Автор Тема: Николай Капустин (р.1937), выдающийся отечественный композитор  (Прочитано 102981 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #75 : Июль 09, 2010, 19:01:42 »
Однако, Вы думаете, Скрябин оказал на Капустина наибольшее внимание?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #76 : Июль 09, 2010, 19:27:34 »
Однако, Вы думаете, Скрябин оказал на Капустина наибольшее внимание?

Нет, я так не думаю, потому что стиль и эстетика его творчества в самых общих чертах существенно отличаются от скрябинских, но влияние Скрябина вполне очевидно, как, впрочем, можно усмотреть влияние и других композиторов, я об этом говорил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #77 : Июль 09, 2010, 21:04:46 »
Однако, Вы думаете, Скрябин оказал на Капустина наибольшее внимание?

А Вы почитайте тему сначала, там Predlogoff об этом всём говорил.
Я ещё хочу отметить, что Капустин - мастер фразировки.  Мало у кого из композиторов вообще такая интересная фразировка, как у Капустина.

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #78 : Июль 09, 2010, 22:03:37 »
Однако, Вы думаете, Скрябин оказал на Капустина наибольшее внимание?

А Вы почитайте тему сначала, там Predlogoff об этом всём говорил.
Прошу прощения)

Я ещё хочу отметить, что Капустин - мастер фразировки.  Мало у кого из композиторов вообще такая интересная фразировка, как у Капустина.

Это еще лучше видно, если посмортеть на нотную запись его сочинений.
Однако, что я заметил в его музыке, так это стройность! Порой мучаешь себя, слушая затянутый финал или вступление (это, естественно, далеко не все характеристики), у Капустина же все очень хорошо продумано. Вообще, его стиль - это интересный симбиоз джаза, романтизма и импрессионизма.

Видел тут же высказывание по поводу того, что джаз является каким-то бесконечным неопределенным движением, при чем эту черту "пририсовывали" и музыке Капустина, однако же, что для него характерно, движение это имеет свою цель и свою причину, то есть, его сочинения стройны композиционно.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #79 : Июль 09, 2010, 22:15:41 »
По поводу фразировки я мало могу пока сказать: слышал не так много его сочинений. Однако, что я заметил в его музыке, так это стройность! Порой мучаешь себя, слушая затянутый финал или вступление, у Капустина же все очень хорошо продумано.

Да, и это тоже! Я действительно вижу в Капустине второго Баха, на полном серьёзе :)))

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #80 : Июль 09, 2010, 23:42:18 »
По поводу фразировки я мало могу пока сказать: слышал не так много его сочинений. Однако, что я заметил в его музыке, так это стройность! Порой мучаешь себя, слушая затянутый финал или вступление, у Капустина же все очень хорошо продумано.

Да, и это тоже! Я действительно вижу в Капустине второго Баха, на полном серьёзе :)))

А что еще роднит Капустина с Бахом, так это то, что музыка его может воспрприниматься всеми! Просто подумать: одни могут любить ее за красоту, другие за полифонию (хотя, она у Капустина не так ярко выражена), третьи за строгость и выдержанность формы, четвертые еще за что-нибудь, но нравится эта музыка всем ценителям классики! С музыкой Баха ее роднит легкое восприятие, при том же, оно может быть и более глубоким.

А пост свой, между прочим, я уже подправил :))

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #81 : Июль 10, 2010, 15:08:48 »
А что еще роднит Капустина с Бахом, так это то, что музыка его может воспрприниматься всеми! Просто подумать: одни могут любить ее за красоту, другие за полифонию (хотя, она у Капустина не так ярко выражена), третьи за строгость и выдержанность формы, четвертые еще за что-нибудь, но нравится эта музыка всем ценителям классики! С музыкой Баха ее роднит легкое восприятие, при том же, оно может быть и более глубоким.

Просто Капустин "гармоничен", так же как и Бах.

Вот тут Predlogoff как-то говорил:

иные произведения Капустина содержат следы диктата чрезмерного интеллектуализма, когда непосредственность творческого самоизъявления заметно скована формализмом способов его практического проявления и слишком сильно выступает на первый план "мастерство", оставляя далеко позади "вдохновение".

И о Бахе при его жизни говорили примерно то же самое... :)))
« Последнее редактирование: Июль 11, 2010, 00:31:08 от Muusika »

Оффлайн From

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 35
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #82 : Июль 10, 2010, 20:24:24 »
И о Бахе при его жизни говорили примерно то же самое... :)))

Да Баха признали как гения только после его смерти!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #83 : Июль 11, 2010, 21:52:19 »
Меня интересует именно Петров :) Играет феерично! :)) А второй сонаты в исполнении Петрова у Вас случайно нет?

Совершенно случайно есть инфо :)
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg42104#msg42104
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #84 : Июль 11, 2010, 21:56:21 »
Совершенно случайно есть инфо :)
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg42104#msg42104

Ой, спасиииибо!!!!! :))))


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #85 : Июль 11, 2010, 22:06:04 »
Петров играл и должен был записать 5-й ф-п концерт Капустина, но где искать фонограмму, просто ума не приложу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #86 : Июль 11, 2010, 22:14:48 »
Петров играл и должен был записать 5-й ф-п концерт Капустина, но где искать фонограмму, просто ума не приложу.

И не только этот концерт. Он сказал, что играл его "концерты" :) Может, записи и нет?..
В конце беседы его попросили что-то из К. сыграть, но он сказал, что "на автопилоте" не получится :))
Ещё он заметил, что К. пишет очень фортепианно. и действительно, несмотря на всю трудность, очень приятно играть, ложится в пальцы!! :) Лист с Шопеном "отдыхают"!! :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #87 : Июль 11, 2010, 22:39:55 »
К. пишет очень фортепианно. и действительно, несмотря на всю трудность, очень приятно играть, ложится в пальцы!! :) Лист с Шопеном "отдыхают"!! :))

:)) Это уже перебор ! Но приятный :))
И тем не менее хочу сказать, что с Шопеном у него больше общего в фактуре: очень развитая подголосочность, отличная "заполненность" всех используемых уровней фактуры материалом, в чём его также можно сопоставить, как ни странно на первый взгляд, с Метнером ! Лист более прямолинеен, ему свойственна однотипность пассажей, "ключевая" пассажная структура, когда звенья разной высоты идентичны, и т.д., хотя в отдельных моментах влияние Листа, конечно, ощущается ! Но разве может пианист пройти мимо достижений Листа ? Если только какой-нибудь "авангардист", которого тошнит от любой классики ? :) 
Тем не менее, у Капустина однотипных пассажей фактически нет.
И не только подголосочная полифония: я уж не говорю о его "24 прелюдиях и фугах", формально-структурно более строгих и действительно гениальных полифонических пьесах безо всяких скидок. Я не хочу называть его "новым Бахом" или "ещё одним Шостаковичем", но в этом плане вполне могу сопоставить его с обоими названными авторами, упомянув ещё Щедрина, Слонимского и Флярковского !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #88 : Июль 12, 2010, 16:24:56 »
хотя в отдельных моментах влияние Листа, конечно, ощущается ! Но разве может пианист пройти мимо достижений Листа ?

Капустин заканчивал консерваторию с сонатой Листа. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #89 : Июль 13, 2010, 21:39:10 »
Капустин заканчивал консерваторию с сонатой Листа. :)

Любопытно !
Я не знал об этом !
Факт примечательный и по тем временам мощный: это всё равно что сегодня заканчивать с шикарно сыгранными 3-м к-том Рахманинова и 1-м Листа.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #90 : Август 25, 2010, 22:58:35 »
Цитата: Pioneer
На днях поиграл Концертные этюды Капустина - мне лично, помимо абсолютно гениального "Интермеццо", в музыкальном и пианистическом плане пришлись по душЕ 1-й, 2-й, а особенно 4-й, H-dur.
Что я заметил, "Интермеццо" нравится всем
1-й этюд своей напористостью убивает наповал всевозможных рокеров: ) Они визжат в восторге и просят повторить :)
А 4-й весьма по сердцу любителям классики - да и моему сердцу он милее остальных :) Такая свежесть во всём, такая строго логичная форма, пианистическая пластика, изумительная кульминация в середине, типично романтическая - очень-очень долго подготавливаемая с таким ярким прорывом к свету и дальнейшая реприза и кода с долгими "замираниями".
Над 4-м словно тени великих мастеров - Лист, Равель, Дебюсси, и в то же время так свежо и неповторимо-капустински :)
Шедевр.

Мой любимый этюд тоже 4-й! :)))  Очень жаль, что его не играет Петров! У Петрова он мог бы очень хорошо звучать! Амлен не до конца "раскрывает" его в музыкальном плане.
« Последнее редактирование: Август 27, 2010, 14:12:03 от Muusika »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #91 : Ноябрь 25, 2010, 22:04:17 »
http://kostroma.com/news/2642
"Рандеву в стиле Джаз". Так называется концерт костромского симфонического оркестра. ..
Костромичей ждет целый ряд премьер. Так, впервые в России будет исполнена увертюра для струнного оркестра и фортепиано современного армянского композитора Степана Шакаряна. Кроме того, впервые в Костроме прозвучит сюита для эстрадного оркестра Шостаковича, созданная в 50-е годы прошлого столетия. Слушателей также ожидает и мировая премьера концерта для скрипки с оркестром известного джазового композитора Николая Капустина. Партию скрипки исполнит любимец костромской публики Граф Муржа. Художественный руководитель и главный режиссер оркестра - Павел Герштейн.
_______
неточности выделены мной :(
Моя знакомая, которая живет в Костроме, побывала на этом концерте. Говорит, что скрипичный концерт Капустина было тяжеловато слушать (она правда не склонна к джазовому направлению).
 А я удивляюсь, вроде уже давно слышу о скрипичном концерте Капустина, неужели только сейчас состоялась его мировая премьера?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #92 : Ноябрь 25, 2010, 22:37:21 »
Нет, ув. Лорина, скрипичный концерт, о котором тут говорится, был сочинён совсем недавно. А тот концерт, о котором Вы давно слышите - это, наверное, концерт для скрипки и фортепиано :)

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #93 : Ноябрь 25, 2010, 22:44:27 »
Нет, я знаю, что у него два скрипичных концерта - ранний и опус 141 :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #94 : Ноябрь 26, 2010, 00:13:13 »
Нет, я знаю, что у него два скрипичных концерта - ранний и опус 141 :)

А я не знаю никакого раннего скрипичного концерта. :) Где Вы его нашли? :)

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 426
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #95 : Ноябрь 26, 2010, 13:01:53 »
Интересно, а Муржа собирается сыграть этот концерт в Москве? Или, может, кто-то записал концерт в Костроме и скоро выложит в ютуб? Страшно хочется услышать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #96 : Ноябрь 26, 2010, 20:19:35 »
Интересно, а Муржа собирается сыграть этот концерт в Москве? Или, может, кто-то записал концерт в Костроме и скоро выложит в ютуб? Страшно хочется услышать.

:)) Часто посещает мысль разослать по всем ведущим театрам и концертным залам страны хорошие цифровые диктофоны !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #97 : Ноябрь 26, 2010, 20:34:01 »
А мне вот ещё другое интересно: Капустин ничего не написал для вокала, а почему бы ему не создать какой-нибудь виртуозный вокализ ? Не обязательно сочинять песню, романс или ораторию, можно сочинить этюд для голоса без слов, использовав его как инструмент.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #98 : Ноябрь 26, 2010, 22:42:43 »
Нет, я знаю, что у него два скрипичных концерта - ранний и опус 141 :)

А я не знаю никакого раннего скрипичного концерта. :) Где Вы его нашли? :)
Я имела в виду тот концерт, который упомянули вы - «Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра» (op. 105), как более ранний опус  :) В таких концертах скрипка всегда на переднем плане бывает.
 Muusika
Цитировать
может, кто-то записал концерт в Костроме и скоро выложит в ютуб? Страшно хочется услышать.
Я поручала своей знакомой записать хотя бы кусочек этого концерта ( на мобильный), но она не смогла - не такое простое дело это (психологически)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Николай Капустин (р.1937)
« Ответ #99 : Ноябрь 30, 2010, 21:14:20 »
Тут есть любопытная информация, которую я решил скопировать:

http://www.alfik.ru/lp/?p=577

Николай Капустин: фортепиано
-------------------------------------
Он не похож на других композиторов и пианистов нашего времени. В его музыкальном языке – при всей новизне, оригинальности и утонченности – есть нечто всем нам привычное и, кроме того, нечто такое, что входит
в наши представления об актуальной интонации, так что слушатель без особых затруднений схватывает суть его музыки. Его фортепианное письмо отмечено безупречной пианистичностью, Его исполнительская манера отличается, я бы сказал, прецизионностью, и эта прецизионность, эта предельная точность движений обеспечивает оптимальную ясность экспрессии.

В консерваторские годы он был известен московским любителям джаза как великолепный пианист-импровизатор (он играл в стиле бибоп). Затем, с 1961-го по 1972 год, он работал в биг-бэнде Олега Лундстрема.

С этим оркестром он объездил множество городов Советского Союза; бывали и зарубежные гастроли. В своем композиторском творчестве Николай Капустин (р. 1937) наибольшее внимание уделяет оркестровой и фортепианной музыке. В стилистическом отношении большинство его произведений примыкает к так называемому «третьему течению», то есть к сплаву современного джаза с европейской академической традицией; нередко он использует также некоторые приемы биг-бита и рок-музыки.

Среди его сочинений – концертино для фортепиано с оркестром (1957), концертная рапсодия для фортепиано с оркестром (1976), три концерта для фортепиано с оркестром (1961, 1974, 1985), концерт для оркестра (1980), симфониетта (1987), концерт для альтового саксофона с оркестром (1987), «24 прелюдии в джазовом стиле» для фортепиано (1988).

На пластинке «Николай Капустин», выпущенной фирмой «Мелодия» в 1986 году (С60 23759), записаны в авторском исполнении Соната-фантазия для фортепиано (1983) и фортепианный цикл «Восемь концертных этюдов» (1984).

Пьесы, записанные на предлагаемом вашему вниманию диске, дают достаточно ясное представление о его стиле, а также о его ярко индивидуальной манере игры на фортепиано.

«Сюита в старинном стиле» (1977) представляет собой джаз-роковую модификацию широко распространенного в начале XVIII века жанра французской сюиты (правда, без куранты).

С точки зрения формообразования это произведение вызывает очевидные ассоциации со стилистикой барокко, для которой характерна неквадратность построений, что делает его как бы стоящим особняком среди всех остальных сочинений, звучащих на этой пластинке.

Свинговые пьесы Вариации (1984), «Рассвет» (1983)и «Звуки биг-бэнда» (1986), баллада под названием «Размышление» (1987), джаз-роковые сочинения Токкатина (1982) и «Движущая сила» (1985) -всё это вариации джазового типа.

В.Ерохин
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица