Автор Тема: Владимир Крайнев (1944-2011), выдающийся русский пианист  (Прочитано 22041 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sergey

  • Гость
....в книге написано [в связи с известными печальными событиями 82-85 гг.] "мне пришлось записать Сонату Шопена, Сонату Скрябина, Этюд Рахманинова - уже по-настоящему без фонограммы"...
А что за "известные печальные события"? А насчет записи без фонограммы речь, как можно предположить, идет о записи на видео?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
....в книге написано [в связи с известными печальными событиями 82-85 гг.] "мне пришлось записать Сонату Шопена, Сонату Скрябина, Этюд Рахманинова - уже по-настоящему без фонограммы"...

А что за "известные печальные события"?

Имеется в виду "пятилетка пышных похорон". Сергей, вы ведь жили в ту эпоху, должны помнить не хуже меня, что началось в 1982 году и закончилось в 1985-м. Крайнева в связи с этими событиями часто показывали по ТВ и с оркестром, и соло, когда сутками гоняли классическую музыку. Причём, в эти дни вытаскивали из архивов замечательные исполнения, которые там под спудом годами лежали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Stella

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
 Спасибо  господин  Предлогов что напомнили нам о Крайневе он  действительно гений.Жаль что прожил не очень долго.....

regards

  • Гость
С появлением пары полных энтузиазма новых ников слегка девальвировалась лексика.
Крайнев - не гений. Он почувствовал бы неловкость, услышав это, я уверен.

Он симпатичен как человек по своим воспоминаниям, так что какая разница, как он играл. В отличие от многих, имевших возможность реализовать свои желания, он это сделал, прожил красивую жизнь, и тем вызывает симпатию, но не надо ему приписывать того, что он и сам бы счёл за фальшь.

В этом контексте интересна книшка Павла Гаука, которую поминал Предлогофф. Я её начал читать ещё до того, как увидел тут упоминания, и читал долго - толстая )) Сначала раздражала: мужик вырос в доме, где по утрам в коридоре встречался с Гилельсом и дружил с Еленой, на даче у него пил Оборин и прочая, и - ни одного осмысленного слова о выдающихся музыкантах и не только музыкантах, которых он знал на уровне быта!!

А потом я понял. Да, Павел - никакой музыкант, и его высказывания что о Рихтере, что о Кате Новицкой поверхностны и глупы. Ну, не совсем уж никакой - таки закончил МГК в её лучшие годы, школа.

Но как ни странно, книга читается. Благодаря искренности и полному отсутствию претензий. Очень увлекательная картина жизни 50-70 гг. в восприятии этакого "музыкального барчука", и хотя в рецензиях на неё в сети все пишут о сарказме автора, я его совершенно не почувствовал: воспоминания Павла - добрые, честные и без всякого злорадства, а тем более - злости. Я только к концу осознал его слова о собственной книге: это - не мемуары, это - роман. Автор - очень позитивный и доброжелательный человек, и спасибо ему за откровенный рассказ о своей жизни. Мало кто решился бы так откровенно.

То же с книшкой Крайнева. Очень увлекательно как роман о времени. Это было интересное время - во многих отношениях куда любопытнее сегодняшнего. Я знаю некоторых упоминаемых им персонажей, и попробую раскрутить их на воспоминания.

А про гения... Крайнев, конечно, знал, что он - не гений, но это ему не мешало: он прожил яркую жизнь во времена, когда это было почти невозможно.
« Последнее редактирование: Июль 26, 2013, 18:53:46 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С появлением пары полных энтузиазма новых ников слегка девальвировалась лексика.
Крайнев - не гений. Он почувствовал бы неловкость, услышав это, я уверен

:)) О нет! Я так уверен в обратном, памятуя о том, как он скромно называл сам себя и всех деятелей своего круга "элитой" и т.п., так что никакой неловкости при слове "гений" в свой адрес он не ощутил бы :))  Принял бы как должное и с удовольствием.
Другое дело, как это соотносится с реальностью.
Я его ценю, ставлю очень высоко и считаю выдающимся музыкантом, и думаю, что это объективная оценка, а слова "гений", "не гений" лучше оставить на волю потомков, а то и правда: столько ныне "гениев" развелось - куда ни плюнь, обязательно попадёшь в "гения".

Суть в том, что Павел Гаук -

Вы этом слове клавиатура выпала из ваших рук ? :))

А книге Павла Гаука у нас посвящён отдельный поток, она того стоит:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,5608.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Только с третьего раза понял, откуда взялся Ваш вопрос о выпавшей клавиатуре :) Пост законченный, просто, как всегда, я в процессе его сильно менял, и внизу осталась строчка из промежуточной версии, не заметил :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"мне пришлось записать Сонату Шопена, Сонату Скрябина, Этюд Рахманинова - уже по-настоящему без фонограммы".   Буду очень признателен, если кто-нибудь выскажет впечатления об исполнении Крайневым Чайковского и Рахманинова (концерты сейчас появились на youtube); а может быть и вспомнит загадочный Этюд (особые надежды у меня на автора темы!)

Я помню исполнение Крайневым некоторых этюдов Скрябина из op.8, особенно запомнился №9 gis-moll - совершенно потрясающе был сыгран. Записаны ли эти этюды - не знаю.
2-ю сонату Скрябина слышал только в студийной записи, а 5-ю он иногда играл в концертах. Возможно, 2-ю тоже играл вживую, но я не попадал на неё.
"Этюд Рахманинова" - это, полагаю, речь идёт об этюде-картине a-moll op.39 №2. К сожалению, в своей книге Крайнев не утруждал себя конкретизацией номеров опусов.
Я сейчас вспоминаю, что Крайнев и вправду любил играть не столько соло, сколько с оркестром, и я, в основном, вживую с ним сталкивался в зале, когда он играл романтические концерты. Также он записал множество концертов Моцарта - я слышал не все и не знаю, "замкнул" ли Крайнев интеграл моцартовских концертов, т.е. он их сыграл, а вот записал ли весь набор - я не в курсе.
У него был очень мощный звук при его небольшом росте. Как-то раз он играл в один вечер со своими учениками, которые представили 2 концерта, и среди них был концерт Грига. Ну так - хорошо, музыкально играли.
Но вот Крайнев сел сам за рояль играть 1-й концерт Листа - и даже в сравнении с только что игравшими замечательными его учениками сразу стало ясно, что такое "большой пианист", когда мощь рояля в октавах и триумфальных аккордах запросто перекрыла оркестр. Но, конечно, важна не только мощь сама по себе, но и особое качество звука, потому что даже в пианиссимо тембр его рояля, где это требовалось, просвечивал через довольно плотную оркестровую ткань.
На этом сравнительном примере можно было продемонстрировать, чем звук настоящего мастера отличается от звука средних музыкантов - индивидуальностью тембра и качеством. А ведь многие музыканты так и не обретают своего звука, хотя играют всю жизнь до самой смерти, уж сколько я таких пианистов слышал - десятки, даже сотни, наверное. Ну и где они все ? У Крайнева свой тембр был, и он мог меняться от стиля к стилю - в Скрябине, Листе его палитра была роскошной, а в Моцарте - более аскетичной, что слушалось стильно. Пожалуй, Шопен его тоже был довольно строгим в тембровом отношении, хотя мне всегда казалось, что как раз в Шопене можно добавить красок.
Впрочем, рассуждать о том, что нужно было делать кому-то другому, проще всего и всегда приятно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
Спасибо за информацию об Этюде Рахманинова (к "известным событиям" он подходит вполне!). Удивительно, что это, похоже, единственное сольное сочинение Рахманинова, которое играл Крайнев. Этюд Скрябина ор. 8№9 есть на виниле, а вроде бы, и на каком-то CD, посвященном Конкурсам Чайковского. Я, помнится, в ранней юности был прямо--таки потрясен исполнением этого Этюда. Из Концертов Моцарта с Сондецкисом записаны №№5,7,10, 12-15 и еще что-то есть в радиофонде. Ощущение - "вот заиграл пианист другого уровня" я тоже однажды испытал в полной мере, когда исполнялись 1, 2 и 3 Концерты Прокофьева (В.В. играл Второй). Фотография афиши этого концерта, кстати, есть в книге. 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я не знаю, что напутал Владимир Всеволодович и что напутал я (быть может, я чего-то не знаю, да и память у меня не компьютерная), но его видеозаписи, в частности, 2-й сонаты Скрябина, я видел по телевизору уже в 70-х гг. Тем не менее, в своей книге он пишет:

"Кончины Брежнева ждали со дня на день; мне пришлось надеть костюм, белую рубашку, тёмный галстук и записать сонату Шопена, сонату Скрябина, этюд Рахманинова ... Говорить вслух о смерти Брежнева, да ещё на телевидении, было нельзя, но каждый понимал, к чему мы готовимся: все звукорежиссёры показывали пальцем в потолок и говорили: "Туда пишем"".

Я убеждён, что это одна из фантазий Владимира Всеволодовича. Что "кончины Брежнева ждали со дня на день" - это его выдумка, ибо никто ничего ТАКОГО ещё не ждал в конце 70-х, когда он записывал перечисленные произведения. Их записывали, так сказать, "впрок", ни о чём ПОДОБНОМ ещё не думая. Но, конечно, досужей болтовни вокруг таких событий всегда было предостаточно, так что я не придавал бы этому какого-то важного значения.
Конкретного повода для записей не было, их просто делали в плановом порядке, тем более, что в своей книге он объясняет, каким образом сделался "пианистом Советского Союза".
Другое дело, что эти записи крутили в траурные дни, но это уже другой вопрос. А Крайнев пытается изобразить в книге некий провиденциализм, что, дескать, "знали, для чего пишут в студии". Ни черта они не знали, а могли лишь мечтать о смерти Брежнева :))
Ох, кто только не мечтал тогда об этом, как вот миллионы людей мечтают, чтобы нынешний вoждь где-нибудь навернулся на охоте, утонул в озере, сломал позвоночник на тренировке или чтобы его настиг рак или инфаркт, и ведь логично, что когда-то и Брежнев должен был умереть по законам природы. Ну не бессмертный же он, ей-богу!
Что касается сближения по времени студийной записи и смерти Брежнева - то это остаётся на совести рассказчика, ибо это типичный фантазм Крайнева, каких в его книге хватает.
К тому же он путает:

"Сначала под Второй концерт Рахманинова хоронили Баграмяна, потом Суслова, а затем уже Брежнева, Андропова, Черненко".

Суслов умер раньше Баграмяна, это можно проверить по датам их жизни, но дело даже не в этом, а в том, что Крайнев слишком сильно политизирует всё происходившее в СССР.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Навеяло: мне сегодня сказали, что Воскресенский только что закончил запись всех концертов Моцарта.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Навеяло: мне сегодня сказали, что Воскресенский только что закончил запись всех концертов Моцарта

Я рад за него.
И всё же было бы любопытно узнать, записал ли Крайнев интеграл концертов Моцарта ? Быть может, не студийные, так хотя бы живые записи есть ? Будет обидно, если это не так: такую громадную работу не всякий пианист способен проделать. Пожалуй, в каком-то смысле это даже посложнее, чем все 32 сонаты Бетховена записать - имею в виду все аспекты, включая организационный.
Что касается того, кто "лучше "сыграет" Моцарта, то я порассуждал бы об этом в другом ключе. Например, для меня аксиома, что Воскресенский - выдающийся наставник. Если под его присмотром выросли столь разные пианисты, среди которых много поистине выдающихся, в т.ч. и среди его учеников самых последних лет, то это уже само по себе свидетельствует об удачно принятой им эстафете "школы", в недрах которой он сам вызрел сам музыкант.
Был ли таким же мощным наставником Крайнев, для меня большой вопрос! Давайте обсудим эту тему, ибо для меня это неочевидно. Собрать вокруг себя талантливых учеников - это одно, а как-то серьёзно и целенаправленно повлиять на них и передать им нечто такое, что можно было бы назвать "школой" - это другое.
Пусть меня кто-нибудь переубедит.
На мой взгляд, Крайнев-артист, пианист, солист гораздо значительнее Крайнева-наставника. С другой стороны, Воскресенский, до сих пор очень хорошо, между прочим, отзывающийся о Крайневе, для меня прежде всего - наставник, учитель, и я ценю его именно в этом качестве. А как пианиста, солиста его поставить рядом с Крайневым или с другими ведущими пианистами этой же эпохи я поставить не могу.
Пусть меня тоже кто-нибудь переубедит.
Мне кажется, Воскресенский не сам по себе, а через своих учеников, т.е. прежде всего как наставник вошёл в историю нашей фортепианной школы, и это обстоятельство вряд ли когда-либо подвергнется переоценке; Крайнев же вошёл в историю прежде всего как пианист, самостоятельная творческая единица, замечательный представитель русской фортепианной школы. Пожалуй, при всех полистилистических проявлениях, наблюдаемых в его игре, можно сказать, что именно нейгаузовской прежде всего, ибо он не только формально числился по классу отца и сына Нейгаузов, но и воспринял и перенял у них многое по существу и с т.ч. ф-п звука, тембра, и особенностей ф-п техники, и художественных склонностей, и репертуарных тенденций,  и т.п.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Согласен, хотя мне всегда не хватало объективности, когда слушал Крайнева: вроде всё хорошо, но что-то отталкивает, бодрость какая-то неуместная :)
А о Воскресенском я написал потому, что сработала забавная ассоциация: я хорошо помню давнюшнюю статью о нём молодом, где его сравнивали по игре (!) с Моцартом, и вот на тебе - моцартовский интеграл.
У меня нет никакого мнения о Воскресенском, как-то руки не доходили, да и кому оно интересно.
Любопытно, что когда год назад я говорил с замдиректора местного дома учёных о концерте Фаворина в Обнинске, она живо среагировала на имя Воскресенского - больше, чем на всю мою остальную пропаганду о Фаворине.
Такая вот популярность.

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
То же с книшкой Крайнева. Очень увлекательно как роман о времени. Это было интересное время - во многих отношениях куда любопытнее сегодняшнего. ...<skipped>...
... Крайнев... он прожил яркую жизнь во времена, когда это было почти невозможно.
Возникает ощущение некоторого несоответствия между характеристикой времени в первом предложении и во втором.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
о Воскресенском я написал потому, что сработала забавная ассоциация: я хорошо помню давнюшнюю статью о нём молодом, где его сравнивали по игре (!) с Моцартом

:)) Ой, извините, я не должен смеяться, но это очень смешно. Кого только не уподобляли Моцарту, например, Лубянцева. В каком же это году такое могли напечатать о Воскресенском, если учесть, что сегодня ему уже 78 лет ?

Любопытно, что когда год назад я говорил с замдиректора местного дома учёных о концерте Фаворина в Обнинске, она живо среагировала на имя Воскресенского - больше, чем на всю мою остальную пропаганду о Фаворине

Да, очень мило. Ну что ж, человек, родившийся в 1986 году, менее популярен, чем родившийся в 1935-м. В каком-то смысле логично: ведь имя Воскресенского гораздо дольше мозолило нам глаза - на полвека дольше :)) Так что у Юрочки есть достаточно времени сделаться популярным :))
Я ещё раз повторюсь, что считаю Воскресенского ВЫДАЮЩИМСЯ наставником, даже преклоняюсь перед его педагогическими талантами. Но, к примеру, его запись 10 сонат Скрябина просто чудовищна. С трудом припоминаю что-либо более ужасное.
Моцарт, наверное. в его исполнении не столь одиозен и даже, может быть, по-своему хорош, но, полагаю, не настолько, чтобы перекрыть Крайнева и прочих.
А Крайнев, между прочим, самым выдающимся образом играл Скрябина - этюды, прелюдии, 2-ю и 5-ю сонаты. Впрочем, Скрябин - это особенная область и, наверное, в общем случае судить о классе пианиста по исполнению Скрябина нельзя, но если Скрябин у кого-то ПОЛУЧАЕТСЯ, то это тоже его характеризует, не так ли ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
Насколько я знаю, интеграл Концертов Моцарта так и не получился, даже если добавить записи из радиофонда. Жаль также, что не оцифрованы некоторые пластинки (6 и 8 Прокофьева, Шопен, та же первая запись "Картинок").

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насколько я знаю, интеграл Концертов Моцарта так и не получился, даже если добавить записи из радиофонда. Жаль также, что не оцифрованы некоторые пластинки (6 и 8 Прокофьева, Шопен, та же первая запись "Картинок").


Как ?? Шопен вроде оцифрован - 4 Скерцо и 4 Баллады, разве нет ??

http://intoclassics.net/news/2008-08-31-1382

Но знаете, это у него получилось хуже, чем мне доводилось слышать.

А интеграл Моцарта, возможно, записан вживую - он же сам в книге пишет, что сыграл его аж 4 раза.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Статью я ту читал где-то в 70 гг., и не помню, чтобы это была рецензия на концерт. Она могла быть написана гораздо раньше. Но светлый образ сверхталантливого молодого пианиста Воскресенского помню как сейчас :). А потом жизнь внесла коррективы: как-то за суетой и другими концертами так и не послушал ни разу, и делаю нахальный вывод, что если бы он играл интересно, то я бы услышал об этом.

Противоречия, waretada, нет: время в целом то было во многих отношениях интересное и по-своему яркое, но личного выбора, как прожить свою жизнь, было неизмеримо меньше. Сегодняшнее - не "хуже" и не "лучше", просто со снятием всех ограничений куда заметнее стало с самой молодости, чего человек стоит. И мне лично наблюдать открывшуюся картину скушно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
светлый образ сверхталантливого молодого пианиста Воскресенского помню как сейчас :)

:)) Да, в те времена любили время от времени потрясать Вселенную подобными статьями о молодой смене, обладающей какими-то якобы невероятными способностями и возможностями. Часто появлялись также статьи о разного рода вундеркиндах, только вот куда они все подевались, эти сверхъестественно одарённые во всевозможных областях дети ? Помню, по прочтении таких панегирических статей сразу возникало ощущение неминуемого пришествия со дня на день коммунизма. Казалось что светлое будущее уже не за горами и прям-таки стучится в окно.
Судя по сегодняшнему нашему состоянию, не достучалось.
Между прочим, Крайнев тоже в каком-то смысле работал на этот образ "сверхталантливой коммунистической молодёжи" - не по своей инициативе, конечно, а через государственную пропагандистскую машину.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот тут нашёл кое-что. Вообще-то, там было намного больше, в т.ч. все ф-п концерты Прокофьева, его сонаты, пьесы, ф-п концерты Моцарта, Шопена и др., но ссылки устарели - там ещё старые 6-символьные ссылки на mail, давно уже прокисшие.
Но вот это ещё живо:

Vladimir Krainev (Russian: Владимир Всеволодович Крайнев)

01. Vladimir Krainev
02. Chopin - Ballade No.1
03. Chopin - Ballade No.2
04. Chopin - Ballade No.3
05. Chopin - Ballade No.4
06. Debussy - Prelude, Book I - No.1 - Danseuses de Delphes
07. Debussy - Prelude, Book I - No.2 - Voiles
08. Debussy - Prelude, Book I - No.3 - Le vent dans la plaine
09. Debussy - Preludes, Book I - No.5 - Les collines d'Anacapri
10. Debussy - Prelude, Book I - No.8 - La fille aux cheveux de lin
11. Debussy - Prelude, Book I - No.12 - Minstrels
12. Prokofiev - Piano Sonata No.6 in A major, Op.82
13-bis. Chopin - Nocturne in F sharp maor, Op.15 No.2
14-bis. Prokofiev - March from The Love for Three Oranges

Vladimir Krainev, piano

Grand Hall of Moscow Conservatory, Live; 03.05.1982

Радио Орфей


http://intoclassics.net/news/2012-11-10-30129

===============================================================


Mussorgsky - Pictures At An Exhibition*,
Debussy - Children's Corner**,
Ravel - Gaspard De La Nuit*** -
by Vladimir Krainev
 

01 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 1:14
02 - Pictures At An Exhibition - Gnomus (The Gnome) - 2:21
03 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:48
04 - Pictures At An Exhibition - Il Vecchio Castello (The Old Castle) - 4:33
05 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:24
06 - Pictures At An Exhibition - Les Tuileries-Dispute D'Enfants Apres Jeux (The Tuileries Gardens-Children'S Quarrel After A Game)0:58
07 - Pictures At An Exhibition - Bydlo (Oxen) - 2:41
08 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 0:40
09 - Pictures At An Exhibition - Ballet Of Unhatched Chicks (Trilby) - 1:06
10 - Pictures At An Exhibition - Samuel Goldenberg And Schmuyle - 1:55
11 - Pictures At An Exhibition - Promenade - 1:14
12 - Pictures At An Exhibition - Limoges - Le Marche (Limoges - The Marketplace) - 1:21
13 - Pictures At An Exhibition - Catacombs - 1:48
14 - Pictures At An Exhibition - Con Mortuis In Lingua Mortua (With The Dead In A Dead Language) - 2:04
15 - Pictures At An Exhibition - The Hut On Chicken'S Legs (Baba-Yaga) - 3:21
16 - Pictures At An Exhibition - The Great Gate Of Kiev - 4:58

 
17 - Children's Corner - Doctor Gradus Ad Parnassum - 1:52
18 - Children's Corner - Jimbo's Lullaby - 4:22
19 - Children's Corner - Serenade For The Doll - 1:57
20 - Children's Corner - The Snow Is Dancing - 2:47
21 - Children's Corner - The Little Shepherd - 2:22
22 - Children's Corner - Golliwogg's Cake Walk - 2:26

 
23 - Gaspard De La Nuit - Ondine - 5:50
24 - Gaspard De La Nuit - Gibet (Gallows) - 5:11
25 - Gaspard De La Nuit - Scarbo - 8:15


http://intoclassics.net/news/2011-11-08-25831

====================================



Ф. Шопен: Фортепианный Концерт №2 | Бетховен: Эгмонт - Увертюра + Симфония №3 | Владимир Крайнев

1. Ludwig van Beethoven: Эгмонт - Увертюра Op.84 к трагедии И.В. Гёте
2. Frederic Chopin: Фортепианный Концерт №2 Op.21
3. Ludwig van Beethoven: Симфония №3 Op.55 „Героическая“

--------------------------------------------------------------------------------

Живая аудиозапись пианиста, народного артиста СССР Владимира Всеволодовича Крайнева с Франкфуртским Радио-Симфоническим Оркестром под руководством Carl St. Clair в старой опере Франкфурта 28-29 ноября 1996 года.

Тип: DVD
Аудио: Dolby Digital 5.1 + Stereo
 
http://intoclassics.net/news/2009-02-21-3820
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ф. Шопен: Фортепианный Концерт №2 | Бетховен: Эгмонт - Увертюра + Симфония №3 | Владимир Крайнев

Эту 2-гигабайтовую громилу я себе забирать не стал, но если кто не поленится и возьмёт, то расскажите, что там и как.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
"Шопен" - я имел в виду советскую пластинку начала 70-х годов; когда-то я еще слышал тоже советскую студийную запись 4-х Скерцо. Свои последние записи Шопена на CD сам В.В. считал неудачными (читал в одном из интервью). Когда-то у радиофонда был более удобный сайт и я в числе прочего на всякий случай проверил Концерты Моцарта в исполнении Крайнева. Я сейчас на даче, а по возвращении могу дать справку. По-моему некоторые Концерты все же не записаны  ни вживую, ни в студии.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В своём интервью, размещённом по одной из вышеприведённых ссылок, Владимир Всеволодович очень интересно рассказывает о своих репертуарных изысканиях, о мучениях с Шопеном и т.п. Кстати, он буквально повторяет мою мысль о его стилистической преемственности по отношению к обоим Нейгаузам. Я эти выводы сделал по его игре, а он говорит об этом напрямую, и эти - а также и все остальные - слова стоит привести тут целиком на память.

Владимир Крайнев рассказывает:
-------------------------------------------------
"Я воспитан Нейгаузом - или Нейгаузами - и, мне кажется, что я довёл ценз исполнительского искусства Шопена. Мы же исполнители, и не всегда - безусловно, раз на раз не приходится - бывает удачный концерт, а бывает - не очень. И мне кажется, что одна из больших удач моих была, когда я играл три концерта - Моцарт, Скрябин, Шопен, - и вот шопеновский концерт был ОЧЕНЬ удачным. Несмотря на то, что мы чуть-чуть в коде финала там ляпнули, по настроению, по состоянию весь концерт был очень хороший.
В Шопене мне всё созвучно: вся его тоска, вся его печаль - бесконечная, там же нет ничего радостного-то ..... Как наоборот - у Моцарта, у которого даже миноры светлые, с надеждой. У Шопена абсолютная безнадежность. Абсолютно везде. Вот это мне очень близко, несмотря на якобы оптимистический характер моей натуры.
Меня воспитывали, и я себя воспитывал на всеядность. Перед нами был огромный пример Рихтера, который играл всю фортепианную литературу, и мы, когда были молодыми, старались делать то же самое. И я тоже всегда старался, но, как ни странно, Шопен - я чувствовал, что это мой композитор - мне долго не давался в молодые годы. В совсем молодые. Несмотря на то, что были удачи, была b-moll'ная соната, с которой я выиграл 2 конкурса, но в общей массе я довольно долго мучился, где-то лет до 22-х, 23-х. А потом дальше как-то стало всё легче: количество перешло в качество, когда я сыграл все Баллады, все Скерцо, Сонаты, Мазурок много, Ноктюрны .... Вот это всё - через муки, через труды, через углубление в айсберг, выяснение, насколько он глубок и куда он забрался в глубине своей - стало абсолютно моим нутром".
-------------------------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128
Мне кажется, в ранней записи Шопена, той же Второй Сонаты, у Крайнева как раз больше "Нейгаузовского духа". Впрочем не знаю, заслуживает ли это подробного обсуждения.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне кажется, в ранней записи Шопена, той же Второй Сонаты, у Крайнева как раз больше "Нейгаузовского духа". Впрочем не знаю, заслуживает ли это подробного обсуждения

Почему бы и не обсудить ? Просто это возможно лишь с привлечением фонографического материала.
Крайнев, безусловно, шопенист, а к тому же ещё и несомненный скрябинист, хотя его скрябинский репертуар не отличался широтой: 2 и 5 сонаты, этюды соч.8, некоторые прелюдии, "К пламени" ...... И всё же если послушать хотя бы эти две сонаты, то сомнений в его скрябинизме не останется.
Кроме него из воспитанников Г.Г.Нейгауза шопенистами "нейгаузовской закваски" мне представляются также Евгений Малинин и Александр Слободяник. Станислав Нейгауз - само собой, это даже не обсуждается. Из старшего поколения - Яков Зак, но его игра при многих унаследованных им характерно нейгаузовских деталях всё же была чем-то особенным в Шопене.
Игра Гилельса и Рихтера, на мой взгляд, выходит далеко за рамки нейгаузовской школы и не может быть охарактеризована в её категориях - это уже Шопен в передаче универсальных артистов титанического масштаба. По схожей причине шопеновская игра Рахманинова тоже не вмещается в рамки какого-либо узко-характерного направления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 128


По Шопену общедоступный материал не такой уж скудный: 2 Скерцо на youtube (на той же пластинке 2 Соната, Баркарола, Фантазия-Экспромт, Мазурка 17/4 - может быть, кто-нибудь выложит), 4 Баллады live на "погружении", 2 CD, 2 Концерт на youtube и все это охватывает примерно 35 лет. Вот относительно Скрябина - наверное даже репертуар уже в точности восстановить не удастся. Но, конечно, в любом случае этот репертуар был обидно узок. 
« Последнее редактирование: Июль 31, 2013, 10:53:07 от V.G. »