Автор Тема: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)  (Прочитано 5861 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« : Декабрь 21, 2010, 19:33:03 »
Гидо́н Маркусович Кре́мер (латыш. Gidons Krēmers; 27 февраля 1947, Рига) — советский и латвийский скрипач и дирижер.

Гидон Кремер родился в Риге. Его родителями были скрипачи — отец с балтийско-еврейскими корнями и мать со шведско-немецкими. В возрасте 4-х лет начал учиться игре на скрипке у своего отца и деда, которые были профессиональными скрипачами. Обучался в Рижской музыкальной школе Эмиля Дарзиня (класс доцента В. А. Стурестепа), в 1969 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки Давида Ойстраха. Выступает с 1965 года.

Первые международные премии получил в 1969 и 1970 годах на конкурсах имени Паганини в Генуе и имени Чайковского в Москве. Лауреат многих других наград и премий — в частности, первый обладатель Премии Академии Киджи (1982), лауреат премии Эрнста Сименса (1982).

Эмигрировал в 1980 г. С 1981 года руководитель учрежденного им фестиваля камерной музыки в Локенхаузе в Австрии. В 1997 основал камерный оркестр Kremerata Baltica, в составе которого — молодые исполнители из Латвии, Литвы и Эстонии.
« Последнее редактирование: Январь 30, 2011, 22:25:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #1 : Январь 30, 2011, 22:25:42 »
http://www.nashgorod.ru/news/news33212.html

07.06.2010 / 18:00

Гидон Кремер: Музыка нас еще волнует

Сегодня (07.06.2010) в Тюменской филармонии состоится уникальный концерт с участием величайшего музыканта столетия, одного из лучших скрипачей мира Гидона Кремера и оркестра «Кремерата Балтика», организованный «МДМ Банком» в рамках благотворительной программы «Мелодий дивных мир».

Гениальный скрипач поделился с тюменскими журналистами мыслями о предназначении музыканта, рассказал об оркестре и инструменте, на котором он играет, а также о том, легко ли вести кочевой образ жизни.

О предназначении

Я не ощущаю себя объектом глянцевой культуры, хотя меня представляют как «уникального», «выдающегося» и т. д. Считаю, что наше дело — служить музыке. Приятно, что есть люди, организаторы, банки, которые поддерживают то, что серьезно, а не только то, что популярно, пользуется спросом и позволяет зарабатывать большие деньги. Серьезное искусство иногда забывается в угоду тому, что приносит доход и становится в определенном смысле ширпотребом.

Мы стараемся служить музыке, композиторам прошлого и современности, быть полезными публике, открывая то, что им не известно или погружая их в те слои музыкального восприятия, о которых до сих пор они не догадывались. Я думаю, что жизнь каждого человека уникальна, если он следует своей дорогой, ищет свой голос, а не становится одним из многих. Живет не так, как ему наказали родители, педагоги, менеджеры, общество, а полноценно, по своему собственному усмотрению, по своему понятию, по своему желанию найти свой голос. Особенно это важно для художника. Важно быть интерпретатором, а не имитатором того, что происходит вокруг. Потому открыть новые страницы известных или неизвестных сочинений — достаточно дерзкий путь, но единственный для художника.

О программе, которую исполнят в Тюмени

Визитная карточка ее — это сочинение «Midsummer song» незаурядной девушки-композитора из Литвы Раминты Шеркшните. Это одновременно и доступная, и таинственная музыка. Нам приятно начать концерт с погружения в летнее состояние. Кроме этого, мы представим сегодня одно из самых мистических сочинений Бетховена в необычном сочетании — в нашей собственной версии для квартета с оркестром.

Мы познакомим вас с творчеством Астора Пьяццоллы, в чью творческую лабораторию я зашел более 15 лет назад, хотя ранее даже не догадывался, что эта музыка может быть мне близка как исполнителю, подвластна мне. Когда 14 лет назад я основал «Кремерату Балтики», ни один из музыкантов этого коллектива не знал даже имени Пьяццоллы — сейчас оно достаточно известное. Но мы играем его музыку не потому, что она популярна, а потому что она свидетельствует о необычайной личности автора. Думаю, что музыка, автора которой можно узнать за 20 секунд ее звучания — это музыка с почерком. Произведения Пьяццоллы можно отнести именно к этой разновидности. Это подлинная музыка, полная страсти, трагедии, ностальгии — чего угодно. И уж никак нельзя отнести музыку «короля танго» только к танцевальной музыке.

Гидон Кремер — «странствующий музыкант»

Я странствую и не нахожу места, которое могу назвать своим домом. Мой дом — это сцена, потому что это пространство, где я обитаю более всего. Быть все время в пути достаточно тяжело. Тем, кто наблюдает со стороны, неизвестны закулисные стороны этих странствий. Об этом я писал в своей книге «Обертон». Не чувствовать себя дома — это скорее наказание, чем благодать. Я служу своему делу, а оно от меня требует двигаться к аудитории. Не могу ожидать того, что все аудитории мира двинутся ко мне, поэтому я выступаю и в качестве обслуживающего персонала. Это удел всех артистов — я не единственный в этой ипостаси. Вопрос в том, насколько честно они служат своей профессии.

Про языки мира

Моя судьба сложилась очень пестро, я родился в многослойной семье: мой дедушка был шведом, я родился в Латвии, мама — немка. Говорил я всю жизнь на русском языке больше, чем на всех других, хотя моим первым языком был немецкий, затем — латышский. Потом приобрел еще и английский, немного французского. Все это свидетельствует о том, что в мире я двигаюсь не на одном меридиане, не на одной высоте. Но язык музыки — самый близкий и самый точный. Бывают счастливые концерты, но всегда находишься на каком-то расстоянии от того, чего бы хотелось сыграть. Идеал — как линия горизонта, к которой стремишься, но никогда ее не достигаешь.

Об оркестре «Кремерата Балтика»

За 14 лет мы с Кремератой Балтики стали семьей, объездили весь мир, повидали все континенты, заслужили право говорить о себе как о достойном коллективе, который стремится поддерживать качество музыки.

Мне удается сочетать и сольную деятельность, и работу с оркестром. С его появлением у меня просто удвоилась нагрузка или по-другому строится баланс этой нагрузки. Уже 14 лет «Кремерата Балтика» — это примерно половина моей деятельности, которая за это время стала намного интенсивнее. Для меня музыканты коллектива сначала были детьми, а сейчас я на них смотрю как на более молодых коллег, единомышленников. Половина участников первого состава (когда они начинали играть им было по 21–22 года) все еще играет в «Кремерате». Вторая половина — еще более молодые участники, поэтому средний возраст держится на отметке 28–29 лет. Я отношусь к коллективу крайне бережно, но и строго, потому что отношение к музыке должно быть принципиальным, творческим, но никак не рутинным.

Для меня каждый участник оркестра «Кремерата Балтика» — отдельная личность, а вместе они играют и слаженно, и азартно, и с искоркой таланта и дерзания. Я надеюсь, что это слышно и видно. Сегодня вечером вы сможете удостовериться, что музыка нас еще волнует, мы ей отдаемся, не просто выходим на сцену покрасоваться, а сами переживаем музыку и хотим поделиться этими переживаниями с нашей аудиторией.

О своем инструменте

С юности мне посчастливилось играть на хороших инструментах: у меня скрипичная династия — и мама, и папа, и бабушка с дедушкой — все играли на скрипках. Дедушка играл на прекрасном инструменте Гвадонини, который потом достался мне. Сейчас на нем играет один из музыкантов оркестра. Я сам играл и на Страдивари, и на Гварнери, а сейчас, вот уже 6 лет, играю на инструменте выдающегося итальянского мастера Николо Амати, учителя Страдивари, который был сделан в 1641 году. Никогда ранее я не держал такой старый инструмент у себя в руках, а когда он попал ко мне, я уже не смог от него оторваться. Я предан ему, а он предан мне. Каждый день в нем открываю какие-то новые звуки. У выдающихся инструментов, как и у картин, есть какой-то свой голос, особый почерк, что-то неповторимое. Это не исчисляется деньгами, это не описать ценностью инструмента. Художник, если он следует своей судьбе, оставляет знаковые создания, на которых можно учиться, с которыми можно входить в контакт, таинство которых неисчерпаемо.

Об источниках энергии

Энергию для творчества, как ни странно, дает музыка. Когда я очень усталый сажусь репетировать, то вдруг просыпаюсь. В музыке самой есть какая-то энергия. Когда хочу отдохнуть от музыки, то отправляюсь в те страны, в которых не играю концерты, где нахожу голос природы и цивилизаций мне незнакомых, будь то Королевство Бутан, острова Тихого океана, Камбоджи или что-то еще неизведанное. Стараюсь искать ту тишину, которую в моей суете мне найти очень трудно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #2 : Январь 30, 2011, 22:26:14 »
Паганини на бис

http://www.rg.ru/2010/12/10/orkestr.html

Российский национальный оркестр сыграл концерт из сочинений Шумана и Дворжака

Елена Чишковская

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5359 (280) от 10 декабря 2010 г.

 
Гидон Кремер - исполнитель, достаточно редко выступающий в российской столице. Фото: Васенин Виктор 
Выступлением в Концертном зале им. П.И. Чайковского РНО завершил филармонический абонемент, посвященный двадцатилетию оркестра. В первых двух вечерах цикла приняли участие именитые дирижеры - немец Клаус Петер Флор и американец Кент Нагано, а в заключение московская публика встретилась с одним из лучших скрипачей современности - Гидоном Кремером.

Кремер - исполнитель, достаточно редко выступающий в российской столице, а потому его появление с концертом Шумана было встречено слушателями с неподдельным энтузиазмом. Тот факт, что за пультом РНО был его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев, безусловно, добавил вечеру статусности и привлекательности. Все вместе же обеспечило концерту абсолютный аншлаг.

Скрипач, известный всему миру как неутомимый пропагандист и искусный интерпретатор современной музыки, Кремер первые несколько минут романтического сочинения Шумана, казалось, чувствовал себя явно не в своей тарелке.

Между тем дирижер сразу же обрисовал настроение этого мистического опуса, долгие годы пролежавшего в архивах. Дело в том, что скрипичный концерт композитор закончил незадолго до того, как окончательно лишился рассудка. После смерти Шумана его вдова и друзья сочли невозможным опубликовать опус. В 1907 году рукопись из архива семьи скрипача Иоахима попала в Берлинскую государственную библиотеку, но с условием: ноты можно будет издать лишь после того, как мир отметит столетие со дня смерти автора. Вероятно, о концерте так бы никто и не вспомнил, но в начале тридцатых годов прошлого столетия дух Шумана явился венгерской скрипачке Йелли Д Арани на спиритическом сеансе и попросил ее исполнить концерт. Насколько правдива эта история, сейчас судить трудно, однако же она получила огласку, а ее итогом стала мировая премьера произведения, состоявшаяся в Берлине в 1937 году.

Удивительная судьба этого гениального концерта вдохновила Михаила Плетнева на интерпретацию в стиле строгой и мрачной, исполненной сдержанного драматизма, готики - величественной и совершенной и в то же время раскрывающей всю хрупкость и трагичность человеческого одиночества. Солисту же в этой убедительной звуковой картине явно не хватало звукового объема и яркости созданного оркестром образа, хотя ощущение первоначального дисбаланса уже ко второй части было полностью сглажено.

На бис Гидон Кремер исполнил вариации на тему каприса Паганини американского композитора Джорджа Рохберга для скрипки соло. В этой эффектной пьесе он с блестящей артистичностью демонстрировал самые разные возможности инструмента и собственные технические возможности, абсолютно убеждая в том, что даже самую сложную современную музыку можно сделать доступной, выигрышно подав ее.

Однако современные диссонансы стали лишь небольшой интермедией: после антракта РНО во главе с Михаилом Плетневым вернулся к романтической стилистике, безупречно сыграв Восьмую симфонию Антонина Дворжака.

Справка "РГ"

Гидон Кремер родился в Риге. В возрасте 4 лет начал учиться игре на скрипке у отца и деда. В 1969 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки Давида Ойстраха. Выступает с 1965 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #3 : Январь 30, 2011, 22:37:49 »
В сети имеется приличное количество записей замечательного скрипача, например, вот тут:

http://intoclassics.net/search/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BD%20%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80/

Из них я выделил бы кое-что специально:

И.С.Бах – Сонаты и Партиты для Скрипки Соло. Гидон Кремер (1986)
http://intoclassics.net/news/2009-08-10-177

Ян Сибелиус, Иоганнес Брамс СКРИПИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ. Солист - Гидон Кремер
http://intoclassics.net/news/2011-01-07-20728

Эжен Изаи. 6 сонат для скрипки соло. Гидон Кремер
http://intoclassics.net/news/2009-10-30-1291

Бела Барток – Концерты. Тамара Стефанович, Пьер-Лоран Эмар, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Пьер Булез
http://intoclassics.net/news/2009-09-27-9271

Конечно, это далеко не всё, что можно было бы рекомендовать послушать в его исполнении, но тем не менее ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #4 : Октябрь 07, 2013, 15:57:21 »
http://www.colta.ru/articles/music_classic/714

Гидон Кремер: «Ну проснитесь, ужасы ведь творятся!»
Знаменитый музыкант — о гражданской ответственности, Ходорковском и тех, кто творит зло сегодня

текст: Юлия Бедерова

Сегодня, в годовщину убийства Анны Политковской, в Камерном зале Берлинской филармонии состоится концерт, вызывающий особый резонанс. Его официальное название «К России с любовью», а неофициальное — «антипутинский». Среди участников — пианисты Марта Аргерих и Даниэль Баренбойм, флейтист Эммануэль Паю, трубач Сергей Накаряков. Среди исполняемой музыки — новое сочинение Гии Канчели, приуроченное к 50-летию Ходорковского. С организатором акции, скрипачом Гидоном Кремером, Юлия Бедерова поговорила о возможных вариантах в вечно неудобной диспозиции власти и художника.

— Сегодняшний концерт «К России с любовью» в Берлине действительно будет «антипутинским»?

— Нет, термин «антипутинский» — это всего лишь название, которым один журналист озаглавил свой материал о концерте. Может быть, есть какая-то слабость в том, что я не хочу его так называть. Но я знаю твердо, что любая точка зрения, любая позиция с приставкой «анти-» меня не удовлетворяет. В профессии, в жизни я всегда хочу делать «для». И часто из-за этого попадаю в конфликтные ситуации. Те, для кого я что-то делаю, иногда упрекают меня, что я делаю это и для других — тех, кто, по их мнению, этого недостоин.

— Получается, что в любом «за» можно найти скрытое в нем «против». Концерт в поддержку Ходорковского два года назад в Страсбурге был тоже засчитан как такой голос — против российской власти.

— Здесь тонкая грань, но она есть. И концерт в Страсбурге («Musica liberat» — «Музыка освобождает»), и концерт в Берлине (они, можно сказать, из одного абонемента) — это не выступления против, а попытка напомнить о несправедливости и заступиться за тех, кто гоним.

Есть вещи, мимо которых нельзя пройти. И эти концерты вызваны желанием не быть равнодушным. Ведь в окончательном счете, который выставляет судьба, равнодушие тоже учитывается. Кто-то молчит из страха, кто-то — потому что невыгодно или ссылаясь, как недавно один мой коллега, на «некомпетентность». Но учитывается не только то, что мы делаем, но и то, чего мы не делаем. Каждый находит индивидуально, что нужно сделать и от какой ответственности бежать. Так в Советском Союзе приходилось решать, подписывать или не подписывать коллективные письма. Я не собираю демонстраций и не иду на баррикады. Но у меня есть потребность «призвать милость к падшим».

Мне иногда говорят о Ходорковском: «Не надо делать из него Робин Гуда». Возможно. Но опыт, через который он прошел, к каким размышлениям (пока только выраженным в словах) это привело, делает из него необычайную личность. Путь человека, у которого отняли жизнь и который лучшие ее годы провел достойнее тех, у кого она сохранилась, вызывает у меня уважение как таковой. Подобно Оскару Уайльду, люди, которые отсидели, заглянули в такой de profundis, какой нам, барахтающимся на поверхности, не понять.

Все это вызывает у меня уважение, сочувствие и веру в то, что в МБХ проявляются нынче достойнейшие черты и что он немало может сделать для России.

А те, кто творит зло сегодня, я думаю, не сохранят свое достойное имя в будущих учебниках истории. Что с того, что вор никогда не верит, что его уличат и поймают. Большинство даже самых хитроумных крупных ограблений банков было раскрыто. И я сомневаюсь, что у преступников нашего времени получится улизнуть.

— Да, в исторической перспективе все будет хорошо. А как быть сейчас? Допустимо ли, скажем, иметь дело со злом ради сохранения каких-то возможностей? О музыкантах, ставших перед президентскими выборами 2012 года «доверенными лицами» Путина, говорили — за ними целые коллективы, оркестры, они прежде всего ответственны перед ними, должны их сохранить.

— Я знаю, что такое иметь оркестр и на какие компромиссы порой надо идти не только с внешним миром, но и внутри оркестра, чтобы сохранить свое детище. Я знаю, где позволяю себе пойти на компромисс, а где говорю: нет, так дело не пойдет. Но я не поднимаю в разговорах с коллегами эту тему. Тоже ведь компромисс. Я мог бы спросить за ужином: «Как же так, зачем тебе все это, так нельзя». И что, ну, человек мне и начнет объяснять: «Понимаешь, у меня коллектив, им и так срезали зарплату, они же не будут меня любить, если я не буду за них заступаться». В какой-то степени это реальность, а в какой-то даже выдающиеся, талантливые артисты прикрываются понятной и удобной отговоркой. Никто из них ведь, кажется, и не пытался делать по-другому. Я рассказывал одному немецкому журналисту (правда, это не появилось в печати, ведь цензура есть не только в России) о своих печальных визуальных ассоциациях. Я помню фотографии Фуртвенглера с Гитлером, Караяна в нацистской форме. Я не отрицаю их величия. Мне просто по-человечески обидно, что они попадали в такие ситуации. А что, мы не попадали? Я не попадал? Что, я не стоял на одной сцене с тем, с кем лучше было там не находиться? Я, что ли, не выступал в Кремлевском дворце на гала-концертах после партийных съездов, когда проверяли паспорта перед самым выходом на сцену? Или вот как совсем недавно, попался просто. Да, из-за той же «Кремераты», которой горжусь вот уже скоро 17 лет. Как я оказался на Новой сцене Большого театра, где были все сильные мира сего, — не знаю. Если б меня предупредили о том, что это корпоратив какой-то важной государственной коммерческой структуры и нам придется украшать чей-то сценарий, как когда-то «под портретами», — я бы отказался. Было стыдно. Нашу музыку ведь даже никто не слушал.

Но если я еще ощущаю в таких ситуациях неловкость, то многие — нет. И, наверное, это не уникальная ситуация — та, что в России. Вот посмотришь на незаурядного музыканта, виолончелиста Йо-Йо Ма, например, — тоже часто в обществе выступает с высокопарными речами и тогда выглядит прямо как комсомольский работник при каком-нибудь президенте.

Сегодняшние привычки российских музыкантов не новы. Вспомним хотя бы Ростроповича — при всей своей артистической неотразимости он умел ладить с чиновниками и пользоваться разными рычагами. Но в истории остался великим виолончелистом и первым человеком, поддержавшим Солженицына. Для него это было делом совести. Он как-то признался в частном разговоре, что после открытого письма в защиту писателя стал лучше спать. Вот и спрашивается — спят ли лучше доверенные лица?

— Вы думаете, искусство и государство пристрастны друг к другу и слишком часто любят вступать в близкие отношения?

— Конечно. Это же взаимовыгодная сделка. Государю удобно покрасоваться вблизи известного артиста, артисту — как же не выступить на открытии Олимпийских игр или чествовании президента. Надо же ценить, что позвали именно тебя, а не кого-то другого. Так обойдешь на три шага коллегу, станешь еще более народным артистом. Не случайно я — «инородный» артист, это стало названием моей прошлой книги. Я ведь даже не очень чувствую себя народным артистом Латвии. А здесь мне говорят: «Вот ты уехал в свою маленькую страну, а мы остаемся тут. И мы тут — за Россию. Тебе этого патриотизма не понять». Не согласен. Не думаю, что патриотизм — это только «поддакивание» или место жительства. Он очень разный. Ведь были те, кто в печальный момент немецкой истории не уезжал из Германии, но как им потом было плохо. Фуртвенглер не уезжал. Он любил Германию. И его потом судили. И Хиндемит любил Германию, страдая. Арнольд Шенберг, Бруно Вальтер, Пабло Казальс и многие другие — каждый любил свою родную страну, но многие эмигрировали.

Кто лучше? Тот, кто отказался сосуществовать с режимом, был вынужден уехать, или тот, кто остался? У меня нет однозначного ответа. Думаю, Стравинский любил Россию не меньше Прокофьева или Шостаковича. И все они (так же как Шнитке или Вайнберг) были и остались патриотами в музыке!

— Есть две позиции, и обе одинаково популярны. Первая: искусство должно заниматься только высоким и вечным. Оно влияет на умы и души людей, люди становятся лучше и делают политический выбор, какой хотят. Вторая: артист, музыкант, художник живут не на другой планете, напрямую зависят от происходящего и просто обязаны пользоваться своей известностью, чтобы говорить о сиюминутно важном большому количеству людей. Какая из них симпатичнее?

— Мне вспоминаются слова Шнитке. Он не раз утверждал (ссылаясь, кстати, на Томаса Манна), что вульгарность как таковая является частью жизни и живет в нас, и сделал ее даже частью музыкальных концепций некоторых своих сочинений. То же с политикой. Она существует. Точка. Это надо принять, и закрывать глаза на нее никак нельзя. Но я сам не хочу иметь дело с политикой, так же как не хочу играть в казино или на бирже. Я всегда говорю: не хочу делать деньги деньгами. Натура такая. Но есть те, кто на это падок. И они, наверное, вынуждены петь в том хоре, мотивчик которого сейчас опять стал популярным: кто не с нами, тот против нас. Словно нет формулы более сложной. А есть только черно-белый мир. Мне с этим трудно. Это не значит, что я чем-то лучше или делал меньше ошибок. Но мне с этим так же трудно, как восхищаться, например, талантом хамелеонства. Люди могут распространять вокруг себя такое очарование, что, подпадая под их чары, головой понимаешь, что тебя дурят. А сделать ничего не можешь. Когда этот шаманский шарм и вместе с ним готовность к политической игре приводят к тому, что люди проигрывают свой талант и оказываются словно сами у себя в хвосте, — становится неловко. И обидно за искусство. За него начинает выдаваться безвкусица, приковывающая взгляд.

Я видел в Индии, как приковывал к себе взгляды лежащий на земле мертвый человек. Иногда невозможно оторваться от страшного. И так же — от безвкусицы, хамелеонства некоторых коллег и абсолютной пустоты, приписывающей себе былое величие. Отсутствие которого не скроешь за пафосом выступлений — ни с инструментом на сцене, ни в интервью.

Во всем этом есть что-то неизбежно советское. Я не хочу все валить на советскую власть, но мы с ней выросли, и она остается в нас. Она нас заразила какой-то долей аморальности, которую не вышибить, наверное, даже поколениями. Я считаю постыдным, что не было суда над советской властью и вещи не были названы своими именами. Это важно для того большинства, которое считает, что у нас все в порядке, или находит оправдание прошлому, говоря про «издержки». Что же удивляться тому, что огромная часть страны пострадала и огромная часть страны отравлена.


Я думаю об этом, когда пытаюсь понять, откуда берется это желание подыгрывать тем или иным политикам, не замечая нюансов, не пытаясь о них сказать. Ты же про любого музыканта можешь сказать: это у него получается, а это нет. Может быть, дерзко, но я помню, как когда-то даже о Гульде, достойном преклонения, мы спокойно могли сказать: ой, ну вот все-таки Брамс — это совсем не его. Мы могли разговаривать и о Рихтере, и о Гилельсе, и это не значит, что мы не восхищались ими по-настоящему. Почему же теперь перед политиками и музыкантами можно испытывать только абсолютное преклонение? Так, чтобы не было даже ни одной оговорки, а ведь это было бы человечно, нормально. Куда-то у многих ушло чувство самокритичности. И вслед за ним — критическое отношение к решениям власти. Неужели власть намеренно вытравливает несогласие? Разве за этим не стоят признаки диктатуры? Поэт как-то сказал (и мне это запомнилось на всю жизнь): «Бойся того, кто знает, как надо». Сейчас, пожалуй, наступило время, которое просто требует сомневаться во всех согласных.

— Может быть, преклонение перед властью обещает музыкантам гарантии преклонения перед ними. Чем не повод демонстрировать лояльность.

— Я не хочу никого осуждать. От того что я, выскочка, буду сейчас показывать на коллег пальцем, ни ситуация не изменится, ни они не поменяют свою точку зрения. Они считают, что поступают правильно, входя в число доверенных лиц, например, и украшая свои публичные выступления, а иногда и частные разговоры заявлениями, что они в это верят, что они за этим стоят. Мне приходилось слышать от одного собрата по цеху абсолютно искренне звучащие слова: «Ты даже не знаешь, какой наш президент клевый чувак!»

Мне неловко слышать, когда коллег переполняют эмоции и они восхищаются в первую очередь тем, чем восхищается большая часть страны. Если бы она, эта страна, была мне безразлична — что за разница. Но она ведь мне не чужая. Поэтому я переживаю, что большая часть не чужой мне страны восхищается властью. Но не в административном понимании этого слова. А в том, которое звучит в английском power, — силой. Силой восхищаются те, кто сам хочет быть сильным, вершить судьбы, кто не хочет думать.

Я с юности знаю, чем удобна всякая диктатура: думать не надо. И ответственность можно сбрасывать на других. Всегда другие виноваты, не важно — кто: левые, правые, иностранцы, американцы, арабы. Есть какая-то гниль в том, чтобы скидывать с себя ответственность. Ведь каждый человек, который где-то страдает в своей достаточно тяжелой, безысходной жизни, — он все открыто ругает: жену, продавщицу, механика, детей и власть. Но в то же самое время поддерживает ее. Потому что каким-то образом, на другом уровне идентифицирует себя с ней. Не так, как я, — «это моя страна, и мне больно», — а по-другому, восхищаясь видимой силой власти и теми, кто рубит головы, кто сажает («и правильно»), кто берет на себя ответственность. Или говорит (с восхищением): «У нас такой бардак, как нигде в мире, но я обожаю его!» Эта зараза восхищения властью и беспорядком сидит в каждом, кому хочется больше и кто готов достигать большего не своими силами, а чужими.

Я позволяю себе усомниться в абсолютной честности этого восхищения, хотя понимаю, что у каждого человека есть право на собственный взгляд. Но я хоть и не психоаналитик, не экстрасенс, мне все-таки почему-то кажется: это какие-то игры. Игры, которые помогают быть одним из сильных, чувствовать себя сильнее и лучше тех, кто, может быть, более честен или более профессионален. Тут я нахожусь в конфликте с самим собой, потому что многим из игроков я никогда не откажу ни в таланте, ни в энергии, ни в голосе... Но для меня важнее многих побед искренняя любовь к музыке, искреннее отношение к достойным людям.

— Когда нужно донести эту искренность до большого количества людей и говоришь не только о музыке, нужно ли идти на компромиссы с публикой, упрощать программу, чтобы быть понятнее? Как это будет в Берлине?

— Публика, так же как и вообще большинство людей, больше всего жаждет развлечений. Аудитории нужна легкость, ее нужно смешить, отвлекать. Это касается в том числе и нашего искусства. Но напомнить о том, что есть другой пласт эмоций, — это дело моей жизни. Да, я тоже иногда играл бисовки, старался доставить удовольствие, все так. Но мне всегда хотелось быть нужным, говоря и о других ценностях. Этим я живу. В то же самое время, выходя на сцену, можно стремиться только к гармонии. Нельзя «играть» зло. Нельзя даже злиться на партнера, если он не совсем нравится. Тогда просто не может быть никакого взаимодействия.

Более того — не может быть злой музыки. Может быть музыка, рассказывающая о зле. Как музыка, в частности, Шостаковича, Малера или музыка Вайнберга. Я сейчас на волне абсолютного восхищения этим композитором, который прожил такую тяжелую жизнь в нашей стране и умер в нищете и почти безвестности. Я, к своему стыду, только сейчас для себя его открываю. Хотя я помню, как он приходил в класс Ойстраха, они играли сонату Шостаковича. Но меня тогда это не интересовало, я был занят другим. Возможно, я был незрел и дерзок. В музыкальном плане меня тогда больше интересовал авангард. В общем, я только сейчас узнаю для себя по-настоящему большого композитора, у которого так много замечательной музыки. К счастью, постепенно его открывает для себя и мир.

Не вся музыка есть одна сплошная гармония. С помощью музыки можно расширить амплитуду, диапазон эмоций. Это тонкая грань, но музыкой нельзя выражать зло. Есть музыка, которая рассказывает о страшном, трагичном. Но я не представляю себе концерт, который намеренно негативен.

Как будет в Берлине? Первая часть концерта — совсем, можно сказать, «чистая», созерцательная. Будет часть из Симфониетты Вайнберга, открывающая концерт, в основном состоящий из русской музыки, за ней — Аллеманда из сольной сюиты Баха (которая символически должна напомнить о Мстиславе Ростроповиче, игравшем спонтанно того же вечного Баха в день разрушения Берлинской стены). За ней последуют часть «Семи слов Христа Спасителя» Губайдулиной, «Колыбельная» Пярта. Первое отделение закончится премьерой партитуры «Ангелы печали», которую Канчели посвятил 50-летию Ходорковского. Это все о душе. Второе отделение намного пестрее, в чем-то немного развлекательное. Даже то, что на сцене будет много разных артистов, в частности Даниэль Баренбойм и Марта Аргерих, само по себе уже будет увлекать. И музыка не будет столь едина, но и здесь задуманы исполнения исключительно русских авторов: Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова, Десятникова.

Кстати, вот финал Седьмой сонаты Прокофьева — это «злая» музыка? Или в Страсбурге, когда концерт заканчивался фрагментом 14-й симфонии Шостаковича, «Письмом запорожцев»? Все это — не выражение зла. Но это прямое обращение к тем, кто творит зло сейчас. Тут даже объяснять ничего не нужно.

А возвращаясь к первому вопросу — ну вырвем мы из контекста зла одно имя, хорошо всем известное, ну и что? Это ведь только символ, лицо эпохи, лицо большинства, доверенное лицо доверенных лиц. Не более. Это все символы. Беда не в одном имени. Беда в нашей инертности.

И пусть я предпочитаю быть на сцене, а не на баррикадах, я в своем деле хочу просто вызвать сострадание и напомнить людям: ну проснитесь, ужасы ведь творятся. Быть равнодушным — это значит уходить от ответственности. Нужно ли специально стараться быть проще, когда говоришь с большинством? Можно ли быть ему понятным? Это трудно, но возможно. Важно, насколько искренне ты делаешь свое дело, а не кому-то подыгрываешь или думаешь о том, как подать себя в выигрышном свете. Иногда сложнейшие вещи играешь, но сам посыл заставляет людей удивиться, услышать что-то даже совсем незнакомое — по-настоящему. Так было, когда мы сейчас играли с «Кремератой» Вайнберга в Японии, а я в Китае. (На «Декабрьских вечерах» в Москве мы тоже сыграем его музыку.) И дай Бог, чтобы все наши усилия привели к тому, чтобы хоть кто-то нас услышал, что-то осознал, чтобы хоть на микрон что-то сдвинулось. Мы же конкретного ничего не добьемся, надо понимать. Но быть услышанным теми, кто способен услышать, — это для меня важнее, чем заполнять «Олимпийский» или быть у всех на устах.

regards

  • Гость
Kremer
« Ответ #5 : Октябрь 07, 2013, 21:21:54 »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Kremer
« Ответ #6 : Октябрь 07, 2013, 21:54:08 »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #7 : Октябрь 08, 2013, 00:42:31 »
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3944.msg118134.html#msg118134

Да, эта статья размещена чуть выше, и поток, посвящённый Кремеру, у нас имеется.
Я хотел бы только отметить в скобках, что при всём моём - аналогичном кремеровскому - отношении к пyтинской диктатуре я всё же считаю, Кремера весьма неоднозначной фигурой и не доверял бы ему и его мнению полностью. Вспоминаю, как он вдруг обрушился на мировую систему музыкальных фестивалей, выросшую при самом активном его участии - ни с того ни с сего вдруг проклял её, когда понял, что он сам уже постарел, а ему на смену идут молодые музыканты. Приревновал к славе что ли ?
Вот так и здесь тоже: да, на деле Пyтин оказался чем-то вроде Салазара в Португалии или Франко в Испании. Т.е. не такой мощный и деятельный, как, к примеру, Сталин, и не такой прожжённый авантюрист, как Гитлер, а такой вот скользкий, везде пролезающий и регулярно устраивающий видимость "народной любви" при полном провале всего и вся во всех сферах. Но я категорически против воспевания такого отпетого негодяя, как Ходорковский. На мой взгляд, поднимать на щит Ходорковского - это значит демонстрировать свою интеллектуальную немощь.
В моей голове это не укладывается. А кстати, подобные мнения известных людей мешают спихнуть Пyтина, ибо народ тоже кое-что понимает, и уж вряд ли он был в восторге от деяний Ходорковского, а потому менять шило на мыло не согласен. Если воспевать ходорковских, то пyтины будут сидеть на троне бесконечно, а режимы их будут вечны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #8 : Ноябрь 21, 2014, 22:12:50 »
«Играть музыку как нечто отвлеченное, увы, нельзя»

ГИДОН КРЕМЕР О САМОМ ГЛАВНОМ

http://www.colta.ru/articles/music_classic/5398
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #9 : Июль 05, 2016, 23:15:45 »
«Я не могу быть равнодушным ко лжи»
Прославленный музыкант Гидон Кремер — о клоунаде, музыке и о себе
https://lenta.ru/articles/2016/07/05/kremer/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #10 : Сентябрь 11, 2016, 00:33:42 »
Великий скрипач о музыке, Украине и негражданах Латвии
http://www.d-pils.lv/news/2/511839

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #11 : Февраль 28, 2017, 22:54:13 »
Больше, чем великий музыкант

27 февраля 2017 г. 70 лет отметил первая скрипка мира Гидон Кремер
Он родился в Риге и всегда с радостью возвращается домой. Как рассказала газете «СЕГОДНЯ» директор камерного оркестра Kremerata Ингрида Земзаре, через месяц Гидон Кремер, величина мирового масштаба, вновь будет играть на своей маленькой родине в юбилейном концерте…

http://www.telegraf.lv/news/bolyshe-chem-velikii-muzykant
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #12 : Июль 01, 2017, 17:20:12 »
Концерт Гидона Кремера
http://evg-ponomarev.livejournal.com/126682.html

26 июня
Малый зал филармонии

Гидон Кремер в последние годы не часто ездит в Петербург. А если ездит - то со своей "Кремератой". Не могу вспомнить, когда он выступал сам по себе. Поэтому сольный концерт Кремера (пусть и в компании со "второй скрипкой") - это грандиозное музыкальное событие. Аншлаг предчувствовался заранее. А на концерте оказалось, что вторая скрипка - Клара-Джуми Кан, кореянка из Германии - замечательный музыкант, по интеллекту и напору сравнимая с Кремером двадцати-двацатипятилетней давности. Это не традиционная в таких случаях раскрутка молодого таланта; это полноценное звучание двух конгениальных солистов.

Программа была по-настоящему кремеровской. Гидон Кремер - музыкант нетрадиционный, ищущий, среди его предпочтений - так называемый "советский авангард" (сегодня точнее именуемый классической музыкой XX века), а также европейские аналоги (вроде Дармштадтской школы, как назвал ее молодой Луиджи Ноно). Начал Кремер с авангардных 12 прелюдий Мечислава Вайнберга (написаны для виолончели, Кремер переложил их для скрипки), продолжил поздним сочинением Луиджи Ноно - одного из крупнейших итальянских композиторов второй половины XX века - под названием "Нay que caminar" ("Нужно идти"). У этого сочинения есть грандиозная версия для семи оркестровых групп, есть камерная - для двух скрипок. Исполнение начинается еще за кулисами, скрипачи выходят на сцену и ходят по ней (от пульта к пульту - всего на сцене их шесть, так что у каждого - три позиции). Оба музыкальных текста первого отделения можно назвать нетрадиционными. Прелюдии Вейнберга чем-то напоминают новых венцев, произведение Ноно (1989 года, написано за год до смерти композитора) - медитативно-душевное, минималистичное.

Второе отделение было более классическим. Клара-Джуми Кан великолепно исполнила сонату № 3 (ре минор, "Баллада") Эжена Изаи. Затем Кремер сыграл "Рекивем" Игоря Лободы (живущий в Германии композитор из Грузии, украинец по отцу, армянин по матери) - важное произведение из программы, составленной маэстро в 2015 г. и посвященной жертвам войны на Донбассе. Произведение весьма традиционное, основанное на знаменитой песне "Реве та стогне Днiпр широкий". В финале (придав программе кольцевую композицию) скрипачи исполнили сонату Вайнберга для двух скрипок, очень напоминающие классические сонаты (Шостаковича, например).

Гидон Кремер в свои семьдесят очень уверенно держит смычок, что не может не радовать. И играет так же разнообразно-талантливо. Знакомство же с одной из наиболее перспективных молодых скрипачек современности (она, кажется, уже выступала в Петербурге - в Концертном зале Мариинского театра) доставило истинное удовольствие.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 830
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #13 : Июль 14, 2017, 23:02:07 »
Пять жизней Кремера

Легендарный музыкант выступил в Петербурге с молодой скрипачкой Кларой-Джуми Кан

Текст: Владимир Дудин

Легендарный скрипач Гидон Кремер выступил в Малом зале Петербургской филармонии с сольно-дуэтным концертом с молодой скрипачкой Кларой-Джуми Кан, в программу которого входили сочинения Вайнберга, Изаи, Ноно, Лободы. В год своего 70-летия он рассказал о неисчезающей у него жажде нового, отношениях с отцом и благодарности прошлому.

https://rg.ru/2017/07/13/gidon-kremer-vystupil-v-peterburge-s-molodoj-skripachkoj-klaroj-dzhumi-kan.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 830
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #14 : Сентябрь 12, 2017, 12:02:15 »
Кавычки Гидона Кремера

http://www.freecity.lv/persona/45583/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Re: скрипач Гидон Кремер (р.1947 г.)
« Ответ #15 : Сентябрь 12, 2017, 21:04:24 »

СЛОВА И МУЗЫКА ГИДОНА КРЕМЕРА
Легендарный скрипач в год своего 70-летия выступил в Малом зале Петербургской филармонии на закрытии сезона с сольно-дуэтным концертом вместе со скрипачкой Кларой-­Джуми Кан. Прихотливая программа включала сочинения Изаи, Ноно, Лободы и Вайнберга. Вопросом о Вайнберге и началась беседа с маэстро Кремером.
http://gazetaigraem.ru/a6201708