Автор Тема: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед  (Прочитано 9371 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Поводом к открытию этой темы стал, с одной стороны, сайт об этом выдающемся пианисте-просветителе, который делает (что особенно приятно) его дочь Анна (http://www.blagoy.ru/index.htm). А с другой стороны - печальное событие: сегодня ушла из жизни замечательный человек, библиотекарь Московской консерватории, личный секретарь Д.Д. Благого - Нелли Ивановна Хоткевич. Царствие ей Небесное! Благодаря ей собран уникальный архив музыканта (http://www.blagoy.ru/dml_texts/arhiv.htm). Предлагаю в качестве введения к теме статью Нелли Ивановны, написанную в качестве предисловия к сборнику Д.Д. Благого "Избранные статьи о музыке" (саму книгу можно прочитать здесь: http://www.blagoy.ru/dml_texts/book.htm).




Н.И. Хоткевич

Об авторе этой книги

[О Дмитрии Благом]

Он был воплощением жизни. Творческие силы, силы ума и души переполняли его. Этому прекрасному источнику не грозило истощение.

Безвременная, трагическая смерть пресекла редкостно плодотворную деятельность, целиком отданную музыке. Заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории, Дмитрий Дмитриевич Благой являлся носителем той высочайшей общей и музыкальной культуры, которая составляет славу, фундамент и будущее отечественного искусства и которую он воспринял от своих учителей - выдающихся советских музыкантов А.Б. Гольденвейзера, Ю.А. Шапорина, В.Я. Шебалина. Уровень культуры, универсальная одаренность, неустанный духовный труд определили эстетический и нравственный потенциал всех ипостасей профессиональной работы Д. Д. Благого - композитора, пианиста, музыковеда, педагога.

У него не было слишком громкой известности, зато было чистое, строгое, истинно авторитетное имя. В его тонкой музыке находили себя серьезные исполнители, его пианистические выступления затаив дыхание слушали взрослые и дети, его мнению критика и исследователя доверяли музыканты, его тщательные, требовательные занятия в классе ценили всё подвергающие сомнению студенты.

Те, кому посчастливилось наблюдать его достаточно часто, знают, какое магнетическое поле мощной духовности излучал этот человек. Уникальный интеллект, смелый, стремительный, точный, беспощадный. Колоссальная работоспособность, умение безошибочно ориентироваться в огромном материале, мгновенно и нелицеприятно анализировать плюсы и минусы. Неиссякаемый запас знаний, опыта, идей, замыслов. Отсутствие страха перед объемом и сложностью задач, спокойная, деловая, ничуть не претенциозная уверенность в своих силах при страшной требовательности к себе. Похвалить что-либо в нем нельзя было и думать - обдавал ледяной насмешкой. Жажда творчества была даже не доминантой, а всей сутью его, суетности не удавалось похитить ни секунды его времени - при том, что никогда не возникало ощущения гонки, цейтнота - все происходило естественно, уравновешенно, логично. Рядом с музыкой другие категории отодвигались на второй план - при всем его жизнелюбии и страстной увлеченности каждой минутой бытия.
Единственное, что могло бы соперничать с музыкой, - любовь к детям. Но они не соперничали… Именно Д. Д. Благому принадлежит честь методологической разработки и практического осуществления задач планомерного музыкального просветительства: свыше десяти лет в Московской Государственной филармонии существовал персональный абонемент "Играет и рассказывает пианист Дмитрий Благой", рассчитанный на детскую и юношескую аудиторию, пользовавшийся неизменным успехом как среди маленьких, так и вполне взрослых слушателей, которых привлекали образные беседы о музыке, насыщенные ассоциациями, параллелями с другими искусствами, и глубокая, поэтическая игра мастера.

Он был удивительным пианистом. К сожалению, ни одна из довольно многочисленных рецензий на его концертную деятельность не раскрыла в полной мере его артистический масштаб. Он играл могуче и нежно, виртуозно и тепло, исключительной красоты звуком. У него дышал звук, дышала тишина, дышала душа музыки и человека в ней. Точность мысли, ни единого необязательного, пустоватого такта - но соразмерность, естественные и легкие пропорции. Пианист достигал самого труднодостижимого - величайшей простоты, ясности и безупречности; слушатель чувствовал, что приобщается к подлинной красоте.

Не менее значительно ансамблевое мастерство Дмитрия Благого: вот где не было ни тени собственной персоны, а только музыка, музыка, музыка…

Среди многих его талантов - один, который он совершенно не культивировал: талант живописца и графика. Он виден даже в детских работах; работы же более зрелого возраста абсолютно профессиональны: невозможно поверить, что художник никогда не учился.

Но чему он был предан, что впитал с младых ногтей, - это литература. Конечно, сказался род деятельности родителей: отец - крупнейший пушкинист, мать, Вера Степановна Нечаева, - доктор филологии, автор книг по истории русской классической литературы, текстолог. Выросший в атмосфере постоянного, повседневного труда, самоотверженного служения родной литературе, Дмитрий Благой всю жизнь не только чтил, но великолепно знал ее и понимал проницательно и глубоко, и неразлучными спутниками его до последних часов оставались Пушкин, Тютчев, Достоевский, Блок, Булгаков.

Судьба его, как у большинства из нас, не была безоблачной. Проблемы, раны, обиды горьким, отнюдь не бесследным грузом ложились на чуткое музыкантское сердце. Но мужественность его равнялась уму, а неизбежные слабости и недостатки не разрушали гармоничности облика - скорее наоборот, подтверждали его правдивость и человечность.

***
Д.Д. Благой является автором около трехсот исследовательских, критических, научно-методических статей, очерков, рецензий. Предлагаемая читателю книга составлена из лучших работ замечательного музыканта.
Посвященная композиторам, пианистам, ансамблистам, теоретическим и практическим проблемам исполнительства, вопросам музыкальной педагогики, обучения студентов в классах специального фортепиано и камерного ансамбля, задачам музыкального просветительства, книга сочетает аналитичность, научность и подлинную художественность стиля. Необычайно современно звучат практически все затронутые в ней темы, диалектически многоаспектна их разработка, неразрывна связь с сегодняшним днем советского музыкального искусства.

Н. И. Хоткевич
(1980-е/1990-е гг.)
http://www.blagoy.ru/dml_texts/hotkevich.htm

На сайте можно послушать записи пианиста (произведения Глинки, Бортнянского, Хандошкина, Жилина, Листа, Шумана, Скрябина, свои сочинения - http://www.blagoy.ru/dml_plays/list.htm
Познакомиться с нотами его произведений как композитора - http://www.blagoy.ru/dml_kompoz/noty.htm

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #1 : Март 19, 2011, 23:15:25 »
Он был удивительным пианистом. К сожалению, ни одна из довольно многочисленных рецензий на его концертную деятельность не раскрыла в полной мере его артистический масштаб

Мне посчастливилось неоднократно бывать на его клавиабендах (не слишком многочисленных), причём, в них зачастую исполнялись весьма виртуозные произведения, и я как-нибудь соберусь с мыслями и вспомню что-нибудь о том, что я сам лично вживую слышал в его исполнении.
Спасибо, Максим, что вспомнили об этой замечательной и универсальной по своим интересам личности. Это был уникальный человек.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #2 : Апрель 02, 2012, 21:38:01 »
Сайт Д. Д. Благого постоянно обновляется: http://www.blagoy.ru/index.htm

Выложены в т. ч. прежде не публиковавшиеся воспоминания.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #3 : Апрель 03, 2012, 01:16:32 »
Всё же как горько, что Благой так рано скончался: ну что такое для исследователя 56 лет ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #4 : Апрель 03, 2012, 11:43:39 »
Всё же как горько, что Благой так рано скончался: ну что такое для исследователя 56 лет ??

Вообще, редкий случай, когда действующий пианист так много сделал в память о своем учителе (А.Б. Гольденвейзере):

http://www.blagoy.ru/dml_texts/Goldenweiser.htm

Д. Благой был учеником проф. А.Б. Гольденвейзера (окончил под его руководством ЦМШ, Московскую консерваторию и аспирантуру при Московской консерватории), а затем и его ассистентом. Параллельно с собственной многогранной деятельностью (записью почти 300 фортепианных произведений в фонд Гостелерадио, публикацией почти 300 статей и др.) Д.Д. Благой провел большую работу по увековечению памяти своего профессора.

Более двадцати лет он занимался материалами А.Б. Гольденвейзера, подготавливал их к печати, помогал "пробивать" их издание (вдова Гольденвейзера - Елена Ивановна Гольденвейзер - практически не обходилась в этом деле без помощи Д. Благого).

Под редакцией Д. Благого вышли все книги того времени, на которые ссылаются энциклопедии в статьях о Гольденвейзере:

А.Б. Гольденвейзер. 32 сонаты Бетховена
/ ред. Д. Д. Благой. - М, 1966;

Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания
/ Сост. и ред. Д. Д. Благой.- М., 1969.

В 1971 году Д. Благой защитил в Московской консерватории кандидатскую диссертацию на тему: "А.Б. Гольденвейзер - редактор. Проблемы музыкальной текстологии".

В последний год жизни Д. Благой наряду с собственными рукописями работал над книгой:

В классе А.Б. Гольденвейзера
/ Составители Д.Д.Благой, Е.И. Гольденвейзер. - М. Музыка. 1986г.

Д. Благой был постоянным участником всего, что происходило в Музее-квартире Гольденвейзера (сейчас это филиал Государственного Центрального Музея Музыкальной культуры им. М.И. Глинки), был самым активным участником "музыкальных четвергов", играл все свои концертные программы прежде всего там, а уже потом в разнообразных залах страны.

Вечер памяти самого Д. Благого прошел в Музее в 1987 году, когда еще были живы Е.И. Гольденвейзер, ассистент А.Б. Гольденвейзера Л.М. Левинсон, Л. Берман и др.



Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Обращаю внимание на обновления сайта, посвященного  Д. Д. Благому.  В частности, выложена замечательная пластинка с произведениями Шуберта:
http://blagoy.ru/dml_plays/schubert.htm

И еще пластинка:



        Чайковский. Аксюк. Лядов

        Дмитрий Благой, фортепиано

        "Мелодия". Всесоюзная студия грамзаписи

        П. Чайковский - Тема с вариациями фа мажор, соч. 19 № 6 (mp3, 23, 7 Мб.)
        А. Лядов - Вариации на народную польскую тему ля бемоль мажор, соч. 51 (mp3, 21, 6 Мб.)

        С. Аксюк (р. 1901) - Русские картинки (mp3, 51 Мб.)
        (двадцать четыре прелюдии, соч. 1962-1964 гг.)
       
http://www.blagoy.ru/dml_plays/tch.htm



Также некоторые записи есть вот тут - http://intoclassics.net/news/2011-05-24-23345

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #6 : Июнь 24, 2012, 14:38:45 »
Я сейчас перечитываю монографию отца Д.Д.Благого (он и его сын, пианист Д.Д.Благой, которому посвящён этот поток, были полными тёзками, оба носили одинаковое имя, отчество и фамилию), посвящённую творчеству нашего замечательного поэта А.Фета и опубликованную в своё время при сборнике стихов Фета под названием "Вечерние огни". Текст Благого-старшего просто замечательный - читается так, словно это не биография, а художественное произведение об удивительной жизни выдающейся личности XIX века.
В сочетании со стихотворениями Фета эта биография превращается в увлекательный роман, написанный живым и богатым русским языком, который сам по себе достоин поэзии, такой прозой прокомментированной. Литературные работы обоих авторов - отца и сына - демонстрируют эрудицию и широту творческих интересов династии Благих, выдающихся и разносторонних деятелей отечественной культуры. Подобный универсализм всегда вызывал моё восхищение.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2012, 17:17:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #7 : Октябрь 31, 2012, 17:14:11 »
Пианист и писатель Д.Д.Благой-младший несомненно унаследовал литературный дар от своего отца, ему тоже принадлежат статьи о русской музыке и русской поэзии, в частности, о Тютчеве. Но если текст к фетовским "Вечерним огням" принадлежит Д.Д.Благому-старшему, то статья "Тютчев в музыке", опубликованная в "Литературном наследстве", принадлежит Д.Д.Благому-младшему. Из-за полной идентичности имён их часто путают даже специалисты. Путаница усиливается еще и потому, что оба порой писали на близкие темы: например, и Благой-старший занимался Тютчевым, и Благой-младший тоже, так что филологи наверняка думают, что текст "Тютчев в музыке" писал Благой-старший (см. этот текст на сайте: http://blagoy.ru/dml_texts/textsind.htm).
В свою очередь я сам долгое время пребывал в заблуждении, что Д.Д.Благой, создавший большую статью к "Вечерним огням" Фета, это и есть пианист Д.Д.Благой ! Из этого заблуждения меня вывела дочь пианиста Д.Д.Благого, подробно рассказавшая об отце и деде, за что я ей благодарен и прошу сообщать в этом потоке об обновлениях сайта http://www.blagoy.ru
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #8 : Ноябрь 02, 2012, 10:21:30 »
Большое спасибо, уважаемый Predlogoff! Сейчас готовлю к публикации на сайте еще одну пластинку, сделана английская версия, готовится немецкая. Анонсы буду с удовольствием публиковать здесь.

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #9 : Февраль 22, 2013, 18:11:03 »
Прошу прощения, что давно не писала здесь об обновлениях сайта http://blagoy.ru.
А обновлений этих много!

Прежде всего, это записи фортепианных произведений Дмитрия Благого в авторском исполнении: "Мимолётность", "Наигрыш", "Буйный пляс", "Воспоминание", "Горные видения", "Вариации на карельскую тему", "Восемь миниатюр", "Четыре настроения", "Пастораль и фугетто" (см. в разделе "Аудио": http://blagoy.ru/dml_plays/list.htm )

Отсканированы ноты произведений Д. Благого:
1) вокальные произведения -
"Акварели", Вокальная триада", "Три романса", "Светофор" (юмореска из цикла "Музыкальный фитиль"),
"Перекрёсток детства", "Даль веков", сборники "Из поэтической тетради", "Юморески", "Из Мориса Карема"; "Последние цветы" (романс из репертуара И.С. Козловского), "Песнь декабриста" (на слова М. Бестужева);
2) фортепианные произведения: более качественно отсканированы ноты "Сонаты-сказки"; фортепианные пьесы "Мимолетность", "Наигрыш", "Буйный пляс" (см. всё это в разделе "Ноты": http://blagoy.ru/dml_kompoz/noty.htm )

Доступна для скачивания еще одна пластинка: Свиридов - Альбом пьес для детей (играет и рассказывает Дмитрий Благой): http://blagoy.ru/dml_plays/sviridov_album.htm

Появился раздел с рисунками Дмитрия Благого: http://blagoy.ru/dml_pict/p1.htm

Добро пожаловать! И еще раз спасибо Максиму за открытие этой темы на форуме.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #10 : Февраль 22, 2013, 23:56:21 »
Вы нам тоже обязательно напоминайте об обновлениях на сайте, потому что наше внимание с течением времени переключается на всё новые темы, а очень полезно возвращаться мыслями к прошлому нашей культуры.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #11 : Февраль 23, 2013, 00:19:38 »
Спасибо большое, Анна! Замечательные материалы!!  Светлый образ Д.Д. Благого благодаря Вашим усилиям оживает и, надеюсь, становится не только частью истории, но и вечным спутником - почти как в те времена, когда его записи звучали по радио.
« Последнее редактирование: Февраль 23, 2013, 00:57:17 от Максим »

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #12 : Февраль 23, 2013, 12:41:55 »
Predlogoff, буду стараться напоминать (сама не забывать).

Максим, образ оживает:) - Вы прямо выразили мои ощущения. Вообще хорошо, что с людьми можно общаться посредством их творчества, в этом смысле машина времени уже изобретена)

Кстати, повсюду в интернете стали появляться его записи, и это очень хорошо (некоммерческое их распространение всячески
приветствуется). Вот даже кто-то сделал клип для youtube - авторское исполнение "Сонаты-сказки" и ноты: http://www.youtube.com/watch?v=edPOnQ5QwF8
У меня есть возможность смотреть статистику сайта (и вообще запросов в интернете) и я знаю, что теперь люди ищут те или иные произведения Д. Благого, те или иные записи (раньше ничего подобного не было), т.е. я вижу, как меняется ситуация. Очень радуют и комментарии на его записи, например, на "Баркаролу" Глинки в youtube: http://www.youtube.com/watch?v=ml323J6eoF4

В общем, как сам Д. Благой писал, "будущее - это и прошлое, когда оно сохранено"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #13 : Февраль 23, 2013, 21:29:38 »
как сам Д. Благой писал, "будущее - это и прошлое, когда оно сохранено"!

Именно ! Он абсолютно прав, и любой понимающий человек тоже так рассуждает.
Его исполнение пьес Глинки просто замечательное: я уверен, что и "Баркарола", и "Вальс-фантазия", и "Воспоминание о мазурке" и другие пьесы Глинки будут для многих открытием - ведь даже требовательно судимые они не уступают по глубине, красоте и композиторскому качеству шопеновским вещам. Как выяснилось, многие любители музыки даже и не знают, что "Вальс-фантазия" в фортепианном изложениии - это вовсе не "транскрипция", а как раз наоборот, прообраз оркестрового варианта. Любопытно сравнить оба изложения и проследить, как менялся взгляд Глинки на эту гениальную его вещь с течением времени, что проявилось в изменениях гармонии, формы и структуры, и, конечно, при переходе к изложению посредством оркестра, что проявилось в использовании более изысканных тембровых эффектов, нюансов, подголосков, в большей самостоятельности фактурных слоёв и т.п.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #14 : Февраль 23, 2013, 21:39:06 »
Прочитал поразительный рассказ Анны (дочери пианиста) о "Воспоминании о мазурке":

http://blagaya.ru/2010/06/15/vospominanie-o-mazurke/

----------------------------------------------------
Я обещала в одной из аудиотрансляций Дмитрия Благого рассказать, что там за история связана с глинкинским «Воспоминанием о мазурке».
 
В завещании был следующий пункт: во время похорон должны звучать пьесы с его глинкинских пластинок (в том числе «Воспоминание о мазурке» Глинки). Это было исполнено.
 
Когда позже, уже будучи взрослой, я раскрыла ноты этой вещи, я узнала, что там был эпиграф, фраза из Метастазио (да, такое было имя у этого итальянского поэта, члена общества «Аркадия»):
 
«Без иллюзий — прощай жизнь!»
 
Что это было — совпадение? Или свидетельство того, что он прекрасно всё понимал? Папа умер в 56 лет от рака, диагноз от него скрывали (так вообще принято было в советское время).
----------------------------------------------------

Там же можно послушать запись этой вещи:
http://blagaya.ru/2010/05/06/blagoy-glinka/

А в следующем посте я изложу программу одного из клавирабендов Д.Д.Благого, на котором я побывал в былые времена самолично.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #15 : Февраль 23, 2013, 21:39:34 »
Малый зал Московской консерватории
16 сентября 1981 г.

I отделение

ШУМАН (1810—1856)

Цветы, соч.19

Круг песен, соч.24 (транскрипция Д. Благого)
  Ожидание
  Беспокойство
  Одиночество
  Безнадежность
  Прощание
  Подожди!
  Успокоение
  Пережитое
  Возрождение

Арабеска, соч.18

Симфонические этюды, соч.13


II отделение

ГРИГ (1843—1907)

Лирические пьесы
  Ариетта,  соч.12
  Бабочка,  соч.43
  Весной,  соч.43
  Мелодия, соч.47   (не играл в основной программе, но сыграл на бис)
  Шествие троллей, соч.54
  Ноктюрн, соч.54
  Тайна, соч.57
  Видение, соч.62
  Летний вечер, соч.71
  Посвящение, соч.68
  Кобольд, соч.71
  Из юных дней, соч.65
  Воспоминание, соч.71


СКРЯБИН (1872—1915)

Шесть этюдов  (по факту было семь)
  фа-диез минор, соч.8 №2
  си минор, соч.8 №3   (в программе не было, но он его сыграл)
  фа-диез мажор, соч.42 №4
  до-диез минор, соч.42 №5
  си мажор, соч.8 №4
  си-бемоль минор, соч.8 №11
  ре-диез минор, соч.8 №12

На бис:
Григ, "Мелодия", соч.47
(объявляя эту вещь, Благой сказал так: "Мелодия Грига, которую я почему-то пропустил")
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #16 : Февраль 23, 2013, 21:43:52 »
Я только что перечитал собственные пометки 1981 года к концерту, программу которого я привёл выше, и решил их разместить, немного отредактировав, ибо они фрагментарны:

---------------------------
Шуман был великолепен - очень импровизационно, Симф.этюды вполне оправдывали своё название, последний этюд (мажорный) был поистине духоподъёмным: публика горячо обсуждала это исполнение, Шуманом в перерыве восторгались все без исключения.
Григ выглядел поэтично, но без нафталина, т.е. вполне современно. "Бабочки" порхали, как будто были сочинены Скрябиным, а сам Скрябин прошёл очень вдохновенно. Любопытно, что довольно скромный этюд соч.42 №4 оставил громадное впечатление - это было какое-то реяние, парение в заоблачных высях.
Замечательный пианизм в сочетании с очень сдержанной манерой сценического поведения.
Слова о пропущенной "Мелодии", сыгранной на бис, были произнесены с оттенком некоторого недоумения по этому поводу, что вызвало в зале живую реакцию и аплодисменты.
Любопытно, что пианист в процессе игры продолжал перебирать в памяти какие-то варианты концертной программы, прислушиваясь к своим ощущениям, поэтому, видимо, "Мелодия" Грига оказалась за скобками концерта, а этюд h-moll Скрябина, наоборот, попал в основную программу.
« Последнее редактирование: Февраль 23, 2013, 22:00:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: пианист и музыковед Дмитрий Благой (1930-1986)
« Ответ #17 : Февраль 25, 2013, 13:17:03 »
Predlogoff, благодарю за столь подробный рассказ о концерте!!

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #18 : Февраль 26, 2013, 19:05:42 »
Predlogoff, смотрите, что я нашла! Та самая "Мелодия" Грига соч. 47, запись с концерта. Правда, не с того самого, потому что тут ведущая объявляет (хорошо знакомым поставленным голосом - наверное, это тоже был Малый зал?) семь лирических пьес, и они и звучат подряд. Запись была на кассете, которая у нас долго хранилась и только недавно была оцифрована. Она, конечно, шумит... но зато живое исполнение, и оно еще дышит.
Выложила для Вас.
http://blagoy.ru/audio/Blagoy_Melody_Grieg.mp3

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #19 : Февраль 26, 2013, 22:09:31 »
Predlogoff, смотрите, что я нашла! Та самая "Мелодия" Грига соч. 47, запись с концерта. Правда, не с того самого, потому что тут ведущая объявляет (хорошо знакомым поставленным голосом - наверное, это тоже был Малый зал?) семь лирических пьес, и они и звучат подряд. Запись была на кассете, которая у нас долго хранилась и только недавно была оцифрована. Она, конечно, шумит... но зато живое исполнение, и оно еще дышит.
Выложила для Вас.
http://blagoy.ru/audio/Blagoy_Melody_Grieg.mp3

О, какая прелесть ! Качество плёнки вполне достаточное, чтобы всё было внятно.
Я больше 30 лет не слышал эту вещь в исполнении Благого - как раз с того самого концерта 1981 года, и даже не знаю, была ли она записана им на пластинки ! Слушал и просто сердце замирало, ведь это звуки из прошлого - в том числе и из моего прошлого. Расстроган просто до слёз. Нет слов.
А как же остальные пьесы с этой же плёнки ? Качество более чем достаточное для адекватного восприятия и понимания.
Спасибо вам, это просто чудо.

Да, кстати, раз уж зашла речь, хочу спросить: неужели "Симфонические этюды" Шумана и его песни в транскрипции Благого не сохранились в записи Дмитрия Дмитриевича ?? Записал ли он их в студии или в живом концерте ? Кабинет звукозаписи при МГК вполне мог записать тот концерт, на котором я побывал в 1981 году.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #20 : Февраль 27, 2013, 00:20:03 »

Слушал и просто сердце замирало, ведь это звуки из прошлого - в том числе и из моего прошлого. Расстроган просто до слёз. Нет слов.
А как же остальные пьесы с этой же плёнки ? Качество более чем достаточное для адекватного восприятия и понимания.
Спасибо вам, это просто чудо.

Ловите еще одну! Пусть будет привет из прошлого в наше сегодняшнее весеннее настоящее:
Григ - "Весною", исп. Дмитрий Благой http://blagoy.ru/audio/Blagoy_To_Spring_Grieg.mp3

Еще есть несколько пьес, надо только их конвертировать тоже в mp3.


Да, кстати, раз уж зашла речь, хочу спросить: неужели "Симфонические этюды" Шумана и его песни в транскрипции Благого не сохранились в записи Дмитрия Дмитриевича ?? Записал ли он их в студии или в живом концерте ? Кабинет звукозаписи при МГК вполне мог записать тот концерт, на котором я побывал в 1981 году.

Увы, пока про запись "Симфонических танцев" и транскрипции песен ничего сказать не могу :-[ На пластинках их нет (но есть "Новелетты"), среди известных мне студийных записей тоже - из Шумана там помимо "Новелетт" есть только "Альбом для юношества" и "Фантастические отрывки".
Но вообще я должна сказать, что поскольку я тут по-прежнему собираю какой-то пазл (документы в архиве существуют в нескольких экземплярах, но они разных годов и иногда в них какая-нибудь строчка о какой-нибудь записи или каком-нибудь издании отсутствует, потому что эта запись или издание состоялись позже), что-то пока я могла и пропустить, этот кусочек пазла может найтись позже. В архиве есть составленный отцом список записей в фонд радио (правда, он, кажется, не совсем совпадает с фразой из биографических сведений отца, опять-таки им же записанных, где сказано, что "в фонд Всесоюзного радио записаны сочинения русской и западно-европейской классики, а также большое число произведений советских композиторов (...) среди них 26 сочинений крупной формы и фортепианных циклов (общий хронометраж свыше 23 часов)"). А вот списка записей в фонотеке МГК (а они там вроде бы должны быть) я пока не видела. Давно собираюсь туда наведаться.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #21 : Февраль 27, 2013, 11:46:53 »
Да, в кабинете звукозаписи МГК может обнаружиться много чего интересного, ведь там осуществлялись записи на протяжении полувека ещё с конца 40-х гг., поэтому охвачен весь поздний советский период.

И спасибо за пьесу "Весной" ! Дивно сыграно.
Это вообще очень сложная для воплощения пьеса, которая получается лишь у избранных: в ней, как и в других вещах Грига, нет сложностей пианистических, но есть громадные проблемы смысловые и звуковые. За Грига брались многие, но лишь у немногих получалось нечто выдающееся: у Гольденвейзера, Рихтера, Гилельса, Башкирова, Плетнёва, Муравлёва, Благого - получалось, а у многих других, кто брался за этот "школьный" репертуар, не получалось ничего, вернее, получалось как раз "по-школьному".
Тогда как Григ - это не поверхностный, а очень глубокий автор, и глубок он своей интимностью, тончайшими душевными движениями, добротой, человечностью. И неважно, что, как это понимал ещё Асафьев, Григ не имел своего собственного фортепианного стиля, важно то, что он сумел скромнейшими средствами вполне адекватно выразить свои музыкальные мысли и создал уникальный репертуар, в соприкосновении с которым можно познавать народную стихию и быт Севера, учиться созерцать явления жизни, любить природу и людей, то есть приобщаться к вершинам человечности.
Мне кажется, Д.Д.Благой это очень хорошо понимал и умел передавать это ощущение в своей игре, исполняя произведения Грига.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #22 : Февраль 27, 2013, 19:05:43 »
Ну, тут сразу начинается особая тема - живое дыхание музыкальной фразы... (А через него - проглядывающая философская глубина, поэзия). Это вообще есть очень мало у кого, и раньше было у немногих, а сейчас, по-моему, встречается еще реже. И тут громкое имя, регалии, пианизм (вот, кстати, занятно - нет такого слова "скрипачизм" :) ) и проч. - всё это отступает на второй план...

Жалко, что в звукозаписи полностью этого не запечатлеешь, и все равно - слава Богу, что они есть. Все-таки что-то чувствуется. Вообще моему отцу повезло со звукорежиссерами, как я сейчас понимаю (студийные записи делал, в частности, В. Копцов).

В фонотеку наметила сходить в самое ближайшее время. Если найду там еще Шумана (хотелось бы!), отпишусь.

Оффлайн bona_dea

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Дмитрий Благой (1930-1986), пианист и музыковед
« Ответ #23 : Февраль 27, 2013, 23:27:01 »
Да, кстати, раз уж у нас зашла речь о весне.
Вот Д. Благой играет собственную фортепианную миниатюру (названия у нее нет, но она очень весенняя, по-моему): http://blagoy.ru/audio/blagoy_works/Dmitry_Blagoy_Miniature_no_2.mp3

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В фонотеку наметила сходить в самое ближайшее время. Если найду там еще Шумана (хотелось бы!), отпишусь

Обязательно сообщайте !
Уверен, что у них что-нибудь сохранилось. Был ли микрофон тогда в 1981 году в МЗК, я, конечно, не помню, но там в зале всегда висел "дежурный" микрофон, так что вполне возможно, что запись производилась.
Уверен, что и в другие годы что-нибудь записывалось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Уважаемые Дамы и Господа,

Огромное спасибо за поток о Замечательном пианисте!
Сегодня купил великолепную книгу, посвященную творчеству Александра Сергеевича Пушкина, и просматривая материалы, посвященные истории создания самой книги, а так же предыдущим трудам автора, обнаружил, что его сын был великолепным Музыкантом, сохранявшим наследие незаслуженно забытых русских классиков!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Просматривая разную информацию о домах-музеях Москвы и Московской области на предмет их посещения, я случайно наткнулся на список домов известных деятелей, находящихся в Переделкино. Увидел я там и дом Д.Д.Благого. Он и сейчас существует и фигурирует как дом Благого!
Интересно, что там сейчас и какой статус имеет этот дом?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица