Автор Тема: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )  (Прочитано 10472 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн jhendr

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
С удивлением заметил, что на форуме нет темы, целиком посвященной одному из крупнейших композиторов ХХ столетия - Янису Ксенакису.
Для ознакомления с этим неординарным композитором предлагаю его книгу  "Формализованная музыка - новые формальные принципы музыкальной композиции".pdf , а также небольшую статью     
Андрея Горохова о жизни и творчестве композитора:

Утром в воскресенье 4-го февраля 2001-го года в своей парижской квартире умер Янис Ксенакис - один из крупнейших композиторов ХХ столетия. Ему было 78 лет.
Перу Ксенакиса принадлежит огромное количество музыкальных произведений, каждое из которых звучит... скажем, так - довольно безжалостно по отношению к молодёжи, одержимой поп-музыкальными страстями.
Я не возьмусь за непосильную задачу комментирования долгого творческого пути композитора, а ограничусь тем, что упомяну несколько эпизодов его жизни, несколько идей и несколько произведений. Тему сегодняшняшнего Музпросвета я сформулировал бы так: что должен знать о Янисе Ксенакисе наш молодой современник, делающий вид, что интересуется электронной музыкой. Надо отметить, что электронная музыка - это лишь малая часть наследия композитора.

Янис Ксенакис считается французским композитором, но по происхождению он грек. В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде с фашистами, а потом - с освободителями англичанами. В результате тяжёлого ранения и контузии он потерял глаз. Коммунист Ксенакис был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни, но ему удалось бежать во Францию. Кстати, его смертный приговор был отменён только в 1974-ом году.
Во Франции Ксенакис оказался в мастерской знаменитого архитектора и крупного теоретика-формалиста Ле Корбюзье.
Интересовали Ксенакиса здания без крыш и без стен. Пространство создаётся изгибающейся железобетонной поверхностью. Технология такова - из прямых металлических спиц собирается сложной формы каркас: если кому-то слова «гиперболоид вращения, построенный из касательных к его поверхности» что-то говорят, то это именно оно и есть. А если вас эти слова, скорее, пугают, то можно вспомнить телебашню Шухова, которая стоит в Москве на Шаболовке. Каждая из её секций построена из пересекающихся прямых металлических спиц.
В 1956-ом году Ле Корбюзье получил заказ от голландского концерна Philips построить павильон для всемирной выставки 1958-го года в Брюсселе. Рогатое здание, похожее на шатёр инопланетянина, спроектировал, построил и озвучил Янис Ксенакис, но до сих пор оно считается шедевром Корбюзье.
В павильоне звучал - в бесконечном повторе - трёхминутный электронный опус Ксенакиса Concret PH. Легенда гласит, что эта музыка была изготовлена так: композитор поджёг микрофон, который записывал горение собственного корпуса и мембраны. Более трезвая версия утверждает, что Ксенакис записал треск углей и потом из тысяч кусочков склеил свою музыку.

Как несложно догадаться, занимался Ксенакис не только архитектурой и сопроматом. В парижской консерватории он посещал лекции Оливье Мессиана, но, вообще говоря, высшего музыкального образования у него не было.
Первое серьёзное произведение Ксенакиса - симфоническая пьеса Metastaseis («Метастазы»), 1954. Кстати, большинство произведений Ксенакиса носят греческие названия.
Пьеса начинается скандально знаменитым глиссандо - медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются...
Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии - это рёбра жёсткости.

Пьесу «Метастазы» освистали не только консерваторы. Лидеры европейского авангарда - Булез и Штокхаузен - тоже были оскорблены до глубины души. Дело в том, что в 50-х последним словом авангардистской мысли был так называемый «сериализм» - сложнейшим образом устроенная музыка, которая воспринималась как акустический пуантилизм - то есть состояла из отдельных звуков, висящих в пустоте. На слух никакой логической связи между этими разнородными звуками обнаружить было невозможно, всё вместе производило впечатление бессистемного, визгливого и довольно разреженного акустического пара.
Ксенакис написал статью против сериалистического метода и, разумеется, восстановил против себя весь европейский авангард.
Свою мысль Ксенакис формулировал так: представьте себе огромную толпу возмущённого народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведёт себя как единое целое, толпа дышит, растёт, движется... Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу - об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?
Да, утверждал Ксенакис. Параметры отдельных звуков не имеют особого значения. Если слушатель воспринимает какой-то пассаж пьесы в качестве аморфного облака, то композитор так и должен его сочинять в виде аморфного облака, ориентируясь не на звучание отдельных микро-звуков, к чему призывал Штокхаузен, а на общий эффект, который вполне можно создать, прибегнув к математическим методам. Соответствующая область математики называется статистикой, а музыку, сочинённую или, лучше сказать, - сгенерированную, с применением статистических методов, Ксенакис назвал «стохастической». Несмотря на то, что статистика - дисциплина родственная теории вероятности, стохастическая музыка - ни в коем случае не «случайная музыка». Статистические методы Ксенакис применял для целенаправленного построения больших звуковых масс с заранее заданными свойствами.
Электронная музыка Bohor. 1962 год.

В начале 60-х Ксенакис стал применять электронно-вычислительные машины для генерации больших звуковых масс - c помощью программ, написанных на языке Fortran IV. Под руководством Ксенакиса был разработан и компьютер с графическим вводом - он назывался UPIC и позволял буквально рисовать музыку: и форму волны, и поведение всей картины в целом.
В 1960 году Ксенакис предложил использовать мало кому известный математический курьёз - представление периодических колебаний в виде суммы гранул - в качестве гранулярного синтеза звука. Грубо говоря, идея состояла вот в чём: известно, что в кино для порождения одной секунды движущегося изображения достаточно 24 кадров. Если достаточно быстро порождать акустические стоп-кадры, то не будет ли достигнут аналогичный эффект? Реализована эта идея была лишь в 1974 году, когда компьютеры подросли. Звук оказался вполне представимым в виде суммы мельчайших акустических гранул.
Идею акустических стоп-кадров композитор развил в книге «Формализованная музыка» («Formalized Music»). В приложении - программа на языке Fortran, которая генерирует партитуру для симфонического оркестра.
Композитор резко критиковал своих коллег, музыка которых базировалась на математических моделях, не сложнее элементарной арифметики. «Существуют и более интересные и сложные математические конструкции, связи между параметрами вовсе не должны быть линейными, существуют кривые второго и третьего порядка», - не без патетики, но совершенно справедливо заявлял мэтр.
При этом Ксенакис вовсе не был, как утверждают сегодня некрологи, «защитником научного, рационалистического подхода к написанию музыки». Скорее, он применял математические методы для построения в высшей степени иррациональной и метафизически ориентированной музыки. Кстати, музыка Ксенакиса звучит куда более богато и выразительно в тембральном отношении, чем продукция его конкурентов Булеза и Штокхаузена. Музыка Ксенакиса - куда драматичнее и трагичнее. Мировосприятие композитора сформировалось, когда он ещё молодым человеком воевал в партизанском отряде с фашистами. Именно оттуда и идёт его идея музыки как толпы, музыки как стихии.

Идеи Ксенакиса вовсе не относились исключительно к музыке, склеенной из кусочков магнитофонной плёнки. Нет-нет, он проектировал графически, а потом генерировал ноты при помощи компьютерных программ для музыки, которую должны исполнять вполне традиционные западноевропейские инструменты.
Одна из моих самых любимых пьес Яниса Ксенакиса - это «Anaktoria» 1969-го года. Пьеса идёт всего 13 минут, но ансамбль Octour de Paris исполняет её только в конце своих концертов: напряжение так велико, что после окончания пьесы скрипачи и виолончелисты уже не в состоянии играть никакую музыку. Пальцы утрачивают чувствительность и долгое время не подчиняются музыкантам.

В 60-х Ксенакиса и всех остальных европейских авангардистов разделяла бездна. Алеаторика - то есть использование разного рода случайных или импровизированных эффектов в рамках академической музыки - это совсем не то же самое, что стохастический подход Ксенакиса. Музыка Ксенакиса вовсе не случайна и не произвольна.
К сожалению, для реализации многих амбициозных проектов у Яниса Ксенакиса не было необходимых средств: иного и быть не могло, учитывая открытое противостояние с лагерем Булеза и Штокхаузена, которые пользовались щедрым госфинансированием. Жорж Помпиду, открыв в Париже центр современной музыки IRCAM - своего рода министерство по делам музыкального авангарда - назначил двух директоров. Янис Ксенакис стал художественным руководителем, Пьер Булез получил в руки финансы. В результате Янис Ксенакис очень скоро остался без финансовой поддержки. Сложилась катастрофическая ситуация, продолжавшаяся буквально до середины 90-х: Ксенакис - это гигант, вынужденный кое-как стремиться вперёд на крохотном квадратике земли.
«Persepolis» - один из немногих действительно масштабных проектов Яниса Ксенакиса. 1971 год. Эта электроакустическая музыка звучала ночью на развалинах античного города. Спроектировал композитор и массу световых эффектов.
Ещё один проект такого сорта Diatope. Он мыслился как единство пространства (архитектуры), звука и света. Акустическая составляющая проекта называется «La Légende d'Eer». 1978.

Не секрет, что современная электронная, электроакустическая, акузматическая, компьютерная музыка существует для крайне ограниченного числа ценителей - это далеко не популярная музыка. Делают её в университетах и в специально созданных центрах (вроде парижского IRCAM'а), обладающих мощными (не бытовыми) компьютерами и не менее мощным интеллектуальным потенциалом. И, разумеется, щедрым финансированием. Порой на изготовление всего одного часа звука может уйти несколько лет кропотливого труда на университетском суперкомпьютере.
Иногда - специально для реализации композиторского замысла - бригада программистов пишет программу, которая должна порождать звук с нужными характеристиками или вести себя необычно хитрым образом, а какой при этом получится звук, заранее вообще не ясно.
Знаменитый пример такого рода - пьеса Яниса Ксенакиса «S.709» (1994). Она длится всего семь минут. Для неё несколько профессиональных программистов и математиков в течении трёх лет создавали программу GENDY, одновременно заказчик учился ею пользоваться.
Проблема состоит в том, чтобы дать композитору адекватный инструмент для воздействия на процесс генерации звука. Не секрет, что генерировать случайные числа, случайные ноты, случайные звуки со случайными тембрами - это довольно несложная и малоинтересная задача. Сложно придумать, как управлять степенью случайности. Интересна многоэтажная ситуация с динамически меняющимися внутренними связями, которая не совсем детерминирована, но и не совсем случайна.
Идея Ксенакиса состояла в том, что моделью может служить шарик, прыгающий между двумя эластичными стенками, каждая из которых тоже постепенно начинает колебаться с собственной частотой (модель «обычной» музыки, точнее говоря, волнового процесса, лежащего в её основе, - это тяжёлый шарик на нити, то есть маятник: он порождает синусоидальные колебания).
Модель с шариком и двумя стенками - наглядная, хорошо известная, но не очень элементарная в математическом смысле модель. Она применяется сразу на нескольких уровнях: представьте себе, что все параметры системы - и масса шарика, и степень упругости стенок, и даже расстояние между стенками - контролируется такого же сорта моделью. То есть масса шарика увеличивается и уменьшается по тому же самому закону, который управляет колебанием твёрдого тела между двумя мембранами. А иногда параметры изменяются скачкообразно - но тоже в пределах, которые не стоят на месте, а увеличиваются и уменьшаются по тому же самому закону. Всё это приводит к тому, что появляется гора чисел, которые надо как-то контролировать, причём заранее не очевидно, как именно каждое из них влияет на поведение системы в целом - то есть на окончательный результат. Дело в том, что невозможно предсказать, как именно будет вести себя система при том или ином наборе начальных параметров. Такого рода глубинно неоднозначные ситуации анализируют математические дисциплины, называемые теорией хаоса и теорией нелинейных систем. Стохастический шарик Ксенакиса был представлен на нескольких научных конференциях, посвящённых компьютерной музыке: это было действительно новое и, главное, - независимое слово. В книги, в которых идёт речь о синтезе звука, была вставлена специальная глава, посвящённая программе GENDY.
Ксенакис придумал и несколько остроумных способов, как колебания своего шарика применить к генерации компьютерного аудио-файла, что само по себе тоже не очень очевидно. В любом случае, его пьесу (очень нервную, визгливую и дико изменчивую) не сымитируешь, бешено вращая ручки даже самого шикарного аналогового синтезатора.

февраль 2001
   
Андрей Горохов © 2001 Немецкая волна


Diatope                                        фрагмент партитуры пьесы      графическая партитура пьесы Mycenae Alhpa (1980)
единство пространства,                 Metastaseis                           изображённый фрагмент длится 46сек
света и звука

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #1 : Апрель 26, 2011, 17:51:05 »
Мне приятно вот что: сам композитор мне, честно говоря, до лампочки, но вы хорошо оформили этот поток – небольшой удачный рассказ с иллюстрациями. Было бы неплохо привести ещё ссылки на фонограммы для полноты картины.
А то знаете, любители "современного" не утруждают себя рассказами и иллюстрациями, а просто бросают ссылки непонятно на что  - и ни ответа, ни привета: что хочешь, то и думай. А любое творчество такого рода нуждается в комментариях, желательно в авторских, которые тоже составляют важную его художественную часть. Это могут быть слова, рисунки и т.д. Хорошие комментарии – редкость.
И ссылочек бы на звучание.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн jhendr

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #2 : Апрель 28, 2011, 17:54:22 »
И ссылочек бы на звучание.
Iannis Xenakis - Works for Piano ( Evryali, Dikhthas, Herma, Palimpsest, Six Chansons Pour Piano, Mists, A.r. ( Hommage A Ravel )/ Aki Takahashi- 2006, FLAC (image+.cue) lossless
(Modern Classical / Avant-garde) Iannis Xenakis - Percussion Works (Persephassa, Psappha, Dmaathen, Pleiades, Komboi, Kassandra, Okho, Oophaa, Rebonds ) Steven Schick, Red Fish Blue Fish- 3 CDs Box, 2006, APE (image+.cue) lossless
(Contemporary) Iannis Xenakis - Oresteia (Robert Weddle, Dominique Debart, Spiros Sakkas, Sylvio Gualda, Maitrise De Colmar, Ensemble De Basse-Normandie, Ensemble Vocal D'Anjou) - 2003, FLAC (tracks+.cue) lossless
(Modern Classical / Avant-garde) Iannis Xenakis : Pleiades / Maki Ishii: Concertante for Marimba ( Les Percussions de Strasbourg , Keiko Abe ) - 1993, APE (image+.cue) lossless
(Avant-garde, Classical, Electronic) Iannis Xenakis - Kraanerg (Alexander Winterson, Sinfonieorchester Basel) - 2003, APE (image+.cue) lossless
(Contemporary / Experimental / Avant-garde) Iannis Xenakis - Music For Strings ( Syrmos, Aroura, Voile, Theraps, Analogique A+B, Ittidra ) / ( Johannes Kalitzke, Ensemble Resonanz ) - 2005, APE (image+.cue) lossless
(Modern Classical / Avant-garde) Iannis Xenakis - Ais - Gendy3 - Taurhiphanie - Thallein - 1994, APE (image+.cue) lossless
(Modern Classical / Avant-garde) Iannis Xenakis - Ensemble music 1 (Plekto, Eonta, Akanthos, Rebonds, N Shima) & 2 (Echange, Okho, Xas, Akrata, A la memoire de Witold Lutoslawski) - 1996, APE (image+.cue) lossless
(Classical, Avant-Garde) Iannis Xenakis - Works with Piano (Eonta, Morsima-Amorsima, Akea, Paille in the Wind) (Aki Takahashi, Stephen Drury) - 2010, FLAC (tracks+.cue) lossless

(Avant-Garde) Iannis XENAKIS - Chamber music 1955-1990 - Arditti Quartet - 1991, APE (image + .cue), lossless
(Classical) Iannis Xenakis - Dmaathen, Eonta, Epei, Herma, Palimpsest, Evryali - 2005, APE (image+.cue), lossless
(Classical) Iannis Xenakis - Pleiades (Les Percussions de Strasbourg) - 1996, APE (image+.cue), lossless
(Classical) Iannis Xenakis: Psappha; Rebonds A & B; Okho pour trois djembes - 2004, APE (image+.cue), lossless
(Electronic, Musique Concrete) Iannis Xenakis - Xenakis Edition Volume 9 - Electronic Works 2 - 2008, FLAC (tracks), lossless
Вот лишь некоторые, кому надо еще - http://rutracker.org(по-моему больше в сети Ксенакиса не найдете) , в поиск вводим Xenakis и получаем на данный момент 50 раздач.
Кому не лень возиться со ссылками на файлообменниках пожалуйте сюда
http://avaxsearch.com/avaxhome_search?commit=Go&page=1&q=xenakis - без регистрации, зато меньше материала чем на http://rutracker.org и  нелюбимые мною файлообменники и т.д.( кому лень ждать после скачки каждого файла, делаем следующее:
Универсальный способ для ВСЕХ поддерживаемых SaveFrom.net ресурсов.
В адресной строке вашего браузера добавьте "sfrom.net/" или "savefrom.net/" перед ссылкой, таким образом:
http://sfrom.net/http://depositfiles.com/ru/files/1265758
http://sfrom.net/http://rapidshare.com/files/237958...l_shporgalki.rar
http://depositfiles.com/ru/files/1265758 и http://rapidshare.com/files/237958...l_shporgalki.rar ВАШИ ССЫЛКИ


Более подробно http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3326358)



Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #3 : Апрель 28, 2011, 22:03:16 »
Довольно значительное количество записей Ксенакиса (53) представлено на классике-онлайн
http://www.classic-online.ru/ru/composer/2059
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн jhendr

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #4 : Апрель 29, 2011, 00:08:27 »
Довольно значительное количество записей Ксенакиса (53) представлено на классике-онлайн
http://www.classic-online.ru/ru/composer/2059
Там, я как понимаю либо mp3(нелюблю я его из принципа :)),либо только в реальном времени, если уж слушать, то только в лосслесс :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #5 : Апрель 29, 2011, 00:12:52 »
Там, я как понимаю либо mp3(нелюблю я его из принципа :)),либо только в реальном времени, если уж слушать, то только в лосслесс :)

:)) Не будем излишне принципиальными ! Мне кажется, в этом больше психологии, нежели реального отличия звучания разных форматов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн jhendr

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #6 : Апрель 29, 2011, 00:49:32 »
Там, я как понимаю либо mp3(нелюблю я его из принципа :)),либо только в реальном времени, если уж слушать, то только в лосслесс :)

:)) Не будем излишне принципиальными ! Мне кажется, в этом больше психологии, нежели реального отличия звучания разных форматов.
Реальная разница слышна при  битрейте уже 192 кб/c, а ниже - даже на колонках ноутбука.Для поверхностного ознакомления в реальном времени mp3, конечно, допустимо, но при прослушивание на норм. колонках считаю mp3 нецелесообразным, тем более при современных скоростях интернета ( в среднем у меня полноценный альбом скачивается 10-15 мин, и это при том, что тариф самый дешевый), да и сами музыканты начали это понимать, и многие выкладывают свою музыку в mp3, абсолютно бесплатно, не считая это полноценным продуктом, а всего лишь демонстрацией записи.

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #7 : Август 13, 2014, 23:30:53 »
Цитата: Predlogoff

Цитата: pegassov


Цитата: Predlogoff

Был затронут вопрос относительно композиций Ксенакиса и интереса к нему С.Т.Рихтера (в дневниковых записях).
Рихтер пишет, что Ксенакис вызывает у него интерес как нечто современное, называя конкретные произведения. В другом месте о другом сочинении он пишет, что оно прошло мимо него.
В других местах он пишет, что музыка Хачатуряна - гадость, а Кабалевский - Шостакович для бедных :)) Ну или он повторяет мысль Г.Г.Нейгауза по этому поводу, я не знаю, кто из них первый это придумал.
Вопрос интересный, и при желании мы его можем рассмотреть.

Можно рассмотреть здесь, можно хоть в потоке про Рихтера. Суть вопроса в том, что бесспорно великий музыкант оценивает и характеризует произведения Ксенакиса (а также Булеза, Донатони и др.) как "музыку", притом, некоторые - весьма положительно

:)) Так не могу ж я ему запретить!
Шучу.
Если Рихтеру что-то нравится, то всегда нужно рассматривать эту конкретику, а не "творчество вообще". Это я о Ксенакисе. Одно ему понравилось, а другое - "прошло мимо". Давайте послушаем то и другое, а там и решим что-нибудь.
 У нас, кстати, есть поток о Ксенакисе:
 
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4437.0.html
 
И там была ссылка на его книгу - теперь книга доступна здесь:
 
http://www.twirpx.com/file/954159/
 
Когда читаешь её, оторопь берёт :)))))
Полагаю, Святослав Теофилович не был знаком с этим "исследованием" в области соединения звука с математикой, иначе он даже и слушать не стал бы. С другой стороны, раз уж он послушал и даже нашёл в этом нечто интересное, то почему бы не послушать и нам?
Разумеется, разбираться с интегралами и погружаться в теорию вероятности я не собираюсь.

Во избежание недоразумений, привожу дословный текст из дневников Рихтера, где несколько записей подяд посвящены произведениям Ксенакиса:

Цитата: С. Т. Рихтер "Дневники" 1985 г.

23/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Mists"
Р. Вудворт
Первое знакомство с Ксенакисом, поразившим и удивившим меня, хотя я вряд ли по-настоящему (или даже не по-настоящему) понял эту музыку.
Интуиция? А ей всегда можно верить?

24/III
магнитофонная лента
Ксенакис
1) "Mists"
2) "Эонта"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
Что Вудворт убедительно исполняет эту музыку, я теперь понял. И она мне еще больше понравилась, в особенности "Эонта", с интереснейшими неожиданными оркестровыми вступлениями.

25/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Синафай"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
То же могу сказать про "Синафай". Мне кажется, что это действительно "новая" настоящая музыка.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #8 : Август 14, 2014, 07:47:28 »
Это не всё, что есть у Рихтера в Дневниках о Ксенакисе.
Я понимаю, что дальнейшее вам не нравится, ибо не укладвается вашу парадигму, но уж будьте любезны разместить целиком.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #9 : Август 14, 2014, 15:01:46 »
Почему же "не укладывается" или "не нравится"? Просто не вижу особой информативности в том, что то или иное сочинение "прошло мимо", тем более, что речь о весьма схематичной "Герме", и как раз такого отношения от Рихтера можно было ожидать. Мой интерес вызвали именно те записи, в которых он прямо характеризует конкретные произведения Ксенакиса как "музыку" и даже отзывается о них достаточно позитивно.

Какого-то особого предвзятого мнения о взаимоотношениях Рихтера с музыкой Ксенакиса у меня нет, так что и в плоскости "нравится-не нравится" лично  мне то или иное его высказывание, речь не идёт.

Но для полной картины приведу два оставшихся упоминания о Ксенакисе. Если что-то пропустил, прошу дополнить: бумажной версии под рукой последнее время нет, копировал с той, что нашёл в открытом доступе.
http://multidollar.ru/philosophy/monsenzhon_b__rikhter__dialogi__dnevniki__m___klassika-khkh1__2002__480_s.html

Цитата: С. Т. Рихтер "Диалоги. Дневники" с. 108

Далее в изучении современной музыки я не продвинулся, несмотря на то, что многие творения Берио, Штокхаузена, Булеза и Ксенакиса пленяли меня.

Цитата: С. Т. Рихтер "Диалоги. Дневники" с. 337

23/XI
запись
Ксенакис
"Неrmа"
исп.: Жорж Плудермахер (ф-но)
Слушал с Д. Дорлиаком
Я в последнее время возымел интерес к этому композитору - я наверное в нем ничего не понимаю, но чувствую интуицией, что "что-то" есть. Это сочинение всё же прошло мимо.

И о какой моей "парадигме" речь? Я понимаю, если бы было несколько негативных отзывов, которые я злонамеренно скрывал.  :) Но даже в том, который я не счёл нужным приводить, говорится об интуитивном ощущении, "что-то в этом есть". А что конкретное произведение прошло мимо - так, думаю, если бы Рихтер прослушал весь корпус произведений Ксенакиса, таких оказалось бы подавляющее большинство.

Куда интереснее разобраться в том, что же Рихтер расслышал интересного и музыкального в "Эонте", "Туманах" и "Синафае".
« Последнее редактирование: Август 14, 2014, 15:24:09 от pegassov »

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #10 : Август 14, 2014, 15:13:06 »
А вот и сами произведения:

Mists, для фортепиано (1981)
http://classic-online.ru/ru/production/13991
в том самом исполнении Роже Вудворда, которому и посвящена пьеса:
http://www.youtube.com/watch?v=kI67PkoNmlY

Synaphai, для фортепиано и оркестра (1969)
http://classic-online.ru/ru/production/13905

Eonta, для двух труб, трёх тромбонов и фортепиано (1963-64)
http://classic-online.ru/ru/production/13996

Herma, для фортепиано (1961)
http://classic-online.ru/ru/production/13993

К сожалению, в тех исполнениях, которые упоминает Рихтер, мне удалось найти только "Туманы" ("Туманности"?). Но и доступные видеозаписи "Синафая" и "Эонты" дают хорошее представление об этих композициях.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #11 : Август 16, 2014, 18:20:49 »
1011-я запись из Дневника Рихтера.
----------------------------------------

1987 год
23/XI
Ксенакис, "Herma"
исп. Жорж Плудермахер (ф-но)
слушал с Н.Дорлиак
----------------

Я в последнее время возымел интерес к этому композитору - я наверное в нём ничего не понимаю, но чувствую интуицией что "что-то" есть.
Это сочинение всё же прошло мимо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #12 : Август 16, 2014, 18:21:57 »
Любопытно, что в издании музея им.Пушкина перепутаны номера дневниковых записей: 962-я в указателе имён на имени Ксенакиса дана как 963-я, а 963-я как 964-я.
Запись №1026 указана как последняя содержащая имя Ксенакиса, но я его в ней не нашёл ..... К тому же это вообще запись, повествующая о встрече 1988 года. Хотя Ксенакис мог бы и там, но его вроде не было, но там был Холст. Перепутали что ли издатели?
Интересно также, что в записи 1023 Рихтер отражает своё прослушивание "Планет" Холста - он пишет, что оно ему понравилось, как может понравиться фильм или цирковой аттракцион :))
Не в этом ли ключ и к его интересу к Ксенакису? Просто интересно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #13 : Август 16, 2014, 18:24:10 »
Симптоматично, что "Herma" - ф-п произведение, следовательно, Рихтер его слушал с прицелом на исполнение? Но, видимо, так и не решился исполнить.
Интересно, что после упоминания этой пьесы имя Ксенакиса больше в Дневниках не встречается - что это значит? Уж не то ли, что Рихтер всё же поставил на нём крест и решил с ним не связываться?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #14 : Август 16, 2014, 18:52:20 »
Симптоматично, что "Herma" - ф-п произведение, следовательно, Рихтер его слушал с прицелом на исполнение? Но, видимо, так и не решился исполнить.
Интересно, что после упоминания этой пбесы имя Ксенакиса больше в Дневниках не встречается - что это значит? Уж не то ли, что Рихтер всё же поставил на нём крест и решил с ним не связываться?

Вполне возможно, что и так. Не думаю, что рихтеровский репертуар сильно оскудел без этой пьесы  :) (честно говоря, я и сам ей не впечатляюсь).

А с другой стороны, рассмотрим контекст появления произведений Ксенакиса в дневниках Рихтера: до цитировавшихся записей от 23-25/III 1985 г. (к сожалению, в интернет-издании, на которое я давал ссылку, не указана сквозная нумерация записей) идут подряд несколько отзывов на записи Рождера Вудворда:

Цитата:  С. Т. Рихтер "Диалоги. Дневники" с. 307
январь Benediktinum
магнитофонная лента
Шрекер
фрагменты из оперы "Das Spielwerk"
Рахманинов
Прелюдии (cis moll, fis moll, D dur, g moll, b moll, f moll, A dur, h moll)
исп.: Р. Вудворт
Шостакович
Все прелюдии и фуги
исп.: Р. Вудворт
Шопен
Концерт e moll (I часть)
исп.: Р. Вудворт
Барракэ
Соната (фрагмент)
исп.: Р. Вудворт
Фрагменты из "Das Spielwerk" мне понравились (но в меру). Затем слушали Вудворта.
Рахманинов не остался в памяти. Все прелюдии и фуги Шостаковича (часто превратно понятые), конечно, большое достижение пианиста, достойного похвалы. 1 часть Шопена - крепко (!?) (то ли качество здесь к месту?)
Боюсь, что это всё влияние Мичельского (в свое время законодателя варшавского пианизма и шопенизма - очень порочного явления, исключающего импровизационность и рубато и даже запрещающего их (у Шопена)).
Немножко Барракэ - на закуску.

Франкфурт-на-Майне
магнитофонная лента
Шопен
Этюды № 1, 2, 3, 4, 5 ор. 10
Роже Вудворт
Мюнстер
магнитофонная лента с концерта в Оснабрюке
Хиндемит
Соната для альта и фортепьяно ор. 11 № 4
Ю. Башмет и С. Р.
Это исполнение Вудвортом этюдов Шопена особенно не запомнилось мне, несмотря на виртуозность и смелость.
Думаю, что Шопен не его композитор (что потом фатально подтвердилось).
Эту отнюдь не хиндемитовскую сонату мы в последнее время включили в программу нашего концерта (Хиндемит, Бриттен, Шостакович).
Она весьма эффектна, трудна, имеет успех, но насколько же Бриттен и Шостакович выигрывают после нее. В этот юный период Хиндемит еще не нашел себя.

Вена
22/II1
магнитофонная лента
Бетховен
Соната Es dur № 4 (I часть)
Соната Fis dur № 24
Р. Вудворт
Брамс
Концерт d moll № 1
Р. Вудворт
дирижер: К. Мазур
Первая часть Бетховена: слишком быстро и громко, "стальными пальцами". Не понравилось.
Fis-dur-ная - также слишком агрессивна (если мне не изменяет память).
Брамс. Крепко, мужественно, убедительно. P. S. (Первое знакомство с пианистом "сомнительной репутации", но безусловно талантливый.)

Кстати, многие из этих записей легко найти на youtube или classic-online. Разумно допустить, что Рихтер, прослушав пианиста "сомнительной репутации" в классическом репертуаре, решил попробовать его записи в той области, где Вудворд считается специалистом (Барракэ и Ксенакис). И пришёл к выводу, что "Вудворд убедительно исполняет эту музыку".

А Herma, обратите внимание, исполнена другим пианистом (неким Плудермахером). Видимо, он-то в Ксенакисе показался Рихтеру не столь убедителен, как Вудворд :) Так что в чём причина - в исполнении или в самой пьесе - остаётся лишь гадать...

К слову, Mists - тоже фортепианное произведение, и его Рихтер тоже не стал играть, несмотря на свой положительный отзыв.

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #15 : Август 16, 2014, 19:10:39 »
Любопытно, что в издании музея им.Пушкина перепутаны номера дневниковых записей: 962-я в указателе имён на имени Ксенакиса дана как 963-я, а 963-я как 964-я.
Запись №1026 указана как последняя содержащая имя Ксенакиса, но я его в ней не нашёл ..... К тому же это вообще запись, повествующая о встрече 1988 года. Хотя Ксенакис мог бы и там, но его вроде не было, но там был Холст. Перепутали что ли издатели?

Также я заметил расхождения в том, с кем Рихтер слушал Herma: в моём интернет-источнике (это отсканированное издание 2002 года) указан Д. Дорлиак, у Вас - Н. Дорлиак. Но это мелочи  :)

Оффлайн pegassov

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #16 : Август 17, 2014, 09:15:37 »
Нашлась запись "Herma" Жоржем Плюдермахером:
http://www.youtube.com/watch?v=O_VkOdzCs2Y

Он, оказывается, сыграл премьеру "Synaphai" в 1971 году, так что пианист достаточно "авторизованный".

Для сравнения по "убедительности" исполнения (за неимением записи Вудворда) предлагаю послушать запись Yuji Takahashi, сыгравшему премьеру "Herma" в 1962 году и которому эта пьеса и посвящена:
http://www.youtube.com/watch?v=_Xp_vOlRPM8

здесь фрагменты видео исполнения и комментарии пианиста (правда, на японском):
http://www.youtube.com/watch?v=fKu4MJNbsfI

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Янис Ксенакис (Iannis Xenakis - May 29, 1922 – February 4, 2001 )
« Ответ #17 : Август 18, 2014, 18:44:21 »
Послушал я это всё и понял, почему Святослав Теофилович сначала заинтересовался, а затем охладел. Скорее всего, то, что его поначалу зацепило, напоминало некоторые экстремальные построения Шимановского и Мясковского, в т.ч. те сонаты и пьесы, которые он играл. Не скажу, что "похоже", но нечто общее можно углядеть. Не потому, что Ксенакис "копировал", а тем более, "наследовал", этого быть не могло, но потому, что в реализации угадывается нечто схожее, хотя принципы сочинения разные.
А когда Рихтер вслушался в последнюю пьесу, отмеченную в его Дневнике, он, видимо, уже начал разочаровываться. И она, действительно, на слух более абстрактна, хотя не думаю, что сочинялась каким-то другим способом. По крайней мере, в звуковом результате особых различий не ощущается. И тем не менее ........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица