектакля на сцене и его метаморфозы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн velirinka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Можно ли судить о художественном уровне произведения по мнению человека "со стороны"?
В России крайне не развита культура слушания современной музыки. Восприятие музыкального произведения зависит от слухового опыта человека. У среднестатистического российского слушателя такого опыта нет. Я ничего не имею против музыки Таривердиева, но если представить, что постановка "Голоса женщины" состоялась не в Москве, а в Германии или, скажем, в Финляндии? Какую из трех оперных новелл лучше всего примет в этом случае публика "со стороны"?

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
29 апреля  очередной спектакль " ГОЛОС ЖЕНЩИНЫ "
 составы
Нежность - Терентьева Ольга и Терентьева Елена.
Письмо незнакомки - Татьяна Смирнова.
Ожидание - Жукова Марина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, это тот вариант, на котором побывал я.
Я не поменял своё мнение об этом проекте: всем, кто его не видел и не слышал, рекомендую разочек сходить послушать и посмотреть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Голос женщины/Новая опера
Выпуск № 5-135/2011, Премьеры Москвы " Страстной бульвар"

 
Чужая душа - загадка. Душа женщины - в особенности. Приоткрыть завесу женской души и заглянуть за нее попытались авторы спектакля «Голос женщины» в Новой опере, объединившие в едином сценическом и временном пространстве три монооперы - откровенные исповеди Женщины, обращенные к Единственному Ему. Как ни парадоксально, все три короткие оперные новеллы созданы мужчинами, написавшими собственное авторское либретто по разным литературным источникам: «Нежность» В.С.Губаренко по новелле А.Барбюса, «Письмо незнакомки» А.Э.Спадавеккиа по поэме С.Цвейга, «Ожидание» М.Л.Таривердиева по поэме Р.Рождественского. Качественное музыкальное руководство спектакля также принадлежит мужчине - Валерию Крицкову. А поставлен оперный триптих юными женщинами - талантливыми дебютантками в оперной постановке: 24-летним режиссером Аллой Чепинога и 26-летней художницей Любовью Шепета, выигравшими грант Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры.

Героиня «Нежности», пишущая своему возлюбленному после вынужденного расставания четыре письма, которые он должен получить через год, через одиннадцать и через двадцать лет после разлуки, излагает в них свое вымышленное будущее, на самом деле решив назавтра покончить с собой. В музыке, передающей все оттенки страданий и нежности женщины, обреченной на любовь, звучит и душевный надрыв покинутой возлюбленной, и безграничная нега любовных излияний. Контрасты выразительной вокальной декламации, оркестровых вздохов и наводящих ужас «лязгающих» симфонических тем передают душевную катастрофу женщины, приведшую к самоубийству. Две блистательные исполнительницы оперного монолога - Елена и Ольга Терентьевы - доносят до слушателя все оттенки «раздвоившейся» между любовью и смертью души. А белое свадебное платье, в которое по замыслу постановщиков одета героиня, на фоне вороха измятой, исписанной бумаги и сбивчивого текста писем, изображаемого в видеоряде, продуманном Никитой Шиловым и Дмитрием Зубаревым, обостряет трагедию несостоявшейся любви.

Главное лицо «Письма незнакомки» - несчастная женщина на грани безысходного отчаяния, потерявшая сына, рожденного от любимого человека. Тот всю жизнь оставался в неведении и в стороне от ее чувств. В письме, адресованном любимому, предстает вся жизнь, связанная со страданиями по несбывшейся любви. Беззаветная, переполненная эмоциями боли и томления, немного сумасбродная, но смелая и решительная, в исполнении Татьяны Смирновой, полном страсти, она глубоко трогает слушателя. Серый фон больничной палаты психиатрической лечебницы, где находится героиня, хаотичный живой видеоряд, выполняемый по ходу спектакля оператором и выхватывающий крупным планом отдельные фрагменты происходящего на сцене, погружают в атмосферу безысходности и боли. А музыка, сочетающая остроту речитатива одинокого голоса с богатством красок большого оркестрового состава, тему воспоминаний и обрывки вальсовых интонаций, становящихся эквивалентом разрушенных надежд, вторит всем эмоциональным нюансам текста, многократно усиливая силу их воздействия.

Героиня «Ожидания» - Марина Жукова, - наиболее успешная, современная деловая женщина, обеспеченная и состоявшаяся, но упустившая за карьерой свое личное счастье. Пришедшая на свидание раньше возлюбленного, она непрерывно поглядывает на часы и за 32 минуты ожидания переживает шквал разных эмоциональных состояний, сбрасывая маску деловитости и обнажая незащищенную женскую душу, в которой есть место и печали, и беспомощности, и одиночеству. Узнаваемая музыка М.Таривердиева погружает в мир тонких переживаний одинокого сердца, вызывая острый эмоциональный резонанс у слушателя.

Пространство, объединившее трех женщин из разных оперных историй - условно: своеобразная стена в духе хайтек, напоминающая то ли распавшийся кристалл, то ли смятую оригами, испещренную спутанными прутьями, которая вызывает ассоциацию с потоком подсознания. Ну а погружаться ли в страдания женской души или просто посочувствовать несчастной Женщине, оказавшейся во власти любовного смятения, - решать уже слушателю.
Фото Ивана Мурзина

Артемова Евгения

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
31 мая ( вторник )  очередной спектакль  составы:
"Нежность" Ольга Ионова, Елена Митракова
"Письмо незнакомки" Валерия Пфистер
"Ожидание" Марина Ефанова

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 760
    • http://www.novayaopera.ru/
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 760
    • http://www.novayaopera.ru/
17 февраля 2012 (пятница) 19:00
Премьера
"Голос Женщины"

Оперные новеллы
В.С. Губаренко «Нежность», А.Э. Спадавеккиа «Письмо незнакомки»,
М.Л. Таривердиев «Ожидание»

Приглашаем на один из редких, но один из самых стильных и современных спектаклей Новой Оперы.
Экспликация спектакля молодого режиссера Аллы Чепиноги и художника Любови Шепеты победили на конкурсе Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры, и постановка была удостоена специального гранта.

OperaNews.ru, 26.12.2010: «Новую рабо­ту «Новой опе­ры» мож­но толь­ко при­вет­ство­вать и зане­сти в без­услов­ный актив теат­ра. Взявшись за нетри­ви­аль­ный репер­ту­ар, театр сде­лал не толь­ко пра­виль­ный выбор, но нашел ресур­сы — музы­каль­ные и теат­раль­ные — вопло­тить его изящ­но и интересно».

17 февраля в спектакле участвуют:
Она («Нежность»): Ольга Ионова, Елена Митракова
Незнакомка («Письмо незнакомки») - Татьяна Смирнова
Женщина («Ожидание») - Марина Жукова

http://www.novayaopera.ru/?repertoire=voice_of_a_woman&section=press

Пока еще билеты есть в кассах театра и на сайте! Пока...  :)
« Последнее редактирование: Январь 31, 2012, 15:17:10 от Novopera »
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 760
    • http://www.novayaopera.ru/
28 февраля 2013 г.- спектакль "Голос женщины", состоящий из двух моноопер: «Нежность» В.С. Губаренко и «Ожидание» М.Л. Таривердиева. Услышать редкие и удивительно красивые сочинения выдающихся композиторов XX века - редкая удача, так как оперные театры не балуют зрителя таким репертуаром.
"Взявшись за нетривиальный репертуар, театр сделал не только правильный выбор, но нашел ресурсы — музыкальные и театральные — воплотить его изящно и интересно» - пишет на ОпераНьюс.ру. «Истории о женском одиночестве разыграны на авансцене, оркестр расположен сзади, и эмоции героинь льются крупным планом. На большом экране (основа сценографии) возникают улицы мегаполиса, на которые смотришь сверху, строки любовных посланий, покрытые слезами, шпили и призмы зданий хай-тек, а когда надо, трансляция игры героинь в режиме реального времени», - делятся "Новые известия".

В первой опере партии сопрано исполнят лауреаты международных конкурсов сестры Елена и Ольга Терентьевы, во втором сочинении - лауреат международного конкурса Марина Ефанова.
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru