Автор Тема: Балет в России и в мире  (Прочитано 67543 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lordy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Балет в России и в мире
« : Декабрь 23, 2010, 11:03:33 »
Я недавно нашел шикарную базу статей о Русском балете, даже с начала 19 века! Очень интересно почитать, с детства увлекался историей, но в учебниках все как-то по-другому написано, не как в газетах. А тут о любимом балете, да как это было в те времена.


Оффлайн Real

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #1 : Декабрь 24, 2010, 17:37:13 »
Я недавно нашел шикарную базу статей о Русском балете, даже с начала 19 века! Очень интересно почитать, с детства увлекался историей, но в учебниках все как-то по-другому написано, не как в газетах. А тут о любимом балете, да как это было в те времена.


А почему не делитесь ссылкой? Всем же интересно! Ну в частности мне!  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #2 : Декабрь 24, 2010, 18:55:07 »
Я недавно нашел шикарную базу статей о Русском балете, даже с начала 19 века! Очень интересно почитать, с детства увлекался историей, но в учебниках все как-то по-другому написано, не как в газетах. А тут о любимом балете, да как это было в те времена.


А почему не делитесь ссылкой? Всем же интересно! Ну в частности мне!  :)

О балетах и балетной музыке можно завести отдельный раздел, если только у нас найдётся приличное количество любителей балета и классической балетной музыки.
Я в этом не уверен. Но разговор о балете можно вести здесь, в этом потоке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #3 : Декабрь 24, 2010, 20:05:33 »
У меня на днях как раз была идея открыть такую тему.
На прошлой недели перечитал книгу "Я,Майя Плисецкая", а сейчас читаю её вторую книгу "Тринадцать лет спустя".
К тому же сегодня в России есть много интересных балерин и танцоров,о которых может кто-нибудь поделится впечатлениями.
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Lordy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #4 : Декабрь 25, 2010, 11:51:08 »
Извините многоуважаемый Real, не подумайте, я не пожадничал! Вот ссылочка:

http://dvperiodika.ru/?Step=search&Do=Search&Price=1&Theme=11

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #5 : Декабрь 27, 2010, 17:02:38 »
[

О балетах и балетной музыке можно завести отдельный раздел, если только у нас найдётся приличное количество любителей балета и классической балетной музыки.
Я в этом не уверен. Но разговор о балете можно вести здесь, в этом потоке.
[/quote]
Я только "за".Но боюсь,  любителей балета здесь мало.  А вопросов много. И о музыке. и об уровне и направлениях современной хореографии., и о солистах балета.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #6 : Декабрь 27, 2010, 20:29:37 »
У меня вот такой вопрос. Насколько свободно в балете можно менять либретто? Т.е использовав музыку ставят несколько иное содержание  (не хореография ,а именно либретто) ?
Сейчас читая новую книгу Плисецкой,она пишет что видела разные постановки (не хореография,а содержание) "Кармен-сюита". Или например взять балет "Щелкунчик",оставить название и музыку,но просто изменить либретто. Есть ли какое-нибудь "разрешение" в балете по этому поводу ?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #7 : Декабрь 27, 2010, 21:00:50 »
У меня вот такой вопрос. Насколько свободно в балете можно менять либретто? Т.е использовав музыку ставят несколько иное содержание  (не хореография ,а именно либретто) ?
Сейчас читая новую книгу Плисецкой,она пишет что видела разные постановки (не хореография,а содержание) "Кармен-сюита". Или например взять балет "Щелкунчик",оставить название и музыку,но просто изменить либретто. Есть ли какое-нибудь "разрешение" в балете по этому поводу ?
Вопрос сложный. Если композитор ныне здравствует, то балетмейстер. впервые обращаясь к какому-либо известному балету обычно подобные вопросы согласовывает с автором. Так было, к примеру, когда Д.Брянцев поставил своего "Конька-Горбунка". где не только хореография, но и либретто значительно отличается от первоначального варианта 50-х гг. А вот балет Н.Сидельникова "Степан Разин" постигла печальная судьба. Впервые он появился на московских подмостках в 1977 г. Балет был очень интересен и по музыке, и по хореографии (пост.А.Чичинадзе). и главное - по своей идее - сопричастности всего народа к глобальным событиям истории. Но либретто далеко не во всем было совершенно, многим балет казался излишне затянутым, перегружен побочными сюжетными линиями. И в январе 1985 г. балет был показан в последний раз. Казалось бы, что мешало сделать его новую редакцию, пересмотреть какие-то не особо значимые для целого моменты либретто, сделать спектакль более компактным? Но по словам А.Чичинадзе, композитор был категорически против что-либо менять в балете, тем более что-то сокращать. (К сожалению, было это так или иначе. сегодня установить невозможно, ибо нет с нами ни композитора, ни балетмейстера).
А вот что касается классических балетов, то тут чаще всего обсуждается проблема сохранности хореографии выдающихся мастеров (а вариант либретто естественным образом связан с хореографическим решением), нежели ее адекватность музыкальным идеям. Понятно. что либретто "Лебединого озера", "Щелкунчика" очень далеки до уровня музыкального воплощения балетов П.Чайковским.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #8 : Декабрь 28, 2010, 17:28:35 »
Спасибо за такой интересный ответ Andris!
Я на днях смотрел "одним глазом" запись спектакля "Щелкунчик" из Стокгольмской Оперы. Я эту запись видел лет 5 назад,а на этот раз внимательно посмотреть не мог. Так вот,эта постановка идёт каждый год в Опере. И там конкретно указано: " "Щелкунчик (Рождество Лотты и Петра).Музыка П.Чайковского,либретто Пэр Исберг (Pär Isberg) и Эрик Нэслунд (Erik Näslund) свободно по мотивам Эльзы Бесков (Elsa Beskow) ". Хореография Пэр Ибесгера, и он ставил весь балет по мотивам шведским сказкам Эльза Бесков. Эльза Бесков известная шведская писательница и она же была иллюстраторам своих книжек (очень красивые рисунки для детей). Вот так.
Насколько я знаю Чайковский писал балет на конкретную сказку Гоффмана.
Здесь можно посмотреть трейлер к этой постановке:

http://www.youtube.com/watch?v=8F1dBHtPfJA&feature=player_embedded

И ещё,как изначально звали главную героиню у Чайкосвкого : Маша или Клара?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Sergey

  • Гость
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #9 : Декабрь 28, 2010, 17:48:26 »
.....
Насколько я знаю Чайковский писал балет на конкретную сказку Гоффмана.
.....
И ещё,как изначально звали главную героиню у Чайкосвкого : Маша или Клара?
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом), однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына...
В разных редакцих есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара — это ее любимая кукла.

В постановках в СССР с середины 1930-х годов ....сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей.
(Источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик_(балет))

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #10 : Декабрь 28, 2010, 17:52:27 »
Sergey:
Цитировать
В постановках в СССР с середины 1930-х годов ....сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей.
(Источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик_(балет))

Интересно,а насколько сильно балет "русифицировался" в советские времена?Только изменением имени главной героини?
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2010, 19:43:08 от Trubadur »
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #11 : Декабрь 29, 2010, 20:28:52 »
Если говорить о "русификации", это. на мой взгляд. более относится к "Лебединому озеру", нежели к "Щелкунчику". Ведь , по сути, Одетта Чайковского - это скорее всего пушкинская Царевна-Лебедь, а не западноевропейская принцесса. Что же касается "Щелкунчика", то здесь проблема, думаю, не в именах. а в несоответствии музыкального драматизма целого ряда сцен и "конфетности" изначального либретто. Согласитесь. наивно читать ремарки либреттиста. типа "елка увеличивается и постепенно становится огромной". А что в это время делается в оркестре!  мощное динамическое развитие простой на первый взгляд мелодии, обрастающей все новыми подголосками и различными оркестровыми тембрами, вплоть до угрожающего звучания медных. Или один из кульминационных моментов 2 действия - знаменитое адажио. Какое мощное симфоническое развитие казалось бы простой мажорной гаммы! Это разве любовный дуэт? или сказочная феерия? Нет. это нечто большее. Ведь недаром же "Щелкунчик" был написан между "Пиковой дамой" и Шестой симфонией. и по своему драматическому накалу стоит вровень с этими шедеврами мирового значения. Конечно же Ю.Григорович в своей постановке "Щелкунчика" во многом преодолел барьер односторонней сказочности, показав характеры главных героев в развитии. в борьбе за свое счастье. На очереди раскрытие религиозно-мистической тайны этого балета. 

Morales

  • Гость
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #12 : Январь 28, 2011, 12:54:12 »
Я конечно, не балетный. Так, общался с ними, когда работал в театре.

Менять либретто, мне кажется, можно. Достаточно указать привычное "по мотивам" или "новое прочтение". По крайней мере, ГК РФ это не запрещает.  :)

А вот вам, господа, полезная ссылочка:

http://forum.balletfriends.ru/viewforum.php?f=8&sid=1b0c29572be3b3053d02301a487185e8

Непосредственно к вопросу:

http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=1986&sid=0ef686b6eca414a36fdf4778f01dae90
« Последнее редактирование: Январь 28, 2011, 13:09:34 от Morales »

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #13 : Декабрь 25, 2012, 23:29:24 »
26 декабря с.г. исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося балетмейстера Алексея Виссарионовича Чичинадзе, с 1944 г. являвшегося ведущим солистом балета Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и в 1971-1984 гг. руководившего балетной труппой этого театра, став достойным преемником В.П.Бурмейстера.  Пусть это не очень "круглая" дата, хотелось бы предложить форумчанам новую редакцию статьи о творчестве балетмейстера, написанную пять лет назад.
http://andrej-kovalev.narod.ru/mus.teat/Chichi_statia.htm
Понимаю, что здесь мало любителей балета, однако проблемы, поднимаемые в статье. на мой взгляд, перекликаются со многими материала форума. касающимися вполне справедливой тревоги за классическое наследие русского театра, которое отдано на поругание режиссерам-радикалам. Творчество Чичинадзе в балете (кстати, им были поставлены и две оперы) - это пример творческого и вместе с тем бережного отношения к классическому наследию. Поднимаемые им темы волновали, но не шокировали зрителя, каждое сочиненные им в балете движение всегда было направлено на раскрытие внутреннего мира героев.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #14 : Февраль 17, 2013, 02:24:21 »
Коллеги !
На нашем форуме время от времени поднимается вопрос о разделе, посвящённом балету - не только балетной музыке, которую мы могли бы рассмотреть и в музыкальных разделах, но также и непосредственно танцу.
Я полагаю, что заводить под это дело целый раздел вряд ли целесообразно, потому что он будет медленно заполняться, но почему бы не вести такую тему ?
Прошу вас, обсуждайте здесь балетные и околобалетные новости, а также классику: если тема получит развитие, то я буду только рад.
« Последнее редактирование: Февраль 17, 2013, 22:15:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #15 : Февраль 17, 2013, 02:24:35 »
Участником III Платоновского фестиваля в Воронеже станет Михайловский театр
17.02.13

http://www.iskusstvo.tv/News/2013/02/17/uchastnikom-iii-platonovskogo-festivalya-v-voronezhe-stanet-mixailovskii-teatr

В дни Платоновского фестиваля, который состоится в июне 2013 года, на сцене Воронежского театра оперы и балета выступит балетная труппа Михайловского театра с программой одноактных балетов Начо Дуато: «Nunc Dimittis», «Без слов» и «Дуэнде».

Напомним, что фестиваль, который носит имя крупнейшего русского писателя ХХ века Андрея Платонова, проходит в Воронеже с июня 2011 года. «Созданный под непосредственным патронатом губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, Платоновский фестиваль является главным культурным проектом региона, который дает возможность жителям Воронежской и соседних областей приобщиться к выдающимся творческим достижениям в различных видах искусства. Это новый яркий этап в развитии культуры Воронежской области, призванный утвердить Воронеж в качестве культурной столицы Центрально-Черноземного региона», - сообщается на официальном сайте фестиваля.

Платоновский фестиваль проводится ежегодно, его программа подразделяется на четыре направления: «Музыка», «Театр», «Изобразительное искусство» и «Литература». При этом все события фестиваля разделяются на три программы. «Основная программа» включает в себя «признанные шедевры», которые получили широкую известность и высокую оценку профессиональной критики. Далее – «Платоновская программа», которая состоит из произведений, созданных на основе платоновского литературного наследия либо посвящённых творчеству Андрея Платонова. И - «Программа актуального искусства», которая является площадкой для демонстрации творческих экспериментов. Участники фестиваля выбираются экспертным советом, в который входят деятели культуры и искусства.

В этом году программу фестиваля составят выступления творческих коллективов России, Украины, Эстонии, Израиля, Франции, Германии, Великобритании. Значительная часть событий будет представлена спектаклями московских театров. Таких, как, например, «Студия театрального искусства» (будут показаны спектакли Сергея Женовача «Записные книжки» по текстам Антона Чехова и «Река Потудань» по повести Андрея Платонова), театр «Практика» (спектакль Светланы Земляковй «Бабушки»). Петербургское присутствие будет представлено лабораторией Милены Авимской «ON-Театр», в Воронеже покажут спектакль Дениса Хусниярова «Платонов. Живя главной жизнью» по произведениям Андрея Платонова. С подробной программой Платоновского фестиваля 2013 года можно ознакомиться на его официальном сайте: http://www.platonovfest.com/programm2013.

Каждый год в рамках фестивальных событий проходит вручение Платоновской премии в области литературы и искусства, учрежденной Правительством Воронежской области. В 2011 году лауреатом Платоновской премии стал российский писатель Борис Екимов. На фестивале 2012 года премия была вручена художественному руководителю Малого драматического театра – Театра Европы Льву Додину.

Кто получит Платоновскую премию-2013, предстоит узнать в июне. Третий Международный Платоновский фестиваль искусств пройдёт в Воронеже с 3 по 15 июня.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #16 : Февраль 17, 2013, 18:21:53 »
Похожая тема уже была. Вот она http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3963.0
Но. действительно, она очень медленно наполнялась. К сожалению. на других музыкальных сайтах картина не лучше. А на специальных сайтах, посвященных балету, обсуждения. на мой взгляд. какие-то неинтересные.
Мне бы очень хотелось, чтоб данная тема получила развитие, ибо в балетном театре происходят процессы похожие на те. что имеют место в опере и драматическом театре. Так, например. сейчас почти на грани исчезнования находится авторский сюжетный балет. В московских театрах в последнее время чаще ставят балеты бессюжетные и на музыку, которая не была изначально предназначена для балета.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #17 : Февраль 17, 2013, 22:23:06 »
Но. действительно, она очень медленно наполнялась. К сожалению. на других музыкальных сайтах картина не лучше. А на специальных сайтах, посвященных балету, обсуждения. на мой взгляд. какие-то неинтересные

Балет - визуальное искусство, основное его обсуждение, наверное, по другим каким-то каналам должно проходить. И оно требует других возможностей фиксации, а для его анализа и обсуждения - обстоятельных знаний и большого опыта, желательно, профессионального.
Тем не менее, раз уж запрос на обсуждение балета время от времени возникает и поскольку балет как искусство продаётся лучше, потому что 90% информации поступает в мозг через глаза :), то почему бы не коснуться и этой темы, тем более, что она часто связана с деятельностью тех же учреждений, где проходят также и оперные спектакли.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #18 : Февраль 28, 2013, 20:38:10 »
Продублирую, чтобы любители балета не пропустили.

Трансляции из Мариинского театра

http://mariinsky.tv/n/

1 марта пятница 19:00-22:00

XIII Международный фестиваль балета «Мариинский»
Диана Вишнёва и Владимир Шкляров в балете Ромео и Джульетта

балет в 3-х действиях, 13-ти картинах
Исполнители
Дирижер – Валерий Гергиев

В главных партиях:
Джульетта – Диана Вишнёва
Тибальд – Илья Кузнецов
Ромео – Владимир Шкляров
Меркуцио – Александр Сергеев

9 марта суббота 15:00-18:00    

XIII Международный фестиваль балета «Мариинский»
Творческая мастерская молодых хореографов

Программа: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2013/3/9/1_1500/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #19 : Март 10, 2013, 22:00:14 »
Канал КУЛЬТУРА

17 марта 23:20
75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТАНЦОВЩИКА.
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн в балете Венской национальной оперы "Лебединое озеро"
Запись 1966 года.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #20 : Март 18, 2013, 14:00:11 »
 Газета "Коммерсантъ", №43 (5074), 14.03.2013
"Русский балет" отыскал лидера

http://www.kommersant.ru/doc/2144655

На Новой сцене Большого театра был проведен однодневный конкурс учащихся российских балетных школ. В конце утомительного четырехчасового вечера представительное жюри определило победителей. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА не возражает против вердикта, но отмечает нарушение правил игры.

I Всероссийский конкурс молодых исполнителей "Русский балет" появился на свет усилиями Министерства культуры и Фонда социальных инициатив. Президент фонда Светлана Медведева возглавила оргкомитет новоиспеченного соревнования, в результате чего оно обрело державный размах. Аншлаговый зал Большого заполняли видные деятели отечественной культуры, в жюри заседали самые статусные персоны отечественного балета — от председателя Юрия Григоровича до балетмейстера Бориса Эйфмана, а в роли ведущих выступали прима и премьер Большого театра — Мария Александрова и Артем Овчаренко. Все это великолепие было призвано выявить наиболее перспективных выпускников и учащихся российских балетных школ; победителя ожидала годичная стажировка в Большом театре.

Идея не нова: пафосный "Русский балет", в сущности, копирует существующий уже три года "Гран-при Михайловского театра", придуманный главным балетмейстером театра Михаилом Мессерером и гендиректором Владимиром Кехманом. Так же заочно проходит первый тур — просмотр присланных видеозаписей. Лучших исполнителей приглашают сразу в финал: они единственный раз выступают перед жюри и публикой с классическими вариациями и па-де-де, после чего судьи определяют победителей. Надо сказать, у частного петербургского конкурса есть ряд преимуществ: он не обязан охватывать все пространство России, поэтому участников там меньше, они, соответственно, качественнее, а их выступления увлекательнее. К тому же изрядные спонсорские денежные награды получают не только победители и их педагоги, но и все школы-участницы.

Тут стоит добавить, что выявлять дарования в балете вообще ни к чему. Мир этот тесен и, вопреки обывательскому мнению о всеобщем блате, любой одаренный ребенок, засветившийся где-нибудь на периферии, немедленно вызывает интерес в столицах — особенно дефицитные мальчики. За ними следят, за ними охотятся ведущие театры, так что провинциалам впору прятать своих талантливых учеников, а не вывозить их на конкурсную "ярмарку невест". Другое дело, что в столичных труппах судьба юного дарования может и не сложиться — тут в игру вступает внутритеатральная конкуренция и прочие обстоятельства.

Возможно, именно нежеланием провинции "засвечивать" свои сокровища можно объяснить малочисленность юношей и общий весьма слабый состав участников "Русского балета", усугубленный труднообъяснимым выбором конкурсного репертуара. Скажем, с навязчивостью кошмара повторялась сложнейшая вариация из "Щелкунчика", на которой сыпались все девочки без исключения: зачем педагоги с маниакальным упорством выставляли своих учениц в этом обманчиво наивном и невыигрышном соло — понять невозможно. Впрочем, обличать недостатки выпускников и просчеты их учителей нет резона — можно лишь восхититься самоотверженностью малооплачиваемых провинциальных учителей, работающих исключительно из любви к профессии. Как бы то ни было, среди десяти школ, делегировавших в Большой 25 конкурсантов, бесспорно доминировали состоятельные Москва и Петербург, проявившие характерные черты своих школ с яркой наглядностью.

Северная столица не представила ни одного юноши. Однако три из четырех девушек выступили в фирменном петербургском стиле, показав отличную работу корпуса, превосходную координацию, мягкие руки и корректность танца. Даже в прыжках, традиционно слабом месте петербуржцев, школа на сей раз выглядела достойно: Рената Шакирова легко пропорхала вариацию из "Ручья", а лидер делегации Ксения Жиганшина, которой уже обеспечено место в Мариинке, образцово исполнила круг основательных содебасков в вариации "Бабочка" (и заняла в итоге третье место).

Москвичи показали две пары в весьма серьезных, но задорно исполненных па-де-де (из "Дон Кихота" и "Миллионов Арлекина"), а также солистку — Марию Терезу Бек, отважно преодолевшую все рифы и каверзы вагановской вариации Дианы. Славная американская девушка исполнила даже полноценный тур a la seconde в воздухе с последующим переходом в пируэты en dedans, чем могут похвастаться далеко не все солистки Большого. Московские ученики, как обычно, брали удалью, напором и взрослыми виртуозностями типа 32 фуэте, больших пируэтов и двойных туров в воздухе. К чести школы, следует отметить тщательную работу над искоренением традиционных московских недостатков: педагоги явно следят за выворотностью своих подопечных, стопы у школьников оказались дотянуты, а позиции довольно аккуратны. Лихо и радостно станцованное па-де-де из "Дон Кихота" имело особый успех и произвело впечатление на жюри: исполнявшие его студентка III курса Ксения Рыжкова завоевала второе место, а ее партнер Александр Омельченко — первое.

Этот длинноногий высокий юноша, выученный в Днепропетровске и Белоруссии, а в Москве отзанимавшийся один выпускной год, отличался несуетливой элегантностью танца, граничащей с легкой иронией: так неколебимо держал он на 90 градусов недрогнувшую "рабочую" ногу в большом пируэте, с такой подчеркнутой неторопливостью заканчивал свои туры, посылая в зал деланно скромную улыбку. Потенциальному премьеру, конечно, стоило отдать победную стажировку в Большом, если бы юноша уже не состоял в труппе Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, куда был зачислен после выпуска летом прошлого года. Строго говоря, участвовать в конкурсе он не имел права (петербуржцы своего прошлогоднего выпускника поставили вне конкурса), однако правила для "Русского балета" (как и вообще для россиян) существуют лишь затем, чтобы их нарушать. Принесет ли это пользу — другой вопрос. Еще неизвестно, что хорошего предложит Большой театр своему новому стажеру,— может, постоять с канделябром в "Щелкунчике"?


Татьяна Кузнецова
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #21 : Апрель 28, 2013, 18:34:34 »
События / Юбилей "Лебединого озера"

25 апреля 1953 года в Музыкальном театре состоялась премьера балета  "Лебединое озеро" в постановке В.П. Бурмейстера. Спектакль стал не только ярчайшим событием театральной жизни того времени, но и новой точкой отсчета истории балетной труппы Музыкального театра, доказавшей свое право на исполнение высокой хореографической классики. Ведомый выдающимся режиссером и хореографом Владимиром Бурмейстером, балет Музыкального театра предъявил спектакль, в котором целостность рождалась в гармоничном слиянии русского классического балета ХIХ века и глубокого драматизма театра ХХ века. Среди самых горячих поклонников нового "Лебединого озера" были Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Игорь Моисеев. Главным достоинством новой постановки все называли ее драматургическую целостность. Критика того времени отмечала высокий исполнительский уровень солистов театра Виолетты Бовт (Одетта-Одиллия), Алексея Чичинадзе (Принц Зигфрид), Александра Клейна (Ротбарт), Алексея Сорокина (Шут), Антонины Крупениной (Испанский танец) и других артистов.

Знаменитая хореография второй "лебединой" картины, созданная Львом Ивановым, была сохранена. Над ней работал замечательный специалист Петр Гусев. Хореография 1, 3 и 4 картин была создана Бурмейстером. Для этой постановки балетмейстер вместе с дирижером В.А. Эдельманом провели огромную работу с музыкальным материалом, вернув бесценные фрагменты музыки Чайковского, не звучавшие в старых редакциях, и одновременно избавив партитуру от привнесенной чужой музыки.

В 1960 году Владимир Бурмейстер перенес свою постановку "Лебединого озера" на сцену парижской Гранд Опера. Это было первое "Лебединое озеро" французского балета. А Бурмейстер стал первым советским балетмейстером, приглашенным для постановки за рубеж.

29 апреля 2013 года состоится юбилейный спектакль "Лебединого озера". В фойе и атриуме театре откроется фотовыставка. Она расскажет зрителям об истории легендарного спектакля и его исполнителях за шесть десятилетий.


От себя хочу заметить, что для меня этот спектакль был особенный. Здесь так удачно совмещалась сказка, лиризм, драма, интимность интонации, что очень характерно для музыки Чайковского. В этой постановке впервые зазвучали многие страницы партитуры, изъятые в свое время из знаменитой петербургской версии балета, поставленного вскоре после смерти композитора. И здесь прежде всего следует упомянуть об исполненной острого драматизма Andante con moto из Секстета третьего действия. В спектакле Бурмейстера эта музыка перенесена в 4 действие, и оказалась там очень к месту.Первый раздел этого номера звучит сухо, размеренно и отрешенно, словно отсчитывает последние минуты, оставшиеся, казалось бы, до неминуемой трагической развязки. Под эту музыку вереница лебедей, развернувшись в сторону от Принца траурным шагом, словно подхватив Одетту на свои крылья, покидает сцену, не оставляя Принцу никакой надежды на прощение. На мгновение Одетта порывается вернуться к отчаявшемуся Принцу, но лебеди неумолимо тянут ее за собой. И вот в музыке меняется характер, она становится более динамичной и взволнованной: Одетта отрывается от стаи и остается наедине с Принцем... Прошальный небольшой дуэт. исполненный острого драматизма. И тем контрастнее и естественнее звучит оптимистический финал превращения Лебедя-Одетты в Принцессу. Зло побеждено. Пусть это не согласуется с изначальным замыслом композитора, задумавшего трагическую развязку, но не противоречит яркой мажорности финала и общей драматургической логике всего балета.
К ярким драматургическим достижением спектакля Бурмейстера также нужно отнести трактовку характерных танцев из 3 д., персонажи которых попадают в свиту злого волшебника Ротбарта. Поэтому. тут и речи нет о дивертисментности, все выглядит убедительно и логически оправдано (а главное, просто сценически интересно!). По-новому выглядело и 1 , самое вялое с точки зрения музыкальной драматургии действие. Принц перед балом. на котором он долж[/img][/img]ен выбрать невесту, последний раз празднует и веселится с друзьями. У всех друзей есть своя пара. только Принц не может найти себе по духу партнершу. И вот на музыке знаменитого Адажио (его все привыкли слышать в дуэте из 3 д., а у Чайковского оно выписано в 1 д.) перед Принцем появляется лирический образ той. которую он мог бы сделать своей избранницей (К сожалению. их дуэт с точки зрения хореографии намного уступает шедевру Петипа). Но ... пролетает стая лебедей, и Принц, устремляется к озеру, оставляя свою партнершу с друзьями.
Во 2 д. как известно В.Бурмейстер сохранил хореографию Л.Иванова, которую возобновил П.Гусев.
Премьерные спектакли танцевали В.Бовт и А.Чичинадзе, получившие восторженные отзывы зрителей и таких мастеров балета, как Г.Уланова, О.Лепешинская, М.Плисецкая. Позже в спектакль вошел М.Лиепа, и роль Принца была одной из его любимых. Долгие годы украшением спектакля был непревзойденный дуэт М.Дроздовой и В.Тедеева.
К сожалению, в 90-х годах спектакль много потерял из-за нового оформления В.Арефьева, по непонятным причинам сделанного взамен сценографии А.Лушина. Вычурный, грубоватый стиль Арефьева совершенно противоречит тонкому лиризму и драматической глубине спектакля В.Бурмейстера.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 366
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #22 : Апрель 28, 2013, 18:40:15 »
Моё первое "Лебединое" в жизни!
Танцевала Бовт! И потрясли "спецэффекты"!
Сейчас многое ушло... К сожалению.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #23 : Апрель 28, 2013, 20:26:10 »
Моё первое "Лебединое" в жизни!
Танцевала Бовт! И потрясли "спецэффекты"!
Как приятно это слышать! Конечно же в Большой всегда попасть было трудно, в Стасик легче, правда "Лебединое" да еще с Бовт - это всегда аншлаг + сидящие на ступеньках. И знакомство с балетом особенно для мальчика, который учится в музыкальной школы чаще всего начиналось с "Лебединого озера".  Бовт я видел всего два раза в этом балете, она уже потихоньку сходила со сцены. зато много раз видел замечательную Маргариту Дроздову. Актерского мастерства уровня Бовт у Дроздовой не было, но и ее пластическое решение не могло оставить зрителя равнодушным. Такого певучего танцевального рисунка. какой был у Дроздовой еще нужно поискать + идеальные пропорции, отточенная техника.
Что же касается утраченного. это очень больная тема, но вполне естественна для спектакля-долгожителя. Не припомню, чтоб в Стасике был высокого уровня репетитор, работающий с кордебалетом. Поэтому, первое действие постепенно скучнело. чувствовалось, что в массовых сценах артисты (друзья принца, крестьянки, фрейлины) не всегда понимают. что им надо делать. Часто на маленькую, но драматургически важную партию фрейлины (девушки. прообраза возлюбленной Принца, о чем я писал в предыдущем сообщении) ставили слабую балерину. Ну и конечно же декорации Арефьева, как здесь. так и в "Снегурочке" - это криминал. Об этом надо кричать, писать... но все молчат, в том числе и потомки А.Лушина, которые, кажется. сейчас проживают за рубежом.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #24 : Май 08, 2013, 00:17:53 »
Сегодня 7 мая - юбилейный день рождения выдающейся балерины, абсолютной примы Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко 70-80-х гг. , народной артистки СССР Маргариты Дроздовой. Последний раз Дроздова вышла на сцену осенью 1989 г. За плечами было 22 года сценической деятельности, не такой уж большой срок, если сравнивать с творческими путями ее именитых коллег. Однако эти годы вместили в себя очень много. Дроздова в течение многих лет была неизменной исполнительницей главных партий практически во всех балетах, шедших тогда на сцене Музыкального театра, танцевала почти все премьеры. Это была не просто востребованность таланта, а супервостребованность. Начав свою сценическую карьеру в 19 летнем возрасте сразу со сложнейшей партии Одетты-Одиллии (!) в балете "Лебединое озеро", постановленным В.Бурмейстером, Дроздова впоследствии создала целую галерею самых разнохарактерных образов в классических и современных балетах. Это надменная и горделивая красавица Флер де Лис и пылкая Эсмеральда, для которой возлюбленный ею Феб затмил все окружающее вокруг ("Эсмеральда" в постановке В.Бурмейстера). Это мечтающая о счастье Золушка, армянская девушка Гаянэ, несущая через весь спектакль-сюиту  ни с чем не сравнимую радость разделенной любви, героиня трагической судьбы - русская девушка Марья, ввергнутая в водоворот событий крестьянского восстания ("Степан Разин"), наконец героиня далекого индийского эпоса Шакунтала, балета, где в классическую хореографию были вплетены элементы индийского танца. Все названные балеты были поставлены А.Чичинадзе, главным балетмейстером театра в 1971-84, для которого Дроздова была олицетворением самой Терпсихоры, балериной, без которой он не мыслил свои замечательные спектакли. Согласитесь, что такое творческое везение выпадает очень немногим.
Ну и конечно же Дроздова неизменно покоряла зрителей своими идеальными пропорциями, фактурой, чистотой и виртуозностью танца. Она не знала себе равных в исполнении фуэте, разного рода вращений, в пластике рук в "Лебедином озере". Как-то уже повелось, что если мы говорим об особой пластике "лебединых" рук, то это Плисецкая и не кто более. Но смею заверить, что у Дроздовой "лебединые" движения рук получались не хуже. Со временем ее блистательная техника наполнилась актерской выразительностью (во многом благодаря сотрудничеству с замечательными балетмейстерами), каким-то особым целомудрием. Целая эпоха в балете Театра Станиславского - замечательный дуэт Дроздовой с Вадимом Тедеевым.
Сегодня Маргарита Дроздова педагог-репетитор своего родного театра и один из столпов, на котором этот театр держится. Пожелаем же замечательной балерине здоровья и долгих лет жизни и творческого вдохновения!